Как переводить сотрудников на другие квалификационные категории? - Komsindrom.ru

Как переводить сотрудников на другие квалификационные категории?

Как происходит присвоение квалификационной категории

Аттестация, или проверка уровня профессиональных знаний и навыков, квалификации, может служить основанием для присвоения работнику новой квалификационной категории, повышения оплаты его труда. Многие знают о повышении квалификационных категорий работникам определенных профессий: педагогам, медикам, чиновникам госструктур. Руководители коммерческих фирм также имеют право провести аттестацию работников с присвоением по ее итогам более высокой квалификации.

Аттестация и квалификация

Периодическая аттестация, вне зависимости от профессии, от специфики деятельности организации, бывает двух видов:

  1. На соответствие занимаемой должности. Такая аттестация призвана подтвердить, что профессиональный уровень сотрудника соответствует выполняемой им работе. Это обязательная процедура.
  2. На присвоение квалификационной категории. Этот вид аттестации носит добровольный характер, проводится по его инициативе работника.

Как правило, квалификационная категория считается действующей в течение 5 лет, однако работник может пройти повторную аттестацию «на категорию» и раньше – через 2, 3 года после получения предыдущей категории.

Присвоенная квалификационная категория закрепляется за работником на весь период ее действия, даже если он будет работать в другом учреждении, организации, в другой местности.

Уровень квалификации работника обязательно должен отражаться в трудовом договоре (ТК РФ, ст. 57). При присвоении новой квалификационной категории эти сведения фиксируются в договоре допсоглашением.

Как ввести квалификационные категории в коммерческой фирме

Коммерческие фирмы не обязаны проводить аттестацию, но многие руководители инициируют принятие локальных актов, в соответствии с которыми можно аттестовать работников и присваивать им квалификационные категории.

Для каждой категории должны быть разработаны квалификационные требования. Они должны различаться уровнем образования и квалификации, учитывать опыт работы, стаж по профессии. При проведении этой работы целесообразно пользоваться справочной информацией. В квалификационном справочнике от 21/08/98 г. №37 подробно указаны квалификационные требования для значительного числа должностей.

Пример: в справочнике №37 для должности «инженер» предусмотрены четыре квалификационные позиции:

  1. Инженер как таковой может иметь любой стаж работы и высшее профобразование.
  2. Инженеру 3 категории достаточно окончить профильный ВУЗ и проработать инженером 3 года.
  3. Инженеру 2 категории нужно иметь высшее профобразование и стаж работы инженером 3 категории не меньше 3 лет.
  4. Инженеру 1 категории необходимы высшее образование по профессии и стаж работы в инженерной должности 2 категории – 3 года и более.

Предполагается, что слово «старший» в наименовании должности указывает на наличие подчиненных либо он один контролирует работу участка. При этом если для должности уже установлены квалификационные категории, слово «старший» не используется. Это понятие приравнивается к 1 категории.

Если специалист назван «ведущим», он контролирует работу подчиненных групп и осуществляет общее руководство определенным направлением работы фирмы. Ведущий специалист должен иметь стаж на 2-3 года выше, чем такой же специалист 1 категории (по тексту справочника №37, п. 7 «Общих положений»).

Коммерческая фирма вправе не опираться на положения квалификационных справочников при установлении квалификационных категорий. Их наименования отражаются в локальном нормативном акте (ТК РФ, ст. 8), например, «Положение об аттестации».

Все кадровые события, в том числе проведение самой аттестации и получение квалификационных категорий, оформляются приказом. По результатам аттестации вносятся изменения в штатное расписание и в кадровые документы каждого сотрудника.

Формально руководитель коммерческой фирмы не обязан проводить аттестацию, чтобы присвоить работнику квалификационную категорию, однако сделать это целесообразно с соблюдением всех законодательных норм. В ином случае «распределение» квалификационных категорий может стать причиной трудового спора, не исключая и обращение работников с иском в суд.

На заметку! Использование квалификационных справочников обязательно только для работников государственных и муниципальных учреждений, а также представителей профессий, предполагающих льготы, компенсации, ограничения (ТК РФ, ст. 57 ч. 2 «условия», абз. 3).

Квалификационные категории отдельных профессий

Для представителей определенных профессий получение квалификационной категории без проведения аттестации невозможно. Это госчиновники, педагоги, медики, работники прокуратуры и еще целый ряд других.

Для примера рассмотрим порядок проведения аттестации на получение квалификационной категории педагогических работников. Он регламентируется ФЗ №273 от 29/12/12 г. «Об образовании», ст. 49, и приказом Минобразования №276 от 07/04/14 г. Порядок следующий:

  1. Аттестация проводится по желанию работника, на основании его заявления.
  2. Присваивается первая или высшая категория.
  3. Заявление на получение 1 категории есть возможность подать вне зависимости от стажа работы в учреждении, на высшую – через 2 года работы.
  4. Заявление рассматривается не более месяца, назначаются сроки аттестации. В адрес гражданина направляется письменное уведомление о месте и времени процедуры.
  5. По результатам комиссией заочно принимается решение присвоить категорию либо отказать в присвоении.

Для аттестации на рассмотрение комиссии работником предоставляется пакет документов: заявление; копии документов об образовании, о присвоении категорий ранее, если процедура проводится повторно; документы на смену фамилии – при необходимости; характеристика с места работы, портфолио.

Решение комиссии должно быть принято не позднее чем через два месяца после аттестации. Сотрудник может лично участвовать в аттестации, но при его отсутствии документы рассматриваются заочно. Если в присвоении категории отказано, повторное обращение можно направить в комиссию через год.

Сходные процедуры проводятся и в учреждениях иного профиля. Так, получение квалификационных категорий медиками регламентируется ФЗ №323 от 21/11/11 г. «Об основах охраны здоровья…», ст. 72-1, приказом Минздрава 240н от 23/04/13 г. и рядом других подзаконных актов. Медикам может быть присвоена вторая, первая или высшая квалификационная категория. Она действительна 5 лет.

Порядок проведения квалификационных испытаний должен, по общему правилу, отражаться в ЛНА учреждения и учитывать его специфику.

На заметку! В законодательстве о присвоении квалификационных категорий работникам отдельных профессий происходят постоянные изменения. Так, в проекте нововведения для педработников, которые могут быть приняты в текущем году. Тренеры спортивных школ получили возможность аттестоваться на одну из квалификационных категорий (ФЗ №147 от 4/06/18 г.).

Запись в трудовую книжку и в личную карточку

Кадровая служба обязана отражать присвоение квалификационных категорий во всех кадровых документах. Кроме штатного расписания и трудового договора, приказов по кадрам, обязательным является отражение сведений о квалификации в трудовой книжке работника.

В соответствии с Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда от 10/10/03 г. №69, п. 3.1:

  • запись о присвоении нового разряда, класса, категории должна быть внесена в трудовую книжку;
  • основанием для внесения записи является приказ руководителя.

Записи должны быть внесены не позднее семидневного срока и соответствовать тексту приказа о присвоении квалификационной категории (Правила №225 от 16/04/03 г., о ведении трудовых книжек, р.2-10). Запись об аттестации с целью установления квалификационной категории вносится и в Личную карточку сотрудника, в р. 4 «Аттестация» (ф. Т-2).

Сохранение квалификационных категорий при переходе педагогических работников на другие должности

Сохранение квалификационных категорий при переходе педагогических работников на другие должности

Ольга МАЛЫШЕВА, главный специалист отдела нормативного обеспечения и организационной работы юридического департамента Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины

Сохраняются ли присвоенные квалификационные категории при переходе педработников на работу с одного учебного заведения в другое, а также на другие педагогические должности в этом же заведении, а именно:

— музыкальный руководитель дошкольного учебного заведения (высшая категория) переходит на должность воспитателя в этом же заведении;

— воспитатель-методист дошкольного учебного заведения (высшая категория) переходит на должность преподавателя педагогического училища;

— педагог-организатор общеобразовательной школы (I категория) переходит на должность воспитателя школы-интерната?

(г. Люботин, Харьковская обл.)

В соответствии с п. 3.22 Типового положения об аттестации педагогических работников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Украины от 06.10.2010 г. № 930 (с изменениями*, внесенными согласно приказу Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины от 20.12.2011 г. № 1473) (далее — Типовое положение), за педагогическими работниками, которые переходят на работу с одного учебного заведения в другое, а также на другие педагогические должности в этом же заведении, сохраняются присвоенные квалификационные категории (тарифные разряды) и педагогические звания до следующей аттестации.

* См. «ОТ», 2011, № 2, с. 8. — Примеч. ред.

За педагогическими работниками, которые переходят на должности методистов, воспитателей-методистов, сохраняются присвоенные предыдущей аттестацией квалификационные категории. Аттестация таких работников осуществляется не позднее чем через два года после перехода на должность методиста или воспитателя-методиста.

Читайте также:  Медосмотр учителей и других категорий работников: тонкости и нюансы оформления

При переходе педагогического работника с методического учреждения на педагогические должности в учебное заведение за ним сохраняется присвоенная ранее квалификационная категория до следующей аттестации.

Пункт 3.22 введен в Типовое положение с целью социальной защиты педагогических работников, которые продолжительное время работали на педагогических должностях, достигли высокого уровня профессионализма и перешли работать на другие педагогические должности. Лишение работника квалификационной категории, которую он получал в течение многих лет работы на педагогических должностях, и установление ему самой низкой квалификационной категории «специалист» противоречат общепризнанным нормам трудового законодательства.

Следует отметить, что необходимым условием для сохранения квалификационной категории должно быть наличие у педагогического работника соответствующего педагогического образования. То есть такой работник может перейти на другую педагогическую должность, только если он имеет образование, предоставляющее ему право работать на этой должности. Требование об обязательности соответствующего педагогического образования, в частности, установлено ст. 24 Закона Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV и ст. 30 Закона Украины «О дошкольном образовании» от 11.07.2001 г. № 2628-III.

В исключительных случаях для обеспечения организации учебно-воспитательного процесса на должности педагогических работников могут назначаться лица с другим полным высшим педагогическим образованием. Для присвоения квалификационной категории такому работнику необходимо пройти повышение квалификации, как это определено п. 3.21 Типового положения.

Рассмотрим ситуации, изложенные в письме запрашивающего.

1. В соответствии с нормой, установленной п. 3.22 Типового положения, при переходе музыкального руководителя дошкольного учебного заведения на должность воспитателя в этом самом заведении за ним до следующей аттестации сохраняется присвоенная ранее квалификационная категория «специалист высшей категории».

В соответствии с п. 4.1 Типового положения у педагогического работника, назначаемого на должность воспитателя дошкольного учебного заведения, для присвоения квалификационной категории должно быть полное высшее педагогическое образование по специальности «дошкольное образование», «дошкольное воспитание» или два образования, одно из которых — неполное высшее педагогическое или базовое педагогическое по этой же специальности, а второе — полное высшее педагогическое образование по другой профессии.

Необходимо учитывать, что квалификационная категория «специалист высшей категории», присвоенная на должности музыкального руководителя дошкольного учебного заведения, согласно приложению 9 к приказу Министерства образования и науки Украины «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557 соответствует 10-му тарифному разряду, а на должности воспитателя дошкольного учебного заведения эта квалификационная категория соответствует 12-му тарифному разряду.

2. За воспитателем-методистом дошкольного учебного заведения, которому присвоена квалификационная категория «специалист высшей категории», при переходе на должность преподавателя педагогического училища также до следующей аттестации сохраняется присвоенная квалификационная категория, если он имеет соответствующее полное высшее педагогическое образование.

3. При переходе педагога-организатора общеобразовательного учебного заведения, которому на этой должности по результатам аттестации присвоена квалификационная категория «специалист первой категории», на должность воспитателя школы-интерната до следующей аттестации за ним также сохраняется присвоенная ему квалификационная категория.

Во всех трех случаях во время следующей аттестации аттестационная комиссия может принять решение о соответствии педагогического работника квалификационной категории, которую он имел по результатам предыдущей аттестации, или о присвоении более высокой квалификационной категории.

Аттестационная комиссия может также принять решение о несоответствии работника ранее присвоенной квалификационной категории и присвоении квалификационной категории «специалист второй категории» или «специалист», если педагогический работник не соответствует требованиям, установленным для присвоения этих квалификационных категорий. Главным критерием при присвоении квалификационной категории должно быть соответствие педработника требованиям, установленным п.п. 4.3 — 4.6 Типового положения.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МЕЖШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР КРАСНОПЕРЕКОПСКОГО РАЙОНА»

  • Методические рекомендации
  • Разъяснение по сохранению квалификации категории педагогов

Региональное отраслевое соглашение по организациям системы образования Ярославской области на 2015-2017 гг.
(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

7.6. При аттестации педагогических работников предусмотрено следующее:

7.6.1. Имеют право на прохождение аттестации на квалификационные категории (высшую, первую) без осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности отдельные категории педагогических работников по следующим основаниям:

1) на основании ходатайства организации:

— имеющие звание «Заслуженный», «Народный» (по профилю выполняемой работы);

— победители конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей при прохождении аттестации впервые после награждения по той должности, по которой работник был представлен на конкурс;

— имеющие учёную степень «кандидат» или «доктор наук» по профилю выполняемой работы при аттестации на первую квалификационную категорию;

2) на основании ходатайства оргкомитета соответствующего конкурса и (или) конкурсной комиссии при аттестации на первую квалификационную категорию следующие педагогические работники:

— победители (1 место) муниципального этапа всероссийских конкурсов «Учитель года», «Воспитатель года», «Психолог года», «Сердце отдаю детям» и других соответствующего уровня;

— победители (1-е место) областного тура всероссийских конкурсов «Учитель года», «Воспитатель года», «Психолог года», «Сердце отдаю детям» и других соответствующего уровня, если не имели квалификационной категории по данной должности;

3) на основании ходатайства оргкомитета конкурса и (или) конкурсной комиссии (жюри) при аттестации на высшую квалификационную категорию следующие педагогические работники, имеющие высшую или не менее 2-х лет первую квалификационную категорию по данной должности:

— победители (1-е место) областного тура всероссийских конкурсов «Учитель года», «Воспитатель года», «Психолог года», «Сердце отдаю детям» и других соответствующего уровня;

— победители (1-е место) регионального конкурса профессионального мастерства «Лучший мастер учреждения профессионального образования», «Преподаватель года учреждения профессионального образования»;

— победители и лауреаты (1-3 место) всероссийских конкурсов профессионального мастерства;

4) привлеченные в межаттестационный период не менее 20 раз к всестороннему анализу профессиональной деятельности при аттестации педагогических работников организаций Ярославской области или к аккредитационной экспертизе основных образовательных программ (при этом количество аккредитационных экспертиз не может превышать 50% от общего числа) при прохождении данным работником аттестации на ту же квалификационную категорию.

Примечание: достижения педагогических работников, отмеченные в данном пункте Соглашения, рассматриваются аттестационной комиссией как результат профессиональной деятельности работников, соответствующий заявленной квалификационной категории, в том числе в качестве личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания.

7.6.2. Имеют право на заочное (без выхода специалистов на рабочее место аттестуемого) осуществление процедур аттестации:

— педагогические работники при аттестации на ту же квалификационную категорию по должности, по которой данная категория была установлена (у учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования – с учетом преподаваемого предмета/дисциплины; у педагогических работников, в названии должности которых есть слово «старший», – при условии наличия категории по должности со словом «старший»);

— педагогические работники, имеющие учёную степень «кандидат наук» или «доктор наук» по профилю выполняемой работы и не менее 2-х лет первую квалификационную категорию по данной должности, при аттестации в целях установления высшей квалификационной категории;

— педагогические работники, получившие в межаттестационный период почетные звания, отраслевые знаки отличия, государственные, правительственные или ведомственные награды за достижения в педагогической деятельности, по ходатайству образовательной организации, согласованному с выборным органом первичной профсоюзной организации (при его наличии);

— в исключительных случаях по ходатайству организации педагогические работники, представившие документы о невозможности пройти аттестацию в очной форме в связи с заболеванием.

7.6.3. Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам, сохраняются до окончания срока их действия при переходе на ту же должность в другую организацию, в том числе из другого субъекта Российской Федерации, в следующих случаях:

1) при переходе из государственной, муниципальной, негосударственной организации в государственную или муниципальную организацию, если квалификационная категория была присвоена в соответствии с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года № 209 или Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276. В противном случае квалификационная категория сохраняется на 1 год;

2) в случае перехода работника с должности «воспитатель», «методист», «инструктор-методист», «тренер-преподаватель», «педагог дополнительного образования» на аналогичную со словом «старший»;

3) в случае перехода работника с должности «учитель» на должность «преподаватель общеобразовательных дисциплин» среднего профессионального образования или с должности «преподаватель общеобразовательных дисциплин» среднего профессионального образования на должность «учитель» (по тому же учебному предмету / дисциплине);

4) в случае прибытия из бывших союзных республик, но не свыше 5 лет со дня присвоения категории (для педагогических работников, прошедших аттестацию в Украине, сохраняются итоги аттестации в следующем порядке:

— признаются имеющими первую квалификационную категорию лица, получившие категории педагогических работников «специалист», «специалист второй категории», «специалист первой категории»;

Читайте также:  Как правильно разработать план обучения персонала?

— признаются имеющими высшую квалификационную категорию лица, получившие категорию педагогических работников «специалист высшей категории»).

7.6.4. Результаты аттестации педагогического работника могут учитываться при установлении оплаты труда в случае истечения срока действия квалификационной категории у педагогических работников:

— в период длительной нетрудоспособности,

— в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет,

— в период длительной командировки на работу по специальности в российские организации, осуществляющие образовательную деятельность за рубежом,

— в период отпуска до 1 года в соответствии с п. 4. ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

— в период, составляющий не более одного года до дня наступления пенсионного возраста;

— в период исполнения на освобожденной основе полномочий в составе выборного профсоюзного органа или в течение шести месяцев после их окончания;

— в период рассмотрения аттестационной комиссией заявления педагогического работника об аттестации и (или) в период ее прохождения;

— при возобновлении работы в должности, по которой установлена квалификационная категория, независимо от перерывов в работе (данное положение не распространяется на лиц, с которыми трудовые отношения были прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 8 ст. 81 и ст. 336 ТК РФ).

Оплата труда педагогического работника в случаях, перечисленных в п. 7.6.4 настоящего Соглашения, устанавливается приказом руководителя организации с момента выхода работника на работу.

Срок установления оплаты труда на основании данного пункта не может превышать одного года. Воспользоваться каждой из вышеперечисленных льгот работник может не более чем один раз.

7.6.5. Квалификационные категории (высшая, первая), установленные педагогическим работникам до утверждения Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276), сохраняются в течение срока, на который они были установлены, и учитываются при установлении работнику оплаты труда.

7.6.6. В целях защиты интересов педагогических работников устанавливается, что:

— у педагогических работников, которым установлена квалификационная категория, право на повышенный уровень оплаты труда возникает со дня вынесения решения аттестационной комиссией;

— определение размеров оплаты труда педагогических работников, имеющих квалификационную категорию, осуществляется с учетом объема их преподавательской (педагогической) работы;

— работодателям рекомендуется письменно предупреждать работника об истечении срока действия квалификационной категории не позднее чем за 3 месяца;

— на основании письменного заявления работника в случаях временной нетрудоспособности в период прохождения аттестации, нахождения в командировке или по другим уважительным причинам продолжительность его аттестации может быть увеличена (без сохранения оплаты труда с учетом имевшейся квалификационной категории после окончания срока ее действия);

— при определении права работника на прохождение аттестации с целью установления высшей квалификационной категории впервые наличие не менее 2-х лет первой квалификационной категории суммируется по итогам предыдущих аттестаций по данной должности;

— истечение срока действия первой квалификационной категории не может служить основанием для отказа при приёме заявления на прохождение аттестации в целях установления первой или высшей квалификационной категории по той же педагогической должности;

— истечение срока действия квалификационной категории (высшей, первой) в случаях, предусмотренных пунктом 7.6.4., не ограничивает право педагогического работника проходить процедуру аттестации на условиях, предусмотренных п.7.6.2. настоящего Соглашения, в течение года, на который ему была установлена оплата;

— работодателям рекомендуется осуществлять подготовку представления на педагогического работника для аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии);

— для членов отраслевого профсоюза увольнение по пункту 3 части первой статьи 81 ТК РФ (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации) допускается только с учетом мотивированного мнения (по согласованию) выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 ТК РФ (при его наличии);

— информация о дате, месте и времени проведения аттестации с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности письменно доводится работодателем до сведения выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации, не позднее чем за месяц до ее начала (при его наличии);

— результаты аттестации педагогического работника на квалификационную категорию учитываются в течение срока их действия при установлении оплаты труда:

· при работе в должности, по которой установлена квалификационная категория, независимо от преподаваемого предмета (дисциплины), типа организации;

· при выполнении педагогической работы на разных педагогических должностях, по которым совпадают должностные обязанности, учебные программы, профили работы в следующих случаях:

Должность,
по которой установлена квалификационная категория

Должность, по которой может учитываться квалификационная категория, установленная по должности,
указанной в графе 1

Преподаватель (аналогичного учебного предмета/дисциплины, независимо от типа образовательного учреждения);

педагог дополнительного образования, включая старшего (по аналогичному профилю);

воспитатель, включая старшего (независимо от образовательной организации, в которой выполняется работа);

музыкальный руководитель, концертмейстер (при совпадении профиля по должности «учитель»)

Учитель, преподаватель (физической культуры, физического воспитания)

Инструктор по физической культуре;

тренер-преподаватель, включая старшего (ведущий начальную физическую подготовку);

педагог дополнительного образования, включая старшего (по аналогичному профилю);

руководитель физического воспитания;

инструктор – методист (включая старшего)

Учитель (трудового обучения, технологии)

Мастер производственного обучения (по аналогичному профилю);

преподаватель (специальных, общепрофессиональных дисциплин профессионального образования по аналогичному профилю);

инструктор по труду

Учитель, педагог дополнительного образования, включая старшего (аналогичного учебного предмета/дисциплины, независимо от типа образовательного учреждения);

воспитатель, включая старшего (независимо от образовательной организации, в которой выполняется работа);

музыкальный руководитель, концертмейстер (при совпадении профиля по должности «преподаватель»)

Преподаватель (специальных, общепрофессиональных дисциплин профессионального образования)

Мастер производственного обучения (по аналогичной специальности);

учитель, педагог дополнительного образования, включая старшего (аналогичного профиля, учебного предмета/дисциплины);

инструктор по труду

Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности

Учитель, преподаватель (ведущий занятия с обучающимися по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности» сверх учебной нагрузки, входящей в основные должностные обязанности);

учитель, преподаватель (физической культуры, физического воспитания)

Педагог дополнительного образования (включая старшего)

Учитель, преподаватель (аналогичного учебного предмета/дисциплины);

учитель, реализующий программу внеурочной деятельности в общеобразовательной организации, если профиль программы совпадает с направлением работы педагога дополнительного образования;

воспитатель, включая старшего (независимо от образовательной организации, в которой выполняется работа);

Педагог дополнительного образования, включая старшего (физкультурно-спортивная направленность)

Учитель, преподаватель (аналогичного учебного предмета/дисциплины);

инструктор по физической культуре;

тренер-преподаватель (включая старшего), ведущий начальную физическую подготовку;

руководитель физического воспитания;

инструктор – методист (включая старшего)

Воспитатель (школы-интерната, детского дома)

Воспитатель (школы-интерната, детского дома)

Как установить разные оклады по одной должности: вводим квалификационные категории

Любой кадровик знает, что трудовое законодательство запрещает дискриминацию в сфере оплаты труда. Работники с одинаковой квалификацией, выполняющие идентичную трудовую функцию, должны иметь равные оклады по штатному расписанию. В то же время, если функционал сотрудников отличается по объему или сложности работ, им можно установить разные оклады, предусмотрев квалификационные категории в рамках одной должности.

Как это оформить? Обязательно ли при этом проводить аттестацию сотрудников? Нужно ли корректировать штатное расписание? Потребуется ли вносить изменения в должностные инструкции?

Что такое квалификационная категория

Если в организации принято решение дифференцировать оплату труда в зависимости от квалификации сотрудников, можно разделить ту или иную должность на категории. При этом к названию должности недостаточно просто добавить слова «старший», «младший», «ведущий». Нужно прописать для каждой категории разные требования к уровню образования, квалификации и опыту работы. Трудовой кодекс не содержит понятия квалификационная категория, и в большинстве случаев работодатель не обязан ее устанавливать. Квалификационный справочник № 37 предусматривает деление на категории для некоторых должностей специалистов.
Например, должность инженера может быть разбита на должности инженера 1-й категории, инженера 2-й категории и собственно инженера; должность юрисконсульта – на юрисконсульта 1-й категории, юрисконсульта 2-й категории, юрисконсульта и т. д.
Однако соблюдать требования квалификационных справочников необходимо лишь в двух случаях (абз. 3 ч. второй ст. 57, ст. 143, 144 ТК РФ):

– если выполнение работы по определенной профессии или должности связано с предоставлением компенсаций, льгот или наличием ограничений (например, педагоги, медики и др.);
– если работодатель – государственное или муниципальное учреждение.

Когда к наименованию должности добавляется слово «старший», то это предполагает, что сотрудник имеет подчиненных и осуществляет руководство ими либо на него возлагается функция управления самостоятельным участком работы. Если сотрудник отвечает за направление деятельности, координирует или осуществляет методическое руководство группами исполнителей, к его должности можно добавить слово «ведущий». При этом он должен иметь
стаж работы на два-три года больше, чем специалист 1-й категории на аналогичной должности (п. 7 Общих положений Квалификационного справочника № 37).

Читайте также:  Как правильно заверять последнюю страницу трудовой книжки?

В то же время коммерческие организации вправе самостоятельно определять наименования должностей и классов квалификации. Поэтому часто можно встретить градацию «младший – старший – ведущий», не основанную на требованиях Квалификационного справочника № 37. В каком локальном акте можно разделить должности на категории. Разбивка должностей на отдельные категории может быть отражена в любом локальном нормативном акте организации: правилах внутреннего трудового распорядка, положении о категориях должностей и т. д. (ст. 8 ТК РФ). Однако чаще всего такое разделение указывается в положении об оплате труда. Если в документе ранее не было подобной градации, в него нужно внести изменения. Для этого руководитель организации должен издать приказ. Поскольку введение категорий, как правило, влияет на размер окладов, необходимо внести изменения в штатное расписание.
Изменения оформляются приказом руководителя организации. В нем нужно отметить, какие штатные единицы исключаются из штатного расписания, а какие подлежат включению в него с указанием должностных окладов и повышающих коэффициентов.

Нужно ли проводить аттестацию, чтобы присвоить сотруднику квалификационную категорию
Формально работодатель не обязан проводить аттестацию сотрудника для того, чтобы присвоить ему категорию. Однако эта процедура позволит объективно оценить квалификацию и профессиональные навыки работника, соответствие критериям категории по занимаемой должности. Заключение аттестационной комиссии будет служить основанием для издания приказа руководителя о присвоении квалификационной категории.
Порядок аттестации должен быть закреплен в локальном нормативном акте организации. Приказ о проведении аттестации может быть составлен в произвольной форме.
Сотрудники, ответственные за исполнение приказа, должны быть ознакомлены с ним под роспись.

Заключаем дополнительные соглашения и корректируем должностные инструкции

Каждая квалификационная категория внутри базовой должности предполагает свой объем и специфику работ. Поэтому при изменении категории, как правило, меняется трудовая функция, что должно оформляться переводом (ст. 72.1 ТК РФ). Однако даже если трудовая функция не изменится, присвоение категории повлияет на размер оклада работника и наименование должности. Поэтому в любом случае нужно заключить дополнительное соглашение к трудовому договору. Когда при присвоении категории меняются условия трудового
договора, работника нужно письменно уведомить об этом не менее чем за два месяца. Если он не согласится работать в новых условиях, предложите ему другую имеющуюся работу, подходящую
по состоянию здоровья. При отсутствии такой работы или при отказе от нее сотрудника, его можно уволить по пункту 7 части первой статьи 77 Трудового кодекса (ст. 74 ТК РФ).
На основании дополнительного соглашения при необходимости издайте приказ о переводе. Также внесите изменения в должностные инструкции. Порядок корректировки зависит от того,
является ли этот документ приложением к трудовому договору или выступает в качестве самостоятельного акта. В первом случае изменения отражаются в дополнительном соглашении к трудовому договору. Во втором – должностная инструкция утверждается
в новой редакции приказом руководителя организации.

Комментирует Наталья БАГРОВА, методолог, BDO Unicon Outsourcing (Москва):
— Квалификационные категории могут присваиваться сотрудникам по результатам аттестации. В этом случае нужно закрепить порядок ее проведения в локальном нормативном акте (положении или регламенте). Однако применять эту процедуру для того, чтобы присвоить категорию, не обязательно.

Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (стр. 8 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Поряд к ом аттестации педагогических работников не предусматривает ся установление централизованных сроков подачи заявлений работник ами и периода проведения аттестации в течение года .

О рганы исполнительной власти субъектов Росси й ской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования , не в праве ограничивать сроки подачи педагогическими работниками заявлений о прохождении аттестации и периоды проведения аттестации в течение календарного года.

Педагогический работник вправе обратиться в аттестационную комиссию в любое время, но до истечения срока действия имеющейся квалификационной категории.

Вместе с тем , чтобы аттестационная комиссия имела возможность в соответствии с пунктом 26 Порядка аттестации педагогических работников учесть срок действия ранее установленной педагогическому работнику квалификационной категори и при составлении графика проведения аттестации (что имеет значение для сохранения уровня оплаты труда), заявление педагогическим работником должно быть подано заблаговременно , как правило, не менее чем за три месяца до истечения срока действия имеющейся квалификационной категории . Это время будет использовано для рассмотрения заявления (1 месяц), а также для проведения аттестации, пр одолжительност ь которой для каждого педагогического не должна превышать 2 месяц ев .

Распространя ются ли ограничения в прохождении аттестации, предусмотренные п ункт ом 18 П орядка аттестации педагогических работников , на педагогических работников, проработавши х в должности менее двух лет, беременны х женщин, женщин , находящи х ся в отпуске по беременности и родам , в отпуске по уходу за ребенком , желающих пройти аттестацию для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям?

Пункт 18 П орядка аттестации педагогических работников относится к аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности .

В данном случае ограничения по недопущению аттестации педагогических работников в указанные периоды связаны именно с такой аттестацией и установлены в их интересах .

Ограничений по прохождению аттестации беременными женщинами, женщинами, находящимися в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, не предусмотрено. П р охождение такой аттестации в указанные периоды зависит от желания самих педагогических работников .

Может ли орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляю щий управление в сфере образования, продлевать действие квалификационных категорий, устанавливать льготные процедуры при проведении аттестации для педагогических работников, имеющих почетные звания, отраслевые знаки отличия, государственные награды, получ енные за достижения в педагогической деятельности, а также для победител ей конкурсного отбора лучших учителей?

Порядок аттестации педагогических работников не предусматривает каких-либо преимуществ при установлени и квалификационных категорий либо продлени е сроков их действия для лиц, имеющих почетные звания, отраслевые знаки отличия, государственные награды, полученные за достижения в педагогическо й деятельности, для победителей конкурсного отбора лучших учителей.

Вместе с тем, принимая во внимание, что к указанным наградам , почетным званиям, к участию в конкурсном отборе, как правило, представляются педагогические работники, имеющие квалификационную категорию, при рассмотрении их заявлений об аттестации на ту же самую квалификационную категорию , поданных до истечени я срока ее действия , для них мо гут быть предусмотрены особенности и иные формы ее проведения , которые мо гут быть закреплены в отраслевых соглашениях , заключаемых на федеральном и региональном уровнях социального партнерства .

Может ли присвоенная квалификационная категория по одной должности учитываться по другой должности?

Сохраняется ли установленная квалификационная категория при переводе работника на другую должность?

В соответствии с пунктом 32 П орядка аттестации педагогических работников устанавливается соответствие уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям по определенной должности, которая конкретно указывается в решении аттестационной комиссии. По этой же должности в соответствии с пунктом 14 П орядка аттестации педагогических работников распорядительным актом федерального органа исполнительной власти , органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования, устанавливается и квалификационная категория .

Установленная квалификационная категория учитывается при работе в данной должности в образовательных учреждениях независимо от их тип ов или вид ов.

Наименования должностей педагогических работников , по которым устанавливаются квалификационные категории, определены в профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 000н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 мая 2008 г., регистрационный № 000. «Российская газета», 2008, № 000).

Вместе с тем, квалификационная категория, установленная по должностям учителя, преподавателя, должна учитываться независимо от преподаваемого предмета (дисциплины , курса ) , а по должностям работников , по которым применяется наименование «старший» ( воспитатель — старший воспитатель , педагог дополнительного образования — старший педагог дополнительного образования , методист — старший методист , и нструктор-методист — старший и нструктор-методист, т ренер-преподаватель — старший тренер-преподаватель) , независимо от того , по какой конкретно должности присвоена квалификационная категория.

При переходе педагогическ ого работник а на друг ую должност ь квалификационн ая категори я не сохраняется.

Однако, отраслевыми соглашениями, коллективными договорами в целях создания заинтересованности педагогических работников в выполнени и педагогической работы по иной должности, по которой не установлена квалификационная категория, для них могут быть установлены условия оплаты труда с учетом имеющейся квалификационной категории , если по выполняемой работе совпадают профили работы ( деятельности ) .

Ссылка на основную публикацию