Как правильно оформить создание комиссии? - Komsindrom.ru

Как правильно оформить создание комиссии?

Содержание

Как правильно оформить создание комиссии?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обязательно ли в соответствии со ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» создавать отдельно экспертную и приемочную комиссию в целях осуществления приемки поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) или результатов отдельных этапов исполнения контрактов, либо можно создать одну комиссию по проведению экспертизы и приемке поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)? Как правильно оформить создание комиссий и обеспечение экспертизы и приемки товара, не нарушая законодательство о контрактной системе? Есть ли на практике такие комиссии и положения о работе таких комиссий?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик не обязан формировать ни приемочную, ни экспертную комиссии. Закон не устанавливает порядка создания таких комиссий и не исключает возможность формирования их с идентичным составом. Для создания любой из указанных комиссий достаточно издания соответствующего приказа, кроме того, целесообразно утвердить документ, регламентирующий деятельность комиссии.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) исполнение контракта включает в себя в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее — отдельный этап исполнения контракта), включая проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта. Таким образом, в целях применения Закона N 44-ФЗ экспертиза исполненного по контракту охватывается понятием «приемка», то есть осуществляется в рамках приемки исполненного контрагентом.
Согласно ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами либо с привлечением третьих лиц на основании заключенных с ними контрактов. Обязанность привлекать для проведения экспертизы третьих лиц возникает в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 41, п. 15 ст. 3, ч. 4 ст. 94, ч. 4.1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Во всех остальных случаях заказчик вправе проводить экспертизу силами своих сотрудников (смотрите также пп. 6.4 письма Минфина России и Минстроя России от 17.12.2014 NN 02-02-05/65137, 26484-ЮР/08, письмо Минэкономразвития России от 22.01.2015 N Д28и-97). Каких-либо специальных требований к сотрудникам заказчика, осуществляющим экспертизу, закон не предусматривает (смотрите также, например, письмо Минэкономразвития России от 11.04.2014 N Д28и-477). Не требует закон и образовывать для проведения экспертизы силами заказчика какие-либо комиссии, структурные подразделения и т.п., хотя, разумеется, заказчик вправе это сделать.
Отсутствует у заказчика и обязанность создавать приемочную комиссию. Как видно из ч. 6 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, образование такой комиссии является правом, а не обязанностью заказчика. Приемочная комиссия может быть образована по решению заказчика, в этом случае она должна состоять не менее чем из 5 человек (смотрите также письмо Минфина России от 06.02.2018 N 24-03-08/6839).
Закон не устанавливает никаких требований к лицам, включаемым в приемочную комиссию (смотрите также, например, письмо Минэкономразвития России от 27.06.2014 N Д28и-1258, постановление Девятого ААС от 1 февраля 2016 г. N 09АП-60116/15). Представляется очевидным, что целесообразно формировать приемочную комиссию из лиц, имеющих специальные познания в области приобретаемых товаров, работ, услуг и (или) в области организации закупок, однако это не является обязательным в силу закона. Равным образом закон не устанавливает никаких ограничений на совмещение приемочной комиссией или отдельными ее членами иных функций в рамках закупочной деятельности заказчика.
Поскольку экспертиза проводится в рамках приемки исполненного по контракту, очевидно, что приемочная комиссия вправе осуществлять и экспертизу предлагаемых к приемке товаров, работ, услуг, когда такая экспертиза осуществляется силами самого заказчика, без привлечения сторонних экспертов. При этом документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги (письма Минфина России от 27 октября 2017 г. N 24-03-07/71512, от 6 февраля 2018 г. N 24-03-08/6839). Напомним в связи с этим, что приемка поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом (ч. 6 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, вопрос об организации приемки (включая организацию проведения экспертизы) поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта решается по усмотрению заказчика. Последний вправе сформировать в этих целях любое количество комиссий (при этом в приемочную комиссию должно входить не менее пяти человек), в том числе с идентичным составом, так и отказаться от формирования каких-либо комиссий, поручив функции по приемке (включая экспертизу) конкретным лицам на постоянной либо разовой основе.
Добавим, что Закон N 44-ФЗ не устанавливает порядка создания приемочной или экспертной комиссий. Единственное требование, предусмотренное законом для приемочной комиссии, заключается в том, что в случае ее создания она должна быть сформирована не менее чем из пяти человек. В отношении экспертной комиссии аналогичного требования не установлено. В то же время полагаем, что в случае принятия решения о создании указанных комиссий либо единой приемочной комиссии заказчику следует издать соответствующий распорядительный документ, а также утвердить документ, регламентирующий деятельность комиссии (смотрите, к примеру, приказ Минсельхоза России от 18 января 2017 г. N 8, постановление Главы Администрации Даниловского муниципального района Волгоградской области от 8 декабря 2017 г. N 615, примерная форма приказа о создании приемочной комиссии для приемки поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) (подготовлено экспертами компании «Гарант»), примерная форма положения о приемочной комиссии для приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, результатов отдельного этапа исполнения контракта (подготовлено экспертами компании «Гарант»), примерная форма приказа о создании экспертной комиссии (подготовлено экспертами компании «Гарант»)).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

20 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Для чего требуется приемочная комиссия по нормам 44-ФЗ, и какие полномочия она выполняет?

Согласно действующему законодательству о государственных закупках, в обязанности заказчика входит обязательная приемка выполненных по контракту работ, предоставленных услуг или отгруженных товаров. Для этого заказчик может создать специальную приемочную комиссию. В состав такой комиссии должно входить не менее 5 человек.

Приемочная комиссия: функции и обязанности

Приемка товаров и работ является достаточно важным этапом, особенно если оказанная услуга или поставленные товары не соответствовали условиям заключенного контракта. От того, насколько мотивирован будет отказ от приемки работ, во многом будет зависеть возможность грамотной защиты интересов заказчика при возникновении разногласий.

Читайте также:  Каков порядок подтверждения особых условий труда по списку 1 и 2?

Приемочная комиссия создается в целях приемки выполненных подрядчиком работ или поставленных по контракту товаров. В число базовых обязанностей приемочной комиссии входит:

  1. Обеспечение приемки результатов работ совместно с управляющим или контрактной службой.
  2. При проведении экспертизы учитывать экспертную оценку или провести экспертизу самостоятельно.

Участники комиссии делают выводы относительно соответствия продукции заявленным в составе контракта характеристикам. Решения комиссии должны быть прозрачны и объективны.

Приемочная комиссия также может заниматься организацией экспертиз, получением экспертных заключений и предложений.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Создание приемочной комиссии 44-ФЗ

Приемочная комиссия создается по решению заказчика в рамках 44-ФЗ. Для этого издается специальный приказ о создании комиссии, в котором указываются такие обязанности комиссии или управляющего:

  1. Состав комиссии: поименный перечень, должен включать в свой состав не менее 5 человек (согласно ч. 6 ст. 94 №44-ФЗ).
  2. Указать на необходимость доведения положений приказа до членов приемной комиссии и обеспечить приемку результатов контракта.
  3. Оформить документацию.
  4. Организовать проведение экспертизы.
  5. Наделение приемочной комиссии правом принятия результатов при своевременном устранении подрядчиком существенных недостатков.

Помимо приказа о создании приемочной комиссии, заказчик должен определить основные правила ее работы. Они прописываются в отдельном документе: положении о работе приемочной комиссии. В указанном документе стоит определить сроки работы комиссии, место проведения заседаний и порядок рассмотрения заявок, права и обязанности комиссии, а также ответственность членов комиссии за результаты работы.

Состав

В состав комиссии должно входить не менее 5 человек: это председатель и ее участники. Председатель комиссии выступает руководителем деятельности комиссии, проводит встречи и заседания, а также оформляет акты приема передачи.

К членам приемочной комиссии могут быть предъявлены определенные требования с точки зрения их образования, стажа работы по специальности, опыта проведения экспертиз, знания законодательства и пр. Перечень таких требований в ФЗ-44 не прописан.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Желательно, чтобы численность специалистов, обладающих необходимой профессиональной компетенцией, была не менее 50% от совокупного количества участников комиссии.

В частности, не допускается привлекать к работе в комиссии лиц, которые организуют и проводят государственные закупки, могут повлиять на результаты приемки, наделены полномочиями по контролю в сфере госзаказов и соответствуют иным критериями по нормам ч. 6 ст. 39 ФЗ-44.

Экспертиза приемки товара по 44-ФЗ

До принятия ФЗ-44 экспертизу необходимо было проводить по всем контрактам, сейчас это правило убрали. Сейчас приемочная комиссия обязана привлекать экспертов при закупке у единственного поставщика, кроме ряда исключений, предусмотренных законодательством. Исключениями являются, например, случаи закупки услуг экспертных организаций или разработки проектной документации объекта капитального строительства.

Она может проводить экспертизу самостоятельно или с привлечением экспертов. Этот вопрос остается на усмотрение приемочной комиссии. При привлечении внешних экспертов нужно подписать договор с экспертной организацией. Он должен содержать указание на функции и полномочия эксперта, условия о правах эксперта, ответственность эксперта за результаты работы и ее размер, сроки проведения экспертизы, утвержденные формы используемых документов (например, рекламации, акта приема-передачи и пр.).

Проверка может быть сплошная (когда проводится экспертиза всей продукции), так и выборочная (когда анализируется только определенная часть товаров, а полученные выводы распространяются на все товары и работы).

Для проведения экспертизы у поставщика запрашиваются все необходимые документы, включая накладные, счета, сертификаты, акты и пр. Некоторые товары и услуги можно оценить только в ходе их потребления (это бензин, продукты питания, проведенный ремонт оборудования и пр.). В этом случае при экспертизе оценивается мнение и оценка конечных потребителей.

Метод проведения экспертизы заказчик определяет самостоятельно. Привлечение сторонних экспертов допускается только через заключение контракта по ФЗ-44. Результаты экспертного заключения оформляются в письменном виде, они должны быть учтены комиссией при приемке результатов работ.

При самостоятельном проведении экспертизы приемочной комиссией создается отдельная экспертная комиссия из 5 и более человек. В документе, который оформляется по результатам работы экспертной комиссии, указывается перечень поставляемой продукции и претензии к ее характеристикам.

Данные внутренней экспертизы допускается оформить как в виде отдельного документа, так и включить полученные результаты в акт приема-передачи выполненных работ.

Акт о приемке товара, работ или услуг

По результатам выполненных работ комиссия заказчика должна составить документацию о приемке товаров или услуг. Она имеет форму акта о приемке товаров, работ или услуг или иного документа (но в большинстве случаев в практике заключения контрактов фигурируют именно передаточные акты). Его подписывают все члены приемочной комиссии, после чего акт утверждается заказчиком.

Заказчик вправе самостоятельно определить форму и состав акта выполненных работ, так как этот документ не регламентирован законодательно. Акт приемки товаров (работ или услуг) несмотря на отсутствие утвержденной формы должен содержать такую информацию, как:

  1. Номер контракта, по которому осуществляется приемка.
  2. Наименование поставляемой продукции.
  3. Подтверждение соответствия результатов работ (поставляемых товаров) перечню требований.
  4. Стоимость поставленной продукции по контракту.
  5. Заключение экспертной комиссии (если такая проводилась).
  6. Подписи председателя приемочной комиссии и ее участников.

Отдельно стоит остановиться на такой распространенной форме акта, как КС-14, который составляется по результатам выполненных строительных работ. Его целью является ввод зданий и сооружений в эксплуатацию.

На основании подписанного акта выполненных работ заказчик производит окончательную оплату по условиям контракта. Приемка результатов строительных работ производится на основании проверки, обследований, контрольных испытаний, переданных исполнителем документов о соответствии объекта проектной документации, нормам и стандартам.

При несогласии принять результаты работ в адрес исполнителя направляется документ в произвольной форме, который содержит перечень недостатков с точки зрения количества, комплектности, качества товаров и услуг, несоответствия их требованиям контракта. Он содержит в качестве приложения заключение приемочной комиссии, выводы экспертизы и должен содержать подписи всех членов приемочной комиссии.

Также в данном документе нужно указать требование о поставке товара надлежащего качества (или исправления результатов работ) в те сроки, которые предусмотрены контрактом. Если указанные требования заказчика не будут выполнены, то он имеет право на односторонний отказ от контракта (если подобная возможность была в нем прописана).

По истечении 10 дней после отправки уведомления поставщику контракт считается расторгнутым. Но если за 10 дней подрядчик исправит все недочеты, то заказчик должен отозвать свое решение.

За некорректное проведение приемки работ должностным лицам грозит ответственность по нормам ст. 8-10 КоАП. Так, за непредставление документов о приемке поставленных товаров или выполненной работы или ненаправление мотивированного отказа от подписания подобных документов на должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере 20 тыс. р.

Аналогичные штрафные санкции грозят должностным лицам за несоблюдение требований о проведении экспертизы товаров и услуг.

Срок давности для привлечения к административной ответственности по указанным статьям КоАП составляет 1 год.

Таким образом, приемка результатов выполненных работ – один из обязательных этапов государственного контракта. В ходе приемки выполненных работ заказчик может создать специальную приемочную комиссию для организации процедуры. В ее задачи входит организация приемки работ, а также проведение экспертизы (при необходимости). Для начала работы комиссии издается приказ, а затем – постановление, регламентирующее перечень ее обязанностей. По результатам приемки работ составляется акт выполненных работ в произвольной форме.

Как составить приказ о создании комиссии

В процессе деятельности любого предприятия возникают ситуации, когда принимать решение или делать выводы по определенным вопросам необходимо коллегиально. Это может быть связано с разрешением трудовых споров, случаями производственного травматизма, определением условий труда и соблюдения техники безопасности и др. Коллегиальность принятия решений и объективных выводов достигается созданием специальных комиссий, куда входят специалисты по конкретным вопросам. Создание и состав комиссий определяется приказом руководителя предприятия.

Когда создаются комиссии

Организация может создавать комиссии по вопросам, связанным с производственным процессом:

  • принятие и списание материальных ценностей;
  • присвоение категории объектам;
  • проверка соблюдения условий охраны труда и техники безопасности;
  • комиссии по закупкам и др.
Читайте также:  Какой во Владивостоке районный коэффициент и северная надбавка?

Возникает необходимость в принятии комиссионных решений и при построении трудовых взаимоотношений на предприятии:

  • разрешение трудовых споров и конфликтов;
  • установление обстоятельств нарушения трудовой дисциплины;
  • проведение сокращений и ликвидации предприятия.

Еще один вариант ― аттестационные и другие комиссии по проверке знаний:

  • аттестационные для проверки на соответствие исполняемым обязанностям;
  • проверка знаний по использованию электрооборудования;
  • контроль знаний техники безопасности при работе на опасных производствах;
  • аттестация на знание охраны труда и пожарной безопасности.

Одним из самых важных видов считаются комиссии, связанные с организацией безопасных условий на проиводстве:

  • постоянно действующие комитеты и комиссии по охране труда;
  • комиссии по СОУТ (специальной оценке условий труда);
  • расследование несчастных случаев на производстве;
  • пожарно-технические комиссии.

Создаваемые коллективы могут быть постоянного действия и с установленным сроком их полномочий. Чаще всего постоянно действующие комиссии создаются на производствах для соблюдения охраны труда и техники безопасности.

Как составлять

Инициатива по созданию комиссии может принадлежать как руководителю предприятия, так и представителям профсоюзов или рабочего коллектива. В некоторых случаях она создается на основании существующих законодательных актов, политики предприятия, имеющихся докладных.

Составление приказа обычно поручается юридическим подразделениям, работникам отделов кадров, секретарю организации.

Особое внимание уделяется выбору членов комиссии. В зависимости от задач, подбираются специалисты соответствующего профиля высокой квалификации. При необходимости могут приглашаться независимые эксперты из сторонних организаций, особенно, когда вопросы касаются безопасности людей при работе с высокотехнологичным оборудованием и установки такого оснащения.

Количество членов комиссии не может быть менее 3. Обязательным условием будет назначение председателя, осуществляющего руководство и несущего ответственность за проводимую работу. В его качестве чаще всего выступают представители руководства предприятия или его подразделений.

Структура приказа

В настоящее время для первичной документации на предприятиях нет строгих форм, поэтому приказ о создании комиссии может быть составлен в произвольной форме или по специально разработанной для предприятия. Содержание документа должно быть максимально отвечающим на все вопросы, которые могут возникнуть по причинам его создания, выполняемым задачам, ожидаемым результатам. Соответственно, вне зависимости от назначения созданной комиссии, приказ должен содержать следующие сведения:

  1. Полное наименование организации, где он составлен.
  2. Номер, присвоенный в соответствии с порядком документирования на предприятии.
  3. Дату и место составления.
  4. Причину, по которой создается комиссия. Это могут быть ссылки на законы и другие регламентирующие деятельность документы, докладные, решения профсоюзных собраний, объяснительные и т.д.
  5. Состав комиссии с указанием ФИО и должностей всех членов. Отдельно указывается, кто назначается председателем.
  6. Подробно поясняются главные цели работы или исполняемые функции.
  7. Устанавливается срок работы комиссии или указывается, что она будет постоянно действующей.
  8. Назначается ответственный за ознакомление с приказом. Чаще всего работник отдела кадров или секретарь.
  9. При необходимости приводятся ссылки на дополнительные документы, необходимые для работы.
  10. Обязательно приказ подписывается руководителем предприятия или другим полномочным лицом.

Приказ подлежит хранению вместе с другими внутренними документами предприятия. Согласно правилам, такой документ относится к категории распорядительных. Срок хранения определяется периодом действия его актуальности и установленным законодательством правилам.

Примеры приказов

Для лучшего понимания рассмотрим некоторые образцы приказов.

Списание основных средств

Предназначена для определения степени моральной и физической изношенности оборудования. Может создаваться периодически или при возникновении необходимости при выходе техники из строя по причине аварии. Кроме проверки технического состояния и осмотра, комиссия может определять возможность использования отдельных частей и узлов оборудования в дальнейшем.

Дополнительно в приказе приводится перечень списываемых основных средств. На основании проведенной работы составляется акт на списание, который передается в бухгалтерию и служит основанием для снятия с баланса списанного оборудования.

Экспертная комиссия

Задача экспертной комиссии — произвести оценку и отобрать документы, подлежащие уничтожению. Обычно создается приказом руководителя и действует постоянно. В полномочия такого органа входит разработка политики предприятия по определению сроков хранения внутренних документов, а также отбору подлежащих постоянному хранению. Состав комиссии определяется руководителем и включает не менее 3 членов.

По охране труда

Охрана труда является одним из самых важных факторов организации работы предприятия. Поэтому Трудовым кодексом РФ в ст.218 предусмотрена возможность создания постоянно действующей комиссии по охране труда на предприятии. В ее задачи входит:

  • обеспечение выполнения требований по охране труда, профилактике производственного травматизма и профзаболеваний;
  • проверка рабочих мест на соответствие требованиям безопасности;
  • разработка предложений для внесения в коллективный договор по вопросам охраны труда;
  • решение трудовых споров, связанных с нарушением охраны труда работником или руководством.

Порядок работы и задачи комиссии определяются правилами, приведенными в Приказе Минтруда от 24.06.2014 г. № 412н.

Комиссия по СОУТ

Главными целями при специальной оценке условий труда являются:

  • выявление требующих проверки рабочих мест;
  • выполнение необходимых замеров для выявления факторов, представляющих опасность;
  • вывод о возможности повышения или понижения класса опасности рабочего места;
  • обоснование сделанных выводов и утверждение проведенной оценки.

Создание и состав комиссии регламентируется положениями ФЗ №426-ФЗ от 28.12.2014 г., где указывается, что председателем этого органа назначается директор или другой представитель руководства предприятия.

Состав выбирается на основании решения общего собрания работников и должен включать специалистов по охране труда или сотрудников, прошедших аттестацию по данным вопросам. Для предприятий, где штатное расписание не предусматривает таких специалистов, их приглашают на договорной основе. Решения, принятые комиссией, в которой нет профессионалов по охране труда, не считается действительным.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 577-03-71
(Москва)

+7 (812) 425-60-36
(Санкт-Петербург)

8 (800) 350-84-13 доб 680
Для всех регионов!

Это быстро и бесплатно!

Комиссия по пожарно-технической безопасности

Важность профилактики пожарной безопасности на любом производстве невозможно переоценить. Для проведения мероприятий, обеспечивающих повышения ее уровня, создаются пожарно-технические комиссии (ПТК). Учитывая, что основную ответственность за пожарную безопасность предприятия несет руководитель, то для него важно проводить периодические проверки выполнения всех требований по этому вопросу. ПТК позволяет на основе Правил противопожарного режима (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390) производить все необходимые проверки и разрабатывать мероприятия по увеличению пожаробезопасности.

В состав комиссии обычно включаются:

  • главный инженер в качестве председателя;
  • руководитель отделения пожарной охраны, если такое есть на предприятии;
  • инженеры (энергетики, технологи);
  • специалисты по водоснабжению;
  • представители профсоюза;
  • выбранные члены трудового коллектива.

Для маленьких (менее 50 человек) предприятий предусматривается сотрудничество с ПТК сторонних организаций, работающей на договорных условиях.

Ниже можно ознакомиться с примерами других приказов для создания комиссий:

  • приказ о создании комиссии по учету и списанию материальных ценностей на 2017 год;
  • приказ о создании комиссии для расследования несчастного случая;
  • приказ о создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний и требований охраны труда персонала организации;
  • приказ о назначении комиссии по проверке знаний по электробезопасности.

Автор: Сергей Ильин

Профессор права и юриспруденции, Экономист МЭО

Правила создания комиссии по списанию основных средств – состав и обязанности

Все основные средства (ОС) компании имеют свой срок эксплуатации. Когда подходит время завершения его действия, имущество приходит в негодность, или его продают, проводится процедура списания.

В настоящей статье разберемся, для чего необходима комиссия по списанию ОС, кто входит в ее состав и как составить приказ для ее назначения.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

Нужно ли создавать?

Чтобы провести списание ОС работодатель должен быть уверен, что имущество нельзя дальше использовать.

С этой целью проводится ряд процедур, совершаемых специальной комиссией.

Без данной группы нельзя снять с учета имущество, поэтому работодатель создает специальный приказ для ее назначения.

Состав

Комиссия нужна для выявления потребности в списании имущества. Только определенные лица могут подтвердить, что ОС нельзя эксплуатировать дальше по причине износа или передачи по договору другому владельцу.

В состав включают руководителей среднего уровня. К примеру, главного инженера. Также членом комиссии часто являются бухгалтера.

Требуется, чтобы в состав входили специалисты различных областей. Это поможет определить необходимость списания основных средств с разных точек зрения.

Рекомендуемое количество членов — не менее трех человек. Дополнительно руководитель выделяет председателя.

Для утверждения комиссии руководитель издает специальный приказ.

Как оформить приказ о создании?

Для оформления распоряжения о создании комиссии можно использовать обычный лист формата А — 4 или фирменный бланк компании.

Документ разрешается писать от руки либо печатать на компьютере или другой печатной технике.

Нельзя в приказе допускать ошибки или описки. Иначе документ нельзя будет признать действительным.

Также распоряжение не признается действительным без утверждающей подписи руководителя компании.

В верхней части листа указывается:

  • название компании, в которой издается приказ на создание комиссии;
  • наименование документа;
  • номер и документа, дата и город его издания;
  • краткое предложение, о чем распоряжение;
  • причина издания.

Ниже указывается слово «ПРИКАЗЫВАЮ» и по пунктам перечисляются распоряжения руководителя, в частности о создании комиссии из трех человек. Перечисляются должности и Ф.И.О. членов. Отдельно выделяется председатель.

Кроме состава комиссии, распоряжение содержит конкретные обязанности членов.

Комиссия не только обязана выявить не пригодные к использованию ОС, но и установить причину списания. Для этого она оформляет необходимые документы. Одним из них является акт.

Дополнительно приказом утверждается работник, ответственный за исполнение распоряжений и ознакомление всех указанных в документе лиц.

Отдельным пунктом в приказе обозначается список основных средств, подлежащих снятию с учета, а также обозначаются сроки, в которых должен проводиться осмотр имущества.

В приказе проставляется подпись директора и визы всех лиц, обозначенных в распоряжении. Обязательно должны присутствовать расшифровки поставленных подписей.

После утверждения документа, комиссия может приступать к своим непосредственным обязанностям: осматривать обозначенные объекты, оформлять акты осмотра и другую сопроводительную документацию при необходимости.

Документ должен соответствовать основным правилам оформления деловой документации.

Скачать образец

Пример оформления приказа о назначении состава комиссии по списанию основных средств – word.

Обязанности членов

Утвержденная руководителем комиссия должны исполнять обязанности:

  • изучение и тщательный осмотр ОС, подлежащих списанию;
  • определение причин снятия с учета: износ, реконструкция, нарушение правил эксплуатации, авария, бедствие, длительное использование и т. п.;
  • выявление того, возможно ли в дальнейшем использовать имущество или его отдельные детали по назначению;
  • оформление документации, непосредственно связанной со списанием объектов: техническая, коммерческая, бухгалтерская;
  • определение виновных лиц в неисправности основного средства. Если такие есть, то привлечение работников к возмещению ущерба (составляется докладная записка на имя руководителя), результаты отображаются в акте осмотра имущества;
  • составление списка деталей основного средства, которые можно использовать в дальнейшем, их оценка;
  • ответственность за демонтаж отдельных деталей списываемого ОС;
  • составление протокола списания основных средств;
  • оформление актов по осмотру и списанию (форма ОС-4, ОС-4а, ОС-4б).

Дополнительно предполагается составление заключения о списании. Форма этого документа не утверждена на законодательном уровне.

Поэтому заполняется в произвольном виде, но с обязательным указанием реквизитов компании.

Все обязанности членов комиссии конкретно прописываются в приказе на ее создание и должны выполняться должным образом.

Выводы

По указанной теме можно выделить несколько основных моментов:

  • Перед списанием ОС в организации обязательно создается специальная комиссия, она должна провести тщательный осмотр основного средства и выявить невозможность его дальнейшего использования.
  • Группа должна включать не менее трех человек, в состав которых входят руководители среднего звена и бухгалтера.
  • Для утверждения состава, ее членов и председателя издается приказ.
  • Распоряжение включает перечень членов группы, а также ее председателя. Также в нем конкретно прописываются обязанности.
  • Все члены комиссии должны поставить свои подписи в приказе на утверждение. Также без подписи руководителя распоряжение нельзя признать действительным.
  • Основными обязанностями членов являются осмотр ОС, выявление признаков невозможности дальнейшего использования имущества, определение факта необходимости списания, определение возможности использования отдельных деталей основного средства в дальнейшем на другом имуществе, оформление необходимой документации.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

+7 (499) 938-43-28 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 467-43-31 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

+7 (800) 511-52-74 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

Приказ о комиссии по списанию материальных ценностей

Основные аспекты составления приказа о комиссии по списанию материальных ценностей (цели, формирование состава, оформление протокола и др.)

Оформление приказа, устанавливающего состав и определяющего иные аспекты работы комиссии по списанию материальных ценностей (КСЦ), является одним из элементов многошаговой процедуры по списанию имущества фирмы. Данная процедура включает следующее:

  • выявление материальных объектов, частично или полностью утративших потребительские свойства, в том числе в результате физического или морального износа, гибели или уничтожения и по иным причинам;
  • признание имущества непригодным для дальнейшего использования в деятельности фирмы;
  • оформление необходимых документов.

Приказ о КСЦ необходим для решения целого ряда организационных вопросов:

  • определения количественного и структурного состава специалистов фирмы для формирования КСЦ;
  • установление временных рамок работы КСЦ;
  • детализация полномочий, ответственности и регламента работы членов КСЦ.

Приказ о КСЦ должен быть сформулирован таким образом, чтобы в результате работы комиссии была достигнута основная цель ее создания — принятие решения о списании имущества фирмы.

Приказ также может содержать регламент работы КСЦ, если алгоритм действий членов КСЦ при осуществлении ими своих функций не описан в ином локальном акте (например, в Положении о работе КСЦ).

Такой регламент в виде отдельного положения, в частности, может содержать детальное описание работы КСЦ, в том числе при:

  • проведении осмотра подлежащего списанию имущества;
  • изучении информации о свойствах и характеристиках этого имущества, содержащейся в технической, учетной и иной документации;
  • вынесении заключения о возможности и (или) целесообразности (пригодности) дальнейшего использования имущества (в том числе о возможности восстановления или дальнейшего использования отдельных элементов: узлов, деталей, конструкций – подлежащего списанию имущества).

О том, как работает комиссия, когда речь идет о списании основного средства, читайте в статье «Документальное оформление списания основных средств».

На нашем форуме можно обсудить любой сложный для вас момент, возникший в ходе ведения учета товарно-материальных ценностей. Например, здесь можно узнать, как правильно списать непригодный для продажи товар.

Положением также необходимо предусмотреть следующее:

  • правомочность решений КСЦ при определенном кворуме (к примеру, присутствие не менее 2/3 ее членов при принятии решения о списании);
  • сроки рассмотрения КСЦ представленных ей документов по подлежащему списанию имуществу;
  • ситуации, когда требуется приглашение экспертов или иных специалистов для определения пригодности (степени возможного использования) имущества;
  • иные важные аспекты работы КСЦ.

В положении может также определяться срок, в течение которого КСЦ представляет на рассмотрение руководителю фирмы документ, содержащий выводы комиссии о дальнейшей судьбе тех или иных материальных ценностей. Если такое положение фирмой не разработано, необходимые аспекты работы КСЦ отражаются в приказе.

О том, какую роль играет комиссия в процедуре списания малоценного имущества, читайте в материале «Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов».

Как выглядит образец приказа о комиссии по списанию имущества

Списание материальных ценностей необходимо рассматривать как один из элементов учетно-контрольной системы обеспечения сохранности и эффективности использования имущества фирмы. Поэтому работу КСЦ разумнее организовать на постоянной основе, а регламент описать в отдельном положении.

С учетом данного подхода в приказе о КСЦ отсутствует необходимость отражения детализированного описания действий комиссии, и можно ограничиться следующей информацией, включающей:

  • наименование фирмы;
  • реквизиты приказа (наименование, номер и дата);
  • указание на цель создания КСЦ, перечисление персонифицированной информации о ее членах;
  • подпись руководителя.

Один из вариантов образца приказа о комиссии по списанию материальных ценностей вы можете увидеть на нашем сайте.

Периодичность оформления приказа о КСЦ законодательно не установлена, поэтому сделать это можно единожды, а потом пересматривать по мере необходимости.

По результатам работы КСЦ за указанный период руководством проводится оценка ее эффективности и формулируются определенные организационные выводы (о необходимости сокращения или расширения численности КСЦ, изменения структуры, корректировки регламента работы и др.).

Итоги

Комиссия по списанию материальных ценностей необходима для проведения комплекса мероприятий по оценке пригодности материальных ценностей фирмы и решения вопроса об их списании. Ее состав и полномочия устанавливаются специальным приказом.

Читайте также:  Увольнение пенсионера по инициативе работодателя
Ссылка на основную публикацию