Как ввести профстандарты на предприятии фармацевтической отрасли? - Komsindrom.ru

Как ввести профстандарты на предприятии фармацевтической отрасли?

Содержание

Новые профстандарты для работников аптек

Автор: М. В. Подкопаев

Появились профессиональные стандарты «Провизор-аналитик» и «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью».

Минтруд продолжает регламентировать трудовые функции работников, в том числе занятых в фармацевтической деятельности. Глава 31 ТК РФ предусматривает необходимость разработки профессиональных стандартов, под которыми понимается характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Ранее мы рассказывали о профессиональном стандарте «Провизор», который для фармацевтов был выпущен первым[1]. Теперь в дополнение к нему появились профессиональные стандарты «Провизор-аналитик» и «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» (приказы Минтруда России от 22.05.2017 № 427н и 428н соответственно).

В начале необходимо напомнить, что согласно ст. 195.3 ТК РФ профессиональный стандарт может быть обязателен для применения, если трудовым законодательством РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.

При применении данной нормы под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые специально устанавливают требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер. В этом случае в части требований применяются данные нормативные правовые акты (Письмо Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698).

В частности, на основании ст. 57 ТК РФ наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.

Фармацевт-руководитель.

Профессиональный стандарт «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» применяется в отношении лиц, занимающих соответствующую должность, осуществляющих организацию фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств и руководство ею.

К данным лицам относятся:

руководители служб по снабжению, распространению товаров (лекарственных средств, медицинских изделий, ортопедических средств) и аналогичным видам деятельности (код 1324 ОКЗ[2]);

руководители (управляющие) в розничной и оптовой торговле (код 1420 ОКЗ).

Конкретные наименования возможных должностей для этих лиц также содержат в себе указание на руководящие функции:

директор (заведующий, начальник) аптечной организации;

заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации;

заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;

заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;

заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации.

В силу этого обобщенная трудовая функция данного специалиста включает в себя такие трудовые функции, как планирование деятельности фармацевтической организации, управление ее финансово-экономической деятельностью, организация ее ресурсного обеспечения, работы персонала организации. Кроме того, важной функцией специалиста является организация информационной и консультационной помощи для населения и медицинских работников.

Чтобы занять одну из перечисленных должностей, работник должен иметь высшее фармацевтическое образование при предварительной отработке не менее двух лет по специальности «Фармация» или среднее профессиональное образование при предварительной отработке не менее пяти лет по той же специальности.

Учитывается высшее образование в форме специалитета, оно подтверждается дипломом специалиста (п. 3 ч. 7 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Названный работник должен иметь свидетельство об аккредитации либо сертификат специалиста[3].

Данные лица должны осуществлять руководство в следующих видах деятельности:

торговля оптовая фармацевтической продукцией (код 46.46 ОКВЭД 2[4]);

торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73 ОКВЭД 2);

торговля розничная изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах (код 47.74 ОКВЭД 2);

деятельность по складированию и хранению (код 52.10 ОКВЭД 2).

Уточним, что в последнем случае имеется в виду, очевидно, код 52.10.9 ОКВЭД 2 (хранение и складирование прочих грузов).

Специалист должен пройти обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством РФ.

Проведение подобных осмотров регулируется Приказом Мин­здравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н. Согласно п. 24 приложения 2 к этому приказу работники аптечной сети, участвующие в деятельности, связанной с изготовлением, расфасовкой и реализацией лекарственных средств, должны проходить медицинский осмотр не реже чем один раз в год.

Кроме того, обязательным для специалиста является прохождение обучения для получения следующих специальных знаний:

Постановление Минтруда России № 1, Минобразования России № 29 от 13.01.2003 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»

Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Провизор для аналитики.

Из текста профессионального стандарта «Провизор-аналитик» можно понять, что данная специальность близка к специальности провизора[5] (относятся к одной и той же группе занятий – код 5262 по ОКЗ), но предусматривает выполнение специальных функций. Основная задача при выполнении данной работы – контроль качества фармацевтических субстанций, воды очищенной для инъекций, концентратов, полуфабрикатов, лекарственных препаратов, изготовленных в аптечной организации

Но провизор-аналитик, в отличие от провизора, может быть задействован только в двух видах деятельности:

торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73 ОКВЭД 2);

деятельность по складированию и хранению (код 52.10 ОКВЭД 2).

Обобщенной трудовой функцией провизора-аналитика является контроль качества лекарственных средств (непосредственно в стандарте трудовые функции для этой должности расписаны очень подробно), который включает в себя:

мониторинг систем обеспечения качества лекарственных средств в аптечных организациях;

обеспечение наличия запасов реактивов в аптечной организации;

проведение внутриаптечного контроля качества лекарственных препаратов, изготовленных в аптечных организациях, и фармацевтических субстанций.

Необходимо иметь в виду, что согласно Инструкции по контролю качества лекарственных средств, изготовляемых в аптеках[6], лекарственные средства и лекарственные вещества, независимо от источника их поступления, подвергаются приемочному контролю, а лекарственные средства, изготовленные в аптеках (в том числе гомеопатических) по индивидуальным рецептам или требованиям лечебных организаций, в виде внутриаптечной заготовки, фасовки, а также концентраты и полуфабрикаты подвергаются внутриаптечному контролю.

Всеми этими видами внутриаптечного контроля должен владеть провизор-аналитик. Если он впервые назначается на должность, ему необходимо пройти курс стажировки в территориальной контрольно-аналитической лаборатории.

Должность соответствующего специалиста может называться не только «провизор-аналитик», но и «заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации» в случае создания такого подразделения.

Для провизора-аналитика конкретизируется, что он должен иметь высшее образование по специальности «Фармацея» или окончить интернатуру (ординатуру) по специальности «Фармацевтическая химия и фармакогнозия». Как и провизор, он должен проходить повышение квалификации не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности.

Нужно помнить, что согласно ст. 196 ТК РФ работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Фармацевтические работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством РФ (п. 2 ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Порядок и сроки совершенствования фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях установлены Приказом Минздрава России от 03.08.2012 № 66н.

Как и провизор, провизор-аналитик обязан проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством РФ, то есть в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России № 302н.

Но, в отличие от провизора, провизор-аналитик обязан также (в этом – общее со специалистом в области управления фармацевтической деятельностью) проходить обучение по охране труда, пожарной безопасности, подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также иметь свидетельство об аккредитации либо сертификат специалиста.

[1] См. статью М. В. Подкопаева «Минтруд определил, кто может быть провизором», № 5, 2016.

[2] ОК 010-2014 (МСКЗ-08) «Общероссийский классификатор занятий», принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст.

[3] См. приложение 2 к Приказу Минздрава России от 06.06.2016 № 352н.

[4] ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.

[5] Соответствующий профессиональный стандарт утвержден Приказом Минтруда России от 09.03.2016 № 91н.

[6] Утверждена Приказом Минздрава России от 16.07.1997 № 214.

Фармацевт на пятерку

На общественное обсуждение выложен профессиональный стандарт «Фармацевт» — Самвел Григорян выделил самое интересное в новом документе

Так иногда бывает перед Новым годом — из недр того или иного регулятора «выстреливается» целый пакет проектов нормативно-правовых актов. На этот раз речь идет о стандартах. В декабре Министерство труда и социальной защиты РФ выставило на общественное обсуждение сразу несколько проектов приказов, содержащих профессиональные стандарты «Фармацевт», «Фармацевтический инспектор», «Специалист по фармаконадзору» и т. д.

Об утверждении профессионального стандарта «Фармацевт»

Как вы помните, ранее в 2016 г. был утвержден профессиональный стандарт «Провизор». Теперь взялись за фармацевтов. Заметим также, что в этом году в отрасли начался, можно сказать, исторический процесс — аккредитация специалистов. Пока это коснулось провизоров-выпускников; до фармацевтов и прочих провизоров дело дойдет позже.

Читайте также:  Правила отправления сотрудников на медосмотр

Понятно, что работодатели и те, кто входит в аккредитационную комиссию — то есть, проще говоря, допускают выпускников до работы — нуждаются в критериях, по которым можно оценить знания, умения и трудовые навыки провизоров и фармацевтов. Профессиональные стандарты и представляют собой набор таких критериев.

Профессиональный стандарт (ПС) «Фармацевт» составлен приблизительно также, как и ПС «Провизор». Те, кто читал нашу публикацию о последнем, заметят много общего. ПС «Фармацевт» довольно объемный, и в рамках одной статьи его не охватить. Постараемся сделать его обзор, обратив внимание на наиболее примечательные моменты. Также ответим на вопрос, являются ли нормы данного стандарта рекомендательными или обязательными.

Три команды, или Саморегуляция в действии

В первом разделе профессионального стандарта «Фармацевт» 2017 содержатся общие сведения, например, виды экономической деятельности, к которым относится деятельность фармацевта. Это:

  • оптовая торговля фармпродукцией;
  • розничная торговля лекарственными средствами;
  • розничная торговля изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах;
  • деятельность по складированию и хранению.

Возможно, эти формулировки, вместе взятые, звучат архаично, не очень гармонично. Но создатели ПС здесь не причем — они вынуждены использовать те фразы, которые применяются в ОКВЭД — Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности.

Кстати, раз уж мы упомянули создателей ПС «Фармацевт»… Ответственной организацией-разработчиком этого проекта является Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (ООР РСПП). В разработке стандарта также участвовали: Союз «Национальная Фармацевтическая Палата», Некоммерческое партнерство содействия развитию аптечной отрасли «Аптечная гильдия», Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова, Российский университет дружбы народов.

Чем примечателен такой набор разработчиков? Первое — в него входят структуры, представляющие работодателей, то есть тех, кто нанимает фармацевтические кадры, которые должны соответствовать стандартам. Второе — в его составе имеются профессиональные объединения, представляющие специалистов отрасли. Это те, кто нанимает кадры, но и сами являются кадрами. И третье — в числе разработчиков присутствуют учреждения фармобразования, иначе говоря, те, кто готовит кадры.

Таким образом, всё очень логично — новый профессиональный стандарт «Фармацевт» создан тремя самыми заинтересованными в качестве фармспециалистов профессиональными командами. Чем не пример саморегуляции отрасли, о которой мы много говорим, и которая нам представляется чем‑то за далекими горами? А вот она, пожалуйста, уже работает.

На пятерочку

Второй раздел стандарта содержит описания трудовых функций, отдельно по различным видам деятельности. Отметим, что среди этих функций — кроме привычных «оптовая торговля лекарственными средствами», «розничная реализация и отпуск…», «хранение лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента», «приемочный контроль…» — присутствуют также: «фармацевтическое консультирование»; «подготовка помещений фарморганизации»; «оформление документации по учету реализации лекарственных препаратов». А в случае с рецептурно-производственными отделами аптек — также «изготовление лекарств по индивидуальным прописям врачей, требованиям медицинских/ветеринарных организаций плюс оформление сопутствующей этому процессу документации».

В одной из граф этого раздела указан и необходимый уровень/подуровень квалификации фармацевта по перечисленным трудовым функциям в соответствии с утвержденными Министерством труда и социальной защиты «Уровнями квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (приказ № 148н от 12.04.2013 г.). Это весьма высокий уровень — пятый.

Характеристики этого уровня также содержатся в приказе. Конечно, они носят общий характер, но, тем не менее, приведем их, поскольку они являются составляющими системы стандартов. В частности, работа «на пятерочку» (5‑й уровень квалификации) означает, что фармацевт должен быть готов к самостоятельной деятельности по решению практических задач, нести ответственность за их решение, за результат деятельности аптечной команды. То есть исключительно исполнителем его назвать нельзя.

Характер требуемых знаний и умений фармацевта предполагает также: выбор способов решения в изменяющихся условиях рабочей ситуации; контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, самостоятельный поиск необходимой информации. Пути достижения требуемого уровня квалификации триедины: образовательные программы среднего профобразования; дополнительные профессиональные программы; практический опыт. Ценны они только в совокупности — большой прогресс в одном не заменит отсутствия другого.

Функции фармацевта

В разделе III ПС «Фармацевт» раскладываются по полочкам трудовые функции фармацевта. Предваряет это перечисление отдельное указание особых условий допуска фармацевта к работе:

  • прохождение обязательных медосмотров, как предварительных (то есть при приеме на работу), так и периодических;
  • наличие сертификата специалиста или (когда система аккредитации дойдет и до фармацевтов) свидетельства об аккредитации специалиста.

Теперь перечислим указанные в стандарте трудовые функции фармацевта:

  • подготовка помещений фарморганизации;
  • фармацевтическое консультирование (!);
  • розничная реализация и отпуск лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента;
  • оформление документации по учету реализации лекарственных препаратов;
  • оптовая торговля лекарственными средствами и другими товарами аптечного ассортимента;
  • приемочный контроль в фарморганизации;
  • хранение лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента в фарморганизации;
  • (для аптек с рецептурно-производственными отделами) изготовление лекарственных препаратов по индивидуальным прописям врачей и требованиям медицинских организаций;
  • (для аптек с рецептурно-производственными отделами) оформление документации по изготовлению и лекарственной формы.

Вышеперечисленное — это свод того, что фармацевт должен уметь делать, то есть свод его обязанностей, направлений деятельности. Особо выделим наличие в этом списке фармконсультирования.

Как уже показал предыдущий опыт создания ПС «Провизор», разработчики профессиональных стандартов — в частности, из‑за стремления повысить эффективность и престиж профессии, а также из‑за непрекращающихся попыток гигантов продовольственного ритейла приобщиться к фармрознице — твердо убеждены в необходимости повышения роли консультативной функции в работе фармспециалистов и последовательно реализуют это в нормотворчестве. Также обращаем внимание руководителей аптек на роль фармацевта в подготовке помещений фарморганизации и его участие в документообороте.

Всё это вовсе не означает, что конкретный фармацевт в конкретной аптеке должен осуществлять все перечисленные функции, вместе взятые. В соответствии с внутренними нормами фарморганизации, включая трудовой договор, он может исполнять только часть этих обязанностей/направлений деятельности. Но! Принятие ПС «Фармацевт» будет означать, что каждый фармацевт должен быть готов — то есть обладать необходимыми знаниями, навыками и умениями — к осуществлению всех перечисленных функций (за исключением, конечно, функций, связанных с изготовлением, если речь не идет об аптеках с рецептурно-производственными отделами).

192‑рукий

По каждой из перечисленных трудовых функций в стандарте указаны трудовые действия фармацевта, необходимые знания и умения. Их очень много. Если не считать рецептурно-производственных функций, то трудовых действий фармацевта в ПС в общей сложности 52. Необходимых умений56, необходимых знаний — аж 84. В совокупности — 192.

Как на всё это может хватить двух рук и одной головы, непонятно (шутка). Но не стоит впадать в уныние от цифр и отчаиваться. Большинство из этих составляющих трудовых функций на практике хорошо известны нашим фармацевтам, можно сказать, ими давно освоены. Другое дело, что их необходимо постоянно совершенствовать, то есть осуществлять на уровне, соответствующем современным требованиям.

Что здесь можно порекомендовать… Во-первых, фармацевтам и руководителям аптечных организаций следует внимательно изучить все 192 пункта: первым — чтобы знать, что с них могут потребовать исполнять на работе; вторым, соответственно, — чтобы знать, что можно потребовать и ждать от фармацевта.

В связи с этим сразу отметим, что стандарты носят не рекомендательный, а обязательный характер — это мы уже подчеркивали, когда рассказывали про ПС «Провизор». То есть данными умениями и знаниями фармацевт обладать должен, а действия осуществлять обязан.

Основания для такого вывода следующие. В письме от 04.04.2016 № 14–0/10/13–2253 Министерства труда и социальной защиты РФ указано, что содержащиеся в профессиональных стандартах требования к квалификации работников обязательны в случаях, если они установлены Трудовым кодексом и другими федеральными законами РФ. Для провизоров же и фармацевтов профессиональные стандарты обязательны по той причине, что требования к их квалификации установлены Федеральным законом от 21.11.2011 № 323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

Вытащим слово из песни

Выделить одно из 192 взаимосвязанных действий, умений и знаний — дело неблагодарное. Всё равно что выкинуть слово из песни или вытащить камень из стены. Здесь нельзя сказать «обратите особое внимание на то или на это» — обратить его надо на всё. И всё же выделим некоторые пункты, имеющие оттенок новизны, и актуальность момента.

Например, в стандарте написано, что фармацевт должен знать положения законодательных и иных нормативных актов, регулирующих обращение лекарственных средств и другой аптечной продукции. Вопрос: каким образом он может обладать этими знаниями, к тому же постоянно их обновляя? Следя за законодательными изменениями самостоятельно? Сомнительно. Здесь не обойтись без организации семинаров фарминформации в аптеках, скорее всего, с приглашенными специалистами, знатоками отраслевого права и отраслевой практики. Ибо не все руководители аптек смогут взвалить это информирование на себя.

Из того, что в стандарте связано с фармконсультированием, можно выделить:

  • оказание консультативной помощи по вопросам хранения лекарств и эксплуатации медицинских изделий в домашних условиях, правилам приема препаратов с учетом взаимодействия с другими препаратами;
  • работу по выявлению на основании обращений граждан незарегистрированных побочных действий (другими словами, участие фармацевта в системе фармаконадзора);

учет национальной и конфессиональной принадлежности посетителей при консультировании и отпуске.

Согласно ПС, фармацевт должен также владеть методами и приемами предупреждения/урегулирования конфликтных ситуаций. Он должен строить профессиональное общение с соблюдением этических норм, включая профессиональный этикет, и фармацевтической деонтологии.

По трудовым функциям «приемочный контроль в фарморганизации» и «хранение…» (см. выше) стоит выделить необходимость присутствия у фармацевта знаний, позволяющих надлежащим образом гарантировать:

  • соблюдение т. н. «холодовой цепи» в отношении термолабильных (в том числе иммунобиологических) лекарственных препаратов;
  • выявление и недопущение к отпуску недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств.
  • В заключение — следующая мысль. Исходя из изложенного выше, ПС «Фармацевт» и ПС «Провизор» должны стать настольной книгой всех аптечных специалистов. Можно рекомендовать руководителям аптек ознакомить каждого фармацевта и провизора с этими стандартами и держать их вблизи рабочих мест — вдруг понадобится заглянуть, освежить память о своих обязанностях.

    Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

    СОЮЗФАРМА

    Ассоциация аптечных учреждений

    Представленный Министерством труда проект профессиональных стандартов для фармацевтов, вызвал вал негативных откликов

    Представленный Минтрудом проект профессиональных стандартов для фармацевтов, провизоров и руководителей аптечных организаций вызвал настоящий вал негативных откликов в фармацевтическом сообществе. Мнения специалистов сводятся к тому, что документ был составлен без учета существующей практики работы в аптеках, потому содержит множество недочетов, которые либо исключают применение профстандартов в силу разных причин, либо просто вызывают недоуменную улыбку

    Читайте также:  Как правильно заверять последнюю страницу трудовой книжки?

    Стандарты, разработанные Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по заказу Минтруда, определяют трудовые навыки, которыми обязаны владеть специалист среднего уровня квалификации в области фармации, специалист в области фармации и специалист в области организации фармацевтической деятельности. Согласно пояснительной записке к документу, в обсуждении проекта в рамках «круглых столов» приняли участие более сотни специалистов. Однако эксперты, опрошенные «ФВ», считают: документ нуждается в принципиальной переработке и более широком обсуждении, в нынешнем виде принимать его просто недопустимо.

    Мечта об идеальном фармацевте

    Пожалуй, единственным разумным нововведением эксперты посчитали тот факт, что авторы документа отнесли аптеки к социальным учреждениям. В остальном же проект профстандартов вызвал массу вопросов и нареканий. Особенно досталось той части документа, где описаны обязанности младшего и старшего фармацевта. Так, например, специалисты с недоумением отнеслись к пункту «Разработка, испытание, регистрация лекарственных средств». Неужели предполагается, что фармацевт должен разработать новую фармакологически активную молекулу, провести клинические испытания и закончить все регистрации в Минздраве нового лекарственного препарата с внесением его в Государственный реестр, спрашивает исполнительный директор некоммерческого партнерства содействия развитию аптечной отрасли «Аптечная гильдия» Елена Неволина.

    Еще одна интересная функция приписывается специалистам среднего звена: «Оптимизация существующих лекарственных препаратов на основе современных технологий, биофармацевтических исследований и методов контроля в соответствии с международной системой требований и стандартов». При этом в тексте можно обнаружить не менее любопытный и жизненно необходимый навык этого профессионала: «информирование потребителей о правилах сбора, сушки и хранения лекарственного растительного сырья».

    Дальше — больше. В проекте приказа Минтруда указано: фармацевт должен применять «простейшие методы внутриаптечного контроля». Из текста документа следует, что этот специалист должен «проводить обязательные виды внутриаптечного контроля», «анализ лекарственных средств с помощью химических, биологических и физико-химических методов в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи», «все виды внутриаптечного контроля и фармацевтического анализа». Мало того, ему вменяется в обязанность «интерпретировать и оценивать результаты анализа лекарственных средств».

    При всем уважении к уровню квалификации фармацевтов специалисты сомневаются, что провизор, который обладает даже специализацией технолога и владеет аналитическими методами, может применить их на практике, поскольку аптеки сегодня не могут позволить себе приобрести приборы, материалы и оборудование для соответствующего анализа, рассказал «ФВ» исполнительный директор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Дмитрий Целоусов. «И дело не только в аптеках. Сейчас в стране крайне мало сертифицированных, аккредитованных лабораторий с надлежащим оборудованием и материалами, которые могут заниматься анализом качества препаратов. Если у покупателя возникнут сомнения по качеству приобретаемого лекарства, аптечная организация даже не сможет ему посоветовать, куда обратиться, чтобы сделать анализ», — пояснил он.

    Aut director aut nihil

    Вообще проблема смешения функций и трудовых прав фармацевтов и провизоров в последнее время вызывает немало вопросов у представителей профессионального сообщества. По их мнению, проект профстандартов не только не вносит ясность в эту тему, а наоборот запутывает ее еще сильнее.

    К примеру, фармацевт, имеющий определенный стаж работы в аптеке, теоретически может стать ее директором. Это право он получает благодаря положению о лицензировании, утвержденному постановлением правительства. В то же время директору аптеки не так-то просто встать при необходимости за прилавок. Сертификат специалиста по управлению и экономике фармации, который выдается выпускнику фармвуза и интернатуры и позволяет стать руководителем аптеки, не дает права работать на менее высоких должностях. «Доходит до абсурда: заставляют проходить переквалификацию директора аптеки, который на время болезни или отпуска замещает первостольника, потому что у него нет соответствующего сертификата по фармацевтическим технологиям. Я считаю, это глупость», — рассказала «ФВ» Елена Неволина.

    На сегодняшний день для фармацевтической отрасли Минздравом утверждены три специальности: «Управление и экономика фармации» — позволяет руководить аптечной организацией; «Фармацевтическая технология» — дает право работать за первым столом, принимать товар и обслуживать мелкооптовых покупателей; «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» — позволяет проводить анализ изготовленных в аптеке лекарственных средств. Востребованность последнего сертификата сегодня невелика, поскольку аптек с производственным отделом по всей России осталось лишь около 3%, отмечает эксперт. Кроме того, существует разработанная Минздравом номенклатура должностей. К руководящим работникам относятся заведующий или директор аптеки, его заместитель, заведующий структурными подразделениями (их заместителей в номенклатуре должностей нет).

    Нередко случается так, что специалист по управлению и экономике фармации приходит в аптеку, а там должности заведующего, его заместителя, заведующего структурными подразделениями аптеки заняты. Аптека, нуждающаяся в провизоре, не может взять этого выпускника на данную должность, потому что это будет расценено как нарушение при административной проверке соблюдения лицензионных требований и условий. «Такое особенно часто случается среди провизоров — жен военнослужащих, которые переезжают вслед за мужем. Женщина хочет устроиться на работу по новому месту жительства, имеет сертификат специалиста (действующий) «Управление и экономика фармации». Она приходит в аптеку, а там все руководящие должности заняты. Будущий работодатель вынужден отправлять ее на курсы переучиваться на специальность «Фармацевтическая технология». Грубо говоря, соискатель должен понизить квалификацию до уровня продавца», — рассказала Елена Неволина.

    Если бы Минздрав привел квалификационный справочник в соответствие с положением о лицензировании фармацевтической деятельности, все утвержденные специальности были бы выстроены по иерархии, полагает эксперт. По ее мнению, в существующем виде профстандарты усилят путаницу в нормативных документах.

    «Мы надеялись, что стандарт по профессии специалист в области организации фармацевтической деятельности даст основания считать эту специальность наивысшим уровнем квалификации, с которой кандидата примут на любую должность в аптеке. А то, что написали разработчики, обязывает любого фармацевта уметь рассчитывать экономические показатели финансовой деятельности аптеки, организовывать работу структурных подразделений», — отметила глава «Аптечной гильдии».

    «Авторы не работали в аптеке»

    Представители профессионального сообщества, к которым «ФВ» обратился за комментариями, были единодушны во мнении: проект профессиональных стандартов был разработан людьми, не имеющими специальной подготовки и не знакомыми с особенностями профессии. «Они попытались сделать компиляцию из разных документов типа образовательных стандартов, и получился документ, который не соответствует своему назначению и вряд ли кем-то будет учитываться», — заявила Елена Неволина.

    У Дмитрия Целоусова возникло ощущение, будто авторы проекта не понимают, что такое на самом деле аптека. «Документ противоречит действующим правовым актам и не отражает специфики фармацевтического дела, которому обучают в отечественных вузах. Профстандарты оторваны от программ подготовки специалистов, не отражают их реальные функции. Достаточно много неясных моментов, которые создают общее впечатление, что документ «сырой», — отметил он.

    Аналогичную точку зрения выразили и члены Нижегородской ассоциации фармацевтов в своем отзыве на проект профстандартов, который они направили в Минтруда. «Складывается впечатление, что к разработке профессиональных стандартов не привлекались провизоры, или те, кто участвовал, не имеют опыта работы в практической фармации. У нас это вызывает глубочайшее сожаление», — подчеркнула председатель Нижегородской ассоциации фармацевтов, декан фармфакультета НижГМА Светлана Кононова.

    Проблема с разработкой профстандатров кажется искусственной, ведь за последнюю сотню лет фармацевтическая практика уже вполне устоялась, и каждая из функций работников аптеки выкристаллизована, отметил Дмитрий Целоусов. По его словам, меняются формы документооборота, но по сути не происходит ничего нового. Прежними остались функции фармацевтической помощи, приемки и хранения товара, ежедневные стандартные операционные процедуры.

    Эксперты единодушно предлагают вернуть документ авторам на переработку, после чего устроить его повторное широкое обсуждение.

    Как ввести профстандарты на предприятии фармацевтической отрасли?

    МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    от 22 мая 2017 года N 428н

    Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью»

    В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст.293; 2014, N 39, ст.5266; 2016, N 21, ст.3002),

    приказываю:

    Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью».

    Зарегистрировано
    в Министерстве юстиции
    Российской Федерации
    6 июня 2017 года,
    регистрационный N 46967

    Профессиональный стандарт «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью»

    УТВЕРЖДЕН
    приказом
    Министерства труда и
    социальной защиты
    Российской Федерации
    от 22 мая 2017 года N 428н

    Специалист в области управления фармацевтической деятельностью

    Содержание

    I. Общие сведения

    II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

    III. Характеристика обобщенных трудовых функций

    3.1. Обобщенная трудовая функция «Организация и руководство фармацевтической деятельностью фармацевтической организации»

    IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта

    I. Общие сведения

    Организация и руководство фармацевтической деятельностью в сфере обращения лекарственных средств

    (наименование вида профессиональной деятельности)

    Основная цель вида профессиональной деятельности:

    Удовлетворение потребностей потребителей в безопасных, эффективных и качественных

    лекарственных препаратах, медицинских изделиях и других товарах, разрешенных для реализации

    и/или отпуска в фармацевтической организации

    Руководители служб по снабжению, распространению товаров и аналогичным видам деятельности

    Руководители (управляющие) в розничной и оптовой торговле

    Торговля оптовая фармацевтической продукцией

    Торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках)

    Торговля розничная изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах

    Деятельность по складированию и хранению

    (наименование вида экономической деятельности)

    II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

    Обобщенные трудовые функции

    Организация и руководство
    фармацевтической
    деятельностью
    фармацевтической
    организации

    Планирование деятельности фармацевтической организации

    Организация ресурсного обеспечения фармацевтической организации

    Организация работы персонала фармацевтической организации

    Управление качеством результатов текущей деятельности фармацевтической организации

    Организация информационной и консультационной помощи для населения и медицинских работников

    Управление финансово-экономической деятельностью фармацевтической организации

    III. Характеристика обобщенных трудовых функций

    3.1. Обобщенная трудовая функция

    Организация и руководство фармацевтической деятельностью фармацевтической организации

    Происхождение обобщенной трудовой

    Заимствовано из оригинала

    Возможные наименования должностей, профессий

    Директор (заведующий, начальник) аптечной организации
    Заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации
    Заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными
    средствами
    Заместитель заведующего складом организации оптовой торговли
    лекарственными средствами
    Заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной
    организации

    Требования к образованию и обучению

    Высшее образование — специалитет
    Среднее профессиональное образование

    Требования к опыту практической работы

    Не менее двух лет работы по специальности «Фармация» при наличии высшего фармацевтического образования
    Не менее пяти лет по специальности «Фармация» при наличии среднего профессионального образования

    Читайте также:  Какой срок действия удостоверения о повышении квалификации, свидетельства о повышении квалификации, диплома о повышении…

    Особые условия
    допуска к работе

    Прохождение обучения по охране труда , пожарной безопасности , подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций

    Интернатура/ординатура по специальности «Управление и экономика
    фармации»
    Профессиональная переподготовка по специальности «Управление и
    экономика фармации»

    ________________
    Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848).

    Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (зарегистрировано Минюстом России 12 февраля 2003 г., регистрационный N 4209), с изменениями, внесенными приказом Минтруда России, Минобрнауки России от 30 ноября 2016 г. N 697н/1490 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2016 г., регистрационный N 44767).

    Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3649; 1995, N 35, ст.3503; 1996, N 27, ст.1911; 1998, N 4, ст.430; 2000, N 46, ст.4537; 2001, N 1, ст.2, N 33, ст.3413; 2002, N 1, ст.2, N 30, ст.3033; 2003, N 2, ст.167; 2004, N 19, ст.1839, N 35, ст.3607; 2004, N 27, ст.2711; 2005, N 14, ст.1212, N 19, ст.1752; 2006, N 6, ст.636, N 44, ст.4537, N 50, ст.5279, N 52, ст.5498; 2007, N 18, ст.2117, N 43, ст.5084; 2008, N 30, ст.3593; 2009, N 11, ст.1261, N 29, ст.3635, N 45, ст.5265, N 48, ст.5717; 2010, N 30, ст.4004, N 40, ст.4969; 2011, N 1, ст.54, N 30, ст.4590, 4591, 4596, N 46, ст.6407, N 49, ст.7023; 2012, N 53, ст.7608; 2013, N 7, ст.610, N 27, ст.3477; 2014, N 11, ст.1092; 2015 N 1, ст.88, N 10, ст.1407, N 18, ст.2621, N 27, ст.3951, N 29, ст.4359, 4360, N 48, ст.6723; 2016, N 2, ст.68, N 15, ст.2066, N 22, ст.3089, N 26, ст.3887).

    Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3648; 2002, N 44, ст.4294; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 50, ст.5284, N 52, ст.5498; 2007, N 45, ст.5418; 2009, N 1, ст.17, N 19, ст.2274, N 48, ст.5717; 2010, N 21, ст.2529, N 31, ст.4192; 2011, N 1, ст.ст.24, 54; 2012, N 14, ст.1549; 2013, N 7, ст.610, N 27, ст.ст.3450, 3477, N 52, ст.6969; 2014, N 30, ст.4272, N 42, ст.5615; 2015, N 10, ст.1408, N 18, ст.2622, N 48, ст.6723; 2016, N 1, ст.68, N 7, ст.919, N 26, ст.3887).

    Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 1, ст.126, N 37, ст.5002; 2013, N 16, ст.1970; 2016, N 40, ст.5738); приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» (зарегистрирован Минюстом России 18 марта 2013 г., регистрационный N 27723), с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 1 августа 2014 г. N 420н (зарегистрирован Минюстом России 14 августа 2014 г., регистрационный N 33591); приказ Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2010 г., регистрационный N 18247); приказ Минздрава России от 8 октября 2015 г. N 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (зарегистрирован Минюстом России 23 октября 2015 г., регистрационный N 39438).

    Дополнительные характеристики

    Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

    Руководители служб по снабжению, распространению товаров и аналогичным видам деятельности

    Профстандарты и практика. Как подготовить специалистов для фармакологии

    Профессиональных стандартов для фармации боятся все. И вуз, и работодатель. На первый взгляд это очень странно: долгожданный мостик между теорией и практикой фармсообщество почему-то встречает со страхом, а не с радостью.

    А ведь проблему взаимонепонимания высшей школы и отрасли давно пора решать! Лишь 35–40% специалистов, работающих в фармации, имеют профильное фармацевтическое образование. В разработке новых препаратов, на производстве, в сфере регистрации лекарственных средств процент сотрудников, окончивших фармацевтические вузы или факультеты, и того меньше – 15%.

    Быть может, высшее образование давно пора приводить в соответствие с требованиями практики? И правовые нормы о том, что учебные стандарты должны составляться не с учётом, а на основе стандартов профессиональных, решат извечную проблему компетентности молодых специалистов?

    Находить точки соприкосновения действительно нужно. Главное – не переставать идти навстречу друг другу в надежде на то, что профессиональные стандарты решат всё.

    Провизоры без фармхимии

    В апреле увидел свет первый стандарт для фармации по специальности «провизор». И аптечное сообщество, и ведущие отечественные университеты заметили: документ требует от специалиста, чтобы он разбирался в управлении и экономике фармации, но совсем не спрашивает с него знаний по фармацевтической химии. И по другим химическим дисциплинам тоже. Выходит, провизор больше не должен знать о взаимодействиях лекарств друг с другом и с продуктами питания?

    Там, где от первостольника требуется только средний чек, фармацевтическая химия действительно не очень нужна. Пока кто-то из пациентов не ошибётся с лекарственным взаимодействием… Сегодня сообщают, что стандарт для провизора – не единственный, а всего лишь первый. Предназначенный для намеченной на ближайшие месяцы аккредитации выпускников фармфакультетов. На повторной аккредитации провизоров будет ждать уже другой стандарт, с химическими дисциплинами. Но насколько такой подход разумен? Знания по химии всё-таки легче дать в вузе, а не путём последипломного образования.

    Вопрос о качестве профессиональных стандартов – вопрос решающий. При определённом подходе он перевернёт всю российскую фармацевтику.

    Чего хочет фарма?

    Не каждый работодатель в состоянии чётко и ясно изложить, каких знаний, умений и навыков он хотел бы от молодого специалиста. Задача университетов – стараться понять экспертные мнения отрасли. И помогать отрасли формулировать свои требования, замечает заместитель декана факультета фундаментальной медицины МГУ имени М. В. Ломоносова Елена Каленикова.

    Как понять, что должен уметь специалист? «Определить компетенцию от содержания очень сложно, нужно идти от трудовой, реальной задачи», – обращает внимание исполнительный директор Ассоциации классических университетов России, заместитель проректора МГУ имени М. В. Ломоносова Евгения Караваева. Понять, что знает студент, можно на зачёте или экзамене. Список информации легко уложится в перечень вопросов. А вот умение, необходимое на производстве или в аптеке…

    Ещё один интересный вопрос: каким должен быть подход к фармацевтическому образованию? Может ли высшая школа воспитать специалиста-универсала, который, получив диплом, будет знать все этапы жизненного цикла лекарства – от разработки до фармаконадзора? Или же стоит распределить студентов старших курсов по их интересам, а в вузах организовать выпускающие кафедры?

    Одной фармации – мало!

    Проблемы отечественной фармацевтики можно обозначить одним словом – «мало». Мало квалифицированных кадров. Мало практической подготовки. Мало взаимодействия между вузом и работодателем, несмотря на ряд успешных примеров сотрудничества.

    Когда ведущие отечественные университеты включились в программу «ФАРМА‑2020» и начали разрабатывать образовательные модули, стало ясно: специальность «фармация» всё необходимое не вместит. Чтобы подготовить профессионалов, нужно задействовать другие области – биологию, медицину, промышленную фармацию, химию и биохимию, биотехнологии, науки о материалах, ветеринарию… и даже экономику и право.

    Да-да, в Санкт-Петербургском государственном университете сейчас разрабатывается магистерская программа по фармацевтическому праву. Многие юристы, правда, смеются: «Давайте будет право для каждой профессии – например, банно-прачечное право». Но согласится ли с ними хотя бы один руководитель аптеки или гендиректор фармпредприятия? Фармацевтика – область весьма зарегулированная.

    Каждый второй

    Кстати, какими должны быть образовательные программы для человека, который будет работать с лекарством? Бакалаврскими, магистерскими, ординаторскими или вовсе дополнительными?

    В 2013 году в нашей стране было выдано более 300 разрешений на клинические исследования. Но испытания успешно прошла лишь половина допущенных к исследованиям препаратов. У каких-то лекарств были неправильно оформлены документы, где-то ошиблись с планом и материалом эксперимента.

    «Ошибка на данном отрезке практически фатальна для организации-разработчика, – замечает начальник научного управления СибГМУ, доцент кафедры общей врачебной практики и поликлинической терапии Евгений Куликов. – В то же время международный стандарт надлежащей клинической практики – документ слишком общий». А значит, допускающий разночтения. И опять же требующий либо грамотного юриста, либо опытного исследователя, проводившего эксперименты с лекарствами не раз и не два.

    В Сибирском государственном медицинском университете разработали программу подготовки специалистов по клиническим исследованиям. А перед этим опросили более пятидесяти фармацевтических компаний. И стало ясно: курс по клиническим испытаниям может быть только дополнительным.

    На что учить учёного?

    Вчерашних студентов фарма в роли исследователей не рассматривает. Ей нужны опытные. Те, у кого уже есть учёная степень. Те, кто умеет писать научные статьи. Те, кто блестяще знает английский язык и легко прочтёт юридический документ, касающийся клинических исследований. Большинство таких документов издаётся за рубежом…

    Особого материально-технического обеспечения учебный курс по клиническим исследованиям не требует. Но…

    Федеральный закон «Об образовании» вывел дополнительное образование из бюджетной сферы. Программы для тех, кто уже не студент (и даже не аспирант или ординатор), государство финансировать не обязано. Оно может принять участие лишь в стадии их разработки. А потом, когда планы и расписания воплотятся в жизнь, учебный процесс станет коммерческим. И о его финансовой стороне придётся подумать… Возникнет вполне резонный вопрос: на какие средства учить учёного?

    Участники научно-методической конференции «Подготовка кадров для российской фармацевтической отрасли: новые вызовы, возможные стратегии, образовательные программы и модули, разработанные в рамках реализации ФЦП «ФАРМА‑2020» предложили единственный приемлемый выход: переориентировать программу на магистратуру.

    Лучшие университеты страны преодолевают вызовы времени. С одной стороны, профстандарт, с другой – фактическая платность обучения. Посередине – профессионализм и огромное желание дать специалисту знания…

    Ссылка на основную публикацию