Какой код необходимо присвоить если такой должности нет в классификаторе? - Komsindrom.ru

Какой код необходимо присвоить если такой должности нет в классификаторе?

Оформляем должности, не соответствующие ЕТКС и квалификационному справочнику должностей

В организации некоторые должности не соответствуют ЕТКС и квалификационному справочнику должностей. Как правильно их переоформить? Какая запись делается в трудовой книжке?

На основании части второй ст. 57 ТК РФ, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ (иными федеральными законами) с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо установлены ограничения, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).

Поэтому наименования должностей должны указываться в трудовом договоре, штатном расписании и трудовых книжках в строгом соответствии со названными справочниками. В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения в штатное расписание, трудовые договоры, трудовые книжки сотрудников.

Штатное расписание (унифицированная форма N Т-3, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1) является одним из локальных нормативных актов организации (ст. 8 ТК РФ). Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченного им на это лица. С изменениями в штатном расписании необходимо ознакомить тех работников, которых это касается.

При внесении изменений в штатное расписание возможно несколько вариантов действий.

Некоторые специалисты считают, что в случае, если изменения носят единичный характер, целесообразнее издать приказ о внесении изменений в штатное расписание. В этом случае вносимые изменения можно зафиксировать в самом приказе, а в штатном расписании напротив исправленной позиции (в примечании) указать номер и дату приказа об изменении.

Другой вариант — издать новое или дополнительное штатное расписание. При этом дополнительное штатное расписание будет действовать наряду с прежним штатным расписанием. В этом случае дополнительное штатное расписание, как и основное, утверждается приказом руководителя.

В случае, если Вы решите издать новое штатное расписание, в приказе об утверждении необходимо будет указать, что прежнее расписание утратило силу. Таким образом, Вы можете выбрать наиболее удобный для Вас вариант.

Изменение наименования должности формально предполагает изменение трудовой функции работника, т.е. перевод работника на новую должность. Трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы) является обязательным условием трудового договора (ст. 57 ТК РФ).

По общему правилу изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ, при этом таковое соглашение заключается в письменной форме (ст. 72 ТК РФ).

Соглашение сторон оформляется в виде письменного дополнения к трудовому договору, в котором оговариваются все вносимые в него изменения.

К числу таких изменений относится, в частности, наименование должности, а также, в зависимости от конкретной ситуации, другие условия, например должностные обязанности, размер заработной платы и т.п.

Подписанное сторонами дополнительное соглашение является неотъемлемой частью трудового договора и подтверждает согласие работника на перевод.

На основании этого соглашения работодатель должен будет издать приказ о переводе сотрудника на новую должность (унифицированная форма N Т-5, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1). На основании приказа о переводе делаются отметки в личной карточке работника (унифицированная форма N Т-2), а также в его лицевом счете (унифицированная форма N Т-54 или N Т-54а).

Согласно части четвертой ст. 66 ТК РФ сведения о переводах на другую постоянную работу вносятся в трудовую книжку работника. Порядок ведения трудовых книжек урегулирован Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее — Правила). Порядок заполнения трудовых книжек установлен Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69.

В соответствии с п. 10 Правил все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) не позднее недельного срока.

Пунктом 3.1 Инструкции предусмотрено, что в графе 3 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки записи о наименовании должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации производятся, как правило, в соответствии со штатным расписанием организации.

Запись в трудовой книжке о переводе на другую работу будет выглядеть следующим образом:

в графу 1 раздела «Сведения о работе» вносится порядковый номер записи;

в графу 2 — дата перевода;

в графе 3 пишется: «Переведен на такую-то должность»;

в графе 4 указывается дата и номер приказа (распоряжения) о переводе.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Авдейкина Алевтина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

13 августа 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Название должности отличается от названия в общероссийском классификаторе (ОКПДТР).

Приветствуем Вас на форуме кадровиков-профессионалов и новичков в кадровом деле , уважаемые коллеги! На нашем форуме уже более 250.000 сообщений, более 26.000 тем. Просьба к гостям-новичкам, пожалуйста, ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ПОИСКОМ НА ФОРУМЕ! На большинство вопросов ответы уже даны. Пожалуйста, будьте взаимовежливы . Разные мнения по спорным вопросам — это естественно и нормально, уважайте мнение друг друга. Наш с Вами форум — для приятного профессионального общения, сотрудничества и взаимопомощи. И, пожалуйста, не оставляйте в форуме активных ссылок на другие ресурсы — это понижает рейтинг нашего сайта в поисковых системах яндекс и др.

Самые активные форумчане декабря будут награждены подпиской на журнал «Кадровик-практик»!

Засчитываются только посты по темам кадрового делопроизводства.

Уважаемые коллеги, подскажите, пожалуйста, может ли название должности в шт.расп.(которая не предполагает льготную пенсию)не соответствовать названию должности в Общероссийском классификаторе (ОКПДТР)?

Учредители (иностр.юр.лицо) настаивают на изменении названия некоторых должностей в шт.расп., причем так, чтобы название должности состояло из заглавных латинских букв и римских цифр, например вместо «менеджер по сбыту»- «ADM I» : Наше руководство отбивается от этого, ссылаясь на то, что таких названий нет в классификаторе должностей. Но нужны конкретные ссылки на документы, подтверждающие, что раз нет такого названия в классификаторе, то и в шт.расп. не может быть такой должности.

И еще, в связи с этим, руководство приняло решение, должности в шт.расп. привести в соответствие с ОКПДТР. Что делать с должностями, названия которых нет в классификаторе? Например у нас есть должность «водитель-демонстратор», «начальник отдела продукт-менеджмента», а в классификаторе именно таких должностей нет.

Цитата
Anna пишет:
, может ли название должности в шт.расп.(которая не предполагает льготную пенсию)не соответствовать названию должности в Общероссийском классификаторе (ОКПДТР)?
Цитата
Anna пишет:
«ADM I»

ОксанаХ,
Спасибо за ответ. В свою очередь выкладываю информацию, которую нашла по этой теме. Может быть кому-то будет полезно.

Обязан ли работодатель при составлении штатного расписания и установлении наименований должностей и профессий руководствоваться Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)?
Ответ: Согласно ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ работодатель определяет трудовую функцию как работу по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации или конкретный вид поручаемой работнику работы. При этом в той же норме к работодателю выдвигается требование следовать при определении трудовой функции отдельных работников вполне конкретным нормативным источникам, а именно квалификационным справочникам, утвержденным в порядке, установленном Правительством РФ. В соответствии с указанными справочниками работодатель должен определять наименования должностей, профессий или специальностей только в том случае, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) не поименован в числе источников установления наименований должностей и профессий.
Согласно п. 6 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.11.2003 N 677, применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией и в других случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Обязательность применения ОКПДТР следует только из некоторых актов трудового законодательства и миграционного законодательства (в основном это акты Минздравсоцразвития России, Роструда, ФМС России, принятые по вопросам альтернативной гражданской службы и регулирования труда иностранных граждан).
Тем не менее согласно абз. 2 п. 6 вышеназванного Положения общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений. Штатное расписание является локальным нормативным актом, который может быть отнесен к актам социально-экономической сферы. С учетом того что Правительство РФ в своем акте оперирует понятием «правовые акты», являющимся более широким, чем понятие «нормативно-правовые акты», охватывающим все акты, содержащие нормы права (в том числе локальные), то штатное расписание может быть отнесено к правовым актам, поскольку содержит нормы трудового права (ч. 1 ст. 8 ТК РФ). С учетом этого может быть сделан вывод о том, что при подготовке штатного расписания следует применять ОКПДТР.
Аргументом в пользу следования ОКПДТР является не только обязательность применения, предусмотренная вышеназванным Положением о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, но и целесообразность применения унифицированных записей наименований конкретных профессий рабочих и должностей служащих. Обратим внимание на то, что ОКПДТР изначально разрабатывался для решения задач, связанных с оценкой численности рабочих и служащих, с учетом состава и распределением кадров по категориям персонала, уровню квалификации, степени механизации и условиям труда, с вопросами обеспечения занятости, организации заработной платы рабочих и служащих, начисления пенсий, определения дополнительной потребности в кадрах и другими на всех уровнях управления народным хозяйством в условиях автоматизированной обработки информации. Проведенная в нем классификация наименований должностей служащих и профессий рабочих основывается на результатах многолетней практики формирования наименований должностей и профессий, выработавшей наименования, применимые на различных предприятиях и в любой отрасли экономической деятельности. Совершенно бессмысленной представляется работа по изобретению новых наименований давно существующих профессий и должностей.
Однако следование ОКПДТР возможно не во всех случаях. В частности, он неприменим в ситуациях, когда в Классификаторе нет наименования профессии рабочего или должности служащего, отражающего трудовую функцию, которую планируется поручить работнику. По нашему мнению, именно плохая адаптивность ОКПДТР к современному рынку труда и занятости является причиной, по которой Классификатор не назван в качестве источника определения наименований профессий и должностей непосредственно в ТК РФ. В таких ситуациях «творчество» работодателя представляется оправданным при условии, конечно, что в ОКПДТР действительно нет соответствующего наименования.

Д.Л.Щур
НИИ труда и социального страхования
27.05.2008

Что касается источников установления наименований должностей и профессий, то основные из них перечислены в ч. 2 ст. 57 ТК РФ: это штатное расписание, а также в случаях, когда в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, — соответствующие квалификационные справочники, утверждаемые в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 367, в числе источников установления наименований профессий и должностей не поименован, несмотря на то что изначально он разрабатывался с целью унификации применяемых наименований должностей служащих и профессий рабочих. В ОКПДТР были собраны и систематизированы унифицированные записи наименований профессий и должностей, предусмотренных применяемой с 1967 г. Единой номенклатурой должностей служащих, действующими в настоящее время Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, а также уставами, положениями, постановлениями и другими нормативными документами, регламентирующими состав профессий в различных отраслях экономики. Таким образом, поскольку наименования должностей служащих и профессий рабочих, указанные в ОКПДТР, в основной массе соответствуют наименованиям должностей служащих и профессий рабочих, содержащимся в соответствующих квалификационных справочниках, то указание наименования должности или профессии в соответствии с определенным квалификационным справочником фактически обеспечивает следование ОКПДТР, и наоборот, указание наименования должности или профессии в соответствии с ОКПДТР в 70% случаев обеспечивает выполнение требования ч. 2 ст. 57 ТК РФ в части соблюдения соответствующих квалификационных справочников.
Если с выполнением работы не связано предоставление каких-либо льгот или установление ограничений, то работодатель в силу ч. 2 ст. 57 ТК РФ освобождается от следования квалификационным справочникам.

Д.Л.Щур
НИИ труда и социального страхования

Расшифровываем, что такое ОКПДТР

ОКПДТР — Общероссийский классификатор профессий, должностей, тарифных разрядов.

Наименование
Профессии рабочих
Должности служащих

Что такое ОКПДТР

По сути, представляет собой справочник с кодами, определяющий принадлежность трудящегося к какой-либо группе. Введен был в 1994 г. вместо Общесоюзного классификатора специальностей (ОКС). Необходимость замены старого документа обоснована изменениями в экономике, производственной среде. Это послужило средством достижения согласованности стандартов российского учета и статистики с международными.

Код содержит информацию о:

  • принадлежности работника к рабочим или служащим;
  • характере выполняемых им работ;
  • применяемых тарифах;
  • уровне квалификации;
  • способе выплат;
  • степени тяжести и вредности работы;
  • уровне автоматизации рабочего места;
  • категории должности;
  • месте штатной единицы в иерархии.
  1. Сбор и обобщение сведений о всех профессиях и должностях, имеющихся на территории РФ в единую структуру.
  2. Создание статистического отчета о состоянии рынка труда.
  3. Оценка состояния рабочей силы по степени квалификации.
  4. Анализ условий труда и заработной платы.
  5. Учет количества работников, занятых в разных сферах деятельности.
  6. Интеграция в мировую статистическую систему.
  7. Выявление среднего образовательного уровня для создания условий к переподготовке, повышению профессионального уровня кадров.
  8. Обеспечение корректности внесения наименования должностей и профессий в документы при приеме на работу персонала.

Где и кем применяется

Используется в производственной среде, везде, где принимаются в штат рабочие и служащие. Присваивают его сразу при приеме на работу. Код отражается в документах бухгалтерии и отдела кадров. Наиболее часто используют его в таких случаях:

  1. При составлении документов: трудового договора, личной карточки Т-2, приказа на увольнение, вступление в должность. В них вносится ОКПДТР.
  2. Для принятия решений о выплате компенсаций, применении льгот.
  3. Определение наименования будущей должности, исходя из ее характеристик.
  4. Занесение должности в штатное расписание.
  5. Предоставление отчетов о начислениях в пенсионный фонд.
  6. Назначение пенсии за выслугу.

Из каких разделов и блоков состоит

Классификатор разделен на два основных раздела:

К рабочим относятся сотрудники, занятые непосредственно в производстве. Они выполняют работу, результатом которой является реальный продукт. Местом работы может быть цех, мастерская, строящийся дом и т. п. Оно обычно оборудовано большим количеством технических средств, инвентаря, предназначенных для работы с материалами. Главный ресурс в труде рабочего – физическая сила и крепкое здоровье. Оплата для многих профессий сдельная. Рабочее время зависит от характера деятельности. Может устанавливаться в любое время суток. Например, строительство дорог проводится в ночное время. Наличие высшего образования для таких работ не требуется.

Служащие – это административный персонал. К ним относятся бухгалтера, менеджеры, секретари, любые другие специалисты офиса и руководящий состав. Они работают с информацией. Главные ресурсы служащего – интеллект, знания, профильное образование. Рабочее место оборудовано телефоном, компьютером, факсом на столе. График работы четко оговоренный, устанавливается один раз, при приеме на работу, фиксируется в трудовом договоре. Время работы дневное. На должности служащих принимают после окончания вуза.

Три блока в позициях классификатора

  1. Идентифицирующий. Представляет собой составной код, включающий в себя пять цифр подряд, составляющих номер и одну отдельно – контрольное число. В первой зашифрована информация о профессии или должности. Последующие четыре – просто порядковый номер в реестре. Контрольное число определяется исходя из унифицированной методики для его расчета.
  2. С названием объекта. Каждому коду соответствует наименование должности или профессии. Оно подлежит использованию именно в таком виде, в котором дано, и не может изменяться в организации, его использующей по желанию. Названия расположены по алфавиту.
  3. Информационный. В нем находятся коды, называемые фасетными. Они обозначают соответствие кода профессии кодам тарифов по ЕТКС и кодам старого классификатора ОКЗ.

Фасетные коды отражают такие признаки и особенности профессий:

  • 01 – разновидности работ и производственной деятельности;
  • 02 – разряды тарифов;
  • 03 – уровни квалификации;
  • 04 – условия выплат за труд;
  • 05 – трудовые условия;
  • 06 – оснащение оборудованием;
  • 07 – профессии в производстве.

Обязательно ли применять ОКПДТР

Необходимость применения классификатора относительно конкретной штатной единицы находится в прямой зависимости от условий, закрепленных в трудовом договоре. А обязательные составляющие этого вида договора регулируются нормами ст. 57 ТК РФ. В соответствии со статьей он должен включать сведения о трудовой функции работника:

  • перечень конкретных задач, обязательных к выполнению на должности;
  • работу, соответствующую штатному расписанию;
  • специальность;
  • профессию;
  • квалификацию.

Если нормы федерального законодательства предусматривают льготные условия, компенсационные выплаты, ограничивающие факторы для определенной должности или профессии, их наименования должны использоваться в неизменном виде, в соответствии с ОКПДТР или иными справочниками и положениями Правительства РФ, содержащими стандарты. Обязательными условиями, например, могут быть:

  • пенсия;
  • наличие вредности или тяжелых работ;
  • дополнительный отпуск;
  • включение разряда по тарифам в отношении работников;
  • применение тарифов относительно работ.

Случай из судебной практики

Господин Н. работал по трудовому договору механиком. В фирме произошли изменения, и по решению руководства отдел Н. переименовали, договоры с сотрудниками перезаключили. Н. был ознакомлен с новой должностной инструкцией под роспись, но не был согласен с нововведениями, касающимися его должности. Не устраивало то, что работая механиком, кроме прежних обязанностей, от него требовали выполнять еще и функции уборщика, охранника. Документально требования были зафиксированы в должностной инструкции. Выражал недовольство в устной форме. Начальство не приняло его точку зрения. Н. подал иск в суд, так как считал, что требования руководства не соответствуют установленным в ОКПДТР характеристикам по должности механика.

Суд не удовлетворил иск, объяснив это тем, что ст. 8 ТК РФ позволяет организациям самостоятельно разрабатывать внутренние нормативные документы.

Должностная инструкция относится к внутренним нормативным актам. Есть правила Госстандарта, на которые стоит опираться при создании документа. Но законодательством не установлено жестких правил ее разработки. Поэтому работодатель имеет право вносить нормы на свое усмотрение, с учетом специфики деятельности фирмы и требований к должности.

Стандарты ОКПДТР в ряде случаев имеют рекомендательный характер. Если исходя из особенностей деятельности нет в них необходимости, за неиспользование наказаний не предусмотрено. Моменты, при которых положения классификатора должны быть учтены обязательно, установлены законодательно на федеральном уровне.

Наименования должности нет в реестре

BLAZE812

New Member

Приветствую всех. Устроился на новую работу в качестве руководителя SEO отдела или, иными словами, руководителя отдела продвижения.

Загвоздка в том, что должность новая. Дама в юридическом отделе посмтрела в каком то реестре, кажется это называется ЕТКС, и сказала, что в трудовой они могут написать что угодно, хоть космонавт, но в реестре нет моей должности, поэтому нужно выбрать между инженером или инженером-программистом.
Я не согласен. Эти должности до Сео продвижения как до луны. Зачем мне вписываться в должность, какорая никак с моей не связана? Потом, на следующей работе, не хочу доказывать что я не ишак и у меня есть действительно опыт.
Еще дама сказала, что могут быть проблемы потом с пенсией или вроде того.

Я погуглил, и узнал что этот ЕТКС носит чисто рекомендательный характер, и то для гос. учреждений. И что, так же соотвествие регистру нужно для отдельных работников с вредными условиями труда, чтобы получать в дальнейшем льготную пенсию.
Или я дурак, не так понял, или она не ЕТКС имела вииду, а ввод нового штатного расписания, которого под начальника СЕО не существует(

Как вариант, меня хотят развести и сделать мне потолок зарплаты. Ведь программисту надо платить меньше чем руководителю в дальнейшем.

ЕвгенийШ.

Эксперт

BLAZE812

New Member

Антон Стрельцов

Moderator

Видимо даме из юр отдела лень делать должностную инструкцию, вот она и хочет все готовое списать.

Если у вас коммерческая организация и ваша должность не носит вредный характер работы, то ЕКТС, вообще не при чем.

BLAZE812

New Member
Заблокирован

BLAZE812

New Member

Обьясните пожалуйста вообще весь процесс. В трудовой можно же написать как я хочу, руководитель отдела продвижения, а через реестр как инженер-программист? Когда я сменю работу как я буду доказывать свой стаж если мне влепят инженер? Это вообще 2 разные отрасли. маразм((

Куда вписывается должность которая соотносится к ЕКТС? В какой-то реестр заносится, отправляется? Будущий рабодатель будет иметь к ней допуск?
Я к тому, что хочу подальше от глаз, но в тоже время не иметь проблем с пенсией.

То что вы пишете подтверждает мои опасания. Но, к примеру, я перерыл весь интеренет. Убил на это 3 часа. Могу с уверенностью сказать, что вв 99,9% местах пишут, что не можно не придерживаться этого идиотского классификатора, если организаця не на бюджете, и не нужны льготные пенсии. Никаки проблем не должно быть. Не знаю кому верить((( Уже вот вот нужно оформляться.

BLAZE812

New Member

Антон Стрельцов

Moderator

Обязан ли работодатель при составлении штатного расписания и установлении наименований должностей и профессий руководствоваться Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)?
Ответ: Согласно ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ работодатель определяет трудовую функцию как работу по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации или конкретный вид поручаемой работнику работы. При этом в той же норме к работодателю выдвигается требование следовать при определении трудовой функции отдельных работников вполне конкретным нормативным источникам, а именно квалификационным справочникам, утвержденным в порядке, установленном Правительством РФ. В соответствии с указанными справочниками работодатель должен определять наименования должностей, профессий или специальностей только в том случае, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) не поименован в числе источников установления наименований должностей и профессий.
Согласно п. 6 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.11.2003 N 677, применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией и в других случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Обязательность применения ОКПДТР следует только из некоторых актов трудового законодательства и миграционного законодательства (в основном это акты Минздравсоцразвития России, Роструда, ФМС России, принятые по вопросам альтернативной гражданской службы и регулирования труда иностранных граждан).
Тем не менее согласно абз. 2 п. 6 вышеназванного Положения общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений. Штатное расписание является локальным нормативным актом, который может быть отнесен к актам социально-экономической сферы. С учетом того что Правительство РФ в своем акте оперирует понятием «правовые акты», являющимся более широким, чем понятие «нормативно-правовые акты», охватывающим все акты, содержащие нормы права (в том числе локальные), то штатное расписание может быть отнесено к правовым актам, поскольку содержит нормы трудового права (ч. 1 ст. 8 ТК РФ). С учетом этого может быть сделан вывод о том, что при подготовке штатного расписания следует применять ОКПДТР.
Аргументом в пользу следования ОКПДТР является не только обязательность применения, предусмотренная вышеназванным Положением о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, но и целесообразность применения унифицированных записей наименований конкретных профессий рабочих и должностей служащих. Обратим внимание на то, что ОКПДТР изначально разрабатывался для решения задач, связанных с оценкой численности рабочих и служащих, с учетом состава и распределением кадров по категориям персонала, уровню квалификации, степени механизации и условиям труда, с вопросами обеспечения занятости, организации заработной платы рабочих и служащих, начисления пенсий, определения дополнительной потребности в кадрах и другими на всех уровнях управления народным хозяйством в условиях автоматизированной обработки информации. Проведенная в нем классификация наименований должностей служащих и профессий рабочих основывается на результатах многолетней практики формирования наименований должностей и профессий, выработавшей наименования, применимые на различных предприятиях и в любой отрасли экономической деятельности. Совершенно бессмысленной представляется работа по изобретению новых наименований давно существующих профессий и должностей.
Однако следование ОКПДТР возможно не во всех случаях. В частности, он неприменим в ситуациях, когда в Классификаторе нет наименования профессии рабочего или должности служащего, отражающего трудовую функцию, которую планируется поручить работнику. По нашему мнению, именно плохая адаптивность ОКПДТР к современному рынку труда и занятости является причиной, по которой Классификатор не назван в качестве источника определения наименований профессий и должностей непосредственно в ТК РФ. В таких ситуациях «творчество» работодателя представляется оправданным при условии, конечно, что в ОКПДТР действительно нет соответствующего наименования.

Д.Л.Щур
НИИ труда и социального страхования
27.05.2008

Что касается источников установления наименований должностей и профессий, то основные из них перечислены в ч. 2 ст. 57 ТК РФ: это штатное расписание, а также в случаях, когда в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, — соответствующие квалификационные справочники, утверждаемые в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 367, в числе источников установления наименований профессий и должностей не поименован, несмотря на то что изначально он разрабатывался с целью унификации применяемых наименований должностей служащих и профессий рабочих. В ОКПДТР были собраны и систематизированы унифицированные записи наименований профессий и должностей, предусмотренных применяемой с 1967 г. Единой номенклатурой должностей служащих, действующими в настоящее время Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, а также уставами, положениями, постановлениями и другими нормативными документами, регламентирующими состав профессий в различных отраслях экономики. Таким образом, поскольку наименования должностей служащих и профессий рабочих, указанные в ОКПДТР, в основной массе соответствуют наименованиям должностей служащих и профессий рабочих, содержащимся в соответствующих квалификационных справочниках, то указание наименования должности или профессии в соответствии с определенным квалификационным справочником фактически обеспечивает следование ОКПДТР, и наоборот, указание наименования должности или профессии в соответствии с ОКПДТР в 70% случаев обеспечивает выполнение требования ч. 2 ст. 57 ТК РФ в части соблюдения соответствующих квалификационных справочников.
Если с выполнением работы не связано предоставление каких-либо льгот или установление ограничений, то работодатель в силу ч. 2 ст. 57 ТК РФ освобождается от следования квалификационным справочникам.

Д.Л.Щур
НИИ труда и социального страхования

Читайте также:  Отдел персонала: статус, функции, влияние на бизнес
Ссылка на основную публикацию