Должен ли быть ответственный за экологию в Обществе? - Komsindrom.ru

Должен ли быть ответственный за экологию в Обществе?

Содержание

Почему на предприятии обязательно нужен эколог и каковы его обязанности?

В соответствии с положениями N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 янв. 2002 г., в каждой организации, деятельность которой каким-либо образом связана с воздействием на экологию, необходимо назначить лицо, отвечающее за охрану окружающей среды. В принципе, это может быть человек, занимающий должность, например, главного инженера, инженера по охране труда или же технолога, кроме того, частично этот функционал может взять на себя кто-либо из руководства компании. Однако, ужесточение экологического законодательства в последние несколько лет привело к тому, что даже на небольшом предприятии, занимающемся производством, приходится вводить специальную должность или целый отдел, связанную с охраной окружающей среды.

В целом, должность эколога крайне востребованы на различных предприятиях – начиная от крупных производств, где обычно организуются целые отделы экологической безопасности, и заканчивая небольшими организациями, которым по закону необходимо вести значительное количество экологической документации.

Основные задачи эколога: определение, изучение и минимизация различных факторов (в т.ч. и человеческого), оказывающих вредное влияние на окружающую среду. По закону ни один процесс строительства или производства не должен начинается без экологической экспертизы и получения положительного заключения.

В случае, если в организации отсутствует специалист-эколог, это может привести к целому ряду неприятных последствий:

  • в важных документах могут быть допущены ошибки и упущены сроки их предоставления в надзорные органы;
  • предприятие может быть оштрафовано, в случае, если проверка со стороны природоохранных структур будет иметь неудовлетворительный результат;
  • общая экологическая ситуация в регионе может ухудшиться;
  • возможны возникновения чрезвычайных ситуаций на предприятии.

На предприятии эколог несет ответственность за следующие очень важные функции:

  • выработка общей экологической политики компании и контроль за её соблюдением; приведение деятельности предприятия в соответствие законодательству и нормативам; проведение мониторинга выполнения действующих природоохранных актов и стандартов в области охраны окружающей среды, а также норм трудового права, касающихся вредных производственных факторов;
  • определение и исполнение плана мероприятий по охране окружающей среды;
  • проведение экспертизы новых проектов и технологий с т.з. экологии;
  • осуществление работ по сокращению объема вредных выбросов в атмосферу, опасных отходов, сбросов в водоемы;
  • составление паспортов отходов, графиков аналитического контроля, инструкций;
  • взаимодействие с природоохранными структурами, в том числе предоставление необходимой экологической отчетности в надзорные органы;
  • участие в работе комиссий по проверке предприятия;
  • обучение и консультирование сотрудников предприятия по вопросам в сфере экологической безопасности.

Кроме этого, в обязанности эколога могут входить такие действия, как анализ эффективности энергопотребления на предприятии, улучшение экологических характеристик продукции, учет экологических критериев при выборе для нужд производства сырья или материалов.

Приступая к своим обязанностям в компании, экологу необходимо ознакомиться с самим предприятием, всеми ответственными службами и помещениями, где проходит производственный процесс. Также нужно оценить, как устроена система вентиляции, где обустроено хранилище отходов, какие источники выброса расположены на предприятии, каким образом осуществляется водоснабжение и сброс сточных вод. Следующим шагом является знакомство со всей отчетной документацией на предприятии – своевременно ли заполняются внутренние журналы и отчеты, как проводится расчет платы за НВОС, есть ли актуальные предписания об устранении недочетов.

Эколог должен отвечать за наличие у компании всей необходимой документации:

  • Инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферу, проект предельно-допустимых выбросов (ПДВ);
  • Разрешение на обращение с отходами;
  • Нормативы водоснабжения и сброса загрязненных вод;
  • Инвентаризация отходов, оформленные паспорта отходов, ПНООЛР;
  • Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ);
  • План мероприятий при наступлении НМУ (при необходимости);
  • Положение о программе производственно-экологического контроля (ПЭК) на предприятии.

Собрав все необходимые сведения, эколог должен провести их анализ и составить список предлагаемых мер и план действий, после чего согласовать данный план с руководством компании и начать действовать.

Руководителю предприятия необходимо знать, что в пакете услуг ЭкоВиллеТрейд есть определенный вид услуги, которая носит название «эколог на предприятии» (т.е. экологический аутсорсинг). Подписав договор на обслуживание, руководство организации перекладывает контроль за экологической деятельностью на своем предприятии на профильную организацию, в штате которой трудятся специалисты-экологи.

Наиболее часто организации отдают на аутсорсинг определенные лабораторные исследования, определение нормативов негативного воздействия на окружающую среду, согласование документов и проектов в надзорных органах, иногда — расчет платежей за НВОС. Действительно, нет смысла, например, закупать программный комплекс по расчету предельно допустимых выбросов в атмосферу для разработки проекта один раз в пять лет.

Соответственно, руководство предприятия имеет возможность решить – необходим ли им эколог в штате или же предприятию достаточно разовой услуги аудита и/или соответствующий специалист на аутсорсинге.

С особенностями услуги экологического сопровождения от ЭкоВиллеТрейд Вы можете ознакомиться в специальном разделе сайта.

Должен ли руководитель проходить обучение по экологии?

Ответ на вопрос, должен ли руководитель проходить обучение по экологии, зависит от того, как толковать ответ, который даёт законодательство. Согласно Федеральному Закону «Об охране окружающей среды» необходим подобный курс тем руководителям организаций, в круг служебных обязанностей которых входит принятие решений в ходе управления предприятий, если работа этого предприятия может отрицательно сказаться на окружающей среде в зоне деятельности данной организации.

Если толковать эту норму узко, то обучение по экологии обязан пройти лишь такой руководитель, чья компания потенциально способна резко ухудшить экологическую обстановку вследствие вредных утечек или выбросов. Если понимать её расширительно, то пройти данный курс требуется широкому кругу руководителей, поскольку на большинстве предприятий присутствуют объекты, которые при ненадлежащем обращении могут нанести вред природе. К примеру, ртутьсодержащие лампы относят к первому классу опасности, а их используют во многих компаниях, основная деятельность которых риска для природы не представляет.

Читайте также:  Повышение пенсионного возраста в России

Нормативная документация по экологической безопасности:

  • Конституция РФ.
  • Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ;
  • Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ;
  • Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ;
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (извлечения);
  • Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (извлечения);
  • Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Федеральный закон от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
  • Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
  • Федеральный закон от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
  • Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»;
  • Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
  • Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»;
  • Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370»
  • Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 №183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»
  • Постановление Правительства РФ от 11.06.1996 №698 «Об утверждения Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы»
  • Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»
  • Постановление ВС РФ от 15.07.1992 № 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами»;
  • Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты»;
  • Постановление Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах»;
  • Постановление Правительства РФ от 05.06.2013 № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 08.05.2014 № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре»;
  • Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре»;
  • Приказ Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами»;
  • Приказ Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»;
  • Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»;
  • Приказ МПР России от 17.12.2007 № 333 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»;
  • Приказ Минприроды России от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)»;
  • Приказ Минприроды России от 09.01.2013 № 2 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты»;
  • Приказ Росприроднадзора от 29.09.2010 № 283 «О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717»;
  • ГОСТ 30772-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения;
  • ГОСТ Р 14.03-2005. Экологический менеджмент. Воздействующие факторы. Классификация;
  • Письмо Росприроднадзора от 15.11.2012 № ВК-03-01-36/15437 «О направлении Методических рекомендаций по осуществлению государственного надзора за охраной атмосферного воздуха»;
  • Постановление Правительства РФ от 11.11.2015 N 1219 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности»;
  • Приказ Минприроды России от 04.12.2014 N 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду».
  • Постановление Правительства РФ от 05.02.2016 N 79 «Об утверждении Правил охраны поверхностных водных объектов»;
  • Постановление Правительства РФ от 11.02.2016 N 94 «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов»;
  • Постановление Правительства РФ от 23.06.2016 N 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»;
  • Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»;
  • Письмо Росприроднадзора от 11.04.2016 N АС-06-01-36/6155 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду»;
  • Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» (вместе с «Правилами обращениями с твердыми коммунальными отходами».
  • Постановление Правительства РФ от 22.11.2017 № 1410 «О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора»;
  • Приказ Минприроды России от 04.08.2017 № 435 «Об утверждении критериев и срока категорирования объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке»;
  • Приказ Минприроды России от 04.03.2016 № 66 «О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду».

По окончанию обучения выдается

  • Удостоверение о повышении квалификации установленного образца
  • Копия протокола аттестационной комиссии

На основании чего определяют ответственного за охрану окружающей среды на предприятии?

Оглавление

На основании чего определяют ответственного за охрану окружающей среды на предприятии?

Вид документа:
Консультация

Принявший орган: Эксперт

Тип документа: Ответ на частный запрос
Дата начала действия: None
Опубликован:

  • Об охране окружающей среды (с изменениями на 12 марта 2014 года) Федеральный закон
  • Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (с изменениями на 12 февраля 2014 года) Постановление Министерства труда и социального развития РФ
  • Об охране атмосферного воздуха (с изменениями на 23 июля 2013 года) Федеральный закон

На основании чего определяют ответственного за охрану окружающей среды на предприятии?

Вопрос:

Есть ли нормативный документ, определяющий кого назначают ответственным за охрану окружающей среды на предприятии, его права и подчинение. Не имеется в виду функция экологической службы (эколога).

Ответ:

Пункт 2 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах , ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля в соответствующий орган государственного надзора.

Читайте также:  Предоставляется ли отпуск за свой счет с последующим увольнением?

Согласно п.1 ст.25 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц , ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или)организуют экологические службы .

Исходя из этого, следует, что федеральным законодательством предусмотрена необходимость проведения производственного контроля в области охраны окружающей среды на предприятии. Очевидно, что для организации и проведения производственного экологического контроля на предприятии должны быть штатные сотрудники (сотрудник), осуществляющие деятельность в сфере охраны окружающей среды в соответствии с должностными инструкциями (регламентами).

На сегодняшний день действующими нормативными правовыми актами РФ не определено, кого конкретно можно назначить ответственным за охрану окружающей среды на предприятии.

Требования к квалификации определяют уровень профессиональной подготовки работника, необходимый для выполнения предусмотренных должностных обязанностей, и требования к стажу работы.

Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Так же в соответствии со ст.73 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности .

Следовательно, основным требованием является проведение производственного экологического контроля. Решение об организации экологической службы на Вашем предприятии для реализации данного требования должен принимать руководитель. Это может быть экологическая служба (или один инженер-эколог), либо (при передаче производственного экологического контроля на аутсорсинг) лицо, имеющее подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии со ст.73 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, которое будет ответственно за соблюдение природоохранного законодательства на предприятии. Руководитель внутренним документом по предприятию (приказом, положением о производственном контроле, должностной инструкцией) назначает человека, который будет контролировать проведение производственного экологического контроля: заключение (продление) договоров с организациями, которым передаются на аутсорсинг работы по ведению производственного контроля, прием от этих организаций и хранение результатов производственного контроля, предоставление этих результатов соответствующим органам исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Кого нужно обучать по экологической безопасности и обращению с отходами?

Общие сведения и законодательные требования по обучению.

Одной из актуальнейших тематик на данный момент являются темы обучения, затрагивающие охрану окружающей среды и уменьшения воздействия на нее. К ним относится обучение по обращению с опасными отходами и экологической безопасности. Единственное, в чем остается разобраться при выборе обучающей программы – какую категорию сотрудников необходимо обучить. Ведь требования по прохождению обучения направлены не только на повышение уровня знаний специалистов. Они являются законодательным требованием, при нарушении которого предприятию могут грозить значительные штрафы.

Что касается требований законодательства, обучение по экологической безопасности является обязательным согласно ст. 73 Закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ. Курс, посвященный обращению с опасными отходами – требование ст. 15 Закона «Об отходах производства и потребления».

Любое направление обучения проходят специалисты, получившие высшее или средне специальное, как правило, техническое образование.

Кому требуется пройти обучение по экологической безопасности?

Обучение по экологической безопасности делится на два основных курса:

  1. Первый предназначен для руководителей и специалистов общехозяйственных систем управления. Длительность программы 72 часа.
  2. Второй требуется для специалистов экологических служб и систем экологического контроля. Длительность 200 часов.

Основное различие заключается в том, что первая программа рассчитана на специалистов любых предприятий и организаций, не связанных напрямую с решением вопросов охраны окружающей среды, но взаимодействующие с данной областью по роду своих должностных обязанностей. Например, сюда можно отнести главного инженера крупного производственного объекта, имеющего в своем штате отдел экологии. По продолжительности она занимает 72 часа, по стоимости — от 8500 рублей.

Обучение по второй программе уже направлено на руководителей и специалистов, непосредственно задействованных в организации управления охраной окружающей среды предприятия. Это могут быть руководитель отдела экологии, штатные экологи. Также данный вид обучения проходят сотрудники, назначенные на замещение должности эколога, а также экологи проектных организаций и государственных систем управления природопользованием и контроля за качеством окружающей природной среды. Здесь продолжительность курса уже составляет 200 часов, при начальной стоимости от 8500 рублей.

Оба курса можно пройти как очное, так и дистанционно.

Какой категории специалистов необходимо обучение по опасным отходам?

Что касается обучения по обращению с отходами, то оно требуется руководителям и специалистам предприятий и организаций, в ходе деятельности которых осуществляются процессы по управлению отходами, к которым относятся сбор, транспортировка, утилизация или размещение отходов. Проходят обучение лица, ответственные за систему управления отходами и непосредственно к ней причастные. Например, это могут быть водители транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных отходов, которые не могут быть допущены к работе без сертификата о прохождении необходимого обучающего курса.

Обучение по отходам также насчитывает два направления подготовки:

  1. Обучение по обращению с отходами 1-4 классов опасности.
  2. Профессиональную подготовку лиц по работке с отходами 1-4 классов опасности.

Профессиональная подготовка также рассчитана на следующий круг специалистов:

  • оказывающих влияние на систему управления отходами,
  • разрабатывающих мероприятия по уменьшению образования отходов,
  • осуществляющих контроль за системой оборота отходов,
  • руководящих внедрением новых технологий в данной области,
  • а также задействованных в прочих управленческих решениях, касающихся системы образования отходов и дальнейшей их утилизации.

Обе программы длятся 112 часов, начальная стоимость курса составляет 6500 рублей.

Для чего необходимо обучение?

Все виды обучения преследуют главную цель – повышение уровня знаний сотрудников предприятий в вопросах экологии, экологического законодательства, экологических рисков и их предотвращения. Обучение позволяет приумножить и обновить имеющиеся знания, а также получить новые, обеспечить в ходе производственного процесса предприятия, как свою безопасность, так и безопасность окружающей природной среды.

Определиться с категорией сотрудников, которых следует направить на обучение, руководителю предприятия поможет также и краткая программа курса, вопросы которой зачастую соответствуют непосредственным должностным обязанностям работников. Ее лучше уточнять в самом учебном центре перед началом обучения.

Программа обучения по экологической безопасности.

Что касается обучения по экологии, то конечно, программа, направленная на обучение специалистов, будет более расширенной и содержащий специфические вопросы. Так, например, в ее состав войдут:

  • сведения о проведении экологической экспертизы и аудита,
  • работе с программами по передаче отчетности в контролирующие организации,
  • экологическом проектировании,
  • существующих наилучших доступных технологиях и возможности их внедрения на предприятии.
Читайте также:  Нужно ли оформлять наряд допуск на погрузочно разгрузочные работы вручную?

Остальная часть вопросов схожа с программой, рассчитанной для специалистов общехозяйственных систем управления. Среди них будут рассматриваться такие темы, как:

  • экологическое законодательство – действующее, утратившее силу, нововведения и изменения в нем;
  • вопросы экономики и принципы платности природопользования;
  • экологическое нормирование на предприятии;
  • экологическая документация и отчетность производственных объектов;
  • управление природопользованием;
  • сведения об управлении отходами предприятия;
  • проведение производственного контроля;
  • возникновение ответственности за нарушения экологического законодательства.

Курс обучения по обращению с отходами.

Программа курса по обращению с отходами состоит из следующих основных информационных блоков:

  • требования действующего экологического законодательства в области управления отходами;
  • свойства опасных отходов и их обезвреживание;
  • нормирование;
  • основные этапы обращения с отходами;
  • осуществление на предприятии экологического контроля;
  • экономические основы природопользования;
  • документация в области управления отходами предприятия;
  • лицензирование деятельности, связанной с отходами.

Профессиональная подготовка, помимо того, что раскрывает все вышеперечисленные вопросы более расширенно и подробно, содержит такие темы, как:

  • проектирование полигонов для хранения и захоронение отходов,
  • транспортировка отходов,
  • а также сведения о методах аналитического контроля области, связанной с процессами образования и дальнейшего управления отходами.

Ответственность за отсутствие обучения.

Не стоит забывать, что отсутствие обучения у ответственных сотрудников может выявиться, например, во время проверки контролирующей организацией. Этот факт может быть причислен к нарушениям экологического законодательства, а предприятие — получить значительные штрафы согласно «Кодексу об административных правонарушениях».

Ответственность за отсутствие любого из перечисленных ранее видов обучения правомерно устанавливать на основании содержания статьи 8.1 КоАП, которая регламентирует экологические требования по отношению к хозяйственной деятельности природопользователей. По данной статье штраф для предприятия может составить до 100 тысяч рублей и до 5 тысяч для должностного лица.

Также нарушения может повлечь и безграмотная деятельность персонала, вовремя не обученного по соответствующему направлению, что также карается согласно вышеуказанным документам. Например, по статье 8.2 КоАП, при неверном обращении с отходами штраф для предприятия может составить до 250 тысяч рублей. Также он не обойдет и должностное лицо, которому нарушение обойдётся в сумму до 30 тысяч рублей.

Кроме того, неправомерная деятельность предприятия в отношении окружающей среды может определяться содержанием одной их статей 8 главы КоАП и обходиться как значительными денежными штрафами, так и приостановлением деятельности объекта.

Почему на предприятии обязательно нужен эколог и каковы его обязанности?

В соответствии с положениями N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 янв. 2002 г., в каждой организации, деятельность которой каким-либо образом связана с воздействием на экологию, необходимо назначить лицо, отвечающее за охрану окружающей среды. В принципе, это может быть человек, занимающий должность, например, главного инженера, инженера по охране труда или же технолога, кроме того, частично этот функционал может взять на себя кто-либо из руководства компании. Однако, ужесточение экологического законодательства в последние несколько лет привело к тому, что даже на небольшом предприятии, занимающемся производством, приходится вводить специальную должность или целый отдел, связанную с охраной окружающей среды.

В целом, должность эколога крайне востребованы на различных предприятиях – начиная от крупных производств, где обычно организуются целые отделы экологической безопасности, и заканчивая небольшими организациями, которым по закону необходимо вести значительное количество экологической документации.

Основные задачи эколога: определение, изучение и минимизация различных факторов (в т.ч. и человеческого), оказывающих вредное влияние на окружающую среду. По закону ни один процесс строительства или производства не должен начинается без экологической экспертизы и получения положительного заключения.

В случае, если в организации отсутствует специалист-эколог, это может привести к целому ряду неприятных последствий:

  • в важных документах могут быть допущены ошибки и упущены сроки их предоставления в надзорные органы;
  • предприятие может быть оштрафовано, в случае, если проверка со стороны природоохранных структур будет иметь неудовлетворительный результат;
  • общая экологическая ситуация в регионе может ухудшиться;
  • возможны возникновения чрезвычайных ситуаций на предприятии.

На предприятии эколог несет ответственность за следующие очень важные функции:

  • выработка общей экологической политики компании и контроль за её соблюдением; приведение деятельности предприятия в соответствие законодательству и нормативам; проведение мониторинга выполнения действующих природоохранных актов и стандартов в области охраны окружающей среды, а также норм трудового права, касающихся вредных производственных факторов;
  • определение и исполнение плана мероприятий по охране окружающей среды;
  • проведение экспертизы новых проектов и технологий с т.з. экологии;
  • осуществление работ по сокращению объема вредных выбросов в атмосферу, опасных отходов, сбросов в водоемы;
  • составление паспортов отходов, графиков аналитического контроля, инструкций;
  • взаимодействие с природоохранными структурами, в том числе предоставление необходимой экологической отчетности в надзорные органы;
  • участие в работе комиссий по проверке предприятия;
  • обучение и консультирование сотрудников предприятия по вопросам в сфере экологической безопасности.

Кроме этого, в обязанности эколога могут входить такие действия, как анализ эффективности энергопотребления на предприятии, улучшение экологических характеристик продукции, учет экологических критериев при выборе для нужд производства сырья или материалов.

Приступая к своим обязанностям в компании, экологу необходимо ознакомиться с самим предприятием, всеми ответственными службами и помещениями, где проходит производственный процесс. Также нужно оценить, как устроена система вентиляции, где обустроено хранилище отходов, какие источники выброса расположены на предприятии, каким образом осуществляется водоснабжение и сброс сточных вод. Следующим шагом является знакомство со всей отчетной документацией на предприятии – своевременно ли заполняются внутренние журналы и отчеты, как проводится расчет платы за НВОС, есть ли актуальные предписания об устранении недочетов.

Эколог должен отвечать за наличие у компании всей необходимой документации:

  • Инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферу, проект предельно-допустимых выбросов (ПДВ);
  • Разрешение на обращение с отходами;
  • Нормативы водоснабжения и сброса загрязненных вод;
  • Инвентаризация отходов, оформленные паспорта отходов, ПНООЛР;
  • Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ);
  • План мероприятий при наступлении НМУ (при необходимости);
  • Положение о программе производственно-экологического контроля (ПЭК) на предприятии.

Собрав все необходимые сведения, эколог должен провести их анализ и составить список предлагаемых мер и план действий, после чего согласовать данный план с руководством компании и начать действовать.

Руководителю предприятия необходимо знать, что в пакете услуг ЭкоВиллеТрейд есть определенный вид услуги, которая носит название «эколог на предприятии» (т.е. экологический аутсорсинг). Подписав договор на обслуживание, руководство организации перекладывает контроль за экологической деятельностью на своем предприятии на профильную организацию, в штате которой трудятся специалисты-экологи.

Наиболее часто организации отдают на аутсорсинг определенные лабораторные исследования, определение нормативов негативного воздействия на окружающую среду, согласование документов и проектов в надзорных органах, иногда — расчет платежей за НВОС. Действительно, нет смысла, например, закупать программный комплекс по расчету предельно допустимых выбросов в атмосферу для разработки проекта один раз в пять лет.

Соответственно, руководство предприятия имеет возможность решить – необходим ли им эколог в штате или же предприятию достаточно разовой услуги аудита и/или соответствующий специалист на аутсорсинге.

С особенностями услуги экологического сопровождения от ЭкоВиллеТрейд Вы можете ознакомиться в специальном разделе сайта.

Ссылка на основную публикацию