Имеет ли право занимать должность начальника отдела без высшего образования? - Komsindrom.ru

Имеет ли право занимать должность начальника отдела без высшего образования?

Содержание

Без высшего образования: какие шансы?

Если вы соискатель без «корочки»

Соискатели без высшего образования сталкиваются с несколькими проблемами:

  1. их часто отсеивают просто по умолчанию («Смотрим всех, у кого высшее образование»);
  2. они стесняются на собеседованиях и обманывают в резюме;
  3. они могут проигрывать в конкуренции с кандидатом, у которого есть высшее образование.

Еще один вариант той же проблемы — отсутствие профильного образования. Например, вчерашний дизайнер решил уйти в ИТ-сферу и начал изучать программирование самостоятельно, хотя на технической специальности никогда не учился. Работодатели вполне могут отложить резюме только на том основании, что у человека нет соответствующего диплома.

Существуют должности, для которых крайне важны конкретные и узкие профессиональные навыки, однако многие соискатели не получают даже возможности показать себя.

Что дает высшее образование на самом деле?

Служба исследований HeadHunter, опросив более 12 000 работников, выяснила следующее. Те, кто окончил вуз, подчеркивают, что в первую очередь улучшили общее интеллектуальное развитие во время обучения — это отметили 60% опрошенных. А те, кто получил среднее профессиональное образование, говорят, что в первую очередь овладели конкретными профессиональными навыками (65%).

Согласно сегодняшним представлениям о необходимых для успешной работы компетенциях, важны как конкретные умения, так и метанавыки, которые обычно как раз относят к «общему развитию». Таким образом, свои сильные стороны есть и у высшего, и у среднего специального образования. Однако важно отметить, что, кроме развилки «вуз или колледж» существует множество других вариантов для обучения.

Мы решили спросить у работодателей и сотрудников, действительно ли образование играет такую значимую роль в трудоустройстве.

Евгений Смирнов

Мне всё равно, есть ли у сотрудника «корочка» или нет. Более того, я, честно говоря, не знаю, у кого из моих сотрудников есть высшее образование, а у кого — нет. Вернее, так: знаю только о двух людях, так как оба заканчивали тот же факультет университета, где я учился.

В современном мире образование — это не гарант навыков или уровня соискателя. Программы любого российского вуза, если говорить об ИТ, безнадежно отстают от рынка. Поэтому 90% нормальных разработчиков начинают работать с первого курса, чтобы к концу обучения получить 4-6 лет опыта работы в индустрии, а не красный диплом.

О нескольких своих сотрудниках я знаю, что они прекратили обучение в вузах (в том числе, топовых в Санкт-Петербурге) именно по причине бессмысленности этого процесса с точки зрения карьерного роста.

Нормальная современная компания не оценивает кандидата по наличию или отсутствию высшего образования. Оцениваются умения и знания (hard skills), социально-эмоциональные навыки (soft skills), а также рекомендации. Я бы рекомендовал бежать из компании, в которой высшее образование является обязательным критерием, поскольку подобные компании вымрут, как мамонты.

Мария Кочакова

Когда меня нанимали на первую работу, в требованиях было гуманитарное образование — филфак или журфак, а также требовался красный диплом. У меня как раз был красный — это роль сыграло, думаю. Довольно абсурдное требование, которое сильно снижало количество возможных кандидатов. Но тем не менее красный диплом добавил баллов.

В профессии сценариста компьютерных игр и преподавателя сценаристики компьютерных игр мне очень пригодилось образование филолога — и начитанность, и русский язык, и педагогическая практика. Сценарному делу я в вузе не училась, только на практике. Но филологическое образование — литературоведение, лингвистика, русский язык — пошло на пользу.

Я сейчас как раз занимаюсь тем, чтобы технарям преподавать основы гуманитарных знаний на частных онлайн-курсах, потому что люди приходят совсем без базы. Например, им нужно поднимать сложный большой пласт мифологии, который на том же филфаке изучают на первом курсе.

При этом для того, чтобы быть сценаристом, не обязательно получать диплом сценариста. Но гуманитарное образование поможет. Я периодически нанимаю людей на аутсорс, по самым разным задачам — и на образование не смотрю, только на выполнение тестового задания и опыт, указанный в резюме.

Елена Савчук

Руководитель event-направления и клиентских коммуникаций в HeadHunter

Университет я так и не окончила: поступала в два вуза и уходила из них с первого курса, примерно через полгода. Мне казалось, что я уже взрослая, работаю, у меня есть деньги, а значит, нечего мне там делать. Из-за работы мне приходилось пропускать семинары, были проблемы с допуском к экзаменам, я волновалась и в итоге решила, что все это не для меня.

Работаю в общей сложности уже 17 лет. На каждом собеседовании мне приходилось краснеть и скрывать, что я неуч. Вернее, не скрывать, а давать ложную информацию — неоконченное высшее. Или говорила, что диплом вуза есть, но нужно его поискать, был переезд, документы потерялись. Чувствовала себя ужасно неловко в эти моменты и старалась побыстрее закрыть тему.

В результате работодатели мне не напоминали о дипломе, и вопрос сам собой сходил на нет. В целом, проблем не возникало, кроме морально-этических.

Отсутствие диплома в моем случае никак не влияет на рабочий процесс. Уже больше 10 лет я занимаюсь организацией бизнес-форумов и конференций, а этому не учат в вузах. Все познавала на практике и на опыте коллег. Сейчас сама могу кого угодно консультировать в этой сфере.

Так нужен ли диплом?

Высокая карьерная лабильность сегодня становится все более популярной тактикой профессионального развития. Многие специалисты круто меняют карьеру, переучиваясь и открывая для себя новые сферы. При этом возможностей для образования и самообразования делается больше. Альтернативой второму и третьему высшему образованию, получение которого займёт несколько лет, могут стать массовые открытые онлайн-курсы, занятия с репетиторами и, конечно, практика. Готовые проекты — это уже интересная тема для обсуждения на собеседовании.

Есть основания предполагать, что в ближайшие годы образовательная система будет развиваться и становиться сложнее, а привычные этапы и статусы утратят свою силу. Однако уже сейчас работодателям лучше обращать внимание на конкретные умения и таланты, а соискателям — запасаться рекомендациями и готовыми проектами, которые говорят об успехах куда больше, чем оценки в дипломе.

А вам приходилось сталкиваться со строгим отбором по уровню образования?

Как люди без высшего образования становятся гендиректорами

Работодатели постоянно повышают требования к уровню образования потенциальных сотрудников. Почти треть должностей, которые раньше можно было получить, располагая лишь аттестатом об окончании средней школы, теперь требуют диплома бакалавра, а для каждой четвертой должности, на которую ранее мог претендовать бакалавр, теперь нужно иметь степень магистра. В то же время 75% американцев считают высшее образование слишком дорогостоящим и недоступным.

Работодатели зачастую склонны переоценивать значимость образования из желания обезопасить себя, однако это не способствует снижению числа ошибок при отборе кандидатов. Более того, наниматели упускают из виду огромное количество потенциальных звездных сотрудников.

Компания CEO Genome yже более 20 лет помогает советам директоров и гендиректорам компаний избежать ошибок при выборе и подготовке кандидатов в высшее руководство. За это время специалисты компании создали базу данных из более чем 17 000 досье топ-менеджеров компаний и детально изучили 2600 анкет, чтобы понять, кто достигает высоких позиций и как им это удается. Исследователи по собственному опыту знали, что диплом университета Лиги плюща не гарантирует того, что кандидат окажется хорошим работником. Однако они с удивлением обнаружили, что 8% генеральных директоров в выборке и вовсе не получили высшее образование.

Карабкаться по карьерной лестнице нелегко, но еще больше затрудняет восхождение отсутствие атрибутов успешности, способных привлечь внимание потенциальных работодателей. Так как же 8% генеральных директоров удалось добраться до самого верха карьерной лестницы без диплома о высшем образовании? Они создали себе имидж беспроигрышного кандидата, блестяще реализовав три следующие стратегии.

Стать своим человеком в индустрии. Когда нет возможности создать себе репутацию с помощью научных степеней и дипломов, можно завоевать авторитет благодаря глубокому пониманию отрасли и компании, в которой вы работаете. 89% генеральных директоров без университетских дипломов начали карьеру в той же отрасли, в которой затем заняли руководящий пост, и провели в ней на 40% больше времени, чем их дипломированные коллеги. Работодатели с большей готовностью нанимают людей, имеющих опыт работы в компании или индустрии. Обширные отраслевые знания и контакты, которыми обладали гендиректора из выборки, более чем компенсировали отсутствие высшего образования. Генеральные директора без высшего образования в среднем на 25% дольше оставались на своих позициях и занимали на 13% меньше должностей, чем их дипломированные коллеги. Как правило, им требовалось на 15% больше времени, чтобы стать первым лицом компании.

Читайте также:  Разглашение персональных данных: статьи 137 УК РФ и 81 ТК РФ

70%
гендиректоров целенаправленно шли к этой должности лишь в последние годы своей карьеры, выяснили аналитики CEO Genome. Это не соответствует распространенному мнению, что амбициозные менеджеры мечтают о кресле руководителя с младых ногтей

7%
лишь столько американских гендиректоров окончили университеты Лиги плюща, а 8% вообще не получили высшего образования, по данным CEO Genome. Эти цифры опровергают мнение о том, что гендиректор обязательно должен быть выпускником элитного вуза

45%
гендиректоров совершили хотя бы одну большую ошибку в карьере. И это, по мнению CEO Genome, развенчивает миф о том, что резюме гендиректора должно быть безупречным

Боб начал карьеру в 1970 г. во время войны во Вьетнаме, где он был дешифровщиком. Вернувшись к гражданской жизни, он устроился в компанию, занимавшуюся охранными системами. Боб работал на нескольких должностях в двух организациях и подчинялся четырем разным гендиректорам. Это помогло ему завоевать такое доверие и уважение, что никто не сомневался в его квалификации. Главным достижением Боба стало приобретение, трансформация и продажа охранной фирмы, на счетах которой оставалось всего несколько тысяч долларов. Владельцы фирмы не рассматривали ее как прибыльную инвестицию. Боб продал компанию почти за $50 млн. Глубокое понимание отрасли помогло ему за девять лет преобразовать организацию: консолидировать операции, приобрести 24 предприятия, сократить безнадежные долги на 88% и вдвое увеличить прибыль.

Если вы еще не завоевали авторитет в определенной компании или отрасли, скорее всего, вам повезет в небольшой фирме. Исследователи обнаружили, что небольшие компании предъявляют не столь строгие требования к образованию и резюме кандидатов – отчасти из-за меньшего числа соискателей. Наконец, вы всегда можете попробовать основать собственную компанию. Гендиректора без высшего образования в 2 раза чаще становятся основателями компании, которой они управляют, чем их коллеги, окончившие высшее учебное заведение.

Превзойти средние показатели. Об успехах генеральных директоров без диплома красноречиво говорят сами результаты их работы. Ведь одна из четырех главных черт успешного гендиректора – надежность. Более того, это единственная черта, которая вдвое повышает ваши шансы занять эту должность.

Как рассказывать о своих талантах

Марк (имя изменено) – один из генеральных директоров из выборки. Он привык к тому, что его постоянно недооценивали, и добивался успеха, превосходя ожидания окружающих. Когда Марк в начале карьеры устроился водителем грузовика, глава компании-конкурента заметил, что он возит по три доставки в день вместо стандартной одной. «Это был неслыханный результат, поэтому он позвал меня работать к себе», – вспоминает Марк. Потом он перешел работать в торговлю, но и здесь постоянно превосходил средние показатели эффективности. Пока его коллеги обеспечивали рост продаж их подразделений с 5 до 10%, начальник Марка предложил ему добиться 30%-ного роста и пообещал выплатить сверхприбыль в качестве бонуса. Не испугавшись испытания, Марк повысил показатели своего отдела на 60% и расширил сферу влияния компании с одного города до 13 штатов. Бескомпромиссная нацеленность на результат позволила Марку меньше чем за 20 лет пройти путь от водителя грузовика до гендиректора компании стоимостью $50 млн.

Своим успехом Марк обязан умению добиваться поставленных задач и тому, что на это обратили внимание. Большинство (56%) попавших в выборку генеральных директоров без высшего образования пришли на свои должности из продаж или маркетинга. Цифры убедительнее дипломов и рекомендаций, поэтому легче привлечь внимание начальства, занимая позицию, на которой можно добиться измеримых результатов для компании.

Интересно, что в среднем генеральные директора без высшего образования провели почти вдвое больше времени в армии, чем их дипломированные коллеги из выборки. В отсутствие университетского образования военная служба может помочь приобрести полезные навыки и проявить лидерские качества.

Притягивать таланты. Попавшие в выборку генеральные директора без диплома нередко окружали себя талантливыми сотрудниками и полагались на знания и опыт членов команды. Они были скромнее и чаще выслушивали идеи окружающих вне зависимости от их статуса или должности.

Исследователи познакомились с Брайаном, когда он занял должность гендиректора кадровой компании стоимостью $350 млн. В чем секрет его успеха? Брайан делал ставку на сильных работников и искал многообещающие идеи на всех уровнях организации. Вскоре после того как он нанял новую помощницу по административным вопросам, она предложила идею, благодаря которой фирме удалось заключить крупнейший контракт в истории индустрии. Еще раньше, когда Брайан работал в другой компании, он завел привычку спрашивать клиентов о том, какие специалисты в отрасли наиболее талантливы, на их взгляд. Один из клиентов отметил человека, занимавшего более высокую позицию и зарабатывавшего намного больше, чем Брайан. Но Брайан все равно убедил этого специалиста присоединиться к своей команде. «Сегодня он возглавляет один из наших наиболее успешных филиалов», – рассказывает гендиректор.

Стремление собрать эффективную команду существенно помогает успеху ее лидера. Исследователи с удивлением обнаружили, что гендиректора, отмечавшие независимость в качестве определяющей черты своего характера, в 2 раза чаще демонстрировали низкие результаты.

На пути к вершине все мы сталкиваемся с серьезными преградами. Генеральным директорам из исследования пришлось преодолеть дополнительное препятствие – отсутствие университетского диплома. Их профессиональный путь может послужить примером для многих лидеров независимо от уровня их образования. Мы все сможем добиться большего, если будем лучше знать отрасль, в которой работаем, сосредоточимся на повышении показателей эффективности и научимся полагаться на окружающих.

Об авторах: Ким Розенкеттер Пауэлл – партнер ghSmart, фирмы по консультированию лидеров, один из лидеров проекта CEO Genome. Елена Лыткина-Ботельо – партнер ghSmart, основатель проекта CEO Genome. Вамси Тетали – консультант по вопросам лидерства в ghSmart, ранее работал в McKinsey & Company

Тема: Директор ООО без высшего образования

Опции темы
Поиск по теме

Директор ООО без высшего образования

Уважаемые, может ли директор ООО быть без высшего образования? Прописано ли это в законе?

может и без среднего быть тоже. закон это не ограничивает. лишь бы дееспособный был.

Тогда почему все открывают ООО и говорят, что директором можно поставить только лицо с высшим образованием? Я работаю на фирме, где 3 учредителя, 2 из них без высшего образования. При открытии общества, поставили директора без образования, потом как я узнала, директором поставили участника общества с высшим образованием, т.к. надо только с образованием! Скажите пожалуйста от куда идет такой миф?

из СССР
Клава Огурцова, мне так ваша подпись нравится.

Лишь бы дело профессионально делали и обеспечивали фирму заказами.

Принято считать, что лицо без высшего образования может открыть только ИП, ООО не может такой человек создать. Это тоже миф?

а как же на «БОМЖей» потом сливают?

работала я в фирме, где директор с хорооооошим высшим образованием, а руководить не умеет, обязанности делегировать не умеет. ну просто характер неподходящий, что ли. Ну и загнулась фирма в итоге . Так что здесь важнее другие качества, видимо.

Да я все понимаю. Зачем же тогда понятие это — ИП? Я так всю свою жизнь наивно считала, что ИП — без юр лица, ООО — с юр, т.е. с образованием.

полный абсурд. А откуда такие сведения вообще? Кем принято?

в данном случае юр. лицо не равно юр.образованию
а о преимуществах и недостатках ИП и ООО много написано в форуме

Наверное ветер дует от квалификационных справочников.Там как раз написано «Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы на руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли не менее 5 лет».
Меня тоже как-то девушка-бухгалтер знакомая с удивлением спрашивала как я со своим средне-профессиональным главбухом работаю?

У нас на предприятии, вы не поверите, ИЗ ЧАСОВ вычитают РУБЛИ!
40 бухгалтеров во главе с главным, 20 экономистов, 5 юристов, два зам.директора — по экономике и персоналу!!
Есть, такое Постановление от 1966г. и оно действующее «о компенсации за работу в праздничные дни». Оно состоит всего из четырех пунктов, и в последнем запутались все: «При подсчете сверхурочных часов работа в праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени, не должна учитываться, поскольку она уже оплачена в двойном размере»
Так вот, зам.начальника ПЭО, на протяжении 36 лет деятельности предприятия, оплаченную (в рублях) работу в праздники вычитала из фактически отработанного времени (часов) за год — метод ее подсчета сверхурочной работы.
В итоге «математической одаренности» и «аналитического мышления» работникам при работе с радиоактивными веществами не оплачивалась сверхурочка -36 лет.
Так, что образование хорошо, опыт тоже хорошо, но многое печально.

Как за столько лет этого не выявили. Тут походу не только у нее математическая одаренность.
Ради интереса хочу спросить — как все таки обнаружили эти мягко говоря неправильные подсчеты?

Читайте также:  Какими документами регламентируется ведение и хранение личных медицинских книжек работодателем?

Пока я буду дополнять еще ряд «уникальных методов расчета» прочтите на сайте – Наш актив – вопросы по трудовому законодательству с поста 22. А дополнения будут еще интереснее.

Математику надо учить только потому, чтобы мозги привести в порядок» — М.В.Ломоносов

Неправильный подсчет сверхурочной работы выявили в 2005г., когда увеличилось число праздников.
Именно праздники вычитались, которые были по графику рабочим временем, а не сверхурочным. Изначально сменному персоналу тоже показался этот подсчет просто ошибкой, именно почему вычитаются 5 праздничных (рабочих) смен? Они же включены в общее кол-во отработанных смен!
На этом этапе я обратилась к главбуху, мне ответила: «Она вроде умная, все правильно». Это аргументация главбуха с 40-летним стажем?
Поняв свою ошибку зам. начальника ПЭО приступила ко второй версии расчета с учетом отпусков, больничных, и насчитала, выборочно троим работникам, недоработку – 50, 42, 16часов. До такого думаться надо. И здесь ошибка — занижалась норма на 7,2ч., а факт на 8,25ч. – рабочее время. Это же полный абсурд! Люди на работу по графику, в отпуск по графику, на медосмотр по графику, а у них недоработка!
В этом ее расчете всплыла очередная ошибка – графики на год составлены были не на норму по производственному календарю, а с запланированной сверхурочной работой – это нарушение ТК, ст. 104. Т.е. сменному персоналу, работающим с радиоактивными веществами (атомная станция) не только запрещена сверхурочная работа, она закладывалась в графики. И не оплачивалась никогда. Точнее сказать, именно зам. начальника ПЭО не подавала сведения в бухгалтерию о наличии переработки.
Но и эту вторую версию она признала ошибкой, и перешла к третьей – она считает, что 5 праздничных смен надо было оплачивать в двойном размере, а нам оплачивали в тройном. Опять же, где логика? Зачем оплачивать в б0льшем размере, чтобы в конце года забрать?
Бухгалтерия оплачивала правильно – в размере двойной часовой ставки сверх оклада, как прописано в ТК, ст.153. Работа в праздничные дни не оплачивается в тройном размере — это слишком упрощенное понимание, поскольку выплачиваются все же не 2 оклада, а лишь две часовые ставки (оклад + 2 часовые ставки), а это совершенно разные суммы.
И завершением такой безграмотности экономиста по труду стал указанный факт – она из часов вычитала рубли. Она не знает не только основ экономики производства, но и азов школьной арифметики – не проставила единицы измерения цифры 5, поэтому математический раут затянулся почти на два года.
Лично для меня самым значимым является то, что экономист не понимает определение « не учитывается». Счет, учет – однокоренные слова. Отрицательная частица «НЕ» отрицает любое действие из четырех правил арифметики – умножение или деление, или суммирование, тем более вычитание.
То есть и русского языка не знает зам. начальника ПЭО. И то, что 23 года выполняла бессмысленную работу – высчитывала ежегодно, тремстам работникам праздничные смены.
Потом посыпались ошибки еще больше:
1. Не правильно рассчитывалась часовая ставка для оплаты праздничных, ночных, вечерних, для оплаты в не полностью отработанном месяце. ЧТС считают ПО ГРАФИКУ месяца (

700чел.)!!
2. Медосмотр оплачивали по часовой ставке, а не по среднему заработку. 35 лет (нарушение ст. 185 ТК, ранее ст. 113 КЗОТ)
3. Отпускные считают до сих пор (с 2006г.) из 3-х месячного периода, а не из 12, и не пересчитывают для выбора б0льшего среднего заработка (нарушение ст. 139 ТК)
А это уже проблема для главбуха, она отвечает за оплату труда. И как ей сначала перерассчитывать, а затем передавать откорректированные ЕСН, НДФЛ в ФСС, ФНС?
Все это экономический Чернобыль!

Жуть какая-то! А как работники на все это смотрели? Я тоже живу рядом с атомкой, и все мои знакомые, там работающие, постоянно аудируют свои расчетные листки и чуть что — на разборки. Я кстати оттуда алименты получаю и тоже запрашиваю в бухгалтерии, откель такие суммы начислены у моего бывшего. Странно, да.

А про высшее образование у дира и главбуха — бред чистой воды.

Такие расчеты заслуживают только Дарвинской премии!

У директора образование высшее техническое, но ведь кануло в лету, когда требовалось закончить академию народного хозяйства при правительстве, где высших руководителей предприятий обучали основам экономики.
И сейчас на должность директора назначают только главного инженера, и также на замещение в период отсутствия его. Хоть в этом здравомыслие не покинуло.
А юристов, экономистов по какому принципу принимают, объяснять не надо. Вы не поверите мне около трех часов, пришлось объяснять начальнику юротдела, как подсчитывается переработка. Понял тогда, когда я привела пример на выпуске подшипников или чулок-носок. Ведь принцип один – из факта вычитают норму или план, а что это будет, за продукция роли не играет. У юриста два высших, оба заочные, второе экономическое, и он хвастнул в начале cобеседования, но в конце дипломатично забыл…, когда я на лопатки его кинула.
У главбуха – техникум из СССР, но именно стаж работы -40 лет, ни у кого не мог вызвать сомнения изначально. Но, когда неправильный расчет ЧТС она аргументировала фразой: «Главбух в концерне «Росэнергоатом» сказала – правильно» и почему отпускные считают из 3-х месячного расчетного периода – ответила: «Девочки где-то прочитали, что можно считать из 3-х месячного» стало понятно, что такую ситуацию может разрулить только трудинспекция или прокуратура.
Но, как сейчас маленькие города называют моногородом, где нет другого места трудоустройства, все молчат, боясь потерять работу.
Мне очень хочется найти кого-нибудь с других АЭС. Ведь не факт, что такое безобразие и там. Есть доступ на сайте СХК (Сибирский химический комбинат) к вопросам по оплате труда, а это предприятие в составе «Атомэнергпром», т.е. и мы из одного «Росатома»
Я дополняю еще массу нарушений в своей новелле «Смех сквозь слезы» и попытаюсь сделать эту информацию доступной для многих и с подробностями — реплик, фраз, определений и т.п. руководства ядерно-опасного объекта – Кольской АЭС.

Вопрос: Обязательно ли наличие высшего образования у генерального директора? И может ли сотрудник без высшего образования являясь генеральным директором ООО обучаться по программе охраны труда и быть в составе комиссии по охране труда на предприятии? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2017 г.)

Обязательно ли наличие высшего образования у генерального директора? И может ли сотрудник без высшего образования являясь генеральным директором ООО обучаться по программе охраны труда и быть в составе комиссии по охране труда на предприятии?

Если в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в Квалификационных справочниках или соответствующим положениям профессиональных стандартов. В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Руководитель организации, в том числе, не имеющий высшего образования, обязан обучаться по соответствующим программам по охране труда.

Руководитель может быть в составе как комитета (комиссии) по охране труда, так и в составе комиссии по проверке знаний требований охраны труда.

Как следует из ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательным для включения в трудовой договор является условия о трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Согласно ст. 195.3 ТК РФ если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

В силу ст. 218 ТК РФ по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Читайте также:  Должна ли в организации быть создана комиссия по антикоррупции?

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 (далее — Порядок).

Согласно п. 2.3.2 Порядка обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее — обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Обучение по охране труда проходят:

руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели — физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования — преподаватели дисциплин «охрана труда», «безопасность жизнедеятельности», «безопасность технологических процессов и производств», а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся — в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов — в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда — в обучающих организациях Министерства труда и социального развития Российской Федерации;

специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций — в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти;

специалисты органов местного самоуправления в области охраны труда — в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций — в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций, осуществляющих обучение специалистов и руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, — в обучающих организациях Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

Руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.

На основании п. 3.4 Порядка для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.

В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.). В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов.

В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций входят руководители и штатные преподаватели этих организаций и по согласованию руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, органов местного самоуправления, профсоюзных органов или иных уполномоченных работниками представительных органов.

Комиссия по проверке знаний требований охраны труда состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии.

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2017 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Текст материала опубликован на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.

Если образование не соответствует занимаемой должности

Содержание статьи

Несоответствие занимаемой должности

Предложили поменять должность в связи с несоответствием занимаемой должности. Работаю пол года. Испытательного срока не было. Выговоров не получал. Я против. Могут ли уволить? И какие компенсации мне положены?

Если Вас уволят в связи с несоответствием, то никаких компенсаций не будет.

Но работодатель должен доказать, что Вы несоответствуете. Для этого проводится специальная аттестация, порядок которой должен быть прописан у Вашего работодателя.

Поэтому ничего не бойтесь и продолжайте качественно выполнять свою работу.

При необходимости — обратитесь ко мне в чат, я Вам помогу. С уважением, Федор.

Как отстоять свое право на занимаемую должность, если еще нет соответствующего образования?

Нахожусь в должности заведующего филиала МБДОУ, обучаюсь в университете на последнем курсе, имею диплом по программе «Менеджмент в образовании».Грядет проверка с Управления Образования по охране труда, заведующий базового учреждения заставляет уволиться, так так у меня нет высшего образования и она боится получить из-за этого огромный штраф. Насколько правомерны ее действия и что предпринять в этом случае мне, работаю уже давно, была помощником воспитателя, воспитателем, потом меня поставили заведующим филиала.

в должности заведующего филиала МБДОУ, обучаюсь в университете на последнем курсе, имею диплом по программе «Менеджмент в образовании».Грядет проверка с Управления Образования по охране труда, заведующий базового учреждения заставляет уволиться, так так у меня нет высшего образования и она боится получить из-за этого огромный штраф. Насколько правомерны ее действия и что предпринять в этом случае мне, работаю уже давно, была помощником воспитателя, воспитателем, потом меня поставили заведующим филиала.

Катя, в соответствии с ЕКС работников образования квалификационные требования к руководителю структурного подразделения — высшее профессиональное образование по специальности, соответствующей профилю структурного подразделения образовательного учреждения, и стаж работы по специальности, соответствующей профилю структурного подразделения образовательного учреждения, не менее 3 лет.

Таким образом, поскольку у Вас нет соответствующего образования, то Вы не соответствуете данной должности.

Но в соответствии с п. 9 ЕКС

Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Т.е. руководитель имеет все возможности оставить Вас на данной должности, обратившись в аттестационную комиссию вашего МДОУ.

Добрый день, Яна. В Вашем случае решение будет принято по результатам аттестации.

Согласно Порядку применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих «Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.»

Всё будет зависеть от мнения работодателя, результат аттестации можно попробовать оспорить, но это крайне сложно.

В любом случае работодатель будет обязан предложить Вам другие имеющиеся у него вакансии либо выплатить выходное пособие в размере среднемесячного заработка

Что грозит за увольнение по несоответствию занимаемой должности?

Здравствуйте, ситуация такая уволили человека за несоответствие занимаемой должности, (юрист был без юридического образования )в один день был вынесен приказ и человека уволили. Если он через суд обжалует приказ, то могут ли его восстановить.

Все возможно, тем более если нарушена процедура увольнения. Надо смотреть, как документально было оформлено принятие на работу и увольнение, так как в области трудовых правоотношений эти нюансы имеют большое значение и перспектива рассмотрения спора зависит от этих нюансов.

Если Вам нужна более подробная консультация по данному вопросу, либо помощь в составлении документов – обращайтесь ко мне в чат. С уважением, юрист Искибаева Елена Юрьевна

Ссылка на основную публикацию