Что надо знать про повышение квалификации педагогических работников - Komsindrom.ru

Что надо знать про повышение квалификации педагогических работников

Содержание

Что надо знать про повышение квалификации педагогических работников

Зачем и когда педагогам повышать квалификацию

Согласно требованиям ФГОС, повышение квалификации для педагогов, реализующих программы основного общего и начального общего образования должно производиться не реже одного раза в три года в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности (ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (п.22), ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 п.22). В соответствующие документы приказами Министерства образования и науки РФ №1643, №1644 и №1645 внесены изменения.

Педагогический университет «Первое сентября» реализует более 100 программ повышения квалификации, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС всех уровней образования и профессионального стандарта педагога.

Ознакомиться со всем каталогом курсов можно на странице «Каталог курсов».

Любые организационные вопросы Вы можете задать, обратившись на «горячие линии»:

  • на электронный адрес: edu@1sept.ru
  • по телефону: +7 (495) 637-82-73 доб. 1 (в рабочие дни с 10 до 17 часов по московскому времени)
  • из Личного кабинета, выбрав адресата «Администрация Педуниверситета»

Деятельность осуществляется на основе лицензии 77Л01 №0007183, рег. №036377 от 23.07.2015 (срок действия — бессрочно), выданной Департаментом образования г.Москвы.

Накопительная система повышения квалификации

Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование (далее — ДПО) установлено статьей 197 Трудового кодекса Российской Федерации.

В отношении педагогических работников право на ДПО конкретизировано Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ). Педагогические работники имеют право на ДПО по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (пункт 2 части 5 статьи 47 Федерального закона № 273-ФЗ). ДПО осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (далее — ДПП): программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки (часть 2 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ).

Систематическое повышение своего профессионального уровня – это обязанность педагогических работников, зафиксированная в статье 48 Федерального закона № 273-ФЗ. В целях создания условий для непрерывного педагогического образования и развития региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров образовательных организаций и в соответствии с пунктом девять части один статьи 8, статьей 16, статьей 76, частями первой-третьей статьи 89, частями третьей-девятой статьи 96 Федерального закона № 273-ФЗ организуется повышение квалификации педагогических работников.

Организация предоставления ДПО в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования (пункт 9 части 1 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ). Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона № 273-ФЗ обеспечение ДПО педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций осуществляется посредством доведения необходимых средств до соответствующих организаций в структуре нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования.

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, устанавливается определенная система накопительного объема повышения квалификации.

Например, в Московской области, Приказом от 2 сентября 2014 г. N 3986 «О создании условий для непрерывного педагогического образования и развития региональной системы повышения педагогических и руководящих работников системы образования в Московской области» на период до 31.12.2020 установлен следующий накопительный объем повышения квалификации:

для педагогических работников системы образования в Московской области:

  • в целях подтверждения соответствия занимаемой должности — 180 часов за пять лет;

для педагогических работников и руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность:

  • в целях установления квалификационной категории (первой, высшей) — 216 часов за пять лет;
  • резерву на руководящие должности — 216 часов за пять лет, при этом раз в 3 года должно быть пройдено обучение в объеме не менее 1 модуля.

В ходе аттестации педагогических работников образовательных учреждений возникают вопросы, связанные с порядком учета документов, выдаваемых образовательными организациями по окончании обучения. В связи с этим необходимо учитывать следующее.

При успешном освоении дополнительной профессиональной программы повышения квалификации (в форме курсовой подготовки) педагогическом работнику выдается Удостоверение о повышении квалификации. При освоении дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки педагог получает Диплом о профессиональной переподготовке (п.10. ст. 60, п. 14, 15 ст. 76 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.19 Приказа Минобрнауки РФ от 01.07. 2013 г. № 499 (ред. от 15.11.2013г.) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам), письмо Минобрнауки РФ от 02.09.2013г. N АК – 1879/06 «О документах о квалификации», письмо Минобрнауки России от 09.10.2013 № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании» (вместе с «Разъяснениями о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования»).

Педагогу, освоившему часть дополнительной профессиональной программы, выдается справка об обучении или о периоде обучения (п.19 Приказа Минобрнауки РФ от 1 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам).

Обращаем внимание, что при аттестации педагогических работников учитываются только вышеуказанные виды документов.

Аттестация педагогических работников

На сегодняшний день существует два вида аттестации, которую должны проходить все педагоги: обязательная и добровольная. В первом случае задача — определить уровень знаний педагогического работника, чтобы понять соответствует ли человек своей должности. При добровольной аттестации преследуется цель повышения своего квалификационного уровня – и, соответственно, возможность повышения оплаты труда.

Обязательная аттестация

Обязательная аттестация педагогических работников 2016-2017 года проводится для тех, кто проходил её 5 лет назад. От её прохождения освобождаются педагоги с квалификационной категорией и беременные. Также отмеченная аттестация считается необязательной для тех педагогов, которые работают в отмеченной сфере на протяжении всего 2 лет. Если же педагог находится в декретном отпуске, то пройти аттестацию он может по истечении 2 лет после возвращения на отмеченную должность. Также аттестацию не будет проходить работник, который из-за болезни отсутствовал на месте более 4 месяцев. В таком случае отмеченная обязанность должна быть пройдена лишь через 12 месяцев после его официального возвращения на работу.

Добровольная аттестация

При этом преподаватели без категории или же с 1-й могут претендовать на получение 1 разряда. На наивысший разряд могут претендовать все те педагоги, которые уже получили 1-ю категорию не менее двух лет назад. Также высшую категорию могут получить педагоги с уже существующей такой категорией, чтобы подтвердить свою квалификацию. Обе отмеченные категории даются на 5 лет и не подлежат дальнейшему продлению.

Результаты аттестации

Оформление результатов проведения аттестации педагогического работника в 2017 году должно определяться типом самой аттестации. Если она была обязательной, значит комиссия должна принять решение относительно соответствия или же несоответствия отмеченного работника занимаемой на данный момент должности.

В случае с добровольной аттестацией, комиссия должна присудить человеку первую или же высшую категорию, или же вовсе отказать в таковом прошении. В результате на основе проведения аттестации должен быть составлен протокол, под которым подпишется председатель, его заместитель и все остальные члены.

В том случае, когда результаты аттестации окажутся положительными, работодатель может использовать их в дальнейшем для начисления педагогу надбавок за напряжённость и сложность работы.

Также эти результаты могут быть причиной для повышения должности в 2017 году.

Повышение квалификации педагога

Дата публикации: 28.11.2016 2016-11-28

Статья просмотрена: 9384 раза

Библиографическое описание:

Колиниченко А. В., Колиниченко А. В. Повышение квалификации педагога // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 552-554. — URL https://moluch.ru/archive/129/35812/ (дата обращения: 07.01.2020).

Повышение квалификации педагога

Колиниченко Александр Васильевич, магистрант;

Колиниченко Анастасия Васильевна, магистрант

Оренбургский государственный педагогический университет

В статье рассматривается понятие повышения квалификации, а также рассмотрен вопрос о повышении квалификации педагогов.

Повышение квалификации — это один из видов профессионального обучения сотрудников. Цель данного вида обучения — повышение уровня теоретических знаний сотрудников, а также совершенствование практических навыков и умений, повышающихся в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов [1, 512 с.]. Повышение квалификации направлено на последовательное совершенствование профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства работников по имеющимся профессиям.

В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «педагогические работники обязаны выполнять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, систематически повышать свой профессиональный уровень» [2].

Основные цели повышения квалификации педагогических работников:

– развитие их профессиональной компетентности;

– формирование устойчивых навыков системной рефлексии педагогического процесса и его результатов;

– формирование структурной целостности педагогической деятельности каждого работника.

Все эти цели вместе обеспечивают выполнение требований по достижению современного качества образования.

К задачам повышения квалификации педагога можно отнести:

  1. Совершенствование педагогического мастерства способом внедрения современных педагогических технологий и передовых методик;
  2. Поддержка и совершенствование профессионального мастерства всех педагогов с учетом достижений научной и практической деятельности;
  3. Создание условий для развития индивидуальных способностей к проф. деятельности;
  4. Апробация в процессе обучения новых технологий и прогрессивных форм подготовки и повышения управленческих и педагогических кадров;
  5. Предоставление научной и методической поддержки для полноценной самореализации индивидуальных творческих замыслов педагогов и т. д.

Для того чтобы успешно обучать, сам педагог должен быть хорошо подготовленным. В этом ему помогут курсы повышения квалификации. Данные курсы позволят педагогу быть всегда в курсе тех изменений, которые произошли в какой-либо дисциплине. Благодаря этому, педагог всегда остается интересным для своих учеников. Если педагог желает выполнять свою работу на должном уровне, он должен периодически посещать курсы повышения квалификации работников образования. Вышеназванные курсы позволят педагогу узнать много нового:

Читайте также:  Какие выплаты необходимо сделать при несчастном случае?

– новые методические приемы;

– новые знания, благодаря общению с коллегами из других учебных заведений.

Полезно и необходимо посещать курсы повышения квалификации не только молодым специалистам, но и работникам образования, имеющий за плечами большой стаж работы. Каждый специалист определенной дисциплины должен проходить курсы только по своей специальности. Учебные центры, организующие курсы повышения квалификации работников образования, предлагают обучение в удобное время для специалистов, не отрывая их от производства и работы. Кроме всего, на сегодня широкое распространение получили дистанционные курсы. Подобные курсы повышения квалификации позволяют проходить обучение в домашних условиях. Курсы, тренинги и различные семинары, предполагающие повышение квалификации работников образования, необходимы для того, чтобы оставаться конкурентоспособным работником. Для того, чтобы освежить забытые знания и получить новые, любой из педагогических работников, желающий быть интересным своим ученикам, должен проходить курсы повышения квалификации.

Работа требует от педагога:

– высокой внутренней организованности;

Помимо этого, современные технологии, активно внедряющиеся во все сферы, в том числе в сферу педагогики, подразумевает постоянную тренировку самих учителей. Именно для этого и создали курсы повышения квалификации работников образования. Всегда общество предъявляло и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Конечно, ведь для того, чтобы других учить, нужно знать в разы больше, чем другие. Настоящему педагогу нужно не только владеть своим предметом и методикой преподавания, но также иметь знания в областях, приближенных к предмету преподавания. Педагог должен обладать знаниями в следующих областях:

– сфера общественной жизни;

Педагогу необходимо постоянно учиться, ведь в лицах его учеников каждый год меняются временные этапы, быстро меняются представления об окружающем мире. Прохождение курсов повышения квалификации дает возможности не только узнавать о новых требованиях и технологиях современного образования, но, в первую очередь, встретиться с людьми, думающими также, которые преданы своему делу, и бесконечно любят свою профессию и детей [3, 240 с.].

Курсы повышения квалификации педагогов являются востребованными во все времена. Однако, не теряла своей актуальности проблема переподготовки и улучшения профессиональных навыков работников образовательной сферы.

Естественно, рано или поздно знания, полученные педагогом в высшем учебном заведении, станут устаревшими и потеряют свою актуальность. Необходимо отметить, что методика преподавания любого предмета подлежит изменениям, ведь и сама наука «педагогика» постоянно развивается и не стоит на месте. Педагог обязан владеть знаниями и уметь делиться ими со своими учениками. Успешная деятельность преподавателя зависит от:

– умение наладить контакт со всем классом;

– умение наладить контакт с каким-либо конкретным учеником.

Профессия педагога требует повышенного внимания. Например, проводя урок или читая лекцию, педагог должен уметь держать в поле зрения всю аудиторию, должен замечать самые маленькие изменения в поведении коллектива. Именно этому и многому другому учат на курсах повышения квалификации. Курсы повышения квалификации педагога — очень важная составляющая часть всего образовательного процесса. Ведь все дело в том, что именно благодаря «воспитанию» кадров по обновленным стандартам определяется новый формат педагогики будущего.

Мир не стоит на месте. Педагогика, как и многие другие процессы, подвергается постоянным обновлениям и «перегрузкам». Чтобы быть впереди всех по ЗУН (знания, умения, навыки) и необходимы курсы повышения квалификации педагогов. Именно на таких курсах людям, которые выбрали профессию педагога, поведают о новых методических разработках и о новых технологиях в обучении. После окончания курсов педагоги будут иметь возможность поделиться любопытными знаниями и своими небольшими открытиями с самой благодарной аудиторией — своими учениками. Личностный рост и уверенность в себе — это все дает повышение квалификации. Педагог — самая важная и нужная творческая профессия. Ее можно без сомнения назвать «фундаментом» для всех остальных специальностей в мире. Именно педагог занимает главенствующую роль в формировании индивидуальности своего ученика.

Повышение квалификации педагогов преследует цель повышения профессионального мастерства, как самого учителя, так и всего коллектива в целом. Повышение квалификации — это образовательный процесс педагогов, который нужно проводить систематически. Практика показывает, что разрозненное прохождение курсов не дает достичь положительного эффекта в пополнении багажа знаний в усовершенствовании педагогической деятельности.

На сегодняшний день реформирование образования кардинально меняет статус педагога, его образовательные функции. Соответственно, изменениям подлежат и требования к его профессионально-педагогической компетенции, к уровню его профессионализма.

В настоящее время отмечается необходимость педагогов:

– способных к развитию своего личного потенциала.

Педагогу необходимо стремиться к переменам, порождать их, принимать самостоятельные решения и быть ответственными за них. Повышая свой профессиональный уровень, педагог обязан помнить: обучение — это процесс, который продолжается всю жизнь. Повышение квалификации педагогов связано с пересмотром ранее изученных фактов, понятий, закономерностей, которые обусловлены развитием науки, появлением новых научных концепций. Во время повышения квалификации происходит и происходит осмысление своего педагогического опыта и вырабатывается своя собственная педагогическая концепция [3].

  1. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. — М.: Высш.шк., 2004.-512 с.;
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
  3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. — М.: Академия, 2009. — 240с..

Повышение квалификации педагогических работников — путь к формированию профессиональных компетенций
статья

Говоря о профессии педагога, учителя, не надо забывать, что современный мир вокруг стремительно меняется. Меняется темп нашей жизни, появляются новые идеи, и мы, педагоги, не можем не реагировать на эти изменения. Поэтому педагоги должны постоянно учиться, проходить курсы повышения квалификации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Статья17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол «Современные образовательные технологии»

Повышение квалификации педагогических работников –

путь к формированию профессиональных компетенций

Темченко Елена Павловна,

Говоря о профессии педагога, учителя, не надо забывать, что современный мир вокруг стремительно меняется. Меняется темп нашей жизни, появляются новые идеи, и мы, педагоги, не можем не реагировать на эти изменения.

В сегодняшнем мире профессиональные знания обновляются в среднем даже каждые три года, совсем недавно – каждые пять лет. Традиционное базовое программное образование не успевает за изменениями производственных технологий и поэтому принципиально не может обеспечить человека на всю жизнь знаниями, умениями, навыками и качествами, необходимыми для эффективного выполнения социальных ролей и выбранных профессий.

Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Безусловно, чтобы учить других, нужно знать больше, чем остальные. Настоящему педагогу необходимо не только владеть своим предметом и методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, хорошо ориентироваться в современной политике, экономике и др. Для этого педагог должен постоянно учиться, потому что в лицах его учеников каждый год сменяются временные этапы, углубляются и быстро меняются, представления об окружающем мире. Как говорил известный педагог Константин Дмитриевич Ушинский «Учитель живет до тех пор, пока учится».

Существует несколько форм повышения квалификации: очные, заочные и самообразование.

В прошлом учебном году мы организовали на базе техникума выездные курсы повышения квалификации с приглашением специалистов Чувашского Республиканского института образования, в рамках которых 25 педагогических работников прошли обучение по программе «Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в условиях реализации ФГОС СПО». Во время курсов педагогические работники нашего техникума прошли стажировку на базе Чебоксарского экономико-технологического колледжа по теме «Организация образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Согласно приказа Минтруда России «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» (октябрь 2015 года), начата работа по подготовке рабочих и специалистов по ТОП-50. В нашем техникуме три профессии и одна специальность из списка 50 наиболее востребованных на рынке труда перспективных профессий: 43.01.09 Повар, кондитер, 08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ, 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей и 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.

В связи с этим Министерством образования и науки Российской Федерации были организованы на базе ресурсных центров по данным профессиям курсы повышения квалификации. Два педагога в 2017 году съездили на курсы по профессии Повар, кондитер в Новокуйбышевск, 4 педагога в Кемлянский аграрный колледж республики Мордовия, 2 – в Москву по профессии Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ. На этих курсах большое внимание уделялось обучению подготовки кадров для участия в чемпионатах по стандартам WorldSkills и новой форме проведения итоговой аттестации – демонстрационный экзамен.

Совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

В настоящее время по запросу Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики в Межрегиональном центре компетенций – Чебоксарском электромеханическом колледже организованы курсы повышения квалификации «Совершенствование компетентности педагогических кадров в сфере ИКТ в условиях внедрения образовательных программ в соответствии с перечнем ТОП-50» в объеме 72 часа, на этих курсах обучается 25 наших педагогов. Курсы проводятся дистанционно, и педагогические работники учатся создавать обучающие видеофильмы, блоги, использовать в обучающих целях канал YouTube, скайп.

Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического вуза. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

В рамках единой методической проблемы «Построение развивающего пространства техникума, ориентированного на формирование общих компетенций», над которой работает техникум, педагоги составили индивидуальные планы саморазвития на ближайшие годы и работают над их реализацией.

С целью повышения профессионализма, компетентности в техникуме работает постоянно действующий семинар «Совершенствование современного урока» (ПДС) и школа руководителей учебных групп (ШРУГ).

Работа постоянно действующего семинара «Совершенствование современного урока» направлена на распространение передового педагогического опыта и организацию обучения инновационным педагогическим технологиям.

Целью работы школы руководителей учебных групп является обучение педагогов воспитательным технологиям, планированию и организации воспитательной работы в учебной группе.

Курсы повышения квалификации педагогических работников способствуют повышению профессионального мастерства педагогов, методически компетентных и психологически грамотных в постоянно обновляющихся условиях модернизации образования.

Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

Курсы повышения квалификации дают возможность не только узнать о новых требованиях и технологиях современного образования, но, прежде всего, встретиться с единомышленниками: с людьми, искренне преданными своему делу, с безграничной любовью к своему предмету, детям.

Главная задача педагога – воспитывать в ученике человечность и доброту. И еще педагог должен научить своих студентов самостоятельно добывать знания, а для этого нужно постоянно совершенствоваться, только тогда можно стать интересным и полезным своим ученикам.

Часто, слушая выступления своих коллег, на ум приходили строчки из стихотворения Н. А. Некрасова: «Природа-мать! когда б таких людей ты иногда не посылала миру, заглохла б нива жизни…». Эти строчки всегда всплывают в моей памяти, когда я встречаюсь с интересными и творческими людьми. Каждый из них запоминается не только чем-то новым, чего ты еще не знаешь, но и прежде всего глубоким осмысленным взглядом, в котором угадывается самоотверженная преданность своему делу и вера в «разумное, доброе, вечное».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модернизация системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников приобретает на современном этапе особую значимость. Поэтому необходимо обратиться к отечественному историческому опыт.

Развитие кадрового потенциала в системе повышения квалификации педагогических работников в МКОУ Подовинновской средней школы.

Рекомендации педагогу дополнительного образования по организации занятия ( материал курсов повышения квалификации педагогических работников).

Механизмы и формы повышения квалификации педагогических работников школы.

В данной работе раскрыты вопросы назначения методической службы школы как условие профессионального определения педагогов школы. Работа снабжена приложениями, имеющими рекомендательный характер.

Выступление на педсовете учителя Сердюка А.В.ГБ ОУ города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №14 имени И.С. ПьянзинаВ приложении файл pdf т.к сайт больше 3мб не берет :(((.

Тема самообразования: развитие связной речи на уроках татарского языка и литературы в условиях ФГОС.Цель: повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к.

Повышение квалификации педагогических работников дистанционно: особенности, требования и отзывы

Для того чтобы в современном обществе сложилась крепкая и хорошая система образования, в последнее время все больше и больше внимания уделяется обучению взрослых. Это в первую очередь касается тех, кто является педагогическими работниками. Это правильно, ведь человек, особенно тот, который преподносит новую информацию, обучает и является своеобразным наставником, должен постоянно совершенствоваться и стремиться к новому.

Характерные черты обучения взрослых людей

Может показаться, что обучать взрослого человека легче, чем ребенка. Однако это не совсем так, в этом деле есть тоже свои сложности и свои особенности. Перечислим основные из них:

  • стремление к самостоятельности;
  • соотнесение полученной информации с возможностью применения ее на практике;
  • наличие большого жизненного опыта;
  • влияние социальных, бытовых, профессиональных факторов и наличия свободного для учебы времени на сам процесс обучения;
  • необходимость совмещения обучение с основным местом труда.

Но, несмотря на возможные трудности и характерные особенности, для того чтобы быть в курсе всех требований и соответствовать всем образовательным нововведениям, необходимо постоянное повышение квалификации педагогических работников.

Что это такое?

Повышение квалификации – это совершенствование профессионального мастерства, уже имеющихся знаний и умений. Для эффективной педагогической деятельности необходимым условием является ее прохождение хотя бы раз в 3-5 лет.

Повышение квалификации педагогических работников представляет собой лекционный и практический курс, обычно краткосрочный, который проводится несколькими блоками и в общей сумме составляет не более ста часов. По его окончании выдаются специальные подтверждающие документы.

В отличие от таких курсов, где педагог углубляет и совершенствует свои знания, переподготовка, к примеру, должна в общем составлять не менее 500 часов. За это время человек овладевает новой специальностью, другими словами, получает второе высшее образование.

Способы повышения квалификации

Есть несколько способов, а именно:

  • Отправить заявку в институт, повышение квалификации педагогических работников в котором является одним из направлений деятельности. Либо можно обратиться на специальную кафедру высшего учебного заведения. Обычно такое обучение является бесплатным. За ученика платит либо сам вуз, либо государством выделяется квота на обучение.
  • Обратиться в коммерческую образовательную организацию.
  • Пройти специальное онлайн-обучение.

Важно помнить, что при выборе нужной организации необходимо удостовериться, что у нее есть лицензия на предоставление таких услуг. Иначе никаких документов по окончании курсов повышения квалификации вам не выдадут. Либо они будут недействительными.

Цели и задачи

Заглянув в положение о повышении квалификации педагогических работников, находим информацию о том, какие же цели и задачи преследуют подобные курсы:

  • развитие имеющихся навыков и умений;
  • изучение новых нормативно-правовых документов;
  • помощь педагогическим и руководящим работникам;
  • развитие самообразования преподавателя или руководителя;
  • внедрение в образовательный процесс новых технологий, инноваций, экспериментов;
  • публикации, разработка методических рекомендаций для помощи педагогам;
  • использование новаторских идей и методов на практике.

Формы обучения

Курсы повышения квалификации педагогических работников могут проходить в следующих формах:

Развитие Интернета, новые технологии в образовании, огромное количество разнообразных видео- и аудиоматериалов дают большие возможности для того, чтобы грамотно организовать повышение квалификации педагогических работников дистанционно. Порядок применения такого образования утвержден приказом Минобрнауки России.

Повышение квалификации педагогических работников дистанционно

В чем преимущества такого метода? Программа повышения квалификации педагогических работников за последние несколько лет полностью переписана и составлена с учетом всех новых требований. Выполнение ее через альтернативные средства обучения (а именно, дистанционные) гораздо облегчает решение многих задач и решает массу проблем:

  • обеспечивает доступ неограниченному количеству педагогов к прослушиванию курсов переподготовки;
  • дает возможность быстро и качественно обучить педагогов всем современным инновациям;
  • предоставляет возможность проходить обучение без отрыва от основного места работы;
  • исключает дополнительные затраты, связанные с командированием сотрудника и необходимостью его замещения на основном месте работы.

Особенности такого обучения

Повышение квалификации педагогических работников дистанционно — это удобно, но тем не менее не каждому подойдет. Полностью заменить очную форму такое обучение точно не может. Присутствие контакта между учителем и учеником очень важно. При рассматриваемом виде обучения он отсутствует.

Более того, в обучении на расстоянии подразумевается, что ученик уже обладает основами в изучаемой дисциплине и просто хочет расширить багаж имеющихся знаний.

Значительная часть в дистанционных курсах повышения квалификации отводится самостоятельной работе педагога. Поэтому очень важна самоорганизованность и ответственный подход к делу.

Характерные черты дистанционного обучения педагогических работников

Гибкость. Преподаватель может заниматься тогда, когда удобно ему, в том темпе, к которому он привык. Время на изучение определенного раздела не регламентировано, а значит, можно тщательнее изучить предложенный материал.

Модульность. Не существует четкой и беспрекословной программы. Есть ряд модулей, с помощью которых можно составить план. И этот план будет полностью отвечать запросам, целям и интересам конкретного преподавателя.

Экономичность. Площади для обучения, технические средства, транспортные расходы — все это минимально.

Охват. Если очные занятия в образовательных учреждениях прослушивает определенное количество человек, при дистанционном обучении ограничений нет.

Равноправие. Человек может получить самые новейшие знания, обучиться совершенно новым методикам независимо от своего местонахождения, социального положения, материального дохода.

Интернациональность. Педагоги могут общаться между собой без каких-либо границ. Участие в курсах может принимать любой желающий, из любой страны, если он владеет необходимым уровнем знаний, чтобы понять преподавателя. Более того, всегда есть возможность перенять зарубежные знания и опыт, так как подобные курсы подразумевают использование мировых информационных ресурсов.

Трудности внедрения дистанционного обучения педагогов

Повышение квалификации педагогических работников образования дистанционно – современный и результативный способ обучения. Однако он несет в себе ряд сложностей. А именно:

  • В силу того что подобная форма обучения предполагает использование новых, в первую очередь компьютерных технологий, особых методов и форм обучения, главное условие – умение педагога владеть информационными технологиями и работать на компьютере. Иногда с этим возникают проблемы.
  • Специалист учреждения дополнительного образования должен обладать особой подготовкой. Помимо безукоризненного владения своей дисциплиной, от него требуется овладеть навыками работы с новыми технологиями, иметь способность и возможность разрабатывать дистанционные курсы, грамотно их преподносить.

  • Из-за отсутствия жестких рамок и временных сроков по прохождению того или иного материала или задания, преподавателю дистанционных курсов может быть сложно собрать и мотивировать всех обучающихся. Из-за отсутствия постоянного личного контакта способов воздействия на ученика не так много.
  • Повышение квалификации педагогических работников – это очень трудоемкий процесс. А если такие курсы еще и проводятся на расстоянии, создание их программы становится очень долгим и трудным процессом. Участвовать в нем должны и методисты, и специалисты по программному обеспечению, и сами преподаватели.
  • Работник сферы образования, помимо того, что решается на прохождение курсов повышения квалификации дистанционно, должен быть готов к тому, что полученный опыт и знания ему необходимо будет каким-то образом внедрять в свою работу.
  • Огромное значение имеет сам учебный предмет. Необходимо брать в расчет его специфику и именно от этого отталкиваться, составляя план повышения квалификации педагогических работников.

Отзывы педагогических работников

Отзывы о работе дистанционных курсов и об участии в них в большинстве своем положительные. Как правило, многие отмечают, что захотелось по-новому начать работать, перейти к составлению совершенно нового плана обучения с учетом всех современных методик. В отзывах часто фигурирует тот факт, что основным из плюсов дистанционных курсов является возможность выбора той информации, которая нужна и полезна конкретному преподавателю, а не той, что предлагает Институт развития образования.

Больше всего участников привлекает то, как необычно, ярко и красочно подается материал, что время на его изучение не ограничено и, самое главное, нет необходимости уезжать куда-то, отрываясь от работы. В этой связи есть возможность сразу же применять услышанную информацию на практике. После подобных курсов на руках остается большое количество электронных материалов, которые будут просто незаменимы в дальнейшей работе.

Таким образом, можно сделать вывод, что повышение квалификации педагогических работников дистанционно — уникальная, выгодная и полезная возможность для преподавателей повысить свой уровень знаний!

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Повышение квалификации педагогических работников

Под повышением квалификации педагогических работников подразумевается целенаправленное непрерывное совершенствование их профессиональных компетенций и педагогического мастерства. Профессиональная компетентность педагогического работника является важнейшим фактором, влияющим на эффективность работы образовательной организации, что в итоге определяет качество образования обучающихся. При этом понятие «повышение квалификации» рассматривается и как процесс, и как результат образования.

Целью повышения квалификации являются:

  • — обновление и углубление знаний в области теории и практики преподавания, управленческой и общекультурной деятельности на основе современных достижений науки и культуры, прогрессивных педагогических технологий и передового педагогического опыта;
  • — освоение инновационных форм, методов, средств и технологий обучения, прогрессивного отечественного и зарубежного педагогического опыта;
  • — моделирование инновационных образовательных процессов.

Повышение квалификации педагогических работников является непрерывным процессом и осуществляется в течение всего периода работы в образовательной организации. Плановое повышение квалификации педагогических работников осуществляется, как правило, один раз в пять лет. Конкретные сроки повышения квалификации устанавливаются Графиком повышения квалификации работников образовательной организации.

Повышение квалификации педагогических работников осуществляется в форме самообразования (самосовершенствования) и в форме внешне организованного профессионального обучения, включающего в себя следующие виды:

  • — стажировка, курсовая переподготовка;
  • — краткосрочные курсы повышения квалификации объемом до 72 ч;
  • — курсы повышения квалификации объемом свыше 72 ч;
  • — дистанционные курсы повышения квалификации;
  • — накопительная система повышения квалификации;
  • — участие в конкурсах профессионального мастерства, в работе проблемных семинаров, научно-практических конференций, мастер-классов и др.;
  • — организация индивидуальной работы по самообразованию.

Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации специалистов. Продолжительность стажировки устанавливается организацией, направляющей специалиста на обучение, исходя из ее целей.

Целью профессиональной переподготовки педагогических работников является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, необходимым для выполнения нового вида профессиональной педагогической деятельности. По результатам прохождения профессиональной переподготовки педагогические работники получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере.

Курсовое повышение квалификации осуществляется по утвержденным образовательным программам (вариативным модулям программ).

Для реализации возможностей непрерывного образования, самостоятельного конструирования индивидуального образовательного маршрута повышения квалификации с учетом своих профессиональных потребностей, согласованных с потребностями образовательного учреждения, и выбора наиболее приемлемых для себя сроков его прохождения педагогический работник может использовать ресурсы накопительной системы повышения квалификации.

Образовательная программа повышения квалификации по накопительной системе рассматривается как совокупность учебных программ, выбранных слушателем в логике обозначенного направления (проблемы) повышения квалификации. Конструирование образовательной программы (не менее 128 ч) повышения квалификации по накопительной системе выполняется педагогическим работником самостоятельно и предполагает обязательное включение в ее состав вариативного блока (не менее 64 ч) и двух инвариантных блоков (по 32 ч каждый). Эти блоки состоят из учебных программ, посвященных фундаментальным проблемам развития современного образования, психолого-педагогической теории, информационным технологиям в образовании («Общепрофессиональные дисциплины»), и учебных программ, посвященных фундаментальным проблемам предмета профессиональной деятельности («Специальные дисциплины»).

Формы аттестации педагогических работников но текущему контролю и итогам реализации образовательной программы повышения квалификации могут быть разными: экзамен, зачет, тестирование, собеседование, защита проекта, защита творческой работы, методической разработки урока, внеклассного мероприятия и пр.

Педагогическим работникам, успешно прошедшим курс обучения, предоставляются следующие документы государственного образца.

  • • Удостоверение о повышении квалификации (для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 ч).
  • • Свидетельство о повышении квалификации (для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 ч).
  • • Справка установленного образца о краткосрочном обучении или сертификат участия в работе тематических и проблемных семинаров в объеме до 72 ч.

Наименее формализованной формой, предоставляющей наибольшую творческую свободу педагогическому работнику, является самостоятельная работа. Содержательно она включает в себя изучение и апробацию тех материалов, которые связаны с ближайшими рабочими потребностями или личным планом профессионального развития. Перечень вопросов, выбранных для самостоятельного освоения на предстоящий учебный год, включается в годовой план работы педагогического работника. Педагог, при желании, может воспользоваться списком рекомендуемых для освоения тем и вопросов, разработанных и утвержденных Методическим советом школы.

По завершении учебного года составляется краткий отчет о выполнении принятых на себя обязательств в рамках самообразования, который утверждается методическим объединением и становится одним из документов портфолио педагога. Количество и объем вопросов, выбираемых для освоения, определяются педагогом самостоятельно.

Самообразование может осуществляться в форме изучения теоретических вопросов, освоения методик и технологий, разработки авторских программ, выполнения педагогических проектов, проведения научных и экспериментальных исследований по утвержденным программам, подготовки докладов, конкурсных материалов, написания статей и диссертаций и др.

Повышению педагогической культуры учителей способствует также специально организованная в школе система методической работы. Руководит этой работой, как правило, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Формы организации методической работы в школе разнообразны.

Во многих школах создаются организациоппо-коордипирующие органы методической работы — методические советы. Основная цель методических советов — повышение научно-методического уровня педагогической деятельности учителей. В методический совет входят наиболее опытные учителя, представляющие различные ступени образования, различные профили учебных предметов. Это могут быть руководители различных методических формирований.

Эффективность работы методического совета зависит от того, кто руководит советом и каков состав его членов. Методический совет определяет общую программу методической работы в школе. К числу положительно зарекомендовавших себя форм методической работы относятся:

  • — предметные методические объединения;
  • — проблемные семинары и практикумы;
  • — единые методические дни в школе;
  • — школы молодого учителя;
  • — школы передового опыта;
  • — индивидуальная работа с учителями;
  • — открытые и показательные уроки;
  • — научно-практические конференции и педагогические чтения;
  • — ролевые, деловые и организационно-деятельностные игры;
  • — моделирование и анализ педагогических ситуаций;
  • — творческие отчеты учителей;
  • — педагогические консилиумы и др.

Наиболее распространенной формой методической работы в школе являются предметные методические объединения учителей. Они состоят из учителей одного предмета или родственных предметов. В сельской местности методические объединения создаются из учителей двух-трех небольших сельских школ (кустовые методические объединения).

Содержание работы методических объединений многообразно. Они рассматривают вопросы повышения уровня учебно-воспитательной работы и качества знаний, организации обмена опытом, внедрения передового педагогического опыта и достижений науки, обсуждают наиболее трудные разделы и темы новых программ и учебников, результаты контрольных работ и т.д.

Работа методических объединений осуществляется по плану, в котором формулируются цели и задачи на учебный год, определяются основные организационно-педагогические мероприятия (экспертиза дидактического материала, оформление кабинета, утверждение текста контрольных работ, тематики научно-методических докладов, открытых уроков, внеклассных занятий по предмету), определяются сроки.

Проблемные семинары и практикумы имеют целью знакомить учителей с инновационными педагогическими процессами и теориями.

В последние годы на практических занятиях стали широко использовать такие формы, как деловые, ролевые, организационно-деятельностные игры, моделирование и анализ педагогических ситуаций, различного рода тренинги. Такие формы работы имеют много положительного, однако организаторы подобных практикумов сталкиваются с рядом трудностей: подбором руководителей для проведения игровых форм, негативным отношением части учителей к участию в таких занятиях, недостаточным методическим обеспечением.

Одной из эффективных форм методической работы является проведение единых методических дней (для всех педагогических работников школы один раз в четверть). Они как бы подводят итоги методической работы за четверть. Темы единых методических дней заранее доводятся до сведения учителей.

Содержанием работы единого методического дня может быть проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий, их анализ и обсуждение, обзор новой методической литературы, подведение итогов методической работы в форме заседания, круглого стола, пресс-конференции с выступлениями отдельных учителей об итогах работы над методическими темами, выступление руководителей школы с анализом работы.

Школа передового опыта выполняет функцию индивидуального и коллективного наставничества, т.е. оказания помощи со стороны более опытных педагогов менее опытным коллегам.

В структуре школы передового опыта как ее самостоятельное звено или разновидность может быть организована школа молодого учителя, в рамках которой начинающие учителя объединяются иод руководством опытного учителя или руководителя.

В связи с предоставлением школе больших прав в творческой работе все большее признание получает деятельность проблемных (инновационных) групп. Проблемные группы изучают, распространяют передовой опыт, проводят научно-исследовательскую работу, зачастую под руководством ученых из учебных заведений, НИИ.

Одной из коллективных форм методической работы является деятельность педагогического коллектива по избранной научно-методической теме, когда весь коллектив работает над какой-то проблемой. Коллективная тема может планироваться на год или на несколько лет (не более пяти); в последнем случае цели и задачи определяются на каждый год. В рамках коллективной темы определяются промежуточные этапы и формы отчетов. Каждый промежуточный этап завершается подведением итогов.

Научно-практические конференции, педагогические чтения, творческие отчеты отдельных учителей или методических объединений являются итоговыми формами методической работы. Они проводятся по итогам работы за определенный промежуток времени или по завершении какого- либо этапа работы. Учителя выступают с сообщениями о результатах своей работы. В некоторых образовательных организациях такие мероприятия приобретают праздничный, торжественный характер: приглашаются ученые, учителя из других школ, поощряются учителя, достигшие определенных результатов. Для усиления научно-исследовательской работы в некоторых школах введена должность заместителя директора по научной работе.

Читайте также:  Положение о премировании работников: образец 2019
Ссылка на основную публикацию