Как организовать на предприятии предрейсовый медицинский осмотр водителей - Komsindrom.ru

Как организовать на предприятии предрейсовый медицинский осмотр водителей

Содержание

Три способа организовать предрейсовый медосмотр водителей

Независимо от того, сколько в организации водителей, работодатель обязан за свой счет проводить для них предрейсовые медосмотры. Штрафы за нарушение предусмотрены серьезные: до 130 000 рублей за одного водителя.

Мы предлагаем три готовых решения, как наиболее выгодно организовать предрейсовые медосмотры в зависимости от численности водителей.

Способ 1. Если у вас транспортная организация

Организовать предрейсовые медицинские осмотры работодатель может собственными силами. Такой вариант подойдет для крупных компаний с многочисленным штатом сотрудников и сменными графиками работы. Работодатель должен быть готов к значительным вложениям сил, времени и денег на выполнение требований законодательства.

Чтобы проводить предрейсовые медосмотры внутри организации, работодатель имеет право включить в штат должность медицинского работника и создать подразделение, которое будет оказывать медицинскую помощь работникам организации (ст. 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Учтите, что предрейсовые медицинские осмотры относятся к медицинской деятельности, для которой необходима лицензия Росздравнадзора (постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291). В том числе, если предрейсовые осмотры проводит медицинский работник, который состоит в штате работодателя (п. 8 приказа Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»). Поэтому для своего медицинского подразделения работодатель обязан получить лицензию на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.

Лицензия на осуществление медицинской деятельности действует бессрочно (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности)

Как оснастить помещение для медицинских осмотров

Медицинский кабинет работодатель оборудует по требованиям законодательства (письмо Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»). Помещение должно состоять не менее чем из двух комнат: одна — для проведения осмотров, вторая — для отбора биологических сред.

Помещение оснащают медицинскими приборами, оборудованием и мебелью. В частности, должны быть:

— письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;

— прибор для определения артериального давления — 2 штуки, термометр — 3 штуки, стетофонендоскоп — 2 штуки;

— прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе — 2 штуки;

— алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: алкометры — 2 штуки, экспресс-тесты на наркотики — 10 штук;

— столик для медицинского оборудования — 1 штука;

— шпатели медицинские — 10 штук;

— сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи — 1 штука;

— оборудованная комната для отбора биологических сред;
— средства связи.

Способ 2. Если в организации работает несколько водителей

Если в организации водителей мало — например, три, то создавать и обслуживать подразделения для проведения предрейсовых медосмотров будет дорого. В этом случае экономически выгодно проводить осмотры в медицинской организации. Преимущества: не нужно тратить силы и средства на лицензию, помещения, приборы, оборудование и заработную плату медицинских работников.

Для проведения осмотров заключите договор с медицинской организацией, у которой есть лицензия на проведение предрейсовых и послерейсовых осмотров (ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В договоре на оказание медицинских услуг зафиксируйте режим работы медсотрудника и обязанности медорганизации:

  • обеспечивать методическое руководство и контроль за деятельностью медработника, ответственного за медосмотры водителей;
  • повышать квалификацию медработника;
  • предоставлять отчеты по результатам медосмотров, в установленные сроки;
  • заполнять журнал медосмотров.

При проведении предрейсовых осмотров вне своей организации работодатель создает условия для того, чтобы водители посещали медицинское учреждение. Учтите, что время прохождения медосмотра, а также время в пути до пункта его проведения и обратно включают в рабочее время (ч. 3 ст. 213 ТК РФ, подп. «г» п. 15 приказа Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей»).

Способ 3. Если в организации несколько удаленных подразделений и в каждом есть водители

Еще один вариант организации предрейсового медицинского осмотра — проводить его на территории работодателя, но с привлечением медицинских работников учреждений здравоохранения. В этом случае работодатель не тратит время, силы и деньги на доставку работников до медицинской организации и обратно. Кроме того, не нужно получать лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Если работодатель решает привлечь работников сторонней медицинской организации, следует заключить договор. Проверьте, чтобы медицинская организация внесла ваш адрес в свою лицензию.

Осуществлять медицинскую деятельность можно только по адресам, которые прописаны в лицензии (ст. 15 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановление Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 826 «Об утверждении типовой формы лицензии»). Если медицинская организация планирует проводить предсменные медосмотры по новому адресу, который не указан в лицензии, ее нужно переоформить (ст. 18 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, п. 8 постановления Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности»).

Если медицинская организация не включит в лицензию адрес места, где будет проводить медицинский осмотр ваших сотрудников, надзорные органы могут признать результаты осмотров недействительными.

Для медицинских организаций, которые допускают нарушения требований лицензирования, предусмотрены административные взыскания. В частности, штраф до сорока тысяч рублей (ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ).

Чем грозит нарушение порядка проведения предрейсового медосмотра

За нарушение порядка проведения предрейсового медицинского осмотра установлены штрафы в размере (ст. 11.32 КоАП РФ):

  • для водителя — от 1000 до 1500 рублей;
  • для медработника, проводящего осмотр, — от 2000 до 3000 рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей (примечание к ст. 11.32 КоАП РФ) и юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.

Ответственность за допуск сотрудника к управлению транспортным средством (ТС) без предрейсового медосмотра.

Категория нарушителейДопуск сотрудника к управлению ТС без предрейсового медосмотра
(ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
Повторный допуск сотрудника к управлению ТС без предрейсового медосмотра
(ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
Допуск сотрудника к управлению ТС в состоянии опьянения
(ст. 12.32 КоАП РФ)
Должностные лицаШтраф от 15 000 до 25 000 рублейШтраф от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация от 1 года до 3 летШтраф для ответственных за техническое состояние и эксплуатацию ТС 20 000 рублей
ПредпринимателиШтраф от 15 000 до 25 000 рублейШтраф от 30 000 до 40 000 рублей или приостановление деятельности до 90 сутокШтраф 100 000 рублей
ОрганизацииШтраф от 110 000 до 130 000 рублейШтраф от 100 000 до 200 000 рублей или приостановление деятельности до 90 сутокШтраф 100 000 рублей

Как работодателей привлекают к ответственности: судебная практика

Если инспектор ГИБДД установит состояние алкогольного опьянения у водителя во время исполнения должностных обязанностей, то накажут и водителя, и работодателя. Инспектор выдаст протокол водителю по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. После изучения путевого листа и договора аренды транспортного средства работодателя привлекут к административной ответственности по статье 12.32 КоАП РФ. Штраф — 100 000 рублей (пример — постановление Архангельского областного суда от 19 сентября 2014 г. по делу № 4а-325).

Учтите, что если после выплаты административного штрафа по статье 12.32 КоАП РФ работодатель захочет взыскать его с работника, суд может отклонить такое требование. Штраф на работодателя не признают ущербом, который работник причинил во время исполнения своих трудовых обязанностей (пример — апелляционное определение Новосибирского областного суда от 18 ноября 2014 г. по делу № 33-9744-2014).
Андрей КРЕТОВ, эксперт-профпатолог Центра профессиональной патологии ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, секретарь профильной комиссии по профпатологии ФМБА России и Минздрава России (Москва).

Услуги Правовой защиты

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.

Аутсорсинг
охраны труда
от 16500 рублей

Все про предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей – порядок проведения

Очень во многих организациях в штате фигурируют должности водителя, но не все правильно организуют предрейсовый медицинский осмотр водителей.

Хотя работник ответственный за перевозку может быть не в себе или, например, выпимши…

И подавно меньше всего думают произвести послерейсовый медицинский осмотр.

Хотя, опять же, выявив нарушение, например, употребление алкоголя или нарушения в состоянии здоровья по окончании смены, то можно предупредить возможный будущий несчастный случай.

Содержание

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей многие, вообще, никак не организуют на предприятии, по причине своего незнания или нежелания, но это как Вы понимаете чревато.

И если вам нужно навести порядок и разобраться, как выпускать водителей на линию, то в статье постараюсь рассмотреть все, что знаю и с чем сталкивалась про предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, в том числе рассмотрю образцы документов, приказы и нововведения в этом году. Итак, начнем.

За чей счет происходит выпуск водителей на линию

В отношении водителей следует руководствоваться и ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения».

В статье 23 этого федерального закона также говорится о том, что предрейсовые медицинские осмотры обязательны, а послерейсовые требуются только водителям транспортных средств, если их работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

И там же прописано, что обязательные медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя.

И об этом еще говорится в ст. 212 ТК РФ и о том, что обязательно проведение медицинских осмотров работников предприятия, к которым также относятся предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей.

Кроме того, не помешает посмотреть ч. 3 статью 213 ТК РФ – где говорится о том, что отдельным категориям работников необходимо проходить обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня, в течение и в конце рабочего дня.

Причем важно заметить, что время прохождения медицинских осмотров включается в рабочее время.

Кто должен проходить предрейсовый медосмотр

Предрейсовые медосмотры должны проходить абсолютно все водители, неважно управляет он автомобилем или погрузчиком, индивидуальный ты предприниматель или юридическое лицо.

Да, да, если вы индивидуальный предприниматель, который использует собственный автотранспорт в рабочих целях, должен пройти выпуск на линию (п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Исключением являются водители, которые управляют транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

При выполнении работы по экстренному вызову они могут покидать рабочее место без медицинского осмотра.

Кто должен проходить послерейсовый медосмотр

Послерейсовые медосмотры проходят следующие категории:

    Водители, перевозящие людей и работающие по договору перевозки.

К примеру, водитель главного бухгалтера, не должен проходить послерейсовый медосмотр, так как он выполняет свои функциональные обязанности по условиям трудового договора.

Пассажиром является человек, не член экипажа, который перевозится в автомобиле, на основании гласного или негласного договора о перевозке. Заключение этого договора подтверждается билетом.

Последний пункт был разъяснен Письмом Минтранса от 8 апреля 2019 г. № Д3-531-ПГ.

Кто имеет право проводить предрейсовый медосмотр водителей

Проводить осмотр водителей имеет право только медицинский работник, имеющий медицинское образование и соответствующий сертификат.

При этом если это медработник является сотрудником медицинской организации, запросите лицензию на оказание данных услуг.

В случае если медработник штатный сотрудник вашей компании, то имейте в виду, что также нужно получить лицензию на проведение медицинских осмотров.

И здесь не рассматривается то, что вы выпускаете только своих сотрудников на линию, не оказывая финансовых услуг. Ознакомьтесь с п.46 статьи 12 ФЗ № 99 «»О лицензировании отдельных видов деятельности».

Все тонкости получения такого вида лицензии испытала на себе, поэтому, если вам интересны подробности, подготовлю статью на эту тему. Пишите в комментарии.

Порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров

При проведении предрейсового и послерейсового медосмотра водителей нужно соблюдать следующий порядок:

  1. Рассмотрите жалобы на состояние здоровья работников, есть ли какие-то недомогания.
  2. Проведите визуальный осмотр на наличие травм, ушибов или повреждений, которые могут мешать управлению транспортным средством.
  3. Измерьте пульс, давление, температуру тела водителя.
  4. При помощи специальных приборов необходимо проверить наличие признаков алкогольного или наркотического опьянения.
  5. Оформите путевой лист и сделайте запись в журнале проведения медосмотров на предприятии.

Предрейсовые медосмотры нужно проводить перед началом работы, то есть рейса. Скажите, капитан очевидность 🙂 Но почему-то на деле с выполнением не у всех все норм!

Они, в первую очередь, необходимы для того, чтобы обнаружить развитие заболеваний, перед рейсом понять, как себя чувствует себя водитель, исключить у него переутомление и не допустить работника в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.

Если же времени у вас мало, читаем статью дальше. 🙂

Далее опять, включая капитана очевидность, скажу, что послерейсовые медосмотры — это осмотры после рейса.

Нужны, чтобы в конце рабочей смены определить, не появились ли у водителя:

  • признаки воздействия вредных или опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса, которые могут пагубно влиять на состояние здоровья работников;
  • острое профзаболевание или отравление;
  • имеют ли место быть признаки алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Журнал предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей

После того как был проведен медосмотр водителя перед выпуском на линию, необходимо оформить запись в журнале регистрации предрейсовых медосмотров.

  • дату и время прохождения медосмотра;
  • ФИО водителя;
  • пол;
  • дату рождения;
  • результаты исследований;
  • заключение о результате медосмотра.

Далее, ставит подпись медработник и сотрудник.

Как и все журналы на предприятии, он должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью и подписью.

Правила оформления путевых листов

Далее после того, как журнал предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей был заполнен, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». Медицинский работник должен поставить подпись.

В своем письме № Д3-531-ПГ от 8 апреля 2019 г. Минтранс напомнил об этом обязательном моменте.

При его заполнении нужно указать срок действия, в течение которого путевой лист можно использовать.

Ответственность работодателя

Так как дорога является объектом повышенной опасности, то и требования к работодателю высокие, поэтому ответственность за выпуск автомобиля на линию без медосмотра водителя карается немалыми штрафами.

Вот, например, если допустить водителя без прохождения обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров или при наличии у него медицинских противопоказаний к работе, то по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ грозит штраф:

  • на должностных лиц – от 15000 до 25000 руб.;
  • на предпринимателей – от 15000 до 25000 руб.;
  • на юридических лиц – от 110000 до 130000 руб.

Если нарушить порядок проведения медосмотров, то будет привлечены к административной ответственности по ст. 11.32 КоАП РФ:

  • на граждан – от 1000 до 1500 руб.;
  • на должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.;
  • на предпринимателей и юридических лиц – от 30000 до 50000 руб.

В случае допуска водителя в состоянии алкогольного опьянения будите отвечать по ст. 12.32 КоАП РФ:

  • на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств – 20000 руб.;
  • на юридических лиц и предпринимателей – 100000 руб.

Не забывайте, что ответственность может быть не только административной, но и уголовной.

Основной вывод

Несмотря на ответственность и штрафы желаю не забывать, что дорога является объектом повышенной опасности, которая может грозить травмой не одному взятому человеку, а десяткам одновременно и не только работающих в вашей организации, но и другим участникам дорожного движения.

В машинах часто перевозят детей, а халатное отношение к выпуску водителей на линию, может угрожать и их жизни.

А путевые листы с печатями так часто покупают и продают, потому что у работодателей нет времени, не хочется «заморачиваться» и упускать возможности.

Но если мы все будем ответственно подходить к предрейсовым и послерейсовым медицинский осмотрам водителей, то процент несчастных случаев будет гораздо ниже.

Желаю вам эффективной, а главное, безопасной работы!

Если у вас появились вопросы, пишите о них в комментариях, возможно, они послужат ядром для следующей статьи.

Сделай репост – выиграй ноутбук!

Каждого 1 и 15 числа iBook.pro разыгрывает подарки.

  • Нажми на одну из кнопок соц. сетей
  • Получи персональный купон
  • Выиграй ноутбук LENOVO >Подробно: ibook.pro/konkurs

LENOVO IdeaPad Intel Core i5, 8ГБ DDR4, SSD, Windows 10

Предрейсовый медицинский осмотр водителей: требование закона — условие безопасности

Развитие рынка логистических услуг ведет к появлению все большего числа транспортных компаний и расширению их штата. Ответственность водителя за грузы, транспортное средство, жизнь пешеходов и пассажиров предполагает, что он здоров и не находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Эту ответственность с ним разделяет транспортная компания, которая обязана организовать предрейсовый медосмотр.

Со стороны все выглядит очень просто: по итогам осмотра водитель допускается или не допускается к работе, допуск (печать организации, проводившей осмотр) должен значиться в его маршрутном листе. На практике руководство транспортных компаний часто испытывает затруднения в обеспечении требований законодательства.

Законодательство в области предрейсовых медицинских осмотров

Предрейсовый медицинский осмотр — обязательное условие работы водителя в транспортной компании. Это регламентируется рядом нормативно-правовых документов. В их числе положения трудового законодательства (ст. 213 ТК РФ), Кодекса об Административных правонарушениях и Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ст. 20 п. 1), а также письмо Минздрава РФ от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств». В общем случае рекомендован, но не является обязательным и послерейсовый осмотр, если его проведение считает уместным работодатель. Например, такой осмотр возможен в отношении сотрудников «группы риска» — часто болеющих или имеющих хронические заболевания, употребляющих алкоголь, работающих пенсионеров. Стоит, однако, сказать, что согласно законодательству водители, которые перевозят пассажиров и опасные грузы, должны проходить такой вид осмотра в обязательном порядке.

Медосмотр позволяет определить: здоров ли водитель, не страдает ли он от переутомления или похмельного синдрома, не принимал ли он алкоголь, наркотики или другие вещества, которые могут повлиять на его способность к вождению. Если выявлен хотя бы один из перечисленных признаков, к работе в этот день водитель не допускается.

Порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей

Давайте вместе ответим на самые распространенные вопросы о порядке проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей.

  • Какие категории водителей подлежат осмотру? Все, кто числится в компании на водительских должностях, независимо от места, дальности поездки, типа транспортного средства. Исключение может быть сделано только для водителей, работающих в экстренных службах (скорая помощь, газовая служба, полиция, автоинспекция, МЧС, пожарная бригада и так далее).
  • Когда осуществляется проверка? Проверка осуществляется перед выездом водителя в рейс и засчитывается как его рабочее время.
  • Где осуществляется проверка? Для предрейсового медицинского осмотра должен быть выделен специальный кабинет на предприятии площадью не менее 12 кв. м. Также на медосмотр сотрудники могут быть отправлены в медучреждение организованно — например, корпоративным транспортом.
  • Что проверяется? Основная задача — выяснение готовности к вождению автотранспорта. Сюда входят определение общего самочувствия, выявление признаков алкогольной или иной интоксикации, похмельного синдрома.
  • Какие медицинские манипуляции позволяют решить те или иные задачи? Необходимо провести внешний осмотр кожного покрова, зрачков на предмет реакции, слизистой глаз и ротовой полости. Затем водителя опрашивают о состоянии его здоровья, чтобы получить данные о его самочувствии и психическом состоянии. Измеряются пульс и артериальное давление. Если у водителя есть гипертонические проблемы, в его медицинской карточке отмечаются рамки нормы артериального давления, при которых он может быть допущен к работе. Эти рамки определяются как среднее арифметическое зафиксированных врачом показаний на протяжении десяти дней. Прием алкоголя определяется с помощью алкотестера, наркотические и психотропные вещества требуют лабораторного анализа крови и мочи.
  • Сколько времени занимает осмотр одного водителя. На осмотр достаточно 10–15 минут, если нет подозрений на наркотическое или лекарственное опьянение (например, от приема больших доз обезболивающих). Если есть необходимость в такой проверке, делается экспресс-тест крови и мочи, на это требуется дополнительно 20 минут.
  • Документы, в которые вносятся данные об осмотре. Результат медосмотра отображается в путевых листах и журнале предрейсовых медосмотров водителей.
  • В каких случаях может быть вынесено решение об отказе в допуске водителя к транспортному средству? Если выявлены следы приема алкоголя, наркотических или психотропных средств, ненормально учащен пульс или повышено давление, есть признаки острого заболевания.
  • Что выдается по итогам, куда вносится информация? В результате медосмотра в путевой лист ставится штамп допуска. В нем проставляются дата и точное время прохождения медосмотра, фамилия, инициалы и подпись врача, проводившего обследование. Информация дублируется в журнал медосмотров. Если водитель по медицинским показателям отстранен от рейса, данные об этом заносятся в журнал, а факт отстранения доводится до внимания руководства предприятия.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей, выявивший факт нахождения водителя в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, может послужить поводом для наложения на водителя взыскания в соответствии с трудовым законодательством. Отметим, что данный штраф накладывается не сотрудниками ГИБДД, а должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.

Требования к организации, проводящей осмотр

Медицинский осмотр водителей считается отдельным видом медицинской деятельности, требующим лицензирования. Проводить осмотр имеет право медицинский персонал, прошедший специальный курс обучения и имеющий соответствующий сертификат/диплом. Исходя из этого, у предприятия есть три варианта организации предрейсовых медицинских осмотров водителей:

  • Сертифицированный врач , работающий в штате компании по трудовому договору. В этом случае лицензия не требуется.
  • Привлеченная организация , имеющая лицензию и работающая по договору на оказание услуг по проведению медицинских осмотров. Держателем лицензии может быть не только медучреждение в общепринятом смысле (больница, поликлиника), но и организация, для которой медицинские осмотры являются единственным медицинским видом деятельности.
  • Самостоятельное получение предприятием лицензии на проведение медицинских осмотров водителей. Это имеет смысл для крупных автотранспортных предприятий, которым в любом случае приходится нести затраты по содержанию медицинского кабинета и выплате зарплаты сертифицированным специалистам. Получив лицензию, они могут также оказывать услуги медосмотра водителей более мелким предприятиям.

Организация, проводящая медицинские осмотры водителей, должна обладать собственным помещением для их приема или иметь возможность предоставить выездных специалистов с необходимыми наборами для медицинских исследований.

Предрейсовый медицинский осмотр водителя: цена услуги

В таблице ниже приведена примерная стоимость услуги предрейсового медицинского осмотра водителей в случае, если привлекается сторонняя организация.

Максимальное количество водителей, выходящих в рейс в сутки Стоимость предрейсового медосмотра, в месяц
1–25000 руб.
3–47000 руб.
5–710 000 руб.
8–1512 000 руб.
16–3015 000 руб.
31–5018 000 руб.
> 50> 21 000 руб.

Услуга недорогая. При таких расценках оформлять врача в штат имеет смысл только при наличии более пятнадцати водителей или получении лицензии на предприятие для проведения медосмотра водителей сторонних организаций. Стоит сказать, что процесс оформления лицензии отнимает много времени и денежных средств. Даже если ваше предприятие собирается этим заняться, на время оформления всех документов, возможно, придется обратиться в стороннюю организацию, поскольку работать все равно надо, а выход водителя на смену без штампа о прохождении медосмотра в путевом листе незаконен.

Порядок проведения предрейсового медосмотра водителей

Предрейсовый медицинский осмотр водителей – это необходимая профилактическая мера предотвращения ДТП.

Основной задачей предрейсового осмотра является подтверждение нормального состояния здоровья водителя перед рейсом, чтобы исключить случаи физического переутомления и выявить состояние наркотического или алкогольного опьянения.

Как организована процедура проведения предрейсового осмотра, кто должен осуществлять медицинский осмотр водителей, и кому следует проходить такой осмотр?

Предрейсовые медосмотры водителей в 2020 году: нововведения

Так как уже за последние несколько лет требования к водителям и работодателям усилились, стоит обсудить основные нововведения.

Для правильного проведения предрейсовых медицинских осмотров в 2020 году работодатель должен руководствоваться одновременно несколькими положениями ныне действующего законодательства.

Основные положения норм, которые регулируют деятельность частных предпринимателей и автотранспортных предприятий, претерпели изменения в мае 2015 г, но они по-прежнему имеют законодательную силу.

Такие положения не противоречат друг другу, они сходятся в одном: все результаты обследований необходимо в обязательном порядке зафиксировать в специальном журнале.

Теперь применение журнала регистрации предрейсовых предсменных медицинских осмотров водителей обязательно. При этом рекомендуемая форма журнала регистрации присутствует только лишь в приказе Минздрава СССР № 555.

Произошедшие перемены также коснулись увеличения количества процедур, требуемых для прохождения водителя:

  • предрейсовый осмотр;
  • перед выходом на смену необходим осмотр шофера за рулем;
  • по окончанию рейса водитель также обязан пройти медосмотр;
  • уходя со смены, шоферу следует отметиться у медика.

Многие считают, что нововведения чересчур жесткие, однако они основываются на реальной необходимости, которую диктует практика. А она ярко свидетельствует о том, что любое нарушение прохождения медосмотра водителей может привести к ДТП и человеческим жертвам.

Произошли также и изменения в отношении определенных категорий работников, которым теперь потребуется проходить медосмотр. Так, новый приказ предусматривает необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, помимо шоферов машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры).

Кроме того, послерейсовый медосмотр обязателен для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов.

Нужно ли проходить директору медосмотр? Минздрав предписывает проходить как предрейсовые, так и послерейсовые осмотры индивидуальным предпринимателям, которые самостоятельно занимаются услугами по перевозке.

Помимо вышерассмотренных положений о предрейсовых медосмотрах, новый приказ Минздрава устанавливает следующее:

  1. Предрейсовые медосмотры проводятся прямо перед началом смены для обнаружения опасных или вредных факторов, либо состояния здоровья водителя, которое может препятствовать ему выполнять трудовую функцию;
  2. Предрейсовые медосмотры организуются и финансируются работодателем;
  3. Предрейсовый медосмотр проводят медработники необходимой квалификации, которые работают в штате фирмы или представляют стороннюю медицинскую организацию с соответствующей лицензией.

Рассмотрим данные положения подробнее.

Порядок проведения процедуры

Каков порядок проведения предрейсового медицинского осмотра водителей?

Требование нового закона устанавливает, что в состав предрейсового осмотра входит:

  • рассмотрение жалоб водителя;
  • визуальный осмотр;
  • измерение давления, пульса, температуры тела;
  • выявление признаков опьянения;
  • определение наличия психоактивных веществ;
  • для определения процента алкоголя в крови применяют алкотестер.

Как это происходит на практике? Специалист проводит внешний осмотр кожи, слизистой глаз, ротовой полости и зрачков на проверку реакции. Затем водителя спрашивают о состоянии здоровья для получения данных о его общем самочувствии и психическом состоянии.

Далее измеряют артериальное давление и пульс. Если у водителя наблюдается гипертония, то в его медицинской карте врач должен отмечать рамки нормального артериального давления, при котором он допускается к работе.

Такие рамки определяются специалистом как среднее арифметическое зафиксированных показаний в течение десяти дней.

Если прием алкоголя легко определить с помощью алкотестера, то для выявления наркотических и психотропных веществ требуется проведение лабораторного анализа мочи и крови.

Результаты предрейсового медосмотра дают основанию врачу вынести заключение, что:

  1. Опасных и вредных факторов или состояния здоровья, которое препятствует выполнению шофером трудовой функции, выявлено не было (водитель может приступать к своей работе);
  2. Соответствующее состояние здоровья или вредные факторы были выявлены (значит, водитель к работе не допускается).

В любом случае об итогах медосмотра должен быть проинформирован работодатель. Кроме того, о прохождении медосмотра должна стоять соответствующая отметка в путевом листе с указанием точного времени и даты, данных и подписи медицинского работника.

Требования к кабинету предрейсового медицинского осмотра водителей

Для прохождения предрейсового медицинского осмотра работодатель должен позаботиться о выделении на предприятии специального кабинета площадью не меньше 12 кв. м.

Также в помещении должны находиться:

  • чемоданчик врача для того, чтобы оказать неотложную медицинскую помощь;
  • кушетка медицинская;
  • как минимум, 2 стула, шкаф для одежды, письменный стол, сейф, лампа настольная;
  • алкотестер;
  • экспресс-тесты на алкогольное или наркотическое опьянение;
  • термометр, прибор для измерения давления;
  • стол, предназначенный для хранения медицинских приборов;
  • шпатели медицинские.

При этом следует обеспечить исправность систем отопления, водоснабжения, хорошее освещение.

Если нет возможности выделить отдельный кабинет, сотрудники предприятия могут быть отправлены на медосмотр в медучреждение организованно — к примеру, корпоративным транспортом.

Видео: Требования к кабинету предрейсовых осмотров водителей

Требования к проводящей осмотр организации

Медицинский осмотр водителей – это отдельный вид медицинской деятельности, который требует лицензирования. Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей?

Проводить осмотр может только медицинский персонал, который прошел специальный курс обучения и получил соответствующий сертификат/диплом.

Где можно получить необходимый сертификат? Во многих крупных городах есть учреждения, которые занимаются выдачей таких сертификатов. Например, факультеты медицинских университетов, медицинские училища, центры повышения квалификации для врачей.

Итак, предприятие может организовать предрейсовые медицинские осмотры водителей тремя вариантами:

  1. С помощью сертифицированного врача, который по трудовому договору работает в штате компании. В таком случае лицензия не потребуется.
  2. Благодаря привлеченной организации, которая имеет лицензию и работает по договору на проведение медицинских осмотров. Такими организациями могут выступать не только медучреждения в общепринятом смысле (поликлиника, больница), но и частная организация, которая занимается исключительно медицинскими осмотрами.
  3. С помощью самостоятельного получения предприятием лицензии на проведение медосмотров водителей. Это больше касается крупных автотранспортных предприятий, которые в любом случае несут определенные затраты из-за содержания медицинского кабинета и выплаты зарплаты сертифицированным специалистам. Благодаря приобретению лицензии они смогут оказывать услуги медицинского осмотра водителей для более мелких предприятий.

Видео: О лицензии на предрейсовый осмотр водителей

Осторожно, штрафы!

За нарушение правил проведения медосмотра водителей или за отсутствие осмотра предусмотрены следующие штрафы:

  • для водителя — 1000–1500 рублей;
  • для медработника, проводившего осмотр, — 2000–3000 рублей;
  • для индивидуального предпринимателя или юридического лица — 30 000–50 000 рублей.

Стоимость обследований и сертификатов

Стоимость осмотра водителей может разниться зависимо от удаленности и некоторых других особенностей:

  1. В государственных учреждениях Москвы нижний порог расценок начинается со 100 рублей;
  2. Максимальная стоимость медицинского осмотра в одном из частных центров составляет 385 рублей.

Итак, данная услуга сравнительно недорогая. Поэтому при таких расценках имеет смысл оформлять врача в штат сотрудников только в случае наличия более пятнадцати водителей.

Однако серьезный работодатель может захотеть заключить договор на обследование сразу всех своих водителей не на один раз, а на месяц. В таком случае цены значительно повышаются, поскольку квалифицированный специалист требует соответствующей оплаты.

Говоря о получении лицензии на медосмотр водителей, стоит предупредить, что сам процесс оформления лицензии обычно отнимает много денежных средств и времени.

Если сертификат может стоить в пределах 20 000 рублей, то цена лицензии колеблется от 100 000 рублей и выше. Определенные организации помогут бизнесмену за немногим более двух недель оформить необходимые бумаги.

Итак, ответственность за медицинское обследование водителя лежит непосредственно на работодателе, который должен обеспечить все условия для прохождения медосмотра.

При этом шоферу стоит учитывать, что сотрудники ГИБДД вправе задержать его для медицинского освидетельствования и предоставления путевого листа.

«Нарисованный» штамп, который поставил врач без сертификата или же компания без лицензии, обязательно повлечет для предприятия крайне неприятные последствия.

Предрейсовые медосмотры водителей: организуем, оформляем, финансируем

Ильдар Касимов, юрист по трудовому праву

Водители в штате организаций или индивидуальных предпринимателей не редкость. Специфика их работы связана с управлением транспортными средствами, которые являются источниками повышенной опасности. Это обусловливает особые требования к организации труда водителей, одно из них — обязательные предрейсовые медосмотры. Как же они должны проводиться?

Требования закона

В числе возложенных на работодателя обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда особо выделяются 1 :

— организация за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), внеочередных медицинских осмотров (обследований) в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами о труде;

— недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований).

Для работников, занятых на работах, связанных с движением транспорта, законодатель предусмотрел прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодных) медицинских осмотров (обследований) в целях определения пригодности к поручаемой работе и предупреждения профессиональных заболеваний 2 .

Кроме того, работы по непосредственному управлению транспортными средствами поименованы в пункте 17 Перечня работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) 3 .

Законодательство о безопасности дорожного движения также предусматривает, что юридические лица всех форм собственности и индивидуальные предприниматели при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить обязательные предрейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств 4 .

Названные нормативные требования позволяют сделать выводы:

1) работодатели, имеющие в штате водителей автомобилей, обязаны за счет собственных средств проводить все перечисленные выше медосмотры (обследования);

2) работники, выполняющие трудовую функцию водителя автомобиля, в свою очередь должны их проходить (в противном случае речь может идти о ненадлежащем исполнении сотрудником своих трудовых обязанностей и нарушении трудовой дисциплины).

На тех же позициях стоят и судебные органы. При этом они указывают, что организовывать и вести учет медосмотров водителей должны все организации, использующие автотранспортные средства, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности 5 .

Чем руководствоваться и как быть с лицензией?

В настоящее время порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей регламентирован нормативными документами, которые несколько по-разному определяют перечень лиц, имеющих право их проводить. Речь идет о следующих нормативных актах:

— об Инструкции о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (далее — Инструкция) 6 ;

— о методических рекомендациях «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» (далее — Методические рекомендации) 7 .

Пунктом 1 Инструкции установлено, что предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся:

— медицинским персоналом здравпунктов, организуемых при автопредприятиях и входящих в состав поликлиник (амбулаторий) на правах их структурных подразделений, содержащихся на хозрасчете или за счет специальных средств;

— медицинским персоналом, привлекающимся по договорам предприятий с учреждениями здравоохранения о предоставлении на хозрасчетной основе сверх установленных норм медицинской помощи.

Методические рекомендации предусматривают, что медосмотры проводятся 8 :

— медицинским работником организаций (врачом, фельдшером, медицинской сестрой);

— медицинскими работниками учреждений здравоохранения, которые привлекаются на основании договоров, заключаемых между организациями и учреждениями здравоохранения.

Поскольку Методические рекомендации принимались позднее Инструкции, руководствоваться следует именно ими. Поэтому работодатель вправе либо заключить договор на проведение предрейсовых медицинских осмотров с медицинским учреждением, либо включить в штатное расписание должность врача, фельдшера или медицинской сестры.

Надо также учитывать, что предрейсовые медицинские осмотры проводятся только при наличии у медицинского работника организации соответствующего сертификата 9 , а у медучреждения — лицензии 10 .

Для того чтобы работник организации мог на законных основаниях проводить медосмотры работающих в ней водителей, необходимо наличие:

— медицинского образования у этого сотрудника (он должен иметь квалификацию врача, фельдшера, медицинской сестры);

— сертификата, подтверждающего прохождение этим работником курса специальной подготовки.

В целях медицинского освидетельствования водителей разработана Программа подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств 11 , рассчитанная на 36 часов.

Однако будет ли достаточно сертификата работающему в организации медику, ведь медицинская деятельность, как уже было ранее отмечено, относится к числу лицензируемых?

Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности включает в себя выполнение работ (услуг) по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам в рамках амбулаторно-поликлинической медицинской помощи. Кроме того, лицензия на медицинскую деятельность выдается только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям 12 .

Выходит, для того чтобы работающий в немедицинской организации (в нашем случае транспортной) специалист-медик мог проводить медосмотры водителей, работодателю нужно получить лицензию на медицинскую деятельность?

Судебная практика по этому вопросу складывается неоднозначно. По мнению одних судей, иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности обязаны лишь те организации, для которых такая деятельность является основной 13 . А потому транспортные организации, принимающие в штат медработников для медосмотров своих водителей, получать эту лицензию не обязаны. По мнению других судей, проведение медосмотров водителей любыми организациями подлежит лицензированию, поскольку медицинская деятельность лицензируется, а предрейсовые осмотры относятся к медицинской деятельности 14 .

Уполномоченные государственные органы в свою очередь тоже указывают на необходимость получения организацией, осуществляющей медосмотры водителей, лицензии на медицинскую деятельность. При этом они не ставят ее получение в зависимость от того, является ли эта деятельность для организации основной или нет 15 .

Заметим также, что ведение предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, влечет за собой неблагоприятные юридические последствия, в том числе административную ответственность 16 .

Процедурные нюансы

Предрейсовые медицинские осмотры могут проводиться медицинским работником как в организации, где работают водители, так и в медицинском учреждении 17 .

Для предрейсового медосмотра непосредственно в организации нужно оборудовать специальное помещение, оснащенное медицинскими приборами, оборудованием и мебелью:

— письменным столом, стульями, настольной лампой, шкафом для одежды, вешалкой для верхней одежды, напольным ковриком, сейфом;

— прибором для определения артериального давления, термометром, стетофонендоскопом;

— прибором для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе;

— алкометром, экспресс-тестами на алкоголь и наркотики;

— столиком для медицинского оборудования;

— сумкой с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи.

Кроме этого, отдельно следует подготовить комнату для отбора биологических проб.

Предрейсовый медосмотр должен производиться перед началом рабочей смены. Причем период медосмотра водителя включается в его рабочее время 18 .

На медосмотр водитель должен приходить с путевым листом. Если по результатам медосмотра водитель допускается к рейсу, в путевом листе ставится соответствующий штамп («Прошел предрейсовый медицинский осмотр»), где фиксируются дата и точное время медицинского осмотра, а также фамилия, инициалы и подпись медицинского работника, проводившего обследование.

Отсутствие в путевом листе водителя отметки о предрейсовом медосмотре может быть квалифицировано как нарушение законодательства об охране труда.

Отклонения в состоянии здоровья водителя служат основанием для отстранения его от работы по медицинским показаниям. К числу таких отклонений относятся:

— симптомы острого заболевания или обострения хронического заболевания (повышение температуры тела свыше 37 оC, жалобы на плохое самочувствие, общую слабость, головную и зубную боль, острые заболевания глаз, боли в области уха, грудной или брюшной полости и т. п.);

— повышение или снижение частоты сердечных сокращений и изменение артериального давления выше или ниже уровней, характерных для конкретного осматриваемого водителя;

— нахождение под действием спиртных напитков или других средств (наркотических и психотропных препаратов или токсикантов), нарушающих функциональное состояние.

Для выявления последнего из приведенных отклонений медработник, осуществляющий предрейсовый медицинский осмотр, обязан провести контроль трезвости водителя. При этом в обязательном порядке по установленной форме составляется протокол контроля трезвости 19 (в 2 экземплярах). Один экземпляр протокола остается у медработника, а второй выдается руководителю организации.

На основе медосмотра ведется полицевой учет отстраненных от работы водителей. Для этого используются бланки карт амбулаторного больного 20 , куда заносятся результаты обследования (анамнез, объективные данные осмотра, причина отстранения).

Справочно. Отстранение от работы — это временное недопущение работника к выполнению им своих трудовых обязанностей по основаниям, перечисленным в ТК РФ, других законах и иных нормативных правовых актах 21 . Оно производится либо по инициативе работодателя, либо по требованию органов и должностных лиц, специально уполномоченных на это нормативными правовыми актами.

Об отстранении водителя от работы работодатель должен издать приказ (или распоряжение), где отражаются:

— причины отстранения от работы;

— срок, на который работник отстранен от работы;

— указания относительно оплаты периода отстранения.

Отстраняемый от работы водитель должен быть ознакомлен с приказом (распоряжением) под подпись.

Если водителя не допускают к рейсу по состоянию здоровья, то его направляют в поликлинику. Врач, признав водителя временно нетрудоспособным, выдает ему больничный лист. В случае признания трудоспособным — справку об отсутствии медицинских противопоказаний для допуска к работе.

Кроме того, результаты медосмотра обязательно заносятся в специальный журнал — пронумерованный, прошнурованный, скрепленный печатью организации или учреждения здравоохранения. В нем фиксируются:

— фамилия, имя, отчество, возраст, место работы водителя;

— дата и время проведения медосмотра;

— фамилия и инициалы медицинского работника.

Необходимо также учитывать, что за качество предрейсового медосмотра и выдачу заключения о допуске водителей к управлению транспортным средством медработник несет не только дисциплинарную, но и другую ответственность (в случаях, предусмотренных законодательством).

Таким образом, обязательные медицинские осмотры водителей являются не только одним из мероприятий по охране труда работников, но и частью мер обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Поэтому крайне важно, чтобы они организовывались работодателями правильно.

1) абз. 11, 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ

2) ч. 2 ст. 328 ТК РФ

3) утв. приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

4) ст. 20, 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

5) постановление ФАС Поволжского округа от 15.01.2010 по делу № А72-4961/2009

6) утв. приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555

7) письмо Минздрава России и Минтранса России от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32

8) п. 1.2 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (приложение 2 к Методическим рекомендациям об организации и порядке проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, утв. Минздравом России и Минтрансом России 29.01.2002)

9) п. 1.4 Типового положения

10) пп. 96 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; постановление Правительства РФ от 22.01.2007 № 30

11) утв. приказом Минздрава России от 14.07.2003 № 308

12) п. 1 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30

13) постановления ФАС Московского округа от 17.03.2010 № КА-А40/2021-10, Поволжского округа от 05.07.2007 № А12-2901/07, Волго-Вятского округа от 18.06.2008 по делу № А31-6296/2007-13

14) постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 08.05.2007 по делу № Ф08-1326/2007-564А, Уральского округа от 12.01.2010 № Ф09-10698/09-С1

15) письма Минэкономразвития России от 22.12.2008 № Д05-5875, Росздравнадзора от 06.07.2010 № 04-15608/10

16) ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ

17) п. 1.6 приложения 2 к Методическим рекомендациям

18) пп. «г» п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15

19) приложение № 3 к Методическим рекомендациям

Читайте также:  Штатная расстановка: образец заполнения
Ссылка на основную публикацию