Как определить квалификационный уровень рабочих? - Komsindrom.ru

Как определить квалификационный уровень рабочих?

Содержание

Как правильно определить квалификационный уровень работника

Закон о профстандартах действует уже несколько месяцев, однако далеко не все окончательно разобрались, как применять новый регламент в своих компаниях. В помощь работодателям — практические рекомендации одного из самых авторитетных российских экспертов по трудовому праву Марии Финатовой.

О чем эта статья? В очередной раз о профессиональных стандартах, применение которых до сих пор многим непонятно. Поговорим о том, как научиться определять профессиональный уровень, на котором находится работник.

Все квалификационные уровни, указанные в профстандартах, применяются при их разработке для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

Уровень квалификации определяется как способность работника выполнять определенные по составу и уровню сложности трудовые функции (задачи, обязанности), которая достигается путем освоения необходимого комплекса теоретических знаний и навыков.

Нормативным актом, который называет уровни квалификации, является приказ Министерства Труда и Социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов». Всего уровней 9 и на каждом свои требования. Чем выше уровень, тем выше требования, чем ниже уровень, тем ниже требования к позиции. Обычно 1-й уровень – это неквалифицированный труд, для которого не предъявляется жестких требований. 2,3,4 уровни рабочих специальностей, 5,6 – специалисты, 7,8 руководители организации, топ менеджеры, 9 – руководство страны.

Каждый уровень имеет определенные показатели, к которым относятся: полномочия и ответственность, характер знаний, характер умений и основные пути достижения квалификации на основании которых и разрабатывается профессиональный стандарт.

Например, на 1-м квалификационном уровне они вот такие:

А на 6-м квалификационном уровне вот такие:

Для того, чтобы понять, на каком уровне находится конкретный работник, работодателю необходимо провести целый комплекс мероприятий:

  • Для начала выбрать подходящий профессиональный стандарт, на соответствие которому будет проверяться должность работника.
  • Затем проанализировать его трудовую функцию, определённую трудовым договором или должностной инструкцией на ее соответствие трудовым действиям (ТД), предусмотренным в выбранном профессиональном стандарте.
  • После чего уже сверенные трудовые действия сопоставить с трудовыми функциями в том же профессиональном стандарте.
  • И уже в завершение из сопоставленных трудовых функций (ТФ) определить к какой или каким обобщенным трудовым функциям (ОТФ) подходит работник.

По каждой обобщенной трудовой функции (ОТФ) в профессиональном стандарте указан соответствующий квалификационный уровень. Путем нехитрой процедуры можно определить, какой квалификационный уровень у работника, и какие для него установлены требования.

Например, если взять профессиональный стандарт «Бухгалтера», то можно увидеть, что в нем всего лишь 2 квалификационных уровня: 5 и 6 по должностям «Бухгалтера» и «Главного бухгалтера», и соответственно требования на этих квалификационных уровнях разные. При сравнении может получиться так, что кто-то из работников не соответствует стандарту, потому что у него не хватает либо опыта, либо стажа, либо необходимого образования на определенном для него уровне. В данной ситуации работодатель должен решить эту проблему: в случае с образованием, направив работника учиться, в случае с опытом и стажем через перевод работника на другую должность.

Ситуации могут быть разные, однако необходимо помнить, что требования закона № 122-ФЗ должны выполнять все работодатели независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, численности работников и т.д. Однако закон не подразумевает увольнений за несоответствие профессиональному стандарту. Поэтому важно и можно найти правильное решение в каждой конкретной ситуации с каждым конкретным работником.

Мария Финатова, руководитель Департамента консультационных проектов и партнер группы компаний Валентины Митрофановой

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н
«Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:

Утвердить прилагаемые уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 мая 2013 г.

Регистрационный N 28534

Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н)

I. Общие положения

1.1. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (далее — Уровни квалификации) разработаны в соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23.

1.2. Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

1.3. Уровни квалификации приведены в главе II и содержат описание следующих показателей: «Полномочия и ответственность», «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути достижения уровня квалификации».

Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.

II. Описание уровней квалификации

Показатели уровней квалификации

Основные пути достижения уровня квалификации

Полномочия и ответственность

Деятельность под руководством

Выполнение стандартных заданий (обычно физический труд)

Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний

Краткосрочное обучение или инструктаж Практический опыт

Деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий

Выполнение стандартных заданий

Выбор способа действия по инструкции

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Применение специальных знаний

Основные программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих (как правило, не менее 2 месяцев)

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач

Планирование собственной деятельности исходя из поставленной руководителем задачи

Решение типовых практических задач

Выбор способа действия на основе знаний и практического опыта

Читайте также:  Положена ли доплата заместителю за временное замещение директора?

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач

Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (до одного года)

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений

Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников исходя из поставленных задач

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников

Решение различных типов практических задач

Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач

Применение специальных знаний

Самостоятельная работа с информацией

Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих

Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений

Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения

Решение различных типов практических задач с элементами проектирования

Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера

Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач

Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих

Дополнительные профессиональные программы

Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели

Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений

Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации

Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных

Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации

Образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата

Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена

Дополнительные профессиональные программы

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений

Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений

Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных

Разработка новых методов, технологий

Понимание методологических основ профессиональной деятельности

Создание новых знаний прикладного характера в определенной области

Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации

Образовательные программы высшего образования — программы магистратуры или специалитета

Дополнительные профессиональные программы

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций

Ответственность за результаты

деятельности крупных организаций и (или) отрасли

Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов

Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера

Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки

Образовательные программы высшего образования — программы магистратуры или специалитета

Дополнительные профессиональные программы Практический опыт

Определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами

Значительный вклад в определенную область деятельности

Ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях

Решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов

Создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки

Дополнительные профессиональные программы

Профессиональные стандарты разрабатываются в соответствии с методическими рекомендациями Минтруда России, макетом и уровнями квалификаций. Утверждены такие уровни.

Уровни применяются для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Они определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности сотрудника.

Каждый уровень содержит описание 4 показателей: полномочия и ответственность; характер умений; характер знаний; основные пути достижения уровня квалификации.

Установленные уровнями единые требования к квалификации могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 мая 2013 г.

Регистрационный N 28534

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 13 июня 2013 г. N 125

Уровни квалификации в профессиональных стандартах

urovni_kvalifikacii_v_professionalnyh_standartah.jpg

Похожие публикации

Общие уровни квалификации в профессиональных стандартах содержатся в отдельном документе – Приказе Минтруда России № 148н от 12.04.2013. Под квалификацией сотрудника подразумеваются его профессиональные знания, умения, приобретенные трудовые навыки и опыт работы. Чем выше уровень данных характеристик, тем более производителен труд работника. Квалификация показывает, насколько сложную работу он способен выполнять. По-другому ее можно определить, как уровень (степень) профессионального мастерства

Что означает уровень квалификации в профессиональном стандарте

При определении квалификации работника учитывается:

объем его профессиональных знаний;

стаж работы по определенной специальности (опыт работы);

уровень ответственности и полномочий.

В Приказе Минтруда № 148н квалификационная градация представлена в общем виде, то есть без учета особенностей отдельных профессий. Детально уровни квалификации прописываются в отраслевых и иных профстандартах, посвященных определенным видам деятельности – медицинской, образовательной, адвокатской и т.д. При их разработке квалификационные уровни, утвержденные Минтрудом, учитываются как минимальные требования к профессиональной «годности» работников. При необходимости или по желанию работодателя они могут быть повышены или уточнены.

Для детализации требований к мастерству сотрудника нередко вводится подуровень квалификации в профессиональном стандарте. Он конкретизирует трудовые функции, которые должен уметь выполнять работник. Например, квалификационные подуровни встречаются в Профессиональном стандарте педагогов профобучения (Приказ Минтруда РФ № 608н от 08.09.2015):

подуровень 7.2 – преподавание учебных дисциплин будущим бакалаврам, магистрам, специалистам;

подуровень 7.3 – профессиональная поддержка студентов, участвующих в исследовательской или проектной деятельности;

подуровень 8.1. – разработка научно-методических материалов (учебных пособий) по соответствующим курсам.

Все они относятся к трудовым функциям 8-го уровня квалификации, которые определены как преподавание по программам бакалавриата / специалитета / магистратуры или дополнительного образования.

Основные уровни квалификации в профстандартах

Все уровни квалификации определенных профессий в рамках статьи рассмотреть невозможно. Поэтому в таблице они представлены в общем виде, исходя из содержания вышеупомянутого Приказа Минтруда № 148н:

Квалификационный уровень

Профессиональные показатели

1 уровень квалификации

Сотрудник несет индивидуальную ответственность, работает под руководством более квалифицированного персонала. Требования к образованию минимальны, иногда достаточно проведенного инструктажа. Выполняются стандартные операции.

Читайте также:  Положение об отделе

2 уровень квалификации

Для выполнения работы необходимы специальные знания. Сотрудник также трудится под руководством и выполняет типовые операции, но способен выбрать способ действия – в пределах инструкции.

3 уровень квалификации

Выполняются стандартные задачи, но решения могут приниматься на основе наработанного опыта. Помимо него, требуются специальные знания (срок обучения – до 1-го года). Необходимо знание методик и технологий.

4 уровень квалификации

Работник должен иметь среднее профобразование по специальности. Он способен решать практические задачи и работать с информацией.

5 уровень квалификации

Уровень квалификации 5 в профессиональном стандарте присваивается специалистам среднего звена. Они могут принимать решения, самостоятельно искать нужную информацию, контролировать и оценивать деятельность подчиненных лиц. Ответственность за работу вверенного подразделения или группы работников.

6 уровень квалификации

Уровень квалификации 6 в профессиональном стандарте требует наличия высшего образования по программе бакалавриата. Сотрудник работает самостоятельно, ставит цели себе и подчиненным. Обеспечивает взаимодействие работников разных отделов. Отвечает за результаты деятельности – на уровне подразделения или компании.

7 уровень квалификации

Высшее образование – не ниже магистратуры / специалитета. Ответственность за результаты крупных отделов или предприятий, стратегическое планирование их деятельности. Разработка и внедрение новых методов работы. Участие в инновационной деятельности.

8 уровень квалификации

Умение решать исследовательские и проектные задачи, управлять производственными процессами и повышать их эффективность. Ответственность за деятельность большого предприятия или отрасли.

9 уровень квалификации

Образование – не ниже аспирантуры / ординатуры. Ответственность за результаты труда на общероссийском или международном уровне. Внесение значительного вклада в определенную сферу деятельности. Способность управлять крупными техносистемами. Генерация новых фундаментальных знаний.

Сотрудников, не имеющих достаточной квалификации по профессиональному стандарту, работодатель не вправе уволить по этому основанию. Он может сделать это, только проведя аттестацию, которая выявит их несоответствие занимаемой должности.

Тарифный разряд

Тарифный (квалификационной) разряд – это показатель, характеризующий сложность выполняемой работы и степень квалификации рабочего.

Тарифный разряд является одним из основных элементов тарифной сетки.

Суть понятия тарифный разряд

Тарифный разряд – показатель уровня квалификации работника. Тарифный разряд отражает сложность труда и уровень квалификации работника, а квалификационный разряд характеризует уровень его профессиональной подготовки.

Отметим, что размер оплаты труда находится в прямой зависимости от разряда, присвоенного сотруднику компании. Данный показатель определяется по тарифно-квалификационному справочнику, в котором представлен перечень существующих профессий и видов работ, а также разряд, необходимый для выполнения данных работ.

Обычно первый разряд присваивается наименее квалифицированным должностям, а с повышением уровня сложности работы повышается и разряд.

Тарифный разряд в бюджетных учреждениях

Для бюджетных учреждений порядок определения тарифного разряда служащих иной. В этом случае тарифный разряд зависит от результатов проведения аттестации.

При этом при тарификации работ и присвоении разрядов учитываются данные «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих» (ЕКС). В ЕКС перечислены квалификационные характеристики должностей руководства, специалистов и служащих бюджетных учреждений. Для каждой должности указаны выполняемые должностные обязанности и требования, которые предъявляются к уровню знаний и квалификации.

Таким образом, для определения уровня квалификации (разряда) для каждой штатной единицы необходимо выбрать по справочнику те должности, которые соответствуют перечисленным в штатном расписании бюджетной организации, и изучить должностные обязанности и требования к этим должностям.

Кто определяет уровень квалификации

В данном процессе должен участвовать собственник предприятия, а также представитель профсоюзной организации работников.

Кому могут повысить разряд

Уровень квалификационного разряда может повышаться в тех случаях, когда работник строго и четко следует нормам и требованиям, которые определены на предприятии.

Трудовая дисциплина рабочего должна быть положительной. Если рабочий постоянно нарушает правила поведения на предприятии, закон или другие определенные нормы, то его разряд может также понижаться.

Условия получения высшего разряда

Для получения высшего уровня квалификационного разряда необходимо обладать знаниями и навыками, необходимыми для осуществления работы высшего уровня квалификации.

Кроме этого, существуют еще и другие обязательные к выполнению условия, позволяющие работнику получить более высокий квалификационный разряд, а именно надо:

выполнять работы высшего уровня в течение трех месяцев, и делать это успешно, то есть без переделок и нарушений;

непосредственно перед получением высшего разряда нужно сдать тест для проверки уровня квалификации.

Как определить разряд рабочего

Если работник в первый раз устраивается на работу и у него есть документ о полученном образовании, подтверждающий уровень теоретической и профессиональной подготовки рабочего, то в этом случае тарифный разряд такому сотруднику присваивается на основании этого документа об образовании. Так как разряд, указанный в документе о полученном образовании, уже подтвержден государственной квалификационной комиссией образовательного учреждения и результатами квалификационных экзаменов, то присвоенный разряд следует проставить в кадровых документах о приеме на работу (такими документами являются: приказ о приеме на работу, трудовой договор, трудовая книжка, личная карточка работника).

Если сотрудник в первый раз устраивается на работу, но у работника нет документа о полученном образовании, то в этом случае такому рабочему присваивается низший разряд. Это может быть 1-й или 2-й разряд.

Чтобы выбрать соответствующий разряд следует:

в Единым тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС), выбрать отрасль, выпуск ЕТКС, профессию, характеристики работ 1-го и 2-го разряда;

сравнить эту информацию с работой, которая будет поручена этому работнику;

присвоить разряд -1-й или 2-ой;

проставить тарифный разряд в кадровых документах о приеме на работу.

В дальнейшем процедура повышения разряда рабочему и соответственно привлечение сотрудника к выполнению более сложной работы будет уже производиться в процессе трудовой деятельности этого работника.

Если возникает необходимость определить разряд рабочего без документа об образовании, но при наличии стажа работы по данной профессии, то в этом случае следует изучить запись в трудовой книжке работника с предыдущего места работы. При приеме на работу разряд такому рабочему присваивается на основании этой записи в трудовой книжке работника.

Повышение тарифного разряда рабочему

Тарифный разряд рабочего в процессе его трудовой деятельности можно повысить.

Квалификационная комиссия

Повышение разряда в этом случае осуществляется квалификационной комиссией, которая создается на основании приказа руководителя предприятия.

В комиссию обычно входят начальники цеха или участка, сотрудники отдела производственного обучения, работники отдела кадров, специалисты отдела оплаты труда. По результатам проверки знаний и умений рабочего, квалификационной комиссией принимается решение: присвоить или не присвоить новый разряд.

Алгоритм повышения тарифного разряда рабочему

Чтобы повысить тарифный разряд рабочему, надо предпринять следующие шаги:

1. Получить от рабочего заявление, подписанное руководителем подразделения (мастером, начальником участка, цеха и т.д.);

2. Получить от руководителя участка, цеха представление или характеристику на этого рабочего.

3.Сообщить комиссии о необходимости провести квалификационный экзамен.

Во время проведения экзамена рабочий должен правильно ответить на теоретические вопросы, которые прописаны в разделах единого тарифно — квалификационного справочника «характеристика работы» и «должен знать» того разряда, на который этот работник претендует. Во время практической части экзамена рабочий должен выполнить пробные работы, которые соответствуют уровню объявленной квалификации.

Читайте также:  Обязательная ли флюорография при приеме на работу?

4. Сообщить решение комиссии работнику сразу же после голосования.

5.Составить протокол комиссии, в котором указывается оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) и прописан результат решения комиссии. Протокол комиссии подписывается членами комиссии и хранится вместе с заявлением работника в его личном деле.

6. При положительном решении комиссии присвоить на основании протокола работнику новый разряд и сделать об этом соответствующую запись в трудовую книжку и личную карточку работника.

7. Оформить соответствующие изменения в кадровых документах по оплате труда.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».

ВНИИ ТРУДА
МИНТРУДА РОССИИ

ШАГИ К БЕЗОПАСНОСТИ

Информационно — методический проект для российских предприятий

Взаимосвязь системы квалификаций и системы оплаты труда

В настоящее время проводится активное внедрение профессиональных стандартов в практическую работу ряда государственных учреждений и организаций. Это связано, в первую очередь, с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 г. № 584, которое и очерчивает круг объектов применения и внедрения профессиональных стандартов. Анализ вопросов, касающихся внедрения профессиональных стандартов, выявил целый ряд смежных вопросов, которые требуют оперативного и качественного решения.

Важнейшей задачей остается формирование систем оплаты труда на основе профессиональных стандартов. Под новой системой оплаты труда мы понимаем приведение профессиональных стандартов к единой взаимоувязанной системе оценки квалификаций, которая должна найти свое отражение в единой системе оплаты труда.

Здесь следует начать с разработки системы соотношения квалификаций на основе комплексной оценки сложности выполнения должностных и профессиональных обязанностей. Эту работу необходимо провести, поскольку уже назрела необходимость в ее реализации, прежде всего, со стороны тех, для кого данная система обязательна для применения: государственные внебюджетные фонды РФ, государственные или муниципальные учреждения и унитарные предприятия, а также государственные корпорации, компании и хозяйственные общества, более 50 процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности.

Для кадровых служб и работодателей иных организаций, кроме вышеуказанных, в отношении которых будут определены особенности применения профессиональных стандартов, при установлении квалификационных и профессиональных требований к соискателям и работникам профессиональные стандарты являются ориентирами и могут применяться в части наименования должностей, профессий и специальностей, определения трудовых функций, требований к образованию и опыту работы с учетом особенностей, обусловленных технологией и организацией производства и труда у данного работодателя. Однако принципы и подходы в оплате труда, также будут важны работодателям, поскольку при приеме на работу им необходимы ориентиры, на которые могут ссылаться нанимаемые ими же работники.

Согласно ранее принятым условиям оплаты труда, разработанным в централизованном порядке, дифференциация заработной платы по сложности труда (квалификации работников) осуществляется с помощью тарифных сеток для рабочих и схем должностных окладов для служащих, включая руководителей, специалистов и других служащих. Предприятия, решая вопрос о методах дифференциации оплаты труда по сложности, при разработке внутрипроизводственных условий оплаты труда чаще всего сохраняют подход к этому направлению дифференциации, т.е. дифференцируют тарифную часть заработной платы по категориям работников — отдельно по рабочим и отдельно по служащим.

Использование для дифференциации оплаты труда по сложности соотношений, предусмотренных ранее принятыми в законодательном порядке нормативными документами, является одним из возможных подходов при совершенствовании организации заработной платы в условиях реформы оплаты труда. К преимуществам этого подхода следует отнести, прежде всего, то, что он дает возможность трудовым коллективам постепенно приспособиться к меняющимся условиям ведения деятельности, накопить опыт регулирования уровня заработной платы экономическими методами по мере роста результатов труда.

Однако с точки зрения стратегии реформы оплаты труда этот путь неперспективен ввиду того, что он, по существу, воспроизводит на новой основе – новом, значительно возросшем минимальном уровне оплаты, — недостатки ранее действовавших тарифных условий, хотя и в несколько смягченном виде. Эти тарифные условия предусматривали фактически две параллельно существующие тарифные системы, недостаточно увязанные между собой с точки зрения единства в оплате равносложного труда по отраслям и категориям работников: систему тарифных ставок для дифференциации оплаты труда рабочих и систему должностных окладов руководителей, специалистов и других служащих. Последствиями этой неувязки стали необоснованно сблизившиеся соотношения в заработной плате рабочих и служащих, особенно рабочих и специалистов. Главной причиной такого положения послужил разный характер построения тарифных сеток и схем должностных окладов: если в тарифных сетках предусмотрено прогрессивное нарастание ставок оплаты труда рабочих от разряда к разряду, то характер изменения должностных окладов служащих по мере возрастания сложности выполняемых ими функций обратный – регрессивный, когда с повышением сложности должностных обязанностей служащих возрастание их окладов осуществляется в уменьшающихся размерах. В результате практически общим явлением на многих предприятиях, которые в последние годы строили заработную плату на базе ранее действовавших централизованных тарифных условий с корректировкой их на возросшие минимальные ставки оплаты труда, стала очевидная дискриминация в оплате труда специалистов по сравнению с рабочими и неоправданная «уравнительность» в оплате труда рабочих и руководителей: заработная плата специалистов, как правило, не превышала заработную плату рабочих среднего уровня квалификации (3-го разряда), а заработная плата цеховых руководителей и руководителей функциональных структурных подразделений незначительно превышала оплату труда наиболее квалифицированных рабочих 5-го и 6-го разрядов. Поэтому вряд ли целесообразно воспроизводить в дальнейшем такие тарифные условия, которые приводят к указанным диспропорциям в заработной плате.

Альтернативой такому подходу при совершенствовании организации заработной платы является переход от двух тарифных систем, привязанных к категориям работников (рабочим и служащим), к единой унифицированной системе оплаты труда работников различных отраслей экономики, в качестве которой может выступать Базовая Матрица Соотношений Квалификаций (БМСК).

Назначение БМСК состоит в том, чтобы служить базой для организации оплаты труда на всех ее уровнях – общегосударственном, отраслевом (региональном) и на уровне организации. В условиях становления договорного регулирования заработной платы на основе системы соглашений (генерального, отраслевых (тарифных), специальных (территориальных), коллективных договоров организаций) постановка вопроса о БМСК как инструменте управления организацией заработной платы не означает стремления возродить сугубо централизованные методы управления оплатой труда, что при договорных отношениях уже невозможно. Вместе с тем централизованное регулирование в резко уменьшенных его масштабах объективно необходимо и органически вписывается в систему соглашений различных уровней, взаимодействие которых обеспечивает организацию оплаты труда, соответствующую требованиям рынка.

Действующая система квалификационных уровней для разработки профессиональных стандартов, состоящая из 9 уровней позволяет сформировать Базовую Матрицу Соотношения Квалификаций (БМСК) по 9-ти уровням оплаты труда.

БМСК представляет собой матрицу, содержащую относительные показатели уровня квалификации и факторы сложности по всем категориям персонала.

Уровень квалификации определяется на основе комплексной оценки сложности выполнения должностных и профессиональных обязанностей. Факторы сложности формируются на основе анализа деятельности. Каждому фактору сложности присваивается вес.

Ссылка на основную публикацию