Какова учебная нагрузка преподавателя? - Komsindrom.ru

Какова учебная нагрузка преподавателя?

Содержание

Какова учебная нагрузка преподавателя?

6-й квалификационный уровень

Следуя общепризнанной классификации норм труда, представим классификацию норм труда профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений (рис. 1)[2] .

Затраты труда ППС: норма длительности трудового процесса

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (далее — Приказ N 2075) регламентируется только продолжительность рабочего времени — 36 часов в неделю для работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования. При этом норма часов педагогической или преподавательской работы за ставку заработной платы остается вне поля зрения. В Приказе Минобрнауки от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (далее — Приказ № 69) 36-часовая неделя определяется с учетом выполнения учебной (педагогической) работы, научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной работы. Например, как распределяется общий фонд рабочего времени ППС в Южном федеральном университете, показано на рис. 2.

Как правило, в высших учебных заведениях устанавливаются 6-дневная рабочая неделя и, соответственно, 6-часовой рабочий день. Как рассчитывается максимально возможный фонд рабочего времени ППС, показано в табл. 2.

Расчет максимально-возможного фонда рабочего времени ППС

при 36-часовой рабочей неделе/6-дневной рабочей неделе

Календарный фонд рабочего

Выходные, праздники (дней)

Среднее значение за

период 2009 — 2012 гг.

(70 + 67 + 69 + 67) / 4

36 часов / 6 дней

Табельный фонд рабочего

времени (дней) при 6-дневной

Строка 4.1 + стр. 4.2

В том числе дней

продолжительностью 6 часов

В том числе предпраздничных

5 часов x 6 дней

Максимально возможный фонд

рабочего времени (с учетом

Строка 4 — стр. 5

Для ППС предоставляется ежегодный основной удлиненный (56 календарных дней) оплачиваемый отпуск в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» (ред. от 16.07.2009).

Нормы трудоемкости и нормы напряженности труда ППС

Каким образом происходит распределение максимально возможного фонда рабочего времени ППС на учебную (1-я половина рабочего дня) и внеучебную работу (2-я половина рабочего дня) в соответствии со структурой, представленной на рис. 2 ?

Объем учебной работы (нагрузка 1-й половины дня) каждого преподавателя определяется образовательным учреждением самостоятельно и регламентируется коллективным договором между работодателем и работниками, положением об оплате труда работников в зависимости от квалификации работника и профиля кафедры и не может превышать 900 часов в учебном году в соответствии с Приказом N 2075.

Пример. Так, в Южном федеральном университете норма учебной работы в соответствии с коллективным договором от 31.03.2009 [1] для старшего преподавателя, преподавателя, ассистента ( 1-й , 2-й квалификационные уровни ) составляет не более 800 ч в год, для доцента (3-й квалификационный уровень) — не более 700 ч, для профессора (4-й квалификационный уровень) — не более 600 ч.

В рамках расчета максимально возможного фонда рабочего времени ППС для выполнения учебной работы (аудиторной и внеаудиторной) используется условный показатель — продолжительность 1-й половины рабочего дня ППС. Условность данного показателя объясняется, во-первых, неодинаковыми значениями распределяемой учебной нагрузки для различных квалификационных уровней ППС. Во-вторых, на практике учебная нагрузка регулируется расписанием, и в связи с этим преподаватели могут отрабатывать свою норму часов не ежедневно, а в течение определенных дней в неделю (например, преподаватель может быть занят учебной работой 2 — 3 дня в неделю). При этом концентрация учебных занятий (норма напряженности (интенсивности) труда) может превышать не только норму продолжительности 1-й половины рабочего дня, но и норму продолжительности рабочего дня для ППС (6 ч), если расписанием предусмотрены занятия в разных группах, например в группах бакалавров и магистров.

В зависимости от того, какая в вузе принимается продолжительность 1-й половины рабочего дня (учебная работа), устанавливается норма рабочего времени, необходимого для выполнения учебной работы для различных групп ППС. В среднем для расчета учебной нагрузки старшего преподавателя, преподавателя или ассистента продолжительность 1-й половины рабочего дня устанавливается на уровне 3 ч. Учитывая, что максимально возможный фонд рабочего времени составляет 241 день (табл. 1) , норма рабочего времени, необходимого для выполнения учебной работы ППС 1-го и 2-го квалификационных уровней, может составлять 723 ч в год (241 дн. x 3 ч), 18 ч в неделю.

Каким образом распределяется этот фонд рабочего времени?

До внедрения в систему высшего профессионального образования федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения при распределении учебной нагрузки руководствовались нормативами, закрепленными в Письме Минобразования России от 26.06.2003 N 14-55-784ин/15 «О примерных нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования». В соответствии с данным Письмом учебная нагрузка распределялась следующим образом (рис. 3).

Большая доля учебной работы приходилась на аудиторную нагрузку (лекции, семинары, практические занятия и др.) по сравнению с другими видами учебной работы (контроль за самостоятельной работой студентов, руководство курсовыми работами, дипломными проектами, практикой, научно-исследовательской работой магистров). Переход на ФГОС третьего поколения обусловил появление нового содержания не только самого процесса обучения, но и изменение трудовой функции преподавателя вуза. В учебном процессе существенно повышается доля самостоятельной аудиторной (деловые и ролевые игры, практические и лабораторные работы) и внеаудиторной работы студентов (работа в библиотеках и компьютерных классах, выполнение проектов, исследовательская работы, ведение портфолио), что изменяет роль преподавателя — от позиции транслятора знаний к позиции менеджера, управляющего индивидуальными траекториями профессионального развития студента (рис. 4).

Так, например, при разработке основных образовательных программ подготовки бакалавров вузы ориентируются на то, что доля самостоятельной работы должна составлять не менее 50% от общего объема учебной нагрузки студента. Самостоятельная работа, в свою очередь, делится на аудиторную и внеаудиторную.

По мнению авторов, такая ситуация объективно создает предпосылки либо для разработки нового федерального документа, содержащего в себе рекомендации по нормам времени для расчета объема и распределения учебной работы в соответствии с ФГОС третьего поколения, либо для разработки единой отраслевой методики проведения исследования в области установления норм времени, которой могли бы воспользоваться самостоятельно вузы для разработки системы должностных окладов ППС. В табл. 3 представлен примерный расчет учебной нагрузки (1-й половины рабочего дня) ППС в вузе.

Нагрузка учителя в школе

Основным нормативным документом, регламентирующим трудовые отношения, в том числе и норму рабочего времени, является Трудовой кодекс Российской Федерации, который устанавливает, что норма рабочего времени на предприятиях, в учреждениях, организациях не может превышать 40 часов в неделю. На педагогических работников распространяется действие Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), устанавливающего в статье 55 сокращенную продолжительность рабочей недели — не более 36 часов. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени, а также минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска устанавливаются Кодексом законов о труде РФ и иными нормативными правовыми актами РФ. Существует также отраслевой перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем. Такой перечень утвержден министром просвещения СССР 17 апреля 1968 г. с изменениями и дополнениями. Эти же вопросы регламентируют и Типовые положения о всех видах образовательных учреждений, утвержденные постановлениями Правительства РФ. Так, например, Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31.08.94 № 1008, в п. 66 определяет порядок установления объема учебной нагрузки (объема педагогической работы) педагога. Общие требования законодательства конкретизируются в локальных актах каждого образовательного учреждения: Уставе, правилах внутреннего трудового распорядка, а также в должностной инструкции и трудовом договоре. Именно в этих документах могут и должны быть отражены особенности продолжительности рабочего времени педагогических работников. Устав образовательного учреждения в соответствии с требованиями статьи 13 Закона РФ «Об образовании» в обязательном порядке содержит раздел о порядке комплектования работников образовательного учреждения и условиях оплаты их труда. Здесь же в обязательном порядке регламентируется и рабочее время педагогов. Более детальное отражение этот вопрос должен найти в правилах внутреннего трудового распорядка, принимаемых в каждом учреждении в соответствии со статьей 189 ТК РФ на основе Типовых правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных приказом Министерства просвещения СССР от 23.12.85 № 223 «Об утверждении правил внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР». Трудовой договор и должностная инструкция работника призваны конкретизировать общие понятия, правила, индивидуально применять их к конкретному работнику. В трудовом договоре обязательно должны найти отражение следующие вопросы: какое рабочее время применяется к данному работнику (полное, сокращенное, неполное), какой режим работы (сменность, начало и окончание и т.д.), выходные дни и другие вопросы устанавливаются в соответствии со статьей 57 ТК РФ. В связи с необходимостью изменений в организации труда допускается изменение существующих условий труда при продолжении работы по той же специальности, квалификации или должности. В этом случае может быть изменен и режим работы (рабочее время) работника в соответствии со статьей 73 ТК РФ. Администрация обязана предупредить работника об этом за 2 месяца, так как это относится к изменению существенных условий труда, и только не ранее чем через 2 месяца после предупреждения ввести новые условия. При отказе работника работать в новых условиях трудовой договор с ним расторгается по основаниям п. 7 статьи 77 ТК РФ. Особое внимание необходимо обратить как руководителям, так и педагогическим работникам на то, что и трудовой договор (контракт), и должностная инструкция, и приказ об изменении существенных условий труда должны быть предъявлены работнику для подписи. Отсутствие подписи работника или акта об его отказе от подписи влечет за собой недействительность этих документов. Следует также иметь в виду. что не могут вводиться изменения существенных условий трудового договора, ухудшающие положение работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения.

Читайте также:  Как оформить удостоверение ответственного за электробезопасность?

2. ЧТО ВХОДИТ В РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ УЧИТЕЛЯ?

Рабочим временем педагогических работников считается часть календарного времени (определенные дни и часы), в течение которого работники согласно распорядку, графику расписания, разработанному в соответствии с установленной законом нормой продолжительности труда, должны выполнять порученную работу. Рабочее время педагогического работника складывается из объема учебной нагрузки (объема педагогической работы), которая устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и программам, а также времени, которое затрачивается на дополнительную работу (проверку тетрадей, классное руководство и т.д.). К рабочему же времени относится и занятость педагогических работников в заседаниях педагогических советов, методических объединений и т.д. Правилами внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР (приказ Министерства просвещения СССР от 23.12.85 № 223) в п.п. 31. 32 предусмотрено, какое количество времени и как часто должен затрачивать педагогический работник на педсовет, на родительские собрания и т.д. Например. занятия внутришкольных методических объединений уч1|велей и воспитателей проводятся не чаще двух раз в учебную четверть и по продолжительности, как правило, не должны быть более 2 часов. В целом общая продолжительность рабочего времени педагога не должна превышать 36 часов в неделю. Продолжительность пребывания преподавателя в образовательном учреждении и рабочий график (в том числе количество рабочих дней в неделю) должны устанавливаться индивидуально и регулироваться правилами внутреннего трудового распорядка. При этом необходимо учитывать, что. рабочее время педагога состоит не только из протарифицированных часов, но и из часов работы, за которые установлены доплаты и надбавки (классное руководство, работа в методобъединениях, заведование кабинетом и др.). и времени, которое по правилам внутреннего трудового распорядка должно использоваться на заседания педсоветов и методобъеди нений, родительские и ученические собрания и др. Все эти периоды времени и составляют рабочее время педагога, которое в соответствии со статьей 55 Закона РФ «Об образовании» не может превышать 36 часов.

3. КАКОВА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ЗА СТАВКУ У УЧИТЕЛЯ?

Ставки заработной платы назначаются: за 3 часа педагогической работы в день (18 часов в неделю) учителям-предметникам 5-1 1-х классов школ и школ-интернатов всех типов и наименований, колледжей, лицеев, гимназий и др.. учителям трудового обучения 2—3-х классов специальных школ для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания; руководителям кружков, педагогам дополнительного образования; за 20 часов учителям начальных классов школ и школ-интернатов, учителям-логопедам, учителям-дефектологам всех классов школ и школ-интернатов всех типов и наименований, заведующим логопедическими пунктами; за 24 часа учителям-дефектологам слуховых кабинетов, концертмейстерам, аккомпаниаторам и культорганизаторам, музыкальным руководителям; за 36 часов педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, воспитателям общежитии, мастерам производственного обучения, инструкторам по труду, руководителям физвоспитания, преподавателям основ безопасности жизнедеятельности, воспитателям и воспитателям-методистам детских садов, старшим вожатым: за 25 часов воспитателям специальных коррекционных образовательных учреждений (групп) для детей и подростков, имеющих отклонения в развитии (недостатки в физическом или умственном развитии), с задержкой психического развития; за 30 часов старшим воспитателям, воспитателям школ-интернатов, школ и детских домов всех видов и наименований, учреждений здравоохранения. воспитательно-трудовых колоний, учреждений начального профессионального образования для подростков с девиантным поведением. инструкторам по физкультуре.

4. ЧТО ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ УЧИТЕЛЬ В КАНИКУЛЫ?

Периоды школьных каникул, если они не совпадают с очередным отпуском работника, являются для него обычными рабочими днями, во время которых он может выполнять организационную работу, подготовку к учебному процессу, оформление кабинета в пределах той учебной нагрузки, которая была установлена ему до начала каникул по тарификации.

5. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ МИНИМАЛЬНЫЙ И МАКСИМАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ?

Минимального объема педагогической работы, которая подлежит зачету в педстаж для исчисления заработной платы по основному месту работы, не установлено. В то же время у ряда категорий педагогических работников имеется нижний предел нагрузки для исчисления педагогического стажа для выслуги, дающей право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Для зачета в педстаж времени педагогической работы по совместительству необходимо, чтобы ее объем в учебном году составлял не менее 180 часов. При этом зачету в педагогический стаж подлежат только те месяцы. в которые эта работа выполнялась. Верхний предел учебной нагрузки учителя в одной школе согласно п. 6 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» может устанавливаться Типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида. Однако Типовым положением об общеобразовательном учреждении так называемого верхнего предела учебной нагрузки не установлено. Согласно п. 66 указанного Типового положения объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) устанавливается исходя из количества часов по учебному плану, программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном общеобразовательном учреждении. Федеральный закон «Об образовании» (п. 6 статьи 55) предусматривает, что объем учебной нагрузки оговаривается в трудовом договоре (контракте). Это означает, что работник при заключении письменного трудового договора (контракта) принимает на себя обязательства работать с установленной ему учебной нагрузкой, а администрация (на все время трудового договора (контракта) обязана обеспечивать учителю предусмотренный в договоре объем учебной нагрузки. Первоначально оговоренный в договоре объем учебной нагрузки в дальнейшем может быть изменен сторонами (с согласия работника и администрации), что должно найти отражение в договоре путем внесения в него соответствующих изменений.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 декабря 2010 г. N 2075 г. Москва «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. Регистрационный N 19709

В соответствии со статьей 333 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30, ст. 3616) и пунктом 5.2.78 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), приказываю:

1. Установить педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (норму часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1289; 2005, N 7, ст. 560; 2007, N 24, ст. 2928; 2008, N 34, ст. 3926).

Министр А. Фурсенко

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается:

1. Продолжительность рабочего времени:

36 часов в неделю:

работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей и домов ребенка;

педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду;

методистам, старшим методистам образовательных учреждений;

тьюторам образовательных учреждений (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования);

руководителям физического воспитания образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования;

преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки;

инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

30 часов в неделю — старшим воспитателям образовательных учреждений, (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей).

2. Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы):

18 часов в неделю:

учителям 1-11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья);

преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год);

преподавателям специальных дисциплин 1-11 (12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;

преподавателям 3-5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5-7 классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1-4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;

педагогам дополнительного образования, старшим педагогам дополнительного образования;

тренерам-преподавателям, старшим тренерам-преподавателям образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений;

логопедам учреждений здравоохранения и социального обслуживания;

24 часа в неделю — преподавателям 1-2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1-4 классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения;

720 часов в год — преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования.

3. Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы:

20 часов в неделю — учителям-дефектологам, учителям-логопедам, логопедам;

24 часа в неделю — музыкальным руководителям и концертмейстерам;

25 часов в неделю — воспитателям, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками, детьми), имеющими ограниченные возможности здоровья;

30 часов в неделю:

инструкторам по физической культуре;

воспитателям в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня, интернатах при общеобразовательных учреждениях (пришкольных интернатах), специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, дошкольных образовательных учреждениях (группах) для детей с туберкулезной интоксикацией, учреждениях здравоохранения и социального обслуживания;

Читайте также:  Как оформить зарплату в проценте от выручки от выполненной работником работы?

36 часов в неделю — воспитателям в дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, в общежитиях образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, иных учреждениях и организациях.

1. Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.

2. Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах. Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.

3. За преподавательскую (педагогическую) работу, выполняемую с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.

4. Учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов преподавательской работы за ставку заработной платы в неделю, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

учителям 1-4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;

учителям 1-4 классов сельских общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;

учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с родным (нерусским) языком обучения;

учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

5. Учителям, а также преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год), у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается:

заработная плата за фактически оставшееся количество часов преподавательской работы, если оно превышает норму часов преподавательской работы в неделю, установленную за ставку заработной платы;

заработная плата в размере месячной ставки, если объем учебной нагрузки до ее уменьшения соответствовал норме часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

заработная плата, установленная до уменьшения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

Об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года и о догрузке другой педагогической работой указанные педагогические работники должны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца.

6. Преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

Особенности определения учебной нагрузки преподавателей

Организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год, основания ее изменения

В главе IV приложения 2 к приказу № 1601 предусмотрены особенности определения учебной нагрузки, обеспечивающие стабильность правового регулирования вопросов установления учебной нагрузки и исчисления в зависимости от ее фактического объема заработной платы преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, для которых норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы составляет 720 часов в год.

Так, сохранено положение об определении объема годовой учебной нагрузки из расчета на 10 учебных месяцев, которая, при этом, на выходные и нерабочие праздничные дни не планируется (пункт 4.1. приложения 2 к приказу № 1601).

Таким образом, исходя из положений, предусмотренных главой IV приложения 2 к приказу № 1601, работодатели в установленном порядке до начала учебного года определяют преподавателям объем учебной нагрузки, с учетом которого определяется их средняя месячная заработная плата путем умножения часовой ставки преподавателя на установленный им объем годовой учебной нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев.

Часовая ставка, при этои, определяется путем деления месячного размера ставки заработной платы на среднемесячную норму учебной нагрузки (72 часа), образуемую путем делении годовой нормы часов за ставку заработной платы (720) на 10 (количество месяцев учебного года).

В соответствии с пунктами 4.6 и 4.7 приложения 2 к приказу № 1601 преподавателями в каждом месяце учебного года, а также в период каникул, не совпадающий с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском и ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском, ежемесячно выплачивается средняя месячная заработная плата, установленная с учетом объема учебной нагрузки в начале учебного года, которая не зависит:

· от объема учебной нагрузки, выполняемого в каждом месяце учебного года;

· от случаев изменения объема учебной нагрузки в течение учебного года по независящим от них причинам в сторону ее снижения;

· от случаев уменьшения учебной нагрузки по основаниям, предусмотренным пунктом 4.4 приложения 2 к приказу № 1601 (комментарий об уменьшении учебной нагрузки, не влияющих на размер средней месячной заработной платы, см. ниже).

Сохранен порядок определения учебной нагрузки преподавателям, поступившим на работу в течение учебного года (пункт 4.3. приложения 2 к приказу № 1601), а также урегулирован вопрос об определении годовой учебной нагрузки преподавателям, находящимся в ежегодном основном удлиненном оплачиваемом отпуске и (или) ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске после начала учебного года (пункт 4.2. приложения 2 к приказу № 1601),

При повышении размера ставки заработной платы средняя месячная заработная плата определяется путем умножения нового размера часовой ставки на объем годовой нагрузки, установленной в начале учебного года при тарификации, и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев.

Сохранен порядок уменьшения учебной нагрузки преподавателей на 1/10 часть за каждый полный месяц отсутствия на работе и исходя из количества пропущенных рабочих дней за неполный месяц годовой учебной нагрузки для случаев, предусмотренных пунктом 4.4. приложения 2 к приказу № 1601 (т.е. когда учебная нагрузка в определенном на начало учебного года годовом объеме не может быть выполнена преподавателем в связи с нахождением его в ежегодном основном удлиненном оплачиваемом отпуске или в ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске, на учебных сборах, в командировке, в связи с временной его нетрудоспособностью).

Преподаватель, имеющий годовую учебную нагрузку в объеме 1200 часов, вследствие болезни отсутствовал на работе в течение 1 месяца и 14 рабочих дней (полностью октябрь и 14 рабочих дней в ноябре из общего количества 20-х рабочих дней в ноябре).

Утвержденный этому преподавателю объем годовой учебной нагрузки подлежит уменьшению на 204 часа, а именно:

на 120 часов — за октябрь (полный месяц отсутствия на работе) независимо от количества часов, выполняемых в октябре по расписанию (1200 : 10 мес. учебного года);

на 84 часа из расчета за 14 рабочих дней в ноябре (120 (кол-во час. за октябрь) x 14 (кол-во рабочих дней в ноябре) : 20 (кол-во рабочих дней в ноябре) = 84 часа (уменьшение учебной нагрузки за ноябрь).

Таким образом, уменьшенная годовая учебная нагрузка этого преподавателя составит 996 часов (1200 — (120 + 84)).

Оплата за часы преподавательской работы, данные сверх установленной на начало учебного года годовой учебной нагрузки при замещении временно отсутствовавших работников по болезни и другим причинам, а также выполненные сверх уменьшенной учебной нагрузки по основаниям, предусмотренным пунктом 4.4. приложения 2 к приказу № 1601, производится дополнительно по часовым ставкам помесячно или в конце учебного года только после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки, установленной при тарификации или уменьшенной по основаниям, предусмотренным пунктом 4.4 приложения 2 к приказу № 1601.

В марте преподаватель полностью выполнил уменьшенную учебную нагрузку, которая была уменьшена по основаниям, предусмотренным пунктом 4.4. приложения 2 к приказу № 1601, и стала составлять 996 часов. До конца учебного года выполнил дополнительно 100 часов (в апреле — 50, мае — 30 и июне — 20 часов).

За часы преподавательской работы помесячно за апрель, май, и июнь такому преподавателю может быть дополнительно выплачена заработная плата путем умножения размера установленной ему часовой ставки заработной платы, соответственно, на 50, 30, 20. Оплата за указанное дополнительное количество часов (50, 30, 20) может быть полностью произведена и в конце учебного года.

В случаях замещения отсутствующих преподавателей необходимо учесть, что если замещение продолжается непрерывно свыше двух месяцев, то со дня его начала следует производить перерасчет средней заработной платы преподавателей исходя из уточненного объема учебной нагрузки применительно к порядку, предусмотренному для преподавателей, поступивших на работу в течение учебного года (пункт 4.3. приложения 2 к приказу № 1601).

При применении главы IV приложения 2 к приказу № 1601 при установлении учебной нагрузки преподавателей необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 7.1.1. приложения 2 к приказу № 1601 в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, преподавателям, норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год, установлен верхний предел учебной нагрузки в объеме не превышающем 1440 часов в учебном году.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8971 — | 7628 — или читать все.

Опасные заблуждения ваших кадровиков о режиме работы и отдыха учителей

Даже у опытных кадровиков есть заблуждения по поводу режима работы и нагрузки у педагогов. Это может привести к неверным решениям, трудовым спорам и жалобам работников в инспекцию труда и суд. А отвечать за все придется директору. Поэтому проверьте, нет ли у вашего кадровика опасных заблуждений, которые не соответствуют требованиям закона.

Читайте также:  Входит ли учеба в институте в общий трудовой стаж

Чтобы не выплачивать штрафы и избежать конфликтов с учителями, развейте семь заблуждений о режиме работы и отдыха педагогов. Статья поможет урегулировать спорные вопросы и объяснить работникам сложные моменты. Для этого вы можете выдать им памятки. А шпаргалка подскажет, какую работу вы вправе поручить педагогам за основную зарплату, а за какую придется заплатить отдельно и получить их письменное согласие.

«Учитель должен оставаться в школе после уроков»

Учитель вправе выполнять свои трудовые обязанности не только в школе. Например, он может проверять тетради или готовить материалы к уроку как в школе, так и дома.

Продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю – это максимум, который нельзя превышать. Потому отрабатывать в школе именно 36 часов в неделю учитель не обязан. Рабочее время педагога может быть меньше, и это не будет нарушением (пп. 2.1–2.7 ч. 1 ст. 333 ТК). Тем более если учитель проводит мероприятие вне школы, его продолжительность заранее трудно определить.

Нормированная часть рабочего времени учителей составляет 18 часов (п. 2.8.1 приложения № 1, утв. приказом Минобрнауки № 1601). Она может увеличиваться и уменьшаться, но продолжительность работы педагога останется прежней – не больше 36 часов. Смотрите таблицу 1, каким работникам школы установить норму часов педработы за ставку зарплаты.

Вопрос. Должен ли учитель за две ставки работать 72 часа в неделю?

Нет, не должен. Есть мнение, что чем больше нагрузка по нормированной части, тем больше должен работать учитель. Например, за две ставки в 36 часов уроков он обязан отработать 72 часа в неделю. Но это ошибка.

Сколько бы часов уроков у педагога ни было, недельная продолжительность рабочего времени останется неизменной. Когда указывают 18 часов за ставку – это базовая гарантия педагогам, при которой есть время и на подготовку к урокам, и на преподавание.

Таблица 1. Кому установить норму часов педработы за ставку зарплаты

«Только директор может разрешить учителям не приходить в школу, когда у них нет уроков»

В те дни, когда у учителя нет уроков, он вправе не приходить в школу. Но при условии, что его присутствие не требуется для другой ненормируемой работы. Например, если на этот день по графикам школы не запланировали педсовет или заседание методического объединения. Тогда педагогу не нужно получать разрешение директора. Более того, если директор или его заместитель обяжут педагога присутствовать в школе полный день, их могут привлечь к административной ответственности за нарушение норм трудового права.

Есть риск, что школу обяжут выплатить 50 тыс. руб. по жалобе учителя, если вы заставите его отрабатывать в школе 36 часов и приходить в дни, когда у него нет уроков (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

Если поручаете ответственным работникам составлять расписание или графики, попросите предусматривать для учителей свободные дни, когда у них нет уроков и иной работы в школе. Так учителя получат время, чтобы заняться дополнительным профессиональным образованием, самообразованием, смогут уделить больше внимания подготовке к занятиям. Что нужно учесть, чтобы распланировать рабочее время педагогов, смотрите в таблице 2.

Чтобы учителя каждый раз не спрашивали, могут ли они поработать дома, когда у них нет уроков, вы можете закрепить разрешение на это в локальных актах школы. Например, прописать его в ПВТР или другом локально-нормативном акте о режиме занятий. Но даже если вы не сделаете этого, то право на это у педагогов будет (абз. 9 п. 2.3, п. 2.4 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Пример формулировки. В локально-нормативном акте о режиме занятий.

В дни недели (иной период времени), свободный от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в школе иных должностных обязанностей, педагогическому работнику может быть по согласованию с ним предоставлен свободный день для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.

В дни отсутствия учебных (тренировочных) занятий по расписанию педагогические работники могут посещать школу только на время, необходимое для выполнения иных должностных обязанностей и дополнительной работы по трудовому договору.

Таблица 2. Как планировать рабочее время педагогов

Пройдите обучение в Институте новых технологий в образовании по программам:

«Когда в школе нет занятий, учителям надо уменьшить рабочее время»

Если в школе карантин или каникулы – это не повод освобождать учителей от работы. В этот период нет оснований сокращать и продолжительность рабочего времени. Педагогам можно поручить выполнять методическую и организационную работу, которая связана с реализацией образовательной программы. Также они могут заполнять журналы и электронные дневники.

Что грозит

Директора могут уволить и возбудить уголовное дело, если заподозрят мошенническую схему

Режим рабочего времени всех работников в дни, когда в школе не проходят занятия, нужно урегулировать локально-нормативными актами школы и графиками работ. Если педагогу не нужно находиться в школе, чтобы выполнять свои трудовые обязанности, он вправе работать и дома (пп. 4.1–5.2 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

«Заму, который еще и преподает, нельзя установить нагрузку в 36 часов в неделю»

Прямых ограничений на объем учебной нагрузки для совместителей нет. Если в школе заместитель директора проводит уроки, значит, он выполняет дополнительную работу и совмещает профессии. Ведь его трудовые обязанности включают в себя функции разных должностей (ч. 2 ст. 60.2 ТК). В этом случае заместитель преподает в течение рабочего дня наряду с основной работой. Чтобы закрепить срок выполнения дополнительной работы, ее содержание и объем, школа должна получить письменное согласие работника (ч. 3 ст. 60.2 ТК).

Что грозит

На школу могут наложить штраф 100 тыс. руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП)

«Дни, когда педагог участвовал в ГИА, надо включить в его рабочее время»

Ошибочно учитывать дни, в которые учитель участвовал в проведении ГИА, как рабочие дни в школе. Ведь на экзаменах он выполнял не те обязанности, которые закрепили в трудовом договоре. Если вы учтете такие дни как рабочие, может возникнуть двойная оплата за работу, которую учитель не делал.

Что грозит

Директору могут вынести замечание или объявить выговор за необоснованную трату средств, которые выделили школе

Профсоюз считает, что директор обязан сохранять среднюю зарплату педагогу, когда он участвует в ГИА и отсутствует в школе. Основанием такой обязанности профсоюз называет Отраслевое соглашение на 2018–2020 годы. Но положения Соглашения обязательны только для школ федерального подчинения, для остальных оно носит рекомендательный характер. Кроме того, Трудовой кодекс и Закон об образовании не содержат норм, которые бы обязывали школы сохранять оклад или среднюю зарплату за работником, пока он участвует в ГИА. Единственная обязанность – освободить учителя от работы и сохранить за ним должность (ст. 170 ТК, ч. 9 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Поэтому начислять среднюю зарплату директора может обязать только региональное законодательство.

«Рабочее время и часы учебной нагрузки – одно и то же»

Часы учебной нагрузки – это лишь часть рабочего времени педагога. Оно состоит из нормируемой части, которую конкретизируют определенным количеством часов, и ненормируемой, продолжительность которой не определяют (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 2.1 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Что грозит

Существует риск конфликта и трудового спора с работником

Работа педагога включает в себя не только уроки. Когда учитель готовится к занятиям, повышает уровень квалификации, проводит воспитательную работу, ведет журналы и дневники, занимается внеурочной деятельностью, он также выполняет свои трудовые обязанности (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ и п. 1 примечаний к приложению № 1 приказа Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601). Смотрите на схеме, какие виды работ входят в рабочее время педагогов.

Схема. Какие виды работ входят в рабочее время педагогов

Обратите внимание, что педагог обязан выполнять только ту работу, которую зафиксировали в трудовом договоре, локально-нормативных актах школы, например, в ПВТР, должностной инструкции (ч. 1 ст. 91 ТК). Чтобы педагог выполнял дополнительную работу, которая не входит в нормируемую часть его рабочего времени, он должен дать на это письменное согласие и получать дополнительную плату от школы. Например, если поручаете учителю заведовать кабинетом, быть классным руководителем. Смотрите шпаргалку, которая покажет, какую работу можно поручить педагогу и как ее учитывать.

Шпаргалка для директора «Какую работу можно поручить педагогам вашей школы»

«Педагогу нельзя работать больше 36 часов»

Педагогическим работникам установили сокращенную продолжительность рабочего времени – максимум 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК). Но поскольку рабочее время учителей включает ненормируемую часть, они фактически могут работать больше. Причем в какие-то дни рабочее время педагога может превышать количество уроков, а в какие-то – равняться им.

Если педагог работает по совместительству, его рабочее время также может фактически – по основной работе и по совместительству -превышать 36 часов (ст. 60.1, 282, 284 ТК). Это касается и внешнего совместительства – когда ваш учитель трудится еще и у другого работодателя, и внутреннего – когда он совмещает несколько должностей в вашей школе. Рабочее время для совместителя рассчитывают по отдельности – для основной и дополнительной работы. Еще один случай, когда педагог может работать больше часов, – сверхурочка. Если причины, по которым вы привлекаете учителя к такой работе, не связаны с катастрофами и авариями, то вам понадобится письменное согласие работника.

Что грозит

Директора могут оштрафовать на 5 тыс. руб., а школу – на 80 тыс. руб., если учитель переработает по совместительству больше 18 часов в неделю (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

Памятка для педагогов «Из чего состоит ваше рабочее время»

Специальные предложения:

1. Экспресс-обучение для тех, кто не любит ждать! Скидка 20% на программы профессиональной переподготовки за 1 месяц и повышения квалификации от 3 дней.

Бонус! Обучение может стать не только полезным, но и приятным, так как действует специальное предложение для пенсионеров, студентов и женщин, находящихся в декретном отпуске — дополнительная скидка 5% на все ПП и ПК!

© Материал из Справочной системы «Образование»

Ссылка на основную публикацию