Как прописать в должностной инструкции пункт о антикоррупции? - Komsindrom.ru

Как прописать в должностной инструкции пункт о антикоррупции?

Содержание

Нужно ли включение в трудовой договор условия об осуществлении мероприятий по предупреждению и противодействию коррупции?

ООО планирует разработать локальный акт, регламентирующий меры по предупреждению и противодействию коррупции. Необходимо ли включение в трудовой договор условия об осуществлении мероприятий по предупреждению и противодействию коррупции? Обязательно ли указание в трудовом договоре условий о соблюдении положения указанного локального акта?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к выводу:

Стороны вправе, но не обязаны предусмотреть в трудовом договоре дополнительное условие, регламентирующее вопрос осуществления мероприятий, связанных с предупреждением и противодействием коррупции, со ссылкой на соответствующий локальный акт.

Обоснование вывода:

Прежде всего отметим, коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», далее — Закон N 273-ФЗ). Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (п. 2 ст. 1 Закона N 273-ФЗ):

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

При этом согласно ст. 13.3 Закона N 273-ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов. Как видно, Закон N 273-ФЗ, оговаривая обязанность организации, независимо от формы собственности, разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, никоим образом не регламентирует вопрос об обязательности включения указанных положений в текст трудового договора. Соответственно, в данной части работодатель должен руководствоваться нормами трудового законодательства.

В связи с указанным отметим, что по общему правилу регулирование трудовых отношений осуществляется нормативными правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (ст. 5 ТК РФ). Из совокупности норм ст.ст. 8, 15, 21, 22 ТК РФ следует, что обязанностью работника является не только выполнение трудовой функции, но и соблюдение норм коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов, трудового договора. Соответственно, неуказание в трудовом договоре ссылки на тот или иной локальный акт, не делает его в таком случае необязательным для исполнения работником. Как следствие, после утверждения работодателем локального нормативного акта, регламентирующего меры по предупреждению и противодействию коррупции, и ознакомления с ним работников организации он становится обязательным для исполнения независимо от факта наличия или отсутствия соответствующей ссылки на него в трудовом договоре.

При этом напомним, что в ст. 57 ТК РФ закреплена классификация условий трудового договора, в соответствии с которой они подразделяются на: обязательные для включения в трудовой договор и дополнительные. Так, среди перечня обязательных условий условие об обязанности осуществления мероприятий по предупреждению и противодействию коррупции не поименовано. В то же время согласно части пятой ст. 57 ТК РФ по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.

Таким образом, стороны вправе, но не обязаны предусмотреть в трудовом договоре дополнительное условие, регламентирующее вопрос осуществления мероприятий, связанных с предупреждением и противодействием коррупции, со ссылкой на соответствующий локальный акт*(1).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

*(1) По аналогии смотрите документы, регламентирующие вопрос по осуществлению мероприятий, связанных с предупреждением и противодействием коррупции в организациях госсектора, где также указано о рекомендации по включению указанного пункта в трудовой договор (Методические рекомендации о мерах по повышению эффективности работы по профилактике и противодействию коррупционных правонарушений в организациях, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации).

garantr.ru

Имеют ли право кадровику вменить обязанности по противодейстыию коррупции

  1. внесение информации об изменениях в качественном и количественном составе коллектива в базу данных компании;
  2. обработка и расчет больничных листов;
  3. обработка документов по назначению пенсии, компенсаций, субсидий;
  4. выявление причин «текучести» кадров;
  5. отслеживание отпусков и выплаты отпускных пособий;
  6. архивирование документов и их передача на хранение;
  7. документальное фиксирование кадровых операций, отражающих статус сотрудника: принят, уволен, переведен;
  8. заполнение, контроль и хранение трудовых книжек;
  9. создание и обновление личных дел персонала, внесение в них дополнительных сведений;

Должностные обязанности сотрудника, ответственного за профилактику коррупционных правонарушений

Принимает меры по выявлению возможного возникновения конфликта интересов, а также устранению причин и условий, способствующих его возникновению. Организует взаимодействие с правоохранительными органами в установленной сфере деятельности.

В качестве сотрудника МУ: В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» уведомляет работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»: – принимает меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов; – в письменной форме уведомляет работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только станет об этом известно.

Как прописать в должностной инструкции пункт о антикоррупции?

При разработке Положения также можно использовать аналогичные документы, разработанные в органах власти, например, Концепцию обеспечения собственной безопасности Федеральной налоговой службы, утв.

Кроме того, законодательством не предусмотрено включение таких пунктов в трудовые договоры (должностные инструкции) с работниками. Дополнительное соглашение может выглядеть следующим образом: ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ № 1 к трудовому договору № 475 от 15.05.02

Сотруднику, ответственному за организацию антикоррупционной работы, не обязательно иметь обучение по данному направлению

Об этом должен задуматься, прежде всего, работодатель — руководитель организации.В этой связи рекомендуем работодателю — руководителю организации организовать и провести обучение работников.Между тем руководитель организации самостоятельно решает должен ли сотрудник, которому он поручит заниматься организацией антикоррупционной работы в организации, иметь обучение по данному направлению работы ().Возможно, Вам будут интересны следующие документы:- ;- .С более подробной информацией по вопросу Вы можете ознакомиться в системе «Помощник кадровика: Эксперт» в справочном материале В системе «Помощник кадровика: Эксперт» также содержится:- консультация — консультация — консультация Все нормативные правовые акты, использованные в ответе, Вы сможете найти в системе «Помощник кадровика: Эксперт».С уважением,эксперт Службы поддержки пользователейпроекта «Помощник Кадровика: Эксперт»Майорова Кристина

Читайте также:  Должностная инструкция директора по маркетингу и рекламе

Должна ли в организации быть создана комиссия по антикоррупции?

При составлении такого положения можно руководствоваться Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013 ().

Так, в Положении следует отразить: термины и определения (подробно расписать, что входит в понятие «коррупция», что такое взятка, злоупотребление полномочиями и т.д.); нормативную базу по данному вопросу; пределы ответственности за незаконные действия; основные принципы противодействия коррупции в организации (личного примера руководителя, вовлеченности работников, ответственности и неотвратимости наказания и т.д.); обязанности работников и организации, связанные с предупреждением и противодействием коррупции, в том числе назначение ответственных работников за профилактику коррупционных и иных правонарушений. При разработке Положения также можно использовать аналогичные документы, разработанные в

5. Разъяснения практики применения статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г.

№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции», содержащей ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, в том числе случаев, когда дача согласия комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов бывшему государственному служащему на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации не требуется

Круг лиц, на которых распространяется данное ограничение, установлен пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г.

№ 925. К ним относятся граждане, которые ранее замещали должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при

Закрепление обязанностей работников и организации, связанных с предупреждением и противодействием коррупции

Так, в частности, порядок уведомления работодателя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений или о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений следует закрепить в локальном нормативном акте организации. В данном документе необходимо предусмотреть каналы и формы представления уведомлений, порядок их регистрации и сроки рассмотрения, а также меры, направленные на обеспечение конфиденциальности полученных сведений и защиты лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях.

В качестве методического материала при подготовке локального нормативного акта предлагаем использовать Методические рекомендации о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, включающие перечень сведений, содержащихся

Кого можно назначить ответственным за профилактику коррупции?

Подробности в материалах Системы Кадры: Правовая база: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗО противодействии коррупции Статья 13.3.

Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции 1.

15 Закона о службе за несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции налагаются взыскания. Сокрытие сотрудником фактов обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения является грубым нарушением служебной дисциплины и основанием для увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел.

Федеральный закон от 22.12.2014 №431-ФЗ дополнил Закон о службе статьей 50.1.

«Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции»

, которой регламентировано наложение взысканий, предусмотренных частью 1 статьи 50 Закона о службе, за несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Новеллой является также статья 51.1.

Имеют ли право кадровику вменить обязанности по противодейстыию коррупции

Руководитель подразделения, отвечающего за курирование Антикоррупционной политики, должен подчиняться напрямую генеральному директору Антикоррупционная политика Совет В случае возникновения конфликта интересов с организацией вы можете уволить работника, но только при наличии оснований, предусмотренных Трудовым кодексом Для чего нужен документ Основные принципы, которых придерживается организация, перечень конкретных мероприятий, которые она планирует реализовать, чтобы предупредить коррупцию и другие злоупотребления, рекомендуется закрепить в едином документе.

Его можно назвать, например, Антикоррупционная политика, как это предложено в Методических рекомендациях1.

Руководитель занимается подготовкой, утверждением служебной информации, предназначенной директору. В компетенции начальства – консультации персонала по текущим кадровым вопросам. О профессиональном уровне руководителя ОК свидетельствует

Может ли руководитель учреждения выступать в качестве председателя комиссии по противодействию коррупции?

При составлении такого положения можно руководствоваться Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013 ().

Обязанность руководителей организаций противодействовать коррупции

При этом Методические рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).

Антикоррупционная оговорка в договоре.

В последнее время все чаще в своей работе сталкиваюсь с тем, что в договоры стали включать антикоррупционную оговорку. Обычно она включается в текст договора по инициативе одной из сторон договора. Мне так же при проверке договоров от контрагентов поступают предложения и даже требования о включении в договор такой оговорки. В большинстве случаев ее включение является принципиальным и без нее контрагент отказывается заключить договор.

Ранее 2014 года я сталкивался с такой ситуацией только при согласовании (разработке) договоров, когда одной из сторон являлась компания с иностранным происхождением (инвестором), имеющая отношение к западной части света. Для них наличие антикоррупционной оговорки являлось принципиальным и безусловным.

Оговорка в своем содержании имела ссылку на антикоррупционное законодательство иностранного государства. Несмотря на возражения относительно наличия этой оговорки она все равно включалась так, как заключение договора с таким контрагентом было выгодным и/или необходимым. Как это обычно бывает коммерция побеждает здравый смыл: деньги получаем сейчас, а проблемы неизвестно будут или нет, а если и будут, то неизвестно, когда. Ну, что тут скажешь, чьи риски тот и принимает решение.

В 2014 году аналогичные предложения/требования стали поступать от российских компаний. Российские компании необходимость наличия антикоррупционной оговорки либо никак не мотивировали, либо ссылались на внутреннюю политику компании, либо объясняли тем, что Федеральный закон №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008, дополнен статьей 13.3 которой на организации возложена обязанность разрабатывать и применять меры по предупреждению коррупции, а именно разрабатывать и внедрять в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации. Также в обоснование необходимости контрагенты ссылаются на «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции» разработанные во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. №309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Разбираемся, обязательна антикоррупционная оговорка в договоре или нет:

1. Федеральный закон №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008г.

Статья 13.3 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008, содержит обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции и в ней указан, примерный перечень мер по предупреждению коррупции, одной из которых является разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации. Данная норма действует с 2013 года.

Читайте также:  Должностная инструкция директора центра занятости населения

При буквальном толковании этой нормы следует, что каждая организация самостоятельно определяет, как и каким образом будет противодействовать коррупции, но не обязана это делать только путем разработки и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации или предпринимать эту меру одновременно в совокупности с другими мерами противодействия. Из данной нормы также следует, что она ориентирована на организацию противодействия коррупции внутри организации, но не между организациями и это правильно. Каждая организация обязана самостоятельно контролировать недопущение проявления коррупции у себя в организации, а также ее сотрудниками при вступлении во взаимоотношения с третьими лицами. Другое дело, когда организации вступая друг с другом в гражданско-правовые отношения и заключая договор, прописывают в нем антикоррупционную оговорку.

Антикоррупционная оговорка является одной из мер по противодействию коррупции, но требует волеизъявления обеих сторон и одна из сторон может выразить желание не указывать эту оговорку в договоре и это ее право.

Отказ, в первую очередь, может быть вызван различной антикоррупционной политикой, применяемой в организациях, общего стандарта нет, каждый реализует требование закона по-своему. Юридическое или физическое лицо могут отказаться указывать антикоррупционную оговорку не желая смешивать антикоррупционное законодательство и сделку, потому что они хоть и тесно связаны, но все же это разные правоотношения. Для исполнения антикоррупционного законодательства стороны договора не обязаны возлагать на себя дополнительное обязательство друг перед другом и/или третьими лицами и нести за него ответственность. Возможно мое рассуждение и моветон, но при осуществлении предпринимательской деятельности в правовом государстве, лица ее осуществляющие обязаны исполнять закон, а не навязанную волю других лиц.

2. «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции» (далее — Методические рекомендации).

Этот документ на момент написания настоящей статьи (2015 год) официально не опубликован и размещен на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ. Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. Методические рекомендации не распространяются на государственные органы, а также на государственные фонды и организации.

Методические рекомендации также разработаны для организации мероприятий по профилактике и противодействию коррупции внутри организации, но с целью стандартизации антикоррупционной политики государства. Вы можете внутри своей организации руководствуясь данными рекомендациями разработать обязательные для сотрудников вашей компании локальные акты. В Методических рекомендациях в качестве меры противодействия коррупции действительно рекомендовано вводить в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартную антикоррупционную оговорку (раздел IV таблица №1), но в качестве примера. Что такое стандартная антикоррупционная оговорка неизвестно, а, рекомендовано, не значит обязательно.

Если руководство организации использует Методические рекомендации или считает их обязательными к использованию внутри своей организации, то оно вправе это сделать, но навязывать включение антикоррупционной оговорки в договор, заключаемый с контрагентом, тем более с наличием в ее тексте обязанности по соблюдению Методических рекомендаций, она не имеет право.

Поэтому компания, у которой имеются локальные акты антикоррупционного содержания или компания собирающаяся такие акты создать, должна осторожно относиться к наличию в них обязанности по включению в договоры антикоррупционной оговорки. Иначе, в случае заключения договора с «выгодным» контрагентом, договор не будет подписан, если контрагент против антикоррупционной оговорки, либо будет подписан договор без наличия в нем антикоррупционной оговорки и тогда будут нарушены локальные акты, если ими предусмотрено наличие антикоррупционной оговорки в договоре.

3. Почему включают антикоррупционную оговорку в договор:

– Как один из способов соблюдения действующего законодательства по борьбе с коррупцией.

– Проявление руководством компании высокоморальных принципов и гражданской ответственности по борьбе с коррупцией. Это зависит от личного мировоззрения руководителя(ей) компании, а не от наличия таковой обязанности в законодательстве.

– Как событие, наступление которого влечет юридические последствия (прекращение договора, уплата штрафов, уплата компенсации и т.д.), обычно негативные для стороны, у которой такое событие наступило.

Антикоррупционные положения в трудовых договорах работников: а нужны ли?

В борьбу с коррупцией с 2008 года вовлечен и частный бизнес, руководство каждого предприятия обязано разрабатывать антикоррупционную политику. Одна из ее частей – отдельные положения в трудовых договорах, нацеленные на предотвращение злоупотребления полномочиями с целью получить личную выгоду. Цель законодателя – сформировать у населения нетерпимость к противозаконным действиям.

Нормативное регулирование

Принципы предупреждения коррупции и противодействия этому явлению установлены в Законе № 273-ФЗ. Статья 13.3 обязует юридические лица и ИП принимать меры, предупреждающие коррупцию, и определяет дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность по отношению к сотрудникам. В ст. 14 определена ответственность юридических лиц.

Одна из мер предотвращения коррупции – включение в трудовые договоры антикоррупционных оговорок. Однако руководство вправе самостоятельно решить, нужны ли они. В нормативах текст не закреплен, но можно использовать методические рекомендации, которые расположены на сайте Минтруда. Руководство предприятия может ограничиться изданием внутреннего норматива, регулирующего данный вопрос, и обучением сотрудников.

Стоит ли вводить

Ст. 57 ТК (Трудового кодекса) допускает включение в трудовой договор перечень обязанностей работника, вытекающих из федеральных законов и внутренних нормативов. Если в соглашении имеются пункты, обязующие предупреждать коррупцию и противодействовать ей, руководитель при нарушениях вправе применять дисциплинарные взыскания, даже увольнение.

Введение антикоррупционных положений в трудовых договорах работников

Антикоррупционная отметка выделяется отдельным пунктом, содержащим:

  • определение понятия «коррупция» (получение и дача взятки, подкуп, использование служебного положения с выгодой для себя и др.);
  • указание на обязанность соблюдать условия антикоррупционного положения предприятия;
  • перечень действий, которые являются нарушением антикоррупционного законодательства;
  • обязанности работника: не совершать правонарушений, информировать руководство о фактах коррупции;
  • порядок уведомления руководства;
  • ответственность за нарушения.

Отдельно необходимо указать, что антикоррупционное положение обязаны соблюдать все сотрудники независимо от должности и выполняемых обязанностей.

При составлении документа учитываются особенности структуры и сферы деятельности предприятия. Руководитель обязан проследить, чтобы работник внимательно изучил этот пункт.

Скачать примерный ТД с антикоррупционной оговоркой можно здесь.

Образец ТД с антикоррупционной оговоркой

Как применяется оговорка

В рамках ст. 13 Закона № 273-ФЗ на практике применяются соответствующие статью УК (Уголовного кодекса):

  • мошенничество с использованием преимуществ служебного положения (ст. 159);
  • мошенничество при ведении бизнеса (ст. 159.4);
  • злоупотребление положением (ст. 201 и 285);
  • подкуп в сфере бизнеса (ст. 204);
  • дача, получение взятки, посредничество при даче взятки (ст. 290, 291, 291.1).

По данным статьям для руководителей различного уровня предусмотрены штрафы большого размера, запреты заниматься определенной деятельностью, принудительные работы, ограничение и лишение свободы.

Для рядовых сотрудников в рамках ст. 13 Закона № 273-ФЗ используются установки ст. 192 ТК, определяющей понятие «дисциплинарное взыскание». Работодатель может расторгнуть трудовое соглашение по:

  • ч. 5, 6,9, 10 ст. 81 ТК;
  • п. 7 и 7.1 ч. 1 ст. 81;
  • п.1 ст. 336.

Эти пункты определяют действия работников, дающих основание работодателю использовать при увольнении в качестве причины утрату доверия:

  • разглашение коммерческой тайны;
  • действия материально ответственного лица, повлекшие за собой материальный ущерб;
  • принятие бухгалтером, руководителем и его заместителем решений, повлекших за собой материальный ущерб;
  • неисполнение руководителем, его заместителем трудовых обязанностей.

Как защитить свои права

Однако применить ТК не просто. Это удается только по отношению к работникам, занимающимся обслуживанием товаров и денежных средств на основании дополнительного соглашения о материальной ответственности. Если это соглашение коллективное, при увольнении необходимо доказать степень виновности каждого сотрудника. Работодателю для увольнения дается 1 месяц со дня выявления проступка и полгода со дня совершения нарушения (ст. 193 ТК). Доказать, что действий работника достаточно для утраты доверия, должен работодатель.

Доказательства должны быть обоснованные и подтвержденные документально. Даже в том случае, если выявлена порча материальных ценностей или недостача, работника нельзя уволить до того, как будет доказана его вина. Доказательством могут служить жалобы клиентов об обмере, обсчете, обвесе, получении оплаты без предоставления чека, докладные записки других сотрудников, данные бухгалтерского учета, результаты инвентаризации.

  • Уволить можно как за однократный проступок, так за систематические нарушения, если проведено служебное расследование. Приказ об увольнении издается на основании перечисленных выше документов. При недостаче в исковом заявлении должен быть пункт о возмещении ущерба, так как вычесть такие суммы из зарплаты нельзя.
  • Работника, который переведен на место, связанное с материальными ценностями, временно, уволить нельзя, если отсутствует отдельное соглашение о материальной ответственности с указанием сроков совмещения.
Читайте также:  Должностная инструкция шефа-кондитера

Все эти обстоятельства должен учесть работник перед подачей в суд искового заявления с просьбой признать увольнение незаконным. Необходимо учесть, что материальная ответственность может быть закреплена не только в трудовом договоре, но и в служебной инструкции.

Из судебной практики можно сделать вывод, что уволенные работники восстанавливаются, если работодатель не понимает нормы, определенные в ТК. Увольнение по ст. 81 требует серьезной подготовки. Без достаточной доказательной базы суд восстановит даже такого работника, который на самом деле совершил проступки, достойные утраты доверия.

О том, что должен содержать качественный ТД, расскажет видео ниже:

Какую новую обязанность необходимо прописать в трудовых договорах

Минтруд разработал объемный документ, разъясняющий, как построить в организации антикоррупционную работу.

Цель документа

В связи с тем, что единых стандартов борьбы с коррупцией в организации не существует, ведомство предлагает использовать целый комплекс инструментов. Несмотря на то что внедрение антикоррупционной системы связано с расходами, в конечном итоге она принесет организации ощутимую пользу:

  • будет способствовать укреплению ее репутации;
  • снизит риск применения к ней санкций за подкуп должностных лиц;
  • при выборе деловых партнеров снизится ответственность компании за недолжное поведение контрагентов;
  • приведет к добросовестному поведению ее сотрудников.

Антикоррупционная политика и система локальных актов

Поскольку антикоррупционная работа должна иметь последовательный характер, Минтруд рекомендует выработать и утвердить антикоррупционную политику. Ее содержание обусловливается особенностями работы конкретной компании. Ознакомить с ней сотрудников и контрагентов компании можно, либо разместив текст на своем сайте, либо на стендах в офисе компании.

Что необходимо отразить в антикоррупционной политике:

  • ее цели и задачи;
  • понятия и определения;
  • область применения и лиц, подпадающих под ее действие;
  • обязанности всех членов коллектива по предупреждению коррупции;
  • ответственность сотрудников за нарушение политики;
  • порядок внесения поправок в политику;
  • антикоррупционные инструменты.

Разработать политику может как рядовой работник, так и структурное подразделение компании. Крупные организации, располагающие финансовыми возможностями, в силах привлечь внешних специалистов.

Участвовать в создании политики могут и сами сотрудники. С этой целью руководству необходимо информировать их о такой возможности. Утверждение антикоррупционной политики в виде локального нормативного акта (ЛНА) необходимо для выполнения его требований всеми работниками. Ознакомление сотрудников с антикоррупционной политикой должно производиться под подпись.

Кроме того, обязанность ее соблюдения следует прописать в трудовых договорах с работниками.

Определение в организации подразделения и (или) работников, ответственных за предупреждение коррупции для построения антикоррупционной системы

Главное — определить целесообразность назначения отдельных лиц или подразделений для выполнения указанной работы. Эти функции могут включать:

  • разработку проектов (ЛНА) и методичек;
  • участие в оценке рисков;
  • проведение проверок о возможных конфликтах интересов или коррупционных нарушениях;
  • взаимодействие с органами правопорядка и другими госорганами по антикоррупционным мероприятиям;
  • участие в согласовании кадровых решений и сделок;
  • проверку добросовестности контрагентов;
  • информирование, консультирование и обучение работников;
  • мониторинг изменений законодательства по борьбе с коррупцией;
  • мониторинг всех проводимых антикоррупционных мероприятий и подготовка отчетов для руководства.

Определять, кому поручить эти функции, организации следует сообразно своим возможностям. Так, крупное предприятие может создать отдельное подразделение, численность которого будет определяться пропорционально количеству работников организации. В качестве руководства Минтруд советует использовать примерное положение о подразделении по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственной корпорации,публично-правовой компании, размещенное на сайте ведомства по ссылке: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/015/1.

Для средних и малых предприятий функции могут быть возложены на сотрудников из следующих подразделений:

  • комплаенса;
  • внутреннего контроля и безопасности;
  • юридической службы;
  • кадрового подразделения;
  • внутреннего аудита и др.

Микро, малые и средние предприятия могут возложить функции по проведению антикоррупционной работы на руководителя или его заместителя.

ТАБЛИЦА: «Антикоррупционные инструменты»

Примерный порядок проведения оценки:

1) идентификация рисков — определение коррупционных правонарушений, которые могут быть совершены работниками данной организации и обнаружение тех бизнес-процессов и составляющих их подпроцессов («критических точек»), в ходе которых возможно совершение таких неправомерных действий. Приоритет — получение и дача взятки, коммерческий подкуп, неправомерное использование работником своих полномочий для извлечения выгоды;

2) анализ рисков — определение способов совершения коррупционного правонарушения, круга лиц, которые могут быть вовлечены в совершение коррупционного правонарушения, уязвимостей бизнес-процессов;

3) распределение значимости рисков — оценка вероятности совершения коррупционного правонарушения на определенном этапе того или иного бизнес-процесса и возможного вреда, наносимого организации и обществу в целом в случае совершения работником организации коррупционного правонарушения.

1) анализу должны подвергаться бизнес-процессы, а не личностные качества сотрудников;

2) проверять на наличие коррупционных рисков все бизнес-процессы при наличии в компании ресурсов;

3) рационально распределять ресурсы. Например, в первый год оценить три направления деятельности или бизнес-процесса организации, в следующий — еще три и так далее, пока не будут проверены все бизнес-процессы;

4) обеспечить беспристрастность лиц, проводящих оценку;

5) максимально четко описать коррупционные риски;

6) увязать результаты оценки коррупционных рисков с осуществляемыми в организации антикоррупционными мероприятиями;

7) регулярность проведения оценки.

Особенно пристальное внимание данному инструменту следует уделять компаниям с госучастием. Для частных компаний актуален в связи с противодействием корпоративному мошенничеству. Конфликт интересов не всегда приводит к негативным последствиям для организации, но такая ситуация несет в себе много рисков для организации. Даже в случае принятия решения, которое привело к положительным результатам для организации, при наличии конфликта интересов такая ситуация может привести к сомнениям в объективности со стороны работников организации, подорвать корпоративную культуру. Поэтому перед организациями стоит сложная задача по соблюдению баланса между интересами организации и личной заинтересованностью работников.

Основная задача организации по предотвращению и урегулированию конфликта интересов — это ограничение влияния личного интереса работников на их трудовые функции и принимаемые ими деловые решения. Внимание следует уделить ситуациям, при которых работник может использовать свои полномочия не для выполнения работы, а для получения личной выгоды. Организации рекомендуется определить перечень типовых ситуаций конфликта интересов с учетом специфики своей деятельности. Для этого необходимо одновременное наличие следующих обстоятельств:

1) личного интереса;

3) связи между полномочиями и возможностью получения выгоды.

Помочь в квалификации ситуации как конфликта интересов могут методические рекомендации по вопросам привлечения к юридической ответственности за непринятие мер по предотвращению и или урегулированию конфликта интересов, размещенные на сайте Минтруда по ссылке: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/9/15.

Какие задачи решает:

1) ограничивает возможные действия работника при возникновени конфликта интересов (получение подарка или предложения о работе по совместительству от организации-конкурента). Как результат — установление антикоррупционного стандарта позволит исключить попадание работника в такую ситуацию;

2) затрудняет допущение или сокрытие коррупции.

В стандарты следует включить положения, устанавливающие правила поведения сотрудников в области деловых отношений. Можно ограничиться изложением лишь основных ценностей и принципов компании. В любом случае применение типовых решений здесь нежелательно. Руководствоваться при этом можно кодексами деловой этики соответствующего профессионального сообщества. Антикоррупционные стандарты рекомендуется закреплять в ЛНА организации, с которыми работников нужно ознакомить под подпись. Лучше, если все антикоррупционные процедуры будут закреплены в одном локальном акте, к примеру, в кодексе деловой этики поведения. В этот документ также можно включить:

  • правила взаимодействия с коллегами и клиентами;
  • требования по дресс-коду и т.д.

Обязанность соблюдения антикоррупционных стандартов нужно включить в трудовые договоры сотрудников.

Для эффективности применения стандартов в них следует предусмотреть положения о применении ответственности за их нарушение. Но только тех, которые не противоречат трудовому законодательству с соблюдением принципов:

  • адекватности и соразмерности;
  • неотвратимости и отсутствия избирательного подхода;
  • детального анализа ситуаций возможного нарушения антикоррупционных стандартов исключительно на основе проверок.

В каких сферах прежде всего рекомендуется применять антикоррупционные стандарты:

  • получение и дарение подарков;
  • незаконное вознаграждение;
  • иная оплачиваемая деятельность и владение ценными бумагами;
  • спонсорская благотворительная деятельность;
  • взносы на политические цели;
  • пожертвования политическим партиям;
  • использование информации ограниченного доступа
Виды антикоррупционных инструментовОписание
Оценка коррупционных рисков
Регулирование конфликта интересов
Стандарты и кодексы поведения

Кроме указанных инструментов, при наличии финансовых возможностей вправе воспользоваться дополнительными инструментами антикоррупционной политики:

  • проверка контрагентов и антикоррупционная оговорка;
  • антикоррупционный аудит отдельных операций и сделок;
  • информирование, консультирование и обучение работников;
  • каналы получения информации о возможных коррупционных правонарушениях;
  • внутренний контроль и ведение бухгалтерского учета;
  • взаимодействие с правоохранительными органами и иными госорганами в целях противодействия коррупции;
  • участие в коллективных инициативах;
  • мониторинг эффективности реализации мер по предупреждению коррупции.

Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»

Ссылка на основную публикацию