Каков статус службы во ФГУП? - Komsindrom.ru

Каков статус службы во ФГУП?

Содержание

Гражданско-правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Это юридические лица — несобственники, существующие только в рамках государственной и муниципальной собственности. В отличие от других коммерческих юридических лиц они не подчиняются принципу корпоративности и однозначно имеют узкую, специальную правосубъектность.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Унитарность характеризуется созданием юридического лица путем выделения собственником определенной имущественной массы, а не объединения средств нескольких лиц, сохранением права собственности на имущество за учредителем, закреплением имущества за юридическим лицом на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления), неделимостью имущества, отсутствием членства, единоличными органами управления.

Учредительным документом УП является устав. Фирменное наименование УП должно содержать указание на собственника его имущества.

Унитарные предприятия создаются собственниками. Казенное предприятие (КП) может создаваться только по решению Правительства РФ и соответственно находиться в федеральной собственности. Собственник утверждает устав УП и КП; определяет предмет и цели их деятельности; оплачивает до государственной регистрации уставный фонд юридических лиц; назначает руководителя юридического лица; контролирует использование по назначению и сохранность закрепленного за УП имущества; дает согласие на сделки с закрепленным за УП недвижимым имуществом и на все сделки КП за исключением сделок по реализации производимой последним продукции; получает часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении УП; определяет порядок распределения доходов КП; изымает излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество, закрепленное за КП, и распоряжается им по своему усмотрению; решает вопросы реорганизации и ликвидации УП, КП. Реорганизация и ликвидация КП проводятся только по распоряжению Правительства РФ.

Унитарные предприятия не отвечают по обязательствам учредителей. По своим обязательствам унитарное предприятие отвечает всем принадлежащим ему имуществом. Собственник не отвечает по обязательствам унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, но может быть привлечен к субсидиарной ответственности при недостаточности имущества казенного предприятия (п. 8 ст. 114, п. 5 ст. 115 ГК).

Кроме того, в отношении унитарных предприятий и их собственников действуют общие правила ГК о субсидиарной ответственности собственника имущества юридического лица по обязательствам последнего, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана собственником и имущества юридического лица недостаточно (п. 3 ст. 56, п. 8 ст. 114 ГК).

Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Оно создается по решению уполномоченного на то государственного органа (комитета по управлению государственным имуществом) или органа местного самоуправления (для муниципальных предприятий) и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли. При этом собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам такого предприятия, за исключением случаев субсидиарной ответственности по обязательствам обанкротившегося вследствие его указаний юридического лица.

Лишь применительно к унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, в ГК используется понятие дочернего предприятия. Его не следует отождествлять с понятием дочернего общества. Отличительные черты дочернего предприятия таковы:

1. Единственным учредителем дочернего унитарного предприятия может быть только «материнское» унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Имущество дочернего предприятия принадлежит на праве хозяйственного ведения как самому дочернему предприятию, так и его учредителю.

2. Учредитель самостоятельно утверждает устав дочернего предприятия. Однако для передачи имущества в хозяйственное ведение дочернего предприятия требуется получить согласие собственника имущества.

3. Учредитель назначает на должность и освобождает от должности руководителя дочернего предприятия.

4. Ответственность учредителя по обязательствам дочернего предприятия аналогична ответственности собственника унитарного предприятия по обязательствам последнего.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие —устав). С одной стороны, казенное предприятие создается для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и, следовательно, осуществляет коммерческую деятельность. С другой стороны, оно может осуществлять свою хозяйственную деятельность за счет бюджетных средств, выделенных федеральной казной. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, создается по особому решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (п. 1 ст. 115 ГК). При этом устав казенного предприятия является его учредительным документом и утверждается Правительством (п. 2 ст. 115 ГК).

Руководство казенным предприятием осуществляется директором, действующим на принципах единоначалия, который назначается на должность и освобождается от должности федеральным органом правительства, утвердившим его устав (п. 5.1—5.2 Типового устава казенного завода).

В силу прямого указания закона (п. 5 ст. 115 ГК) Российская федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Таким образом, государство принимает на себя риски, связанные с деятельностью предприятия, и в дополнительном порядке отвечает за его долги всем своим имуществом, на которое может быть обращено взыскание. Реорганизация и ликвидация казенных предприятий также осуществляются Правительством Российской Федерации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8532 — | 8117 — или читать все.

95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Унитарное предприятие

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена собственником правом собственности на закреплённое за ней имущество.

Такие предприятия называются унитарными предприятиями, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. При этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Типы унитарных предприятий

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП),

государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ГУП);

муниципальное предприятие (МУП) — унитарное предприятие муниципального образования.

Сущность унитарного предприятия

Унитарность – это специфическая форма организации деятельности, которая характеризуется следующими признаками:

создание юридического лица с помощью выделения собственником определенного имущества;

сохранение за учредителем права собственности на передаваемое имущество;

закрепление имущества за юридическим лицом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

неделимость передаваемого имущества;

наличие единоличного органа управления.

Основные причины создания унитарных предприятий

К основным причинам, по которым создаются унитарные предприятия, необходимо отнести такие причины:

осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведение отдельных производств, работающих с убытком;

осуществление деятельности по решению целого ряда социальных задач, в том числе реализации отдельных товаров, работ и услуг по минимальным ценам;

необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена.

Цель деятельности унитарных предприятий

Так как в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.

Кроме этого целью деятельности является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, обеспечение государственных нужд.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

Читайте также:  существует ли документ определяющий нормативы о количестве часов повышения квалификации и периодичность прохождения таких курсов для различных должностей?

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК РФ).

Учредительные документы унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия являются:

решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.

Устав унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия считается устав организации, который утверждается министерством, ведомством или другим федеральным органом.

Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, характерных для каждого юридического лица, информацию о предмете и целях его деятельности, а также о величине уставного фонда организации.

Уставный фонд государственного унитарного предприятия

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен быть равен не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.

Имущество унитарного предприятия

К способам использования имущества унитарного предприятия относятся использование имущества на праве:

При способе хозяйственного ведения унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться закрепленным за ним имуществом , производимой продукцией и доходами от реализации товаров, работ или услуг самостоятельно, учитывая установленные законодательством действующие ограничения.

При способе оперативного управления унитарное предприятие (казенное предприятие) имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом, выпускаемой продукцией и доходом от реализации товаров, работ или услуг только на основании согласия собственника.

Источники формирования имущества унитарного предприятия

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

имущество, которое передается предприятию на основании решения собственника для оплаты уставного фонда;

другое имущество, которое передается предприятию по решению собственника;

прибыль, которая была получена при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия;

полученные кредитные и заемные средства;

начисленные суммы амортизационных отчислений;

осуществленные предприятием капитальные вложения;

полученные дотации из бюджета;

дивиденды (доходы), подлежащие уплате хозяйственными обществами и товариществами, в уставных капиталах которых есть доля предприятие;

добровольные взносы и пожертвования от организаций и граждан;

иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе, например доход от операций сдачи имущества в аренду.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Кого интересуют доходы работников ГУПа? (О правомерности распространения антикоррупционных норм на должностных лиц государственных унитарных предприятий)

Человеческая натура – удивительная штука, люди всегда стремились узнать друг о друге больше, чем следовало бы, и если человеку удается подсмотреть что-то в замочную скважину, то он на некоторое время забывает об обыденности своего существования. Сегодня мы можем понаблюдать за частной жизнью звезд посредством СМИ, а также исследовать доходы, расходы и нажитое непосильным трудом имущество чиновников и членов их семей посредством ведомственных интернет-ресурсов. На самом деле тут речь пойдет даже не о том, кого интересуют эти доходы, а о том, почему государственная машина пишет и распространяет необъятные массивы «написанного» на что попало, а также о том, кто еще помнит о существовании прав и свобод, провозглашенных Конституцией РФ.

Государственное унитарное предприятие (ГУП) – «создание» необычное. Тем, кому когда-либо было интересно, известны справедливые сомнения в целесообразности существования таких предприятий. ГУПы активно работают в различных отраслях экономики нашей необъятной страны и в основном осваивают бюджетные средства, с той или иной степенью успеха и эффективности. Работающие с ГУПами (обычно в рамках закупок) коммерческие структуры, а часто и сами ГУПы (как это ни странно звучит) ломают голову над «непонятным» правовым статусом государственного предприятия.

В Концепции развития гражданского законодательства РФ прямо указано на двойственность правовой природы унитарного предприятия, что является наследием советского «представления о рыночном хозяйстве, следствием сохранения в современном российском гражданском праве институтов прежнего, советского гражданского права, основанного на государственной, плановой экономике». Такая двойственность уже имеет определенные негативные последствия для экономических отношений с участием унитарных предприятий. Поэтому в Концепции также сделан вывод «о бесперспективности данной организационно-правовой формы юридического лица и желательности ее постепенной замены другими видами коммерческих организаций». С чем, вероятнее всего, сегодня следует согласиться. В целях реализации идей Концепции Правительством РФ была разработана и утверждена Государственная программа под названием «Управление федеральным имуществом» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 16.02.2013 №191-р), которая предусматривает в качестве одной из целей государственной политики по управлению федеральным имуществом — отсутствие к 2018 году ФГУПов, основанных на праве хозяйственного ведения. Как мы видим, существовать им осталось не долго. Однако еще несколько лет ГУПы будут продолжать осуществлять свою обычную хозяйственную деятельность, исполняя требования отраслевых норм. Рассказать о ГУПах можно много интересного, ограничусь только методами противодействия коррупции в этих структурах.

Немногие знают, что создан уже довольно большой массив правовых актов, посвященных антикоррупционным вопросам. Например, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Приняты также Указ Президента РФ от 02.04.2013 №309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», Указ Президента РФ от 02.04.2013 №310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Постановление Правительства РФ от 13.03.2013 №208 «Об утверждении Правил представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей», а также отраслевые приказы органов государственной власти (министерств и ведомств). Следует отметить, что указанные документы прямо не называют ГУПы и их должностных лиц субъектами, обязанными исполнять антикоррупционные требования, например, требования о предоставлении сведений о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера. Однако в них можно найти понятие «организация, создаваемая для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами», которое сегодня «негласно» включает в себя и ГУПы.

Известно, что ГУПы владеют государственным имуществом. При этом они не имеют никакого отношения к государственной власти, не осуществляют властные полномочия, функции государственного надзора или контроля, не реализуют государственные задачи. ГУПы, как и любое коммерческое предприятие иной организационно-правовой формы в нашей стране, целиком и полностью зависят от властных государственных решений. ГУПы не являются собственниками имущества и не имеют возможности самостоятельно, без решения собственника (например, государства в лице Росимущества) распорядиться этим имуществом. Задачей ГУПа является эффективное использование предоставленного ему государственного имущества в целях извлечения из него прибыли. Распространившееся в государственной среде толкование понятия «организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами» позволяет слишком широко трактовать антикоррупционные нормы и «клеймить позором преступно нажитого» того, кто даже не обозначен в законе. Понятна необходимость предоставления сведений о доходах и расходах государственными служащими, как того требует закон (см. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), но работники отраслевых «организаций», включая ГУПы, гос.служащими очевидно не являются.

Вспомним ст.50 ГК РФ, которая делит юридические лица на коммерческие и некоммерческие. ГУП – это коммерческая организация, целью существования которой является получение прибыли. Согласно ст.113 ГК РФ, ст.2 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, о чем говорилось выше. При этом действующее законодательство РФ не называет среди целей создания ГУП – выполнение задач, поставленных перед федеральными государственными органами. Теоретически ГУП может прожить и без бюджетных средств (субсидий и гос.контрактов), если очень постарается, а вот бюджетное учреждение скорее всего не сможет. Согласно ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Таким образом, «организацией, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами», наверное, можно назвать бюджетное учреждение, но не ГУП, и в Постановлении Правительства РФ от 13.03.2013 №208 разъясняется порядок предоставления сведений о доходах, расходах и имуществе руководителем бюджетного учреждения. Порядок предоставления сведений должностными лицами иных организаций, подведомственных государственным органам, на сегодняшний день Правительством РФ не установлен. Однако некоторые министерства и ведомства на свое усмотрение (как карта ляжет) определяют круг должностных лиц подведомственных организаций, обязанных выполнять антикоррупционные требования. Например, все министерства и ведомства разработали и утвердили перечни должностей государственной гражданской службы, согласно которым замещающие их лица должны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. При этом отдельные министерства и ведомства разработали и утвердили перечни должностей подведомственных организаций, согласно которым замещающие их лица должны предоставлять подобные сведения, с указанием организационно-правовых форм таких организаций. Например, Минфин России прямо предусмотрел такую обязанность для должностных лиц казенных учреждений, бюджетных учреждений и ГУПов (Приказ Минфина РФ от 7 июня 2012 г. N 75н). Министерство труда и социальной защиты РФ и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека также уточнили перечень обязанных должностных лиц казенных учреждений, бюджетных учреждений, государственных унитарных предприятий (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 мая 2013 г. N 223н; Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 31 мая 2013 г. N 361). Другие министерства и ведомства используют общее понятие — «организация, созданная для выполнения задач, поставленных перед министерством (ведомством)». Например, Минобороны РФ (Приказ Минобороны РФ от 3 апреля 2012 г. N 788), Федеральное агентство по рыболовству (Приказ Федерального агентства по рыболовству от 25 февраля 2013 г. N 131), Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (Приказ Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 20 мая 2013 г. N 216) используют такое понятие в своих приказах. Министерство сельского хозяйства РФ использует понятие «организация, находящаяся в ведении министерства» (Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 3 апреля 2013 г. N 167). Очевидно, что к подобным подведомственным «организациям» мы правомерно можем отнести бюджетные учреждения, но не ГУПы, учитывая их правовой статус, полномочия, цели их создания. Кстати, эти ведомственные акты уже благополучно одобрены Минюстом РФ, в полномочия которого входит проведение правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов.

Читайте также:  Как правильно передать дело в другую организацию уволенного сотрудника?

Хотелось бы также отметить, что такое толкование терминов закона, позволяет фактически приравнять статус должностного лица ГУПа к статусу государственного гражданского служащего в части возникновения дополнительных обязанностей и наложения запретов на основании таких же ведомственных приказов. Например, ст.12.2 Федерального закона «О противодействии коррупции» предусматривает: «если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные для федеральных государственных служащих, проходящих службу в соответствующих федеральных государственных органах, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами федеральных государственных органов». Однако ни один закон при этом не содержит оснований предоставления гарантий и прав должностным лицам ГУПов, аналогичных предоставляемым государственным гражданским служащим, например, длительность ежегодного оплачиваемого отпуска, предоставление субсидий на приобретение жилого помещения, профессиональная переподготовка и стажировка, условия пенсионного обеспечения и прочее. По понятным причинам должностные лица ГУПов покорно выполняют властные предписания и обжаловать ничего не собираются, как и требовать дополнительных гарантий. Однако ст.ст.2, 17, 23, 34 Конституции РФ никто не отменял. Хочется надеяться, что Минюст РФ, анализируя акты министерств и ведомств, не забывает о существовании Основного закона нашей страны, общественность же может наслаждаться предоставленными ей дополнительными возможностями.

Особенности правового статуса государственных унитарных предприятий (стр. 1 из 3)

Реферат по разделу «Основы предпринимательского права»

Студент Батков Л.А.

Государственный университет — Высшая школа экономики

3 декабря 2002 года вступил в силу Закон Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее по тексту — Закон).

Необходимость в его принятии не вызывает сомнения, хотя бы уже ввиду огромного количества муниципальных унитарных предприятий (далее по тексту – МУП) и государственных унитарных предприятий (далее по тексту – ГУП) в Российской Федерации и отсутствие до этого времени единого законодательного акта на федеральном уровне, регулирующего деятельность этих специфичных субъектов гражданского оборота. До 2002 г. вопросы по созданию и деятельности МУПов и ГУПов регулировались лишь несколькими статьями ГК Российской Федерации и многочисленными подзаконными актами правительства, министерств и ведомств, субъектов федерации и муниципальных образований.

Введенный в действие в 2002 г. Закон регулирует совместно с Гражданским кодексом РФ права и обязанности собственников имущества унитарных предприятий, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий.

1. Общие сведения об унитарных предприятиях

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также — государственное предприятие), муниципальное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также — казенное предприятие).

Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.

2. Правоспособность унитарного предприятия

Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц с особенностями, установленными статьей 10 Закона (см ниже).

Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.

Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Государственное или муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия.

Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется Законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.

3. Ответственность унитарных предприятий

Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

4. Учреждение унитарного предприятия

Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.

Читайте также:  Нужно ли уведомлять МВД о приеме бывшего полицейского?

Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.

Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства Российской Федерации.

Казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

Государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

— необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

— необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

— необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

— необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

— необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

— необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Казенное предприятие может быть создано в случае:

— если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

— необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;

— необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

— необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

— необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

— необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

— необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

ФГУП — это что такое? ФГУП России

Многие часто встречающиеся и уже привычные аббревиатуры не всем понятны до конца. Например, ФГУП — это что? Ответу на данный вопрос мы и посвятим сегодняшний материал.

ФГУП — унитарное предприятие

ФГУП — это расшифровывается как Федеральное государственное унитарное предприятие. Отметим, что это несколько устаревший вариант аббревиатуры. После принятия ФЗ №161 стало применяться сокращение ФГП — Федеральное госпредприятие. В целом же, обе аббревиатуры равноценны.

Чтобы понять, что же это — ФГУП, нам надо обратиться к определению унитарного предприятия и его характеристике. УП называется определенная организационно-юридическая форма коммерческого учреждения. Главное его отличие — оно не имеет право собственности на закрепленное за собой имущество. Последним владеет государство, в случае с ФГУП — на федеральном уровне. Данная собственность неделима — ее нельзя раздробить на вклады, паи, доли.

Унитарные предприятия разделятся на три большие группы:

  • ФГП (ФГУП).
  • Госпредприятие субъекта РФ — области (ОГУП), края (КГУП), республики (РГУП).
  • Госпредприятие муниципального образования — МГУП.

Отсюда следует, что унитарными могут быть только государственные либо муниципальные предприятия. Вещное право на их собственность принадлежит только их учредителю — государству. Сама организация распоряжается этим имуществом только в рамках оперативного управления либо хозяйственного ведения.

Цель деятельности ФГП — решение госзадач на коммерческой основе.

Регулирование законодательством

ФГУП в России регулируется следующими законодательными актами:

  • Гражданский Кодекс. В частности, п.2 ст.52 данного акта.
  • Закон о муниципальных и госпредприятиях — ФЗ №161.
  • ФЗ № 131 «Об общих принципах самоуправления в РФ» (в частности, п.3 ст.17 упомянутого закона).

Характерные черты унитарного предприятия

ФГУП в России характеризует следующее:

  • Отсутствие какого-либо членства.
  • Неделимость имущества.
  • Право на собственность закрепляется только за учредителем.
  • За юрлицом имущество закрепляется только на ограниченном праве — вещном.
  • Создание юридического лица здесь, по сути, — не объединение собственности ряда граждан или организаций, а выделение некоторой доли имущественной массы государством-учредителем.
  • Управление ФГУП и прочих унитарных предприятий — единоличный орган.

Создание УП

Создание ФГУП и других унитарных образований обуславливается тремя основными причинами:

  1. В деятельности необходимо использовать собственность, приватизация которой находится под запретом.
  2. Требуется вести несколько убыточное производство или дотируемый вид деятельности.
  3. В результате работы УП необходимо решить некоторые государственные социальные задачи — к примеру, реализацию услуг и товаров для населения по минимальной стоимости.

При учреждении ФГУП берется за основу следующее:

  • Выделяемое УП имущество остается в государственном владении — учреждение имеет право только его использовать, но не не распоряжаться им.
  • Фирменное название УП должно прозрачно указывать на собственника предоставленного имущества.
  • В уставе должен быть четко прописан владелец выделенного УП имущества — государство, муниципальное образование.
  • ФГУП отвечает, как и многие другие организации, по своим обязательствам только своей личной собственностью. Но на него не распространяются обязательства владельца, предоставившего учреждению в пользование свое имущество.
  • Руководитель унитарного предприятия назначается либо учредителем, либо его уполномоченным представителем. Этому лицу управленческий орган УП и подотчетен.

Способы использования имущества

Подразумевается только два направления использования УП предоставленного ему имущества:

  • Оперативное управление. Унитарное учреждение распоряжается как предоставленным имуществом, так и своей прибылью, произведенной продукцией только с согласия учредителя.
  • Хозяйственное ведение. УП свободно может распоряжаться и данным в пользование имуществом, и доходом, и своей продукцией, но с учетом ограничений, накладываемых законодательством.

Основные виды унитарных предприятий

Главных форм унитарных предприятий две. Это:

  • Функционирующие на праве хозведения — государственные и муниципальные.
  • Функционирующие на праве оперативного управления — казенные.

Представим их особенности в виде таблицы.

Устав, помимо всего прочего, содержит данные о цели и предмете работы, размере уставного капитала.

Величина уставного капитала для государственного УП — не ниже 5000 МРОТ, муниципального — не ниже 1000 МРОТ.

Собственник предоставленного имущества не отвечает по обязательствам данного УП, если только банкротство этого учреждения не произошло по его приказу.

Владелец собственности, предоставленной данному УП, имеет право изъять у учреждения неиспользуемое, излишнее, эксплуатируемое не по назначению имущество.

УП не имеет право распоряжаться имуществом без разрешения на то собственника.

Фирменное наименование данного УП обязательно должно содержать сведения о том, что оно казенное.

Владелец предоставленной собственности несет субсидиарную ответственность по обязательствам УП — в случае недостаточности имущества последнего.

По решению правительства государства, субъекта или муниципального образования УП может быть ликвидировано или реорганизовано.

МГУП, ОГУП, ФГУП — это единственные коммерческие организации, чьи гражданские обязанности и права напрямую связаны с деятельностью, прописанной в их уставе.

Деятельность унитарного предприятия

Поговорим немного об особенностях деятельности ФГУП и прочих унитарных учреждений:

  • УП не имеет права само выступать учредителем, создавать дочерние организации.
  • Правомочно распоряжаться активной долей своих основных средств: реализовывать имеющееся в собственности сырье, оборудование, ТС, инвентарь и прочие материальные ценности.
  • Продажа недвижимого имущества для унитарного предприятия запрещена.
  • Сделки с имуществом, оцененным в сумму более 150 млн рублей, согласуются с контролирующим органом — Федеральным агентством по управлению госимуществом.
  • Продажа федеральной недвижимости, закрепленной за ФГУП (действующим в рамках хозведения), ведется только на аукционе. Средства от реализации должны поступить в казну государства не позднее 25 дней с момента продажи.

Конкретные примеры ФГУП

Рассмотрим широко известные ФГП:

  • ФГУП «Почта России».
  • «Космическая связь».
  • «Российская радиовещательная и телевизионная сеть».
  • «Кинообъединение «Мосфильм»».
  • «Конструкторское бюро «Арсенал»».
  • «Центральный НИИ машиностроения».
  • «Жилищно-коммунальное управление РАН».
  • «Связь-безопасность».
  • ФГУП «Охрана» МВД России.

Примеры муниципальных — городских унитарных учреждений (ГУП) в Москве приведены ниже. Это:

  • «НИИМострой».
  • «Московский метрополитен».
  • «Мосгостранс».

Унитарное предприятие — особенная форма коммерческой организации. Правовая охрана ФГУП и иных унитарных предприятий предусмотрена действующим законодательством РФ.

Ссылка на основную публикацию
Хозяйственное ведениеОперативное управление
Регулирующее законодательство (ГК РФ)Ст. 114.Ст. 115.
СозданиеПо решению уполномоченного органа — государственного или муниципального.Образуются на базе доли имущества, находящегося в федеральной, региональной или муниципальной собственности.
Учредительная документацияУстав, утвержденный управомоченным органом — министерством, ведомством и т.д.Устав, который утверждает Правительство РФ, субъект или уполномоченное учреждение местного самоуправления.
Ключевые особенности