Какова ответственность работодателя за непрохождение водителем предрейсового медосмотра? - Komsindrom.ru

Какова ответственность работодателя за непрохождение водителем предрейсового медосмотра?

Содержание

Судебная практика по предрейсовым осмотрам

Изменились правила оформления путевых листов. Появились новые требования к обязательным атрибутам документа. Проведение предрейсовых осмотров возложили на лиц, имеющих лицензию на данный вид услуг. Суды выносят неоднозначные решения. Автоюристы трактуют нормативы по-разному. Как во всем этом разобраться? На какие нормы закона опираться, чтобы избежать высоких штрафов?
Разберетесь с терминологией — поймете законы

Основная ошибка возникает, когда законы, касающиеся транспортных организаций, занимающихся перевозками грузов и пассажиров, применяют к компаниям, использующим автомобили в служебных целях. Когда считают, что водитель – это лицо, оформленное в этом качестве, а не то, которое управляет ТС, принадлежащим юридическому лицу. .
Чтобы избавиться от путаницы и сомнений, разберемся с терминологией. Все понятно с грузоперевозчиками, то есть, транспортными компаниями, оказывающими услуги. Водитель оформлен в этом качестве, и обязан иметь путевой лист. Как быть с лицами, использующими ТС организации в служебных (личных) целях? Обратимся к ФЗ №196.
Понятие водитель – лицо, управляющее транспортом с любыми целями и в любом качестве. Те, кто перевозят грузы, багаж, пассажиров, так и называются – перевозчиками.
Необходимо разделять эти понятия, и не применять законы, касающиеся перевозчиков, на всех лиц, управляющих ТС, то есть, всех водителей. Это не только тот, кто оформлен по трудовому договору таковым, но и тот, кто на автомобиле принимает участие в дорожном движении. Независимо, кто находится за рулем служебного транспорта, он считается водителем и ему полагается иметь путевой лист, даже если это – генеральный директор.

Зачем оформлять путевой лист?

Путевка – это первичный отчетный документ организации. Контролирующие органы обращают особое внимание на правильность его оформления. От этого зависит зп рабочего, размер налоговых вычетов, списание ГСМ, обоснованность нахождения ТС на балансе. Некоторые руководители на этих функциях останавливаются, забывая, что в путевом листе должны отражаться все обязательные атрибуты. Без них документ считается недействительным.
К таким реквизитам относят предрейсовый осмотр медработником. Сотрудник ГИБДД, в первую очередь, обратит внимание на наличие штампика врача и запись о прохождении технического контроля состояния автомобиля. Путевой лист дает право управлять транспортом, принадлежащим юридическому лицу. Если есть необходимость оформлять путевку, значит надо делать это в соответствии с требованиями закона.

Для отчета перед налоговыми службами отсутствие в путевом листе отметки о прохождении предрейсового медосмотра, не является критической ошибкой. Хотя, при желании, могут придраться и к этому. Ространснадзор имеет полное основание наложить штраф за отсутствие обязательного реквизита (ст. 19.5 КоАП).

Что говорят эксперты по проведению предрейсовых осмотров?

Обратимся к специалистам. В компании Гарант (Правовой консалтинг) считают: закон, о необходимости иметь путевой лист, касается не только лиц, управляющих транспортом, принадлежащим юрлицу. Эксперты делают вывод: когда используется личный транспорт в служебных целях, нужно оформлять пл.
Такая необходимость возникает независимо от того: указано в трудовом договоре обязанность управления автомобилем или нет; оказывает ли организация услуги по перевозке грузов, пассажиров, багажа или нет; имеется ли в штате должность водителя или нет. Осуществляя служебную поездку, водитель или лицо, исполняющее обязанности такового, подпадает под действие закона 2.1.1 ПДД.
Примечание: К понятию «прямо предусмотренных» относят случаи, когда:
ТС управляет наемный водитель-перевозчик;
• перевозят негабаритный или опасный груз (медицинский контроль проходить надо ежедневно);
• автомобиль принадлежит юридическому лицу или ИП;
• осуществляется перевозка людей (пассажиров).
• Данный закон распространяется на водителей, управляющих ТС, оформленным на юридическое лицо, на перевозчиков опасных, негабаритных грузов, пассажиров или багажа. Если обвинение строится на ФЗ №196 ст. 2 (от 15.11.95 г.), а к водителям причисляется любой человек за рулем, решение будет однозначным. Как это случилось в Омском облсуде от 9.02.16 дело № 77-80/2016.
Чтобы избежать штрафов, а не рассчитывать на везение, необходимо не только оформлять путевые листы, но и организовать (заключить договор с лицензируемым медучреждением) прохождение предрейсового медосмотра для лиц, исполняющих обязанности водителя, независимо от того, на каком автомобиле он совершает поездки по службе, кем числится в компании, каким способом ведется учет ГСМ, как это отражается на налоговых вычетах.
Судебная практика В случае, если работник оформлен не в качестве водителя, но вынужден исполнять его обязанности – управлять автомобилем в служебных целях, возникает спорная ситуация. Судебная практика неоднозначна: есть противоположные мнения и у блюстителей закона.
В деле № А32-7034/2011 (от 28 декабря) Постановление № 15АП-12568/2011 (15 арбитражный апелляционный суд) принято решение о необходимости организовать проведение предрейсовых медосмотров в отношении лиц, не являющихся водителями по штату, но управляющих ТС компании в служебных целях.
О необходимости исполнять требования ФЗ по безопасности дорожного движения заявил и 6 арбитражный суд (дело № А37-2345/2012 от 6 июня 13 года), Постановление № 06АП-5556/2012. В вынесенном решении сказано: имея на балансе ТС, организация обязана обеспечить прохождение предрейсовых медосмотров (техосмотр), как это предусмотрено законом. Отвечает за организацию работодатель, он же несет и финансовые издержки.
Руководитель должен обеспечить оформление путевых документов со всеми обязательными реквизитами, к которым относится и медосмотр. Не имеет значения кем числится работник в штате компании.

Любое лицо, управляющее транспортным средством, является водителем. На этом основании у юрлица, эксплуатирующего автотранспорт, появляется обязанность по организации предрейсовых осмотров водителей. Легковой автомобиль, управляемый гендиректором, не является исключением.


По иному на подобные обстоятельства смотрит судья по делу № А70-1916/2014, Постановление № 08АП-5835/2014 (12.08.2014 г.) Опираясь на первые пункты статей: 20 и 23 ФЗ «ОБДД» №196, он сделал вывод, что закон касается только лиц, зачисленных в качестве водителей в штат компании, занимающихся перевозкой груза, пассажиров или багажа. К лицам, управляющим транспортом, принадлежащем юрлицу, но числящихся по трудовому договору в ином качестве, не водителями, проходить предрейсовые медосмотры не надо, хотя путевые листы должны оформляться.
Согласно этому решению иметь путевки работник обязан (она оформляется на ТС), но директор компании не обязан проходить врача. Так было отказано в ходатайстве Управлению Госавтонадзора, предписавшему ООО организовать для лиц, управляющих ТС, находящимся на балансе общества, прохождение предрейсового медосмотра, и заполнение дорожных документов со всеми обязательными атрибутами.
Несмотря на подобные решения, начальник по трудовым спорам Д.В.Елисеенко рекомендует организациям, имеющим на балансе ТС, которыми управляют сотрудники, не являющиеся водителями, заняться организацией проведения предрейсовых медосмотров. Тенденция судопроизводства такова, что подобные дела рассматриваются больше в пользу контролирующих организаций, а водителем, по Правилам ДД, является любое лицо, управляющее транспортом, и не важно, какую должность занимает сотрудник.
В апреле по делу № 21-736/2016 г. Хабаровска было отказано в апелляции должностному лицу Столярову Е.М. Водитель не имел в путевом листе штампа о предрейсовом медосмотре. Ответственное лицо за организацию прохождения осмотров подвергли административному штрафу в размере 30 тысяч. рублей по ст.12.31.1 ч. 2 КоАП.
Организациям предписано, независимо от рода деятельности, организовать на предприятии (заключить договор с лицензируемым медучреждением) прохождение предрейсового осмотра лиц, исполняющих обязанности водителя. Используя транспорт компании для служебных поездок, необходимо оформлять путевой лист. Документ предусматривает наличие обязательных реквизитов, к которым относится штамп врача.
Обратите внимание на Постановление ВС РФ от 19.12.16 №18-АД16-173. Торговые представители, объезжающие клиентскую базу, по маршруту, указанному в путевом листе, на тех же основаниях, должны проходить предрейсовый медосмотр. Организовать и оплатить его обязан работодатель. В должностной инструкции торгового представителя прописаны обязанности водителя, он регулярно проходит инструктаж, автомобиль необходимо предъявлять для осмотра механику, пользуясь путевкой, иметь в ней штампик врача.
Вывод: Из вышесказанного приходим к заключению, что несмотря на неоднозначность судебных решений, наблюдается неуклонный рост постановлений, где закон поддерживает требования контролирующих органов. К водителям, обязанным проходить предрейсовый осмотр, причисляют лиц, которым полагается ездить с путевым листом. Правоведы, юристы, эксперты сходятся в одном – там, где эксплуатируется транспорт в коммерческих, служебных целях, необходимо организовать прохождение предрейсового медицинского осмотра.

Судебная практика по проведению предрейсовых осмотров Москве

ЗАО «ДХЛ Интернешнл» обратилось с иском в суд, оспаривая предписания Государственного инспектора труда. Среди многочисленных нарушений, выявлено: отсутствие регистрации путевых листов; организация предрейсовых осмотров не соответствует требованиям закона по статьям 20 и 23 №196 ФЗ от 10.12.95 г. Судья (дело № 2-742/2014) поддержал сторону Трудинспекции. По делу № 5-9/2015 (5-1993/2014) вынесено административное наказание в виде штрафа по ст. 19.20 ч. 3. В ходе плановой проверки Росздравнадзор выявил множественные нарушения, в т. ч. отсутствие у медсестры, обслуживающей филиал РТРС, лицензии на право проводить предрейсовые осмотры. Протокол об административном правонарушении на водителя (находящегося в алкогольном опьянении) и должностное лицо составил инспектор МОГТОРЭР № 5 ГИБДД ГУ МВД. Виновным признан и понес наказание, в виде штрафа по ст. 12.32 КоАП РФ, руководитель Квашин В.В. В путевом листе подчиненного ему водителя отсутствовал штамп о прохождении предрейсового осмотра. Дело № 12-201/2013.

Судебная практика по предрейсовым осмотрам по Приволжскому ФО

По ст. 14.1.2. ч. 3 предусмотрено наказание в виде штрафа для должностных лиц (и ИП) – 20 тыс. р.; на юрлиц – 100 тыс. р. Такое взыскание избрал судья по делу о нарушении условий, предусмотренных лицензией. По делу №12-623/2017 предьявлена жалоба на решение Мирового судьи (истец – ПК «ЧПАП №2» г. Чебоксары). Организация, изменив юрадрес, не внесла новые данные в лицензию на медицинскую деятельность по проведению предрейсовых осмотров.
Такое же наказание вынесено в Пензенском облсуде в отношении ОАО «Шемышейское АТП». Обвинителем выступил Государственный инспектор автотранспортного надзора. Но при обжаловании данного вердикта (дело № 12-164/2017 г.) прежнее решение было отменено, как неправильно примененное. Госинспектору отказано в удовлетворении.
Более жестко отреагировал Краснокамский межрайонный суд Башкортостана, не приняв во внимание обстоятельства, сложившиеся в поселке, то есть, с невозможностью пройти предрейсовый медосмотр водителю школьного автобуса. Несмотря на отсутствие медика с необходимой лицензией, директору школы выписали штраф по ст. 12.31.1 ч. 2 (пока минимальный). Обязав руководство немедленно организовать возможность осмотров.
Не удалось избежать наказания индивидуальному предпринимателю, не оформляющего путевые листы в соответствии с требованием законодательства. Отсутствие предрейсового осмотра и прочие административные нарушения со стороны водителя, ответственного, как юридическое лицо, привело к высокому штрафу по ст. 12.31.1 КоАП РФ ч. 2. Дело № 7-1273/2017 (21-801/2017) г. Пермь.
К административному наказанию по ст. 12.32 КоАП РФ и штрафу в 100 тыс. рублей привлечен ГУП «Башавтотранс» РБ по ходатайству начальника отдела ГИБДД г. Уфы. За выпуск на линию водителя в состоянии опьянения. Дело № 12-4/2017 от 9.02.2017 г.
Заключение: Как показывает судебная практика по регионам решения имеют отличия. В Московской области чаще встречаются дела об отсутствии предрейсового осмотра по нежеланию его организации, хотя есть все возможности следовать требованиям закона. В Башкортостане больше проблем с лицензированием медицинской деятельности. Но в целом по стране видна тенденция: избежать административных наказаний мало кому удается.

Читайте также:  Образование в трудовой книжке

Ответственность за непрохождение предрейсового медосмотра

Справка Как отразить в учете транспортной организации, занимающейся перевозкой пассажиров автомобильным транспортом, штраф за отсутствие отметки о проведении предрейсового медицинского осмотра? Согласно постановлению о привлечении к административной ответственности за нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров, выразившееся в отсутствии отметки в разделе путевого листа о проведении предрейсового медицинского осмотра, на организацию наложен административный штраф в сумме 30 руб. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в том числе и в проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств ч. Юридические лица, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, в том числе осуществляющие перевозки автомобильным транспортом, обязаны, в частности, организовывать и проводить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей ч.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Периодические медицинские осмотры

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта выше. Это быстро и бесплатно!

Предрейсовые медосмотры Предрейсовый медицинский осмотр водителей: требование закона — условие безопасности Статьи для директора Как поставить отметки о предрейсовом осмотре в путевом листе Я зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель. Буду заниматься перевозкой пассажиров более 8 человек на автобусах.

Размер штрафа за непрохождение медосмотра

Приказ Минздрава России от Согласно нему, все индивидуальные предприниматели и юридические лица, ведущие деятельность, связанную с эксплуатацией транспорта, обязаны проводить предрейсовые, послерейсовые, а также текущие медицинские осмотры.

Важно, что законодательство относит проведение таких медосмотров к мероприятиям из области охраны труда. Соответственно, и все нарушения по части предрейсовых медицинских осмотров водителей, трактуются именно как нарушения правил охраны труда. Виновными в нарушениях трудового законодательства могут быть признаны медицинские организации, их руководство, медперсонал, руководители автотранспортных предприятий, а также все, кто связан с организацией и проведением медицинских мероприятий.

Так, если водитель из за проблем со здоровьем стал виновником ДТП, в котором серьезно пострадали люди, компетентные органы в первую очередь проверят, был ли должным образом проведен предрейсовый осмотр. И если выяснится, что при медосмотре были допущены грубые ошибки, либо он не был проведен вовсе, то незамедлительно будет заведено уголовное дело по статье УК РФ.

Виновные могут быть приговорены к крупному штрафу до К тому же их могут отправить на исправительные работы на срок до двух лет, а то и вовсе лишить свободы на срок до года.

Если же, не дай бог, в результате ДТП погибнет человек, то виновники лишатся свободы на срок уже до трех лет. Причем иного, более мягкого наказания например, в виде штрафа , закон за это преступление не предусматривает. Важно помнить, что если уголовная ответственность за неподобающий либо не проведенный медосмотр грозит только после наступления тяжких последствий, то по административной статье санкции могут быть наложены в любое время, если контролирующие органы выявят какие-либо нарушения.

При этом совершенно не важно, наступили какие-либо последствия или нет. Уже одного факта неправильной организации медосмотра водителей для контролирующих организаций будет достаточным основанием для вынесения постановления.

И наиболее разумное решение для руководителя автотранспортного предприятия — поручить проведение подобных мероприятий независимой лицензированной медицинской организации , тем самым переложив на нее часть ответственности и рисков. Утвержден новый порядок предрейсовых медосмотров С 1 мая года вступил в силу приказ Минздрава России от Тут же ставится подпись медицинского работника.

Как и раньше, осмотры проводятся за счет работодателя. За непроведение осмотров или нарушение порядка проведения установлены штрафы. По статье Для организации предпринимателя — от 30 до 50 руб.

Ответственность за непрохождение предрейсового медосмотра

Путевой лист — это документ, дающий право водителю управлять транспортным средством и содержащий информацию: об организации, выдавшей путевой лист, а именно: название, адрес, телефон, ОГРН; водителе, управляющем транспортным средством; транспортном средстве, включая дату и время предрейсового или предсменного техосмотра; маршруте следования транспортного следования. Путевой лист используется организацией для учета: работы водителя; расхода горюче-смазочных материалов; пробега транспортного средства. Форма путевого листа может быть разработана организацией самостоятельно при условии отражения в ней обязательных реквизитов, установленных ст. Однако запрета на использование унифицированной формы путевого листа форма 3 , утвержденной постановлением Госкомстата России от Исходя из вышесказанного, организация вправе использовать как унифицированную, так и самостоятельно разработанную, но соответствующую всем требованиям форму.

Законодательство о предрейсовых медосмотрах водителей

Что делать с сотрудником, не прошедшим медосмотр? Обязательность медосмотров на предприятии На работодателя возложена обязанность по организации в т. Одновременно он обязан не допускать к работе лиц, не прошедших указанные медицинские обследования п. Соискателям, которые не прошли обязательный медосмотр, работодатель должен отказать в оформлении на работу.

Порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей установлен Инструкцией о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утвержденной Приказом Минздрава СССР от При осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом обязательным является наличие путевого листа, без оформления которого такие перевозки запрещаются.

Предрейсовые медицинские осмотры водителей

Список работников, которые в обязательном порядке должны проходить обследование, указан в статье ТК РФ. При отказе сотрудника пройти медосмотр руководство предприятия, в котором он осуществляет свою деятельность, должно придерживаться определенной тактики действий. Уважаемые читатели! Статья описывает типовые ситуации, но каждый случай уникальный.

Штраф за отсутствие предрейсового медицинского осмотра

Рекомендую Вам прочитать эту статью. Если ИП осуществляет перевозки пассажиров или грузов, то ему нужен путевой лист. В данном случае не имеет значения, на кого зарегистрирован автомобиль. Удачи на дорогах! Евгения Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как водитель должен добраться до мед. Может ли он доехать на служебном автомобиле один без пассажиров, пройти осмотр и вернуться в организацию с отметкой в путевом листе?

Гибдд требуют предрейсовый осмотр

Какова ответственность работодателя за непрохождение водителем предрейсового медосмотра? Ответ Ответ на вопрос: За нарушение порядка проведения обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей организация и ее должностные лица могут быть оштрафованы ст. Кроме того, административная ответственность предусмотрена за допуск к работе водителя, не прошедшего соответствующий обязательный медосмотр ч. Кроме того, для сотрудника, ответственного за соблюдение правил охраны труда и проведения медосмотров в организации может наступить уголовная ответственность , если нарушение по неосторожности повлечет причинение тяжкого вреда здоровью людей или их смерть ст.

Спор с МАДИ. Яндекс такси. Юрист Обычно продолжительность рейса — это одна рабочая смена. Послерейсовые медицинские осмотры должны проходить только те водители, которые занимаются перевозками пассажиров и грузов. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Если я ИП, сам езжу за рулём, машину арендую у фирмы, в таком случае при отсутствии в путевом листе штампа медика какой штраф мне грозит: как на водителя или как на ИП? Подскажитк как привлечь фирму к ответственности, за потделку печати врача и штамп государственной больницы. Работодатель, что бы не платить медикам потделал печати и штампует их на путевом листе. Марина , наказание за подделку печати предусмотрено статьей Протокол по этой статье могут составить сотрудники полиции. Обращаться нужно именно в полицию.

В каких случаях за отсутствие медосмотра у сотрудников компанию ждет штраф Не прохождение предрейсового медосмотра: штраф для ответственных лиц Вправе ли работодатель требовать прохождения медосмотра в день, который является для работника выходным? К какому выводу пришел ВС РФ относительно прохождения медосмотров работниками торговли? Какое заключение сделал ВС РФ в части прохождения медицинских осмотров работниками торговли, которые занимаются аналитической и административной деятельностью? Какая ответственность грозит работодателю за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного медосмотра, обязательного психиатрического освидетельствования либо при наличии у него медицинских противопоказаний? Работники, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих работников к выполнению поручаемой им работы и предупреждения профессиональных заболеваний ч. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Порядок проведения обязательных периодических медицинских осмотров обследований утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от Согласно ч. Напомним, Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма [1] предусмотрено, что за счет сумм страховых взносов страхователь вправе осуществлять, в частности, расходы на проведение обязательных периодических медицинских осмотров обследований работников, занятых на работах с вредными и или опасными производственными факторами пп. Для обоснования финансового обеспечения проведения обязательных периодических медицинских осмотров обследований работников страхователь представляет поименный список работников, подлежащих прохождению обязательных периодических медицинских осмотров обследований , утвержденный страхователем в соответствии с Порядком. Поименные списки разрабатываются в соответствии с п.

Приказ Минздрава России от Согласно нему, все индивидуальные предприниматели и юридические лица, ведущие деятельность, связанную с эксплуатацией транспорта, обязаны проводить предрейсовые, послерейсовые, а также текущие медицинские осмотры. Важно, что законодательство относит проведение таких медосмотров к мероприятиям из области охраны труда. Соответственно, и все нарушения по части предрейсовых медицинских осмотров водителей, трактуются именно как нарушения правил охраны труда. Виновными в нарушениях трудового законодательства могут быть признаны медицинские организации, их руководство, медперсонал, руководители автотранспортных предприятий, а также все, кто связан с организацией и проведением медицинских мероприятий. Так, если водитель из за проблем со здоровьем стал виновником ДТП, в котором серьезно пострадали люди, компетентные органы в первую очередь проверят, был ли должным образом проведен предрейсовый осмотр. И если выяснится, что при медосмотре были допущены грубые ошибки, либо он не был проведен вовсе, то незамедлительно будет заведено уголовное дело по статье УК РФ.

Читайте также:  Безопасность дорожного движения на предприятии

Порядок проведения предрейсового медосмотра водителей Предрейсовый медицинский осмотр водителей — это необходимая профилактическая мера предотвращения ДТП. Основной задачей предрейсового осмотра является подтверждение нормального состояния здоровья водителя перед рейсом, чтобы исключить случаи физического переутомления и выявить состояние наркотического или алкогольного опьянения. Как организована процедура проведения предрейсового осмотра, кто должен осуществлять медицинский осмотр водителей, и кому следует проходить такой осмотр? Так как уже за последние несколько лет требования к водителям и работодателям усилились, стоит обсудить основные нововведения. Для правильного проведения предрейсовых медицинских осмотров в году работодатель должен руководствоваться одновременно несколькими положениями ныне действующего законодательства.

Полезное видео: Автоматизированный предрейсовый медосмотр водителя

Штрафы за непрохождение периодического медосмотра

mo.jpg

Похожие публикации

Периодические медосмотры проводятся в организациях с целью выявления у сотрудников профессиональных заболеваний, патологий, инфекционных заболеваний. Организовывать и оплачивать медосмотры обязан работодатель. Нанятые сотрудники должны в установленные сроки проходить медосмотр. Невыполнение этих обязательств грозит каждой из сторон привлечением к ответственности. Штрафы за непрохождение периодического медосмотра станут ощутимой статьей затрат для любой организации и ИП.

Законодательная база

  • Закон об охране здоровья граждан от 21.11.2011 № 323-ФЗ;
  • Приказ Минздравсоцразвития России о проведении обязательных медосмотров от 12.04.2011 № 302н;
  • ТК РФ.

Трудовой кодекс регламентирует, что в случаях, предусмотренных законом:

  • работодатель должен организовать проведение обязательных медосмотров (ст. 212 ТК РФ),
  • работодатель не имеет права допускать к выполнению трудовых обязанностей граждан, которые не прошли медицинское обследование (ст. 212 ТК РФ),
  • работники обязаны проходить предварительные и периодические медосмотры (ст. 213, 214 ТК РФ).

В законе № 302н указан порядок проведения медицинских осмотров и перечень работ, при выполнении которых персоналу необходимо регулярно проходить обследования. Обязательные осмотры должны проходить сотрудники, занятые в таких сферах:

  • образование;
  • здравоохранение;
  • общепит;
  • социальная сфера;
  • пищевая отрасль;
  • строительство;
  • автотранспорт;
  • домашний сервис и др.

Ответственность за несоблюдение требований законодательства

Для каждого участника отношений по организации периодических медосмотров за нарушение установленного законодательством порядка предусмотрено наказание:

  • медицинское учреждение несет административную и юридическую ответственность за качество медосмотра и обоснованность заключений;
  • работник отвечает за своевременную явку на обследование;
  • работодателю придется отвечать за отсутствие должной организации медосмотров и за допуск к выполнению трудовых обязанностей лиц, которые не прошли обследование.

Меры наказания за непрохождение медосмотра регламентируются ТК РФ, УК РФ и КоАП РФ. Своевременное прохождение плановых медицинских осмотров поможет работодателям избежать штрафных санкций и убедиться в том, что состояние здоровья всех сотрудников соответствует требованиям.

Административная ответственность работодателей

Штрафы за непрохождение периодического медосмотра трудовым персоналом определены ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Так, в соответствии с данной статьей для работодателей наказание будет следующим:

  • для должностных лиц – 15-25 тыс. руб.;
  • для ИП – 15-25 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – 110-130 тыс. руб.

За повторные нарушения виновные будут наказаны по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Размеры штрафов при этом будут выше:

  • для организаций – 100-200 тыс. руб.;
  • для ИП и руководящих лиц – 30-40 тыс. руб.

Штрафные санкции – это не единственная мера наказания за повторное нарушение — могут применяться и такие санкции:

  • работу ИП и компаний могут приостановить на срок до 90 дней;
  • должностные лица могут быть дисквалифицированы на срок от 1 года до 3 лет.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за несоблюдение правил охраны труда установлена ст. 143 Уголовного кодекса РФ. Данная статья будет применена к работодателю в том случае, если он умышленно допустит к работе лиц, не прошедших медосмотр или имеющих определенные медицинские противопоказания, и в результате таких действий будет причинен тяжкий вред здоровью одного или нескольких людей. Смерть одного или более человек в результате халатного отношения к соблюдению требований действующего законодательства также повлечет за собой уголовную ответственность.

В соответствии со ст. 143 УК РФ правонарушителям будут грозить такие наказания:

  • штраф (за непрохождение периодического медосмотра нанятым персоналом в том числе) – до 400 тыс. руб.;
  • обязательные работы (180-240 часов);
  • исправработы (до 2 лет);
  • принудительные работы (до 1 года);
  • лишение свободы (до 1 года).

Как должен поступить работодатель если сотрудник не прошел медосмотр?

Если нанятый работник, обязанный проходить медосмотры, не прошел осмотр по своей вине – работодатель имеет право отстранить его от работы. Основание – ст. 76 ТК РФ. Заработная плата при этом начисляться не будет. Также к нарушителю можно применить дисциплинарное взыскание с соблюдением процедур, указанных в ст. 193 ТК РФ.

Если после всех принятых мер физлицо так и не прошло медосмотр – работодатель может уволить его (основание – п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Штрафы к работодателям в таких случаях не применяются.

Бывают ситуации, когда сотрудник не смог своевременно пройти медицинское обследование по уважительным причинам или по независящим от него обстоятельствам. Тогда за весь период вынужденного отстранения ему будет выплачена зарплата как за время простоя.

Как и куда платить штрафы?

Реквизиты для оплаты штрафов должен предоставить тот орган, который привлекает ИП или юридическое лицо к ответственности. В данном случае это Государственная инспекция труда. Оплату необходимо производить через банк, чтобы на руках имелось документальное подтверждение. Если штрафов несколько – каждый из них надо оплачивать отдельно. Квитанции следует сохранять.

На оплату штрафных санкций организациям и физлицам отводится 60 календарных дней. Отсчет начинается со дня вступления в силу постановления о наложении штрафа. Правонарушители не обязаны отправлять копии или оригиналы квитанций в орган, вынесший постановление.

предрейсовый медосмотр водителей

24.07.2014, 11:48 На форуме с: 24.07.2014
Сообщений: 4

24.07.2014, 11:48 На форуме с: 24.07.2014
Сообщений: 4

24.07.2014, 11:49 На форуме с: 24.07.2014
Сообщений: 4

24.07.2014, 11:50 На форуме с: 24.07.2014
Сообщений: 4

и еще одна версия ПРОТИВ:

В данном случае, целесообразнее рассматривать вопрос с точки зрения ответственности организации за нарушение обязанности осуществлять предрейсовый медицинский осмотр водителей.
Как показывает анализ КоАП РФ и существующей судебной практики ответственность может быть возложена Управлением государственного автодорожного надзора и Государственной инспекцией труда по следующим основаниям:
ст. 12.31.1. КоАП штраф на организацию – 30000руб. (УГАДН)
ст. 5.27. КоАП штраф на организацию – 50000 (инспекция труда).
Обязанность проведения предрейсового медицинского осмотра предусмотрена ст. 23 ФЗ «О безопасности дорожного движения», в соответствии с которой: «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя: обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.»
При этом, обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств;
обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства;
обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства…;
обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
Анализируя положения ст. 20 Федерального закона от 10.12.95 No196 — ФЗ «О безопасности дорожного движения», приказов Минтранса РФ от 09.03.95 No27 и от 22.06.98 No75, Министерства транспорта РФ и Министерства труда РФ от 11.03.1994 No13/11, а так же существующей судебной практики можно сделать вывод о том, что действия Закона и перечисленных приказов распространяются только на организации и водителей – предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов. Аналогичный вывод содержится в постановлении ФАС Центрального округа от 23.11.2009г. по делу № А36-706/2009.
Так, в названном случае, судами установлено, что обществу, обратившемуся с требованием о признании незаконным предписания административного органа, принадлежало 3 легковых автомобиля, закрепленных за финансовым директором, генеральным директором и штатным водителем. Данные автотранспортные средства использовались обществом в личных целях и не были связаны с перевозкой пассажиров и грузов.
В другом случае, при обращении организации с требованием о признании незаконным предписания административного органа Двадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 23.05.2011г. по делу № А62-6104/2010 установил следующие обстоятельства: «организация является владельцем автотранспортных средств, осуществляет в процессе производства перевозку грузов и пассажиров по дорогам общего пользования, его сотрудники являются участниками дорожного движения, оно осуществляет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, а следовательно, обязано выполнять требования вышеназванных нормативных правовых актов при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией автотранспортных средств.»
Таким образом, при осуществлении перевозок пассажиров и грузов в интересах организации на принадлежащих ей автомобилях необходимо проведение предрейсового медицинского осмотра.
В случае предоставления автомобиля сотруднику в целях его проезда к удаленному месту осуществления деятельности, не связанному с перевозкой пассажиров и груза проведение предрейсового медицинского осмотра не требуется. При этом необходимо учитывать, чтобы работнику не полагалась доплата к основному окладу за выполнение функций водителя, в подобной ситуации работник будет считаться водителем и проведение осмотра становится обязательным.

Указанные выводы и судебные акты относятся к случаям привлечения организаций к ответственности по ст. 12.31.1. КоАП РФ.

Что же касается возможности привлечения организации к ответственности по ст. 5.27. КоАП Государственной инспекцией труда, судебная практика судов общей юрисдикции показывает, что, по мнению судов:
«Проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей предусмотрено ст. 20 федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Согласно постановлению Правительства РФ от 19 августа 2013 г. N 716 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения» федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что вопрос организации предрейсовых медицинских осмотров водителей не входит в компетенцию Государственной инспекции труда в Курской области. Нарушение организации предрейсовых медицинских осмотров водителей является нарушением правовых норм о безопасности дорожного движения, а не норм трудового законодательства.»

При подобных обстоятельствах у организации отсутствует обязанность проведения предрейсового медицинского осмотра лиц, управляющих транспортом в личных целях организации без перевозки пассажиров и грузов. Лица, оформленные в качестве водителя, обязаны проходить предрейсовый медосмотр.

Читайте также:  Льготы ветеранам подразделений особого риска

Ответственность за непрохождение предрейсового медосмотра

Справка Как отразить в учете транспортной организации, занимающейся перевозкой пассажиров автомобильным транспортом, штраф за отсутствие отметки о проведении предрейсового медицинского осмотра? Согласно постановлению о привлечении к административной ответственности за нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров, выразившееся в отсутствии отметки в разделе путевого листа о проведении предрейсового медицинского осмотра, на организацию наложен административный штраф в сумме 30 руб. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в том числе и в проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств ч. Юридические лица, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, в том числе осуществляющие перевозки автомобильным транспортом, обязаны, в частности, организовывать и проводить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей ч.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Периодические медицинские осмотры

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта выше. Это быстро и бесплатно!

Предрейсовые медосмотры Предрейсовый медицинский осмотр водителей: требование закона — условие безопасности Статьи для директора Как поставить отметки о предрейсовом осмотре в путевом листе Я зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель. Буду заниматься перевозкой пассажиров более 8 человек на автобусах.

Размер штрафа за непрохождение медосмотра

Приказ Минздрава России от Согласно нему, все индивидуальные предприниматели и юридические лица, ведущие деятельность, связанную с эксплуатацией транспорта, обязаны проводить предрейсовые, послерейсовые, а также текущие медицинские осмотры.

Важно, что законодательство относит проведение таких медосмотров к мероприятиям из области охраны труда. Соответственно, и все нарушения по части предрейсовых медицинских осмотров водителей, трактуются именно как нарушения правил охраны труда. Виновными в нарушениях трудового законодательства могут быть признаны медицинские организации, их руководство, медперсонал, руководители автотранспортных предприятий, а также все, кто связан с организацией и проведением медицинских мероприятий.

Так, если водитель из за проблем со здоровьем стал виновником ДТП, в котором серьезно пострадали люди, компетентные органы в первую очередь проверят, был ли должным образом проведен предрейсовый осмотр. И если выяснится, что при медосмотре были допущены грубые ошибки, либо он не был проведен вовсе, то незамедлительно будет заведено уголовное дело по статье УК РФ.

Виновные могут быть приговорены к крупному штрафу до К тому же их могут отправить на исправительные работы на срок до двух лет, а то и вовсе лишить свободы на срок до года.

Если же, не дай бог, в результате ДТП погибнет человек, то виновники лишатся свободы на срок уже до трех лет. Причем иного, более мягкого наказания например, в виде штрафа , закон за это преступление не предусматривает. Важно помнить, что если уголовная ответственность за неподобающий либо не проведенный медосмотр грозит только после наступления тяжких последствий, то по административной статье санкции могут быть наложены в любое время, если контролирующие органы выявят какие-либо нарушения.

При этом совершенно не важно, наступили какие-либо последствия или нет. Уже одного факта неправильной организации медосмотра водителей для контролирующих организаций будет достаточным основанием для вынесения постановления.

И наиболее разумное решение для руководителя автотранспортного предприятия — поручить проведение подобных мероприятий независимой лицензированной медицинской организации , тем самым переложив на нее часть ответственности и рисков. Утвержден новый порядок предрейсовых медосмотров С 1 мая года вступил в силу приказ Минздрава России от Тут же ставится подпись медицинского работника.

Как и раньше, осмотры проводятся за счет работодателя. За непроведение осмотров или нарушение порядка проведения установлены штрафы. По статье Для организации предпринимателя — от 30 до 50 руб.

Ответственность за непрохождение предрейсового медосмотра

Путевой лист — это документ, дающий право водителю управлять транспортным средством и содержащий информацию: об организации, выдавшей путевой лист, а именно: название, адрес, телефон, ОГРН; водителе, управляющем транспортным средством; транспортном средстве, включая дату и время предрейсового или предсменного техосмотра; маршруте следования транспортного следования. Путевой лист используется организацией для учета: работы водителя; расхода горюче-смазочных материалов; пробега транспортного средства. Форма путевого листа может быть разработана организацией самостоятельно при условии отражения в ней обязательных реквизитов, установленных ст. Однако запрета на использование унифицированной формы путевого листа форма 3 , утвержденной постановлением Госкомстата России от Исходя из вышесказанного, организация вправе использовать как унифицированную, так и самостоятельно разработанную, но соответствующую всем требованиям форму.

Законодательство о предрейсовых медосмотрах водителей

Что делать с сотрудником, не прошедшим медосмотр? Обязательность медосмотров на предприятии На работодателя возложена обязанность по организации в т. Одновременно он обязан не допускать к работе лиц, не прошедших указанные медицинские обследования п. Соискателям, которые не прошли обязательный медосмотр, работодатель должен отказать в оформлении на работу.

Порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей установлен Инструкцией о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утвержденной Приказом Минздрава СССР от При осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом обязательным является наличие путевого листа, без оформления которого такие перевозки запрещаются.

Предрейсовые медицинские осмотры водителей

Список работников, которые в обязательном порядке должны проходить обследование, указан в статье ТК РФ. При отказе сотрудника пройти медосмотр руководство предприятия, в котором он осуществляет свою деятельность, должно придерживаться определенной тактики действий. Уважаемые читатели! Статья описывает типовые ситуации, но каждый случай уникальный.

Штраф за отсутствие предрейсового медицинского осмотра

Рекомендую Вам прочитать эту статью. Если ИП осуществляет перевозки пассажиров или грузов, то ему нужен путевой лист. В данном случае не имеет значения, на кого зарегистрирован автомобиль. Удачи на дорогах! Евгения Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как водитель должен добраться до мед. Может ли он доехать на служебном автомобиле один без пассажиров, пройти осмотр и вернуться в организацию с отметкой в путевом листе?

Гибдд требуют предрейсовый осмотр

Какова ответственность работодателя за непрохождение водителем предрейсового медосмотра? Ответ Ответ на вопрос: За нарушение порядка проведения обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей организация и ее должностные лица могут быть оштрафованы ст. Кроме того, административная ответственность предусмотрена за допуск к работе водителя, не прошедшего соответствующий обязательный медосмотр ч. Кроме того, для сотрудника, ответственного за соблюдение правил охраны труда и проведения медосмотров в организации может наступить уголовная ответственность , если нарушение по неосторожности повлечет причинение тяжкого вреда здоровью людей или их смерть ст.

Спор с МАДИ. Яндекс такси. Юрист Обычно продолжительность рейса — это одна рабочая смена. Послерейсовые медицинские осмотры должны проходить только те водители, которые занимаются перевозками пассажиров и грузов. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Если я ИП, сам езжу за рулём, машину арендую у фирмы, в таком случае при отсутствии в путевом листе штампа медика какой штраф мне грозит: как на водителя или как на ИП? Подскажитк как привлечь фирму к ответственности, за потделку печати врача и штамп государственной больницы. Работодатель, что бы не платить медикам потделал печати и штампует их на путевом листе. Марина , наказание за подделку печати предусмотрено статьей Протокол по этой статье могут составить сотрудники полиции. Обращаться нужно именно в полицию.

В каких случаях за отсутствие медосмотра у сотрудников компанию ждет штраф Не прохождение предрейсового медосмотра: штраф для ответственных лиц Вправе ли работодатель требовать прохождения медосмотра в день, который является для работника выходным? К какому выводу пришел ВС РФ относительно прохождения медосмотров работниками торговли? Какое заключение сделал ВС РФ в части прохождения медицинских осмотров работниками торговли, которые занимаются аналитической и административной деятельностью? Какая ответственность грозит работодателю за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного медосмотра, обязательного психиатрического освидетельствования либо при наличии у него медицинских противопоказаний? Работники, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих работников к выполнению поручаемой им работы и предупреждения профессиональных заболеваний ч. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Порядок проведения обязательных периодических медицинских осмотров обследований утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от Согласно ч. Напомним, Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма [1] предусмотрено, что за счет сумм страховых взносов страхователь вправе осуществлять, в частности, расходы на проведение обязательных периодических медицинских осмотров обследований работников, занятых на работах с вредными и или опасными производственными факторами пп. Для обоснования финансового обеспечения проведения обязательных периодических медицинских осмотров обследований работников страхователь представляет поименный список работников, подлежащих прохождению обязательных периодических медицинских осмотров обследований , утвержденный страхователем в соответствии с Порядком. Поименные списки разрабатываются в соответствии с п.

Приказ Минздрава России от Согласно нему, все индивидуальные предприниматели и юридические лица, ведущие деятельность, связанную с эксплуатацией транспорта, обязаны проводить предрейсовые, послерейсовые, а также текущие медицинские осмотры. Важно, что законодательство относит проведение таких медосмотров к мероприятиям из области охраны труда. Соответственно, и все нарушения по части предрейсовых медицинских осмотров водителей, трактуются именно как нарушения правил охраны труда. Виновными в нарушениях трудового законодательства могут быть признаны медицинские организации, их руководство, медперсонал, руководители автотранспортных предприятий, а также все, кто связан с организацией и проведением медицинских мероприятий. Так, если водитель из за проблем со здоровьем стал виновником ДТП, в котором серьезно пострадали люди, компетентные органы в первую очередь проверят, был ли должным образом проведен предрейсовый осмотр. И если выяснится, что при медосмотре были допущены грубые ошибки, либо он не был проведен вовсе, то незамедлительно будет заведено уголовное дело по статье УК РФ.

Порядок проведения предрейсового медосмотра водителей Предрейсовый медицинский осмотр водителей — это необходимая профилактическая мера предотвращения ДТП. Основной задачей предрейсового осмотра является подтверждение нормального состояния здоровья водителя перед рейсом, чтобы исключить случаи физического переутомления и выявить состояние наркотического или алкогольного опьянения. Как организована процедура проведения предрейсового осмотра, кто должен осуществлять медицинский осмотр водителей, и кому следует проходить такой осмотр? Так как уже за последние несколько лет требования к водителям и работодателям усилились, стоит обсудить основные нововведения. Для правильного проведения предрейсовых медицинских осмотров в году работодатель должен руководствоваться одновременно несколькими положениями ныне действующего законодательства.

Полезное видео: Автоматизированный предрейсовый медосмотр водителя

Ссылка на основную публикацию