Могут ли проживать работники на территории работодателя? - Komsindrom.ru

Могут ли проживать работники на территории работодателя?

Жил да был в помещении фирмы: чем это чревато

Как вы знаете, в сфере найма иностранных работников малейший промах может обойтись работодателю — фирме или ИП — минимум в четверть миллиона рублей. И мы лишний раз хотим показать, что с такими суммами штрафов в работе с иностранцами важна каждая мелочь.

Речь пойдет об ответственности за предоставление нелегальному мигранту жилого помещения или транспорта, а также за оказание ему иных услуг. «Стоит» это нарушени

  • для фирм (предпринимателей) — от 250 000 до 300 000 руб.;
  • для их руководителей — от 25 000 до 35 000 руб.;
  • для обычных граждан — от 2000 до 4000 руб.

Под предоставлением жилого помещения или транспорта суды понимают передачу прав владения, пользования или распоряжения этими объектами на любых условиях (по договору аренды, найма, безвозмездного пользования). Услугой же является любая деятельность, направленная на удовлетворение потребностей иностранц

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Российский работодатель, как принимающая сторона, обязан поставить на миграционный учет абсолютно всех нанимаемых работников-мигранто включая тех, кому для работы в России не нужны разрешения или патент (например, граждан из стран ЕАЭС или беженце

Сразу скажем, что в основном споры идут предоставления жилья, поэтому и мы будем говорить именно об этом.

Обычно полицейски выявляют нарушение при выездной проверке (как правило, внеплановой) объекта, принадлежащего организации или ИП. Например, приходят в выходной день на стройку и обнаруживают, что там в бытовых вагончиках мирно отдыхают иностранные граждане, которые:

  • нелегально находятся в РФ, то есть истек срок их законного пребывания в нашей стран
  • не состоят на миграционном учете по месту фактического проживания или нахождени

Все, нарушение налицо. Сколько таких мигрантов найдут, столько штрафов по ч. 3 ст. 18.9 и получит владелец проверяемого объект

При этом бесполезно приводить следующие доводы:

  • помещение, в котором найдены нелегалы, не является жилым. Действительно, по Жилищному кодексу к жилым помещениям относятся дом, квартира либо комната в коммуналк Однако для подавляющего большинства судов это вовсе не аргумент. Значение имеет лишь то, что предоставленные мигрантам помещения (например, те же бытовки, пристройка к цеху или комната в недостроенном торговом комплексе) были приспособлены для проживания: там находились кровати, столы, постельные принадлежности, личные вещи, электроплитки, чайники и т. д. Кроме того, некоторые суды рассматривают это как оказание иностранцам услуг по предоставлению нежилого помещения для проживания, что тоже подпадает под состав нарушени
  • «обвиняемая» компания является не собственником, а арендатором помещений, в которых проживали нелегал При этом есть дела, где за нарушение, допущенное арендаторами, пришлось по полной программе отвечать компаниям — собственникам недвижимости. Правда, арендаторами в тех случаях были физлица, чье местонахождение на момент проверки было неизвестн
  • место для проживания (например, бытовку) нелегалу предоставил штатный сотрудник организации без ведома ее руководств

Заметим, что штраф грозит даже тогда, когда проживающие на территории работодателя мигранты законно находятся в РФ и поставлены на миграционный учет, правда, по иному адресу, нежели тот, где их обнаружила проверка. Но в этом случае есть шанс отбиться от санкций в ведь иностранцы, не нарушающие режим пребывания в России, вправе свободно передвигаться по ее территори

Хотим упомянуть вот о каком моменте. Довольно часто организации и предприниматели, оспаривая в суде штрафы от ФМС, ссылаются на то, что миграционная проверка в отношении них была проведена с грубым нарушением Закона о защите юрлиц и ИП при госконтрол В частности, никто их не уведомил хотя бы за сутки о выездной внеплановой проверке, как того требует Зако Однако такой довод в этом случае бесполезе

Дело в том, что особенности миграционных проверок могут устанавливаться другими законам в частности Законом о правовом положении иностранцев. В нем закреплены основания для проведения внеплановых выездных проверок органами ФМС. Среди них есть такое универсальное основание, как «выявление факта возможного нарушения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований в результате проводимого органом государственного надзора мониторинга соблюдения таких требовани При проведении проверки по этому основанию предварительное уведомление работодателя не допускаетс

Проще говоря, шел сотрудник ФМС мимо какого-нибудь завода и увидел на его территории людей характерной внешности. Все, мониторинг проведен. Можно без предупреждения нагрянуть с внеплановой проверкой.

Проживание возможно

В настоящее время московские власти рассматривают возможность предоставления медицинским работникам служебных помещений для проживания на территории поликлиник. Однако для представителей других профессий этот вопрос стоит не менее остро. Каких специалистов работодатели готовы обеспечивать жильем? И насколько актуальна данная тенденция для российских компаний?

Кто, кроме врачей?

Тем не менее проблема предоставления жилья для персонала актуальна и для других специалистов. Но в этом случае забота об обеспечении сотрудников служебными квартирами ложится на плечи работодателей. Безусловно, предоставление помещений для проживания работников связано с довольно большими расходами для компании. Причем затраты могут быть совершенно разными в зависимости от целей организации: приобретение недвижимости недалеко от предприятия, аренда квартиры или комнаты или даже бронирование для сотрудника номера в гостинице. В каких же случаях работодателям приходится идти на подобные «жертвы»? Как правило, компании готовы обеспечивать жильем:

1. Специалистов среднего звена, приехавших на работу в другой город. «В первую очередь предоставление жилья необходимо приезжим сотрудникам, которые отказались от привычного для них образа жизни ради блага компании-работодателя и часто живут раздельно со своими близкими», — говорит Софья Павлова, ведущий менеджер по развитию бизнеса рекрутинговой компании «Бигл». Эту мысль продолжает Екатерина Крупина, генеральный директор Кадрового агентства уникальных специалистов: «Практически всегда предоставляются помещения для проживания работникам, намеренно привлекаемым из других регионов России. Такое часто происходит, если в своем регионе необходимые специалисты отсутствуют либо ощущается их острый дефицит, и долгий поиск такого профессионала отрицательно влияет на весь бизнес в целом. Обычно таким приезжим сотрудникам предоставляется съемная квартира в соответствии с их пожеланиями».

2. Откомандированных штатных сотрудников компании. В этом случае организации могут арендовать отдельные квартиры (например, для топ-менеджеров) или комнаты (для специалистов среднего звена).

3. Топ-менеджеров и уникальных специалистов. «Многие компании, которые заинтересованы в привлечении управленческого персонала с определенным опытом, а также узких специалистов, готовы компенсировать таким сотрудникам затраты на съем квартиры или предоставить жилье», — рассказывает Екатерина Крупина.

В любом случае предоставление жилья работникам всегда должно быть продиктовано очевидной выгодой для компании-работодателя. Причем эта польза может иметь самый разный характер. В зависимости от этого определяются и условия проживания для конкретного специалиста. «В действительности все зависит от организации и ее корпоративных ценностей, — поясняет Софья Павлова. — Компании, заботящиеся об HR-бренде, все чаще хотят быть привлекательными для нынешних и будущих сотрудников и проявляют свою заботу. Если в организации не практикуется предоставление жилья на регулярной основе, работодатель может все же пойти навстречу специалисту при условии, что это действительно необходимо для выполнения задач компании. А если говорить о таком персонале, как продавцы-консультанты и строители, то работодатели все чаще предлагают им жилье, но опять же, если это найм сотрудника из другого региона, то есть релокация. Когда речь идет о работниках невысокого уровня, чаще всего им предоставляют комнаты в общежитиях или квартиру на несколько человек».

Сотрудники из-за морей

Приглашение экспата на работу в российскую компанию всегда связано с определенными трудностями. Во-первых, это финансовые риски, поскольку работодатель, имея довольно внушительные расходы на обеспечение зарубежного специалиста, не может сразу оценить его эффективность для организации. Также возникают такие преграды, как языковой барьер, сложности с оформлением иностранного сотрудника в штат и т. д. «Более того, многим компаниям приходится нанимать экспату ассистента, который помогает ему в решении бытовых вопросов и адаптации к новым условиям», — добавляет Екатерина Крупина.

Читайте также:  Минимальный размер оплаты труда в Москве

Безусловно, интерес работать в России для специалиста из-за рубежа подогревается не только высокой зарплатой, но и условиями, которые ему может предложить работодатель. Площадь для проживания, как правило — первое и главное из них. Данное условие обычно всегда фиксируется в договоре с иностранным работником.«Конечно, не так легко предложить экспату такие же условия в России, какие у него были в родной стране. Компании предлагают сотрудникам из-за границы очень хорошие квартиры для того, чтобы создать максимальный комфорт, несмотря на смену места жительства. В основном это квартиры в центре города и количество комнат чаще всего не меньше двух. Также это могут быть квартиры отдельного типа с уборкой и доставкой еды. Но стоит отметить, что все зависит от статуса компании, сферы ее деятельности и уровня занимаемой должности привлекаемого экспата», — рассказывает эксперт «Бигл». Кроме того, одно из основных требований, которые иностранные работники предъявляют к жилью — это безопасность. Поэтому компании часто обеспечивают их домами и квартирами с огороженной территорией, консьержами и профессиональной охраной.

«Крыша» по праву

Кроме того, компания, предоставляющая жилье своим сотрудникам, обязана соблюсти необходимые юридические условия его оформления. «Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, в ведении которого они находятся. На основании принятого решения администрация выдает ордер на служебное жилое помещение установленной формы. Исходя из ст. 100 Жилищного кодекса РФ, с лицом, получившим ордер на жилье, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему это место предоставлено», — рассказывает эксперт Кадрового агентства уникальных специалистов.

Также в договоре найма помещения необходимо указать и дополнительные условия проживания работника. Например, если сотрудник переезжает в служебную квартиру не один, а вместе с семьей. «В договоре найма определяются права и обязанности сторон по пользованию служебным помещением, — говорит Екатерина Крупина. — Члены семьи нанимателя служебного жилья, проживающие совместно с ним, пользуются всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора, наравне с нанимателем. В установленном порядке сотрудник вправе вселить в занимаемое им служебное жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех членов своей семьи». К тому же, работник не вправе сдавать в поднаем и обменивать занимаемое им служебное помещение, которое ему предоставила компания.

В любом случае перед тем как принимать решение о предоставлении сотруднику жилья, работодатель должен оценить все возможные риски, которых довольно много. Главные из них:

  • высокие затраты на помещение для проживания работника;
  • сложности в юридическом оформлении;
  • привлечение к решению этого вопроса других специалистов;
  • невозможность сразу просчитать эффективность работы приглашенного сотрудника.

Однако, взвесив все «за» и «против», также необходимо помнить, что оплачиваемое жилье — мощный инструмент мотивации и гарантия лояльности специалиста к компании.

Что считать «территорией работодателя», в частности, если с работником произойдет несчастный случай

Работодатель арендует у юридического лица помещения под офис. Согласно договору аренды недвижимого имущества в аренде у работодателя находятся только конкретные помещения, в которых размещены его работники, такие места, как туалетные комнаты, коридоры, лестницы, в качестве арендуемых помещений не указаны. Будет ли считаться несчастным случаем на производстве получение работником травмы в местах, не указанных в договоре аренды в качестве арендуемых работодателем? Что следует понимать под территорией работодателя?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

К территории работодателя, произошедшие на которой события признаются несчастными случаями на производстве, относятся территории, объекты и площади, находящиеся у работодателя на правах собственности, владения, пользования (в том числе аренды) и на иных основаниях. При этом несчастными случаями на производстве могут признаваться и события, которые произошли в местах общего пользования (например, коридоры, лестницы, туалетные комнаты, проходные), не относящихся к территории работодателя, но используемые работниками в связи с исполнением ими своих трудовых обязанностей.

Вопросы расследования и учета несчастных случаев на производстве регламентированы в ст.ст. 227-231 ТК РФ. Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы) вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, — повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли в том числе на территории организации, других объектах и площадях, закрепленных за организацией на правах владения либо аренды, либо в ином месте работы в течение рабочего времени (включая установленные перерывы), в том числе во время следования на рабочее место (с рабочего места) (часть третья ст. 227 ТК РФ, пп. «б» п. 3 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73, ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон N 125-ФЗ)).

Ни в указанных нормах, ни в других нормативных актах, регулирующих вопросы отнесения событий к несчастным случаям на производстве, не уточняется, что следует понимать под термином «территория организации». Анализ судебной практики показывает, что под такой территорией суды понимают территорию, принадлежащую работодателю на праве собственности или другом вещном праве, например на праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения (смотрите, например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2016 N 09АП-7360/16, решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 20.05.2014 по делу N 2-675/2014, решение Советского районного суда г. Воронежа Воронежской области от 06.08.2014 по делу N 2-1687/2014).

По смыслу ст. 3 Закона N 125-ФЗ несчастный случай на производстве — событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных этим Законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть. Таким образом, законом предусмотрено, что нахождение работника не на арендованной работодателем территории в тот момент, когда произошло событие, последствием которого было получение увечья или повреждение работником здоровья, также признается несчастным случаем на производстве, если это нахождение связано с исполнением работником трудовых обязанностей.

Согласно части второй ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей, а также безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Полагаем, что работодатель, обеспечивающий бытовые нужды работников таким образом, что работники вынуждены использовать в процессе своей трудовой деятельности места общего пользования в здании, в котором работодатель арендует отдельные помещения, но в отношении этих мест общего пользования у работодателя не заключен договор аренды с собственником, должен обеспечить и безопасность таких мест для работников. По мнению судебных органов, несчастные случаи, произошедшие с работниками в местах общего пользования, к которым относятся, в том числе, коридоры, туалетные комнаты и лестницы, и при этом не являющиеся объектами собственности, владения или аренды работодателя, могут быть признаны несчастными случаями на производстве (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 05.03.2013 по делу N 33-2446/2013, решение Арбитражного суда Ивановской области от 24.06.2015 по делу N А17-6829/2014). Анализ судебной практики показывает, что при решении вопроса об отнесении события к несчастным случаям на производстве суды исследуют конкретные обстоятельства, при которых работник был вынужден оказаться на не арендованной работодателем территории в процессе трудовой деятельности. Полагаем, что при получении работником увечья или при повреждении им здоровья, например, на лестнице в здании, в котором работодатель арендует отдельное помещение, суд может прийти к выводу о том, что это событие является несчастным случаем на производстве, поскольку у работника не было иной возможности добраться до рабочего места, кроме как использовать для прохода такое место общего пользования (смотрите также ответ с портала «Онлайнинспекция.РФ»).

Читайте также:  Приказ о суммированном учете рабочего времени

Обращаем Ваше внимание на то, что по заданному вопросу мы высказали свое экспертное мнение, которое может отличаться от мнения контролирующих органов. Нам не удалось обнаружить официальные разъяснения по данному вопросу, а судебная практика со схожими ситуациями весьма немногочисленна. Окончательное решение по вопросу может принять только суд с учетом всех обстоятельств конкретного дела.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

2 сентября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Что считать «территорией работодателя», в частности, если с работником произойдет несчастный случай

Работодатель арендует у юридического лица помещения под офис. Согласно договору аренды недвижимого имущества в аренде у работодателя находятся только конкретные помещения, в которых размещены его работники, такие места, как туалетные комнаты, коридоры, лестницы, в качестве арендуемых помещений не указаны. Будет ли считаться несчастным случаем на производстве получение работником травмы в местах, не указанных в договоре аренды в качестве арендуемых работодателем? Что следует понимать под территорией работодателя?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

К территории работодателя, произошедшие на которой события признаются несчастными случаями на производстве, относятся территории, объекты и площади, находящиеся у работодателя на правах собственности, владения, пользования (в том числе аренды) и на иных основаниях. При этом несчастными случаями на производстве могут признаваться и события, которые произошли в местах общего пользования (например, коридоры, лестницы, туалетные комнаты, проходные), не относящихся к территории работодателя, но используемые работниками в связи с исполнением ими своих трудовых обязанностей.

Вопросы расследования и учета несчастных случаев на производстве регламентированы в ст.ст. 227-231 ТК РФ. Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы) вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, — повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли в том числе на территории организации, других объектах и площадях, закрепленных за организацией на правах владения либо аренды, либо в ином месте работы в течение рабочего времени (включая установленные перерывы), в том числе во время следования на рабочее место (с рабочего места) (часть третья ст. 227 ТК РФ, пп. «б» п. 3 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73, ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон N 125-ФЗ)).

Ни в указанных нормах, ни в других нормативных актах, регулирующих вопросы отнесения событий к несчастным случаям на производстве, не уточняется, что следует понимать под термином «территория организации». Анализ судебной практики показывает, что под такой территорией суды понимают территорию, принадлежащую работодателю на праве собственности или другом вещном праве, например на праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения (смотрите, например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2016 N 09АП-7360/16, решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 20.05.2014 по делу N 2-675/2014, решение Советского районного суда г. Воронежа Воронежской области от 06.08.2014 по делу N 2-1687/2014).

По смыслу ст. 3 Закона N 125-ФЗ несчастный случай на производстве — событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных этим Законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть. Таким образом, законом предусмотрено, что нахождение работника не на арендованной работодателем территории в тот момент, когда произошло событие, последствием которого было получение увечья или повреждение работником здоровья, также признается несчастным случаем на производстве, если это нахождение связано с исполнением работником трудовых обязанностей.

Согласно части второй ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей, а также безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Полагаем, что работодатель, обеспечивающий бытовые нужды работников таким образом, что работники вынуждены использовать в процессе своей трудовой деятельности места общего пользования в здании, в котором работодатель арендует отдельные помещения, но в отношении этих мест общего пользования у работодателя не заключен договор аренды с собственником, должен обеспечить и безопасность таких мест для работников. По мнению судебных органов, несчастные случаи, произошедшие с работниками в местах общего пользования, к которым относятся, в том числе, коридоры, туалетные комнаты и лестницы, и при этом не являющиеся объектами собственности, владения или аренды работодателя, могут быть признаны несчастными случаями на производстве (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 05.03.2013 по делу N 33-2446/2013, решение Арбитражного суда Ивановской области от 24.06.2015 по делу N А17-6829/2014). Анализ судебной практики показывает, что при решении вопроса об отнесении события к несчастным случаям на производстве суды исследуют конкретные обстоятельства, при которых работник был вынужден оказаться на не арендованной работодателем территории в процессе трудовой деятельности. Полагаем, что при получении работником увечья или при повреждении им здоровья, например, на лестнице в здании, в котором работодатель арендует отдельное помещение, суд может прийти к выводу о том, что это событие является несчастным случаем на производстве, поскольку у работника не было иной возможности добраться до рабочего места, кроме как использовать для прохода такое место общего пользования (смотрите также ответ с портала «Онлайнинспекция.РФ»).

Обращаем Ваше внимание на то, что по заданному вопросу мы высказали свое экспертное мнение, которое может отличаться от мнения контролирующих органов. Нам не удалось обнаружить официальные разъяснения по данному вопросу, а судебная практика со схожими ситуациями весьма немногочисленна. Окончательное решение по вопросу может принять только суд с учетом всех обстоятельств конкретного дела.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

2 сентября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Могут ли проживать работники на территории работодателя?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каков порядок найма иностранных граждан и лиц без гражданства на работу в РФ? Какие санкции предусмотрены за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности РФ?

Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее — Закон N 115-ФЗ).
Согласно ст. 2 Закона N 115-ФЗ в зависимости от оснований нахождения на территории РФ иностранные граждане подразделяются на следующие категории:
— временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
— временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание;
— постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.
Под трудовой деятельностью при этом понимается в том числе работа иностранного гражданина в РФ на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).
По общему правилу работодатели имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранные граждане, в свою очередь, имеют право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Исключение из этого правила установлено для отдельных категорий иностранных граждан, перечисленных в п.п. 1-9 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ.
Без разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников в случае, если иностранные граждане прибыли в РФ в порядке, не требующем получения визы (п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Это, например, граждане Узбекистана, Таджикистана, Киргизской Республики, Украины и другие, поскольку правительства данных государств и РФ заключили соответствующие соглашения, устанавливающие безвизовый режим пересечения границы РФ (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан (Минск, 30.11.2000), Соглашение между Правительством Республики Белоруссия, Правительством Республики Казахстан, Правительством Киргизской Республики, Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан (Минск, 30.11.2000), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины (Москва, 16.01.1997), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова (Москва, 30.11.2000)).
Привлекая иностранных граждан, пребывание которых на территории РФ не требует получения визы (постоянно или временно проживающих в РФ), работодателю не нужно оформлять разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Но при этом сам работник обязан иметь разрешение на работу, если не относится к одной из категорий, перечисленных в пп.пп. 1-9 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ.
Для осуществления трудовой деятельности в России временно пребывающий иностранный гражданин, если он не относится к категориям, перечисленным в п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, должен иметь разрешение на работу. При этом он не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Аналогичное требование установлено в отношении временно проживающих иностранных граждан п. 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ. Случаи, когда можно осуществлять трудовую деятельность вне региона, на территории которого выдано соответствующее разрешение, определены приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н.
Разрешение на работу выдается в порядке, предусмотренном Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства (утвержден приказом ФМС, Минздравсоцразвития РФ, Минтранса РФ, Госкомрыболовства РФ от 11.01.2008 N 1/4/1/2).
Для осуществления трудовой деятельности «визовым иностранцам», въезжающим в РФ, выдается обыкновенная рабочая виза. Документ виза выдается на основании приглашения, оформленного в порядке, предусмотренном ст. 18 Закона N 115-ФЗ, на срок до 3 месяцев с возможностью последующего ее продления территориальным органом ФМС по месту постановки на миграционный учет по месту пребывания иностранного гражданина путем выдачи многократной визы на срок действия заключенного трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на 1 год для каждой последующей визы (п. 35 Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.06.2003 N 335).
Таким образом, осуществление трудовой деятельности на территории РФ иностранным гражданином, не имеющим права на безвизовый въезд в Россию, сопровождается необходимостью оформления:
— разрешения на привлечение и использование иностранного работника;
— разрешения на работу, выдаваемого на имя самого работника;
приглашения на въезд;
— обыкновенной рабочей визы.
Обязанности работодателя, пригласившего иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившего с иностранным работником новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), перечислены в п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ.
В частности, такой работодатель обязан:
1) иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, если иное не предусмотрено Законом N 115-ФЗ;
2) обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;
3) представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации;
4) уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников. Рекомендованная форма такого уведомления приведена в письме ФНС России от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676.
О заключении трудового договора с иностранным работником работодателю необходимо уведомить территориальный орган ФМС России и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). Форма и порядок подачи указанного уведомления установлены приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147.
Однако в соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ указанный порядок не применяется при приеме на работу иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации. Лица, постоянно проживающие в РФ, самостоятельно сообщают миграционной службе о месте своей работы в рамках ежегодного уведомления органов ФМС (п. 6 ст. 8 Закона N 115-ФЗ). Форма и порядок такого уведомления установлены постановлением Правительства РФ от 17.01.2007 N 21.
Трудоустройство без учета ограничений по защите национального рынка труда осуществляется в отношении трудящихся-мигрантов из Республики Беларусь и Республики Казахстан (Соглашением о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (Санкт-Петербург, 19 ноября 2010 г.)). То есть при приеме на работу гражданина Казахстана и Беларуси действуют те же нормы, что и при устройстве на работу граждан России. Организации-работодателю не нужно уведомлять территориальный орган ФМС, орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, и налоговые органы о факте приема на работу таких иностранных граждан. Косвенно данный вывод подтверждает письмо ФМС от 20.12.2007 N МС-1/9-25552.
Однако указанные нормативные акты не отменяют обязанностей работодателей, предусмотренных законодательством о миграционном учете. В частности, юридическое лицо, у которого иностранный гражданин фактически проживает (находится) либо работает, обязано представить уведомление о его прибытии в место пребывания в орган миграционного учета (п. 7 ч. 1 ст. 2, ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9). Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания утверждена приказом ФМС России от 23.09.2010 N 287.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Привлечение к трудовой деятельности в России иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ).
Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст. 18.16 КоАП РФ).

Читайте также:  Каков образец уведомления при отсутствии работы у работодателя?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арзамасцев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

1 февраля 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Ссылка на основную публикацию