Как провести служебное расследование в отношение медицинского работника? - Komsindrom.ru

Как провести служебное расследование в отношение медицинского работника?

Содержание

Образец приказа о служебном расследовании в отношении работника

Служебные расследования на предприятиях встречаются не так уж и редко. Толчком к этой процедуре служит отдельный документ под названием «Приказ о проведении служебного расследования», написанный в результате возникновения в организации какой-либо нештатной ситуации.

Что может стать причиной для расследования

Должностная инструкция любого работника содержит раздел, в котором прописывается ответственность за те или иные нарушения. Обычно здесь есть пункты о:

  • причинении ущерба компании,
  • порче товарно-материальных ценностей,
  • несоблюдение трудовой дисциплины,
  • халатное выполнение трудовых функций,
  • разглашение коммерческой тайны и т.п.

Все эти проступки могут повлечь за собой достаточно серьезные последствия для организации и стать причиной служебного расследования. И если это случилось, то внутреннее «следствие» поможет установить истинную причину происшествия и определить степень виновности того или иного сотрудника.

Порядок проведения расследования

При некоторых видах правонарушений проведение расследования является обязанностью работодателя, в других же случаях оно является добровольной инициативой руководителя. Если такое расследование не провести, то сотрудник в дальнейшем сможет обжаловать дисциплинарное наказание, которому был подвергнут.

Однако процедура расследования достаточно трудоемкая и ответственная, поэтому для нее отдельным приказом назначается специальная комиссия. Основная ее задача: выяснение обстоятельств случившегося, беседы с предполагаемыми виновниками, установление степени их вины, подсчет нанесенного организации ущерба.

В состав комиссии должно входить не менее трех человек из разных подразделений компании. Все они должны быть достаточно квалифицированными и грамотными специалистами, чтобы провести расследование качественно, на должном уровне, разобрав все мотивы, причинно-следственные связи и прочие обстоятельства. При этом действовать нужно предельно аккуратно, не допуская нарушения прав работников. Как правило, в комиссию включаются:

  • представитель внутренней службы безопасности,
  • юрист,
  • сотрудник бухгалтерского отдела или экономист,
  • технический работник, например, инженер и т.п.

В комиссию может входить и руководитель компании.

Результаты расследования

После проведения расследования комиссия в специальном акте выносит свое решение, которое в случае доказательств виновности сотрудника служит основанием для назначения ему дисциплинарного наказания.

Обычно в таких случаях наказание наступает в виде выговора или даже увольнения, редко кому удается отделаться замечанием. Кроме того, сотрудник может понести и материальную ответственность (если были доказаны факты умышленной порчи имущества предприятия).

В особых ситуациях внутреннее расследование может послужить основанием к возбуждению административного или даже уголовного дела, а также привести к подаче против виновника гражданского иска.

Кто пишет приказ

Непосредственно составлением приказа занимается секретарь организации, либо тот сотрудник, который является полномочным представителем руководителя. При этом сам приказ всегда пишется от лица директора компании и обязательно должен быть заверен его подписью (в случае его отсутствия на рабочем месте – заместителем, действующим по доверенности).

Основание для приказа

Любой приказ должен иметь под собой какое-либо основание. В данном случае в роли него выступает докладная записка или представление от начальника отдела/руководителя подразделения, в котором обнаружилось нарушение. В приказе нужно обязательно указывать ссылку на данный документ.

Как составить приказ

На сегодняшний день нет стандартного унифицированного образца приказа о служебном расследовании в отношении провинившегося работника. Предприятия и организации могут писать его в произвольной форме или использовать шаблон, разработанный внутри предприятия, исходя из его потребностей (в этом случае форма приказа должны быть утверждена в четной политике фирмы).

Приказ о расследовании должен включать в себя ряд основных сведений. Это:

  • название компании-работодателя,
  • персональные данные сотрудника: его должность, ФИО, информация о случившемся,
  • ссылку на основание,
  • сведения об ответственных за его исполнение лицах.

Также приказ обязательно должен быть пронумерован и датирован. Ставить печать на документе не обязательно, т.к. с 2016 года требование закона к юридическим лицам (как ранее и к ИП) о применении в работе штампов и печатей отменено.

Как оформить приказ

Приказ пишется в единственном экземпляре. Он может быть составлен как на обычном листе формата А4, так и на фирменном бланке предприятия, в печатном или рукописном виде (всё это роли не играет). Однако он обязательно должен содержать в себе подписи:

  • руководителя компании,
  • ответственных сотрудников,
  • при необходимости лица, в отношении которого он был составлен.

Образец приказа

  1. В начале слева или справа (не имеет значение) пишется название организации с указанием ее организационно-правового статуса (т.е. ЗАО, ОАО, ИП, ООО), а также дата и номер документа.
  2. После этого посередине вписывается слово «Приказ» и чуть ниже коротко передается его смысл (в данном случае, «о служебном расследовании»).

Затем располагается основная часть приказа.

  • Сначала сюда вносится «предисловие», то есть информация о нештатной ситуации (нарушении, проступке и т.п.) и допустившем ее сотруднике, указывается дата инцидента.
  • Затем отдельными пунктами пишется собственно приказ. Здесь назначается состав комиссии (указываются должности сотрудников предприятия, их фамилии, имена, отчества) с выделением председателя и рядовых членов, прописываются их цели и задачи, а том числе составление заключения о проведенном расследовании.
  • Отдельным пунктом назначается ответственное за выполнение приказа лицо.
  • После этого в документ вносится ссылка на основание (с его номером и датой).
  • В завершении приказ подписывается руководителем, а также всеми упомянутыми в нем работниками.
  • Акт служебного расследования

    Внутренним документом, фиксирующим обстоятельства дисциплинарного проступка и наличие его состава, является акт служебного расследования, или акт служебной проверки.

    Наличие такого документа в случае судебных тяжб с работником или проведения проверки по жалобе в трудовую инспекцию позволит доказать соблюдение требований ст. 192-193 Трудового кодекса РФ. А это значит, что есть определенные нюансы, которые составитель акта и руководитель организации должны учесть при проведении служебного расследования и подготовке соответствующего акта. О них мы и расскажем в этой статье. При наличии затруднений можно воспользоваться помощью дежурного юриста.

    Кстати, обратите внимание на локальные акты организации. Возможно, форма акта служебного расследования на предприятии утверждена. А если нет, на основе нашего примера его можно разработать.

    Акт служебного расследования

    Пример акта служебного расследования

    Акт служебного расследования

    18 мая 2017 г. город Геленджик

    Председатель: Начальник отдела кадров П.Р. Малахов

    1. Специалист по охране труда С.С. Выхина
    2. Ведущий юрисконсульт Д.В. Федосеева

    Факт нарушения: невыполнение администратором Синициной Анастасией Владимировной возложенных обязанностей по уведомлению миграционного подразделения ГУ МВД России по Краснодарскому краю в г. Геленджике о прибытии иностранных граждан в место временного пребывания в течение суток (нарушение ст. 20 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ).

    В результате проведенного служебного расследования выявлено:

    1. 18 апреля 2017 г. в гостиницу «Кувшинка» по адресу: г. Геленджик, ул. Морская, 48, в 12 час. 48 мин. прибыл гражданин Республики Узбекистан Фархудов Махмуд, 08.04.1972 г.р., для временного пребывания.
    2. Согласно табелю учета рабочего времени, журналу учета, 18 апреля 2017 г. администратор Синицина А.В. выполняла свои функциональные обязанности с 06 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин. 19 апреля 2017 г., в т.ч. по заселению гостей и предоставлению им гостиничных номеров. Синицина А.В. предоставила гражданину Узбекистана Фархудову М. номер 309 на третьем этаже гостиницы, а также взяла оплату и выдала квитанцию.
    3. В нарушение п. 2.4 должностной инструкции администратора гостиницы и ст. 20 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания Синициной А.В. не заполнялось, в миграционное подразделение в ГУ МВД России по Краснодарскому краю в г. Геленджике не подавалось.
    4. 05.05.2017 г. в результате проведенной проверки ГУ МВД России по Краснодарскому краю в г. Геленджике в отношении ООО «Кувшинка» составлен административный протокол и вынесено постановление об административном правонарушении по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ. Наложен административный штраф в размере 400 000 руб.
    5. Согласно письменным объяснениям Синициной А.В. от 05.05.2017 г. уведомление в ГУ МВД по Краснодарскому краю в г. Геленджике не направила по забывчивости.
    6. Ранее сотрудник проявлял усердие в работе, должностные обязанности выполнял в срок. Неснятых взысканий нет. За нарушения трудовой дисциплины к ответственности не привлекался. Работает в ООО «Кувшинка» по трудовому договору в должности администратора с 05.08.2015 г.

    Изучив материалы, а именно: Правила внутреннего трудового распорядка, должностная инструкция администратора гостиницы, материалы дела об административном правонарушении, объяснения Синициной А.В., комиссия приходит к следующим выводам:

    1. В действиях Синициной А.В. содержится состав дисциплинарного нарушения, выразившегося в ненадлежащем исполнении работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, в результате чего работодателю причинен ущерб в размере 400 000 руб.
    2. Привлечь Синицину А.В. к дисциплинарной ответственности и применить дисциплинарное взыскание в виде выговора.

    Специалист по охране труда С.С. Выхина

    Ведущий юрисконсульт Д.В. Федосеева

    С актом служебного расследования ознакомлен:

    Что сделать до составления акта служебного расследования

    Акт служебного расследования составляется в случаях причинения ущерба работодателю действиями работника или выявления нарушений трудовой дисциплины. Такой документ необходимо составлять и после Акта об отсутствии на рабочем месте при намерении уволить работника за прогул.

    Проведение служебного расследования или проверки инициируется резолюцией руководителя – первого лица организации. Состав комиссии утверждается приказом, а срок проведения проверки ограничен 30 календарными днями. С приказом должны ознакомиться члены и председатель комиссии. Кстати, это должны быть лица, не связанные с происшествием.

    Читайте также:  Приказ о расширении зоны обслуживания

    Комиссия собирает, изучает документы, связанные с происшествием, истребует объяснения у сотрудника (обязательно). При отказе – составляется соответствующий Акт (по аналогии с Актом об отказе от получения). По результатам проверки составляется Акт служебного расследования, который подписывается всеми членами комиссии и работником, в отношении которого она проводилась (Акт об отказе от подписи).

    Что включается в акт служебного расследования

    Комиссией по проведению служебного расследования должны быть установлены следующие факты:

    • причинен ли ущерб компании, имело ли место происшествие или факт нарушения трудовой дисциплины работником
    • обстоятельства, при которых это произошло
    • последствия произошедшего и причинно-следственная связь между действиями работника (работников) и причиненным ущербом
    • чья вина, в чем она выразилась
    • обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность (факт нарушения трудовой дисциплины ранее и т.п.)
    • вывод комиссии: установлен ли факт нарушения работником своих обязанностей. Вид дисциплинарного взыскания может устанавливаться отдельно приказом руководителя по его усмотрению, а может быть выражен в акте служебного расследования.

    Уточняющие вопросы по теме

    надо ли знакомить с актом лицо, которое инициировало расследование и как это сделать

    Все зависит от того, каким образом служебное расследование повлияет на права и законные интересы этого лица. Отказать в ознакомлении с актом можно только в случае если в нем содержаться персональные данные других лиц или охраняемые законом коммерческие тайны.
    Ознакомить можно с подлинным актом, отобрав подпись на акте или расписку. Либо вручить под роспись копию акта.

    Здравствуйте! Наталья, подскажите, пожалуйста, требуется ли утверждать локальным актом положение о служебном расследовании, в котором расписать порядок проведения расследования, или достаточно составить акт о служебном расследовании в соответствии с приказом. Чем это регламентируется?

    Регламентации служебных расследований для коммерческий организаций нет. Каждый работодатель вправе принять собственный локальный акт, не противоречащее действующему законодательству. Положение о служебном расследовании принимается в случае, если предприятие имеет достаточно широкий штат работников. а служебные расследования проводятся разными уполномоченными лицами. Если штат организации не большой и все служебные расследования проводятся ограниченным кругом лиц, то положение принимать не обязательно, достаточно по каждому случаю издавать отдельный приказ, в котором подробно регламентировать необходимые мероприятия.

    Cлужебное расследование в отношении работника

    На любом предприятии рано или поздно происходит что-то, требующее провести служебное расследование и установить причины и виновников. Поэтому очень важно знать, как и в каких случаях оно проводится, а также как оформляются его результаты.

    Понятие служебного расследования

    В его ходе собирается комиссия, выявляет все обстоятельства, после чего принимает акт служебного расследования. При этом самого понятия «служебное расследование» в отечественном законодательстве нет, и потому оно обычно ведётся по правилам дисциплинарного производства, а детали в каждой организации прорабатываются на уровне внутренних правил.

    Собственно, и само проведение расследования будет внутренним мероприятием, то есть наказание предусматривается рабочего характера. Если речь идёт о нарушениях более серьёзных, то делом займутся уже государственные органы. Служебное расследование предполагает исключительно добровольное участие работника, это значит, запрещается заставлять его, например, проходить проверку на детекторе лжи или принудительный обыск.

    Когда проводится

    При мелких нарушениях его обычно не проводят – достаточно беседы с нарушителем. Его проведение затевают, если нарушение серьёзное, и сотрудник или вовсе отказывается признавать его, либо признаёт не все важные обстоятельства, отчего становится необходимым их прояснение.

    Виды нарушений, при которых надо проводить расследование, устанавливаются самими работодателями. Обычно в списке присутствуют нарушения трудового распорядка, должностной инструкции, техники безопасности, неисполнение трудовой функции, нанесение ущерба компании.

    Все эти нарушения можно разделить также на две основные категории: дисциплинарные проступки и причинение ущерба. Рассмотрим их подробнее.

    Дисциплинарный проступок

    Обычно по их поводу расследование не проводится, однако если проступок должен повлечь за собой наказание – например, увольнение, при этом сам сотрудник не признаёт, что его совершил, то расследование будет необходимо. К такого рода проступкам относится в первую очередь прогул. Может расследоваться также уклонение от прохождения медицинского обследования, прохождения обучения и тому подобные.

    Причинение ущерба

    Если действия сотрудника нанесли серьёзный ущерб компании, также необходимо провести расследование по данному случаю, чтобы установить размер ущерба и определить виновен ли работник, и если именно он допустил или причинил ущерб, то какое наказание должен понести. Ущерб может быть как прямым, так и, к примеру, причинённым вследствие утечки коммерческой тайны, потому и необходимо задействовать комиссию, чтобы точно установить все сопутствующие обстоятельства.

    Иногда действия провинившегося могут оказаться более тяжкими, подпадающими даже под статьи Уголовного кодекса, например, хищение. В таком случае работодатель не должен продолжать расследование самостоятельно, предписывается вместо этого обратиться в правоохранительные органы. Никаких полномочий вести следствие самостоятельно в подобных случаях компания не имеет, даже если у неё есть собственная служба безопасности.

    Организация расследования

    Как применяются дисциплинарные взыскания, устанавливает статья 193 Трудового кодекса. Именно на неё надо опираться, когда необходимо организовать расследование.

    Сначала рассмотрим общую структуру принятия решений. Она будет различаться при дисциплинарном проступке и нанесении ущерба. Начнём с дисциплинарного проступка: после того, как он обнаружен, работодатель должен предоставить работнику возможность объясниться письменно. На то, чтобы оформить объяснение, работнику отводится двое суток. Если он отказывается, необходимо будет оформить акт об отказе.

    Затем работодатель решает, какие санкции применять, основываясь на объяснениях работника, докладах его руководителя, других документах. Опираясь на них, он издаёт приказ о наложении определённого взыскания.

    Непосредственно служебное расследование здесь будет означать сбор документов, указывающих на:

    • факт совершения проступка;
    • степень вины работника в нём;
    • обстоятельства совершения, влияющие на определение меры наказания.

    При причинении ущерба сотрудником алгоритм действий будет следующим:

    • приказом работодателя создаётся комиссия, включающая в себя минимум троих работников предприятия;
    • она выявляет детали нарушения;
    • определяется, какое наказание должен понести провинившийся.

    Именно это и будет называться служебным расследованием в данном случае. С его помощью выявляется, по каким причинам нанесён ущерб, а также его размеры, определяется, какова степень вины работника, по отношению к которому проводится разбирательство. Далее мы будет рассматривать именно этот вариант, то есть полноценное расследование с комиссией.

    В обоих рассмотренных выше случаях на работодателя возлагается выяснение всех обстоятельств перед определением наказания. Необходимо, чтобы они подтверждались документами, ведь наказанный сотрудник может обратиться в суд, и надо будет подтверждать свою позицию. И если наказание не будет чётко обосновано, а вина работника доказана, то суд примет решение именно в его пользу.

    Порядок проведения

    Рассмотрим этапы, предшествующие началу расследования, а также этапы его проведения:

    1. Выявляется факт совершения проступка – сделать это может любой сотрудник компании, при этом как день обнаружения будет принят тот, в который данный сотрудник рассказал о нарушении руководителю, которому подчинён провинившийся сотрудник.
    2. Нарушение фиксируется в докладной записке на имя начальника.
    3. После рассмотрения записки начальник принимает решение о начале расследования (либо передаёт документ более высокопоставленному должностному лицу, если не имеет соответствующих полномочий).

    На этом предшествующие расследованию этапы заканчиваются, и начинается непосредственно процесс:

    1. Приказом формируется комиссия – отметим, что непосредственный руководитель проверяемого в её состав не включается. Также, как и тот руководитель, который будет принимать итоговое решение.
    2. Комиссия проводит расследование – в его ходе необходимо выяснить, в чём состояло нарушение, кто его совершил, какими были причины и обстоятельства, размер причинённого ущерба. Для этого у провинившегося лица берётся объяснительная, а если оно не установлено, то у всех возможных виновников, затем собираются документы для прояснения обстоятельств.
    3. Составляется итоговый акт, подробно описывающий ход проверки и её заключение. В цели комиссии нередко включается и разработка мер для предотвращения подобного ущерба в будущем. Члены комиссии удостоверяют акт своими подписями, руководитель ставит на него печать.

    Рассмотрим некоторые важные нюансы – форму служебной записки, оформление акта от дачи показаний, состав комиссии.

    Служебная записка

    Именно она становится основанием для проведения расследования, а с момента её принятия и фиксации в журнале документооборота будет отсчитываться время его начала.

    Составляет записку работник компании, она подаётся на имя либо непосредственного начальника, либо руководителя всей компании. В ней указывается, какое именно нарушение отмечено, а также все его важные обстоятельства. Если ущерб был выявлен инвентаризацией, то к записке прилагается её акт.

    Помимо служебной записки, в роли основания для проверки могут выступить и иные документы: обращения от потребителей со сведениями о проступке, претензии контрагента, заявление от самого работника.

    Состав и полномочия комиссии

    Осуществляет расследование в отношении работника служба безопасности, если в компании она есть; при её отсутствии – кадровый отдел. В комиссию входят сотрудники разных отделов – обычно это служба безопасности и кадровый, а также представитель профсоюза. Чаще всего состав ограничивается именно тремя членами, но иногда в комиссию может входить и большее число людей.

    Комиссия имеет право потребовать объяснения от каждого работника, который мог быть причастен к проступку. Это, впрочем, не означает, что работники обязаны их давать. Также она может запрашивать любые документы и привлекать к делу сторонних специалистов. К примеру, такая необходимость возникает, если требуется определить, был ли работник пьян во время смены. Допустимо и обращение за юридической, аудиторской, инженерной помощью.

    Создание комиссии возможно, даже если компания не понесла ущерб, но действия работника могли к нему привести. Иногда она может быть постоянной, но чаще является временной.

    Объяснительная записка и акт об отказе

    После получения работником уведомления о необходимости предоставить письменное объяснение, ему даётся двое суток на оформление и предоставление. Если время вышло, а документ так и не был оформлен, это считается отказом в содействии проверке, о чём должен быть составлен письменный акт.

    Законодательство не устанавливает форму для этого документа, как и для объяснения сотрудника, потому оформление свободное. Важно в первую очередь наличие подписей членов комиссии. Объяснительная или акт об отказе от неё обязательно подшиваются в дело.

    Сроки

    Законодательство устанавливает чёткое ограничение по сроку, в течение которого можно расследовать дело – месяц, и до его истечения следует представить результаты. Отсчёт начинается со дня оформления приказа о начале расследования, либо с даты подачи служебной записки, если проверка начинается на её основании.

    Но следует отметить, что в этот период не должно включаться время, когда сотрудник отсутствует, будучи в отпуске или находясь на больничном, а также требуемое на то, чтобы учесть мнение представительского органа работников. Это неучитываемое время в сумме не должно превышать 6 месяцев. После истечения полугода же возможность применить дисциплинарное взыскание пропадает, кроме наказания за нарушения, выявленное ревизией или аудиторской проверкой – в его отношении этот срок составляет до 2 лет.

    Юридические последствия

    Служебное расследование – исключительно внутреннее дело компании, и никаких юридических последствий иметь не может. Его результатом становится решение относительно работника, исключительно именно как работника, но не как гражданина. А для перевода дела в юридическую плоскость, что может повлечь за собой соответствующие последствия, оно должно быть передано государственным органам.

    Читайте также:  Нормы ГТО 2018: таблица нормативов для мужчин и женщин

    Порядок обжалования

    На предприятии могут быть предусмотрены различные процедуры по обжалованию результатов расследования, какие это будут процедуры, устанавливается локальными актами. Законодательством этот вопрос не регулируется, как мы уже упоминали, в нём вообще нет такого понятия, как служебное расследование, и тем более не установлены нюансы его обжалования.

    А вот что можно обжаловать, так это принятое работодателем решение – в трудовой инспекции или сразу в суде. В таком случае он должен будет предоставить собранные в ходе расследования документы, чтобы доказать, что нарушение в самом деле было допущено, и тем самым лицом, на которое наложено наказание, а мера тяжести соответствует нарушению.

    Оформление результатов

    Документом, который должен подытожить результаты, является акт служебного расследования – его образец мы прилагаем к статье, здесь же коротко рассмотрим содержание.

    Состоит этот документ из трёх частей:

    Во вводной излагается, о каком нарушении идёт речь, указывается дата совершения, состав комиссии, период, в течение которого велось расследование. Описательная углубляется в доказательства, на основании которых комиссия пришла к определённым выводам. Наконец, в резолютивной подводится итог – комиссия делает выводы относительно вины работника.

    Затем следуют приложения, то есть документы, такие как служебные записки, объяснительные, акты инвентаризации, если речь о недостаче, заключения экспертов и тому подобные. Необходимо, чтобы каждый член комиссии подписал акт, а руководитель поставил печать. Затем делу присваивается номер, указывается дата, когда оно было составлено – она же и дата завершения расследования.

    Если у одного из членов комиссии мнение отличается от изложенного в документе, он всё равно должен поставить подпись, но может изложить свою позицию отдельно и приложить это изложение к другим материалам.

    После этого руководителю даётся три дня на принятие решения, которое должно быть оформлено в виде приказа. Руководитель обязан ориентироваться на предписания комиссии, вместе с тем обычно сам может выбрать нужный вариант взыскания из допустимых по законодательству.

    Работника необходимо ознакомить с приказом – на это отводится 3 рабочих дня после его издания. Если работник отказывается знакомиться с документом, составляется акт об отказе.

    Служебное расследование на предприятии: порядок проведения

    Служебное расследование работодатели должны проводить в случае нарушения трудовой дисциплины и других происшествий. Например, при обнаружении недостачи или утечки информации, составляющей коммерческую тайну. Такое мероприятие необходимо для выявления виновных лиц и применения к ним мер дисциплинарного взыскания, а также удержания с них причиненных фирме убытков. Скорее всего, специальной комиссии придется расследовать факты уклонения работников от медицинского освидетельствования, сдачи экзаменов по охране труда, технике безопасности и правилам эксплуатации, а также отказа от заключения договора о полной материальной ответственности сотрудника, если это предусмотрено его основной трудовой функцией.

    Если размер провинности малозначителен, например, при пропуске сдачи внутренней отчетности, проводить расследование не обязательно. Достаточно просто взять с лица, чья вина очевидна и так, письменное объяснение и далее действовать по закону. А вот если ситуация сложилась неоднозначная или организации нанесен значительный ущерб, без создания комиссии и проведения служебного расследования не обойтись.

    Ситуации, в которых служебное расследование необходимо

    Ниже приведен основной перечень возможных проступков, за которые сотрудник несет личную ответственность:

    • прогул или неявка на рабочее место;
    • явка на работу в нетрезвом виде, под действием наркотиков;
    • нанесение серьезного материального ущерба;
    • превышение полномочий.

    Теперь рассмотрим алгоритм проведения служебного расследования. Процедура должна начинаться с фиксации факта нарушения.

    Шаг 1. Фиксация нарушения

    Унифицированного документа, который необходимо составить при обнаружении факта, дающего основание для проведения служебного расследования, нет. На практике обычно такой факт фиксируется служебной запиской лица, которое его обнаружило. Этот документ составляется от имени работника в адрес его непосредственного начальника или руководителя организации. В такой записке нужно указать:

    • фамилию, имя, отчество и должность работника, обнаружившего факт нарушения;
    • обстоятельства, при которых было совершено или выявлено нарушение;
    • дату и время события.

    При получении информации о противоправных действиях работника от третьих лиц или даже непосредственно из правоохранительных органов оформлять докладную записку необязательно. Кроме того, если причиной для начала служебного расследования послужила утрата товарно-материальных ценностей или денежных средств, выявленная по результатам инвентаризации, к записке необходимо приложить соответствующий акт. На основании именно этих документов работодатель создает комиссию с целью установить виновного.

    Шаг 2. Создание комиссии и ее задачи

    Целесообразность всех необходимых в рамках мероприятия мер, а также степень вины лица, поступки которого стали предметом разбирательства, определяет специально созданная комиссия.

    Комиссия формируется приказом по предприятию из компетентных и не заинтересованных в исходе разбирательства сотрудников. Если в организации есть специальные службы, например безопасности или внутреннего аудита, то их представители составят большинство такой комиссии. В их отсутствие такие функции на себя берет кадровая служба.

    В состав комиссии, как правило должны входить три человека. В приказе должны быть указаны фамилии и должности членов комиссии, цель и дата ее создания, срок ее действия (он может быть и не ограничен определенным случаем), а также полномочия, которыми она наделена. Обычно в задачи такой комиссии входит следующее.

    1. Установление обстоятельств произошедшего, в том числе времени, места и способа.
    2. Выявление имущества, которому нанесен или мог быть нанесен ущерб.
    3. Обследование мест происшествия (при необходимости).
    4. Определение стоимости нанесенного (или возможного) ущерба по расследуемому факту.
    5. Установление лиц, непосредственно виновных в совершении деяния.
    6. Сбор доказательств вины этих лиц и установление ее степени по каждому из них (если виновников несколько).
    7. Определение причин и условий, способствующих совершению проступка.
    8. Сбор и хранение документальных материалов расследования.

    В компетенцию комиссии входит право требования объяснений от всех работников, подозреваемых в проступке.

    Комиссия может быть создана даже в том случае, если предприятию пока не нанесено прямого ущерба, но действия работника могли привести к подобным последствиям. Комиссия может быть постоянно действующей и возобновляющей свою работу в случае необходимости.

    С приказом по организации о создании комиссии необходимо ознакомить под подпись всех ее членов. Выглядеть образец приказа о проведении служебного расследования (образец) должен примерно так:

    Шаг 3. Сбор информации и доказательств

    Порядок проведения служебного расследования в трудовом законодательстве прямо не определен, поэтому в каждой организации его нужно регламентировать правилами внутреннего распорядка и внутренними нормативными актами (приказами, инструкциями, положениями). То есть комиссия может получить право опрашивать сотрудников и изучать любые документы учета, если так решит руководство предприятия.

    Хотя такое мероприятие и является сугубо внутренним делом каждой организации и принимать участие в нем могут исключительно ее работники и руководство, к нему в помощь можно привлекать сторонних специалистов, если это необходимо для выяснения фактов, связанных и с происшествием. Например, для определения степени опьянения и тяжести ошибки, допущенной работником при проведении исчислений по смете. Обычно это нужно в том случае, когда квалификации специалистов самой компании не хватает для того, чтобы сделать профессиональные выводы. В этом случае издается отдельный приказ по предприятию. Экспертами по договору могут выступать:

    • аудиторы;
    • оценщики;
    • медицинские работники;
    • инженеры;
    • юристы;
    • другие специалисты.

    Кроме того, в рамках расследования можно направлять запросы в государственные органы и сторонние организации. Они обязаны предоставить необходимую информацию, если она не является тайной. Все собранные материалы должны быть приобщены к делу в качестве доказательств так же, как и акты, справки и докладные записки, которые составляют члены комиссии в ходе расследования. Ведь любой образец служебного расследования в отношении работника, особенно если дело касается недостачи, может рассматриваться как вопрос передачи данных по расследованию в правоохранительные органы.

    Шаг 4. Получение объяснений работника

    До окончания служебного расследования и издания приказа о применении дисциплинарного взыскания к виновным лицам у работников обязательно нужно запросить пояснение. Это предусмотрено нормами ст. 193 ТК РФ и подтверждено позицией Верховного суда РФ (п. 47 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2). Форма такого объяснения может быть произвольной, так как не регламентирована трудовым законодательством. Запросить объяснительную лучше письменно. Это особенно необходимо, если ситуация имеет конфликтный характер и шансы получить объяснение невелики. Требование необходимо вручить работнику под подпись. При его отказе от подписи составляется соответствующий акт. Однако если работник откажется от дачи пояснений на основании статьи 51 Конституции РФ , которая гласит, что человек не обязан свидетельствовать в отношении себя или своих близких, прямо в тексте объяснительной, такой акт можно не составлять.

    На оформление объяснительной у работника есть 2 рабочих дня с момента получения требования. Если объяснение так и не предоставлено, необходимо составить еще один акт — об отказе от дачи пояснений. Его должны подписать председатель комиссии и несколько ее членов (минимум 2 человека). После окончания расследования сама объяснительная записка или документ, свидетельствующий о том, что объяснение у сотрудника было запрошено, могут служить основанием для применения мер дисциплинарного воздействия к виновным лицам, вплоть до увольнения.

    Шаг 5. Заседание комиссии, рассмотрение обстоятельств

    После того как комиссия соберет и обобщит всю информацию, она должна провести заседание. На нем уполномоченные лица сообщат:

    • имело ли место нарушение (причинение ущерба) и в чем оно заключалось;
    • обстоятельства, время и место происшествия;
    • последствия нарушения и сумму причиненного ущерба;
    • причины проступка;
    • степень вины каждого из обвиняемых в происшествии;
    • смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства.

    Шаг 6. Создание акта о проведении служебного расследования

    Результаты работы комиссии должны быть отражены в специальном акте, подводящем итоги расследования. В частности, из этого документа должно быть понятно:

    • виновные действия, совершенные работником;
    • обстоятельства совершения таких действий;
    • вид и сумма причиненного ущерба;
    • степень вины сотрудника;
    • возможная мера наказания для виновного лица;
    • предложения по недопущению подобных ситуаций в дальнейшем.

    Акт должны подписать все члены комиссии. Если кто-то из членов комиссии имеет особое мнение о случившемся, он не может отказаться от подписания акта. Однако он имеет право составить отдельный документ с изложением своей позиции и приложить его к материалам.

    Если для того, чтобы установить объем и сумму нанесенного материального ущерба, была проведена инвентаризация, ее опись следует приложить к документам служебного расследования. Документы сторонних учреждений и организаций, имеющие отношение к делу (судебные решения, акты проверки протоколы и т. п.), также можно приложить к акту и сослаться на них в тексте.

    Образец заключения служебного расследования должен выглядеть так:

    Работника, в отношении которого проводилось служебное расследование, нужно ознакомить со всеми результатами в отношении него самого под подпись. Если расследование проводилось в отношении нескольких лиц, их нужно знакомить с материалами по отдельности, учитывая охрану персональных данных.

    Сроки служебного расследования

    Сроки проведения служебного расследования по Трудовому кодексу ( статья 193 ТК РФ ) не должен превышать 1 месяц с обнаружения события, которое послужило его причиной. Обычно срок прописывается в самом приказе. Следует учесть, что существует срок давности привлечения работника к ответственности, в который не входит:

    • время болезни работника;
    • время пребывания работника в отпуске;
    • время, необходимое на учет мнения профсоюза или иного представительного органа работников.
    Читайте также:  Увольнение военнослужащего по состоянию здоровья

    По совокупности привлечь виновного к дисциплинарной ответственности можно не позднее чем через шесть месяцев (а по делам, связанным с коррупционными проявлениями, — три года). По истечении этого срока привлечь к ответственности уже не получится. По результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки такой срок составляет не более двух лет со дня совершения или обнаружения проступка. В эти сроки не входит период производства по уголовному делу (если оно было открыто).

    Как провести служебное расследование в отношение медицинского работника?

    Министерство здравоохранения Российской Федерации
    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

    от 14 марта 2016 года N 1957

    Об утверждении Положения о порядке проведения служебных проверок и применения дисциплинарных взысканий в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения

    В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.3215; 2006, N 6, ст.636; 2007, N 10, ст.1151; N 16, ст.1828; N 49, ст.6070; 2008, N 13, ст.1186; N 30, ст.3616; N 52, ст.6235; 2009, N 29, ст.3597; 3624; N 48, ст.5719; N 51, ст.6150; 6159; 2010, N 5, ст.459; N 7, ст.704; N 49, ст.6413; N 51, ст.6810; 2011, N 1, ст.31; N 27, ст.3866; N 29, ст.4295; N 48, ст.6730; N 49, ст.7333; N 50, ст.7337; 2012, N 48, ст.6744; N 50, ст.6954; N 52, ст.7571; N 53, ст.7620; 7652; 2013, N 14, ст.1665; N 19, ст.2326; 2329; N 23, ст.2874; N 27, ст.3441; 3462; 3477; N 43, ст.5454; N 48, ст.6165; N 49, ст.6351; N 52, ст.6961; 2014, N 14, ст.1545; N 49, ст.6905; N 52, ст.7542; 2015, N 1, ст.62; 63; N 14, ст.2008; N 24, ст.3374; N 29, ст.4388; N 41, ст.5639; 2016, N 1, ст.15; ст.38)

    приказываю:

    1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения служебных проверок и применения дисциплинарных взысканий в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения.

    2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

    Зарегистрировано
    в Министерстве юстиции
    Российской Федерации
    21 апреля 2016 года,
    регистрационный N 41887

    Приложение. Положение о порядке проведения служебных проверок и применения дисциплинарных взысканий в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения

    Приложение
    к приказу
    Федеральной службы по надзору
    в сфере здравоохранения
    от 14 марта 2016 года N 1957

    I. Общие положения

    1.1. Настоящее Положение о порядке проведения служебных проверок и применения дисциплинарных взысканий в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения (далее — Положение) устанавливает порядок организации и проведения служебных проверок и применения дисциплинарных взысканий в отношении федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (далее соответственно — Росздравнадзор, гражданские служащие).

    1.2. Перед применением дисциплинарного взыскания в отношении гражданских служащих проводится служебная проверка.

    1.3. Для проведения служебной проверки формируется Комиссия.

    Комиссии образуются:

    в центральном аппарате Росздравнадзора приказом руководителя Росздравнадзора;

    в территориальном органе Росздравнадзора приказом руководителя территориального органа Росздравнадзора.

    1.4. В состав Комиссии в обязательном порядке включаются представители кадрового и юридического подразделений, а также руководитель подразделения, в котором гражданский служащий замещает должность федеральной государственной гражданской службы.

    1.5. Состав Комиссии для проведения служебной проверки, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

    1.6. Служебная проверка проводится по решению руководителя Росздравнадзора (территориального органа Росздравнадзора) или по письменному заявлению гражданского служащего.

    1.7. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

    — факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка (далее — проступок);

    — вина гражданского служащего;

    — причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим проступка;

    — характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате проступка;

    — обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

    II. Порядок проведения служебной проверки

    2.1. Решение о проведении служебной проверки принимается:

    руководителем Росздравнадзора в отношении гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы центрального аппарата Росздравнадзора, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Росздравнадзора, а также по письменному заявлению указанных гражданских служащих Росздравнадзора;

    руководителем территориального органа Росздравнадзора в отношении гражданских служащих территориального органа Росздравнадзора (за исключением заместителей руководителя территориального органа Росздравнадзора), а также по письменному заявлению гражданского служащего территориального органа Росздравнадзора.

    2.2. Непосредственный руководитель гражданского служащего с момента, когда ему стало известно о совершении гражданским служащим проступка, обязан направить служебную записку о проступке руководителю Росздравнадзора (территориального органа Росздравнадзора).

    2.3. Решение о проведении служебной проверки принимается руководителем Росздравнадзора (территориального органа Росздравнадзора) и оформляется приказом руководителя Росздравнадзора (территориального органа Росздравнадзора).

    2.4. В приказе Росздравнадзора (территориального органа Росздравнадзора) о проведении служебной проверки указывается:

    1) основание для принятия решения о проведении служебной проверки;

    2) должность, фамилия, имя и отчество (при наличии) гражданского служащего, в отношении которого (либо по письменному заявлению которого) проводится служебная проверка;

    3) состав комиссии по проведению служебной проверки (далее — Комиссия);

    4) срок представления заключения по результатам служебной проверки.

    Члены Комиссии, а также гражданский служащий, в отношении которого (либо по письменному заявлению которого) проводится служебная проверка, должны быть ознакомлены с приказом о проведении служебной проверки под роспись.

    2.5. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы.

    2.6. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

    — давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

    — обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, руководителю Росздравнадзора (территориального органа Росздравнадзора), назначившему служебную проверку;

    — ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

    2.7. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении.

    III. Оформление результатов служебной проверки

    3.1. Результаты служебной проверки оформляются письменным заключением (далее — Заключение), в котором указываются:

    — факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

    — предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

    3.2. Заключение подписывается начальником Управления государственной службы, кадров, антикоррупционной и правовой работы, членами комиссии (в территориальном органе Росздравнадзора председателем и членами комиссии) и представляется руководителю Росздравнадзора (территориального органа Росздравнадзора).

    3.3. В случае, если гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, не согласен с выводами и (или) содержанием Заключения (отдельной его части), он вправе изложить свое особое мнение в письменной форме, которое приобщается к Заключению.

    3.4. Заключение по результатам служебной проверки приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

    3.5. Сформированные в номенклатурное дело документы служебной проверки хранятся в Управлении государственной службы, кадров, антикоррупционной и правовой работы Росздравнадзора (кадровом подразделении территориального органа Росздравнадзора).

    IV. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий

    4.1. До применения дисциплинарного взыскания от гражданского служащего затребуется объяснение в письменной форме.

    В случае отказа гражданского служащего дать объяснение составляется соответствующий акт (рекомендуемый образец акта прилагается).

    Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

    4.2. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

    4.3. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

    4.4. При применении дисциплинарного взыскания учитывается тяжесть совершенного гражданским служащим проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых был совершен проступок, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

    4.5. За совершение гражданским служащим проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

    3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

    4) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а»-«г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
    ________________
    (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.3215; 2006, N 6, ст.636; 2007, N 10, ст.1151; N 16, ст.1828; N 49, ст.6070; 2008, N 13, ст.1186; N 30, ст.3616; N 52, ст.6235; 2009, N 29, ст.3597; 3624; N 48, ст.5719; N 51, ст.6150; 6159; 2010, N 5, ст.459; N 7, ст.704; N 49, ст.6413; N 51, ст.6810; 2011, N 1, ст.31; N 27, ст.3866; N 29, ст.4295; N 48, ст.6730; N 49, ст.7333; N 50, ст.7337; 2012, N 48, ст.6744; N 50, ст.6954; N 52, ст.7571; N 53, ст.7620; 7652; 2013, N 14, ст.1665; N 19, ст.2326; 2329; N 23, ст.2874; N 27, ст.3441; 3462; 3477; N 43, ст.5454; N 48, ст.6165; N 49, ст.6351; N 52, ст.6961; 2014, N 14, ст.1545; N 49, ст.6905; N 52, ст.7542; 2015, N 1, ст.62; 63; N 14, ст.2008; N 24, ст.3374; N 29, ст.4388; N 41, ст.5639; 2016, N 1, ст.15; 38).

    4.6. За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

    4.7. Копия приказа Росздравнадзора (территориального органа Росздравнадзора) о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания данного приказа.

    4.8. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в Комиссию или в суд.

    4.9. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктами 1-3 части 1 статьи 57, и взыскания, предусмотренного статьей 59_1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

    4.10. Руководитель Росздравнадзора (территориального органа Росздравнадзора) вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

    Приложение к Положению. Акт

    Приложение
    к Положению о порядке проведения
    служебных проверок и применения
    дисциплинарных взысканий в
    Федеральной службе по надзору в сфере
    здравоохранения

    Мы, нижеподписавшиеся, составили настоящий акт о том, что

    (должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданского служащего)

    представить письменное объяснение по факту совершенного им дисциплинарного проступка отказался.

    Ссылка на основную публикацию