Как определить количество мастеров производственного обучения? - Komsindrom.ru

Как определить количество мастеров производственного обучения?

Содержание

Вопрос: Как должен тарифицироваться мастер производственного обучения в СПО? Согласно Типовому положению об учреждении НПО и СПО и требованиям ФГОС 3 «. должность мастера производственного обучения устанавливается по всем профессиям из расчета один специалист на учебную группу в 12-15 человек, а в профессиях, требующих обслуживания сложного оборудования — 8-10 обучающихся». С преподавателями все четко ясно: 720 часов педагогической нагрузки — ставка заработной платы (нет уроков — нет на работе). Мастер в СПО, в отличие от преподавателя, ведет не только педагогическую деятельность (уроки учебной и производственной практики), но и отвечает. (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», апрель 2016 г.)

Как должен тарифицироваться мастер производственного обучения в СПО? Согласно Типовому положению об учреждении НПО и СПО и требованиям ФГОС 3 «. должность мастера производственного обучения устанавливается по всем профессиям из расчета один специалист на учебную группу в 12-15 человек, а в профессиях, требующих обслуживания сложного оборудования — 8-10 обучающихся». С преподавателями все четко ясно: 720 часов педагогической нагрузки — ставка заработной платы (нет уроков — нет на работе). Мастер в СПО, в отличие от преподавателя, ведет не только педагогическую деятельность (уроки учебной и производственной практики), но и отвечает за посещаемость обучающимися занятий, готовность к урокам, готовит ко всевозможным конкурсам (не только профессиональной направленности), ведет воспитательную работу, т.е. фактически «привязан» не к часам, а к группе. Но нигде четко не прописано как тарифицируется мастер, если в группе 12-15 человек или 20-25, а ведь разница при обучении профессии значительная. Вот работодатель и пользуется такими «размытыми» трактованиями законов, как «нагрузка мастера 36 часов в неделю» (т.е. 36 ч. в неделю мастер находится на работе в независимости — ведет он занятия или нет), а сколько человек у него в группе 10 или 30 — не важно. Работодатель платит только ставку в группах до 24 обучающихся, а в группах 24-25 человек — 1,6 ставки. 1. Правомерны ли действия работодателя в данном случае? 2. Какие документы регламентируют надбавку к заработной плате мастера и в каком процентном соотношении к ставке?

Ответить на Ваш вопрос без ознакомления с Вашим трудовым договором, коллективным договором (при его наличии) и локальными нормативными актами работодателя, регулирующими вопросы оплаты труда, не представляется возможным.

Составными частями заработной платы могут являться:

— вознаграждение за труд. У работодателей, которые применяют повременную оплату труда, оно обычно устанавливается в виде оклада (фиксированный размер оплаты труда за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат) или тарифной ставки (фиксированный часовой или дневной размер оплаты труда за выполнение нормы труда за час или день соответственно без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат),

— компенсационные выплаты (например, доплаты и надбавки за вредные условия труда, работу в особых климатических условиях, за сверхурочную и ночную работу и др.),

— стимулирующие выплаты (премии, надбавки за выслугу лет, за ученую степень и т.д.).

Размер конкретных составляющих заработной платы (например, оклада и премии) устанавливается у конкретного работодателя коллективными договорами, соглашениями, положением об оплате труда (другими аналогичными документами работодателя) в соответствии с трудовым законодательством и с учетом мнения профсоюзов или других представительных органов работников (при их наличии). Установленные в этих документах условия оплаты труда конкретизируются в трудовых договорах с сотрудниками.

Если у работодателя отсутствуют коллективный договор, соглашение, положение об оплате труда (другие аналогичные документы), то составляющие зарплаты и их размер устанавливаются только в трудовых договорах.

При этом что касается порядка выплаты премий, то вышеназванные документы работодателя и(или) трудовой договор должны определять виды премий, их размер (или порядок его определения), периодичность и сроки их выплаты, критерии премирования (за что и при каких условиях выплачивается премия), основания лишения или уменьшения размера премий. При выполнении работником критериев премирования работодатель обязан выплатить премию.

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 543 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» утратило силу в соответствии с п. 85 Перечня утративших силу актов Правительства РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.03.2014 N 245.

Статья 135 ТК РФ устанавливает, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статья 129 Трудового кодекса РФ определяет, что заработная плата (оплата труда работника) — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка — фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) — фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», апрель 2016 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Текст материала опубликован на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.

Как определить количество мастеров производственного обучения?

1. Общие положения

1.1. Мастер производственного обучения является педагогическим работником образовательного учреждения начального профессионального образования, осуществляющим производственное обучение, контроль прохождения учащимися производственной практики на предприятии, трудовое и профессиональное воспитание учащихся в период производственного обучения. При выполнении обязанностей условия труда приближены к условиям реального производства. Действуют все профессиональные вредности.

Мастер производственного обучения обеспечивает выполнение учебного плана и программ производственного обучения, соблюдение норм и правил безопасного ведения работ учащимися в период производственного обучения и производственной практики, отвечает за качество профессиональной подготовки учащихся, выпускаемой продукции в процессе производственного обучения.

1.2. Мастер производственного обучения должен быть примером высокого профессионального мастерства, добросовестного отношения к работе и собственности училища, примером для учащихся в поведении на работе и в быту, проявлять педагогический такт в обращении с ними, быть требовательным и справедливым, с уважением относиться к личности учащегося, уметь выявлять и развивать его положительные качества и профессиональные навыки.

1.3. В своей деятельности мастер производственного обучения руководствуется законодательством РФ, Уставом профессионального училища № 27 г. Братска, Положением об учреждениях НПО, положением о производственном обучении и производственной практики в учреждениях НПО, настоящим Положением, а также стандартами и техническими требованиями на учебно-производственные работы, выполняемые учащимися.

1.4. Мастер производственного обучения назначается приказом директора по представлению старшего мастера из числа специалистов, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, должен владеть навыками нескольких рабочих профессий и иметь рабочую квалификацию на 1-2 разряда выше установленного выпускникам училища по соответствующей рабочей профессии и стаж работы по преподаваемой профессии не менее 3 лет.

Мастер, не имеющий педагогического образования, обязан сдать зачет по методике обучения и воспитания в течение первого года работы.

1.5. В зависимости от конкретных условий за мастером производственного обучения закрепляются учебные группы (подгруппы) для организации производственного обучения и производственной практики в учебных мастерских или предприятии, временных учебных полигонах других учебно-производственных подразделениях училища согласно учебному плану, программам обучения и расписанию занятий или на учебно-производственную мастерскую.

1.6. Мастер производственного обучения осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством старшего мастера, совместно с ним решает вопросы производственного обучения, повышения производительности труда учащихся и качества производимой продукции, материального обеспечения учебного процесса, стимулирования труда и обучения учащихся, вопросов воспитания профессиональной этики и личностных качеств учащихся.

1.7. В соответствии с трудовым законодательством мастера производственного обучения относятся к работникам с ненормированным рабочим днем. Нормированная продолжительность рабочего времени мастера составляет 36 часов в неделю.

1.7.1. В нормированную часть рабочего времени включается: проведение практических занятий и учебно-производственных работ по профессиональному (производственному) обучению участие в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся, подготовки оборудования и соответствующей оснастки к занятиям, совершенствования материальной базы мастерской, кабинета, принятия мер к их своевременному обеспечению оборудованием, инструментами, материалами, запасными частями и средствами обучения, участия в заключение договоров с предприятиями, учреждениями, организациями и хозяйствами о проведении учебной (производственной) практики и осуществлении контроля за их выполнением, подготовки обучающихся к выполнению производственных работ и сдаче квалификационных экзаменов, участия в работе предметных (цикловых) комиссий, конференций, семинаров.

Читайте также:  Как уволить по п. 7 ст. 77 ТК РФ?

1.7.2. Должностные обязанности, перечисленные в ТКХ, могут быть поручены мастеру п/о полностью или частично. При необходимости, если это целесообразно, практические занятия на одних работников в пределах установленной продолжительности рабочего времени могут быть возложены в большем объеме, на других – в меньшем, но в этом случае такие работники будут выполнять больше других дополнительных обязанностей.

Таким образом, в пределах установленной продолжительности рабочего времени мастеров мастера производственного обучения (36 часов в неделю) руководитель образовательного учреждения в зависимости от профиля практического обучения, количества часов, предусмотренных для этой цели в учебном плане и программе, дополнительных обязанностей, возложенных на мастеров мастера производственного обучения помимо профессионального (производственного) обучения, вправе самостоятельно регулировать конкретный объем, возлагаемых на мастеров производственного обучения практических занятий и распределение функциональных обязанностей.

1.7.2.1. При наличии учебной нагрузки в объёме 1500 часов и более по видам работ (электромонтажные, сварочные, столярно-плотницкие и т.д.) в счёт штатной численности мастеров производственного обучения могут быть назначены мастера производственного обучения на учебно-производственную мастерскую с оплатой в размере одной ставки.

1.7.2.2. Также для организации воспитательной работы в группах из числа мастеров производственного обучения имеющих педагогическое образования или стаж педагогической работы назначаются мастера производственного обучения — руководители группы с оплатой до 0,5 ставки за учебную группу численностью не менее 25 человек или 15 человек в группах учащихся с отклонением в развитии.

1.7.2.3. Мастерам производственного обучения, осуществляющим организацию производственного обучения в учебных мастерских, полигонах оплата начисляется по количеству закреплённых групп в размере 0,5 ставки за одну учебную группу. На основании положения о производственном обучении и производственной практики учащихся учреждений начального профессионального обучения проводятся в группах численностью 12-15 учащихся, а в случаях, когда подготовка по рабочим профессиям осуществляется с обслуживанием сложного оборудования, выполнением сложных и опасных работ или учащихся с отклонением здоровья занятия проводятся в группах 6-8 человек или индивидуально с отдельными учащимися.

1.7.3. При необходимости наряду с целыми единицами должностей мастеров мастера производственного обучения из-за недостаточного объема оставшейся учебной или другой работы могут вводиться должности с оплатой труда в размере 0,25; 0,5; 0,75 должностного оклада. Мастерам мастера производственного обучения, выполняющим в том же образовательном учреждении наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором и должностными обязанностями, дополнительную работу по другой должности мастера производственного обучения полностью или частично в том числе в связи с временным отсутствием работника, а также при расширении зон обслуживания или увеличении объема выполняемых работ мастеру мастера производственного обучения, выполняющему наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором (т.е. в свое основное рабочее время), дополнительную работу по другой аналогичной должности в порядке расширения зон обслуживания или увеличении объема выполняемой работы, устанавливается дополнительная оплата, размер которой определяется соглашением сторон в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.7.4. Образовательное учреждение вправе предусматривать возможность оплаты труда мастеров п/о, участвующих наряду со студентами в период производственного обучения и производственной практики в изготовлении товарной продукции в учебных и учебно-производственных мастерских, за счет доходов от ее реализации по договорённости сторон .

1.8. Мастер производственного обучения в установленном порядке обязан проходить повышении квалификации не реже чем один раз в год по рабочей профессии и повышение квалификации ИПР в объёме не менее 144 часа, аттестацию на подтверждение уровня квалификации ИПР не реже чем один раз в пять лет. В случае направления мастера производственного обучения для повышения квалификации за ним сохраняется место работы (должность), средняя заработная плата по основному месту работы. Если работник направляется для повышения квалификации в другую местность ему оплачиваются командировочные расходы (суточные, проезд к месту обучения и обратно, проживание) в порядке и размерах, предусмотренных для лиц, направляемых в служебные командировки.

В соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, и Положении об аттестации мастеров производственного обучения в ОГОУ НПО ПУ № 27 г. Братска мастер производственного обучения в установленные сроки обязан пройти аттестацию на получение квалификационной категории.

2. Основные обязанности мастера производственного обучения:

2.1. Мастер производственного обучения формирует у учащихся профессиональные знания, умения и навыки, предусмотренные квалификационной характеристикой и программами производственного обучения. Несет ответственность за полноту и качество выполнения программ производственного обучения, выполнение учащимися соответствующих работ по производству продукции.

2.2. Обучает учащихся рациональным приемам и способам выполнения производственных работ, обслуживания и эксплуатации оборудования, формам организации труда, бережному расходованию материальных и энергетических ресурсов, обеспечению высокого качества производимой продукции, соблюдению технологической дисциплины и безопасности труда.

2.3. Ведет установленную документацию по планированию, учету и отчетности по производственному обучению, своевременно осуществляет материально-техническую и методическую подготовку к занятиям, подбор учебно-производственных работ и заказов. Обеспечивает оснащение рабочих мест учащихся с учетом требований учебных программ, техники безопасности, производственной санитарии, научной организации труда и технической эстетики, своевременную подготовку к занятиям оборудования, техники, материалов, инструмента, технологической оснастки, инструкционной и технологической документации.

2.4. Проводит вводный инструктаж учащихся по изучаемым приемам, операциям и видам работ в соответствии с современными требованиями к качеству обучения, а также по соблюдению норм и правил охраны труда, безопасности выполнения работ и противопожарных мер.

2.5. Обеспечивает расстановку учащихся по рабочим местам, знакомит их с программой и графиком перемещений по рабочим местам, способствует достижению установленного уровня квалификации по профилю и адаптации учащихся в условиях производства. Принимает выполненные учащимися работы и задания, оценивает их качество, сдает готовую продукцию на склад или старшему мастеру.

2.6. Осуществляет учет учебно-производственных работ учащихся, следит за правильным ведением и составлением отчетов о практике.

2.7. Развивает у учащихся стремление к творческому отношению к работе, рационализаторской и изобретательской деятельности, подготавливает учащихся к конкурсам по профессии, выпускным квалификационным экзаменам и участвует в их проведении. Широко использует при обучении научно-методические рекомендации, передовой педагогический и производственный опыт. Совместно с преподавателями принимает меры по осуществлению межпредметных связей, взаимосвязи теоретического и производственного обучения.

2.8. Содержит в технически исправном состоянии закрепленное за ним учебно — производственное оборудование и технику, обеспечивает их сохранность и своевременную подготовку к занятиям. Представляет администрации училища предложения по реконструкции, модернизации или замене учебно-производственного оборудования, техники и активно участвует в реализации принятых предложений.

2.9. Изучает индивидуальные особенности учащихся и воспитывает у них интерес к избранной профессии, к приобретению знаний, практических умений и навыков, чувство гордости за избранную специальность. Развивает познавательные интересы учащихся, навыки самообразования и самостоятельности в работе, способствует повышению общеобразовательного, технического и культурного уровня учащихся.

2.10. Постоянно повышает профессиональную и педагогическую квалификацию, изучает передовой педагогический опыт, достижения науки и практики, передовиков производства и использует их на учебных занятиях.

3. Права мастера производственного обучения.

Мастер производственного обучения имеет право:

3.1. Участвовать в разработке, обсуждении и реализации планов экономического и социального развития учебного заведения исходя из задач совершенствования обучения рабочих кадров, рационального использования учебно-материальной базы и ее развития.

3.2. Обсуждать на педагогическом совете учебного заведения, на собраниях, совещаниях и конференциях вопросы практического обучения, открыто высказывать и отстаивать свое мнение, вносить предложения по улучшению качества подготовки учащихся, их производственного обучения, совершенствованию методической работы, рациональной организации труда руководству учебного заведения и в вышестоящие органы.

3.3. Прекращать работу учащихся в мастерских и учебном хозяйстве в случаях неисправности техники, оборудования, инструментов, приспособлений, других нарушений техники безопасности и охраны труда, а также несоответствия условий требованиям учебных программ. О принятом решении немедленно ставить в известность руководство учебного заведения.

3.4. Ходатайствовать о своевременном обеспечении учебной группы (подгруппы) спецодеждой, инструментом, материалами, технологической и учебно-методической документацией и другими необходимыми средствами для качественного проведения производственного обучения.

3.5. Ходатайствовать перед руководством учебного заведения о поощрении в установленном порядке лучших учащихся, а также наложения взысканий за нарушение дисциплины и правил внутреннего распорядка.

3.6. Пользоваться правом на обеспечение жилищными условиями, улучшение условий труда и быта, медицинского и санитарно-курортного обслуживания, другими льготами, установленными законодательством РФ, наравне с педагогическими работниками учебных заведений системы образования.

3.7. Мастер производственного обучения, имеющий высшее или среднее специальное образование и педагогический опыт, кроме выполнения обязанностей мастера, может вести преподавательскую работу до 360 часов в год, если мастер работает на 0,5 ставки, он может вести преподавательскую работу до 720 часов в год.

3.8. В соответствии с указом президента РФ от 30 декабря 1995 г. N 1341 за заслуги в профессиональном обучении и воспитании молодежи, работающим в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования 15 и более лет высококвалифицированным мастерам производственного обучения присваивается Почетное звание «Заслуженный мастер производственного обучения Российской Федерации»

Как определить количество мастеров производственного обучения?

1. Общие положения

1.1. Мастер производственного обучения является педагогическим работником образовательного учреждения начального профессионального образования, осуществляющим производственное обучение, контроль прохождения учащимися производственной практики на предприятии, трудовое и профессиональное воспитание учащихся в период производственного обучения. При выполнении обязанностей условия труда приближены к условиям реального производства. Действуют все профессиональные вредности.

Мастер производственного обучения обеспечивает выполнение учебного плана и программ производственного обучения, соблюдение норм и правил безопасного ведения работ учащимися в период производственного обучения и производственной практики, отвечает за качество профессиональной подготовки учащихся, выпускаемой продукции в процессе производственного обучения.

1.2. Мастер производственного обучения должен быть примером высокого профессионального мастерства, добросовестного отношения к работе и собственности училища, примером для учащихся в поведении на работе и в быту, проявлять педагогический такт в обращении с ними, быть требовательным и справедливым, с уважением относиться к личности учащегося, уметь выявлять и развивать его положительные качества и профессиональные навыки.

1.3. В своей деятельности мастер производственного обучения руководствуется законодательством РФ, Уставом профессионального училища № 27 г. Братска, Положением об учреждениях НПО, положением о производственном обучении и производственной практики в учреждениях НПО, настоящим Положением, а также стандартами и техническими требованиями на учебно-производственные работы, выполняемые учащимися.

1.4. Мастер производственного обучения назначается приказом директора по представлению старшего мастера из числа специалистов, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, должен владеть навыками нескольких рабочих профессий и иметь рабочую квалификацию на 1-2 разряда выше установленного выпускникам училища по соответствующей рабочей профессии и стаж работы по преподаваемой профессии не менее 3 лет.

Мастер, не имеющий педагогического образования, обязан сдать зачет по методике обучения и воспитания в течение первого года работы.

1.5. В зависимости от конкретных условий за мастером производственного обучения закрепляются учебные группы (подгруппы) для организации производственного обучения и производственной практики в учебных мастерских или предприятии, временных учебных полигонах других учебно-производственных подразделениях училища согласно учебному плану, программам обучения и расписанию занятий или на учебно-производственную мастерскую.

1.6. Мастер производственного обучения осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством старшего мастера, совместно с ним решает вопросы производственного обучения, повышения производительности труда учащихся и качества производимой продукции, материального обеспечения учебного процесса, стимулирования труда и обучения учащихся, вопросов воспитания профессиональной этики и личностных качеств учащихся.

1.7. В соответствии с трудовым законодательством мастера производственного обучения относятся к работникам с ненормированным рабочим днем. Нормированная продолжительность рабочего времени мастера составляет 36 часов в неделю.

1.7.1. В нормированную часть рабочего времени включается: проведение практических занятий и учебно-производственных работ по профессиональному (производственному) обучению участие в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся, подготовки оборудования и соответствующей оснастки к занятиям, совершенствования материальной базы мастерской, кабинета, принятия мер к их своевременному обеспечению оборудованием, инструментами, материалами, запасными частями и средствами обучения, участия в заключение договоров с предприятиями, учреждениями, организациями и хозяйствами о проведении учебной (производственной) практики и осуществлении контроля за их выполнением, подготовки обучающихся к выполнению производственных работ и сдаче квалификационных экзаменов, участия в работе предметных (цикловых) комиссий, конференций, семинаров.

Читайте также:  Заявление на увольнение по собственному желанию без отработки: образец

1.7.2. Должностные обязанности, перечисленные в ТКХ, могут быть поручены мастеру п/о полностью или частично. При необходимости, если это целесообразно, практические занятия на одних работников в пределах установленной продолжительности рабочего времени могут быть возложены в большем объеме, на других – в меньшем, но в этом случае такие работники будут выполнять больше других дополнительных обязанностей.

Таким образом, в пределах установленной продолжительности рабочего времени мастеров мастера производственного обучения (36 часов в неделю) руководитель образовательного учреждения в зависимости от профиля практического обучения, количества часов, предусмотренных для этой цели в учебном плане и программе, дополнительных обязанностей, возложенных на мастеров мастера производственного обучения помимо профессионального (производственного) обучения, вправе самостоятельно регулировать конкретный объем, возлагаемых на мастеров производственного обучения практических занятий и распределение функциональных обязанностей.

1.7.2.1. При наличии учебной нагрузки в объёме 1500 часов и более по видам работ (электромонтажные, сварочные, столярно-плотницкие и т.д.) в счёт штатной численности мастеров производственного обучения могут быть назначены мастера производственного обучения на учебно-производственную мастерскую с оплатой в размере одной ставки.

1.7.2.2. Также для организации воспитательной работы в группах из числа мастеров производственного обучения имеющих педагогическое образования или стаж педагогической работы назначаются мастера производственного обучения — руководители группы с оплатой до 0,5 ставки за учебную группу численностью не менее 25 человек или 15 человек в группах учащихся с отклонением в развитии.

1.7.2.3. Мастерам производственного обучения, осуществляющим организацию производственного обучения в учебных мастерских, полигонах оплата начисляется по количеству закреплённых групп в размере 0,5 ставки за одну учебную группу. На основании положения о производственном обучении и производственной практики учащихся учреждений начального профессионального обучения проводятся в группах численностью 12-15 учащихся, а в случаях, когда подготовка по рабочим профессиям осуществляется с обслуживанием сложного оборудования, выполнением сложных и опасных работ или учащихся с отклонением здоровья занятия проводятся в группах 6-8 человек или индивидуально с отдельными учащимися.

1.7.3. При необходимости наряду с целыми единицами должностей мастеров мастера производственного обучения из-за недостаточного объема оставшейся учебной или другой работы могут вводиться должности с оплатой труда в размере 0,25; 0,5; 0,75 должностного оклада. Мастерам мастера производственного обучения, выполняющим в том же образовательном учреждении наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором и должностными обязанностями, дополнительную работу по другой должности мастера производственного обучения полностью или частично в том числе в связи с временным отсутствием работника, а также при расширении зон обслуживания или увеличении объема выполняемых работ мастеру мастера производственного обучения, выполняющему наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором (т.е. в свое основное рабочее время), дополнительную работу по другой аналогичной должности в порядке расширения зон обслуживания или увеличении объема выполняемой работы, устанавливается дополнительная оплата, размер которой определяется соглашением сторон в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.7.4. Образовательное учреждение вправе предусматривать возможность оплаты труда мастеров п/о, участвующих наряду со студентами в период производственного обучения и производственной практики в изготовлении товарной продукции в учебных и учебно-производственных мастерских, за счет доходов от ее реализации по договорённости сторон .

1.8. Мастер производственного обучения в установленном порядке обязан проходить повышении квалификации не реже чем один раз в год по рабочей профессии и повышение квалификации ИПР в объёме не менее 144 часа, аттестацию на подтверждение уровня квалификации ИПР не реже чем один раз в пять лет. В случае направления мастера производственного обучения для повышения квалификации за ним сохраняется место работы (должность), средняя заработная плата по основному месту работы. Если работник направляется для повышения квалификации в другую местность ему оплачиваются командировочные расходы (суточные, проезд к месту обучения и обратно, проживание) в порядке и размерах, предусмотренных для лиц, направляемых в служебные командировки.

В соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, и Положении об аттестации мастеров производственного обучения в ОГОУ НПО ПУ № 27 г. Братска мастер производственного обучения в установленные сроки обязан пройти аттестацию на получение квалификационной категории.

2. Основные обязанности мастера производственного обучения:

2.1. Мастер производственного обучения формирует у учащихся профессиональные знания, умения и навыки, предусмотренные квалификационной характеристикой и программами производственного обучения. Несет ответственность за полноту и качество выполнения программ производственного обучения, выполнение учащимися соответствующих работ по производству продукции.

2.2. Обучает учащихся рациональным приемам и способам выполнения производственных работ, обслуживания и эксплуатации оборудования, формам организации труда, бережному расходованию материальных и энергетических ресурсов, обеспечению высокого качества производимой продукции, соблюдению технологической дисциплины и безопасности труда.

2.3. Ведет установленную документацию по планированию, учету и отчетности по производственному обучению, своевременно осуществляет материально-техническую и методическую подготовку к занятиям, подбор учебно-производственных работ и заказов. Обеспечивает оснащение рабочих мест учащихся с учетом требований учебных программ, техники безопасности, производственной санитарии, научной организации труда и технической эстетики, своевременную подготовку к занятиям оборудования, техники, материалов, инструмента, технологической оснастки, инструкционной и технологической документации.

2.4. Проводит вводный инструктаж учащихся по изучаемым приемам, операциям и видам работ в соответствии с современными требованиями к качеству обучения, а также по соблюдению норм и правил охраны труда, безопасности выполнения работ и противопожарных мер.

2.5. Обеспечивает расстановку учащихся по рабочим местам, знакомит их с программой и графиком перемещений по рабочим местам, способствует достижению установленного уровня квалификации по профилю и адаптации учащихся в условиях производства. Принимает выполненные учащимися работы и задания, оценивает их качество, сдает готовую продукцию на склад или старшему мастеру.

2.6. Осуществляет учет учебно-производственных работ учащихся, следит за правильным ведением и составлением отчетов о практике.

2.7. Развивает у учащихся стремление к творческому отношению к работе, рационализаторской и изобретательской деятельности, подготавливает учащихся к конкурсам по профессии, выпускным квалификационным экзаменам и участвует в их проведении. Широко использует при обучении научно-методические рекомендации, передовой педагогический и производственный опыт. Совместно с преподавателями принимает меры по осуществлению межпредметных связей, взаимосвязи теоретического и производственного обучения.

2.8. Содержит в технически исправном состоянии закрепленное за ним учебно — производственное оборудование и технику, обеспечивает их сохранность и своевременную подготовку к занятиям. Представляет администрации училища предложения по реконструкции, модернизации или замене учебно-производственного оборудования, техники и активно участвует в реализации принятых предложений.

2.9. Изучает индивидуальные особенности учащихся и воспитывает у них интерес к избранной профессии, к приобретению знаний, практических умений и навыков, чувство гордости за избранную специальность. Развивает познавательные интересы учащихся, навыки самообразования и самостоятельности в работе, способствует повышению общеобразовательного, технического и культурного уровня учащихся.

2.10. Постоянно повышает профессиональную и педагогическую квалификацию, изучает передовой педагогический опыт, достижения науки и практики, передовиков производства и использует их на учебных занятиях.

3. Права мастера производственного обучения.

Мастер производственного обучения имеет право:

3.1. Участвовать в разработке, обсуждении и реализации планов экономического и социального развития учебного заведения исходя из задач совершенствования обучения рабочих кадров, рационального использования учебно-материальной базы и ее развития.

3.2. Обсуждать на педагогическом совете учебного заведения, на собраниях, совещаниях и конференциях вопросы практического обучения, открыто высказывать и отстаивать свое мнение, вносить предложения по улучшению качества подготовки учащихся, их производственного обучения, совершенствованию методической работы, рациональной организации труда руководству учебного заведения и в вышестоящие органы.

3.3. Прекращать работу учащихся в мастерских и учебном хозяйстве в случаях неисправности техники, оборудования, инструментов, приспособлений, других нарушений техники безопасности и охраны труда, а также несоответствия условий требованиям учебных программ. О принятом решении немедленно ставить в известность руководство учебного заведения.

3.4. Ходатайствовать о своевременном обеспечении учебной группы (подгруппы) спецодеждой, инструментом, материалами, технологической и учебно-методической документацией и другими необходимыми средствами для качественного проведения производственного обучения.

3.5. Ходатайствовать перед руководством учебного заведения о поощрении в установленном порядке лучших учащихся, а также наложения взысканий за нарушение дисциплины и правил внутреннего распорядка.

3.6. Пользоваться правом на обеспечение жилищными условиями, улучшение условий труда и быта, медицинского и санитарно-курортного обслуживания, другими льготами, установленными законодательством РФ, наравне с педагогическими работниками учебных заведений системы образования.

3.7. Мастер производственного обучения, имеющий высшее или среднее специальное образование и педагогический опыт, кроме выполнения обязанностей мастера, может вести преподавательскую работу до 360 часов в год, если мастер работает на 0,5 ставки, он может вести преподавательскую работу до 720 часов в год.

3.8. В соответствии с указом президента РФ от 30 декабря 1995 г. N 1341 за заслуги в профессиональном обучении и воспитании молодежи, работающим в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования 15 и более лет высококвалифицированным мастерам производственного обучения присваивается Почетное звание «Заслуженный мастер производственного обучения Российской Федерации»

Оплата труда мастеров производственного обучения если они преподают

Размер заработной платы в этих случаях определяется путем деления месячного должностного оклада мастера производственного обучения на среднемесячную норму его рабочих часов и умножения полученного результата на фактически отработанные часы в месяц. Мастерам производственного обучения, которым установлена доплата за увеличение объема работ (в процентах к должностному окладу по вакантной должности мастера производственного обучения), почасовая оплата в указанном выше порядке не производится. В тех случаях, когда к руководству производственной практикой учащихся привлекаются преподаватели, оплата их труда за этот период производится из расчета должностного оклада мастера производственного обучения (в зависимости от профиля производственной практики). Такой оклад устанавливается данному преподавателю сверх заработной платы за часы теоретических занятий. 1 июня 2005 г.

Оплата труда мастера производственного обучения спо

Как производится оплата труда мастеров производственного обучения?

Профессия мастер производственного обучения — плюсы и минусы У данной профессии, как и у любой другой имеются свои преимущества и недочеты. Не каждый знает о сложностях, с которыми приходиться сталкиваться мастеру производственного обучения в действительности, рассмотрим главные из них, а так же коснемся и плюсов, чтобы вы могли иметь четкое представление о данной професии. Минусы профессии мастер производственного обучения: • трудно обеспечить внеучебную деятельность учащихся;• повседневная работа с обучающимися, психологическая нагрузка;• воспитательная работа;• быть психологом, чтобы понимать людей и находить к ним подход;• личный пример, постоянный самоконтроль и дипломатия.

Профессия мастер производственного обучения

Мастер производственного обучения – это педагогический работник, который работает в заведении начального и среднего образования. Занимается обучением учащихся навыкам, применяемым на практике в какой-либо отрасли или профессии. Обычно за мастером производственного обучения происходит закрепление учебных групп, обучение которых он проводит в дальнейшем.
Профессия ориентирована на общение с людьми, тесное с ними взаимодействие. Мастер производственного обучения должен хорошо подавать не только теоретический материал, но и практическую часть. То есть сочетать гуманитарные навыки с технической составляющей, а это не всегда легко.
Применять свои способности мастер может в самых различных областях и направлениях, где требуются его услуги, перечислим главные из них.

Действующая редакция

Как производится оплата труда мастеров производственного обучения? Мастера производственного обучения, состоящие в штатах учебных заведений, получают месячные должностные оклады. Мастерам производственного обучения производится почасовая оплата: при неполном объеме учебной нагрузки по обучению вождению транспортных средств; за часы, отработанные мастерами производственного обучения сверх установленной нормы рабочего времени (36 часов в неделю). При этом не важно, замещал ли работник временно отсутствующих коллег (в связи с болезнью, отпуском, командировкой и т.д.) или из-за недостаточного объема учебной работы в штат учебного заведения не может быть введена лишняя штатная единица мастера.

Читайте также:  Как распределять удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам?

Оплата труда мастеров производственного обучения

Я работаю мастером производственного обучения с нагрузкой 36 часов в неделю, обучаю 2 группы по 12 человек на одну ставку заработной платы. Положено ли мне увеличение ставки? Наша администрация считает что нет, так как учебная практика у меня не весь год , а должна быть 36 часов в неделю на протяжении всего учебного года. Правы ли они? Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Попробуйте посмотреть здесь:

  • Нужно ли старшему мастеру и мастеру производственного обучения проводить стажировку?
  • Должен ли я как мастер производственного обучения работать 54 часа в неделю?

Вы можете получить ответ быстрее, если позвоните на бесплатную горячую линиюдля Москвы и Московской области: 8 499 705-84-25 Свободных юристов на линии: 8 Ответы юристов (2)

  • Все услуги юристов в Москве Помощь при переводе на неполную ставку Москва от 15000 руб.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 11-11-92 33 О СОГЛАСОВАНИИ РАЗРЯДОВ ОПЛАТЫ ТРУДА И ТАРИФНО — КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПО… Актуально в 2018 году 8 — 13 разряды Должностные обязанности. Планирует, проводит практические занятия и учебно — производственные работы по производственному обучению обучающихся и обеспечивает их выполнение.

Участвует в проведении профессиональной ориентации обучающихся. Подготавливает оборудование и соответствующую оснастку к занятиям, совершенствует материальную базу. При необходимости заведует кабинетом, мастерской, гаражом.


Принимает меры к своевременному обеспечению их оборудованием, инструментами, материалами, запасными частями и средствами обучения. Обеспечивает соблюдение безопасности труда, овладение учащимися и студентами передовыми методами труда, современной техникой и технологией производства.

Оплата труда мастеров производственного обучения если они преподают

Принимает участие в заключении договоров с предприятиями (организациями) и хозяйствами на проведение учебной практики и осуществляет контроль за их выполнением. Готовит обучающихся к выполнению квалификационных работ и сдаче квалификационных экзаменов. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий, конференций, семинаров.
Способствует общеобразовательному, профессиональному, культурному развитию обучающихся, привлекает их к техническому творчеству. Должен знать: Закон Российской Федерации «Об образовании», законодательные и нормативные акты по вопросам профессионального образования; основы трудового законодательства; учебные программы по производственному обучению; технологию производства, оборудование, технику и правила их технической эксплуатации; основы педагогики, психологии, методики профессионального обучения и воспитания обучающихся; правила охраны труда.
Плюсы профессии мастер производственного обучения: • владение профессиональным мастерством, саморазвитие;• постоянная работа над собой, для того чтобы являться примером;• постоянное нахождение в центре внимания, энергетический заряд;• выносливость и закалка нервной системы;• востребованность професии. Профессия мастер производственного обучения — востребованность Еще в тот период, когда только начинали формироваться ремесла, мастера производственного обучения (именуемые тогда просто мастерами), пользовались всеобщей популярностью, как люди, в совершенстве освоившие необходимые навыки и умения, пользующиеся спросом на рынке труда.

Телефонная консультация 8 800 505-91-11 Звонок бесплатный Тема: ОплатаПочему оплата труда мастера производственного обучения в колледжах Омска происходит по разному.читать ответы (1) Тема: Оплата трудаОплата труда мастера производственного обучения в колледже, оплата одного часа.читать ответы (2) Какой нормативно правовой акт регулирует оплату труда мастера производственного обучения при наличии в группе 34 ученика.читать ответы (2) Тема: Надбавка за работу в сельской местностиЗдравствуйте! Я работаю мастером производственного обучения с 2009 года. В нашем училище (находящимся в сельской местностичитать ответы (3) Тема: Дискриминация в оплате трудаЗдравствуйте! Я работаю мастером производственного обучения с 2009 года. В нашем училище (находящимся в сельской местностичитать ответы (1) Единая Телефонная Юридическая Служба Юридические консультации по любым вопросам права.

Алгоритм обучения на производстве

Обычно производственные организации принимают на работу людей с нужной квалификацией. Если она отсутствует, наниматель может отказать в трудоустройстве, а может устранить этот пробел, направив работника на обучение в специализированное учреждение образования. В некоторых случаях обучить рабочего «с нуля» может и сам наниматель. Если возникла такая необходимость, можно воспользоваться следующим алгоритмом.

Шаг 1. Определите, каким профессиям можно обучать рабочего

Обучение на производстве можно проводить не по всем профессиям, а только по тем, что указаны в перечне профессий для подготовки рабочих .

На заметку
Если организация нуждается в работнике, чья профессия в данном документе не поименована, его направляют на подготовку в специализированное учреждение образования.

В названном перечне также указаны присваиваемые по профессиям разряды. Важность информации о разрядах иллюстрирует пример.

Пример
Организация решила самостоятельно обучить рабочего по профессии «Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции» (код по ОКРБ 014-2017 7233-037). В таком случае по итогам обучения на производстве рабочему может быть присвоен лишь 3-й разряд.
Рассчитывать на высокий разряд (5 — 7-й) по данной профессии работник сможет только после того, как получит среднее специальное образование.

Следовательно, чтобы оценить перспективу обучения на производстве, нанимателю надо изучить и перечень профессий рабочих, по которым требуется среднее специальное образование .

Обратите внимание!
В исключительных случаях наниматель может повысить разряд по профессии, требующей для этого среднее специальное образование, работнику, у которого такого образования нет. Для этого рабочий должен обладать высоким профмастерством и требуемым уровнем знаний .

Шаг 2. Разработайте учебно-программную документацию

В рассматриваемой ситуации принятый на работу сотрудник не имеет профессии вовсе. Следовательно, его обучение будет проходить по образовательной программе профподготовки .

Для этого требуется наличие учебно-программной документации, которая включает :

1) типовой учебный план по профессии, которой будут обучать работника.

Справочно
Типовые учебные планы размещены на сайте Минобразования. Там же можно ознакомиться с рекомендациями по разработке и утверждению учебных планов и программ.

На основе данного документа организация разрабатывает свой учебный план по конкретной профессии ;

2) учебный план по профессии;

3) учебные программы по учебным дисциплинам.

Чтобы разрабатывать учебно-программную документацию, организовывать занятия, контролировать качество обучения, рекомендуется ввести должность инженера по подготовке кадров или создать в организации соответствующее структурное подразделение.

Учебные планы и учебные программы утверждает руководитель организации, занимающейся обучением на производстве .

Кроме того, порядок обучения рабочих может быть определен в коллективном договоре, соглашении или ином ЛНПА .

Зная учебную программу, наниматель должен обеспечить и материально-техническую базу образовательного процесса. То есть подготовить помещения, в которых будет проходить обучение, предоставить нужные инструменты, оборудование и т.п.

Шаг 3. Определите срок обучения рабочего

Профподготовка рабочего проходит только в очной форме . Продолжительность освоения образовательной программы может составлять от месяца до года .

Для каждой профессии установлен свой срок обучения. Он указан в месяцах в перечне профессий для подготовки рабочих. Например, за месяц можно обучить пекаря, а помощник мастера в сетевязальном производстве должен проходить обучение максимальный срок (12 месяцев).

В некоторых случаях наниматель может сократить срок обучения рабочего с учетом имеющихся у него знаний, умений и навыков. К примеру, это допускается, если одновременно с профподготовкой рабочий получает профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование .

Шаг 4. Решите, кто будет обучать рабочего

Требования к лицам, занятым в образовательном процессе, варьируются:

— теории могут обучать педработники, имеющие среднее специальное или высшее образование по тому профилю, который соответствует обучаемой профессии ;

— руководство обучением на практике можно поручить мастерам производственного обучения, или высококвалифицированным рабочим, не освобожденным от основной работы, или инструкторам производственного обучения рабочих массовых профессий .

Если в организации нет указанных работников, их можно привлечь из других организаций .

На заметку
Работникам, в рабочей (должностной) инструкции которых не прописана обязанность обучать рабочих, за выполнение дополнительных обязанностей полагается доплата .

Шаг 5. Оформите направление рабочего на обучение

Если организация принимает на работу человека, не имеющего профессии, с намерением обучить его на производстве, то одновременно с приказом о приеме на работу издается приказ о направлении работника на обучение.

В последнем, как правило, фиксируют:

— профессию, по которой работник будет проходить обучение, и квалификационный разряд, присваиваемый по его результатам;

— Ф.И.О. и должность работника, на которого возлагается руководство обучением;

— Ф.И.О. и профессию работника, непосредственно осуществляющего производственное обучение;

— гарантии работнику в соответствии с законодательством. В частности, за период обучения выплачивается зарплата из расчета не менее 0,15 бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения .

На заметку
В приказе можно указать, будет ли рабочий обучаться в учебной группе или индивидуально (если группу укомплектовать невозможно) .

Формулировки о трудоустройстве лица, у которого нет профессии, имеют некоторые особенности. Так, в трудовом договоре и приказе о приеме на работу дополнительно указывают, что рабочий принимается на работу с предварительным обучением по определенной профессии. В трудовую же книжку заносят запись о приеме на работу без указания разряда .

Шаг 6. Проведите обучение рабочего

Рабочий может обучаться в учебной группе или индивидуально . От вида обучения зависит порядок получения рабочим знаний, умений и навыков:

1) при обучении в учебной группе теоретическую подготовку слушателей осуществляют педработники . А производственное обучение состоит из двух этапов :

— сначала мастер производственного обучения на специально созданной в организации материально-технической базе или непосредственно на рабочем месте показывает, как осуществлять определенные работы, а слушатели выполняют учебно-производственные задания;

— потом слушатели закрепляют умения и навыки, выполняя работу самостоятельно на рабочих местах в организации, но под руководством:

мастера производственного обучения — в учебных группах;

высококвалифицированного рабочего, не освобожденного от основной работы, или инструктора производственного обучения рабочих массовых профессий — индивидуально;

2) при индивидуальном обучении слушатель осваивает теоретический курс самостоятельно. При этом не меньше 8% от объема часов, выделенных на его освоение, составляют консультации. А производственное обучение проходит индивидуально на рабочем месте под руководством высококвалифицированного рабочего, не освобожденного от основной работы, или инструктора производственного обучения рабочих массовых профессий .

Как рабочий усваивает новые знания, а также овладевает новыми умениями и навыками, наниматель проверяет в рамках текущей и итоговой аттестации. Считается, что работник успешно прошел текущую аттестацию, если он получил отметку «зачтено» или три балла и выше по десятибалльной шкале .

Шаг 7. Оцените и зафиксируйте результаты обучения

Выполнив в полном объеме требования учебного плана и учебных программ, рабочий допускается к итоговой аттестации.

Квалификационный экзамен сдают квалификационной комиссии .

В рамках экзамена комиссия, как правило, проверяет :

— теоретические знания рабочего. Экзамен по теоретическим дисциплинам проводят по билетам, составленным преподавателями этих дисциплин и утвержденным руководителем организации;

— практические знания, оценивая квалификационную пробную работу.

На заметку
Если профессия связана с обслуживанием производственных участков, агрегатов, то комиссия оценивает квалификацию слушателя, проверяя умения и навыки на рабочем месте .

По результатам экзамена квалификационная комиссия выносит заключение, присваивать ли рабочему квалификационный разряд по профессии . Считается, что рабочий успешно сдал квалификационный экзамен, если ему выставлены отметки не ниже трех баллов .

Заключение комиссии оформляется протоколом. На его основании наниматель издает распорядительный документ о присвоении рабочему квалификационного разряда по профессии, а также выдает соответствующее свидетельство . Запись о присвоении разряда также заносят в трудовую книжку .

На заметку
Если экзамен не сдан в установленный срок по уважительной причине, рабочий может сдать его в другой раз во время работы комиссии. Если причина неуважительная или экзамен «завален» — повторная сдача возможна не раньше чем через месяц .

После того как рабочий пройдет обучение, наниматель может поручить ему работу по полученному разряду.

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Ссылка на основную публикацию