Как принять на работу провизора, получившего диплом без сертификата? - Komsindrom.ru

Как принять на работу провизора, получившего диплом без сертификата?

Содержание

Почему сертификаты провизоров и фармацевтов признают недействительными

В КАКИХ СЛУЧАЯХ СЕРТИФИКАТЫ ПРОВИЗОРОВ И ФАРМАЦЕВТОВ ПРИЗНАЮТСЯ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ?

На сайт СИБФАРМА стали часто обращаться работники аптек за консультациями по вопросу: «Почему мой сертификат специалиста контролирующие органы признали недействительным?». Сразу уточним, что подобные обращения поступают от специалистов, не проходивших обучение в СИБФАРМА.

Постараемся объяснить правовую основу этой проблемы, с которой стали сталкиваться фармацевтические работники. Она напоминает ситуацию с рецептами врачей, которые в аптеке признаются недействительными потому, что они оформлены с нарушением требований приказов Минздрава России № 1175н или № 54н.

По аналогии, несоблюдение процедуры сертификации специалистов, весьма жестко регламентированной Минздравом и Минобрнауки России, является основанием для контролирующих органов признать сертификат провизора или фармацевта недействительным.

В дополнение к указанным документам этот процесс должен соответствовать требованиям: ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и еще 23 нормативных актов Минздрава и Минобрнауки России. Несоблюдение положений этих нормативно-правовых документов является основанием для признания сертификата специалиста выданным с нарушением действующего регламента, а следовательно недействительным.

Рассмотрим наиболее типичные ситуации.

Ситуация первая.

Здравствуйте! Диплом провизора я получила в июле 2013 г. После окончания вуза интернатуру не проходила. В аптеке работала за первым столом 5 лет без сертификата. Из них 2,5 года — консультантом и 2,5 года — в должности провизора. В 2018 г. получила диплом о профессиональной переподготовке и сертификат по специальности «Фармацевтическая технология». При проверке аптеки мне сказали, что я не соответствую должности, т.к. у меня не пройдена интернатура по специальности «Фармацевтическая технология». Законны ли претензии ко мне? Могу ли я занимать должность провизора-технолога?

Правовая оценка ситуации. Высказанные в ваш адрес претензии представителями контролирующего органа справедливы. Согласно п. 8 Порядка совершенствования профессиональных знаний специалистов в области здравоохранения (утв. приказом Минздрава России от 3 августа 2012 г. № 66н «Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков …») обучение по программам дополнительного профессионального образования работников, имеющих фармацевтическое образование, не соответствующее квалификационным характеристикам и квалификационным требованиям, но имеющих непрерывный стаж практической работы по соответствующей фармацевтической специальности более 5 лет.

В представленной ситуации, требования о наличии более 5 лет непрерывного стажа в должности провизора-технолога не были соблюдены. Руководствуясь квалификационными требованиями к должности «провизор-технолог», оговоренных в приказе Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием …», провизор должен иметь сертификат по специальности «Фармацевтическая технология», полученный на законных основаниях.

Богатырев Андрей из г. Новосибирск.

Здравствуйте! Я получил высшее фармацевтическое образование в Казахстане и при переезде в Россию на ПМЖ я прошел сертификационный цикл. По окончании этого обучения получил сертификат специалиста по специальности «Управление и экономика фармации» в образовательном центре в Новосибирске. При плановой проверке работы аптеки мой сертификат признали недействительным! Поясните, почему признали мой сертификат недействительным?

Правовая оценка ситуации. Решение о признании вашего сертификата специалиста недействительным имеет под собой нормативное обоснование. Процедура допуска к фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, определяется Постановлением Правительства РФ от 07.02.1995 г. № 119 «О порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах» и приказом Минздрава России от 5 мая 2016 г. № 284н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по выдаче сертификата специалиста лицам, получившим медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах». Установленный этими нормативными актами порядок вами был нарушен. Согласно этим документам первый сертификат специалиста, дающий право вам заниматься фармацевтической деятельностью на территории РФ, могло выдать вам только региональное управление Росздравнадзора, а не образовательная организация.

Иванова Вера из г. Екатеринбург.

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, я после 7-летнего перерыва вернулась работать в аптеку, сдала сертификационный экзамен в частном образовательной организации и получила сертификат. Однако, кадровая служба нашей аптечной сети сказала, что мой сертификат недействителен, и потребовала подтверждения о моем повышении квалификации в размере не менее 500 часов. Справедливы ли эти требования?

Правовая оценка ситуации. Требования вашей кадровой службы справедливы, так как в соответствии с п. 4 ст. 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», лица, имеющие фармацевтическое образование и не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к осуществлению фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам в объеме не менее 500 часов.

Пономарева Екатерина из г. Тюмень.

Здравствуйте! Поясните пожалуйста ситуацию. Меня назначили руководителем одной из аптек аптечной сети. Я прошла профессиональную переподготовку в одном образовательном центре по специальности «Управление и экономика фармации». При проверке лицензионной деятельности аптеки выяснилось, что я не имела права проходить профессиональную переподготовку по указанной специальности, а должна была пройти обучение в интернатуре по специальности «Управление и экономика фармации». Почему я не могла обучаться по программе профпереподготовки?

Правовая оценка ситуации. Высказанные в ваш адрес представителями контролирующего органа претензии справедливы, так как право получения специальности «Управление и экономика фармации» через профессиональную переподготовку в соответствии с приказом Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием …» имеют только руководители аптечных организаций. В соответствии с п. 35 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» под термином «аптечная организация» понимается самостоятельное юридическое лицо или структурное подразделение медицинской организации. В вашем случае вы являетесь руководителем структурного подразделения аптечной организации, и выше указанная норма приказа № 707н о профессиональной переподготовке на вас не распространяется, на что справедливо обратила внимание проверяющая организация.

Здравствуйте, в 2011 г. я закончила переподготовку с присвоением специальности «фармацевт» на базе специальности «лечебное дело». Один год проработала фармацевтом, 5 лет — заведующей аптекой, а сейчас выясняется, что диплом о переподготовке не дает права работать в аптечной сфере, так ли это и для чего тогда он вообще нужен?

Правовая оценка ситуации. В соответствии с действующими нормативными документами, регламентирующими квалификационные требования к фармацевтическим работникам: Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности», приказ Минздрава России от 10 февраля 2016 г. № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием»; приказ Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием …» и профессиональные стандарты, обязательным условием допуска к фармацевтической деятельности в аптечных организациях является наличие у специалиста базового фармацевтического образования, которое может быть подтверждено только дипломом государственного образца по специальности «Фармация».

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» диплом о профессиональной переподготовке является лишь дипломом установленного образовательной организацией образца и поэтому не дает права медицинским специалистам занимать фармацевтические должности в аптеке. Использование медицинских работников на фармацевтических должностях в аптечных организациях является грубым нарушением лицензионных требований в соответствии с п. 13 Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения (утв. приказом Минздрава России от 31 августа 2016 г. N 647н).

Мы остановились лишь на пяти наиболее часто встречающихся ситуациях, связанных с несоблюдением нормативно-правового регламента, регулирующего квалификационные требования и порядок повышения квалификации провизорами и фармацевтами.

Важно, при этих обстоятельствах принять во внимание то, что с 14 июля 2017 г. с вступлением в силу новой редакции «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. № 1081), согласно которой все вышеперечисленные ситуации без исключения стали относиться к грубым нарушениям лицензионных требований и условий.

При этом, в соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, контролирующий орган имеет право оштрафовать юридическое лицо на сумму от 100 000 до 200 000 руб. или приостановить деятельность аптеки на срок до 90 суток. Эта же статья предусматривает штрафы для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 4000 до 8000 руб. или закрытие аптеки на срок до 90 суток; а для должностных лиц — штраф в размере от 5000 до 10 000 руб.

Причины указанных проблем

1. Незнание положений нормативно-правового регламента, регулирующего квалификационные требования к фармацевтическим специалистам и порядок повышения квалификации провизорами и фармацевтами.
2. Использование услуг провизорами и фармацевтами не обремененных профессиональной ответственностью образовательных организаций, обещающих максимально легкое повышение квалификации, переподготовку в провизоры и фармацевты из врачей и медсестер, сказочно низкие цены или другие «маркетинговые ловушки», противоречащие действующим нормативно-правовым актам.

Что делать для устранения обсуждаемых проблем и их профилактики

1. Познакомиться с действующим нормативно-правовым регламентом, регулирующим квалификационные требования к фармацевтическим специалистам и порядок повышения квалификации провизоров и фармацевтов (см. на сайте СИБФАРМА по ссылке: https://ano.sibfarm.com/normativno-pravovaya-osnova-dpo/).

2. Обращаться за консультациями и сотрудничать в сфере повышения квалификации (дополнительного профессионального образования) с профессиональными образовательными организациями, гарантирующими соблюдение нормативно-правового регламента повышения квалификации фармацевтических специалистов.

Где можно получить нормативно обоснованную консультацию?

В описанных ситуациях мы не представили конкретных рекомендаций по устранению обозначенных проблем, так как эти рекомендации носят сугубо индивидуальный характер с учетом множества факторов и особенностей профессиональной деятельности специалистов.

Специалисты СИБФАРМА, будучи провизорами с большим опытом работы в области дополнительного профессионального образования, готовы дать и постоянно дают развернутые рекомендации в области повышения квалификации в строгом соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.

Для получения консультации обращайтесь по бесплатному многоканальному телефону 8-800-100-41-66 звонки принимаются с 6.00 до 17.00 МСК, Пн-Сб.

Или на электронный адрес: edu@sibfarm.com

Так же вы можете стать участником одной из наших групп в социальных сетях:

Участников указанных групп мы оперативно информируем об изменениях нормативно-правовых документов, регулирующих фармацевтическую деятельность, и новостях фармацевтической отрасли.

Читайте также:  Можно ли уволить за драку на рабочем месте работника, не имеющего ранее дисциплинарных взысканий?

Квалификационные требования для исполнения функционала провизора?

Собери 8 правильных авокадо и получи запись вебинара!
«Секреты здоровой кухни» от Олега Ирышкина!

Какой медицинский сертификат нужен для работы в аптеке: обучение фармацевтов и повышение квалификации провизоров

Сегодня в деятельности аптек реализуются требования приказов Минздрава России от 31 августа 2016 г. № 646н и 647н. Данные нормативные акты реализуются через Положение о лицензировании фармацевтической деятельности (утв. Постановлением РФ от 22 декабря 2011 г. № 1081 в ред. от 2 июля 2017 г.).

Тем не менее возникают ряд вопросов представителей аптечных организаций, которые связанны с кадровым обеспечением. Сегодня существуют проблемы совмещения должностей и профессиональных обязанностей. Таковым является, например, вопрос о том, могут ли провизоры, имеющие профессиональное образование по специальностям «Фармацевтическая химия и фармакогнозия (ФХиФ)» или «Фармацевтическая технология (ФТ)» занимать руководящие должности аптечной организации, требующие наличия образования по специальности «Управление и экономика фармации»?

И еще чаще встречается проблема со специалистами, которые имеют образование по направлению «Управление и экономика фармации». В связи с кадровыми проблемами, они вынуждены осуществлять функционал провизоров. Другими словами, может ли руководитель стоять за прилавком аптеки и заниматься розничной реализацией лекарств?

Можно ли работать провизором, имея только сертификат по направлению «Управление и экономика фармации»?

Минздрав четко занимает позицию в этом вопросе (скачать Письмо от 7 декабря 2017 года) : нет, не может такой специалист вести профессиональную деятельность по профилю «Провизор-технолог» или «Провизор-аналитик». Минздрав ссылается на ряд нормативных актов и законов.

В Федеральном законе от 12.04.2010 № 61‑ФЗ «Об обращении лекарственных средств» говорится, что физические лица должны иметь среднее или высшее фармацевтическое образование и иметь сертификат специалиста.

В статье 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99‑ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» также устанавливаются требования к образованию, к необходимому стажу работы.

Согласно требованиям Положения о лицензировании фармацевтической деятельности (Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081), а также положениям Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н) и квалификационным характеристикам, специалисты, получившие сертификат по специальности «Управление и экономика фармации», могут занимать одну из должностей руководителей аптечной организации:

— директор (заведующий, начальник) аптечной организации;

— заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации;

— заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации.

Если такой работник будет осуществлять деятельность по профилю «Провизо-технолог» или «Провизор-аналитик», то для этого необходимо получить сертификат специалиста по специальности «Фармацевтическая технология».

Квалификационные требования к работникам аптек

Квалификационные характеристики: провизор

Управление и экономика фармации

Заместитель директора (заведующего);

Заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;

Заведующий медицинским складом мобилизационного резерва;

Заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;

Заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации.

Высшее профессиональное образование по специальности «Фармация», подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Управление и экономика фармации»,

Профессиональная переподготовка по специальности «Управление и экономика фармации» руководителей аптечных организаций, стаж работы не менее трех (двух) лет.

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

Заведующий структурного подразделения (отдела) аптечной организации.

Высшее профессиональное образование по специальности «Фармация», подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» без предъявления требований к стажу работы. Для должности «Старший провизор» — 5 лет стажа.

Фармацевтическая технология (ФТ)

Заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации

Высшее профессиональное образование по специальности «Фармация», подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Фармацевтическая технология», без предъявления требований к стажу работы. Для должности «Старший провизор» — 5 лет стажа.

Высшее профессиональное образование по специальности «Фармация», свидетельство об аккредитации по специальности «Фармация» без предъявления к стажу работы

Провизоры, у которых есть перерыв в работе по специальности более 5 лет, и те, кто изменил профиль специальности, требующей специальной подготовки и квалификации, назначается на должность провизора-стажера на период прохождения в установленном порядке профессиональной переподготовки. Стажер провизор может исполнять должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой провизора, только под руководством провизора, имеющего сертификат специалиста по соответствующей специальности, отвечая наравне с ним за свои действия.

Квалификационные характеристики: фармацевт

Среднее профессиональное образование по специальности «Фармация» без предъявления требований к стажу работы.

Среднее профессиональное образование по специальности «Фармация» и сертификат специалиста по специальности «Фармация» без предъявления требований к стажу работы.

Среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности «Фармация» и сертификат специалиста по специальности «Фармация» без предъявления требований к стажу работы.

Директор (заведующий, начальник) аптечной организации,

Заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации,

Заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами,

Заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами,

Среднее профессиональное образование по специальности «Фармация» и сертификат специалиста по специальности «Фармация», стаж работы не менее пяти лет.

Сегодня действуют профессиональные стандарты «Провизор», «Провизор-аналитик» и «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью». В этих стандартах прописаны трудовые функции, требования к образованию, обучению и опыту практической работы. Уже есть проект профессионального стандарта «Фармацевт», который пока не утвержден.

Помимо этого, действует приказ Минздрава России от 07.10.2015 № 700н «Номенклатура специалистов» и приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки». В этих нормативных документах указаны требования к уровню подготовки и уровню дополнительного образования – курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Провизор может быть руководителем, а руководитель без сертификата не может быть провизором

Согласно требованиям приказа Минздрава России от 08.10.2015 № 707н провизоры с сертификатами по специальностям «Фармацевтическая технология» или «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» могут занимать руководящие должности.

В свою очередь не каждый руководитель может выполнять функции провизора. Для этого необходимо иметь соответствующую профессиональную подготовку и сертификат по направлению «Фармацевтическая технология» или «Фармацевтическая химия и фармакогнозия».

За нарушение правил согласно ч. 4 статьи 14.1. КоАП РФ, на физическое лицо будет наложен административный штраф в размере от 4000 до 8000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 дней. Штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей может наложен на должностное лицо. Юридические лица могут быть оштрафованы на 100 000 – 200 000 рублей или организации грозит приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Как получить сертификат провизора?

Здесь на помощь придёт применение приказа Минздравсоцразвития РФ от 3 августа 2012 г. № 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях».

Решающее значение в получении нужного сертификата играет стаж непрерывной профессиональной деятельности по вновь получаемой специальности. Все зависит от того, сколько лет отработал фарм. работник по специальности: более 5 лет стажа или менее 5 лет. Согласно этому у специалистов есть 3 варианта получения сертификата:

Первый вариант: Если у работника стаж деятельности по специальности 10 лет и более, то он может пройти курсы повышения по любой форме обучения с нагрузкой от 100 до 500 часов.

Второй вариант: Если у специалиста стаж работы от 5 до 10 лет, то он должен пройти курсы профессиональной переподготовки объемом свыше 500 часов.

Третий вариант: Если нет 5 лет стажа, то здесь возможно только обучение в ординатуре. Касательно направления «Управление и экономика фармации», то тут нет требования к стажу и, согласно Приказу 707н, можно пройти курсы переподготовки.

Вопрос: Если руководитель принял на работу врача без сертификата только согласно ст. 65 ТК РФ, где не указан сертификат, то какие санкции предусмотрены против руководителя и доктора за отсутствие сертификата? Если истек срок сертификата доктора при работе, то надо ли его увольнять? По какой статье? Если п. 1 ч. 1 ст. 100 закона N 323 от 21.11.2011 указывает на необходимость сертификата до 1 января 2016 г., то правомочно ли требовать сертификат при трудоустройстве после 1 января и на каком основании? Кем может работать врач-стоматолог с дипломом, но без сертификата? Отсутствие сертификата является запретом на работу? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», май 2016 г.)

Если руководитель принял на работу врача без сертификата только согласно ст. 65 ТК РФ, где не указан сертификат, то какие санкции предусмотрены против руководителя и доктора за отсутствие сертификата? Если истек срок сертификата доктора при работе, то надо ли его увольнять? По какой статье? Если п. 1 ч. 1 ст. 100 закона N 323 от 21.11.2011 указывает на необходимость сертификата до 1 января 2016 г., то правомочно ли требовать сертификат при трудоустройстве после 1 января и на каком основании? Кем может работать врач-стоматолог с дипломом, но без сертификата? Отсутствие сертификата является запретом на работу?

Обязательным условием для занятия медицинской деятельностью является наличие у врача сертификата специалиста. Данное условие установлено Федеральным закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» до 1 января 2026 года (см. правовое обоснование).

Работодатель не вправе отказать в приеме на работу из-за отсутствия сертификата специалиста, но обязан направить на обучение данного работника, так как непосредственно на работодателя возложена обязанность отслеживать сроки действия необходимых для осуществления медицинской деятельности документов работников и своевременно направлять на курсы повышения квалификации.

Поскольку наличие сертификата специалиста у медицинского работника и повышение квалификации им не реже одного раза в 5 лет предусмотрено нормативными правовыми актами, то работодатель обязан проводить повышение квалификации работников за счет организации, если это является условием выполнения работником его работы.

В случае приостановления действия на срок до 2 месяцев специального права работника (осуществлять медицинскую деятельность) работодатель обязан отстранить его от работы (на занимаемой должности), если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы.

Если работник не сможет заниматься медицинской деятельностью более 2-х месяцев, то трудовой договор может быть прекращен по п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

При этом увольнение работника в случае истечения срока действия сертификата, если работодателем не предпринимались меры по его обучению, будет являться неправомерным.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.

Согласно ч. 4 ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Повышение квалификации медицинских работников, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, осуществляемое не реже одного раза в 5 лет, предусмотрено Перечнем циклов специализации и усовершенствования в системе дополнительного образования среднего медицинского и фармацевтического персонала, утвержденным приказом Минздрава России от 05.06.1998 N 186, и Порядком совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 09.12.2008 N 705н.

Читайте также:  Где должен храниться экземпляр трудового договора который остается у работодателя?

Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Согласно ч. 1 ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, в том числе, в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 76 ТК РФ).

На основании п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон: истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 8, 9, 10 или 13 части первой ст. 83, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ч. 2 ст. 83 ТК РФ).

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», май 2016 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Текст материала опубликован на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.

Всё об аккредитации для фармацевтов и провизоров

С 2016 года в России введена новая система аккредитации для провизоров и фармацевтов — Владимир Давыденко выяснил все ее подробности

В 2016 году в России начала работу система непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Одной из ее составляющих стала аккредитация, которую вскоре, вместо сертификации, будут проходить все фармацевты. Владимир Давыденко выяснил, как первую аккредитацию прошли выпускники фармфакультетов и к каким новшествам нужно готовиться сотрудникам российских аптек.

исполнительный директор некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия»

заведующая кафедрой управления и экономики фармации Новосибирского государственного медицинского университета

Разговоры об обязательной аккредитации фармацевтов и провизоров начались уже давно. Еще в 2011 году правительством был принят закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которому с 1 января 2016 года право на работу в медицине и фармации специалисты должны подтверждать свидетельством об аккредитации.

Однако сама по себе эта процедура — лишь верхушка айсберга структурных реформ всей отрасли. В последующие годы в недрах Минздрава и профессионального сообщества шла работа по созданию новых стандартов обучения для каждого направления подготовки будущих врачей и фармацевтов. Именно на их основе будет проходить аккредитация. Пока что завершены и официально опубликованы только два таких документа: «Стоматология» и «Фармация». В ближайшее время авторы обещают создать профстандарты по всем остальным видам медицинской и фармацевтической деятельности вплоть до стандарта для фарминспектора.

Инициатива снизу

О том, что систему подготовки кадров для фармацевтики пора менять, первыми заговорили сами представители отрасли. По словам исполнительного директора «Аптечной гильдии» Елены Неволиной, активно участвовавшей в разработке профильного стандарта для провизоров, с каждым годом всё более очевидным становился разрыв между получаемыми в вузах знаниями и навыками, необходимыми для реальной работы:

«Мы давно слышим претензии от работодателей из‑за того, что выпускники вузов не приспособлены к практической деятельности и их приходится доучивать на местах. В образовании действительно наблюдалась довольно странная ситуация, когда молодой фармацевт учился 5 лет в институте, а после выпуска не имел права работать провизором — нужно было сдать дополнительный экзамен и получить справку, что его могут принять в качестве среднего фармперсонала, то есть фармацевта. Потом год интернатуры, и только после этого он приходил в аптеку полноценным провизором. Такое положение дел подрывало престиж высшей школы, ведь в случае среднего образования студент учился 3–4 года, сразу получал сертификат специалиста и мог приступать к работе. Выходило, что подготовка тех же кадров в вузах у нас идет дольше, а значит, не так эффективна. Это становилось проблемой не только для работодателя, но и для бюджета, чьи средства расходовались нерационально».

В результате уже в 2016 году выпускники фармацевтических вузов, сдав традиционные экзамены на глубину усвоения образовательной программы и получив диплом, стали проходить процедуру аккредитации, демонстрируя свои знания на практике. Пока это коснулось тех, кто решил работать в оптово-розничном фармбизнесе.

Три шага к профессии: аккредитация выпускников медицинских вузов

По задумке разработчиков, первичная аккредитация студентов состоит из трех этапов: тестирования, проверки практических навыков в симулированных условиях и решения ситуационных задач. Перечень вопросов для первого этапа опубликовали заранее, и у будущих фармацевтов была возможность потренироваться до наступления часа икс. Тест состоит из более чем 3 200 тестов, каждый из которых содержит 4 варианта ответа. Для удобства подготовки студентов во всех пунктах верный ответ разместили под буквой «А». Во время самой аккредитации подсказки, разумеется, исключены. На выполнение заданий дается 90 минут.

Успешно сдав тесты, студенты-фармацевты должны показать свое владение практическими навыками профессии. Для этого им необходимо правильно и последовательно выполнить 5 заданий (на каждое дается по 10 минут), которые случайно подбираются компьютером из базы. Всего таких заданий 245, их перечень также был опубликован заранее и не будет изменяться.

Всё это студентам предлагается делать не за партой, а на специальных станциях, имитирующих рабочие зоны аптеки, начиная с отдела приемки и заканчивая помещением для отпуска товаров и консультирования посетителей.

Наконец, третий этап первичной аккредитации предполагает решение ситуационных задач, или мини-кейсов. Здесь аккредитуемый получает 3 задания, которые содержат 5 вопросов, предусматривающих устный ответ. Каждая задача (всего их 236) моделирует определенную рабочую ситуацию и поведение в ней сотрудников аптеки. Вопросы могут быть направлены на обоснование этого поведения, указание свойств упомянутых в тексте ЛП, перечисление необходимой документации и другое. Для подготовки студентам дается час, для ответа — не более 30 минут.

Правильность выполнения выпускниками заданий на всех трех этапах оценивает специальная комиссия, состоящая из представителей профессиональных некоммерческих организаций, сотрудников региональных Минздравов или работодателей и, конечно, преподавателей образовательных учреждений. По словам Елены Неволиной, такой состав оптимален и позволяет каждому получить свое: работодатели видят уровень будущих кадров, а вузы — оценивают качество осуществляемой ими подготовки.

На случай если студент проваливает какой‑то из этапов, разработчики системы также предусмотрели механизм пересдачи. Как рассказала заведующая кафедрой управления и экономики фармации Новосибирского государственного медицинского университета Ирина Джупарова, у каждого выпускника есть несколько вариантов:

«Во-первых, ребятам дается по три попытки на каждый этап аккредитации: не сдал сегодня — можешь прийти завтра и послезавтра. И только если неудача постигла выпускника трижды на одной и той же ступени, он признается не прошедшим испытание. В таком случае пересдать можно будет лишь спустя 11 месяцев. Однако всё это время он сможет работать, правда, не провизором, а фармацевтом. Для этого нужно обратиться в специальную комиссию по допуску к фармдеятельности при вузе и, пройдя еще одну проверку знаний, получить разрешение. Кроме того, студент на любом этапе аккредитации имеет право не согласиться с решением комиссии и подать апелляцию на него».

Начали, не закончив

На момент выхода нашего материала для выпускников этого года аккредитация уже позади. И вплоть до самого ее начала на местах не было полного понимания, как именно всё будет проходить.

«Нам приходилось ждать появления документов для каждого этапа на сайте Методического центра аккредитации Минздрава. То есть процедура проходила буквально «с колес», — говорит Ирина Джупарова. — Неудивительно, что мы столкнулись с определенными трудностями.

Сложности были и при подготовке к проведению аккредитации. Так, в НГМУ нам спешно пришлось обустраивать учебную аптеку, которая необходима для выполнения практической части заданий. Деньги на это выделило Министерство здравоохранения, однако времени было немного. Изначально мы хотели открыть аптеку в составе симуляционного центра, но пока пришлось развернуть ее на кафедре фармацевтической технологии».

Несмотря на то что система уже действует, трудности есть и на самом высоком уровне, признается Елена Неволина:

«Пока разработчикам не удалось достичь полного взаимопонимания с Минздравом. Его отраслевой департамент одобрил разработанные для аккредитации профстандарты, а юридический сделал много замечаний. Авторы нововведений хотят поменять существующую систему, например, отменить противоречащий стандартам Приказ № 451, который утверждает квалификационный справочник. Он не устраивает всех практиков, но правовой департамент настаивает на сохранении этого и многих других неактуальных для новой парадигмы документов. То есть, по сути, предлагает не менять старое на новое, а подогнать стандарты под уже имеющиеся акты. Нужно время, чтобы правовой департамент министерства понял систему, отталкивающуюся от профессиональных потребностей».

С учебой по жизни: как будет проходить аккредитация фармацевтов и провизоров

Первичная аккредитация выпускников фармацевтических и медицинских вузов, о которой мы говорили ранее, — не единственное звено в новом порядке. Аналогичную процедуру предстоит пройти и взрослым, уже работающим фармацевтам. Причем не один раз. Одновременно с аккредитационной системой в России разрабатывалась концепция непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМФО). Теперь для успешной работы в отрасли специалистам нужно будет регулярно повышать квалификацию, проходя различные курсы и участвуя в конференциях, то есть постоянно обучаясь чему‑то новому. Аналогичная практика давно используется в странах Запада. По словам Елены Неволиной, такая система много эффективнее простого продления сертификатов, так как наши вузы занимались подготовкой к пересертификации достаточно формально и нередко все решали деньги, уплаченные за курсы повышения квалификации.

Первыми в систему непрерывного медицинского образования войдут выпускники этого года и работающие фармацевты, получившие сертификат специалиста после 1 января 2016. Остальные присоединятся к ней по мере обновления своих профессиональных лицензий.

Читайте также:  Можно ли назначить сотрудника организации ответственным за безопасность дорожного движения?

Аккредитовывать действующих сотрудников отрасли начнут только в 2021 году, когда работа над новой системой будет окончательно завершена и сама она пройдет должную обкатку. До этого времени всем будут продлевать сертификаты специалиста. Далее все фармацевты и провизоры будут обязаны проходить эту процедуру раз в пять лет.

Не занимаясь всё это время повышением собственной квалификации, успешно переаккредитоваться будет нельзя, так как обязательным требованием для этого является наличие у фармацевта и провизора портфолио, отмечает Елена Неволина:

«Все пять лет между аккредитациями специалисты будут получать зачетные единицы за дополнительное образование. Всего их будет 250 — по 50 на каждый год. Две трети баллов будут приходиться на вузовские программы и одна треть — на тренинги, семинары, конференции профессиональных организаций. Но только при условии, что их площадки будут аккредитованы в специальной системе непрерывного образования Минздрава. Национальная фармацевтическая палата уже подала заявку на включение в эту систему, и ее эксперты будут проводить оценку мероприятий на пригодность для портфолио. Мы будем следить, чтобы они соответствовали содержанию разрабатываемых профстандартов. Активная деятельность начнется с сентября. Чтобы часто не отрывать специалистов от работы, упор в системе НМФО будет сделан на заочные и дистанционные формы обучения, например вебинары. Это должно успокоить тех, кто опасался противодействия новой системе работодателей, которым невыгодно часто отпускать своих сотрудников на выездные мероприятия».

При прохождении очередной аккредитации специалист должен будет предъявить портфолио на оценку, после чего будет допущен к тестированию. Состав экзаменационной комиссии еще определяется, как и то, кто будет оценивать портфолио. Разговора о включении в число аккредитационных заданий практики пока не идет — предполагается, что свое дело состоявшиеся в профессии люди знают хорошо. Однако ситуационные задачи опытным фармацевтам решать все‑таки придется. В случае провала взрослые, как и студенты, смогут пройти испытание повторно или обжаловать решение комиссии. Но разработчики уверены: это будет большой редкостью — фармацевтам будет попросту стыдно выставлять себя в неприглядном свете перед работодателем, не говоря уже о риске лишиться должности.

И еще один интересный нюанс: однажды полученное свидетельство об аккредитации останется у специалиста на всю жизнь. При очередном прохождении этой процедуры в него просто добавят соответствующие записи из портфолио и результаты тестов. То есть у российских фармацевтов появится своего рода зачетная книжка, в которой будет отражен весь их профессиональный путь.

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Допуск иностранных врачей и фармацевтов к работе в России — услуги в Санкт-Петербурге

Многие иностранные граждане, получившие высшее образование в области медицины или фармацевтики в других государствах, обращаются в нашу компанию с вопросом: как легализовать в России свой диплом, сертификаты об окончании интернатуры и ординатуры, документы о стаже работы по специальности за границей, чтобы иметь возможность работать в Российской Федерации.

Вначале ответим на этот вопрос конспективно, а далее постараемся дать развернутый ответ по каждому этапу.

Итак, иностранному врачу или фармацевту, имеющему намерение вести профессиональную деятельность в РФ, необходимо:

  • Выполнить нострификацию — получить Свидетельство о признании соответствия иностранного образования аналогичному российскому образованию. Подробно о нострификации (признании иностранных дипломов в России) читайте здесь.
  • Получить допуск к медицинской или фармацевтической деятельности в Российской Федерации, сдав для этого специальный экзамен в одной из постоянно действующих комиссий для проведения данных экзаменов по направлению Росздравнадзора.
  • Оформить трудовой патент или разрешение на работу. Данное требование не относится к гражданам стран ЕАЭС (Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана).

Как видно, процедура многоэтапная, длительная и далеко не простая. Но — дорогу осилит идущий.

Этап 1. Нострификация — все подробности о ней Вы можете узнать, перейдя по указанной выше ссылке. Здесь лишь отметим, что государственной организацией, осуществляющим признание в РФ иностранного образования, является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Главный государственный экспертный центр оценки образования», находящееся в Москве. Средний срок нострификации, включая пересылку документов в Москву и обратно в Санкт-Петербург, обычно занимает около 1,5 месяцев.

В процессе признания дипломов врачей и фармацевтов, полученных иностранными учебными заведениями, проводится экспертиза их подлинности, при необходимости направляются запросы в выдавшие их ВУЗы и иные зарубежные ведомства. Несмотря на строгий подход к проверке представленных к нострификации иностранных образовательных документов, в нашей практике (а мы оказываем услуги в данной области с начала 2000-х годов) с отказами в их признании сталкиваться не приходилось.

Этап 2. После успешного прохождения нострификации и получения Свидетельства о соответствии Вашего иностранного образования российскому, необходимо обратиться в другой государственный орган — Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), также находящуюся в Москве.

В Росздравнадзор нужно представить следующий пакет документов:
а) Заявление гражданина, претендующего на право занятия медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации (по установленному образцу).
б) Согласие на обработку персональных данных (по установленному образцу).
в) Паспорт с переводом на русский язык — нотариально заверенная копия.
г) Диплом об образовании (с приложением) с переводом на русский язык — нотариально заверенная копия.
д) Документы о послевузовском образовании (интернатура, ординатура и др.) с переводом на русский язык — нотариально заверенные копии.
е) Сведения о предшествующей работе по специальности (трудовая книжка (если имеется), иные документы) с переводом на русский язык — нотариально заверенная копия.
ж) Фотографии 4×5 см, черно-белые, матовые, без уголка — в 2-х экз.
з) Двустороннюю копию Свидетельства о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации, выданного Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособранадзора), либо копия письма Рособрнадзора об эквивалентности диплома о высшем или среднем образовании.
е) При изменении фамилии заявителя дополнительно представляются документы, подтверждающие изменение фамилии, с переводом на русский язык — нотариально заверенная копия.

Перечень документов приведен в редакции, опубликованной Росздравнадзором, и требует ряда пояснений:
— на дипломе с приложением, документах об окончании интернатура (ординатуры), равно как и на всех иных документах, выданных в другом государстве, в том случае, если между Россией и данным государством не заключен международный договор о взаимном признании документов без легализации, до выполнения перевода на русский язык должен быть проставлен апостиль;
— аналогично, если государство не заключило с Россией договор о признании документов, и при этом оно не является участником Гаагской конвенции (т.е. не проставляет апостиль), для всех иностранных документов до выполнения перевода на русский язык необходимо выполнить процедуру консульской легализации в стране их выдачи;
— если по законодательству государства, выдавшего документы, невозможно проставление апостиля (либо консульская легализация) оригиналов документов, апостилирование (либо консульскую легализацию) следует выполнить для нотариальных копий этих документов;
— перевод иностранных документов на русский язык должен быть выполнен в России (не за границей) и удостоверен российским нотариусом (при этом перевод и нотариальное удостоверение выполняются отдельно для каждого документа). Услуги перевода документов Вы можете заказать у нас.
— если заявителем является гражданин Российской Федерации, получивший медицинское или фармацевтическое образование за границей, вместо копии паспорта с переводом на русский язык предоставляется нотариально заверенная копия его внутреннего российского паспорта.

Подача документов в Росздравнадзор осуществляется в Москве нашим сотрудником, действующим по доверенности, предоставленной клиентом.

Результатом оказания услуг будет являться принятие Росздравнадором к рассмотрению пакета документов заявителя для получения допуска к профессиональной деятельности в Российской Федерации.

Согласно установленному регламенту, рассмотрение документов занимает 30 календарных дней. По итогам рассмотрения заявителю высылается по почте направление на сдачу специального экзамена в одну из образовательных организаций, в которой создана комиссии для проведения данных экзаменов. После успешной сдачи экзамена заявителю выдается Сертификат специалиста, дающий право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью по специальности на территории Российской Федерации.

Этап 3. Как мы уже писали, данный этап не требуется выполнять гражданам Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана (стран, входящих в ЕАЭС). Граждане этих республик имеют право сразу после получения Сертификата специалиста приступить в России к работе врачами или фармацевтами.

Гражданам же других стран для работы по данным специальностям только одного Сертификата недостаточно — следует оформить патент или разрешение на работу.

Трудовые патенты вправе получать граждане бывших республик СССР, с которыми у России установлен безвизовый режим — Азербайджана, Молдовы, Узбекистана, Украины, Таджикистана. Патент можно получить на срок 1 год, даже при отсутствии конкретного работодателя, однако в течение 2-х месяцев с момента выдачи патента необходимо официально устроиться на работу по специальности — заключить трудовой договор и уведомить об этом Управление по вопросам миграции. Если пропустить этот срок, патент автоматически аннулируется.

Подробную информацию об услугах по оформлению трудовых патентов Вы найдете на этой странице.

В более сложной ситуации оказываются граждане визовых стран (так называемого «дальнего зарубежья»), к которым, кстати, относятся и бывшие советские республики, не упомянутые выше — Грузия, Латвия, Литва, Туркменистан, Эстония.

Для того, чтобы работать в РФ врачом или фармацевтом, гражданину визовой страны нужно не только выполнить нострификацию диплома и получить допуск к работе после сдачи экзамена (Сертификат специалиста), но и оформить разрешение на работу, т.к. трудовые патенты для иностранцев данной категории законом не предусмотрены.

Разрешение выдается Управлением по вопросам миграции только для работы у конкретного работодателя (в определенной медицинской или фармацевтической организации). Если получивший разрешение иностранный гражданин захочет сменить место работы, с ранее выданным разрешением это сделать нельзя — потребуется оформлять новое, с указанием другого работодателя.

Еще одна сложность заключается в том, что врачи и фармацевты не включены в перечень неквотируемых должностей. Это значит, что организация, которая согласится принять на работу иностранного специалиста, должна иметь на это выделенную соответствующим государственным органом квоту. Что потенциальный работодатель захочет заниматься получением квоты для врача-иностранца — крайне маловероятно. Однако есть законный способ избежать квотирования — принять иностранного доктора или фармацевта на работу в качестве ВКС — высококвалифицированного специалиста. Основное отличие ВКС от «обычного» специалиста — более высокая заработная плата, которая по закону не может быть меньше 167000 рублей в месяц.

Процедура оформления разрешения на работу для ВКС значительно сложнее получения трудового патента и по сроку занимает обычно не менее двух — трех месяцев. Подробности Вы можете узнать, перейдя по этой ссылке.

В заключении отметим, что работать в России без патентов и разрешений на работу, в том числе врачами и фармацевтами, имеют право иностранные граждане, получившие Разрешение на временное проживание (РВП) или Вид на жительство (ВНЖ) в нашей стране. Описание процедур оформления РНР и ВНЖ выходит за рамки данной статьи. Укажем лишь одно из наиболее часто встречающихся оснований для приобретения иностранцами данных статусов — это вступление в брак с гражданином(-кой) Российской Федерации.

УслугаСтоимость (руб.)
Нострификация (получение Свидетельства о признании) иностранного диплома об образовании в области медицины или фармацевтикисм. здесь
Подготовка и представление документов в Росздравнадзор для получения направления на сдачу специального экзамена с целью оформления Сертификата специалиста9900*
Подготовка документов в Росздравнадзор для самостоятельной подачи клиентом7900*
Оформление трудового патента гражданину безвизовой странысм. здесь
Оформление разрешения на работу высококвалифицированному специалисту (гражданину визовой страны)см. здесь
При необходимости — перевод иностранных документов на русский языксм. здесь
При необходимости — отправка документов клиенту экспресс-почтойсм. здесь

* Государственная пошлина за рассмотрение документов и выдачу направления на специальный экзамен отсутствует (эта государственная услуга предоставляется бесплатно).

С порядком документального оформления заказов в нашей компании можно ознакомиться здесь.
Порядок оплаты услуг: предварительная оплата 100%.
Оплатить услуги возможно наличными и по безналичному расчету, а также различными способами (в том числе банковскими картами) через платежный интерфейс на нашем сайте. Подробнее об оплате читайте здесь.

Вы можете сэкономить свое время, заказав данную услугу дистанционно. Подробная информация — в этом разделе.

Ссылка на основную публикацию