Как оплатить время в пути во время командировки? - Komsindrom.ru

Как оплатить время в пути во время командировки?

Как оплатить время в пути во время командировки?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Работнику установлен оклад, пятидневная рабочая неделя. Работник отправлен в командировку. Аэропорт находится в месте постоянной работы сотрудников организации.
Необходимо ли оплачивать командированному работнику время в пути при возвращении домой в выходной день (например с пятницы на субботу)? Если да, то в каком размере? Как правильно считать количество часов, потраченных работником при возвращении из командировки в выходной день (например при перелёте)?
Каков порядок учета разницы во времени, например, при перелете Москва-Омск, в случаях вылета из Москвы 07.07.2017 в 23 ч 40 мин. (по московскому времени), прилета в Омск 08.07.2017 в 6 ч 00 мин. (по местному времени), затраченного времени в пути 3 ч 20 мин.? Каков примерный расчет оплаты времени нахождения работников в пути при возвращении из командировки в таких случаях?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В двойном размере надо оплачивать каждый час нахождения в пути.
Нахождение постоянного места работы и места командирования в разных часовых зонах не влияет на фактическое время нахождения работника в пути. Поэтому и оплачивать в двойном размере необходимо фактическое время нахождения работника в пути, пришедшееся на выходной день.
Определять, приходится ли время пути в день отъезда из места командирования на выходной или на рабочий день, следует по времени часовой зоны, в которой расположено место командирования. При отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днем отъезда из места командирования следует считать текущие сутки, а с 00 часов и позднее — последующие сутки.
В приведенной ситуации время пути, приходящееся на выходной для работника день, составит 3 часа.

Обоснование позиции:
Согласно ст. 166 ТК РФ служебная командировка — поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При решении вопроса об оплате выходных и нерабочих праздничных дней, приходящихся на время командировки, следует руководствоваться нормами Трудового кодекса РФ и Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее — Положение).
В соответствии со ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. При этом в соответствии с правилом п. 9 Положения средний заработок сохраняется за все дни работы по графику, установленному в командирующей организации, которые приходятся как на период нахождения работника в командировке, так и на дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути. Командирующей, в целях цитируемого Положения, является организация, с которой работник состоит в трудовых отношениях (п. 3 Положения).
Как установлено п. 5 Положения, в случае привлечения командированного работника к работе в выходные или нерабочие праздничные дни оплата его труда производится в соответствии с трудовым законодательством. Это означает, что выходные и праздничные дни в командировке, в течение которых работник не отдыхал, а привлекался к выполнению служебного поручения, также должны оплачиваться, но не в размере среднего заработка, а по правилам, установленным ст. 153 ТК РФ.
В соответствии с п. 4 Положения дни нахождения в пути к месту командировки и обратно включаются в период командировки. При этом вопрос об оплате выходных или праздничных дней, которые работник провел в пути, в том числе дня отъезда и дня возвращения в выходной или праздник, Положением специально не урегулирован. Верховный Суд РФ в решении от 20.06.2002 N ГКПИ02-663 пришел к выводу, что день выезда работника по распоряжению работодателя в командировку в выходной или праздник подлежит оплате в соответствии со ст. 153 ТК РФ. Полагаем, что будет справедливым распространять такой подход на все дни нахождения в пути и на день приезда работника из командировки, приходящиеся на выходные или праздники, поскольку в любой из таких дней работник не может использовать все полагающееся ему время отдыха по своему усмотрению.
Таким образом, по правилам ст. 153 ТК РФ оплачиваются не только выпадающие на выходные или праздники дни командировки, когда работник выполнял служебное поручение в месте командирования, но и другие выходные и праздничные дни, которые работник не может использовать по своему усмотрению в связи с командировкой (день отъезда, день приезда, дни нахождения в пути). Аналогичный вывод содержится в письмах Минтруда России от 05.09.2013 N 14-2/3044898-4415 и от 25.12.2013 N 14-2-337.
Суды применяют подобный подход при разрешении индивидуальных трудовых споров (определение Иркутского областного суда от 16.07.2015 N 33-5998/2015, определение Красноярского краевого суда от 15.10.2014 N 33-10015/2014). В частности, в апелляционном определении СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 12.04.2017 по делу N 33-1728/2017, суд, отклоняя довод работодателя о том, что в этот день работник не работал, а возвращался из командировки к месту работы, указал, что согласно ст. 106 ТК РФ время отдыха — это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Работник, находясь в пути, не может использовать это время по своему усмотрению и в связи с этим оно не может быть признано временем отдыха. В результате суд, сославшись на п. 5 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, пришел к выводу о необходимости оплаты дня нахождения в пути, пришедшегося на выходной день, в порядке, установленном ст. 153 ТК РФ для случаев привлечения работника к работе в выходные и нерабочие праздничные дни.
Поскольку в рассматриваемой ситуации день возвращения из командировки является для работника выходным днем, он также должен оплачиваться по правилам ст. 153 ТК РФ.
В соответствии с частью третьей ст. 153 ТК РФ по желанию работника ему может быть предоставлен другой день отдыха взамен выходного дня, в который работник привлекался к работе. В случае если с согласия работника ему был предоставлен другой день отдыха взамен выходного дня, то работа в выходной день подлежит оплате в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит. Соответственно, если работник не выразил желания взять другой день отдыха, работодатель обязан оплатить работу в выходной (праздник) не менее чем в двойном размере.
Пункт 5 Положения и статья 153 ТК РФ не содержат указания на то, сколько часов, приходящихся на исполнение служебного поручения в выходной или в праздник, следует оплатить в двойном размере — только фактически затраченные часы или весь день независимо от количества часов, которые работник затратил на исполнение служебного поручения. К сожалению, официальных разъяснений по данному вопросу пока нет.
В правоприменительной практике существует позиция, согласно которой время пути, приходящееся на выходные дни, нужно оплачивать по двойной дневной ставке от оклада за каждый выходной без учета проведенных часов в дороге (кассационное определение СК по гражданским делам Саратовского областного суда от 14.07.2011 N 33-3776/11, апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 11.08.2014 по делу N 33-7832).
Однако мы не согласны с таким подходом. Так, согласно ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит, в частности, от количества затраченного труда. За выходные и праздники, в которые работник отправляется в командировку и прибывает из нее, выплачивается не средний заработок, а заработная плата в двойном размере. Когда речь идет о выплате заработной платы за исполнение работником трудовых обязанностей, очевидно, что оплачивать необходимо только фактически отработанные сотрудником часы. Поэтому, по нашему мнению, в двойном размере надо оплачивать каждый час нахождения в пути.
Вопрос учета разницы во времени при направлении работника в командировку не урегулирован трудовым законодательством. Однако очевидно, что нахождение постоянного места работы и места командирования в разных часовых зонах не влияет на фактическое время нахождения работника в пути. Поэтому и оплачиваться по правилам ст. 153 ТК РФ в приведенной ситуации должно фактическое время нахождения работника в пути, пришедшееся на выходной день.
Согласно п. 4 Положения днем выезда в командировку считается дата отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства от места постоянной работы командированного, а днем приезда из командировки — дата прибытия указанного транспортного средства в место постоянной работы. При отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днем отъезда в командировку считаются текущие сутки, а с 00 часов и позднее — последующие сутки. Аналогично определяется день приезда работника в место постоянной работы.
При этом законодательство не содержит норм, устанавливающих порядок отнесения дня отъезда из места командирования к рабочим или к выходным в ситуации, когда постоянное место работы и место командирования находятся в разных часовых зонах. В такой ситуации нам представляется логичным определять, приходится ли время пути в такой день на выходной или на рабочий день по местному времени (то есть времени часовой зоны, в которой расположено место командирования)*(1). По аналогии определения дня отъезда в командировку (п. 4 Положения), при отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днем отъезда из места командирования следует считать текущие сутки, а с 00 часов и позднее — последующие сутки.
Приведем пример.
Работник был направлен в командировку на несколько дней в июле 2017 года. Оклад работника составляет 20 000 руб. В июле 2017 года про графику работника 21 рабочий день или 168 рабочих часов.
Перелет работника из Москвы в Омск занял 3 ч 20 мин., при этом вылет из Москвы состоялся 07.07.2017 в рабочий день (пятницу) в 23 ч 40 мин. (по московскому времени). Так, время пути работника в рабочий день — 20 мин., а в выходной день — 3 ч.
Начало пути приходится на рабочий день, поэтому за этот день в соответствии с п. 9 Положения выплачивается средний заработок*(2).
3 часа, пришедшиеся на выходной для работника день — 08.07.2017, необходимо оплатить по правилам ст. 153 ТК РФ: работнику, получающему оклад — в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
При этом работа в выходные дни не может быть запланирована графиком. Она никогда не включается в норму рабочего времени и, следовательно, всегда производится за пределами месячной нормы рабочего времени.
С учетом сказанного размер доплаты за время пути, пришедшееся на выходной день, при возвращении из командировки составит:
(20 000 руб. : 168 ч х 2 х 3 ч) = 714,29 руб.*(3)
Подчеркнем, что данная позиция является нашим экспертным мнением, которое может отличаться от мнения других специалистов или позиции суда при рассмотрении трудового спора. За официальными разъяснениями по данному вопросу работодателю целесообразно обратиться в уполномоченные органы власти — в частности, в Роструд, посредством заполнения электронной формы, размещенной на официальном сайте Роструда по адресу: http://www.rostrud.ru/reception/55.shtml, либо по почте (109012, Москва, Биржевая площадь, дом 1).

Читайте также:  День приезда и день отъезда в командировку

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Голубев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Согласно п. 8 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ «Об исчислении времени» местное время — это время часовой зоны, в которой расположена соответствующая территория.
*(2) Смотрите также следующие материалы:
— Энциклопедия решений. Оплата периода командировки;
— Энциклопедия решений. Формула расчета среднего заработка для всех случаев, предусмотренных ТК РФ, кроме отпусков;
— Энциклопедия решений. Оплата периода командировки. Пример расчета.
Также можно воспользоваться Калькулятором Расчета среднего дневного заработка для оплаты времени командировки (подготовлен экспертами компании «ГАРАНТ»).
*(3) О расчете часовой ставки смотрите следующие материалы:
— Энциклопедия решений. Доплата за работу в выходные и праздники.
— Вопрос: Сотрудница организации, расположенной на территории Сахалинской области, в январе 2016 года отработала 4 праздничных дня. Как правильно рассчитывать тарифную ставку работника. Насколько правомерно для расчета тарифной ставки применять среднемесячное количество рабочих часов в году, которое в 2016 году составляет 148 часов? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2016 г.).

Оплата сотрудника в командировке во время нахождения в пути

Сложилась неоднозначная ситуация с оплатой дней пребывания в командировке.Было бы приятно прояснить следующую ситуацию:

Сотрудник направлен в командировку, за ним сохраняется рабочее место и СЗ на время нахождения в командировке, работа в выходные оплачивается не менее чем в двойном размере или с предоставлением отгула. Тут вроде бы все понятно, но есть такой момент как нахождение в пути сотрудника в выходной день. К примеру, он выезжает на поезде в субботу, на место непосредственной работы прибывает в воскресенье. Бухгалтера настаивают на том, что выезд в СБ и весь день в пути не оплачивается никак, так как это считается днем отдыха, а командировочный день ВС уже подлежит оплате (суточные, СЗ и отгул). Время нахождения в пути является выходным днем, так как сотрудник еще не работает, но и не находится непосредственно на рабочем месте в месте командирования.Как быть?Все-же с точки зрения сотрудника, это не выходной день, а вынужденное пребывание в транспорте.

Благодарю заранее за комментарии.

Это бред полный:

При начислении некоторых налогов имеет значение норма суточных. Нормируются суточные при расчете НДФЛ. Так, не облагаются этим налогом суточные в пределах 700 руб. в день – при командировке по России и 2500 руб. в день при загранкомандировке. Такой порядок установлен в абз. 10 п. 3 ст. 217 НК РФ. Отметим, что суточные сотрудникам необходимо выплатить:

– за каждый день пребывания в командировке, включая выходные и праздничные дни;

– за все дни нахождения в пути (включая день отъезда и приезда), в том числе за время вынужденной задержки (п. 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. №749).

Подчеркнем, что днем отъезда считается день отправления транспортного средства, на котором сотрудник выезжает в командировку из населенного пункта, где находится место его постоянной работы. Если транспортное средство отправляется до 24 часов включительно, то днем отъезда считаются текущие сутки. Если транспортное средство отправляется после 0 часов – следующие сутки. При этом сутки, которые включают в себя время отправления транспортного средства, являются первым днем командировки. Суточные за этот день выплачиваются в полном размере. http://

Таким образом, время нахождения в пути оплачивается, как я понимаю, в общем порядке- так же как и время нахождения непосредстванно в командировке.

Насколько я понимаю, вопрос не в суточных, а в зарплате. Спор идёт вокруг того, находится ли сотрудник «на работе» при пребывании в поезде, едущем к месту назначения, и должен ли он получить за это оплату как за работу в выходной день.

В принципе, логика в позиции есть. Если сотрудник едет в командировку в рабочий день, он получает за это обычную дневную зарплату, то есть вроде как находится на работе. Будучи на месте назначения, в выходной день сотрудник распоряжается им по собственному усмотрению, то есть может пойти на рыбалку, в кино итп, в транспорте же он этой возможности лишён. То есть, по сути, командировка отняла у него выходной (по сравнению с вариантом «выехать в понедельник») и сотрудник хочет получить за это компенсацию.

Как смотрят на это нормативные документы — сказать, к сожалению, не готов. Но, имхо, разумнее дать человеку отгул, нежели ждать, что в следующий раз он потребует билеты на понедельник.

Бухгалтера настаивают на том, что выезд в СБ и весь день в пути не оплачивается никак, так как это считается днем отдыха, а командировочный день

Я поняла так,что вопрос тут.

Если вопрос,конкретно в зарплате, тогда:

При этом день выезда в командировку (день возвращения из командировки) является днем командировки . А выезд работника в командировку в выходной день, по мнению Верховного Суда РФ, следует рассматривать как работу в выходной день , поэтому такой день должен также оплачиваться как работа в выходной день . Следовательно, если работник выезжает в командировку (возвращается из командировки) в рабочий день, то за день выезда (возвращения) ему выплачивается средний заработок. Если день выезда в командировку (возвращения из командировки) приходится на выходной день, то за этот день средний заработок работнику не выплачивается, поскольку он оплачивается как работа в выходной день.

Оплата времени по пути в командировку

Недавно узнал, что время пребывания в пути (туда и обратно) в командировке тоже считается временем пребывания в командировке. Более того, оказывается, что эти дни должны оплачиваться в двойном размере. Я много езжу в командировки и подобное (дорога в выходные дни) повторяется достаточно часто. Руководитель говорит, что правило, установленное правительством, распространяется только на госпредприятия и госучреждения. правомерно ли будет оспорить это мнение руководства?

Вопрос относится к городу Nizhniy Novgorod

Ответы:

Постановление Правительства от 13 октября 2008 г. N 749 ОБ ОСОБЕННОСТЯХ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТНИКОВ В СЛУЖЕБНЫЕ КОМАНДИРОВКИ распространяется НА ВСЕ ОРГАНИЗАЦИИ и коммерческие в том числе.

В соответствии со статьей 166 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об особенностях направления работников в служебные командировки.

2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по вопросам, связанным с применением Положения, утвержденного настоящим Постановлением.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.03.2013 N 257)

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТНИКОВ

В СЛУЖЕБНЫЕ КОМАНДИРОВКИ

1. Настоящее Положение определяет особенности порядка направления работников в служебные командировки (далее — командировки) как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранных государств.

Читайте также:  Командировочное удостоверение отменили: что делать теперь?

2. В командировки направляются работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателем.

3. В целях настоящего Положения местом постоянной работы следует считать место расположения организации (обособленного структурного подразделения организации), работа в которой обусловлена трудовым договором (далее — командирующая организация).

Как видите, Положение касается ВСЕХ работодателей!

. 4. Срок командировки определяется работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения.

Днем выезда в командировку считается ДАТА ОТПРАВЛЕНИЯ поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства от места постоянной работы командированного, а днем приезда из командировки — ДАТА ПРИБЫТИЯ указанного транспортного средства в место постоянной работы. При отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днем отъезда в командировку считаются текущие сутки, а с 00 часов и позднее — последующие сутки.

В случае если станция, пристань или аэропорт находятся за чертой населенного пункта, учитывается время, необходимое для проезда до станции, пристани или аэропорта.

Аналогично определяется день приезда работника в место постоянной работы.

Вопрос о явке работника на работу в день выезда в командировку и в день приезда из командировки решается по договоренности с работодателем.

5. Оплата труда работника в случае привлечения его к работе в выходные или нерабочие праздничные дни производится в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. «

Работа в праздники во время командировки, а также в дни отъезда в командировку (приезда из нее) и дни нахождения в пути, попадающие на праздники, оплачиваются по правилам ст. 153 ТК РФ.

Из авторитетных источников

Ковязина Нина Заурбековна, заместитель директора Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России

«День выезда в командировку (возвращения из командировки), совпадающий с выходным днем, оплачивается как работа в выходной день . Однако не менее чем в двойном размере оплачивается только время нахождения в командировке, которое должно рассчитываться, по моему мнению, с момента отправления транспортного средства».

Итак, если работник отправился в командировку поездом в 23.00 в воскресенье, ему нужно оплатить не менее чем в двойном размере 1 час, а если обратно работник вернулся поездом в 10.00 в субботу, то ему нужно оплатить не менее чем в двойном размере 10 часов.

Кстати, для привлечения к работе в выходной в большинстве случаев нужно получить письменное согласие работника. И при направлении работника в командировку (возвращении из нее) в выходной также необходимо получить письменное согласие работника.

Это нам подтвердили в Минздравсоцразвития России.

Из авторитетных источников

Ковязина Нина Заурбековна, Минздравсоцразвития России

«Если исходить из общих положений Трудового кодекса, то необходимо получить согласие работника на выезд в командировку в выходной день . А значит, работник может и отказаться в выходной день выезжать в командировку, если только это не связано с чрезвычайными обстоятельствами «.

Однако отдельно оформлять такое согласие не обязательно. Можно в приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (унифицированная форма N Т-9 (N Т-9а), где указаны даты начала и окончания командировки, добавить строку:

Согласен: ____________________ «___» ______________ 20___ г.

Пункт 4 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее — Положение).

Статья 168 ТК РФ; п. 11 Положения.

Статья 167 ТК РФ; п. 9 Положения.

Статья 153 ТК РФ; п. 5 Положения; Решение Верховного Суда РФ от 20.06.2002 N ГКПИ2002-663.

Статья 153 ТК РФ.

Статья 153 ТК РФ; п. 5 Положения.

Статья 113 ТК РФ.

Утверждены Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.

Если предоставляется отгул

По просьбе работника, работавшего в выходной, ему может быть предоставлен другой день отдыха. И неважно, привлекался он к работе на несколько часов или на весь день . Нет исключений и для случая, когда день выезда в командировку или возвращения из нее приходится на выходной.

С этим согласны и в Минздравсоцразвития России.

Из авторитетных источников

Ковязина Нина Заурбековна, Минздравсоцразвития России

«Если работодатель направил работника в командировку в выходной день или день возвращения из командировки попадает на выходной, то работник вместо двойной оплаты может взять другой день отдыха. Отгул в этом случае предоставляется на целый день, а не пропорционально времени, оставшемуся после отправления транспортного средства до окончания выходного дня. Кроме того, день выезда нужно оплатить в одинарном размере. День отгула оплачивать не нужно «.

Таким образом, даже если в день выезда поезд (самолет) отправляется поздно вечером или в день возвращения прибывает рано утром и этот день выходной, работнику по его просьбе нужно предоставить отгул на полный рабочий день.

День выезда в командировку или возвращения из нее, совпадающий с выходным днем, должен быть оплачен :

(если) работник берет отгул — в одинарном размере дневной части оклада (дневной (часовой) тарифной ставки) пропорционально времени нахождения в командировке. Кроме того, должен быть предоставлен неоплачиваемый отгул;

(если) работник решил не брать отгул — в двойном размере дневной части оклада (дневной (часовой) тарифной ставки) пропорционально времени нахождения в командировке.

Служебные командировки: оплата труда

За время командировки сотруднику начисляется оплата по среднему заработку. Но если он возвращается из поездки, например, в субботу, то за время, проведенное в дороге, он должен получить двойную оплату. Так считает Минтруд.

Оплата труда за время командировки

Пункт 9 Положения о служебных командировках гласит, что средний заработок за период нахождения работника в командировке и за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, сохраняется за все дни работы по графику, определенному в командирующей организации. Обратите внимание, что оплате по среднему заработку подлежит и время нахождения сотрудника в пути.

Выезжает и приезжает в выходные

Сразу отметим, что мнения чиновников из разных ведомств разделились. Так, специалисты Роструда считают, что если сотрудник возвращается из командировки в выходной день, то этот день не должен оплачиваться вовсе. Такая позиция приведена в Письме от 20.06.2013 № ПГ/5136-6-3. Ссылаются при этом на вышеприведенный пункт 9 Положения о среднем заработке, добавляя, что сохранение среднего заработка за дни нахождения в пути, приходящиеся на выходные дни, Положением не предусмотрено. А статья 153 ТК РФ, которая регулирует порядок оплаты труда в выходной день, по мнению Роструда, применяется только в том случае, когда командированный работник привлекается к работе в выходной день.

Есть судебные решения, которые согласны с данным выводом. Примером тому является Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 14.06.2012 по делу № 33-2379/2012. Суд посчитал, что оснований выплачивать зарплату в двойном размере за время, проведенное в пути в выходной день, не было, поскольку отсутствовал факт привлечения работника к работе в выходные дни.

Однако у чиновников из Минтруда противоположная позиция. Они считают, что время в пути, приходящееся на выходной день, должно оплачиваться согласно статье 153 ТК РФ по «двойному тарифу». Вместо двойной оплаты работник может взять отгул (без содержания), тогда дорога в выходной день будет оплачиваться по «одинарному тарифу». Данная позиция приведена в Письмах от 05.09.2013 № 14-2/3044898-4415 и от 25.12.2013 № 14-2-337.

Мнения разделились, а мы в данном случае согласны с Минтрудом. Приведем аргументы. Время отдыха — это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106 ТК РФ). Очевидно, что если день отъезда или приезда из командировки приходится на выходной день, то сотрудник не может использовать свой выходной для полноценного отдыха. В таком случае выходной день приравнивается к рабочему, а работник считается привлеченным к работе в выходной день. Следует отметить, что в большинстве случаев суды разделяют такую позицию (Апелляционное определение Иркутского областного суда от 16.07.2015 по делу № 33-5998/2015, Красноярского краевого суда от 15.10.2014 по делу № 33-10015/2014, Кировского областного суда от 24.07.2014 по делу № 33-2335/2014, Самарского областного суда от 11.08.2014 по делу № 33-7832, Московского городского суда от 28.08.2012 по делу № 11-14545/2012, Кассационное определение Саратовского областного суда от 14.07.2011 по делу № 33-3776/11).

В свою очередь возникает следующий вопрос: если работник получает оплату в соответствии с окладом, то что удваивать? Нужно ли оплатить в размере двойной часовой ставки все часы нахождения в пути в выходной день или же следует выдать работнику двойную дневную ставку за весь день отъезда/приезда независимо от количества проведенных в дороге часов? Опять же, время пути может приходиться и на ночное время суток. Означает ли это, что в двойном размере нужно оплачивать и ночное время в пути?

К сожалению, нормативные документы этот момент не регулируют, а официальных разъяснений по данному вопросу все еще нет. Есть лишь позиции некоторых судов, согласно которой время пути, приходящееся на два выходных дня, нужно оплачивать по двойному дневному окладу за каждый выходной (независимо от фактического количества проведенных в пути часов). Она выражена в Апелляционном определении Самарского областного суда от 11.08.2014 по делу № 33-7832, Кассационном определении Саратовского областного суда от 14.07.2011 по делу № 33-3776/11. Данная позиция кажется нам не совсем справедливой, ведь тогда получается, что два сотрудника получат одинаковую оплату, но один из них при этом выехал в командировку, допустим, утром в воскресенье, а другой – поздним вечером воскресенья. Первый сотрудник фактически «потратил» на служебные цели весь день, а второй, проведя весь выходной по своему усмотрению, «потратил» на служебные цели только ночь.

Читайте также:  Что значит спецучет в военкомате?

А Тюменский областной суд в Апелляционном определении от 18.04.2012 по делу № 33-1500/2012 и вовсе заявил, что труд командированного работника в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается по правилам ст. 153 ТК РФ, но оплата при этом производится в двойном размере исходя из среднего заработка. Но подобные выводы среди судов редкость.

Как видим, точного порядка нет, следовательно, компания может воспользоваться правом, установленным частью второй статьи 153 ТК РФ. Согласно ней конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором. Считаем, что компания может сама определить порядок расчета оплаты за время в пути, приходящееся на выходной или праздничный день. Выбранный порядок следует закрепить в своем локальном нормативном акте.

Разрешат ли отнести на расходы?

Однако опасаться не стоит. Чиновники разрешают учитывать при налогообложении прибыли затраты, связанные с выплатой компенсации работникам за дни отъезда в командировку и дни прибытия из командировки, приходящиеся на выходные дни. Правда, при условии, что правила внутреннего распорядка, утвержденные руководителем организации, предусматривают режим работы в выходные и праздничные дни. Такую позицию можно увидеть в Письмах Минфина РФ от 11.08.2014 № 03-03-10/39800, от 18.04.2014 № 03-03-06/2/17862, ФНС от 20.08.2014 № СА-4-3/16564.

Выходные в месте командирования

Нет, если в эти дни он не привлекался к работе. Такой вывод следует из пункта 5 Положения о командировках, согласно которому оплата труда работника в случае привлечения его к работе в выходные или нерабочие праздничные дни производится в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Согласно статье 153 ТК РФ в двойном размере оплачивается непосредственно работа в выходной день.

Возможно, у кого-то возникнет вопрос: почему статья 153 ТК РФ в данном случае не применяется, тогда как время в пути, приходящееся на выходной день, оплачивается по данной статье? Дело в том, что выходные сотрудник может использовать в личных интересах (пойти в театр, к родственникам или друзьям, если они там имеются и т.п.), а нахождение в поезде, самолете или автобусе не дает ему выбора в проведении времени.

В судебной практике имеются решения, которые подтверждают данный вывод. Например, из Апелляционного определения Омского областного суда от 24.06.2015 по делу № 33-3937/15 следует, что для оплаты труда за выходные дни, включенные в период командировки, необходим факт привлечение сотрудника в эти дни к выполнению работы.

Но зато за выходные, приходящиеся на период командировки, сотруднику положены суточные, которые, надеемся, власти не отменят.

Оплата не по среднему заработку, а по окладу

Причем всю сумму фактического заработка компания сможет учесть в расходах при налогообложении прибыли. Чиновники ничего не имеют против этого (Письма Минфина РФ от 28.04.2014 № 03-03-06/1/19699, от 03.12.2010 № 03-03-06/1/756, УФНС России по г. Москве от 04.02.2008 № 20-12/009705). Правда, такой порядок должен быть предусмотрен в локальном нормативном акте, в трудовом или коллективном договоре.

Оплата времени по пути в командировку

Недавно узнал, что время пребывания в пути (туда и обратно) в командировке тоже считается временем пребывания в командировке. Более того, оказывается, что эти дни должны оплачиваться в двойном размере. Я много езжу в командировки и подобное (дорога в выходные дни) повторяется достаточно часто. Руководитель говорит, что правило, установленное правительством, распространяется только на госпредприятия и госучреждения. правомерно ли будет оспорить это мнение руководства?

Вопрос относится к городу Nizhniy Novgorod

Ответы:

Постановление Правительства от 13 октября 2008 г. N 749 ОБ ОСОБЕННОСТЯХ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТНИКОВ В СЛУЖЕБНЫЕ КОМАНДИРОВКИ распространяется НА ВСЕ ОРГАНИЗАЦИИ и коммерческие в том числе.

В соответствии со статьей 166 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об особенностях направления работников в служебные командировки.

2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по вопросам, связанным с применением Положения, утвержденного настоящим Постановлением.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.03.2013 N 257)

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТНИКОВ

В СЛУЖЕБНЫЕ КОМАНДИРОВКИ

1. Настоящее Положение определяет особенности порядка направления работников в служебные командировки (далее — командировки) как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранных государств.

2. В командировки направляются работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателем.

3. В целях настоящего Положения местом постоянной работы следует считать место расположения организации (обособленного структурного подразделения организации), работа в которой обусловлена трудовым договором (далее — командирующая организация).

Как видите, Положение касается ВСЕХ работодателей!

. 4. Срок командировки определяется работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения.

Днем выезда в командировку считается ДАТА ОТПРАВЛЕНИЯ поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства от места постоянной работы командированного, а днем приезда из командировки — ДАТА ПРИБЫТИЯ указанного транспортного средства в место постоянной работы. При отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днем отъезда в командировку считаются текущие сутки, а с 00 часов и позднее — последующие сутки.

В случае если станция, пристань или аэропорт находятся за чертой населенного пункта, учитывается время, необходимое для проезда до станции, пристани или аэропорта.

Аналогично определяется день приезда работника в место постоянной работы.

Вопрос о явке работника на работу в день выезда в командировку и в день приезда из командировки решается по договоренности с работодателем.

5. Оплата труда работника в случае привлечения его к работе в выходные или нерабочие праздничные дни производится в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. «

Работа в праздники во время командировки, а также в дни отъезда в командировку (приезда из нее) и дни нахождения в пути, попадающие на праздники, оплачиваются по правилам ст. 153 ТК РФ.

Из авторитетных источников

Ковязина Нина Заурбековна, заместитель директора Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России

«День выезда в командировку (возвращения из командировки), совпадающий с выходным днем, оплачивается как работа в выходной день . Однако не менее чем в двойном размере оплачивается только время нахождения в командировке, которое должно рассчитываться, по моему мнению, с момента отправления транспортного средства».

Итак, если работник отправился в командировку поездом в 23.00 в воскресенье, ему нужно оплатить не менее чем в двойном размере 1 час, а если обратно работник вернулся поездом в 10.00 в субботу, то ему нужно оплатить не менее чем в двойном размере 10 часов.

Кстати, для привлечения к работе в выходной в большинстве случаев нужно получить письменное согласие работника. И при направлении работника в командировку (возвращении из нее) в выходной также необходимо получить письменное согласие работника.

Это нам подтвердили в Минздравсоцразвития России.

Из авторитетных источников

Ковязина Нина Заурбековна, Минздравсоцразвития России

«Если исходить из общих положений Трудового кодекса, то необходимо получить согласие работника на выезд в командировку в выходной день . А значит, работник может и отказаться в выходной день выезжать в командировку, если только это не связано с чрезвычайными обстоятельствами «.

Однако отдельно оформлять такое согласие не обязательно. Можно в приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (унифицированная форма N Т-9 (N Т-9а), где указаны даты начала и окончания командировки, добавить строку:

Согласен: ____________________ «___» ______________ 20___ г.

Пункт 4 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее — Положение).

Статья 168 ТК РФ; п. 11 Положения.

Статья 167 ТК РФ; п. 9 Положения.

Статья 153 ТК РФ; п. 5 Положения; Решение Верховного Суда РФ от 20.06.2002 N ГКПИ2002-663.

Статья 153 ТК РФ.

Статья 153 ТК РФ; п. 5 Положения.

Статья 113 ТК РФ.

Утверждены Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.

Если предоставляется отгул

По просьбе работника, работавшего в выходной, ему может быть предоставлен другой день отдыха. И неважно, привлекался он к работе на несколько часов или на весь день . Нет исключений и для случая, когда день выезда в командировку или возвращения из нее приходится на выходной.

С этим согласны и в Минздравсоцразвития России.

Из авторитетных источников

Ковязина Нина Заурбековна, Минздравсоцразвития России

«Если работодатель направил работника в командировку в выходной день или день возвращения из командировки попадает на выходной, то работник вместо двойной оплаты может взять другой день отдыха. Отгул в этом случае предоставляется на целый день, а не пропорционально времени, оставшемуся после отправления транспортного средства до окончания выходного дня. Кроме того, день выезда нужно оплатить в одинарном размере. День отгула оплачивать не нужно «.

Таким образом, даже если в день выезда поезд (самолет) отправляется поздно вечером или в день возвращения прибывает рано утром и этот день выходной, работнику по его просьбе нужно предоставить отгул на полный рабочий день.

День выезда в командировку или возвращения из нее, совпадающий с выходным днем, должен быть оплачен :

(если) работник берет отгул — в одинарном размере дневной части оклада (дневной (часовой) тарифной ставки) пропорционально времени нахождения в командировке. Кроме того, должен быть предоставлен неоплачиваемый отгул;

(если) работник решил не брать отгул — в двойном размере дневной части оклада (дневной (часовой) тарифной ставки) пропорционально времени нахождения в командировке.

Ссылка на основную публикацию