Каковы расходы бюджетных организаций на охрану труда? - Komsindrom.ru

Каковы расходы бюджетных организаций на охрану труда?

Учет затрат на охрану труда

Е.В. Акилова, консультант по налогам
ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

При проведении строительных работ необходимо соблюдать законодательно установленные требования по охране труда. Как должна быть организована служба охраны труда в организации? Каков порядок учета данных затрат? Ответы — в нашей статье.

Расходы на охрану труда

Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

В связи с их выполнением организация осуществляет определенные затраты.

. НА ОТДЕЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Если в штате строительной компании более 50 человек, то в соответствии со статьей 217 Трудового кодекса РФ необходимо создать службу охраны труда. Вместо создания отдельной службы может быть введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Кроме того, руководитель организации имеет право самостоятельно осуществлять охрану труда или привлекать для этого сторонние специализированные организации. Последние обязательно должны иметь аккредитацию.

При создании службы охраны труда следует руководствоваться Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации. Служба охраны труда, как правило, находится в непосредственном подчинении у руководителя организации и выполняет следующие функции:

— контролирует выполнение работниками требований охраны труда и соблюдение законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда;

— организует профилактические работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и обусловленных производственными факторами заболеваний;

— проводит мероприятия по улучшению условий труда и др.

Обратите внимание: на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда должно отчисляться не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (ст. 226 Трудового кодекса РФ).

Затраты на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством, включаются в состав прочих расходов (подп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). К таким расходам, в частности, относятся затраты, связанные «с направлением принимаемых на работу рабочих на прохождение инструктажа по охране труда и обучение безопасным методам и приемам работы» (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 8 октября 2007 г. № Ф04-6915/2007(38865-А27-40)).

. НА ДРУГИЕ ВИДЫ РАСХОДОВ

К таким расходам можно отнести затраты:

— связанные с обеспечением работников спецодеждой, спецобувью и прочими средствами индивидуальной защиты;

— на проведение периодических медицинских осмотров;

— компенсационного характера, связанные с возмещением вреда пострадавшим в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;

— связанные с приобретением мыла, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с нормами;

— на приобретение молока и других равноценных продуктов.

Строительная организация в зависимости от вида произведенных затрат может включить их в состав расходов на оплату, материальных расходов труда и прочих расходов. Рассмотрим порядок учета отдельных видов расходов подробнее.

Индивидуальная защита

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ, затраты на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной защиты относятся к материальным расходам.

Работодатель с учетом своего финансово-экономического положения может самостоятельно устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты. При этом необходимо учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Установленные нормы должны улучшать защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнений по сравнению с типовыми нормами.

Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты для строителей утверждены приказом Минздравсоцразвития от 16 июля 2007 г. № 477*.

Расходы, связанные с приобретением спецодежды, могут быть учтены в налоговом учете в составе материальных расходов в полной сумме по мере передачи ее в пользование работникам

в соответствии с нормами бесплатной выдачи спецодежды, установленными в организации (см. письмо Минфина России от 23 апреля 2007 г. № 03-04-06-01/128).

Можно ли учесть расходы на воду?

Статьями 163, 212 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки, обеспечить безопасные условия и охрану труда.

В то же время Налоговым кодексом РФ не установлен перечень затрат, которые относятся к обеспечению нормальных условий труда. К примеру, можно ли к таким затратам отнести расходы на приобретение питьевой воды для своих сотрудников?

По данному вопросу существует несколько мнений.

В письме от 2 декабря 2005 г. № 03-03-04/1/408 на частный вопрос налогоплательщика Минфин России указал, что расходы на приобретение питьевой воды и аренду кулера могут приниматься в уменьшение суммы доходов при налогообложении прибыли только в случае, если по заключению санитарно-эпидемиологической службы вода в водопроводе не пригодна для питья. Аналогичная позиция изложена в письме ФНС России от 10 марта 2005 г. № 02-01-08/46@.

Кроме того, в письме от 26 января 2007 г. № 03-11-04/2/19 специалисты Минфина России отметили, что расходы, связанные с приобретением питьевой воды и приобретением обогревателей для административного здания, статьей 346.16 Налогового кодекса РФ не предусмотрены. Поэтому они не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

СУДЬИ ЗА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Отметим, что положения главы 25 Налогового кодекса РФ не предусматривают наличия заключения санитарно-эпидемиологической службы при учете затрат на приобретение питьевой воды.

Кроме того, на работодателя возложена обязанность обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей (ст. 22 Трудового кодекса РФ). Поэтому судьи при рассмотрении данного вопроса встают на сторону налогоплательщика.

В частности, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 8 июня 2007 г. № А66-10574/2006 указано, что обеспечение работников организации бутилированной водой предусмотрено правилами внутреннего трудового распорядка организации. Следовательно, такие затраты являются экономически оправданными. Аналогичный вывод сделан и в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 29 октября 2007 г. № А29-1926/2007.

Если условия труда признаны вредными.

Некоторые виды строительных работ связаны с применением вредных химических веществ. Статьей 222 Трудового кодекса РФ определено: на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.

Выдача данных продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов. Правда при условии, что это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.

Замена выдачи молока денежной компенсацией по желанию работника стала возможна после внесения изменений Федеральным законом от 1 октября 2007 г. № 224-ФЗ в статью 222 Трудового кодекса РФ.

Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, установлены постановлением Минтруда России от 31 марта 2003 г. № 13.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

В целях налогообложения прибыли затраты в виде суммы выданной компенсации могут быть учтены при соблюдении двух условий.

Во-первых, если эта сумма определена исходя из норм количества молока.

Во-вторых, если она соответствует рыночной цене, действовавшей в период выплаты денежной компенсации.

Указанные затраты должны соответствовать требованиям статьи 252 Налогового кодекса РФ. Они должны быть обоснованы и документально подтверждены.

Все начисления компенсирующего характера, связанные с работой в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, относятся к расходам на оплату труда (п. 3 ст. 255 Налогового кодекса РФ).

При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы работника, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды.

При этом, согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ, не подлежат налогообложению все виды законодательно установленных компенсационных выплат (в пределах норм). Следовательно, выплаты денежной компенсации взамен молока в пользу работников, занятых на работах с вредными условиями труда, не подлежат обложению НДФЛ.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ такие выплаты не облагаются ЕСН (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29 января 2007 г. № Ф04-4385/2006 (30286-А27-37)).

С данных выплат не придется платить и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС).

Бухгалтерский учет расходов

Расходы на оплату услуг, связанных с охраной труда, в бухгалтерском учете являются расходами по обычным видам деятельности. Они признаются на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг (п. 5, 7, 16 ПБУ 10/99). Данные расходы отражают по дебету счета 25 (26) в корреспонденции с кредитом счета 60. Предъявленная сумма НДС отражается по дебету счета 19 в корреспонденции с кредитом счета 60. Данную сумму НДС организация имеет право зачесть после принятия на учет оказанных ей услуг при наличии счета-фактуры контрагента (ст. 171, 172 Налогового кодекса РФ).

Ответственность за нарушение законодательства.

Ответственность за формирование системы охраны труда и ее функционирование несет работодатель. Сотрудники же подразделения по охране труда несут ответственность только в рамках выполнения своих должностных обязанностей. Эти обязанности должны быть установлены должностными инструкциями и положением о службе охраны труда.

На основании статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде и об охране труда на виновное должностное лицо (руководителя организации) может быть наложен штраф от 500 до 5000 руб. Организации же грозит штраф от 30 000 до 50 000 руб. либо приостановление ее работы на срок до 90 суток (по решению суда).

Читайте также:  Удостоверения по охране труда

Кроме того, за нарушение законодательства о труде и об охране труда к должностному лицу, ранее подвергнутому административному наказанию за аналогичное правонарушение, применяется дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

За нарушение правил охраны труда предусмотрена и уголовная ответственность. Так, согласно статье 143 Уголовного кодекса РФ, нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается:

— штрафом в сумме до 200 000 руб. или в размере заработной платы осужденного за период до 18 месяцев;

— исправительными работами на срок до двух лет;

— лишением свободы на срок до года.

. это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 Трудового кодекса РФ).

Бюджетный учет: расходы на охрану труда

Одна из обязанностей работодателя — обеспечить сохранность жизни и здоровья сотрудников на рабочем месте (ст. 212 ТК РФ). Охрана труда как отдельное направление деятельности учреждения требует определенных расходов. Рассмотрим основные мероприятия и источники их финансирования в бюджетной сфере.

Каждое учреждение самостоятельно определяет для себя обязательный набор мероприятий в зависимости от специфики деятельности. Они должны быть зафиксированы в отдельном локальном нормативном акте — Положении об охране труда, которое утверждается руководителем учреждения. Для каждого из мероприятий формируется порядок реализации, источники финансирования и порядок учета.

Типовой перечень мероприятий в сфере охраны труда утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н.

  • расходы на специальную оценку труда;
  • расходы на медосмотры;
  • расходы на покупку средств индивидуальной защиты;
  • расходы на обучение.

Все эти затраты ложатся на плечи работодателя, поэтому важно понимать, как отражать их в бухгалтерском учете. Учет расходов на охрану труда удобно вести в учетной программе, там же можно составлять отчеты в разрезе утвержденных мероприятий (программ).

Нужно помнить, что нарушение законодательных требований в области охраны труда влечет за собой административное наказание, максимально — штраф до 150 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 5.27.1 КоАП).

Расходы на специальную оценку труда

1-й класс — оптимальные;

2-й класс — допустимые;

3-й класс (с подклассами) — вредные;

4-й класс — опасные.

Спецоценка должна проходить раз в пять лет, кроме случаев, когда возникают основания для внеочередной оценки (ст. 8, 17 Закона № 426-ФЗ). Проводит процедуру специально аккредитованная организация. Оплата ее услуг и все сопутствующие затраты отражаются в бухучете так:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражены затраты на специальную оценку условий труда

Оплачена задолженность поставщику за счет средств учреждения

Расходы на медосмотры

— химические, физические, психофизиологические факторы, которые негативно воздействуют на работников;

— постоянный контакт с большим количеством людей, в том числе детей;

— контакт с больными;

— повышенные физические нагрузки;

— работа с продуктами питания и пр.

Обязательные медосмотры регламентируются отдельными отраслевыми подзаконными актами. Оплату берет на себя учреждение-работодатель (ст. 213 ТК РФ). Бухгалтер должен учесть эти средства по тому же алгоритму, что и расходы на СОУТ.

Расходы на покупку средств индивидуальной защиты

Задача службы охраны труда или руководителей подразделений — отслеживать, как соблюдаются нормы, вовремя выдавать и заменять обветшалую спецодежду и СИЗ. Принятые в учреждении нормы выдачи средств защиты могут быть увеличены по решению выборного органа, но ни в коем случае не могут быть меньше, чем законодательно установленные.

Спецодежда, как и все другие материальные запасы, принимается к учету по ее фактической стоимости. Последняя складывается из оплаты поставщику и сопутствующих расходов на транспортировку, страховку, консультационные услуги, таможенные пошлины и прочее. Расходы по доставке распределяются на все предметы партии пропорционально стоимости каждого.

В бухгалтерском учете покупка и списание спецодежды отражаются следующими проводками.

Содержание операции
Приобретена спецодежда за счет средств учреждения

Оплачена задолженность поставщику за счет средств учреждения

Списана спецодежда в связи с износом

Если приобретенные средства индивидуальной защиты соответствуют пунктам 38, 39, 45 Инструкции № 157н (утв. приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н), учреждение может поставить их на учет как основные средства. В этом случае они будут учитываться не как спецодежда, а как основные средства.

Расходы на обучение персонала

Сотрудники, ответственные за этот участок работы, а также руководитель и заместители руководителя учреждения должны пройти обучение. Это могут быть курсы по охране труда или курсы повышения квалификации. Срок — не позднее одного месяца после трудоустройства. Только после этого они могут проводить обучение и инструктажи остальных сотрудников.

Учреждение из собственных средств оплачивает своим сотрудникам обучение на курсах. Эти затраты отражаются в бухгалтерском учете такими проводками:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Оплачен аванс за обучение по охране труда

Оказаны образовательные услуги по охране труда

Зачет аванса

Оплачена оставшаяся по договору сумма за обучение по охране труда

Финансирование расходов на охрану труда

Часть мероприятий может оплачиваться из сумм взносов в ФСС, которые должны быть перечислены в текущем году. Объем финансирования — не более 20 % от суммы взносов за предшествующий год за вычетом аналогичных расходов.

Список мер, которые можно оплачивать за счет страховых взносов, объемен. Например, это могут быть расходы на проведение спецоценки условий труда, приобретение аптечек первой помощи или спецодежды, если она произведена в странах ЕАЭС, и другие.

Расходы, компенсированные из средств ФСС, отражаются в бухучете так:

Наименование операции
Начислены страховые взносы на травматизм (2 %)

Перечислены денежные средства за материальные запасы, приобретенные в рамках мероприятий по сокращению травматизма

Перечислены денежные средств за работы, услуги в рамках мероприятий по предотвращению травматизма

Поступили материальные запасы в рамках мероприятий по предотвращению травматизма

Отражены расходы на оплату услуг, работ в рамках мероприятий по предотвращению травматизма

Начислены требования по компенсации расходов, которые понесло учреждение в рамках мероприятий по предотвращению травматизма

Зачтены расходы, которые понесло учреждение в рамках мероприятий по предотвращению травматизма, путем встречного требования к ФСС

Перечислены страховые взносы в ФСС за вычетом расходов в рамках мероприятий по предотвращению травматизма

Практический пример

  • приглашена сторонняя организация для оценки условий труда — 30 000 рублей;
  • по результатам спецоценки уточнены потребности и приобретена спецодежда — 5 100 рублей;
  • организован текущий медосмотр работников — 10 500 рублей.

Все расходы оплачены за счет средств на выполнение государственного задания.

Все операции отразим в бухгалтерском учете такими записями:

Затраты на охрану труда: что учесть в работе специалисту по ОТ

Каждое мероприятие по охране труда стоит денег, именно поэтому каждый работник службы охраны труда должен предусмотреть затраты, обосновать их, корректировать суммы, следить за исполнением бюджета. В противном случае, затраты будет невозможно ни возместить через ФСС, ни подтвердить их необходимость на следующий год. В статье мы расскажем, как составить бюджет затрат по ОТ, в том числе на обучение работников.

Из статьи вы узнаете:

  • Как сформировать перечень затрат по охране труда
  • Как подсчитать затраты на обучение по ОТ

Как сформировать перечень затрат по охране труда

Каждый работодатель обязан выделять на мероприятия по улучшению условий труда каждый год не менее 0,2% от всех затрат на производство. Если сумма затрат на ОТ будет меньше этого процента, предприятие оштрафуют за нарушение требований статьи 226 Трудового Кодекса РФ.

Поэтому перед составлением перечня затрат по ОТ необходимо получить в бухгалтерии справку о составе затрат на производство, высчитать размер согласно ст. 226 ТК РФ, и придерживаться этой цифры.

Если не тратить на охрану труда 0,2% от затрат на производство, штраф может составить для предприятия от 50 000 до 80 000 рублей. Кроме того, такое правонарушение может привести к административной ответственности для должностных лиц: руководителя организации, специалиста по ОТ, главного бухгалтера в сумме от 2 000 до 5 000 рублей. Если работодатель-индивидуальный предприниматель совершит подобное нарушение, штраф также может составить для него от 2 000 до 5 000 рублей.

Хуже всего, если работодатель ранее был привлечен к ответственности по этой статье КоАП РФ. В части 5 статьи 5.27.1 КоАП об этом написано следующее: если должностное лицо было ранее подвергнуто штрафу за аналогичное правонарушение, штраф может составить или 40 000 рублей, или же сотруднику грозит дисквалификация. Решение о дисквалификации принимает суд. Если суд посчитает возможным, он может дисквалифицировать должностное лицо на три года.

Компанию также могут оштрафовать до 200 000 рублей, или инспектор может закрыть предприятие, издав постановление об административном приостановлении деятельности на 90 суток.

Не каждое мероприятие можно запланировать в бюджете на охрану труда. Например, не относят к затратам на охрану труда повышение квалификации сотрудников (бюджет отдела кадров), закупку и перезарядку огнетушителей (бюджет на пожарную безопасность и охрану здания), расходы на доставку к месту производства работ (расходы на основное производство), приобретение мебели для кабинета по охране труда (расходы на содержание зданий и сооружений).

Минтруд утвердил типовой перечень ежегодных мероприятий по охране труда приказом от 1.03.2012 года № 181н. В перечне указано несколько десятков мероприятий по ОТ, которые можно включить в годовой бюджет, но не каждое, а часть из них, по потребности.

Если же потребность возникает в проведении каждого мероприятия, рекомендуем вначале запланировать те расходы, которые можно будет возместить через Фонд социального страхования.

Профинансировать часть мероприятий по улучшению условий и охране труда можно за счет страховых взносов в ФСС от НС и профзаболеваний, но только в том случае, если у предприятия нет задолженности перед бюджетом.

Как производят финансирование

Финансирование проводят согласно приказу Минтруда от 10.12.2012 г. № 580н. Для того, чтобы претендовать на возмещение, необходимо заранее составить план затрат, и провести их в тот год, в котором подают заявление в ФСС. Чтобы получить возмещение затрат на спецоценку или обучение, необходимо, чтобы каждый акт приемки выполненных работ (услуг, работ) был подписан именно в текущем году. Поэтому нужно правильно планировать затраты, то есть так, чтобы в дальнейшем сэкономить часть своих денег, и на сэкономленные деньги закупить комплекты СИЗ, или оплатить за обучение по ОТ.

За счет бюджета охраны труда можно профинансировать проведение таких обязательных для каждого работодателя мероприятий по ОТ (полный список в приложении к приказу Минтруда от 1.03.2012 года № 181н):

  • закупка СИЗ, а также дерматологических очищающих средств
  • проведение СОУТ
  • проведение оценки профрисков
  • устранение замечаний по плану улучшающих мероприятий по результатам СОУТ и оценки профрисков
  • установка систем автоматического и дистанционного управления производственным процессом (в том числе роботизация опасных процессов), установка аварийной сигнализации на технологической линии, кнопок аварийной остановки, опасности
  • затраты на проведение обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников и т.п

Как подсчитать затраты на обучение по ОТ

В бюджете по охране труда отдельное место занимает обучение по охране труда. Для этого в приказе Минтруда № 181н есть такая статья расходов, как приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.

К расходам на обучение относятся: затраты на организацию и проведение вводного, инструктажей по ОТ на рабочем месте, стажировки, обучения первой помощи, обучению и проверке знаний по ОТ.

Включите в бюджет по ОТ стоимость обучения руководителей и специалистов в учебных центрах (их обучение проводится не реже 1 раза в 3 года, и является обязательным при приеме на работу, а также при переводе на другую работу).

Также необходимо в бюджет включить расходы на тиражирование инструкций и программ инструктажа и обучения по охране труда, к примеру, закупку переплетного устройства для брошюрования. Также можно купить за счет ОТ обучающий комплекс, сборник тестов, обучающую литературу, плакаты.

Эти программы и плакаты предназначены для подготовки по ОТ и стажировке работников рабочих профессий, а также тех руководителей и специалистов, которые обучаются внутри своей организации. Также и тренажер по оказанию первой помощи можно закупить за счет средств ОТ. Самое главное, чтобы все эти покупки были сертифицированы, а программы – лицензионными.

Таким образом, нужно включать каждый год в бюджет затраты на оснащение и поддержание материально-технической базы кабинета по ОТ, уголков охраны труда средствами наглядной агитации и техническими средствами обучения (но, повторяемся, никак не закупка шкафов и столов).

Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Положения комментируемой статьи предоставляют возможность финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда из различных источников.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться:

— за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных источников — в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами соответствующего уровня;

— за счет добровольных взносов организаций и физических лиц;

— за счет средств работодателя (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) в размере не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг);

— за счет фондов охраны труда, которые могут создаваться в отраслях экономики, субъектах РФ, на территориях, у работодателей в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, указанными в ч. 4 ст. 226.

Участие государства в финансировании мероприятий по охране труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда (ч. 1 ст. 210 ТК). Финансирование мероприятий по охране труда может осуществляться в рамках финансирования федеральных, ведомственных и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда посредством выделения ассигнований в бюджете соответствующего уровня.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В связи с чем финансирование большинства проводимых работодателем мероприятий по охране труда работников осуществляется за счет его собственных средств (ст. 212 ТК). В ч. 3 комментируемой статьи установлен единый для всех работодателей размер финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда — не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

От выполнения данной обязанности освобождены государственные унитарные предприятия и федеральные учреждения. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в бюджетных организациях осуществляется за счет средств, выделяемых на их содержание.

В отраслях экономики, субъектах РФ, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда. При создании фондов охраны труда необходимо руководствоваться ст. 118 Гражданского кодекса РФ и ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»*(114).

Фонды охраны труда могут быть образованы на основе обязательств, закрепленных в тарифных и региональных соглашениях о добровольном выделении целевых средств для реализации мероприятий по охране труда.

В субъектах РФ фонд охраны труда может формироваться за счет средств, выделяемых в бюджете на основе решения органов власти субъектов РФ. В законы об охране труда, принимаемые в субъектах РФ, включены нормы, предусматривающие создание фондов охраны труда. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона Московской области от 6 ноября 2001 г. N 170/2001-ОЗ «Об охране труда в Московской области»*(115) центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления, а также организации могут создавать фонды охраны труда в соответствии с законодательством РФ и законодательством Московской области.

В г. Москве могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами г. Москвы (п. 6 ст. 14 Закона г. Москвы от 12 марта 2008 г. N 11 «Об охране труда в городе Москве»*(116)). Средства, направляемые в фонды охраны труда организаций, должны расходоваться исключительно для проведения мероприятий по охране труда.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться в определенной части за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Федеральным законом «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (пп. 7 п. 1 ст. 7) Фонду предоставлено право принимать решения о направлении страхователем до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования в предшествующем году, на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством РФ.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ работодателям, осуществляющим мероприятия по улучшению условий и охраны труда работников, предоставляются налоговые льготы. Так, на основании п. 1 ст. 252 и пп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ работодателю (налогоплательщику) предоставлено право уменьшать полученные доходы на сумму расходов по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ, а также расходов на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходов, связанных с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.

Расходы на охрану труда (Солнцева А.)

Дата размещения статьи: 16.09.2014

Согласно ст. 209 ТК РФ охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. В этой статье рассмотрим основные виды расходов, производимые учреждениями для охраны жизни и здоровья работников учреждений физической культуры и спорта.

Виды расходов на охрану труда

Статьей 212 ТК РФ определен круг обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охране труда, выполнение которых требует определенных затрат. К основным из них можно отнести расходы на осуществление мероприятий по охране труда и расходы компенсационного характера.
Следует отметить, что особое место в расходах по охране труда занимают затраты на:
— проведение специальной оценки труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон N 426-ФЗ);
— проведение предварительных и периодических медицинских осмотров;
— обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
— выдачу молока и лечебно-профилактического питания;
— санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание;
— обучение по охране труда.
К расходам компенсационного характера относятся затраты, обусловленные работой в неблагоприятных условиях труда, связанные с возмещением вреда пострадавшим в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями.
Ознакомимся с порядком проведения отдельных мероприятий по охране труда.

Специальная оценка труда

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ст. 3 Федерального закона N 426-ФЗ).

К сведению. В силу п. 1 ст. 10 Федерального закона N 426-ФЗ идентификация вредных и (или) опасных производственных факторов — это сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Условия труда по степени вредности и (или) опасности делятся на четыре класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда, которые устанавливаются по результатам проведения специальной оценки условий труда.
Исходя из положений ст. ст. 8, 17 Федерального закона N 426-ФЗ оценка условий труда должна проводиться не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для проведения внеплановой оценки.

Прохождение медицинских осмотров

В учреждениях физической культуры и спорта обязательному предварительному медицинскому осмотру при заключении трудового договора подлежат:
— работники, не достигшие возраста 18 лет (ст. 266 ТК РФ);
— работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 213 ТК РФ);
— работники, связанные с движением транспорта (ст. 213 ТК РФ);
— работники структурных подразделений, связанных с общественным питанием и торговлей;
— работники детских учреждений (ст. 213 ТК РФ);
— спортсмены (ст. 348.3 ТК РФ);
— педагогические работники (пп. 9 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») и другие категории работников.
Указанные категории работников обязаны проходить также периодические медицинские осмотры.
Периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам, с указанием вредных (опасных) производственных факторов и вида работы.
Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок их проведения утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.
При необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров (обследований) (ст. 213 ТК РФ).
Предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя (ст. 213 ТК РФ).
Кроме предварительных и периодических осмотров спортсменов специалистами по лечебной физкультуре и спортивной медицине должны осуществляться текущее медицинское наблюдение, а также углубленные медицинские обследования.
Текущие медицинские наблюдения за спортсменами должны проводиться постоянно для оперативного контроля состояния их здоровья и динамики адаптации организма к тренировочным нагрузкам (п. 51 Приказа Минздравсоцразвития России от 09.08.2010 N 613н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий»).
Углубленное медицинское обследование спортсмена проводится в целях получения наиболее полной и всесторонней информации о физическом развитии, состоянии здоровья, функциональном состоянии организма спортсмена и показателях его физической работоспособности, для чего составляется программа обследования спортсмена (п. 23 данного Приказа).

Средства индивидуальной защиты

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами бесплатно и своевременно выдавать прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ (ст. 221 ТК РФ).

К сведению. Согласно ст. 209 ТК РФ средства индивидуальной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения: специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (изолирующие костюмы, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, предохранительные приспособления).

Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.10.2008 N 541н.
Кроме того, учреждения вправе с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (ст. 221 ТК РФ).

Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание

В силу ст. 223 ТК РФ обязанность по организации санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. Согласно установленным нормам им должны быть оборудованы санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха и психологической разгрузки, организованы посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи, и др.
Перевозка в медицинские организации или к месту жительства работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям должна производиться транспортными средствами работодателя либо за его счет.

Обучение по охране труда

Исходя из п. 1.5 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России N 1, Минобразования России N 29 от 13.01.2003, обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны подлежат все работники учреждения, в том числе его руководитель.
Инструктаж на рабочем месте (повторный, внеплановый и целевой) должен проводить непосредственный руководитель работ, прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
Следовательно, за счет средств учреждений должно проводиться обучение по охране труда руководителей (в том числе руководителей структурных подразделений), руководителей и специалистов служб охраны труда.
Для проведения инструктажа учреждением могут приобретаться стенды, наглядные материалы, научно-техническая литература для проведения инструктажей по охране труда, обучению безопасным приемам и методам выполнения работ, изданию инструкций по охране труда и т.д.
На спортсменов также возлагаются обязанности по соблюдению требований безопасности во время участия в физкультурных, спортивных и тренировочных мероприятиях и при нахождении на объектах спорта (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Согласно ст. 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда должно производиться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Кроме того, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением федеральных учреждений) должно производиться в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н. Их конкретный перечень определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.
Кроме того, финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, может осуществляться учреждением за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке в ФСС в текущем финансовом году (п. 2 Правил N 580н ).
———————————
Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н.

При этом объем средств, направляемых учреждением на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных в предшествующем календарном году.
За разрешением на использование этих средств на финансирование предупредительных мер учреждение должно обратиться с заявлением в исполнительный орган ФСС по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года.
При положительном решении ФСС учреждению следует вести в установленном порядке учет средств, направленных на финансирование предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представлять в исполнительный орган ФСС отчет об их использовании по утвержденной фондом форме. В настоящее время в Письме ФСС РФ от 04.04.2012 N 15-03-18/07-3726 представлена рекомендуемая форма отчета.
По завершении запланированных мероприятий учреждение должно представить соответствующие документы, подтверждающие произведенные расходы.

Обратите внимание! Расходы, осуществленные учреждением с нарушением требований Правил N 580н, а также не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не засчитываются в счет уплаты страховых взносов (п. 14 Правил N 580н).

Бухгалтерский учет расходов на охрану труда

В бухгалтерском учете расходы, связанные с охраной труда, следует относить на статьи и подстатьи в соответствии с совершаемой операцией.
Например, согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, расходы учреждения по охране труда, произведенные за счет средств учреждения, нужно относить на следующие статьи расходов КОСГУ:
а) на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» относятся расходы на обеспечение средствами индивидуальной защиты;
б) на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» — расходы:
— на оказание услуг по проведению медицинских осмотров;
— на проведение специальной оценки труда;
— на обучение по охране труда.
В бухгалтерском учете операции, связанные с осуществлением расходов по охране труда, отражаются следующей корреспонденцией счетов:

Инструкция N 162н

Инструкция N 174н

Инструкция N 183н

Отражены расходы на оказанные услуги по охране труда

Читайте также:  Как оформить пособие при рождении ребенка?
Ссылка на основную публикацию