Как организовать обязательный медицинский осмотр работников - Komsindrom.ru

Как организовать обязательный медицинский осмотр работников

Содержание

Как организовать обязательный медицинский осмотр работников

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Все ли работники при поступлении на работу проходят предварительный медицинский осмотр? На основании какого документа устанавливается перечень таких работников? Как определить перечень работников, которым необходимо проводить периодические медицинские осмотры?

В соответствии со ст. 69 ТК РФ обязательному предварительному и периодическим медицинским осмотрам подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Так, ТК РФ устанавливает обязанность по прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра также для:
— работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (часть первая ст. 213 ТК РФ);
— работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств (часть первая ст. 213, ст. 328 ТК РФ);
— работников, занятых на подземных работах (часть первая ст. 213, ст. 330.3 ТК РФ);
— спортсменов (ст. 348.3 ТК РФ);
— лиц, привлекаемых на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей (ст. 324 ТК РФ);
— работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей (часть вторая ст. 213 ТК РФ).
Обязанность работодателя организовать проведение предварительных и периодических медицинских осмотров для конкретных категорий работников может следовать и из иных федеральных законов. Такие осмотры обязательны, в частности, для:
— педагогических работников (п. 9 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ);
— персонала объектов по хранению и уничтожению химического оружия (ст. 14 Федерального закона от 02.05.1997 N 76-ФЗ);
— отдельных категорий работников объектов использования атомной энергии (ст. 27 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ);
— лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой (п. 3 ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ).
В соответствии с частью четвертой ст. 213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Большинство таких факторов и видов работ, при выполнении которых работники подлежат обязательному медицинскому осмотру, приведены в соответствующих перечнях, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н. В то же время из формулировки части четвертой ст. 213 ТК РФ не следует, что указанные перечни устанавливают исчерпывающий список категорий работников, которые подлежат обязательному медицинскому осмотру. Следовательно, такие категории могут быть предусмотрены и иными нормативными актами, например:
— Перечнем профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.09.1999 N 1020;
— Перечнем должностей работников объектов использования атомной энергии, на которые распространяются медицинские противопоказания, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.03.1997 N 233.
От лиц, для которых такой осмотр не является обязательным в соответствии с законодательством РФ, работодатель не может требовать прохождения предварительного медицинского осмотра (определение Приморского краевого суда от 06.10.2015 N 33-9050/2015, определение Владимирского областного суда от 06.09.2012 N 33-2581/2012).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

17 августа 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Как организовать проведение медицинских осмотров

В данной статье мы рассматриваем вопросы организации медицинских осмотров на предприятии: каких работников отправляем на медосмотры, какие документы готовим сами, а какие выдаются в медицинской организации.

Каких работников нужно отправлять на медосмотры

Данный Приказ устанавливает перечень вредных и опасных производственных факторов и работ, при которых работникам требуется проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры.

Определить, присутствуют ли вредные и опасные факторы на рабочих местах, можно несколькими способами:

  1. Во-первых, вредные и опасные производственные факторы выявляются по итогам проведенной специальной оценки условий труда (СОУТ). Если на предприятии была проведена спецоценка труда, ищите данные там. СОУТ регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
  2. Во-вторых, для определения вредных факторов можно рассмотреть эксплуатационную (и иную) документацию на оборудование, используемое на вашем предприятии, а также на материалы и сырье, применяемые в производстве.

Если работник подвержен вредным и опасным производственным факторам, его нужно оправлять на медосмотры. Периодичность определяем по срокам, указанным в том же Приказе Минздравсоцразвития России № 302н.

Насчет сроков: обратите внимание, работники в возрасте до 21 года должны проходить медосмотры ежегодно, если они заняты на работах с вредными или опасными производственными факторами или с движением транспорта.

Какие действия необходимо предпринять работодателю

Работодатель обязан провести за свой счет обязательные предварительные, периодические и внеочередные медицинские осмотры. Когда работники проходят медосмотр, работодатель сохраняет за ними место работы и средний заработок (ст. 212 ТК РФ).

Согласно ст. 212 ТК РФ, работодатель должен организовать проведения медосмотров работников за свой счет. Если он допустит сотрудника до работы без медицинского заключения, в отдельных случаях он может получить административный штраф в размере до 130 000 рублей (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

При организации медосмотров работодатель должен придерживаться следующего порядка действий:

  1. Разработка и утверждение списка работников, направляемых на медосмотр
  2. Отправка списка в Роспотребнадзор (в течение 10 дней с даты утверждения)
  3. Выбор медицинской организации, которая имеет право на проведение медосмотров
  4. Заключение договора с данной организацией
  5. Отправка списка работников в медицинскую организацию
  6. Ознакомление работников с графиком проведения медосмотра (не позднее, чем за 10 дней до начала)
  7. Оформление направлений на медосмотры
  8. Выдача направлений сотрудникам
  9. Заполнение формы 4-ФСС (табл. 10)

Инструкция для сотрудников

Для четкого соблюдения правил прохождения медицинских осмотров рекомендуем составить Инструкцию для работников и ознакомить их с ней непосредственно перед прохождением медосмотра.

В инструкции можно расписать порядок действий:

  1. Согласно графику посетить медицинскую организацию.
  2. Иметь в наличии при себе следующие документы:
    1. Паспорт
    2. Направление на медосмотр
    3. И т.д.
  3. Пройти медицинский осмотр
  4. Предоставить работодателю медицинское заключение по результатам осмотра.

Медицинская организация

Как выбрать медицинскую организацию для проведения медосмотров? В первую очередь, нужно проверить, чтобы организация имела лицензию на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Проверить можно на сайте Росздравнадзора.

Читайте также:  Расчет отпускных при увольнении: калькулятор

Медицинская организация должна:

  1. Составить график проведения медосмотров, согласовать его с вашей организацией
  2. Провести осмотр работников
  3. Оформить соответствующие документы для ваших сотрудников
  4. Направить сотрудника в Центр профессиональной патологии (при наличии профессионального заболевания или признаков)
  5. Составить заключительный акт медосмотра (в течение 30 дней)
  6. Направить заключительный акт в течение 5 дней с даты утверждения:
    1. В организацию
    2. В Роспотребнадзор
    3. В Центр профессиональной патологии

Медицинская организация оформляет следующие документы:

  • Медицинскую карту амбулаторного больного
  • Паспорт здоровья работника (выдается на руки)
  • Медицинское заключение (в 2-х экземплярах – одно выдается на руки, второе прикрепляют к мед. карте)

Обратите внимание! Медицинское заключение должно быть подписано председателем комиссии с указанием ФИО. Если подпись отсутствует, данное заключение является недействительным!

Кроме того, если в заключении заполнены не все обязательные строки, то допускать к работе сотрудника также нельзя.

В каких случаях офисные работники должны проходить обязательные медосмотры?

Собери 8 правильных авокадо и получи запись вебинара!
«Секреты здоровой кухни» от Олега Ирышкина!

Федеральная служба по труду и занятости рассмотрело обращение по вопросу о необходимости проведения медицинских осмотров офисными работниками. Проходить медосмотры или не проходить, зависит от того, проведена ли аттестация рабочих мест на предприятии (СОУТ) или нет.

Данная информация ориентирована на слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации по направлениям:

Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров регламентируется приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н » Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее — Приказ 302н).

Приказ Минздравсоцразвития о прохождении обязательных медицинских осмотров

В Приказе №302н приведены три приложения. В одном из них приведён Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов. При наличии на рабочем месте какого-либо фактора проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).

Для некоторых факторов, которые приведены в Перечне, имеется указание, что прохождение медосмотров работниками необходимо, если по результатам специальной оценки условий труда (далее — СОУТ), условия труда были отнесены к вредным.

Приказ №302н Минздравсоцразвития кое-где противоречит Трудовому кодексу РФ

По каким-то причинам подобного указания нет для некоторых факторов. По мнению Управления государственного надзора, в сфере труда, в отношении этих факторов уровень превышения допустимого воздействия можно установить лишь по результатам СОУТ.

Поэтому в этой части Приказ N 302н противоречит положениям Трудового кодекса РФ. Ст. 213 ТК прямо указывает, что для прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров направляются работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Какие факторы для офисных работников являются опасными и вредными?

В пункте 3.2.2.4 Перечня вредных факторов указано «электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ (при работе по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50% рабочего времени)». Данное электромагнитное поле соотносится с неионизирующим излучением, которое находится в списке вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих исследованию (испытанию) и измерению при проведении специальной оценки условий труда в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Как установить отсутствие или наличие вредного фактора?

Вопрос о том, есть ли на рабочем месте такой фактор или нет, могут лишь эксперты от организаций, которые проводят СОУТ. Наличие или отсутствие фактора можно установить в ходе проведения исследований (испытаний) и измерений данного фактора.

Когда отправлять офисных работников на медосмотр обязательно?

Работодатель обязан направлять сотрудников офисов, которые работают за компьютерами более 50% рабочего времени, на медицинские осмотры 1 раз в года в следующих случаях:

  • Специальная оценка условий труда не была проведена на предприятии
  • СОУТ был проведён, в результате которого установлено наличие вредных факторов.

Не нужно направлять на медосмотры, если в результате СОУТ установлены оптимальные или допустимые условия труда на рабочем месте по фактору.

Скачать Приказ Минздравсоцразвитя №302 от 12 апреля 2011 года Согласно этому Приказу, при установлении наличия электромагнитного поля широкополосного спектра частот от ПЭВМ (персональной электронно-вычислительной машины — компьютера), работники должны походить медосмотр у: невролога, офтальмолога.

При этом проводится следующие медицинские обследования:

  • Острота зрения,
  • Офтальмотонометрия
  • Скиаскопия
  • Рефрактометрия
  • Объем аккомодации
  • Исследование бинокулярного зрения
  • Цветоощущение
  • Биомикроскопия
  • Офтальмоскопия глазного дна

Противопоказания к профессиональной деятельности:

  • Катаракта осложненная.
  • Дегенеративно-дистрофические заболевания сетчатки глаз.
  • Выраженные расстройства вегетативной (автономной) нервной системы

Внимание! Бухгалтеры, руководители организаций могут посетить бесплатный образовательный вебинар по теме » Налоговая оптимизация»

Мероприятие пройдет 3 августа 2018 года. Начало 13-00 по московскому времени.

Семинар проведетШестакова Екатерина Владимировна(кандидат юридических наук).

О чем семинар?

Слушатели узнают о практике использования законных способов налоговой оптимизации. Вы узнаете, на чем попадаются «оптимизаторы» в налоговой службе.

Значение темы семинара особенно актуально на фоне повышения НДС.

На семинаре слушатели рассмотрят такие темы, как:

  • Налоговое планирование в организации и понятие налоговых рисков.
  • Методические вопросы учетной политики для целей налогообложения.
  • Учетная политика для целей налогообложения.
  • Отраслевые схемы налоговой оптимизации.

Участие в вебинаре бесплатное. Количество мест ограничено.

Подробности и форма заявки на странице мероприятия. перейти на страницу семинара

Какие сотрудники должны проходить медицинские осмотры?

В соответствии с частью 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в том числе периодических медицинских осмотров влечет наложение административной ответственности на юридическое лицо от 110 до 130 тыс. руб. В организации без медицинского осмотра работают более 40 человек. В организации проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда. Как определяется перечень сотрудников, которые должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры? Должны ли такие осмотры проходить все сотрудники организации (в том числе юристы, бухгалтеры)?

Согласно части второй ст. 212 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

В свою очередь, работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 214 ТК РФ).

Таким образом, прохождение медицинских осмотров, в том числе предварительных и периодических, обязательно только в случаях, предусмотренных законодательством.

Обязанность по проведению медицинских осмотров некоторых категорий работников предусмотрена нормами ст. 213 ТК РФ. В соответствии с этой статьей обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры должны проходить работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.

Согласно части четвертой ст. 213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Читайте также:  Заполняем трудовые книжки у ИП

На сегодняшний день таким нормативным актом, устанавливающим Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов (далее — Перечень факторов), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее — Перечень работ) и Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее — Порядок) является приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

При этом существует позиция, что наличие на рабочих местах работников вредных и опасных производственных факторов (выполнение соответствующей работы), указанных в Перечне факторов (например работа с ПЭВМ более 50% рабочего времени, что может относиться, в частности, к юристам и бухгалтерам), является самостоятельным основанием для направления таких работников на обязательный медицинский осмотр вне зависимости от того, отнесены ли условия труда на их рабочих местах к вредным или опасным по результатам аттестации или специальной оценки условий труда (смотрите, например, письмо Минтруда России от 21.03.2014 N 15-2/ООГ-242, письмо Роструда от 09.10.2015 N ТЗ/20422-3-3). Аналогичная точка зрения представлена и в разъяснениях специалистов Роструда, размещаемых на информационном портале этого ведомства в сети Интернет (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3). Правомерность такого толкования положений Перечня факторов подтверждается и Верховным Судом РФ (определение от 24.09.2015 N 302-КГ15-11278).

Вместе с тем в правоприменительной практике существует и иной подход к решению вопроса о необходимости проведения медицинских осмотров в рассматриваемой ситуации, базирующийся на следующей логике. По смыслу ст. 213 ТК РФ часть четвертая указанной статьи направлена на реализацию требования первой ее части. Иными словами, именно факт наличия вредных и опасных условий труда на рабочем месте является предусмотренным ТК РФ основанием для проведения обязательных медицинских осмотров работников.

О справедливости данного вывода, по нашему мнению, свидетельствует и примечание N 2 к Перечню факторов, в соответствии с которым в данном перечне перечислены факторы, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам в соответствии с нормативными правовыми актами.

Отметим, что сами по себе вредные и опасные факторы являются таковыми независимо от уровня своего воздействия и на классы не делятся (смотрите ст. 209 ТК РФ, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (приложение N 2 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н), ГОСТ 12.0.003-74 «Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация», утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 13.11.1974 N 2551).

Именно условия труда в зависимости от уровня воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов подразделяются по степени вредности и (или) опасности на четыре класса — оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс; подклассы 3.1-3.4) и опасные (4 класс) (смотрите ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее — Закон N 426-ФЗ). Учитывая сказанное, полагаем возможным заключить, что речь в примечании N 2 к Перечню факторов идет именно о том, что наличие факторов, поименованных в этом Перечне, учитывается при определении необходимости проведения медицинских осмотров лишь в том случае, если уровень воздействия соответствующих факторов свидетельствует о наличии на рабочем месте работника вредных или опасных условий труда (класс 3.1 и выше). В подтверждение данного тезиса можно привести письмо Федерального медико-биологического агентства от 13.04.2012 N 1-08/894. Аналогичная точка зрения высказана и в письме Роспотребнадзора от 19.06.2015 N 01/7015-15-31.

При этом отметим, что некоторые факторы, поименованные в Перечне факторов, содержат специальную пометку «при отнесении условий труда по данному фактору по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда к вредным условиям» (смотрите п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов). На этом основании некоторые специалисты делают заключение, что раз в отношении отдельных пунктов Перечня факторов потребовалась такая оговорка, то другие приведенные в нем факторы являются основанием для проведения медицинского осмотра независимо от того, отнесены ли условия труда к вредным или опасным по результатам специальной оценки. В обоснование данного тезиса приводится также п. 19 Порядка, в соответствии с которым в списки контингента и поименные списки работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, включаются в том числе работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (в настоящее время — специальной оценки условий труда), проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

Однако, как уже было указано выше, речь в самом Перечне факторов идет не о любых факторах, а лишь о тех, которые по уровню своего воздействия могут свидетельствовать о наличии вредных условий труда. При этом, по нашему мнению, работодатель при отсутствии результатов специальной оценки условий труда действительно может прибегнуть к иным поименованным в п. 19 Порядка источникам информации о вредных факторах и в том случае, если на основании указанных источников он сможет сделать вывод о том, что воздействие указанных факторов по своему уровню может повлечь за собой отнесение условий труда работника к вредным или опасным, он принимает решение о необходимости проведения медосмотра такого работника. Без нарушения требований закона необходимость такого порядка действий работодателя может возникнуть в случае создания новых рабочих мест. В соответствии с частями 1 и 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на вновь созданных рабочих местах должна быть проведена в течение 6 месяцев с момента ввода их в эксплуатацию. При этом, как разъяснил Минтруд России в письме от 16.04.2015 N 15-1/ООГ-2242, под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса.

Соответственно, работники для работы на этих местах в любом случае будут приняты ранее, чем на них будет проведена специальная оценка условий труда. В таком случае работодателю действительно следует самостоятельно оценить наличие на таких рабочих местах вредных или опасных факторов и уровень их воздействия с целью определения потребности в направлении работников на медицинские осмотры (за исключением случаев, поименованных в п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов, при которых работодатель вправе ориентироваться лишь на результаты специальной оценки).

Вместе с тем, по нашему мнению, в том случае, если работодатель располагает действующими результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, ему необходимо пользоваться именно ими. Обязанности использовать иные источники информации при наличии результатов специальной оценки Порядком не установлено, о чем свидетельствует использованный в п. 19 Порядка в отношении таких источников оборот «могут использоваться».

В уже упоминавшемся выше письме ФМБА России также указано, что работодателю следует использовать иные источники информации о вредных факторах, воздействующих на работника, для целей определения необходимости в проведении медосмотров именно при отсутствии результатов аттестации. Верховный Суд Удмуртской Республики в своем решении от 15.04.2015 по делу N 7-124/2015 также пришел к выводу об отсутствии состава правонарушения в действиях работодателя, не обеспечившего прохождение работниками медосмотра, в том числе ввиду наличия у него карт аттестации рабочих мест указанных работников, не содержащих указания на наличие по соответствующим рабочим местам вредных производственных факторов.

Таким образом, полагаем, что работодатель обязан во исполнение требования частей первой, четвертой ст. 213 ТК РФ проводить медицинский осмотр работников при наличии на их рабочих местах вредных производственных факторов только в том случае, если уровень их воздействия свидетельствует о наличии на таких рабочих местах вредных или опасных условий труда. При установлении факта наличия на рабочих местах вредных факторов и определении уровня их воздействия работодатель в первую очередь должен ориентироваться на результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, и лишь при их отсутствии ему следует прибегнуть к иным источникам информации (за исключением случаев, поименованных в Порядке).

Читайте также:  Как проверить подлинность справки о беременности?

Учитывая сказанное выше, мы полагаем, что при наличии результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, срок действия которых не истек (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ), или специальной оценки условий труда, подтверждающих факт отсутствия на рабочем месте вредных или опасных условий труда, у работодателя не возникает обязанности по организации проведения обязательных медицинских осмотров работников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых установлено отсутствие вредных или опасных условий труда.

При этом, если сотрудники заняты на работах, которые включены в Перечень работ, работодатель обязан организовать в отношении них проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Аналогичные разъяснения дают специалисты Роструда (смотрите ответ 4).

Таким образом, по нашему мнению, работодатель обязан включать в списки контингентов работников, проходящих предварительные и периодические медицинские осмотры, следующие категории работников:

— сотрудников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (или специальной оценки условий труда) установлено наличие вредных и опасных условий труда;

— сотрудников, которые трудятся на вновь созданных рабочих местах, применительно к которым специальная оценка условий труда еще не проводилась, при этом на таких рабочих местах существуют вредные и (или) опасные производственные факторы, диагностируемые работодателем в соответствии с п. 19 Порядка;

— работников, занятых на работах, которые включены в Перечень работ;

— иных работников, в отношении которых трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, предусмотрена обязанность организовывать проведение предварительных и (или) периодических медицинских осмотров (например лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, — ст. 69 ТК РФ)*(1).

Однако обращаем Ваше внимание, что данная позиция является нашим экспертным мнением. Как видно из ответа, контролирующие и судебные органы могут придерживаться иной точки зрения по заданному вопросу.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

7 апреля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Смотрите также Энциклопедию решений. Предварительный медицинский осмотр.

Обязателен ли медосмотр для офисных сотрудников в 2019 году?

Обязательный медосмотр для офисных работников: НПА

По нормам ст. 213 ТК РФ и п. 13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 все работники, которые трудятся в условиях, включающих вредные для человеческого здоровья факторы, должны обязательно проходить регулярные медосмотры. Работодатель обязан направлять таких сотрудников на профилактические осмотры у врачей и не допускать к работе тех, кто медосмотр не прошел. Все расходы на данные мероприятия ложатся на работодателя.

Перечень вредных факторов тоже известен — он утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.11 № 302н (далее — приказ № 302н). В данный перечень входит и такое явление, как «электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ». Проще говоря, излучение от офисной оргтехники, прежде всего от компьютеров.

При этом в цепочке ТК РФ — СанПиН — приказ Минздравсоцразвития отсутствует прямая связь между необходимостью медосмотров и результатами СОУТ. То есть даже если по итогам СОУТ рабочее место офисного работника признано, например, не содержащим факторы, опасные для здоровья, но на нем стоит компьютер, за которым работник проводит более половины рабочего времени, проводить периодические медосмотры такого работника всё равно надо.

Периодичность медосмотров для офисных работников

Работников из офиса нужно направлять на медосмотры не реже 1 раза в 2 года. Если же коллектив очень молодой и есть лица младше 21 года, то их надлежит обследовать ежегодно.

Минимальный набор специалистов, которых должен проходить офисный сотрудник, — это терапевт, окулист и невролог.

Важно! Медучреждение, куда направляются сотрудники, должно иметь лицензию на проведение медосмотров.

Если в ближайшей подходящей медорганизации нет лицензии или какого-то из нужных врачей, работодатель вправе отправить сотрудников в командировку для прохождения медосмотра. Туда, где есть всё необходимое.

Если кто-то из работников не попал в срок на медосмотр, его нельзя допускать к работе, пока он все-таки не пройдет обязательное обследование.

Есть ли штрафы за непроведение медосмотров для офисных работников в 2019 году?

Работодателя, допустившего к работе сотрудника, который не прошел обязательный медицинский осмотр, могут привлечь к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ:

  • ИП с работниками оштрафуют на сумму от 15 000 до 25 000 руб.;
  • работодателя-юрлицо — от 110 000 до 130 000 руб.;
  • должностных лиц работодателя, ответственных за допуск к работе, — от 15 000 до 25 000 руб.

За повторное аналогичное правонарушение административное наказание ужесточается (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • ИП заплатит от 30 000 до 40 000 руб., также ему грозит приостановка деятельности на срок до 90 суток;
  • штраф для работодателя-юрлица составит до 200 000 руб., и его работа также может быть приостановлена на срок до 90 суток;
  • должностным лицам работодателя придется раскошелиться на 30 000–40 000 руб. или получить дисквалификацию на период от 1 года до 3 лет.

Важно! Работодатель может обратиться в суд для отмены штрафа. В этом случае обязанность доказывать в суде наличие реального вреда здоровью работника ложится на тех, кто проверял работодателя и налагал штрафы (то есть на Трудинспекцию).

Можно ли избежать штрафов, если офисными работниками не пройден нужный медосмотр?

На этот вопрос постарались ответить сами чиновники Роструда. Вот их основные рекомендации:

  1. Доработать локальные акты, связанные с организацией деятельности сотрудников:
  • Прописать в должностных инструкциях ограниченную продолжительность пребывания за компьютером, предусмотреть обязательные технические перерывы для работников. Общее время контакта с компьютером при 8-часовом рабочем дне не должно по инструкции превышать 3,5 часа.
  • Переписать перечень обязанностей сотрудника в должностной инструкции так, чтобы половина обозначенных в ней обязанностей не была связана с нахождением за компьютером.

По мнению Роструда, в таком случае вероятность штрафов будет минимальной.

  1. Иметь заключение по СОУТ, в котором будет указано, что электромагнитное излучение на рабочем месте в пределах нормы. Есть судебные прецеденты, когда наличие такого заключения помогло отменить наложенный ГИТ штраф через суд.

Произойдет ли отмена медосмотра для офисных работников в 2019 году?

Да, такие планы есть. Минтруд в начале 2019 года начал разрабатывать законопроект, отменяющий некоторые пункты приказа № 302н. В частности, из него планируется убрать такие факторы, как «электромагнитного поля от ПЭВМ».

Такое нововведение снимет с работодателя обязанность проводить обязательные медосмотры для офисных сотрудников в любом случае. Необходимость это делать будет появляться только тогда, когда негативное воздействие на рабочем месте выявлено при СОУТ.

Изначально Минтруд анонсировал ввод законопроекта в действие уже в августе-2019. Однако август наступил, а закона все еще нет.

Мы проследили судьбу проекта на сайте законопроектов РФ и можем обрадовать работодателей. Проект «живой», прошел все предварительные этапы: обсуждение, доработку, оценку регулирующего влияния — и в ближайшее время должен быть направлен в Минюст.

Можно прогнозировать, что ожидаемые изменения, освобождающие от обязанности проводить регулярные медосмотры офисных работников, все-таки появятся в 2019 году. Хотя, исходя из практики ввода в действие законопроектов в России, скорее всего, поправки в приказ № 302н вступят в силу с 2020 года.

Ссылка на основную публикацию