Как быть, если в классификаторе профессий нет нужных должностей? - Komsindrom.ru

Как быть, если в классификаторе профессий нет нужных должностей?

Название должности отличается от названия в общероссийском классификаторе (ОКПДТР).

Приветствуем Вас на форуме кадровиков-профессионалов и новичков в кадровом деле , уважаемые коллеги! На нашем форуме уже более 250.000 сообщений, более 26.000 тем. Просьба к гостям-новичкам, пожалуйста, ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ПОИСКОМ НА ФОРУМЕ! На большинство вопросов ответы уже даны. Пожалуйста, будьте взаимовежливы . Разные мнения по спорным вопросам — это естественно и нормально, уважайте мнение друг друга. Наш с Вами форум — для приятного профессионального общения, сотрудничества и взаимопомощи. И, пожалуйста, не оставляйте в форуме активных ссылок на другие ресурсы — это понижает рейтинг нашего сайта в поисковых системах яндекс и др.

Самые активные форумчане декабря будут награждены подпиской на журнал «Кадровик-практик»!

Засчитываются только посты по темам кадрового делопроизводства.

Уважаемые коллеги, подскажите, пожалуйста, может ли название должности в шт.расп.(которая не предполагает льготную пенсию)не соответствовать названию должности в Общероссийском классификаторе (ОКПДТР)?

Учредители (иностр.юр.лицо) настаивают на изменении названия некоторых должностей в шт.расп., причем так, чтобы название должности состояло из заглавных латинских букв и римских цифр, например вместо «менеджер по сбыту»- «ADM I» : Наше руководство отбивается от этого, ссылаясь на то, что таких названий нет в классификаторе должностей. Но нужны конкретные ссылки на документы, подтверждающие, что раз нет такого названия в классификаторе, то и в шт.расп. не может быть такой должности.

И еще, в связи с этим, руководство приняло решение, должности в шт.расп. привести в соответствие с ОКПДТР. Что делать с должностями, названия которых нет в классификаторе? Например у нас есть должность «водитель-демонстратор», «начальник отдела продукт-менеджмента», а в классификаторе именно таких должностей нет.

Цитата
Anna пишет:
, может ли название должности в шт.расп.(которая не предполагает льготную пенсию)не соответствовать названию должности в Общероссийском классификаторе (ОКПДТР)?
Цитата
Anna пишет:
«ADM I»

ОксанаХ,
Спасибо за ответ. В свою очередь выкладываю информацию, которую нашла по этой теме. Может быть кому-то будет полезно.

Обязан ли работодатель при составлении штатного расписания и установлении наименований должностей и профессий руководствоваться Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)?
Ответ: Согласно ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ работодатель определяет трудовую функцию как работу по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации или конкретный вид поручаемой работнику работы. При этом в той же норме к работодателю выдвигается требование следовать при определении трудовой функции отдельных работников вполне конкретным нормативным источникам, а именно квалификационным справочникам, утвержденным в порядке, установленном Правительством РФ. В соответствии с указанными справочниками работодатель должен определять наименования должностей, профессий или специальностей только в том случае, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) не поименован в числе источников установления наименований должностей и профессий.
Согласно п. 6 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.11.2003 N 677, применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией и в других случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Обязательность применения ОКПДТР следует только из некоторых актов трудового законодательства и миграционного законодательства (в основном это акты Минздравсоцразвития России, Роструда, ФМС России, принятые по вопросам альтернативной гражданской службы и регулирования труда иностранных граждан).
Тем не менее согласно абз. 2 п. 6 вышеназванного Положения общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений. Штатное расписание является локальным нормативным актом, который может быть отнесен к актам социально-экономической сферы. С учетом того что Правительство РФ в своем акте оперирует понятием «правовые акты», являющимся более широким, чем понятие «нормативно-правовые акты», охватывающим все акты, содержащие нормы права (в том числе локальные), то штатное расписание может быть отнесено к правовым актам, поскольку содержит нормы трудового права (ч. 1 ст. 8 ТК РФ). С учетом этого может быть сделан вывод о том, что при подготовке штатного расписания следует применять ОКПДТР.
Аргументом в пользу следования ОКПДТР является не только обязательность применения, предусмотренная вышеназванным Положением о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, но и целесообразность применения унифицированных записей наименований конкретных профессий рабочих и должностей служащих. Обратим внимание на то, что ОКПДТР изначально разрабатывался для решения задач, связанных с оценкой численности рабочих и служащих, с учетом состава и распределением кадров по категориям персонала, уровню квалификации, степени механизации и условиям труда, с вопросами обеспечения занятости, организации заработной платы рабочих и служащих, начисления пенсий, определения дополнительной потребности в кадрах и другими на всех уровнях управления народным хозяйством в условиях автоматизированной обработки информации. Проведенная в нем классификация наименований должностей служащих и профессий рабочих основывается на результатах многолетней практики формирования наименований должностей и профессий, выработавшей наименования, применимые на различных предприятиях и в любой отрасли экономической деятельности. Совершенно бессмысленной представляется работа по изобретению новых наименований давно существующих профессий и должностей.
Однако следование ОКПДТР возможно не во всех случаях. В частности, он неприменим в ситуациях, когда в Классификаторе нет наименования профессии рабочего или должности служащего, отражающего трудовую функцию, которую планируется поручить работнику. По нашему мнению, именно плохая адаптивность ОКПДТР к современному рынку труда и занятости является причиной, по которой Классификатор не назван в качестве источника определения наименований профессий и должностей непосредственно в ТК РФ. В таких ситуациях «творчество» работодателя представляется оправданным при условии, конечно, что в ОКПДТР действительно нет соответствующего наименования.

Д.Л.Щур
НИИ труда и социального страхования
27.05.2008

Что касается источников установления наименований должностей и профессий, то основные из них перечислены в ч. 2 ст. 57 ТК РФ: это штатное расписание, а также в случаях, когда в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, — соответствующие квалификационные справочники, утверждаемые в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 367, в числе источников установления наименований профессий и должностей не поименован, несмотря на то что изначально он разрабатывался с целью унификации применяемых наименований должностей служащих и профессий рабочих. В ОКПДТР были собраны и систематизированы унифицированные записи наименований профессий и должностей, предусмотренных применяемой с 1967 г. Единой номенклатурой должностей служащих, действующими в настоящее время Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, а также уставами, положениями, постановлениями и другими нормативными документами, регламентирующими состав профессий в различных отраслях экономики. Таким образом, поскольку наименования должностей служащих и профессий рабочих, указанные в ОКПДТР, в основной массе соответствуют наименованиям должностей служащих и профессий рабочих, содержащимся в соответствующих квалификационных справочниках, то указание наименования должности или профессии в соответствии с определенным квалификационным справочником фактически обеспечивает следование ОКПДТР, и наоборот, указание наименования должности или профессии в соответствии с ОКПДТР в 70% случаев обеспечивает выполнение требования ч. 2 ст. 57 ТК РФ в части соблюдения соответствующих квалификационных справочников.
Если с выполнением работы не связано предоставление каких-либо льгот или установление ограничений, то работодатель в силу ч. 2 ст. 57 ТК РФ освобождается от следования квалификационным справочникам.

Д.Л.Щур
НИИ труда и социального страхования

Оформляем должности, не соответствующие ЕТКС и квалификационному справочнику должностей

В организации некоторые должности не соответствуют ЕТКС и квалификационному справочнику должностей. Как правильно их переоформить? Какая запись делается в трудовой книжке?

На основании части второй ст. 57 ТК РФ, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ (иными федеральными законами) с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо установлены ограничения, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).

Поэтому наименования должностей должны указываться в трудовом договоре, штатном расписании и трудовых книжках в строгом соответствии со названными справочниками. В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения в штатное расписание, трудовые договоры, трудовые книжки сотрудников.

Штатное расписание (унифицированная форма N Т-3, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1) является одним из локальных нормативных актов организации (ст. 8 ТК РФ). Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченного им на это лица. С изменениями в штатном расписании необходимо ознакомить тех работников, которых это касается.

При внесении изменений в штатное расписание возможно несколько вариантов действий.

Некоторые специалисты считают, что в случае, если изменения носят единичный характер, целесообразнее издать приказ о внесении изменений в штатное расписание. В этом случае вносимые изменения можно зафиксировать в самом приказе, а в штатном расписании напротив исправленной позиции (в примечании) указать номер и дату приказа об изменении.

Другой вариант — издать новое или дополнительное штатное расписание. При этом дополнительное штатное расписание будет действовать наряду с прежним штатным расписанием. В этом случае дополнительное штатное расписание, как и основное, утверждается приказом руководителя.

В случае, если Вы решите издать новое штатное расписание, в приказе об утверждении необходимо будет указать, что прежнее расписание утратило силу. Таким образом, Вы можете выбрать наиболее удобный для Вас вариант.

Изменение наименования должности формально предполагает изменение трудовой функции работника, т.е. перевод работника на новую должность. Трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы) является обязательным условием трудового договора (ст. 57 ТК РФ).

По общему правилу изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ, при этом таковое соглашение заключается в письменной форме (ст. 72 ТК РФ).

Соглашение сторон оформляется в виде письменного дополнения к трудовому договору, в котором оговариваются все вносимые в него изменения.

К числу таких изменений относится, в частности, наименование должности, а также, в зависимости от конкретной ситуации, другие условия, например должностные обязанности, размер заработной платы и т.п.

Подписанное сторонами дополнительное соглашение является неотъемлемой частью трудового договора и подтверждает согласие работника на перевод.

На основании этого соглашения работодатель должен будет издать приказ о переводе сотрудника на новую должность (унифицированная форма N Т-5, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1). На основании приказа о переводе делаются отметки в личной карточке работника (унифицированная форма N Т-2), а также в его лицевом счете (унифицированная форма N Т-54 или N Т-54а).

Согласно части четвертой ст. 66 ТК РФ сведения о переводах на другую постоянную работу вносятся в трудовую книжку работника. Порядок ведения трудовых книжек урегулирован Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее — Правила). Порядок заполнения трудовых книжек установлен Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69.

В соответствии с п. 10 Правил все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) не позднее недельного срока.

Пунктом 3.1 Инструкции предусмотрено, что в графе 3 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки записи о наименовании должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации производятся, как правило, в соответствии со штатным расписанием организации.

Запись в трудовой книжке о переводе на другую работу будет выглядеть следующим образом:

в графу 1 раздела «Сведения о работе» вносится порядковый номер записи;

в графу 2 — дата перевода;

в графе 3 пишется: «Переведен на такую-то должность»;

в графе 4 указывается дата и номер приказа (распоряжения) о переводе.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Авдейкина Алевтина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

13 августа 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Как найти название должности в профессиональных стандартах и справочниках

Где лучше искать название должности — в профессиональных стандартах или справочниках

Там, где вам удобнее.

Если вы откроете профессиональный стандарт, то в нем можно найти как рекомендуемые стандартом названия должностей (см. ниже)

так и названия должностей из справочников.

Это удобно, если по вашей должности, специальности или профессии профессиональный стандарт уже разработан, и вы смогли его найти.

В том смысле, что вы догадались, что «прораба» нужно искать в профстандарте «Организатор строительных работ», а «секретаря» — в профстандарте «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией».

Если искать название должности в профессиональном стандарте вам неудобно или нужный вам профстандарт еще не разработан или вы хотите расширить круг поиска нужного вам названия должности, воспользуйтесь справочниками ЕКС, ЕТКС и ОКДТПР.

ЕКС — Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих).

ЕТКС — Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих).

ОКДТПР — Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Это действующие документы — законом установлено право работодателя самостоятельно решать, что использовать — профстандарты или справочники.

Как найти название должности в профстандартах

Сначала ищем нужный профстандарт.

Вот страница сайта Минтруда, можно воспользоваться поиском стандарта по названию — находите на ней ма-аленькую кнопочку «поиск» и ищете нужный профстандарт.

Не хотите пользоваться поиском — зайдите сюда и найдите нужную должность в каталоге по областям и видам профессиональной деятельности.

Описание трудовых функций, относящихся к профстандарту, увидите вверху, когда откроете его кликом.

Скачать сами профстандарты для того, чтобы ознакомиться с их содержанием, можно здесь.

Открываете профстандарт, изучаете, ищете подходящие названия должностей.

Помните, в большинстве случаев названия должностей, рекомендуемые профстандартом не являются обязательными для применения.

Как найти готовое название должности в квалификационных справочниках ЕКС и ЕТКС

Очень важный момент.

Помните, что ЕКС и ЕТКС — это квалификационные справочники.

Это значит, что названий должностей неквалифицированных работников в них нет — дворника и сторожа там нет.

Поэтому, если вам нужно посмотреть полный перечень возможных наименований должностей и работ, загляните в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Что касается квалификационных справочников, то в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС) должности распределены по Выпускам ЕКС .

Советую не ориентироваться только на профильные выпуски справочников ЕКС, так как некоторые должности распределены по выпускам ЕКС почти произвольно.

Например, «инженер-электрик» находится в выпуске, посвященном должностям в атомной энергетике, хотя в описании должности нет ни слова про атомную энергетику.

По моему опыту надежнее и удобнее всего поиск по алфавиту по всем выпускам ЕКС.

Результаты поиска выглядят вот так.

Находите нужное описание, проверяете, похожи ли разделы «Характеристика работ» и «Должен знать» на содержание работы и квалификационные требования в вашей компании.

Если похожи, берете на вооружение название из справочника.

Алгоритм работы с ним аналогичен описанному выше для ЕКС.

В заключение

Эта статья является продолжением материала Как правильно назвать должность.

Если вы хотите проверить, нет ли вашей должности в Списках 1 и 2 и разобраться, как правильно назвать должности, в отношении которых квалификационные требования закреплены законодательно, читайте статью Про обязательные названия должностей.

Если готовы придумать название должности самостоятельно — см. материал Как придумать название должности.

Вот ссылки на hh, superjob и rabota, — воспользуйтесь опытом тех, кто уже придумал названия должностям.

Автор: Денис Карандашев

Вопрос 3

Вопрос : Можно ли называть должности произвольно (» младший бухгалтер», например) или нужно придерживаться ЕКТС? Не повлияет ли это на стаж?
Ответ : Если в соответствии с законодательством с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (статья 57 Трудового кодекса РФ).

Если работа не связана с тяжелыми условиями труда и предоставлением дополнительных льгот, тогда работодатель самостоятельно определяет название должностей.

Если в организации предусмотрены работы связанные с тяжелыми условиями труда и предоставлением дополнительных льгот то, при разработке наименований должностей и профессий используются следующие нормативные акты (данный перечень не закрытый и зависит от отрасли):
— Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367);
— Общероссийский классификатор занятий (ОК 010-93) (принят Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 298); — Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (Утвержден Постановлением Министерства Труда России от 21.08.1998 N 37).
— Единые тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих по отраслям.

Если название должности или профессии в штатном расписании не совпадает с наименованием в соответствующих справочниках или списках, то работник теряет право на получение льгот.

Выписки из нормативных актов:

30 декабря 2001 года N 197-ФЗ
ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Статья 57. Содержание трудового договора


Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ,
МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 1993 г. N 298

Общероссийский классификатор занятий разработан в целях реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики и предназначен для решения задач регулирования социально — трудовых отношений, оценки состояния и динамики изменений структуры рабочей силы, анализа и прогнозирования показателей в сфере занятости и профессионального образования, Госстандарт России постановляет:

Принять Общероссийский классификатор занятий ОК 010-93 с датой введения в действие с 1 января 1995 года.

Заместитель Председателя
Госстандарта России
В.В.ТАБОЛИН

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 1998 г. N 37

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА
ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И ДРУГИХ СЛУЖАЩИХ

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации (пункт 8.3), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1997 г. N 480, Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, разработанный Институтом труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
2. Установить, что утвержденный настоящим Постановлением Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих рекомендуется для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
3. Институту труда обеспечить издание необходимого количества указанного Квалификационного справочника.

Министр труда
и социального развития
Российской Федерации
О.ДМИТРИЕВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
ПО ВОПРОСАМ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

ПРЕЗИДИУМ ВСЕСОЮЗНОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 1974 г. N 298/П-22

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПИСКА ПРОИЗВОДСТВ, ЦЕХОВ,
ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ С ВРЕДНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА,
РАБОТА В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ
ОТПУСК И СОКРАЩЕННЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ

Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиум Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов отмечают, что за последние годы в условиях труда рабочих и служащих, пользующихся дополнительным отпуском и сокращенным рабочим днем в связи с вредными условиями труда, произошли изменения. Внедрение новой техники и технологии, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов позволило на многих предприятиях различных отраслей народного хозяйства устранить производственные вредности, снизить профессиональные заболевания и сократить травматизм.

В наименованиях профессий рабочих также произошли изменения. На предприятиях, в производственных объединениях и организациях, где повышена минимальная заработная плата рабочих и служащих с одновременным увеличением тарифных ставок и должностных окладов среднеоплачиваемых категорий работников, наименования профессий рабочих приведены в соответствие с наименованиями профессий, предусмотренных в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих. В то же время наименования профессий рабочих в действующем Списке, дающем право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, остались без изменения.

В целях дальнейшего упорядочения предоставления рабочим и служащим дополнительного отпуска и сокращенного рабочего дня за работу в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда и во исполнение поручения Совета Министров СССР Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиум Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов постановляют:

1. Утвердить согласованный с Министерством здравоохранения СССР уточненный Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день согласно Приложению N 1.

2. На предприятиях, в производственных объединениях и организациях, где повышена минимальная заработная плата рабочих и служащих с одновременным увеличением тарифных ставок и должностных окладов среднеоплачиваемых категорий работников, Список, предусмотренный пунктом 1 настоящего Постановления, ввести в действие с 1 марта 1976 г.
На остальных предприятиях, в организациях и учреждениях Список, предусмотренный пунктом 1 настоящего Постановления, ввести в действие одновременно с повышением минимальной заработной платы рабочих и служащих и увеличением тарифных ставок и должностных окладов среднеоплачиваемых категорий работников.

3. С введением в действие Списка, предусмотренного пунктом 1 настоящего Постановления, не применяются: Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 24 декабря 1960 г. N 1353/28; постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС в части, касающейся предоставления рабочим и служащим дополнительного отпуска и установления сокращенного рабочего дня за работу в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, согласно Приложению N 2.

Заместитель Председателя
Государственного комитета Совета
Министров СССР по вопросам труда
и заработной платы
С.НОВОЖИЛОВ

Секретарь Всесоюзного Центрального Совета
Профессиональных Союзов
А.БИРЮКОВА

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 1991 г. N 10

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПИСКОВ ПРОИЗВОДСТВ, РАБОТ, ПРОФЕССИЙ, ДОЛЖНОСТЕЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ДАЮЩИХ ПРАВО НА ЛЬГОТНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В соответствии со статьей 14 Закона СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» Кабинет Министров СССР постановляет:

а) Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (прилагается);

б) Список N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (прилагается).

2. Установить, что в соответствии с Законом СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» применение Списков N N 1 и 2 производится с учетом аттестации рабочих мест.

3. Руководителям предприятий (объединений), организаций обеспечить своевременную подготовку к введению в действие Списков N N 1 и 2. Провести аттестацию рабочих мест и принять необходимые меры к улучшению условий труда. Определить перечень рабочих мест, наименование профессий и должностей, работникам которых в соответствии с настоящими Списками установлено льготное пенсионное обеспечение, и ознакомить с ними трудящихся.
Поручить Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам давать разъяснения о порядке применения указанных Списков.

4. Государственному комитету СССР по печати обеспечить в 3-месячный срок по заказу Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам издание сборника нормативных актов по льготному пенсионному обеспечению и пенсионному обеспечению за выслугу лет.

5. Поручить Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам продолжить с участием Всеобщей Конфедерации профсоюзов СССР, Министерства финансов СССР, Госплана СССР, Пенсионного фонда СССР и других заинтересованных организаций работу по рассмотрению поступивших замечаний и дополнений по Спискам N N 1 и 2, руководствуясь при этом пунктом 9 Постановления Верховного Совета СССР «О порядке введения в действие Закона СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР».

Предложения по этим вопросам до 1 июня 1991 г. представить в Кабинет Министров СССР.

Премьер — министр
В.ПАВЛОВ

Управляющий Делами
М.ШКАБАРДНЯ

Наименования должности нет в реестре

BLAZE812

New Member

Приветствую всех. Устроился на новую работу в качестве руководителя SEO отдела или, иными словами, руководителя отдела продвижения.

Загвоздка в том, что должность новая. Дама в юридическом отделе посмтрела в каком то реестре, кажется это называется ЕТКС, и сказала, что в трудовой они могут написать что угодно, хоть космонавт, но в реестре нет моей должности, поэтому нужно выбрать между инженером или инженером-программистом.
Я не согласен. Эти должности до Сео продвижения как до луны. Зачем мне вписываться в должность, какорая никак с моей не связана? Потом, на следующей работе, не хочу доказывать что я не ишак и у меня есть действительно опыт.
Еще дама сказала, что могут быть проблемы потом с пенсией или вроде того.

Я погуглил, и узнал что этот ЕТКС носит чисто рекомендательный характер, и то для гос. учреждений. И что, так же соотвествие регистру нужно для отдельных работников с вредными условиями труда, чтобы получать в дальнейшем льготную пенсию.
Или я дурак, не так понял, или она не ЕТКС имела вииду, а ввод нового штатного расписания, которого под начальника СЕО не существует(

Как вариант, меня хотят развести и сделать мне потолок зарплаты. Ведь программисту надо платить меньше чем руководителю в дальнейшем.

ЕвгенийШ.

Эксперт

BLAZE812

New Member

Антон Стрельцов

Moderator

Видимо даме из юр отдела лень делать должностную инструкцию, вот она и хочет все готовое списать.

Если у вас коммерческая организация и ваша должность не носит вредный характер работы, то ЕКТС, вообще не при чем.

BLAZE812

New Member
Заблокирован

BLAZE812

New Member

Обьясните пожалуйста вообще весь процесс. В трудовой можно же написать как я хочу, руководитель отдела продвижения, а через реестр как инженер-программист? Когда я сменю работу как я буду доказывать свой стаж если мне влепят инженер? Это вообще 2 разные отрасли. маразм((

Куда вписывается должность которая соотносится к ЕКТС? В какой-то реестр заносится, отправляется? Будущий рабодатель будет иметь к ней допуск?
Я к тому, что хочу подальше от глаз, но в тоже время не иметь проблем с пенсией.

То что вы пишете подтверждает мои опасания. Но, к примеру, я перерыл весь интеренет. Убил на это 3 часа. Могу с уверенностью сказать, что вв 99,9% местах пишут, что не можно не придерживаться этого идиотского классификатора, если организаця не на бюджете, и не нужны льготные пенсии. Никаки проблем не должно быть. Не знаю кому верить((( Уже вот вот нужно оформляться.

BLAZE812

New Member

Антон Стрельцов

Moderator

Обязан ли работодатель при составлении штатного расписания и установлении наименований должностей и профессий руководствоваться Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)?
Ответ: Согласно ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ работодатель определяет трудовую функцию как работу по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации или конкретный вид поручаемой работнику работы. При этом в той же норме к работодателю выдвигается требование следовать при определении трудовой функции отдельных работников вполне конкретным нормативным источникам, а именно квалификационным справочникам, утвержденным в порядке, установленном Правительством РФ. В соответствии с указанными справочниками работодатель должен определять наименования должностей, профессий или специальностей только в том случае, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) не поименован в числе источников установления наименований должностей и профессий.
Согласно п. 6 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.11.2003 N 677, применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией и в других случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Обязательность применения ОКПДТР следует только из некоторых актов трудового законодательства и миграционного законодательства (в основном это акты Минздравсоцразвития России, Роструда, ФМС России, принятые по вопросам альтернативной гражданской службы и регулирования труда иностранных граждан).
Тем не менее согласно абз. 2 п. 6 вышеназванного Положения общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений. Штатное расписание является локальным нормативным актом, который может быть отнесен к актам социально-экономической сферы. С учетом того что Правительство РФ в своем акте оперирует понятием «правовые акты», являющимся более широким, чем понятие «нормативно-правовые акты», охватывающим все акты, содержащие нормы права (в том числе локальные), то штатное расписание может быть отнесено к правовым актам, поскольку содержит нормы трудового права (ч. 1 ст. 8 ТК РФ). С учетом этого может быть сделан вывод о том, что при подготовке штатного расписания следует применять ОКПДТР.
Аргументом в пользу следования ОКПДТР является не только обязательность применения, предусмотренная вышеназванным Положением о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, но и целесообразность применения унифицированных записей наименований конкретных профессий рабочих и должностей служащих. Обратим внимание на то, что ОКПДТР изначально разрабатывался для решения задач, связанных с оценкой численности рабочих и служащих, с учетом состава и распределением кадров по категориям персонала, уровню квалификации, степени механизации и условиям труда, с вопросами обеспечения занятости, организации заработной платы рабочих и служащих, начисления пенсий, определения дополнительной потребности в кадрах и другими на всех уровнях управления народным хозяйством в условиях автоматизированной обработки информации. Проведенная в нем классификация наименований должностей служащих и профессий рабочих основывается на результатах многолетней практики формирования наименований должностей и профессий, выработавшей наименования, применимые на различных предприятиях и в любой отрасли экономической деятельности. Совершенно бессмысленной представляется работа по изобретению новых наименований давно существующих профессий и должностей.
Однако следование ОКПДТР возможно не во всех случаях. В частности, он неприменим в ситуациях, когда в Классификаторе нет наименования профессии рабочего или должности служащего, отражающего трудовую функцию, которую планируется поручить работнику. По нашему мнению, именно плохая адаптивность ОКПДТР к современному рынку труда и занятости является причиной, по которой Классификатор не назван в качестве источника определения наименований профессий и должностей непосредственно в ТК РФ. В таких ситуациях «творчество» работодателя представляется оправданным при условии, конечно, что в ОКПДТР действительно нет соответствующего наименования.

Д.Л.Щур
НИИ труда и социального страхования
27.05.2008

Что касается источников установления наименований должностей и профессий, то основные из них перечислены в ч. 2 ст. 57 ТК РФ: это штатное расписание, а также в случаях, когда в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, — соответствующие квалификационные справочники, утверждаемые в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 367, в числе источников установления наименований профессий и должностей не поименован, несмотря на то что изначально он разрабатывался с целью унификации применяемых наименований должностей служащих и профессий рабочих. В ОКПДТР были собраны и систематизированы унифицированные записи наименований профессий и должностей, предусмотренных применяемой с 1967 г. Единой номенклатурой должностей служащих, действующими в настоящее время Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, а также уставами, положениями, постановлениями и другими нормативными документами, регламентирующими состав профессий в различных отраслях экономики. Таким образом, поскольку наименования должностей служащих и профессий рабочих, указанные в ОКПДТР, в основной массе соответствуют наименованиям должностей служащих и профессий рабочих, содержащимся в соответствующих квалификационных справочниках, то указание наименования должности или профессии в соответствии с определенным квалификационным справочником фактически обеспечивает следование ОКПДТР, и наоборот, указание наименования должности или профессии в соответствии с ОКПДТР в 70% случаев обеспечивает выполнение требования ч. 2 ст. 57 ТК РФ в части соблюдения соответствующих квалификационных справочников.
Если с выполнением работы не связано предоставление каких-либо льгот или установление ограничений, то работодатель в силу ч. 2 ст. 57 ТК РФ освобождается от следования квалификационным справочникам.

Д.Л.Щур
НИИ труда и социального страхования

Читайте также:  Кто имеет право на сон при работе сутками?
Ссылка на основную публикацию