Должна ли в организации быть создана комиссия по антикоррупции? - Komsindrom.ru

Должна ли в организации быть создана комиссия по антикоррупции?

Содержание

Антикоррупционные документы в коммерческой организации

В предыдущем обзоре мы обещали рассмотреть вопрос о необходимости иметь в коммерческой организации локальные акты по противодействию коррупции.

Итак, держим слово и представляем на обозрение статью.

С 03.12.2012 г. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ) дополнен статьей 13.3 об обязанности организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

  • определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
  • сотрудничество организации с правоохранительными органами;
  • разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
  • принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
  • предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
  • недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов (часть 2 статьи 13.3 закона № 273-ФЗ).

Поскольку ст. 13.3 закона № 273-ФЗ не конкретизирует организации по виду организационно-правовой формы, очевидно, что обязанность по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции распространяется на все юридические лица вне зависимости от организационно-правовой формы.

Указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы.

Национальный план противодействия коррупции определяет основной задачей реализацию требований статьи 13.3 закона № 273-ФЗ, касающейся обязанности организаций принимать меры по предупреждению и противодействию коррупции, предусматривает формирование системы государственного контроля за реализацией антикоррупционной политики в негосударственном секторе.

С целью формирования единого подхода к обеспечению работы по предупреждению и противодействию коррупции в организациях Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденные 8 ноября 2013 года (далее – Методические рекомендации).

Методические рекомендации предусматривают проведение работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений для любых организаций, независимо от форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и других обстоятельств, а также предусматривают обязательное требование по разработке и принятию единого документа с одноименным названием «Антикоррупционная политика», который включает в себя комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, а также иных локальных нормативных актов и методических материалов, направленных на профилактику и противодействие коррупционным правонарушениям в деятельности организации.

На практике в организациях разрабатываются и утверждаются следующие антикоррупционные документы:

Приказ о назначении лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных нарушений;

положение о комиссии по противодействию коррупции;

кодекс этики и служебного поведения работников;

положение по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в организации;

антикоррупционная политика организации;

план мероприятий, направленных на профилактику, предотвращение и выявление коррупции.

Кроме того, положения о противодействии коррупции могут включаться также в трудовые договоры с сотрудниками и в договоры, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности организации.

Решение Прилузского районного суда Республики Коми № М-173/2014 2-167/14 2-167/2014

М-173/2014 2-167/2014 от 28 апреля 2014 г.:

«Однако, как установлено в ходе проверки, проведенной прокуратурой района, и доказано в ходе судебного разбирательства, меры, предусмотренные ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в МУП «Жилсервис» не разработаны и не приняты.

В частности, должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, в организации не определено; сотрудничество с правоохранительными органами не осуществляется; Кодекс этики и служебного поведения работников, а также положение по урегулированию конфликта интересов в обществе не разработаны и не приняты; в практику не введены стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; отсутствует локальный нормативный акт предусматривающий ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Указанные обстоятельства не оспаривались представителем ответчика в письменных объяснениях от 16.04.2014г.

Несмотря на то, что при подготовке дела к судебному разбирательству сторонам разъяснялось бремя доказывания, доказательств обратного ответчиком суду также не предоставлено.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что в нарушение требований ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ в МУП «Жилсервис» не разработаны и не приняты меры по предупреждению коррупции, в результате чего цель – создание эффективной системы противодействия коррупции в организации, не достигается; а задачи по обеспечению правовых и организационных мер, направленных на противодействие коррупции, в т.ч. противодействие коррупции в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, не исполняются. Отсутствие в организации системы вышеприведенных мер свидетельствует о несоблюдении обществом российского антикоррупционного законодательства.

Отсюда, суд находит заявленные прокурором требования законными и обоснованными».

Несмотря на то, что конкретный перечень документов по предотвращению коррупции не предусмотрен, рекомендуем все же обзавестись минимальным пакетом документов, которые будут предусматривать меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации и перечисленные в ст. 13.3 закона № 273-ФЗ. При этом, при разработке локальных актов по противодействию коррупции следует руководствоваться Методическими организациями.

Стоит также отметить, что ответственность за отсутствие вышеуказанных локальных актов не установлена. Вместе с тем, организация может быть привлечена к административной ответственности за нарушение законодательства о противодействии коррупции (ст.ст. 19.28, 19.29 КоАП РФ).

Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для управляющих компаний и ТСЖ, позволяющая автоматизировать работу аварийно-диспетчерской службы, клиентского отдела, бухгалтерии, а также работу со злостными неплательщиками. Вся информация о сервисе тут .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Читайте также:  Декретный отпуск при ликвидации предприятия

Статья 5.62. Дискриминация

3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, — влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Положение о комиссии по противодействию коррупции

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок деятельности, задачи и компетенцию комиссии по противодействию коррупции (далее — Комиссия) в управе района Зюзино города Москвы (далее – управе района).

1.2. Для координации деятельности управы района по устранению причин коррупции и условий им способствующих, выявлению и пресечению фактов коррупции и её проявлений создается Комиссия.

Комиссия является совещательным органом, который систематически осуществляет комплекс мероприятий по:

выявлению и устранению причин и условий, порождающих коррупцию;

выработке оптимальных механизмов защиты от проникновения коррупции в подразделения управы района, снижению в них коррупционных рисков;

созданию единой системы мониторинга и информирования сотрудников управы района по проблемам коррупции;

антикоррупционной пропаганде и воспитанию, формированию антикоррупционного мировоззрения;

1.3. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом РФ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указом Президента от 11.04.2014 г. № 226 «О национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы», иными нормативными правовыми актами по вопросам противодействия коррупции.

2. Задачи Комиссии

Для решения стоящих перед ней задач Комиссия:

2.1. Участвует в разработке и реализации приоритетных направлений антикоррупционной политики управы района.

2.2. Координирует деятельность управы района по устранению причин коррупции и условий им способствующих, выявлению и пресечению фактов коррупции и её проявлений.

2.3. Вносит предложения, направленные на реализацию мероприятий по устранению причин и условий, способствующих коррупции в управе района.

2.4. Вырабатывает рекомендации для практического использования по предотвращению и профилактике коррупционных правонарушений в деятельности управы района.

2.5. Взаимодействует с правоохранительными органами, прокуратурой, Департаментом региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы по реализации мер, направленных на предупреждение (профилактику) коррупции и на выявление субъектов коррупционных правонарушений.

3. Порядок формирования и деятельность Комиссии

3.1. В состав комиссии входят председатель комиссии, его заместитель, секретарь и члены комиссии (председатель профкома управы, юрист юридической службы, — заместитель главы управы (руководитель структурного подразделения) по направлению деятельности.

3.2. Председателем комиссии является глава управы района Зюзино.

3.2.1. Председатель комиссии:

— возглавляет работу комиссии;

— организует работу комиссии;

— созывает заседания комиссии;

— дает поручения членам комиссии.

3.2.2. Председатель определяет место, время проведения и повестку дня заседания Комиссии, в том числе с участием руководителей структурных подразделений управы района, ГКУ «ИС района Зюзино», ГБУ «Жилищник района Зюзино», не являющихся ее членами, в случае необходимости привлекает к работе специалистов.

3.2.3. На основе предложений членов Комиссии, руководителей структурных подразделений, ГКУ «ИС района Зюзино», ГБУ «Жилищник района Зюзино» формирует план работы Комиссии на текущий год и повестку дня его очередного заседания.

3.2.4. По вопросам, относящимся к компетенции Комиссии, в установленном порядке запрашивает информацию от исполнительных органов государственной власти, правоохранительных, контролирующих, налоговых и других органов.

3.2.5. Дает соответствующие поручения своему заместителю, секретарю и членам Комиссии, осуществляет контроль за их выполнением.

3.2.6. Подписывает протокол заседания Комиссии.

3.3. Заместителем председателя комиссии является заместитель главы управы района:

— выполняет отдельные функции председателя комиссии по его поручению;

— выполняет обязанности председателя комиссии в случае его отсутствия.

3.4. Секретарь Комиссии:

организует подготовку материалов к заседанию Комиссии, а также проектов его решений;

информирует членов Комиссии о месте, времени проведения и повестке дня очередного заседания Комиссии, обеспечивает необходимыми справочно-информационными материалами;

ведет протокол заседания Комиссии.

— вносят председателю Комиссии, предложения по формированию повестки дня заседаний Комиссии;

— вносят предложения по формированию плана работы;

— в пределах своей компетенции, принимают участие в работе Комиссии, а также осуществляют подготовку материалов по вопросам заседаний Комиссии;

— в случае невозможности лично присутствовать на заседаниях Комиссии, вправе излагать свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменном виде на имя председателя Комиссии, которое учитывается при принятии решения;

— участвуют в реализации принятых Комиссией решений и полномочий.

3.6. Присутствие на заседаниях Комиссии ее членов обязательно. Они не вправе делегировать свои полномочия другим лицам. В случае отсутствия возможности членов Комиссии присутствовать на заседании, они вправе изложить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменном виде.

3.7. По решению Комиссии или по предложению ее членов, по согласованию с председателем, на заседания Комиссии могут приглашаться руководители структурных подразделений управы района, ГКУ «ИС района Зюзино», ГБУ «Жилищник района Зюзино», представители правоохранительных органов, прокуратуры, Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы и иные лица, которые могут быть заслушаны по вопросам антикоррупционной работы.

3.8. Работа Комиссии осуществляется в соответствии с планом, который утверждается главой управы.

3.9. Основной формой работы Комиссии является заседание, которое носит открытый характер. Заседания Комиссии проходят ежеквартально.

3.10. Дата и время проведения заседаний, в том числе внеочередных, определяется председателем Комиссии.

3.11. Внеочередные заседания Комиссии проводятся по предложению членов Комиссии или по предложению председателя Комиссии.

3.12. Заседание Комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей общего числа его членов. В случае несогласия с принятым решением, член Комиссии вправе в письменном виде изложить особое мнение, которое подлежит приобщению к протоколу.

3.13. Члены Комиссии добровольно принимают на себя обязательства о неразглашении сведений, затрагивающих честь и достоинство граждан и другой конфиденциальной информации, которая рассматривается (рассматривалась) Комиссией. Информация, полученная Комиссией, может быть использована только в порядке, предусмотренном федеральным законодательством об информации, информатизации и защите информации.

3.14. По итогам заседания Комиссии оформляется протокол, который подписывает Председатель и секретарь комиссии.

4. Полномочия Комиссии

4.1. Комиссия координирует деятельность структурных подразделений управы района по реализации мер противодействия коррупции.

4.2. Комиссия вносит предложения на рассмотрение по совершенствованию деятельности в сфере противодействия коррупции, а также участвует в подготовке проектов нормативных актов по вопросам, относящимся к ее компетенции.

4.3. Участвует в разработке форм и методов осуществления антикоррупционной деятельности и контролирует их реализацию.

4.4. Рассматривает предложения о совершенствовании организационной работы противодействия коррупции в управе района.

4.5. Заслушивают на своих заседаниях руководителей структурных подразделений управы района.

4.6. Принимает в пределах своей компетенции решения, касающиеся организации, координации и совершенствования деятельности управы района по предупреждению коррупции, а также осуществлять контроль исполнения этих решений.

4.7. Решения Комиссии принимаются на заседании открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих членов Комиссии и носит рекомендательный характер, оформляется протоколом, который подписывает председатель Комиссии, а при необходимости, реализуются путем принятия соответствующих приказов и распоряжений управы района, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Члены Комиссии обладают равными правами при принятии решений.

5.1. Председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, секретарь комиссии и члены комиссии непосредственно взаимодействуют:

со структурными подразделениями управы района, ГКУ «ИС района Зюзино», ГБУ «Жилищник района Зюзино» по вопросам реализации мер противодействия коррупции, совершенствования методической и организационной работы по противодействию коррупции в управе района;

со структурными подразделениями управы района по вопросам проведения анализа и экспертизы издаваемых документов в сфере противодействия коррупции;

с общественными объединениями, коммерческими организациями, сотрудниками управы района и гражданами по рассмотрению их письменных обращений, связанных с вопросами противодействия коррупции в управе района;

с правоохранительными органами, прокуратурой по реализации мер, направленных на предупреждение (профилактику) коррупции и на выявление субъектов коррупционных правонарушений.

6.1. Внесение изменений и дополнений в настоящее положение осуществляется путем подготовки проекта положения в новой редакции заместителем председателя Комиссии.

Январь — Особенности деятельности комиссий по противодействию коррупции

Журнал «Руководитель учреждения дошкольного образования» №1 (73) январь 2018

Автор: Надежда ШВЕД, главный специалист ГУ «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь», кандидат юридических наук

В целях противодействия коррупции в отдельных сферах в организациях и учреждениях практикуется создание специальных комиссий по противодействию коррупции. Рассмотрим порядок создания и функционирования комиссий по противодействия коррупции в учреждениях дошкольного образования.

Правовое регулирование создания комиссий по противодействию коррупции

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон о борьбе с коррупцией) меры борьбы с коррупцией реализуются в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных, Минском городском, городских, районных исполнительных комитетах, местных администрациях районов в городах посредством создания и деятельности комиссий по противодействию коррупции в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2011 г. № 17321 утверждено Типовое положение о комиссии по противодействию коррупции (далее — Типовое положение), которым определен единый и обязательный порядок создания и деятельности такой комиссии в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных, Минском городском, городских, районных исполкомах, местных администрациях районов в городах (далее — государственные органы).

Таким образом, организации, перечисленные в ч. 2 ст. 5 Закона, п. 1 Типового положения, обязаны создать комиссии по противодействию коррупции. Иные организации вправе самостоятельно принимать решение о целесообразности создания комиссий и определять порядок их деятельности.

На основании каких документов разрабатывается положение о комиссии по противодействию коррупции?

Эффективность работы антикоррупционных комиссий в значительной степени зависит от четкой и всеобъемлющей нормативной регламентации их задач, полномочий, процедур подготовки, проведения заседаний и принятия решений.

Заведующему на заметку

Комиссия по противодействию коррупции действует не только на основании Типового положения, но и на основании положения, утверждаемого приказом руководителя юридического лица, в котором учитываются особенности деятельности данной организации (п. 3 Типового положения). Это означает, что необходимо разработать свое локальное положение, регламентирующее деятельность комиссии по противодействию коррупции, на основании Типового положения, по возможности, учитывающее отраслевую специфику деятельности организации.

Создание и функционирование комиссии по противодействию коррупции

Комиссия создается руководителем государственного органа (организации) в количестве не менее пяти членов под председательством одного из заместителей руководителя государственного органа (организации). Заместитель председателя и секретарь комиссии избираются на заседании комиссии из числа ее членов.

Состав комиссии формируется из числа руководителей структурных подразделений государственного органа (организации), курирующих вопросы осуществления финансово-хозяйственной, экономической, производственной деятельности, бухгалтерского учета, распоряжения бюджетными денежными средствами, сохранности собственности и эффективного использования имущества, ведомственного контроля, кадровой и юридической работы.

Как правило, в учреждениях дошкольного образования, за отсутствием вышеуказанных специалистов, в состав комиссии по противодействию коррупции включают одного из заместителей заведующего, председателя профкома, работников учреждения дошкольного образования, представителя попечительского совета. Количество членов комиссии по противодействию коррупции и ее персональный состав следует определять в зависимости от особенностей организационно-управленческой структуры конкретного учреждения дошкольного образования, видов ее деятельности, наиболее подверженных коррупции, количества лиц, работающих в организации, и других факторов. Как правило, для учреждения дошкольного образования достаточно пяти человек. При этом следует помнить, что не могут являться одновременно членами комиссии лица, состоящие в браке или находящиеся в отношениях близкого родства или свойства.

Читайте также:  Педагоги, медики, работники транспорта и др.

Заведующему на заметку

В состав комиссии целесообразно включать работников организации, которые прошли надлежащую антикоррупционную подготовку и в силу своей профессиональной квалификации и служебных полномочий способны обеспечить решение стоящих перед комиссией задач, знают требования и порядок применения актов законодательства, которыми должно руководствоваться учреждение образования при осуществлении своей деятельности, и могут дать надлежащую оценку правильности и эффективности осуществления этих видов деятельности.

Председателем комиссии по противодействию коррупции целесообразно избирать члена комиссии с наиболее высоким уровнем антикоррупционной подготовки, либо который в силу занимаемой должности, авторитета в трудовом коллективе и управленческих способностей может надлежащим образом организовать работу комиссии и обеспечить принятие ею максимально эффективных антикоррупционных решений.

Заведующему на заметку

Самым приемлемым представляется назначение председателем комиссии по противодействию коррупции работника, который реализует свои основные служебные полномочия в сферах, наименее подверженных коррупционным рискам (например, заместитель заведующего по основной деятельности), хотя на практике, наоборот, председателем комиссии зачастую назначается заместитель заведующего по хозяйственной работе.

Функции комиссии по противодействию коррупции достаточно подробно прописаны в п. 5 Типового положения. Вместе с тем, прописывая функции комиссии в соответствующем локальном положении о комиссии по противодействию коррупции, следует конкретизировать их применительно к сфере деятельности учреждения образования.

Задачи комиссии по противодействию коррупции

Основной задачей комиссии по противодействию коррупции является предупреждение (профилактика) коррупции в учреждении дошкольного образования. Однако, решая эту задачу, комиссия в то же время принимает меры по выявлению и пресечению коррупции, а также устранению ее последствий (в этих целях комиссия, например, вносит предложения о проведении проверок поступившей информации о совершении или подготовке к совершению коррупционных правонарушений; дает антикоррупционную оценку нарушениям, выявленным в ходе таких проверок; инициирует привлечение к дисциплинарной, материальной и иной ответственности лиц, совершивших правонарушения, связанные с коррупцией, и т.п.).

Помимо указанной, задачами комиссии по противодействию коррупции также являются:

  • аккумулирование информации о нарушениях законодательства о борьбе с коррупцией, совершенных работниками учреждения дошкольного образования;
  • обобщение и анализ поступающей, в том числе из государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, информации о нарушениях антикоррупционного законодательства работниками учреждений дошкольного образования;
  • своевременное определение коррупционных рисков в сфере образования и мер по их нейтрализации;
  • анализ работы администрации учреждения дошкольного образования по соблюдению требований антикоррупционного законодательства, внесение руководителю учреждения дошкольного образования предложения по привлечению их к дисциплинарной ответственности;
  • разработка и организация проведения мероприятий по противодействию коррупции в учреждении дошкольного образования, анализ эффективности принимаемых мер;
  • формирование у работников антикоррупционного сознания, нетерпимого отношения к коррупции, навыков поведения в коррупционно опасных ситуациях;
  • взаимодействие с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, общественными объединениями и иными организациями по вопросам противодействия коррупции и др.

Для управлений (отделов) образования, спорта и туризма, помимо указанных, важно также осуществлять координацию деятельности учреждений образования соответствующей административно-территориальной единицы по реализации мер по противодействию коррупции.

Планирование работы комиссии по противодействию коррупции

Деятельность комиссии осуществляется в соответствии с планами работы на календарный год, утверждаемыми на ее заседаниях. Так, в частности, в план работы комиссии по противодействию коррупции учреждения дошкольного образования целесообразно включать следующие мероприятия:

  • обобщение и анализ поступающей информации (содержащейся также в обращениях граждан и юридических лиц, средствах массовой информации, включая сеть Интернет, сообщениях контролирующих, правоохранительных и других государственных органов) о правонарушениях, связанных с коррупцией, и иных нарушениях законодательства о борьбе с коррупцией (антикоррупционного законодательства) в сфере образования, а также доведение ее до сведения коллектива на совещаниях, педагогических советах и др.;
  • инициирование и проведение образовательных, воспитательных и информационно-пропагандистских мероприятий антикоррупционной направленности для сотрудников учреждения дошкольного образования;
  • проведение в учреждениях дошкольного образования педагогических советов по вопросам профилактики коррупционных правонарушений с привлечением сотрудников ОВД, прокуратуры и других государственных органов;
  • размещение на сайте учреждения дошкольного образования и на информационных стендах в учреждении образования информации об антикоррупционном законодательстве;
  • использование телефонов горячей линии и прямых телефонных линий с руководством отдела образования в целях выявления фактов вымогательства, взяточничества и других проявлений коррупции, а также изучение вопросов исполнения законодательства о борьбе с коррупцией для более активного привлечения общественности к борьбе с данными правонарушениями;
  • рассмотрение обращений граждан, содержащих факты коррупции. При подтверждении соответствующих фактов следует вносить предложения о привлечении виновных к ответственности, а также обеспечивать реальную работу с обращениями граждан, проводить системный анализ и контроль за устранением обоснованных жалоб и замечаний;
  • предупреждение фактов сбора денежных средств на приобретение подарков для работников в период различных мероприятий в учреждении дошкольного образования;
  • осуществление контроля за зачислением воспитанников в учреждение дошкольного образования;
  • организация проведения анонимного анкетирования родителей воспитанников с целью оценки качества организации учебной, воспитательной деятельности, а также выявления возможных коррупционных проявлений;
  • усиление контроля за обоснованностью предоставления и расходования безвозмездной (спонсорской) помощи;
  • осуществление контроля за организацией приема на работу работников в строгом соответствии со штатным расписанием учреждений дошкольного образования;
  • проведение проверок отработки рабочего времени работниками учреждения дошкольного образования. Это особенно актуально в связи с достаточно часто встречающимися ситуациями, когда руководители учреждений образования фиктивно трудоустраивают сотрудников, которые не выполняют работу вообще, либо за них выполняет работу другое лицо;
  • другие мероприятия.

При разработке положения о комиссии по противодействию коррупции в учреждении дошкольного образования следует учитывать следующее:

  • в государственных органах содержание такого локального нормативного правового акта должно соответствовать Типовому положению, но не обязательно копировать его и может быть дополнено нормами, которые не противоречат требованиям Закона о борьбе с коррупцией и иных актов законодательства;
  • с учетом специфики деятельности учреждений дошкольного образования в соответствующий локальный нормативный правовой акт не следует включать нормы Типового положения, которые по объективным причинам не могут быть реализованы в этих организациях, и, наоборот, следует включить дополнительные нормы, не учтенные в Типовом положении.

Анализ отдельных положений о комиссиях по противодействию коррупции в учреждениях образования показал, что разработчики данных положений зачастую формально подходят к написанию указанного локального нормативного акта, слепо копируя нормы Типового положения, не учитывая особенности и достаточно узкую специфику сферы образования, объем полномочий, которыми наделены руководители и работники учреждений дошкольного образования, особенности их правового статуса и другие вопросы. В учреждениях дошкольного образования важно проводить антикоррупционную пропаганду с родителями воспитанников, поскольку последние зачастую выступают инициаторами совершения и активными участниками коррупционных правонарушений.

Правоприменительная практика свидетельствует, что, несмотря на многолетний опыт функционирования комиссий по противодействию коррупции в сфере образования, их работа часто формальна, ограничивается рассмотрением узкого круга вопросов, принятием однотипных и неэффективных решений. Зачастую это связано с непониманием руководителями учреждений дошкольного образования роли комиссий в противодействии коррупции и (или) отсутствием со стороны руководителей организаций должной требовательности к работе комиссий, их нежеланием наделять комиссии по противодействию коррупции реальными полномочиями по координации антикоррупционной деятельности и выработке эффективных антикоррупционных решений. С другой стороны, члены комиссий не всегда правильно понимают стоящих перед ними задач, неспособны или не желают решать такие задачи.

garantr.ru

Имеют ли право кадровику вменить обязанности по противодейстыию коррупции

  1. внесение информации об изменениях в качественном и количественном составе коллектива в базу данных компании;
  2. обработка и расчет больничных листов;
  3. обработка документов по назначению пенсии, компенсаций, субсидий;
  4. выявление причин «текучести» кадров;
  5. отслеживание отпусков и выплаты отпускных пособий;
  6. архивирование документов и их передача на хранение;
  7. документальное фиксирование кадровых операций, отражающих статус сотрудника: принят, уволен, переведен;
  8. заполнение, контроль и хранение трудовых книжек;
  9. создание и обновление личных дел персонала, внесение в них дополнительных сведений;

Должностные обязанности сотрудника, ответственного за профилактику коррупционных правонарушений

Принимает меры по выявлению возможного возникновения конфликта интересов, а также устранению причин и условий, способствующих его возникновению. Организует взаимодействие с правоохранительными органами в установленной сфере деятельности.

В качестве сотрудника МУ: В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» уведомляет работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»: – принимает меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов; – в письменной форме уведомляет работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только станет об этом известно.

Как прописать в должностной инструкции пункт о антикоррупции?

При разработке Положения также можно использовать аналогичные документы, разработанные в органах власти, например, Концепцию обеспечения собственной безопасности Федеральной налоговой службы, утв.

Кроме того, законодательством не предусмотрено включение таких пунктов в трудовые договоры (должностные инструкции) с работниками. Дополнительное соглашение может выглядеть следующим образом: ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ № 1 к трудовому договору № 475 от 15.05.02

Сотруднику, ответственному за организацию антикоррупционной работы, не обязательно иметь обучение по данному направлению

Об этом должен задуматься, прежде всего, работодатель — руководитель организации.В этой связи рекомендуем работодателю — руководителю организации организовать и провести обучение работников.Между тем руководитель организации самостоятельно решает должен ли сотрудник, которому он поручит заниматься организацией антикоррупционной работы в организации, иметь обучение по данному направлению работы ().Возможно, Вам будут интересны следующие документы:- ;- .С более подробной информацией по вопросу Вы можете ознакомиться в системе «Помощник кадровика: Эксперт» в справочном материале В системе «Помощник кадровика: Эксперт» также содержится:- консультация — консультация — консультация Все нормативные правовые акты, использованные в ответе, Вы сможете найти в системе «Помощник кадровика: Эксперт».С уважением,эксперт Службы поддержки пользователейпроекта «Помощник Кадровика: Эксперт»Майорова Кристина

Должна ли в организации быть создана комиссия по антикоррупции?

При составлении такого положения можно руководствоваться Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013 ().

Так, в Положении следует отразить: термины и определения (подробно расписать, что входит в понятие «коррупция», что такое взятка, злоупотребление полномочиями и т.д.); нормативную базу по данному вопросу; пределы ответственности за незаконные действия; основные принципы противодействия коррупции в организации (личного примера руководителя, вовлеченности работников, ответственности и неотвратимости наказания и т.д.); обязанности работников и организации, связанные с предупреждением и противодействием коррупции, в том числе назначение ответственных работников за профилактику коррупционных и иных правонарушений. При разработке Положения также можно использовать аналогичные документы, разработанные в

5. Разъяснения практики применения статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г.

№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции», содержащей ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, в том числе случаев, когда дача согласия комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов бывшему государственному служащему на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации не требуется

Читайте также:  Имеет ли право работодатель отказать уволенному сотруднику в выдаче копий документов, связанных с работой?

Круг лиц, на которых распространяется данное ограничение, установлен пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г.

№ 925. К ним относятся граждане, которые ранее замещали должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при

Закрепление обязанностей работников и организации, связанных с предупреждением и противодействием коррупции

Так, в частности, порядок уведомления работодателя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений или о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений следует закрепить в локальном нормативном акте организации. В данном документе необходимо предусмотреть каналы и формы представления уведомлений, порядок их регистрации и сроки рассмотрения, а также меры, направленные на обеспечение конфиденциальности полученных сведений и защиты лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях.

В качестве методического материала при подготовке локального нормативного акта предлагаем использовать Методические рекомендации о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, включающие перечень сведений, содержащихся

Кого можно назначить ответственным за профилактику коррупции?

Подробности в материалах Системы Кадры: Правовая база: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗО противодействии коррупции Статья 13.3.

Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции 1.

15 Закона о службе за несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции налагаются взыскания. Сокрытие сотрудником фактов обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения является грубым нарушением служебной дисциплины и основанием для увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел.

Федеральный закон от 22.12.2014 №431-ФЗ дополнил Закон о службе статьей 50.1.

«Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции»

, которой регламентировано наложение взысканий, предусмотренных частью 1 статьи 50 Закона о службе, за несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Новеллой является также статья 51.1.

Имеют ли право кадровику вменить обязанности по противодейстыию коррупции

Руководитель подразделения, отвечающего за курирование Антикоррупционной политики, должен подчиняться напрямую генеральному директору Антикоррупционная политика Совет В случае возникновения конфликта интересов с организацией вы можете уволить работника, но только при наличии оснований, предусмотренных Трудовым кодексом Для чего нужен документ Основные принципы, которых придерживается организация, перечень конкретных мероприятий, которые она планирует реализовать, чтобы предупредить коррупцию и другие злоупотребления, рекомендуется закрепить в едином документе.

Его можно назвать, например, Антикоррупционная политика, как это предложено в Методических рекомендациях1.

Руководитель занимается подготовкой, утверждением служебной информации, предназначенной директору. В компетенции начальства – консультации персонала по текущим кадровым вопросам. О профессиональном уровне руководителя ОК свидетельствует

Может ли руководитель учреждения выступать в качестве председателя комиссии по противодействию коррупции?

При составлении такого положения можно руководствоваться Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013 ().

Обязанность руководителей организаций противодействовать коррупции

При этом Методические рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).

Должна ли в организации быть создана комиссия по антикоррупции?

Памятка

по организации работы в государственных учреждениях

по предупреждению коррупции

Одним из принципов противодействия коррупции является принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции.

Независимо от формы собственности, организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции (статья 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Эти меры предусматривают:

— определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

— сотрудничество организации с правоохранительными органами;

— разработку и внедрение в практику работы стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы и принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

— предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

— недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Таким образом, в каждой организации должны быть приняты локальные акты, регулирующие вопросы профилактики и предупреждения коррупционных правонарушений, в том числе урегулирования и предотвращения конфликта интересов. Также должен быть разработан перечень организационных мероприятий, в частности, утверждены антикоррупционная политики и план по противодействию коррупции.

Трудовой кодексРоссийской Федерации предусматривает расторжение т рудового договора работодателем в случаях непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя (пункт 7.1 статья 81).

Кроме того, согласно нормам статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации, р уководитель государственного учреждения (ежегодно) обязан представлять сведения о своих доходах,об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Представление указанных сведений осуществляется в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Законом области от 17 апреля 1996 года № 73-ОЗ «Об управлении и распоряжении имуществом, находящимся в собственности Вологодской области» (статья 12) определено, что л ицо, поступающее на должность руководителя государственного учреждения области (при поступлении на работу), и руководитель государственного учреждения области (ежегодно) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей в порядке, устанавливаемом Правительством области.

Постановлением Правительства области от 25 апреля 2013 года № 451 утверждены Правила представления лицом, поступающим на должность руководителя государственного учреждения области, а также руководителем государственного учреждения области сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Также Правительством области утверждены Правила проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданином, претендующим на замещение должности руководителя государственного учреждения области, а также лицом, замещающим должность руководителя государственного учреждения области(постановление от 10 июня 2013 года № 581).

Орган исполнительной государственной власти области, исполняющий функции учредителя, осуществляет в отношении подведомственных учреждений, в том числе мероприятия, направленные на исполнение законодательства, реализацию программ и планов по вопросам противодействия коррупции. Одним из направлений этой деятельности является принятие сведений о доходах руководителя учреждения, их анализ, в том числе на предмет личной заинтересованности, конфликта интересов и аффилированности, а также проверка достоверности и полноты представленных сведений.

Департаментом государственного управления и кадровой политики области в рамках своих полномочий разработаны методические рекомендации по разработке и принятию учреждениями мер по предупреждению и противодействию коррупции (приказ от 23.11.2015 № 206), типовые формы локальных правовых актов. В настоящее время данные рекомендации и типовые формы размещены на Портале противодействия коррупции в Вологодской области в разделе ( http://anticorrupt.gov35.ru/5-metodicheskie-materialy/uchrezhdeniya/).

Предлагаемый алгоритм действий

по организации работы в государственных учреждениях:

1. В учреждении локальным актом определить структурное подразделение или должностных лиц (должностное лицо), ответственных за противодействие коррупции. Рекомендуется обеспечить подчинение указанного структурного подразделения или должностных лиц (должностного лица) непосредственно руководителю учреждения.

В должностную инструкцию и в трудовой договор ответственных лиц необходимо внести в качестве обязанности – ответственность за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений. В должностной инструкции прописываются конкретные обязанности, связанные с указанной ответственностью.

В должностных инструкциях работников учреждения предусмотреть обязанность по соблюдению норм антикоррупционных стандартов поведения и персональной ответственности за их нарушение.

2. Издать в учреждении локальные правовые акты, утверждающие:

План мероприятий по противодействию коррупции;

Положение об оценке коррупционных рисков;

Кодекс этики и должностного поведения работников Учреждения;

Положение о порядке уведомления работодателя о конфликте интересов;

Положение о порядке уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

Положение об антикоррупционной политике;

Порядок организации работы телефона «горячей линии» для приема сообщений граждан и юридических лиц по фактам коррупции;

Положение о конфликте интересов;

Правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства;

Рекомендуется утвердить систему обучения работников по вопросам противодействия коррупции .

Все работники Учреждения знакомятся с локальными правовыми актами в сфере противодействия коррупции под роспись.

3. Создать комиссию, рассмотрению на которой подлежат вопросы, связанные с соблюдением локальных правовых актов по противодействию коррупции.

4. Обеспечивать поддержаниев актуальном состоянии локальных правовых актов по вопросам противодействия коррупции, в том числе плана по противодействию коррупции в учреждении.

5. Провести оценку коррупционных рисков деятельности учреждения, разработать комплекс мер по их устранению или минимизации в соответствии с положением об оценке коррупционных рисков .

6. Ежегодно проводить оценку результатов антикоррупционных мероприятий (соответствие выполненных мероприятий плану противодействия коррупции в учреждении). Подготовка отчетных материалов о проведенной работе в учреждении и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции (раз в полгода, раз в квартал).

7 . Обеспечить размещение на сайте учреждения информации о деятельности в сфере противодействия коррупции.

8. Обеспечить ежеквартальное проведение обучающих мероприятий с работниками по вопросам противодействия коррупции в виде: семинаров, кейсов, тестирований, общих собраний, создание стендов в здании учреждения и т.д. Для дополнительного просвещения в сфере противодействия коррупции возможно привлечение сотрудников правоохранительных органов, органов прокуратуры.

9. Обеспечить обучение (повышение квалификации) лиц, ответственных в учреждении за противодействие коррупции, по антикоррупционной тематике.

10. Проводить антикоррупционный инструктаж со всеми вновь поступающими на работу в учреждение.

11. Проводить мероприятия по антикоррупционному просвещению граждан*.

*в учреждениях, предоставляющих государственные услуги, иным образом взаимодействующие с населением (здравоохранение, образование, социальная защита и т.д.)

Ссылка на основную публикацию