Каково минимальное количество часов обучения для профессиональной подготовки рабочего? - Komsindrom.ru

Каково минимальное количество часов обучения для профессиональной подготовки рабочего?

Содержание

Каково минимальное количество часов обучения для профессиональной подготовки рабочего?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Какое базовое образование должен иметь специалист по управлению персоналом? Какое количество часов обучения в целях повышения квалификации должно быть? Или это должна быть профессиональная переподготовка по программе «Управление персоналом»?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Трудовую функцию специалиста по управлению персоналом, указанную в п. 3.2 раздела III Стандарта N 691н, вправе осуществлять лицо, получившее:
— высшее образование по профилю деятельности уровня бакалавриат;
— непрофильное высшее образование уровня бакалавриат и дополнительное профессиональное образование.
Стандарт N 691н не уточняет, в каком случае требуется освоение программы повышения квалификации, а в каком — программы переквалификации. Равно как и не конкретизированы требования к видам соответствующих программ повышения квалификации, количеству часов и прочим аспектам обучения. Учитывая, что формулировка п. 3.2 раздела III Стандарта N 691н не позволяет сделать вывод об обязательном подтверждении соискателем (работником), имеющим непрофильное образование, факта освоения обоих видов программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации; профессиональной переподготовки), при предоставлении им любого диплома о получении дополнительного профессионального образования в той сфере, в которой он будет осуществлять свою трудовую деятельность, требования профстандарта, по нашему мнению, формально могут считаться выполненными.

Обоснование позиции:
Прежде всего отметим, что требования профессиональных стандартов к образованию работника, занимающего соответствующую должность, являются обязательными только в двух случаях: во-первых, согласно части первой ст. 195.3 ТК РФ когда соответствующие требования о наличии у работника определенной квалификации, необходимой для выполнения конкретной трудовой функции, прямо предусмотрены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть первая ст. 195.3 ТК РФ), а во-вторых, в силу части второй ст. 57 ТК РФ когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (п.п. 6 и 7 Информации Минтруда РФ, письма Минтруда РФ от 05.04.2016 N 14-2/В-299, от 06.07.2016 N 14-2/ООГ-6465).
При этом постановление Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов. » не предусматривает для государственных и муниципальных учреждений никаких дополнительных случаев применения профстандартов по сравнению со ст. 195.3 ТК РФ. Данный нормативный акт лишь устанавливает необходимость осуществления данной категорией работодателей мероприятий, направленных на обеспечение соответствия их работников требованиям профстандартов в тех случаях, когда они в соответствии с законодательством являются обязательными к применению в части требований к квалификации работников.
Следовательно, учитывая положения ст.ст. 195.3 и 57 ТК РФ, обеспечение соответствия уровня квалификации специалиста по управлению персоналом требованиям профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом», утвержденного приказом Минтруда России от 06.10.2015 N 691н (далее — Стандарт N 691н), не является обязательным. Аналогичные разъяснения содержатся и в консультациях с информационного портала Роструда «Онлайнинспекция.РФ» (смотрите вопрос-ответ 1, вопрос-ответ 2).
При этом, если работодатель сочтет необходимым, он вправе использовать стандарт в качестве основы для определения требований к квалификации лица, занимающего названную должность. По обобщенной трудовой функции «Деятельность по обеспечению персоналом» п. 3.2 раздела III Стандарта N 691н предусматриваются следующие квалификационные требования:
— высшее образование — бакалавриат;
— дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации; программы профессиональной переподготовки в области проведения оценки персонала.
Однако в Стандарте N 691н не содержится прямой нормы о том, достаточно ли иметь только один из видов образования, приведенных в этой графе (высшее — бакалавриат либо дополнительное профессиональное образование), либо у работника должны быть оба вида соответствующего образования. Равно как и не указано, в каком случае требуется освоение программы повышения квалификации, а в каком — программы переквалификации.
В соответствии со ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). При этом программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Соответственно, для того, чтобы обучающийся смог повысить профессиональный уровень по какой-либо квалификации, ему сначала необходимо эту квалификацию получить.
Таким образом, для выполнения трудовой функции, указанной в п. 3.2 раздела III Стандарта N 691н, работнику необходимо иметь высшее образование — бакалавриат, при этом такое образование не обязательно должно быть профильным. При наличии непрофильного высшего образования работнику необходимо также пройти обучение по программе переподготовки по профилю своей деятельности (письмо Минтруда РФ от 12.01.2016 N 14-3/В-3). Если же работник получил профильное высшее образование, для выполнения указанной в Стандарте трудовой функции ему не нужно проходить переподготовку.
Этот вывод косвенно подтверждается и тем, что в проекте приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом» ведомство предлагает предусмотреть для лиц, имеющих непрофильное высшее образование, необходимость получения ими дополнительного образования именно в виде профессиональной переподготовки в области управления персонала или подбора персоналом.
Вместе с тем Стандарт N 691н не уточняет, в каком случае требуется освоение программы повышения квалификации, а в каком — программы переквалификации. Равно как и не конкретизированы требования к видам соответствующих программ повышения квалификации, количеству часов и прочим аспектам обучения. Формулировка п. 3.2 раздела III Стандарта N 691н не позволяет сделать вывод об обязательном подтверждении соискателем (работником), имеющим непрофильное образование, факта освоения обоих видов программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации; профессиональной переподготовки), при предоставлении им любого диплома о получении дополнительного профессионального образования в той сфере, в которой он будет осуществлять свою трудовую деятельность, требования профстандарта, по нашему мнению, формально могут считаться выполненными.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Ответ прошел контроль качества

23 апреля 2019 г.

Читайте также:  Прием на работу стажера

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Каково минимальное количество часов обучения для профессиональной подготовки рабочего?

При реализации программ профессионального обучения какое минимальное количество часов учебным планом может быть установлено? В колледже составлен учебный план на 320 часов, форма обучения — очная, слушатель иногородний, но заказчик обучения просит максимально сократить период обучения. Как поступить, чтобы не нарушить законодательство?

ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»

Минимальный объем программ профессионального обучения нормативно не установлен. В приказе Минобрнауки России от 18.04.2013 г. № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» сказано, что содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяются конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Законодательно объем программ может быть установлен в типовых программах профессионального обучения, как, например, для подготовки водителей транспортных средств. Времени в программе должно быть достаточно для формирования результатов обучения.

При разработке образовательной программы организация может учесть имеющиеся у слушателя результаты обучения, подтверждаемые документами о квалификации, полученными ранее. Т.е. если согласно документам лицом уже получены отдельные знания, умения, освоены компетенции, то на основании зачета объем времени по программе можно сократить. Этот механизм похож на механизмы составления индивидуального учебного плана в рамках программ СПО или ВО. Но в целом в документе о квалификации, выдаваемом по итогам профессионального обучения, указывается полный объем программы (если такие сведения по решению организации вносятся в свидетельство о профессии рабочего, должности служащего).

Copyright © 2010—2020
ООО «Современные медиа технологии в образовании и культуре»

Поддержка
(495) 589-87-71

Сервис «Комментарии» — это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.

Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:

  1. Не стоит размещать бессодержательные сообщения, не несущие смысловой нагрузки.
  2. Не разрешается публикация комментариев, написанных полностью или частично в режиме Caps Lock (Заглавными буквами). Запрещается использование нецензурных выражений и ругательств, способных оскорбить честь и достоинство, а также национальные и религиозные чувства людей (на любом языке, в любой кодировке, в любой части сообщения — заголовке, тексте, подписи и пр.)
  3. Запрещается пропаганда употребления наркотиков и спиртных напитков. Например, обсуждать преимущества употребления того или иного вида наркотиков; утверждать, что они якобы безвредны для здоровья.
  4. Запрещается обсуждать способы изготовления, а также места и способы распространения наркотиков, оружия и взрывчатых веществ.
  5. Запрещается размещение сообщений, направленных на разжигание социальной, национальной, половой и религиозной ненависти и нетерпимости в любых формах.
  6. Запрещается размещение сообщений, прямо либо косвенно призывающих к нарушению законодательства РФ. Например: не платить налоги, не служить в армии, саботировать работу городских служб и т.д.
  7. Запрещается использование в качестве аватара фотографии эротического характера, изображения с зарегистрированным товарным знаком и фотоснимки с узнаваемым изображением известных людей. Редакция оставляет за собой право удалять аватары без предупреждения и объяснения причин.
  8. Запрещается публикация комментариев, содержащих личные оскорбления собеседника по форуму, комментатора, чье мнение приводится в статье, а также журналиста.

Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес

Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.

Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.

Сколько часов должно быть в курсе профессиональной переподготовки?

У меня есть среднее профессиональное образование — учитель немецкого языка, высшее — экономическое. Мне необходимо пройти курсы переквалификации на учителя английского языка. Язык изучен самостоятельно. Сколько часов в курсе переподготовки необходимо минимум для работы в школе?

Количество часов зависит от того по какому курсу идет обучение. Это может быть по разному. Но не менее 250 часов в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499

См. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации», ст. 76

Если Вы хотите пойти профессиональную переподготовку, то количество часов должно быть 250 и более, но не менее 250. 273-фз.рф/akty_minobrnauki_rossii/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-01072013-no-499

Диплом Вы получите образца, установленного образовательной организацией (организацией, осуществляющей образовательную деятельность), поскольку в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 108, п. 8) свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ являются недействующими со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Благодарю за грамотную консультацию!

Сколько конкретно часов вам точно никто из юристов не скажет

Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 (ред. от 15.11.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29444) устанавливает только минимум-это 250 часов

В этом Приказе сказано: Содержание дополнительного профессионального образования определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией

Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.

На основании вышеизложенного следующий вывод: о количестве часов, необходимых вам для переподготовки вам следует узнавать непосредственно в образовательной организации, которая будет осуществлять переподготовку

Наконец-то все понятно, благодарю!

Здравствуйте. Не важно, что язык изучен самостоятельно.

Согласно Приказа Минтруда России от 18.10.2013 N 544 н (ред. от 05.08.2016) Учитель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Т.е при наличии высшего не профильного образования (не по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету) допускается наличие иного образования в совокупности дополнительным профессиональным образованием по направлению предполагаемой деятельности.

Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 (ред. от 15.11.2013) установил, что

12. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки менее 250 часов.

В этой связи обязательным условием профессиональной переподготовки будет являться ее продолжительность не менее 250 часов.

Каково минимальное количество часов обучения для профессиональной подготовки рабочего?

Министерство образования Российской Федерации
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Читайте также:  Могут ли работать в компании два генеральных директора?

РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО
в МИНОБРАЗОВАНИИ России
25.04.2000 N 186/17-11

Рекомендации к разработке учебных планов и программ для краткосрочной подготовки граждан по рабочим профессиям
(основные требования)

Государственным стандартом начального профессионального образования определена «Квалификационная структура профессионального образования Российской Федерации».

Квалификационная структура представлена ступенями квалификации (их 5), уровнями общего образования, которые требуются для получения профессии и уровнями профессионального образования.

К первой ступени квалификации относятся профессии, в которых осуществляется подготовка рабочих со сроком обучения до 1-го года.

Для таких профессий, на данный период, не разработаны Государственные образовательные стандарты.

Для разработки учебно-программной документации, «стандартом» являются требования Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) настоящие рекомендации и другие документы.

Необходимость создания нового документа — Рекомендаций к разработке учебных планов и программ для краткосрочной профессиональной подготовки продиктована прежде всего появлением ряда новых нормативных документов, которые вносят значительные изменения и дополнения в «паспорта» рабочих профессий. Среди них:

2. Перечень профессий для профессиональной подготовки рабочих кадров (М. 2000 г.).

3. Дополнения и изменения к ЕТКС вышедшие в 1995-1998 годах. При этом действующий «Перечень профессий для подготовки рабочих на( )производстве» (М. 1987 г.) требует переработки.

Появились новые профессии. Ряд профессий устарели и не входят в государственную номенклатуру профессий. Многие профессии ранее тарифицировались на разряды, теперь тарифицируются на классы; в ряде профессий изменился диапазон тарифных разрядов.

I. Общие положения

1.1 Система профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям на 1-ю ступень квалификации предусматривает:

— подготовку новых рабочих из лиц, не имеющих профессии;

— переподготовку с целью освоения новой рабочей профессии, находящейся вне сферы их предыдущей профессиональной деятельности;

— переподготовку рабочих по профессии, родственной их профессиональной деятельности;

— переподготовку специалистов со средним специальным и высшим образованием по профессии родственной их предыдущей деятельности;

— повышение квалификации рабочих.

1.2 Учебные планы и программы должны отвечать следующим требованиям:

— обеспечивать формирование профессиональных знаний и умений в соответствии с требованиями квалификационных характеристик и заказчика на подготовку кадров;

— создавать возможность дифференцированного подхода к организации обучения с учетом образовательной и профессиональной подготовки, жизненного опыта обучающихся;

— обеспечивать преемственность и взаимосвязь профессионального обучения;

— предусматривать возможность сочетания производственного обучения с производительным трудом.

1.3 Учебные планы и программы разрабатываются в соответствии с:

— Перечнем профессий для профессиональной подготовки рабочих кадров;

— требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС);

— дополнениями и изменениями к ЕТКС (изданными в 1995-1998 годах);

— моделью учебного плана (Приказ Минобразования России N 407 от 21.10.94);

— общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

— настоящими рекомендациями.

II. Учебные планы и программы для подготовки новых рабочих

2.1 Государственная номенклатура профессий, по которым осуществляется профессиональная подготовка рабочих, дана во «Всероссийском классификаторе профессий рабочих должностей служащих и тарифных разрядов», а также в Перечне профессий для профессиональной подготовки рабочих (срок обучения до 1-го года).

2.2 Рабочие учебные планы для подготовки новых рабочих разрабатываются на основе Примерного учебного плана (Приложение 2).

Рабочие учебные планы должны содержать: экономический курс; общетехнический курс; специальный курс; практическое обучение.

Экономический курс является вариативным и может включать один из предметов: «Экономика отрасли», «Основы рыночной экономики и предпринимательства», «Основы менеджмента» и другие.

При этом, какой бы из предметов не был избран для изучения на местах, вопросы экономики конкретного производства и их связь с работой данного рабочего должны найти отражение в программе обучения.

Решение о выборе предмета принимается образовательным учреждением (подразделением), в зависимости от цели обучения, профиля подготовки, сферы и организации деятельности предприятий и организации — заказчиков кадров.

Предметы, раскрывающие теоретические основы профессиональной деятельности включаются в учебные планы в зависимости от специфики подготавливаемой профессии и могут носить или общетехнический характер (черчение, электротехника, материаловедение и др.), или общеотраслевой (общепрофессиональный) характер (общая технология производства, охрана труда, автоматизация производства и др.), либо их сочетания.

2.3 При организации обучения рабочих по профессиям, общим для всех отраслей народного хозяйства (выпуск ЕТКС N 1), а также связанных с эксплуатацией и обслуживанием объектов, подведомственных органам государственного надзора, следует руководствоваться, как основой, программами, разработанными Институтом развития профессионального образования (ИРПО) Министерства образования Российской Федерации. Допускается конкретизация содержания программ специального курса и производственного обучения применительно к специфике предприятий, организаций и фирм, для которых осуществляется подготовка рабочих. Конкретизация проводится на региональном уровне службами непосредственно занимающимися, подготовкой рабочих со сроком обучения до 1-го года.

Учебные планы и программы специального курса и производственного обучения разрабатываются на все уровни квалификации в рамках данной профессии, оформляются в виде сборника и могут использоваться при профессиональной подготовке и повышении квалификации рабочих.

Структура сборника и требования к содержанию каждого его раздела (приложение 1).

2.4 Программы предметов экономического и общетехнического курсов разрабатываются Институтом развития профессионального образования (ИРПО). И могут служить основой для разработки рабочих программ на региональном уровне

III. Учебные планы и программы для переподготовки рабочих и специалистов

3.1 При переподготовке рабочих по профессии родственной их профессиональной квалификации, срок обучения должен быть сокращен в зависимости от уровня квалификации обучаемых. При этом практическое обучение должно сохранять объем основных знаний и умений, необходимых для рабочего данной квалификации. Примерный учебный план для этой категории обучаемых (приложение 3).

3.2 При переподготовке рабочих и специалистов со средним специальным или высшим образованием, для получения рабочей профессии, которая оказалась не родственной их предыдущей деятельности, срок обучения также должен быть сокращен, без ущерба практическому обучению. Для этой категории обучаемых предлагается свой учебный план, (приложение 4).

3.3 При переподготовке специалистов со средним специальным образованием по профессии, родственной их предыдущей специальности, или высшим образованием, предусматривается изучение теоретических вопросов спецтехнологии (спецпредметов), которые непосредственно относятся к практическому обучению, и курс практического обучения, позволяющий сформировать умения и навыки, соответствующие определенной рабочей квалификации.

Примерный учебный план для этой категории обучаемых (приложение 5).

3.4 Сокращение срока обучения при переподготовке осуществляется в основном за счет включения в учебный план интегрированного курса «Теоретические основы профессиональной деятельности». Он должен содержать в концентрированном виде учебный материал общетехнических и общеотраслевых предметов.

Введение в учебный план интегрированного курса позволяет проводить обзорные лекции с целью повторения и обновления ранее полученных знаний. Для подготовки новых рабочих и переподготовки лиц, имеющих высшее среднее специальное образование, интегрированный курс в учебные планы не включается.

Частичное сокращение специальной технологии (спецпредметов) происходит за счет «‘типовых тем» и другого материала, который определяется на местах.

3.5 Конкретные (рабочие) планы и программы по одиночным профессиям для переподготовки создаются учебными подразделениями служб, непосредственно занимающихся переподготовкой рабочих, с использованием примерных учебных планов (приложение 3, 4, 5).

IV. Учебные планы и программы для повышения квалификации

Учебно-программная документация для повышения квалификации рабочих ориентируется на последовательное совершенствование их профессионального мастерства по имеющейся профессии.

Читайте также:  может ли размер заработной платы сотрудников являться коммерческой тайной организации. В каких случаях и кому ОК должен предоставлять сведения о заработной плате сотрудников организации.

Продолжительность обучения при повышении квалификации устанавливается образовательным учреждением, учебным подразделением предприятия, на базе которого проводится подготовка рабочих с учетом целей и задач обучения, сложности изучаемого материала, уровня квалификации обучаемых.

Ориентиром для создания на местах программ повышения квалификации могут быть примерные учебные и тематические планы для повышения квалификации, помещенные в сборниках учебных программ, разработанных Институтом развития профессионального образования (ИРПО) для подготовки рабочих.

Приложение 1. Учебные планы и программы для профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих

НАИМЕНОВАНИЕ МИНИСТЕРСТВА (ВЕДОМСТВА)

НАИМЕНОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, РАЗРАБАТЫВАЮЩЕГО ДАННЫЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ И ПРОГРАММЫ

для профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих

Каково минимальное количество часов обучения для профессиональной подготовки рабочего?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Какое базовое образование должен иметь специалист по управлению персоналом? Какое количество часов обучения в целях повышения квалификации должно быть? Или это должна быть профессиональная переподготовка по программе «Управление персоналом»?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Трудовую функцию специалиста по управлению персоналом, указанную в п. 3.2 раздела III Стандарта N 691н, вправе осуществлять лицо, получившее:
— высшее образование по профилю деятельности уровня бакалавриат;
— непрофильное высшее образование уровня бакалавриат и дополнительное профессиональное образование.
Стандарт N 691н не уточняет, в каком случае требуется освоение программы повышения квалификации, а в каком — программы переквалификации. Равно как и не конкретизированы требования к видам соответствующих программ повышения квалификации, количеству часов и прочим аспектам обучения. Учитывая, что формулировка п. 3.2 раздела III Стандарта N 691н не позволяет сделать вывод об обязательном подтверждении соискателем (работником), имеющим непрофильное образование, факта освоения обоих видов программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации; профессиональной переподготовки), при предоставлении им любого диплома о получении дополнительного профессионального образования в той сфере, в которой он будет осуществлять свою трудовую деятельность, требования профстандарта, по нашему мнению, формально могут считаться выполненными.

Обоснование позиции:
Прежде всего отметим, что требования профессиональных стандартов к образованию работника, занимающего соответствующую должность, являются обязательными только в двух случаях: во-первых, согласно части первой ст. 195.3 ТК РФ когда соответствующие требования о наличии у работника определенной квалификации, необходимой для выполнения конкретной трудовой функции, прямо предусмотрены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть первая ст. 195.3 ТК РФ), а во-вторых, в силу части второй ст. 57 ТК РФ когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (п.п. 6 и 7 Информации Минтруда РФ, письма Минтруда РФ от 05.04.2016 N 14-2/В-299, от 06.07.2016 N 14-2/ООГ-6465).
При этом постановление Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов. » не предусматривает для государственных и муниципальных учреждений никаких дополнительных случаев применения профстандартов по сравнению со ст. 195.3 ТК РФ. Данный нормативный акт лишь устанавливает необходимость осуществления данной категорией работодателей мероприятий, направленных на обеспечение соответствия их работников требованиям профстандартов в тех случаях, когда они в соответствии с законодательством являются обязательными к применению в части требований к квалификации работников.
Следовательно, учитывая положения ст.ст. 195.3 и 57 ТК РФ, обеспечение соответствия уровня квалификации специалиста по управлению персоналом требованиям профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом», утвержденного приказом Минтруда России от 06.10.2015 N 691н (далее — Стандарт N 691н), не является обязательным. Аналогичные разъяснения содержатся и в консультациях с информационного портала Роструда «Онлайнинспекция.РФ» (смотрите вопрос-ответ 1, вопрос-ответ 2).
При этом, если работодатель сочтет необходимым, он вправе использовать стандарт в качестве основы для определения требований к квалификации лица, занимающего названную должность. По обобщенной трудовой функции «Деятельность по обеспечению персоналом» п. 3.2 раздела III Стандарта N 691н предусматриваются следующие квалификационные требования:
— высшее образование — бакалавриат;
— дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации; программы профессиональной переподготовки в области проведения оценки персонала.
Однако в Стандарте N 691н не содержится прямой нормы о том, достаточно ли иметь только один из видов образования, приведенных в этой графе (высшее — бакалавриат либо дополнительное профессиональное образование), либо у работника должны быть оба вида соответствующего образования. Равно как и не указано, в каком случае требуется освоение программы повышения квалификации, а в каком — программы переквалификации.
В соответствии со ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). При этом программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Соответственно, для того, чтобы обучающийся смог повысить профессиональный уровень по какой-либо квалификации, ему сначала необходимо эту квалификацию получить.
Таким образом, для выполнения трудовой функции, указанной в п. 3.2 раздела III Стандарта N 691н, работнику необходимо иметь высшее образование — бакалавриат, при этом такое образование не обязательно должно быть профильным. При наличии непрофильного высшего образования работнику необходимо также пройти обучение по программе переподготовки по профилю своей деятельности (письмо Минтруда РФ от 12.01.2016 N 14-3/В-3). Если же работник получил профильное высшее образование, для выполнения указанной в Стандарте трудовой функции ему не нужно проходить переподготовку.
Этот вывод косвенно подтверждается и тем, что в проекте приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом» ведомство предлагает предусмотреть для лиц, имеющих непрофильное высшее образование, необходимость получения ими дополнительного образования именно в виде профессиональной переподготовки в области управления персонала или подбора персоналом.
Вместе с тем Стандарт N 691н не уточняет, в каком случае требуется освоение программы повышения квалификации, а в каком — программы переквалификации. Равно как и не конкретизированы требования к видам соответствующих программ повышения квалификации, количеству часов и прочим аспектам обучения. Формулировка п. 3.2 раздела III Стандарта N 691н не позволяет сделать вывод об обязательном подтверждении соискателем (работником), имеющим непрофильное образование, факта освоения обоих видов программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации; профессиональной переподготовки), при предоставлении им любого диплома о получении дополнительного профессионального образования в той сфере, в которой он будет осуществлять свою трудовую деятельность, требования профстандарта, по нашему мнению, формально могут считаться выполненными.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Ответ прошел контроль качества

23 апреля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Ссылка на основную публикацию