Есть ли предусмотренный законодательством порядок создания комиссий на предприятии? - Komsindrom.ru

Есть ли предусмотренный законодательством порядок создания комиссий на предприятии?

Содержание

Вопрос: Обязательно ли на предприятии создавать комиссию по социальному страхованию? Какие у нее функции? Какие государственные органы при проведении проверки могут запросить выписки заседаний комиссии? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2016 г.)

Обязательно ли на предприятии создавать комиссию по социальному страхованию? Какие у нее функции? Какие государственные органы при проведении проверки могут запросить выписки заседаний комиссии?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Комиссия по социальному страхованию должна быть сформирована у всех работодателей. Если численность работников составляет менее 100 человек, функции такой комиссии может осуществлять уполномоченный по социальному страхованию. В функции комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию входит, в частности, рассмотрение спорных вопросов по обеспечению работников пособиями по социальному страхованию. Представлять каким-либо государственным органам протоколы (выписки из протоколов) заседаний комиссии по социальному страхованию не обязательно, но письменные заключения такой комиссии в некоторых спорных ситуациях могут оказаться необходимыми для подтверждения позиции страхователя.

Согласно п. 11 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, далее — Положение) в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

Образование комиссии или избрание уполномоченного является обязательным для всех организаций (п. 3 письма ФСС России от 25.01.1995 N 07-30).

Порядок формирования и функционирования комиссии по социальному страхованию определяется Типовым положением о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию (утверждено ФСС России от 15.07.1994 N 556а, далее — Типовое положение). Согласно п.п. 1.1, 1.2 Типового положения комиссия по социальному страхованию (далее также — комиссия) образуется на предприятии, в учреждении, организации и ином хозяйствующем субъекте (далее также — предприятие), независимо от форм собственности, зарегистрированном в качестве страхователя в отделении (филиале отделения) ФСС РФ. Члены комиссии избираются из числа представителей администрации предприятия (работников отдела кадров, бухгалтерии и других) и профсоюзов (трудового коллектива) на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Если численность работников предприятия составляет менее 100 человек, вместо комиссии может быть избран осуществляющий те же функции уполномоченный по социальному страхованию.

Как следует из приведенных норм, создание комиссии не является обязанностью именно работодателя, поскольку сами полномочия по ее созданию предоставлены трудовому коллективу. В то же время можно говорить об обязанности работодателя принять участие в создании такой комиссии. Кроме того, представляется целесообразным для работодателя обеспечить трудовому коллективу условия для создания комиссии (в частности организовать конференцию трудового коллектива). Вместе с тем ответственность за отсутствие такой комиссии (уполномоченного) законодательство не предусматривает.

Функции комиссии по социальному страхованию определены п. 11 Положения, разделом II Типового положения. В частности, комиссия решает вопросы:

— о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей;

— о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств ФСС РФ.

Кроме того, комиссия:

— контролирует правильность начисления и своевременность выплаты пособий по социальному страхованию администрацией предприятия;

— проверяет правильность определения администрацией предприятия права на пособие, обоснованность лишения или отказа в пособии;

— рассматривает спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию между работниками и администрацией предприятия.

Функции и обязанности комиссии конкретизируются в положении о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию, которое утверждается общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия (п. 1.3 Типового положения). В названном положении также должен быть определен порядок работы комиссии (п. 4.4 Типового положения).

Из приведенных выше норм следует, что решения комиссии имеют рекомендательный характер. Ответственность за правильность расходования средств обязательного социального страхования несет работодатель (смотрите также разъяснения Пензенского регионального отделения ФСС РФ, размещенные в сети Интернет по адресу: http: //www.fss.penza.ru/root/activity/materinstvo/voprosi).

В соответствии с п. 5.1 Типового положения контроль за работой комиссии осуществляет отделение (филиал отделения) ФСС РФ. Вместе с тем законодательство не предусматривает конкретных способов осуществления такого контроля и не обязывает в каких-либо случаях представлять страховщику (его территориальному органу) протоколы заседаний комиссии.

Однако в практических ситуациях наличие материалов работы комиссии по социальному страхованию, в частности протоколов ее заседаний, может оказаться необходимым. Например, на рассмотрение комиссии может быть вынесен вопрос о том, могут ли быть признаны уважительными те или иные причины нарушения работником в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом, либо неявки работника в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы, что влияет на размер пособия по временной нетрудоспособности (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). Как пояснил один из представителей ФСС РФ, определение уважительности причины нарушения режима и, следовательно, наличия оснований для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности относится к компетенции специальной комиссии (уполномоченного) по социальным вопросам, которой может быть принято решение о признании причины неявки уважительной и выплате пособия в полном размере. Однако следует быть готовыми, что в случае проверки ФСС РФ необходимо будет представить для обоснования принятого заключения подтверждающие документы (смотрите материал: «Вопрос: Дайте разъяснение, может ли повлиять на размер пособия по временной нетрудоспособности наличие у работника учреждения уважительной причины в случае нарушения больничного режима? («Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере», N 6, ноябрь-декабрь 2014 г.)»).

В спорах между работодателями и территориальными органами ФСС РФ по вопросам, связанным, в частности, с наличием или отсутствием оснований для снижения работнику размера пособия по временной нетрудоспособности, письменное заключение комиссии по социальному страхованию является одним из доказательств, которое оценивается судом наряду с иными доказательствами по делу (смотрите, например, постановления Президиума ВАС РФ от 14.02.2012 N 14379/11, ФАС Волго-Вятского округа от 14.12.2011 N Ф01-5340/11, ФАС Уральского округа от 12.10.2009 N Ф09-7764/09-С2).

Читайте также:  Беременная сотрудница по графику отпусков должна уйти в отпуск, но при этом отказывается подписывать Уведомление и отказывается…

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

16 февраля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования — в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества — служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность — срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел «Правовая поддержка» (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу «Правовая поддержка» Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.

Комиссии предприятия – первые помощники работодателя

Комиссии предприятия – первые помощники работодателя по организации работы по охране труда на предприятии

В нашей стране Законодательство в области безопасности предусматривает очень большой объем ответственности работодателя. Организация различных мероприятий на своем предприятии предусматривает в первую очередь сохранение жизни и здоровья работников. Для реализации этих требований руководитель вправе использовать своих же сотрудников, имеющих соответствующие полномочия и компетентность, в том числе и различные комиссии и комитеты.

В этой статье мы рассмотрим какие именно бывают комиссии в организации, их цели и предназначение.

Комитет по охране труда

Обязательно ли создавать комитет по охране труда?

Нет, только по своей инициативе или по инициативе работников работодатель может создать комитет по охране труда 1 .

Основание: ст.218. ТК РФ.

Кто входит в состав?

В состав этого комитета должны войти как представители от работодателя, так и представители выборного органа от работников. Количество и тех и других должно быть одинаковым. Итоговый состав должен утверждаться приказом работодателя.

Какие стоят перед комитетом задачи?

Комитет выполняет следующие задачи:

  • разрабатывает программы совместных действий работодателя и выборного уполномоченного работниками органа по обеспечению соблюдения требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • организует проверки состояния условий труда на рабочих местах, подготавливает по их результатам предложения работодателю по улучшению условий труда;
  • содействует службе охраны труда в информировании работников о состоянии условий труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и опасных условиях труда.

Какие документы могут понадобится в работе?

  1. Для организации работы комитета необходимо разработать и утвердить соответствующее положение.
  2. Разрабатывается оно на основании Типового положения.
  3. Посмотреть типовое положение можно по ссылке.

Комиссия по проверке знаний по охране труда

Для проверки знаний требований охраны труда работодатель обязан своим приказом создать комиссию по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке 2 .

Как правильно организовать работу комиссии, можете прочитать в нашей статье Обучение по охране труда: Вопросы и ответы.

Какие документы необходимы для работы комиссии?

Пожарно — техническая комиссия

Для предупреждения пожаров на предприятии его руководитель может создать пожарно-техническую комиссию. Такая комиссия создается из специалистов организации, ответственных за пожарную безопасность и прошедших обучение по пожарно-техническому минимуму 3 .

Обязательно ли создание такой комиссии?

Нет, это право работодателя. На объектах, где работает более 50 человек (п. 5 Правил противопожарного режима, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390), комиссия может создаваться по его воле. Однако в некоторых отраслях это не право , а обязанность. Например, в электроэнергетике.

  • проведение профилактических мероприятий;
  • выявление и анализ взрывопожароопасности на производстве;
  • разработка программ инструктажей;
  • согласование локальных актов в части ПБ;
  • обеспечение наглядными пособиями и инструкциями;
  • участие в расследовании причин пожаров;
  • составление и сдача отчетности.

Какие документы могут понадобиться?

Комиссия по электробезопасности (проверка знаний)

Для тех предприятий, на которых работает электротехнический и электротехнологический персонал необходимо назначить комиссию по проведению проверки его знаний.

Какой состав комиссии необходим?

Комиссия назначается в составе не менее пяти человек. Председателем комиссии назначается, обычно, ответственный за электрохозяйство организации.

Какие существуют требования к членам комиссии?

Председатель комиссии должен иметь группу по электробезопасности V в организациях с электроустановками напряжением до и выше 1000 В.

Если у Потребителей электроустановки напряжением только до 1000 В, то тогда только группу IV.

Все члены комиссии должны иметь группу по электробезопасности не ниже III и пройти проверку знаний в комиссии органа госэнергонадзора 4 .

Задачи комиссии заключаются в проверке знаний правил электробезопасности у работников.

Обязательно ли создавать такую комиссию?

Нет, это лишь право работодателя. Если комиссия не создается, пройти очередную проверку знаний можно и в учебном центре.

1 — Статья 218 ТК РФ;

2 — Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 (ред. от 30.11.2016) «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2003 N 4209);

3 — Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 (ред. от 22.06.2010) «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.01.2008 N 10938);

4 — Приказ Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.01.2003 N 4145).

Создание комиссии по трудовым спорам

Нужно создать комиссию по трудовым спорам. У нас на предприятии числится пять человек, у двоих сформировалась задолженность по зарплате. Генерального директора тоже нельзя включать в состав комиссии. Остаются двое сотрудников: зам.директора и водитель. Можно ли из них создать комиссию по трудовым спорам? Может можно привлечь кого-то еще?

I. Комиссия по трудовым спорам (КТС) является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 382 ТК РФ).

Коллективные трудовые споры разрешаются по правилам гл. 61 ТК РФ.

Важно! Право на обращение в КТС работодателю не предоставлено.

КТС не является первоначальным и обязательным этапом рассмотрения индивидуального спора. Работник вправе по своему усмотрению при возникновении трудового спора решить, обращаться ли первоначально в КТС или сразу обратиться в суд.

Читайте также:  Как правильно разработать план обучения персонала?

КТС рассматривает трудовые споры, за исключением:

— индивидуальных трудовых споров, не урегулированных работником и работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (ст. 308 ТК РФ);

— индивидуальных трудовых споров, не урегулированных самостоятельно работником и религиозной организацией как работодателем (ст. 348 ТК РФ);

— индивидуальных трудовых споров, для которых Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения (ст. 385 ТК РФ);

— индивидуальных трудовых споров, рассматривающихся непосредственно в судах.

Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:

— работника — о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;

— работодателя — о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами (ст. 391 ТК РФ).

II. Законодательством установлены определенные правила формирования состава и работы КТС.

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя).

В случае если КТС прекратила свою работу по истечении срока, на который была создана, или по другим основаниям, при получении заявления работника о рассмотрении индивидуального трудового спора работодатель обязан уведомить заявителя о порядке его рассмотрения и может выступить с инициативой о создании новой комиссии.

Важно! Комиссия по трудовым спорам должна быть сформирована из равного числа представителей работников и работодателя.

Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем — индивидуальным предпринимателем.

Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.

Важно! Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

О создании комиссии по трудовым спорам необходимо издать приказ, на основании которого комиссия получает полномочия на свою деятельность.

Общее количество членов КТС законодательно не определено, не урегулирован также вопрос о сроке создания КТС. Комиссия может быть создана для разрешения единичного спора, может работать на постоянной или временной основе. Данные вопросы должны быть согласованы сторонами.

Положения о создании комиссии, сроке и порядке ее работы, обеспечении деятельности могут быть закреплены в локальном нормативном акте организации — положении о комиссии по трудовым спорам.

Важно! За уклонение работодателя от создания КТС предусмотрена административная ответственность согласно ст. 5.27 КоАП РФ.

Хотя создание КТС является обязанностью участников трудовых отношений, за отказ работников от предложения работодателя создать КТС ответственность не установлена.

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений. При этом КТС организации не имеет полномочий по вмешательству в деятельность КТС структурного подразделения и ревизовании принятых ею решений.

Важно! Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем (ч. 4 ст. 384 ТК РФ).

Работодатель обязан организовать необходимые условия для работы комиссии: выделить помещение для заседаний и хранения документов, обеспечить наличие необходимых канцелярских принадлежностей, оргтехники, изготовление печати КТС и т.д.).

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии. Порядок избрания определяется комиссией по трудовым спорам самостоятельно.

Членам комиссий по трудовым спорам предоставляется свободное от работы время для участия в работе указанной комиссии с сохранением среднего заработка (ст. 171 ТК РФ).

Порядок увольнения работников, избранных в состав комиссий по трудовым спорам, определяется ст. 373 ТК РФ.

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Создание комиссии по трудовым спорам

Нужно создать комиссию по трудовым спорам. У нас на предприятии числится пять человек, у двоих сформировалась задолженность по зарплате. Генерального директора тоже нельзя включать в состав комиссии. Остаются двое сотрудников: зам.директора и водитель. Можно ли из них создать комиссию по трудовым спорам? Может можно привлечь кого-то еще?

I. Комиссия по трудовым спорам (КТС) является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 382 ТК РФ).

Коллективные трудовые споры разрешаются по правилам гл. 61 ТК РФ.

Важно! Право на обращение в КТС работодателю не предоставлено.

КТС не является первоначальным и обязательным этапом рассмотрения индивидуального спора. Работник вправе по своему усмотрению при возникновении трудового спора решить, обращаться ли первоначально в КТС или сразу обратиться в суд.

КТС рассматривает трудовые споры, за исключением:

— индивидуальных трудовых споров, не урегулированных работником и работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (ст. 308 ТК РФ);

— индивидуальных трудовых споров, не урегулированных самостоятельно работником и религиозной организацией как работодателем (ст. 348 ТК РФ);

— индивидуальных трудовых споров, для которых Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения (ст. 385 ТК РФ);

— индивидуальных трудовых споров, рассматривающихся непосредственно в судах.

Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:

— работника — о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;

— работодателя — о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами (ст. 391 ТК РФ).

II. Законодательством установлены определенные правила формирования состава и работы КТС.

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя).

В случае если КТС прекратила свою работу по истечении срока, на который была создана, или по другим основаниям, при получении заявления работника о рассмотрении индивидуального трудового спора работодатель обязан уведомить заявителя о порядке его рассмотрения и может выступить с инициативой о создании новой комиссии.

Важно! Комиссия по трудовым спорам должна быть сформирована из равного числа представителей работников и работодателя.

Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем — индивидуальным предпринимателем.

Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.

Важно! Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

Читайте также:  Заявление на выдачу копии трудовой книжки образец

О создании комиссии по трудовым спорам необходимо издать приказ, на основании которого комиссия получает полномочия на свою деятельность.

Общее количество членов КТС законодательно не определено, не урегулирован также вопрос о сроке создания КТС. Комиссия может быть создана для разрешения единичного спора, может работать на постоянной или временной основе. Данные вопросы должны быть согласованы сторонами.

Положения о создании комиссии, сроке и порядке ее работы, обеспечении деятельности могут быть закреплены в локальном нормативном акте организации — положении о комиссии по трудовым спорам.

Важно! За уклонение работодателя от создания КТС предусмотрена административная ответственность согласно ст. 5.27 КоАП РФ.

Хотя создание КТС является обязанностью участников трудовых отношений, за отказ работников от предложения работодателя создать КТС ответственность не установлена.

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений. При этом КТС организации не имеет полномочий по вмешательству в деятельность КТС структурного подразделения и ревизовании принятых ею решений.

Важно! Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем (ч. 4 ст. 384 ТК РФ).

Работодатель обязан организовать необходимые условия для работы комиссии: выделить помещение для заседаний и хранения документов, обеспечить наличие необходимых канцелярских принадлежностей, оргтехники, изготовление печати КТС и т.д.).

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии. Порядок избрания определяется комиссией по трудовым спорам самостоятельно.

Членам комиссий по трудовым спорам предоставляется свободное от работы время для участия в работе указанной комиссии с сохранением среднего заработка (ст. 171 ТК РФ).

Порядок увольнения работников, избранных в состав комиссий по трудовым спорам, определяется ст. 373 ТК РФ.

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Состав комиссии по проверке знаний по охране труда

Трудовое законодательство РФ в целях сохранения жизни трудящихся предусматривает обучение, проверку определённых отраслевых знаний по охране труда. В состав комиссии по проверке знаний по охране труда входят лица, которые прошли специальное обучение, имеют подтверждающий документ о прохождении курсов, компетентны в вопросах безопасности в сфере деятельности.

Контроль знаний у рабочих должен проводиться в году 1 раз по квалификационным требованиям инструкций на данном рабочем месте.

Кто входит в состав

Аттестующий совет создаётся из числа специалистов органов:

  • исполнительной власти;
  • государственного надзора;
  • местного самоуправления;
  • профсоюзной организации;
  • уполномоченных представительных властей;
  • руководителя организации.

Главный документ, определяющий функционирование комиссии – приказ работодателя. Комитет по проверке знаний требований по ОТ в организации должен состоять из 3 и более лиц. Если для микропредприятии достаточно 3 членов рабочей группы, то в больших организациях численность комитета назначается от количества работников.

В состав комитета должны входить представитель из административного состава и из числа подчинённых. Также профсоюзная организация предлагает своего представителя для защиты интересов работника.

В составе определяются председатель, заместитель, секретарь и члены действующей группы. Главным критерием выбора является знание основных требований и инструкций по ОТ. Члены рабочей группы должны быть компетентны во всех вопросах аттестации работников, действовать в интересах охраны жизнедеятельности сотрудников.

Обратите внимание! По итогам аттестационной работы оформляется протокол, где фиксируются все моменты работы комитета.

Каким образом утверждается состав комиссии по охране труда

Первоначально определяется состав из компетентных работников, затем руководителем издаётся приказ об утверждении комитета. Внутри комиссии проводится собрание, где распределяются обязанности председателя, заместителя, секретаря. Работодатель в этот процесс не вмешивается. Основным нормативным актом является протокол собрания.

Приказ о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда

Законодательством РФ определено два термина: комиссия по ОТ и по проверке знаний требований ОТ.

Приказ оформляется в произвольной форме. В структуре должно быть следующее:

  • полное название организации;
  • отмечается, что это приказ;
  • основные требования;
  • фамилии, имена и отчества членов с их должностными обязанностями.

При оформлении приказа надо обратить внимание на различные назначения двух действующих групп. По постановлению Министерства труда и Министерства образования внутри предприятия руководитель обязан организовать комитет по проверке знаний работников требований и инструкций по ОТ.

В приказе указать цель формирования рабочей группы, основная миссия — это исполнение регламента Трудового кодекса РФ.

В основном тексте отмечаются персонал, документы, регламентирующие работу состава. Намечается срок ознакомления ответственных лиц с приказом. Отмечается, кто должен контролировать исполнение данного приказа.

Обучение членов комиссии по охране труда

Назначенная приказом комиссия должна пройти специальное обучение.

В городах имеются специализированные учебные центры с аккредитационным документом и лицензией для проведения курсов в области ОТ с правом вручения документов гособразца. Крупные учебные заведения приглашают на курсы по охране труда.

Обратите внимание! Иногда обучение может проходить на предприятии, если имеются квалифицированные специалисты. Должна быть программа обучения, утверждённая руководителем, с указанием количества часов урочного времени.

После прохождения курсов должны получить сертификаты государственного образца по теме курса. В программе обучения и учебном плане отражается перечень тем, необходимых для обеспечении безопасности штата предприятия, а также материал аттестации. Учёбу и командировочные издержки должна оплачивать направляющая организация.

Существуют разные формы обучения:

Документ, который даёт право обучать и аттестовать работников предприятия — это удостоверение.

План работы комиссии по охране труда

Аттестационная комиссия на предприятии разрабатывает план работы, который является локальным актом контроля внутри предприятия. Утверждается руководителем компании и рассматривается на профсоюзном собрании.

В плане определяются сроки проведения учебных занятий и процедуры аттестации. Разрабатывается перечень вопросов, форма проведения опроса. Во всех промышленных отраслях включаются для проверки пункты по электробезопасности. Аттестуемый должен получить минимальный балл на экзамене. В случае провала работником аттестации комиссия назначает пересдачу не позднее 1 месяца. В положении включаются пункты об обжаловании решения аттестующих. Апелляционная комиссия создаётся по мере необходимости.

Обратите внимание! В плане работы фиксируется отчёт комиссии по проделанной работе перед работниками на собрании трудового коллектива.

Иногда возникает необходимость внеплановой проверки знаний инструкций. Основные факторы:

  • внесение изменений в нормативно-правовые акты;
  • ввод нового оборудования;
  • изменение обязанностей работника, если поменялось место работы;
  • по требованию органов надзора;
  • после экстремальных случаев;
  • при отсутствии на работе 1 год.

В таких случаях комиссия добавляет в план работы пункты о дополнительном сборе проверяющей группы. Работник, который успешно выдержал экзамен, получает удостоверение. Этот документ даёт право выполнять на предприятии прямые обязанности.

Удостоверение о прохождении проверки

В плане указываются методы ранжирования, оценочное суждение, классификация или открытая аттестация. После прохождения аттестации анализируется уровень знаний. Учитываются пробелы в осознании материала, неверные ответы.

Сохранение жизни и здоровья трудящегося на рабочем месте — долг работодателя, уполномоченных по охране труда и самого работника. Комиссия по проверке знаний требований по охране труда в организации создаётся для постоянного контроля ответственного отношения работников к своим прямым обязанностям. Предупреждение халатного отношения к технике безопасности поможет избежать несчастных случаев на производстве.

Ссылка на основную публикацию