Как учебному заведению перейти на пятидневную рабочую неделю ? - Komsindrom.ru

Как учебному заведению перейти на пятидневную рабочую неделю ?

Содержание

Пятидневка в школах России 2020: новый закон

Пятидневка в школах России 2020 – последние новости, почему Путин так и не принял закон, а дети продолжают учиться с увеличенной нагрузкой.

Уже несколько лет идет обсуждение закона об обязательном переходе всех школ России на пятидневное обучение. В последние годы школы в Подмосковье, Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других городах перешли на новый график самовольно, а вот в том же Краснодаре, где с подачи мистера Ипотеки выросло много новостроек, но не было построено практически ни одного среднего образовательного учреждения, о такой реформе и мечтать не могут (в начале учебного периода одна школа набрала аж 22 первых класса).

Министр образования тоже за последние недели на этот счет не делал никаких заявлений. Очередное 1 сентября наступило, а многолетняя проблема так и осталась не решенной.

Растят рабов, а не ученых

Каждый понимает, что в российских школах при высокой нагрузке, крайне неэффективное обучение. Особенно страдают ученики специальных школ, например, православных гимназий, где у детей вообще нет выходных. В субботу они учатся, а в воскресение их заставляют идти на воскресную службу в храм. Многие дети вместо радости это воспринимают как наказание.

Ребят не только лишают детства, у них элементарно падает иммунитет. Да и в обычных школах ребенок, вместо того, чтобы нормально выспаться в субботу и погулять, должен идти на уроки.

Мало времени остается на секции и другие занятия – вместо ученых, музыкантов, писателей, растет новое поколение рабов, которые и знаний не получают нормальных, и творчески не могут развиваться.

В художественных и музыкальных школах пустые классы — дети не выдерживают дополнительной нагрузки.

Недостатки пятидневки в школах России:

Недостаток № 1: Ребенок не высыпается.

Недосып особенно проявляется у детей, которые учатся в первую смену. От недосыпания снижается иммунитет.

Недостаток № 2: Ребенок не успевает отдохнуть от учебы.

По факту у ребенка нет свободного дня, который бы он мог полностью оторваться от уроков и книжек, побегать на улице или провести с семьей. Ведь в воскресение он вынужден садиться за уроки. От этого не только падает интерес к учебе, но и появляется настоящее отвращение к школе.

Недостаток № 3: Родители не видят ребенка.

Большая часть российских родителей, впахивающих за копейки всю неделю, не могут из-за школьной шестидневки побыть с детьми, сходить куда-то всей семьей. Из-за такой скотской жизни даже дети перестают спасать семейное счастье. Семьи рушатся, люди – несчастны.

Недостаток № 4: Нет отдыха и учителям.

Учителю тоже надо отдыхать, у него должны быть два выходных дня. У преподавателей тоже есть свои семьи, а ведь еще нужно проверять тетрадки, готовиться к урокам.

Недостаток №5: Экономические факторы.

Пятидневка нужна даже с точки зрения экономии бюджета. 4 дополнительных рабочих дня в месяц дорого обходятся школе. Ведь столовая, медпункт, гардероб, уборщицы и так далее тоже должны работать. Плюс коммунальные услуги.

Российская система образования, разработанная еще при Ильиче, работает ужасно – это видно по отсутствию технологий, знания иностранных языков и основного кругозора у выпускников.

В Европе, где базовая школа длится полноценных 12 лет, у школьников нет таких высоких нагрузок, а в последние 2 года школьникам вычитывается базовый уровень из программы, аналогичной 1-2 курсам наших ВУЗов. То есть, они изучают высшую математику, психологию, естествознание и другие предметы, находясь после окончания школы на уровне гораздо более высоком, чем российские абитуриенты. Потом 3 года в университете – и человек получает высшее профильное образование, а если хочет учится дальше – может получить диплом магистра.

В России не хотят, чтобы ребенок долго учился. Армии нужно пушечное мясо, государству — налогоплательщики. Уменьшать же количество часов обучения власти не хотят — стыдно перед теми же европейцами. Поэтому, впихивая в 11 лет норму по часам, без шестидневки не обойтись. Была бы возможность — сделали бы и воскресение учебным днем.

Пенсионный возраст увеличивают, время учебы сокращают, впихивая часы в короткую неделю. Продление образования на 1 год и сокращение недели до 5 дней без увеличения нагрузки решит эту проблему.

Так что о пятидневке в школах России в 2019 году закон пока не был принят, а Путин, похоже, не собирается реформировать систему образования. Его правительству необходимы квалифицированные военные, тупые спортсмены и простые рабы, которых с детства приучают жить от звонка до звонка без права на отдых. А полноценные образованные люди, способные поднять страну и оторвать ее от нефтяной трубы, творческие личности, изобретатели, музыканты, поэты и художники стране не нужны.

Последние новости

Зима 2019-2020. Депутат Гордумы города Екатеринбурга рассказал о показателях перехода на пятидневку. По его словам, в школах при переходе на 5-дневный режим поднимается успеваемость. А родители, прошедшие анкетирование, в 93-95% хотят перехода на данный график, чтобы видеть своих деток по выходным.

Сентябрь 2019. С началом учебного года некоторые родители стали высказываться против пятидневки. По их мнению, дети позже приходят со школы, у них не остается времени на секции. Проблему можно было бы решить переходом на европейскую систему образования с 12-классами обучения, но правительство боится увеличения нагрузки на бюджет.

Пятидневка в школах в 2019-2020 году

Из года в год ученики и родители в разных регионах России задают один и тот же вопрос – будет ли введена пятидневка в школах страны, и, судя по всему, в 2019-2020 году данная проблема будет стоять также остро, а дебаты между сторонниками и противниками учебы по субботам, не утихнут.

Предлагаем разобраться, почему на сегодняшний день во многих школах России не введена такая желанная для многих пятидневка, а также узнать, какой прогноз для решения данного вопроса в 2019-2020 году.

Норма закона

Согласно закону РФ «Об образовании», рабочий график для определенного учебного заведения устанавливается по решению администрации и педагогического коллектива с учетом специфики учебно-воспитательного процесса.

Это значит, что только руководство школы, лицея или гимназии вправе решать, будут ли проводиться в учебном заведении уроки по субботам и для каких классов будет установлена 5-дневная, а для каких 6-дневная учебная неделя. Решение принимается не директором единолично, а всем педагогическим коллективом с учетом:

  • возможной учебной нагрузки на детей при разных графиках работы;
  • общего количества предметов, изучаемых в младшей, средней и старшей школе;
  • заполняемости учебных кабинетов;
  • штата учителей предметников и их нагрузки;
  • наличия деления классов на группы на определенных уроках.

Пятидневка в школах – За и Против

Пятидневная рабочая неделя считается приоритетной и рекомендована всем учебным заведениям, если существует реальная возможность выстроить такой график работы.

Сторонники пятидневки приводят такие аргументы в поддержку своей позиции:

  1. У ребенка должно быть более одного дня на отдых, что бы отвлечься от учебы и заняться своим хобби.
  2. Два выходных подряд – это возможность больше общаться детям и родителям.
  3. Пятидневка не нарушает график семьи, ведь для большинства работающих родителей суббота – выходной день.
  4. Имея два свободных дня подряд, семьи смогут организовать совместный отдых, поездки на дачу или к родственникам.
  5. Исходя из производственного календаря, именно 5-дневная неделя позволяет в полной мере воспользоваться преимуществами, которые предоставляют государственные праздники и действующая система переноса «красных дней календаря», припадающих на выходные.
Читайте также:  Можно ли заключить срочный трудовой договор с заместителем финансового директора?

Эти заявления близки каждой российской семье, ведь никому не хочется вставать «чуть свет» и собирать ребенка в школу, когда ты сам выходной и можешь дольше понежиться в кровати. Да и детям крайне тяжело отправляться на учебу зная, что вся семья в этот день дома и отдыхает. Но, представленные аргументы хороши для идеального формата семьи, в которой родители заботятся о детях, интересуются их развитием и досугом, прикладывают усилия для того, что бы каждый день сына или дочери был наполнен яркими эмоциями, новыми впечатлениями и познавательной активностью.

Говоря о том, что ребенок должен как можно больше времени проводить дома, мы забываем, что существует масса семей, в которых дети на выходных не отходят от компьютера или телевизора и попросту надолго остаются без присмотра взрослых. Вспомните, когда последний раз вы были со своим ребенком в музее? Задумайтесь, как обычно проходят выходные в вашей семье? Честно ответьте себе на вопрос – а изменилось бы что-то, кроме возможности выспаться в субботу?

Кому необходима шестидневка?

Для многих общеобразовательных учебных заведений РФ 5-дневная рабочая неделя является нормой. Но, отменить субботу для всех учебных заведений России одним указом невозможно, ведь существует достаточно много гимназий, лицеев и специализированных школ, в которых ребята помимо базовых предметов изучают ряд дополнительных дисциплин, что существенно увеличивает учебную нагрузку. В таких школах даже при условии 6-дневной учебной недели у детей ежедневно стоит в расписании по 7 уроков. Что бы освободить субботу зачастую мало просто доставить 8-е уроки, а необходимо еще урезать часы на преподавание какого-то предмета, что уже идет вразрез с основным документом, регламентирующим образовательный процесс.

И уж конечно, не может идти речь о пятидневке в тех немногих школах, где ввиду нехватки учебных аудиторий еще сохранилась вторая смена.

Если представить, что пятидневка стала обязательной в школах России в 2019-2020 году, то учащимся специализированных школ и гимназий пришлось бы столкнуться с такими серьезными проблемами, как:

  1. Усилившаяся нагрузка, ведь готовить ежедневно пришлось бы по 8 уроков (некоторые предметы в таких школах преподаются 3-4 раза в неделю, и фраза «учить на выходных» тут не применима).
  2. Практически полное отсутствие свободного времени на протяжении учебной недели.
  3. Невозможность посещать кружки и секции в других образовательных учреждениях, ведь 8 урок обычно заканчивается около 16:00 (в зависимости от начала первого урока), а ребенку по нормам необходимо как минимум перекусить, прежде чем отправиться на музыку, танцы или спортивную тренировку.
  4. Кружки в школе будут проводиться на 9 уроке (что для многих учащихся будет означать уже не 8, а все 9 уроков подряд).
  5. Возрастающая психологическая нагрузка, ведь очевидно, что в таких условиях ребенок просто физически будет не в состоянии успеть выполнить все задания и выкроить хоть немного времени на отдых.

Обсуждая вопрос учебного графика, родители редко вспоминают о людях, которые учат их ребят в школах, но не стоит забывать и об этой стороне вопроса. Учитель тоже человек, и провести яркий, интересный и насыщенный 7-й или 8-й урок ему также сложно, как и ребятам воспринимать новый материал по физике или математике в конце рабочего дня. В результате пострадает качество обучения, что, естественно, недопустимо для занимающих высокие позиции гимназий, лицеев и школ и углубленным изучением профильных предметов.

На самом деле, учителя, которым приходиться читать предметы в субботу, тоже сталкиваются с рядом проблем и прежде всего это:

  • отсутствие у детей необходимого настроя, особенно на первом уроке;
  • частые прогулы без уважительной причины, что создает серьезную проблему, если урок проходит 1 раз в неделю;
  • собственно, необходимость работать в субботу, что автоматически означает либо разорванный график выходных, либо только 1 выходной в неделю, что является нарушением, но имеет место в сегодняшних реалиях.

Возможен ли компромисс?

Стремясь облегчить для ребят субботу, на этот день стараются выносить неоцениваемые предметы, дисциплины творческого цикла и физкультуру. Во многих школах последний день рабочей недели объявляют «днем без формы», что особенно нравится детям, ведь позволяет проявить свою индивидуальность. В субботу часто проводят школьные мероприятия и экскурсии, что объединяет коллектив и наполняет жизнь школьников яркими красками.

Быть ли пятидневке в 2020 году?

Как бы ни хотелось ученикам, родителям и учителям, получить свой законный выходной, в 2019-2020 году, как и ранее, будут два типа школ:

  1. Общеобразовательные, в которых предметы преподают на уровне «стандарта», и можно безболезненно установить 5-дневную учебную неделю.
  2. Специализированные, в которых старшие классы (а иногда и малыши) однозначно будут учиться по субботам.

Что делать родителям?

На самом деле, родителям необходимо серьезно относиться к выбору школы, оценивая не только интерьер учебных кабинетов и близость к дому, а и другие важные аспекты:

  • наличие специализации в старшей школе;
  • график обучения для 1-4, 5-9, а также старших классов;
  • дополнительные возможности, которые предлагает школа – кружки и секции.

Если уже так получилось, что ребенку предстоит учиться по субботам, лучшее, что могут сделать родители – это поддержать его и правильно настроить. Ни в коем случае нельзя каждый раз проявлять недовольство рабочим графиком и школой в целом. Лучше дайте сыну или дочери понять, как вы гордитесь тем, что он учится в хорошей школе и получает достойное образование, обязательно акцентируйте внимание на каждых, пусть даже самых незначительных с точки зрения взрослого человека, достижениях.

А если чувствуете, что и вы и ребенок совершенно не готовы преодолевать такие сложности, то просто подберите школу с 5-дневным графиком обучения, ведь каждый из нас имеет право выбора. Это избавит вас от лишнего стресса… по крайней мере на тот период, пока не придет время задуматься о близости ЕГЭ и качестве образования, полученного ребенком.

Последние новости

С 1 апреля 2019 года школы Башкрии начали постепенно переходить на 5-дневку, как заявил врио главы региона Радий Фаритович Хабиров. При этом после перехода учебных заведений на пятидневную систему обучения школьников зарплата учителей не изменится, а все работники будут предупреждены минимум за 2 недели до нововведения.

Какие сложности могут возникнуть:

  • Учащиеся во 2, 3 и 4 классах не должны иметь в учебном графике более 5 уроков в день;
  • Дети, учащиеся в 5 и 6 классах не должны получать более 6 уроков в день;
  • Ученики с 7 по 11 классы не должны быть нагружены более чем 7 уроками в день;
  • Математика не должна являться первым или последним уроком в графике. Предмет не должен проводиться также после физкультуры и по субботам;
  • Ограничения коснулись и физики и химии, а также русского языка. Учителя-предметники не могут вести 3 урока подряд без промежуточных окон.

Пятидневная учебная неделя: за и против

Специалисты управления образования по поручению руководителя администрации Воркуты Игоря Гурьева проанализировали недостатки и преимущества введения пятидневной учебной недели в образовательных учреждениях города.

Напомним, родители и школьники на странице мэра в феврале подняли вопрос о необходимости введения пятидневной системы обучения.

Главный аргумент – повышенная утомляемость и детей и родителей на Крайнем Севере в условиях долгой полярной зимы. Однако, несмотря на однозначные результаты онлайн-голосования в соцсетях (более 90 процентов «за» пятидневную систему обучения, участие в голосовании принимали и школьники), у многих родителей нашлось большое количество аргументов «против».

Главный вывод, который сделала мэрия: решение о введении пятидневной системы вправе принимать каждая школа по отдельности на основании ст.28 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2019 с учетом с учетом мнения всех сторон – учащихся, родителей, педагогов. Т.е. данный вопрос могут поднять школьные комитеты на общем собрании родителей.

Обсуждение должно проходить локально с учетом многочисленных аргументов «за» и «против» и специфики образовательной программы отдельной школы, ее географического положения (город, поселки), состава и численности педагогического коллектива, численности детей и мнения самих родителей, законных представителей.

Мэрия Воркуты представила основные положительные аргументы, а также риски, которыми родители смогут оперировать при обсуждении вопроса в будущем.

Положительные аспекты перехода на пятидневку:

1. Уменьшится максимально допустимая недельная нагрузка у учащихся.

2. Увеличится время для общения учащихся с родителями за счет субботы (плюс воскресенье). Пятидневка позволит отдохнуть детям перед новой учебной неделей, сделав все уроки на понедельник в субботу, чтобы не тратить на это время в воскресенье.

Читайте также:  Срок хранения приказов на отпуск

3. Увеличится количество выходных дней у работников школ – суббота, воскресенье. Надо признать, нагрузка на многих из них серьезная. За два выходных дня отдых педагогов будет более полноценным и качественным, что положительно скажется на качестве образовательного процесса и предотвратит риск профессионального выгорания.

4. Переход на пятидневную учебную неделю не влияет на расчет объема субвенций города Воркута – за счет них из республиканского бюджета выплачивается заработная плата (с начислениями) коллектива общеобразовательных организаций (более 710 млн рублей в год).

5. Теперь о деньгах местных налогоплательщиков. Произойдет уменьшение расходов на оплату коммунальных услуг (электроэнергия, водоснабжение). Эти расходы ложатся на муниципальный бюджет. В случае введения пятидневки экономия составит порядка двух млн рублей в год. Из-за малокомплектности в Воркуте вынужденно закрываются школы последние 30 лет.

6. Сокращение расходов на организацию горячего питания в школах в год. Республиканский бюджет сэкономит около 4,3 млн рублей, местный – около трех млн рублей. Работники отрасли школьного питания также потеряют в зарплате.

7. Проблема занятости в субботу детей дошкольного возраста работников общеобразовательных организаций будет решена за счёт выходного дня родителя. А всего работников общеобразовательных организаций в Воркуте 1 046 человек.

Отрицательные аспекты перехода на пятидневную учебную неделю:

— сокращение численности учителей изобразительного искусства, музыки, физической культуры за счёт перераспределения нагрузки учителям начальных классов;

— перераспределение в связи с сокращением нагрузки учителям начальных классов часов изобразительного искусства, музыки, физической культуры и соответственно снижение уровня заработной платы учителей-предметников.

2. В среднем при 30 актированных днях (средняя цифра за учебный год) учителям необходимо сокращать изучение тем учебных предметов, используя для этого пять дней в неделю, при этом выполнять требование законодательства по предоставлению качественного обучения. В итоге школы будут вынуждены изменять календарный учебный график, продлевая учебный год, с целью выполнения программы в полном объеме.

3. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (из семей, имеющих статус «малоимущие» – 279 учащихся), признанных решением Совета школы, нуждающимися в дополнительных мерах социальной помощи (547 учащихся), с туберкулёзной интоксикацией (35 учащихся), учащиеся с ОВЗ (129 учащихся), не смогут в субботу получать в школе горячее питание. Детей, бесплатно питающихся в школах – 990 человек.

4. В учебном плане школы при пятидневной учебной неделе:

— во всех классах произойдет уменьшение на три часа кол-ва часов учебного плана. Тем самым не остаётся часов для ведения факультативов и элективных курсов, расширяющих знания по предмету и обеспечивающих подготовку к ГИА.

— сократится количество предметов углубленного уровня на профильном обучении (10-11 кл.).

— образовательные учреждения не будут передавать учебные часы школе №26 на Технологию (там ведется профессиональная подготовка).

5. Более подробная статистика: в течение трех лет произошло увеличение актированных дней с 24 до 38 дней для 1-5 классов, с 8 до 13 дней для 5-8 классов. 8%, 13%, 16% соответственно актированных дней приходится на субботу. 38 актированных дней составляет потерю пяти учебных недель в начальных классах. Больше месяца дети не учатся. В теории в соответствии с законодательством образовательное учреждение вправе продлить учебный год на эти пять недель (до 1 июля), чего никогда не происходило. Не стоит также забывать о карантинных днях.

6. Получается, что для выполнения федерального учебного плана субботние часы придется перераспределить на пять учебных дней. От этого, увы, не уйти. После уроков и внеурочной деятельности в школе учащимся позднее придется посещать дополнительные занятия или кружки, а после этого делать домашнее задание. Т.е. при пятидневке у учащихся увеличится учебный день. Тем более, не все учащиеся способны плодотворно работать на 5, 6, 7-ом уроке.

7. В Воркуте 8602 школьников, часть из которых, нужно понимать, в субботу выйдет на улицы. Не все родители в субботу готовы заниматься развитием детей и осуществлять контроль их занятости. Тем более остро стоит вопрос безопасности детей в условиях маленького посёлка, где нет возможности организовать полноценный досуг подростков вне школы. Дополнительное свободное время может привести часть учащихся и к совершению противоправных действий.

8. В случае если изменение учебной нагрузки приведет к тому, что учитель будет осуществлять трудовую деятельность на не полную ставку – работник теряет право на досрочное назначение «северной» и «педагогической» пенсии.

9. В случае изменения учебной нагрузки, уменьшения ставки будет нарушено право на досрочное назначение «северной» и «педагогической» пенсии педагогам и другим работникам отрасли.

  • Печаль 6
  • Радость 3
  • Гнев 7
  • Удивление 9
  • Восторг 2

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Работодатель хочет перевести нас на шестидневку: это законно?

Я участковый педиатр в поликлинике, работаю пять дней в неделю, выходные — суббота и воскресенье. По выходным и праздничным дням у нас бывают дежурства, за которые доплачивают отдельно.

Но дежурных педиатров мало, они не успевают на все вызовы в выходные и праздники. А руководство не хочет увеличивать число дежурных, ведь тогда придется больше доплачивать. Вместо этого нам объявили о переводе на шестидневную рабочую неделю, чтобы не доплачивать хотя бы за субботу. Но как такое возможно, если в стране по закону обязательна пятидневка?

Обоснованны ли требования работодателя перейти на шестидневку?

Считать, что в России официально установлена только пятидневная рабочая неделя с выходными в субботу и воскресенье, — это заблуждение. Да, это самый распространенный режим работы, но не единственно возможный.

Если кратко: работодатель может установить вам шестидневную рабочую неделю, но общее количество часов, которые вы должны будете отработать, увеличиться не должно.

Рабочая неделя может быть разной

Продолжительность рабочей недели бывает такой:

  1. пятидневная с двумя выходными днями, один из которых обязательно должен приходиться на воскресенье. Традиционно второй выходной — это суббота, но в теории им можно сделать и понедельник;
  2. шестидневная с одним выходным;
  3. рабочая неделя с выходными по скользящему графику;
  4. неполная рабочая неделя. Это, например, три дня в неделю вместо пяти.

Все эти варианты законны. По-хорошему, конкретную продолжительность рабочей недели работодатель должен прописать или в правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР), или в коллективном договоре. Тогда в трудовом договоре он сделает отсылку к одному из этих документов. Другой вариант: работодатель может уточнить продолжительность рабочей недели непосредственно в трудовом договоре.

На практике же у большинства работодателей продолжительность рабочей недели закреплена и в ПВТР, и в трудовых договорах со всеми сотрудниками.

Шесть рабочих дней вместо пяти не означает, что придется больше работать в часах

Обычно сотрудников лишают одного выходного, но компенсируют это меньшим количеством рабочих часов в день. Нормальное количество рабочих часов в неделю — не более 40 и для пятидневной рабочей недели, и для шестидневной. Поэтому, чтобы баланс соблюдался, в трудовом кодексе есть специальные правила для шестидневной недели.

Правило 1. Рабочий день в субботу не должен превышать 5 часов, обеденный перерыв сюда не включается. А перед нерабочими праздничными днями рабочий день при шестидневке сокращается на час, как и при пятидневке.

Получается, если сотрудник работает стандартные 40 часов в неделю, то рабочее время при шестидневке распределяется так: с понедельника по пятницу — надо отработать 7 часов, в субботу — 5 часов. Перерыв на обед не считаем.

У медицинских работников сокращенная продолжительность работы — не больше 39 часов в неделю. А у некоторых медиков и того меньше. Например, у персонала инфекционных и психиатрических больниц — 36 часов в неделю, а у врачей-стоматологов — 33 часа в неделю.

Получается, что по общему правилу у медработников при шестидневке рабочее время должно распределяться так: с понедельника по пятницу — по 6 часов 48 минут, в субботу — 5 часов. Всего 39 часов без учета перерыва на обед.

Правило 2. С момента окончания рабочего дня в субботу и до начала работы в понедельник должно пройти не менее 42 часов. Это минимум для еженедельного отдыха работников, короче он быть не может.

При 40 часах работы в неделю это правило будет соблюдаться, если установить рабочее время так:

Читайте также:  Больничный: нарушение режима

С понедельника по пятницу — с 9:00 до 16:30, то есть по 7 часов работы и 30 минут на обед.

В субботу — с 9:00 до 14:30, это 5 часов работы и 30 минут обеденного перерыва.

При 39 часах работы в неделю для медиков рабочее время с учетом этого правила может быть таким:

С понедельника по пятницу — с 9:00 до 16:18, то есть по 6 часов 48 минут плюс 30 минут на обед.

В субботу — с 9:00 до 14:30, это 5 часов и 30 минут обеденного перерыва.

Как перевести работников с пятидневки на шестидневку

Работодатель не может перевести всех сотрудников на шестидневку в приказном порядке, просто заявив: с понедельника все работаем шесть дней в неделю. Он обязан соблюсти определенную процедуру.

Всех уведомить. Как минимум за два месяца до перехода на новый режим работы надо письменно уведомить об этом под подпись всех сотрудников. В уведомлении должно быть объяснено, почему меняется продолжительность рабочей недели.

По закону работодатель может в одностороннем порядке изменить режим рабочего времени, только если меняются «организационные и технологические условия труда». Формулировка очень туманная и нигде толком не конкретизируется.

На практике, если спор между работниками и работодателем доходит до суда, суд сам определяет, менялись такие условия или нет. Так, в сентябре 2018 года Мосгорсуд решил, что наступление периода отпусков — не повод устанавливать водителям автобусов шестидневку.

Заключить допсоглашение. С теми работниками, кто согласен на шестидневную работу, надо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору. Несогласным же придется предложить другую имеющуюся в организации подходящую работу, в том числе и ту, которая оплачивается меньше.

Если в организации не будет другой подходящей работы или сотрудник не захочет на нее переходить, то через два месяца после уведомления его уволят с выходным пособием, равным среднему заработку за две недели.

Помните, что увольнение можно оспорить в суде. На это у работника есть один месяц со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

О том, как написать иск и как его подать в суд, читайте в подборке Т—Ж .

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Работодатель хочет перевести нас на шестидневку: это законно?

Я участковый педиатр в поликлинике, работаю пять дней в неделю, выходные — суббота и воскресенье. По выходным и праздничным дням у нас бывают дежурства, за которые доплачивают отдельно.

Но дежурных педиатров мало, они не успевают на все вызовы в выходные и праздники. А руководство не хочет увеличивать число дежурных, ведь тогда придется больше доплачивать. Вместо этого нам объявили о переводе на шестидневную рабочую неделю, чтобы не доплачивать хотя бы за субботу. Но как такое возможно, если в стране по закону обязательна пятидневка?

Обоснованны ли требования работодателя перейти на шестидневку?

Считать, что в России официально установлена только пятидневная рабочая неделя с выходными в субботу и воскресенье, — это заблуждение. Да, это самый распространенный режим работы, но не единственно возможный.

Если кратко: работодатель может установить вам шестидневную рабочую неделю, но общее количество часов, которые вы должны будете отработать, увеличиться не должно.

Рабочая неделя может быть разной

Продолжительность рабочей недели бывает такой:

  1. пятидневная с двумя выходными днями, один из которых обязательно должен приходиться на воскресенье. Традиционно второй выходной — это суббота, но в теории им можно сделать и понедельник;
  2. шестидневная с одним выходным;
  3. рабочая неделя с выходными по скользящему графику;
  4. неполная рабочая неделя. Это, например, три дня в неделю вместо пяти.

Все эти варианты законны. По-хорошему, конкретную продолжительность рабочей недели работодатель должен прописать или в правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР), или в коллективном договоре. Тогда в трудовом договоре он сделает отсылку к одному из этих документов. Другой вариант: работодатель может уточнить продолжительность рабочей недели непосредственно в трудовом договоре.

На практике же у большинства работодателей продолжительность рабочей недели закреплена и в ПВТР, и в трудовых договорах со всеми сотрудниками.

Шесть рабочих дней вместо пяти не означает, что придется больше работать в часах

Обычно сотрудников лишают одного выходного, но компенсируют это меньшим количеством рабочих часов в день. Нормальное количество рабочих часов в неделю — не более 40 и для пятидневной рабочей недели, и для шестидневной. Поэтому, чтобы баланс соблюдался, в трудовом кодексе есть специальные правила для шестидневной недели.

Правило 1. Рабочий день в субботу не должен превышать 5 часов, обеденный перерыв сюда не включается. А перед нерабочими праздничными днями рабочий день при шестидневке сокращается на час, как и при пятидневке.

Получается, если сотрудник работает стандартные 40 часов в неделю, то рабочее время при шестидневке распределяется так: с понедельника по пятницу — надо отработать 7 часов, в субботу — 5 часов. Перерыв на обед не считаем.

У медицинских работников сокращенная продолжительность работы — не больше 39 часов в неделю. А у некоторых медиков и того меньше. Например, у персонала инфекционных и психиатрических больниц — 36 часов в неделю, а у врачей-стоматологов — 33 часа в неделю.

Получается, что по общему правилу у медработников при шестидневке рабочее время должно распределяться так: с понедельника по пятницу — по 6 часов 48 минут, в субботу — 5 часов. Всего 39 часов без учета перерыва на обед.

Правило 2. С момента окончания рабочего дня в субботу и до начала работы в понедельник должно пройти не менее 42 часов. Это минимум для еженедельного отдыха работников, короче он быть не может.

При 40 часах работы в неделю это правило будет соблюдаться, если установить рабочее время так:

С понедельника по пятницу — с 9:00 до 16:30, то есть по 7 часов работы и 30 минут на обед.

В субботу — с 9:00 до 14:30, это 5 часов работы и 30 минут обеденного перерыва.

При 39 часах работы в неделю для медиков рабочее время с учетом этого правила может быть таким:

С понедельника по пятницу — с 9:00 до 16:18, то есть по 6 часов 48 минут плюс 30 минут на обед.

В субботу — с 9:00 до 14:30, это 5 часов и 30 минут обеденного перерыва.

Как перевести работников с пятидневки на шестидневку

Работодатель не может перевести всех сотрудников на шестидневку в приказном порядке, просто заявив: с понедельника все работаем шесть дней в неделю. Он обязан соблюсти определенную процедуру.

Всех уведомить. Как минимум за два месяца до перехода на новый режим работы надо письменно уведомить об этом под подпись всех сотрудников. В уведомлении должно быть объяснено, почему меняется продолжительность рабочей недели.

По закону работодатель может в одностороннем порядке изменить режим рабочего времени, только если меняются «организационные и технологические условия труда». Формулировка очень туманная и нигде толком не конкретизируется.

На практике, если спор между работниками и работодателем доходит до суда, суд сам определяет, менялись такие условия или нет. Так, в сентябре 2018 года Мосгорсуд решил, что наступление периода отпусков — не повод устанавливать водителям автобусов шестидневку.

Заключить допсоглашение. С теми работниками, кто согласен на шестидневную работу, надо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору. Несогласным же придется предложить другую имеющуюся в организации подходящую работу, в том числе и ту, которая оплачивается меньше.

Если в организации не будет другой подходящей работы или сотрудник не захочет на нее переходить, то через два месяца после уведомления его уволят с выходным пособием, равным среднему заработку за две недели.

Помните, что увольнение можно оспорить в суде. На это у работника есть один месяц со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

О том, как написать иск и как его подать в суд, читайте в подборке Т—Ж .

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Ссылка на основную публикацию