Можно ли принять работника на должность специалиста без диплома о высшем образовании, но имеющего огромный опыт работы в данной области? - Komsindrom.ru

Можно ли принять работника на должность специалиста без диплома о высшем образовании, но имеющего огромный опыт работы в данной области?

Содержание

Без высшего образования: какие шансы?

Если вы соискатель без «корочки»

Соискатели без высшего образования сталкиваются с несколькими проблемами:

  1. их часто отсеивают просто по умолчанию («Смотрим всех, у кого высшее образование»);
  2. они стесняются на собеседованиях и обманывают в резюме;
  3. они могут проигрывать в конкуренции с кандидатом, у которого есть высшее образование.

Еще один вариант той же проблемы — отсутствие профильного образования. Например, вчерашний дизайнер решил уйти в ИТ-сферу и начал изучать программирование самостоятельно, хотя на технической специальности никогда не учился. Работодатели вполне могут отложить резюме только на том основании, что у человека нет соответствующего диплома.

Существуют должности, для которых крайне важны конкретные и узкие профессиональные навыки, однако многие соискатели не получают даже возможности показать себя.

Что дает высшее образование на самом деле?

Служба исследований HeadHunter, опросив более 12 000 работников, выяснила следующее. Те, кто окончил вуз, подчеркивают, что в первую очередь улучшили общее интеллектуальное развитие во время обучения — это отметили 60% опрошенных. А те, кто получил среднее профессиональное образование, говорят, что в первую очередь овладели конкретными профессиональными навыками (65%).

Согласно сегодняшним представлениям о необходимых для успешной работы компетенциях, важны как конкретные умения, так и метанавыки, которые обычно как раз относят к «общему развитию». Таким образом, свои сильные стороны есть и у высшего, и у среднего специального образования. Однако важно отметить, что, кроме развилки «вуз или колледж» существует множество других вариантов для обучения.

Мы решили спросить у работодателей и сотрудников, действительно ли образование играет такую значимую роль в трудоустройстве.

Евгений Смирнов

Мне всё равно, есть ли у сотрудника «корочка» или нет. Более того, я, честно говоря, не знаю, у кого из моих сотрудников есть высшее образование, а у кого — нет. Вернее, так: знаю только о двух людях, так как оба заканчивали тот же факультет университета, где я учился.

В современном мире образование — это не гарант навыков или уровня соискателя. Программы любого российского вуза, если говорить об ИТ, безнадежно отстают от рынка. Поэтому 90% нормальных разработчиков начинают работать с первого курса, чтобы к концу обучения получить 4-6 лет опыта работы в индустрии, а не красный диплом.

О нескольких своих сотрудниках я знаю, что они прекратили обучение в вузах (в том числе, топовых в Санкт-Петербурге) именно по причине бессмысленности этого процесса с точки зрения карьерного роста.

Нормальная современная компания не оценивает кандидата по наличию или отсутствию высшего образования. Оцениваются умения и знания (hard skills), социально-эмоциональные навыки (soft skills), а также рекомендации. Я бы рекомендовал бежать из компании, в которой высшее образование является обязательным критерием, поскольку подобные компании вымрут, как мамонты.

Мария Кочакова

Когда меня нанимали на первую работу, в требованиях было гуманитарное образование — филфак или журфак, а также требовался красный диплом. У меня как раз был красный — это роль сыграло, думаю. Довольно абсурдное требование, которое сильно снижало количество возможных кандидатов. Но тем не менее красный диплом добавил баллов.

В профессии сценариста компьютерных игр и преподавателя сценаристики компьютерных игр мне очень пригодилось образование филолога — и начитанность, и русский язык, и педагогическая практика. Сценарному делу я в вузе не училась, только на практике. Но филологическое образование — литературоведение, лингвистика, русский язык — пошло на пользу.

Я сейчас как раз занимаюсь тем, чтобы технарям преподавать основы гуманитарных знаний на частных онлайн-курсах, потому что люди приходят совсем без базы. Например, им нужно поднимать сложный большой пласт мифологии, который на том же филфаке изучают на первом курсе.

При этом для того, чтобы быть сценаристом, не обязательно получать диплом сценариста. Но гуманитарное образование поможет. Я периодически нанимаю людей на аутсорс, по самым разным задачам — и на образование не смотрю, только на выполнение тестового задания и опыт, указанный в резюме.

Елена Савчук

Руководитель event-направления и клиентских коммуникаций в HeadHunter

Университет я так и не окончила: поступала в два вуза и уходила из них с первого курса, примерно через полгода. Мне казалось, что я уже взрослая, работаю, у меня есть деньги, а значит, нечего мне там делать. Из-за работы мне приходилось пропускать семинары, были проблемы с допуском к экзаменам, я волновалась и в итоге решила, что все это не для меня.

Работаю в общей сложности уже 17 лет. На каждом собеседовании мне приходилось краснеть и скрывать, что я неуч. Вернее, не скрывать, а давать ложную информацию — неоконченное высшее. Или говорила, что диплом вуза есть, но нужно его поискать, был переезд, документы потерялись. Чувствовала себя ужасно неловко в эти моменты и старалась побыстрее закрыть тему.

В результате работодатели мне не напоминали о дипломе, и вопрос сам собой сходил на нет. В целом, проблем не возникало, кроме морально-этических.

Отсутствие диплома в моем случае никак не влияет на рабочий процесс. Уже больше 10 лет я занимаюсь организацией бизнес-форумов и конференций, а этому не учат в вузах. Все познавала на практике и на опыте коллег. Сейчас сама могу кого угодно консультировать в этой сфере.

Так нужен ли диплом?

Высокая карьерная лабильность сегодня становится все более популярной тактикой профессионального развития. Многие специалисты круто меняют карьеру, переучиваясь и открывая для себя новые сферы. При этом возможностей для образования и самообразования делается больше. Альтернативой второму и третьему высшему образованию, получение которого займёт несколько лет, могут стать массовые открытые онлайн-курсы, занятия с репетиторами и, конечно, практика. Готовые проекты — это уже интересная тема для обсуждения на собеседовании.

Есть основания предполагать, что в ближайшие годы образовательная система будет развиваться и становиться сложнее, а привычные этапы и статусы утратят свою силу. Однако уже сейчас работодателям лучше обращать внимание на конкретные умения и таланты, а соискателям — запасаться рекомендациями и готовыми проектами, которые говорят об успехах куда больше, чем оценки в дипломе.

А вам приходилось сталкиваться со строгим отбором по уровню образования?

Без диплома никуда не устроиться. Что делать?

Очень часто окончив ВУЗ молодые люди оказываются один на один с проблемой дальнейшего трудоустройства. Получение образование — только первая ступень на пути к самостоятельной ответственной взрослой жизни. Что же делать после того, как эта ступень пройдена? Как найти работу?

Примерно 75% всех выпускников ВУЗов испытывают трудности с поиском работы. С отменой обязательного распределения бывших студентов по рабочим местам даже наличие красного диплома престижного ВУЗа не гарантирует защиты от безработицы.

Почему так происходит?

Для этого, разумеется, есть ряд причин:

несоответствие количества выпускаемых специалистов по отдельным специальностям запросам общества (например, ВУЗы выпускают много финансовых специалистов, но согласно статистике занятости, ощущается острая нехватка хороших педагогов, логопедов и т.д.);

повышенные требований молодых людей к условиям работы (комфортный рабочий график, четкое соблюдение трудового кодекса, зарплата от 30-40 тыс. руб. и т.д.) при низком уровне знаний и квалификации;

нежелание работодателей, принимая молодого специалиста без стажа, получать «кота в мешке» (неизвестно, имеет ли молодой человек представление о той сфере, в которой ему придется работать);

отсутствие грамотной государственной политики по профориентации и привлечению молодых людей на мероприятия по повышению квалификации.

В то же время наблюдается и обратная любопытная тенденция. Работодатели предпочитают брать на работу людей с высшим образованием, даже если речь идет о самых низших должностях. Количество работников с ВО повышает престижность компании и свидетельствует об общем уровне обучаемости персонала новым тенденциям (считается, что человек с высшим образованием имеет больший кругозор, поэтому быстрее ориентируется в текущих изменениях).

Диплом ВУЗа не гарантирует трудоустройства, но повышает шансы молодого специалиста устроиться на работу при наличии конкурентов.

Это означает, что если на одно рабочее место претендует несколько человек, из которых только один имеет высшее образование, а остальные – среднее специальное или ниже, то у вузовского выпускника с достаточной квалификацией появляется шанс на трудоустройство.

Из данной ситуации можно сделать вывод: образование необходимо, но к диплому должны прилагаться практические навыки или трудовой стаж, полученные еще в студенческие годы.

Всякого человека должно судить по его делам. (М.Сервантес)

Далеко не все студенты сегодня поступают на специальности, по которым действительно хотят работать в будущем. Многие выпускники школ грешат поступлением в ВУЗы на те специальности, на которые хватит баллов. Виной тому отсутствие своевременной профориентации. Как итог – выпускники высших учебных заведений, не заинтересованные в собственной профессии. Выпускник не стремится заниматься этим делом – отсюда проблемы с трудоустройством, поиском себя и собственного счастья. Поэтому, чтобы в дальнейшем избежать разочарований, родителям нужно постараться вовремя протянуть руку помощи и помочь своему ребенку в вопросе самоопределения. Выбирать профессию нужно ту, к которой лежит сердце и даже если вдруг случилось так, что студент окончил университет по не желаемой профессии – никогда не поздно всё изменить. Нужно только научиться видеть возможности. Может быть полученная специальность сможет стать подспорьем и хорошей базой для желаемой профессии?

Читайте также:  Как разработать трудовой договор с дистанционным работником?

Если студент получил профессию, о которой всегда мечтал, но столкнулся с проблемой трудоустройства, вот ряд советов, которые, возможно, помогут ему решить ситуацию:

Первым делом необходимо разместить свое резюме на сайтах, занимающихся трудоустройством. Также резюме стоит разослать в кадровые агентства. Чем больше экземпляров резюме будет отправлено – тем больше возрастает шанс найти желаемую работу.

Необходимо найти форумы, на которых общаются специалисты сферы выбранной вакансии, чаще всего на таких форумах есть раздел «работа», в котором можно выдвинуть на рассмотрение свою кандидатуру.

Просмотреть вакансии в социальных сетях, найти группы, в которых общаются специалисты выбранной вакансии, отслеживать размещенные предложения о работе, выдвигать на рассмотрение свою кандидатуру.

При поиске работы не стоит пренебрегать помощью знакомых, родителей, друзей, родственников. Ваше окружение должно узнать о вашей потребности.

Из СМИ или центра занятости узнать информацию о том, когда будет проводиться ярмарка вакансий для студентов. Посетить ярмарку.

Регулярно повышать свой уровень образования. Используйте любую возможность, чтобы узнать новое по вашей специальности из интернета, специализированной литературы, от друзей и сокурсников. Осваивайте смежные области знаний: новые навыки повысят шансы на трудоустройство.

Обратиться за помощью к карьерным консультантам. Это люди, помогающие бывшим выпускникам перевести полученные в ВУЗе умения в полезные навыки. Хотя помощь карьерных консультантов требует финансовых вложений, дело с трудоустройством пойдет намного быстрее.

Попробуйте рассмотреть смежные профессии, другие наименования вакансий, связанные с желаемой должностью. Например, если студент получил специальность технического характера, можно попробовать рассмотреть вакансию менеджера по техническим устройствам, это даст возможность повысить свою компетентность в данной сфере, развить новые навыки и возможности, что в дальнейшем может дать шанс получить желаемую работу.

Чем активнее бывший студент будет проявлять себя, чем шире будут его знания, тем легче будет найти работу. Сегодня руководители предприятий в обязательном порядке проводят собеседования с претендентами на рабочее место.

Не теряйтесь и покажите себя с лучшей стороны. Даже при отсутствии практических навыков инициативного, эрудированного и энергичного работника начальство оценит и, возможно, отдаст предпочтение ему перед другими конкурентами.

Многие студенты находят работу по специальности еще до окончания ВУЗа, и это очень хорошо, так как дает дополнительные привилегии в виде опыта при дальнейшем поиске работы. У студентов очного отделения есть возможность устроится работать стажером на полставки.

Дорогие студенты и родители! Задумываться о трудоустройстве лучше всего начинать задолго до получения диплома.

Кем работают и сколько зарабатывают люди без высшего образования

Истории читателей Т—Ж

Не так давно мы спросили читателей Т—Ж , что они думают о высшем образовании.

По итогам дискуссии мы выбрали несколько историй: как решиться бросить бессмысленную учебу в университете, как диплом в ИТ -сфере влияет на доход и правда ли программисты могут научиться всему за домашним компьютером.

«Если сравнивать с вакансиями переводчиков с китайского, то я получаю в полтора-два раза больше»

На кого учился: переводчик с китайского

Кем работает: звукорежиссер и саундпродюсер

Доход: 150 тысяч рублей в месяц

Меня с детства программировали на то, что высшее образование крайне необходимо для успеха. Но сделать осмысленный выбор после выпускного сложно: в жизни я видел еще совсем немного, как и мои родители, поэтому просто плыл по течению. Многие друзья поехали поступать в Томский государственный университет, мама тогда тоже жила в Томске — вообще, я из маленького города Юрги Кемеровской области, — вот я и решил, что это хорошая идея.

Поскольку в школе мне очень нравились иностранные языки, решил поступать на специальность «Перевод и переводоведение». Хотел изучать английский, но плохо подготовился к вступительному и не набрал достаточного количества баллов. Зато прошел на китайский — и в очередной раз дал себя убедить, что это перспективно, хорошие деньги в будущем и так далее.

Проучился там до второго курса. Я не мог понять, зачем будущему переводчику с китайского постоянно пересдавать зачет по античной культуре и мифологии Древней Греции или как успеваемость по физкультуре может повлиять на дальнейшую карьеру.

Это довольно быстро убило во мне желание учиться, несмотря на то что язык оказался интересным.

Меня все сильнее затягивало мое хобби — музыка. Образовательный кредит рос, и я решил, что хватит тратить время и деньги на то, что не приносит удовольствия. Так и отчислился.

Сейчас я занимаюсь звукорежиссурой, аранжировкой, саундпродюсированием и всем, что связано с музыкой. Здесь ты сам выбираешь, какие знания и когда получать, а вместо экзаменов и оценок — реальные заказы и деньги.

Само собой, мое увлечение не сразу стало работой со стабильным доходом. Поэтому, пока жил в Томске, я работал и на лесопилке, и на стройке, и промоутером в МТС , но адекватных денег там не было. Помогала мама, пока музыка не начала приносить какой-то заработок.

Я переехал в Москву, обзавелся семьей и ощутил совсем другие масштабы трат. Мой нестабильный месячный доход от музыки — 15–30 тысяч рублей — совсем не позволял тут жить. Пришлось на первое время устроиться через аутсорсинговую фирму кассиром в «Ашане», это была самая высокооплачиваемая вакансия из тех, что позволяли работать в любом удобном мне графике.

Мое дело тем временем не стояло на месте, я стал получать стабильные 30–40 тысяч в месяц не выходя из дома, что в 2012 году было неплохо.

«Если бы у меня был диплом, я бы, наверное, поехала работать куда-то в глубинку, в сложную школу к сложным детям»

На кого училась: химик, экономист и педагог

Кем работает: менеджер ИТ -проектов

Доход: 120–150 тысяч рублей в месяц

В школе я была отличницей, книжным ребенком, но что такое профессия и как ее выбирать в 16 лет — понятия не имела. Из всех уроков химия казалась мне самой интересной, поэтому поступила на химический факультет в ННГУ имени Лобачевского в Нижнем Новгороде. Училась на вечернем и работала. Работа была интересной, а учеба — нет, так что я все чаще вечером оставалась на работе, пока вообще не перестала ходить в университет. Отучилась меньше трех лет.

Второй раз поступила на заочное отделение чего-то экономического уже в Муроме. Хватило, кажется, на год. Я окончательно поняла, что высиживать часами разную скукоту в течение пяти лет ради корочки — не мое.

В третий раз я решила попробовать по-настоящему: нереализованный педагог во мне рвался наружу. Я переехала в Москву и поступила в педагогический вуз. Но, увы, интересная работа, от которой я получала деньги, пусть маленькие, и отдачу прямо сейчас, снова постепенно свела на нет скучную учебу. Об этом я, пожалуй, жалею: условия на работе позволяли высидеть пять лет учебы без особых проблем. Но, видимо, не хватало мотивации: педагогическое образование у нас скорее мертво, а диплом для меня мотивация все-таки недостаточная.

Читайте также:  Как правильно изменить режим работы конкретному сотруднику?

Работать я начинала совершенно с нуля в одной широко известной дизайн-студии, куда меня без опыта взяли за красивые глаза, светлую голову и правильное понимание того, что такое дизайн. Потом я сменила еще несколько студий, занимающихся заказной веб- и мобильной разработкой, старалась постепенно наращивать сложность проектов — иначе было скучно — и в какой-то момент неожиданно уперлась в потолок: обнаружила, что более сложные проекты я делать не могу, просто не понимаю, о чем разговаривают люди вокруг, не хватает программистского или инженерного опыта или образования.

Оказывается, выезжать на отличных коммуникационных скилах и общей эрудиции можно только до определенного момента.

Это повергло меня в ужасную тоску, потому что становиться технарем я категорически не хотела, мне всегда казалось, что лучший мой талант — умение балансировать между технарями и бизнесом. В этом состоянии экзистенциального кризиса меня нашел мой нынешний работодатель. Теперь у меня идеальная работа: с одной стороны, знакомый и родной мне мир ИТ , с другой стороны — мне не надо прикидываться тем, кем я пока не могу быть.

Работать в крупную ИТ -компанию меня позвал давний друг, директор одного из подразделений, которое занимается заказной разработкой и внедрениями. Любой директор на подобной работе рано или поздно обнаруживает, что в основном занимается зарабатыванием денег, немного успевает присматривать за текущими клиентскими проектами и вообще не успевает выстраивать и налаживать какие-то процессы внутри. Внутренняя инфраструктура дряхлеет, регламенты морально устаревают, никто уже толком не помнит, почему в 2008 году решили считать вот этот показатель так, а не иначе, все ноют, всем все неудобно. Нужна отдельная голова, которую не будут отвлекать клиентские — априори более важные — задачи, но очень мало где такая есть. У нас этим занимаюсь я. Формально моя должность называется «заместитель директора», но, по сути, я менеджер внутренних проектов.

Мой доход сейчас где-то в районе 120–150 тысяч и дальше должен расти. Если бы у меня было техническое образование — не просто диплом! — и я была бы технически подкованным менеджером проектов, то и зарплата была бы больше.

Я могла бы уже сейчас зарабатывать от 200 тысяч и больше: рынок в этой сфере щедр.

Все самое сложное, перспективное и высокооплачиваемое программирование сейчас связано с математикой: анализ данных, нейросети, роботы, искусственный интеллект и так далее. При этом программирование, в смысле кодинг, — штука прикладная, ей можно научиться за домашним компьютером. А вот освоить дома математику на уровне, на котором ее преподают где-нибудь вроде ВМК МГУ , — это сложно, да и с какого-то момента чисто технически перестанет хватать мощностей. И получается, если вам нужен программист, чтобы писать код, вы берете опытного, адекватного и не смотрите, где он учился и учился ли. А если нужна звезда, чтобы двигать вас куда-то в сторону переднего края современных технологий, — то вы отсеиваете кандидатов по весьма короткому списку вузов и факультетов.

Я несколько раз думала уйти куда-нибудь в образование, но для этого мне не хватает диплома: в сфере образования все очень строго с формальностями, особенно в школе. Если бы у меня был диплом, я бы, наверное, поехала работать куда-то в глубинку, в сложную школу к сложным детям, в какой-нибудь интернат: все это подвижничество в духе народников конца 19 века очень мне близко. Но нет, уже понятно, что не сложилось, пытаться в четвертый раз точно не буду.

была бы зарплата при наличии технического образования

Карьера без высшего образования

Фраза «высшее образование — обязательно» присутствует почти в каждом объявлении о вакансии, если только речь не идет о рабочих специальностях. Но значит ли это, что без высшего образования о карьере можно забыть? Ведь на деле нередко год опыта работы значит больше, чем пять лет сидения на лекциях.

«Взяли человека на должность регионального менеджера, с высшим образованием, но без опыта работы, — рассказывает сотрудник торговой компании. — Так он не особо понимает разницу между супервайзером и мерчендайзером. А должность «супервайзер мерчендайзеров» вызывает у него полный паралич сознания».

Почему требуют высшее образование?

Высшее образование само по себе не является гарантией успешного трудоустройства, утверждают эксперты. Нередки ситуации, когда профессиональный опыт кандидата, его квалификация играют большую роль, чем наличие у него диплома о высшем образовании.

Однако если работодателю придется выбирать между двумя кандидатами с хорошим опытом работы, и при этом у одного из них будет высшее образование, а у другого нет, то с наибольшей вероятностью он отдаст предпочтение первому кандидату.

Дело в том, что наличие высшего образования подразумевает наличие специальных знаний у кандидата, широкий кругозор, умение анализировать большой объем информации и делать адекватные выводы. Кроме того, обучение в вузе формирует навыки самостоятельной работы, организации времени и самоконтроля.

Правда, на этот счет есть и другое мнение. Эйчары знают, как «звездят» некоторые выпускники престижных вузов, чьи амбиции не всегда подкреплены необходимыми знаниями.

Когда высшее образование обязательно, а когда нет

Требования работодателя к квалификации сотрудника строго индивидуальны и зависят от той сферы, в которой будет работать соискатель, и от должности. Ряд профессий подразумевает обязательное наличие высшего образования. Большая часть банковских специальностей требует от сотрудников глубоких теоретических знаний и практических навыков. Поэтому обычно банки предпочитают кандидатов с высшим образованием. Более того, для некоторых позиций в банке наличие высшего образования обязательно.

Специалист без высшего образования не может претендовать на вакансии в сферах топ-менеджмента, экономики, маркетинга, участвовать в разработках новых технологий и т. д., поскольку большой объем знаний, которые понадобятся для работы, получить можно только в вузе.

Но не всегда высшее образование является принципиальным условием для приема на работу, напоминают эксперты.

К примеру, должность менеджера по продажам не требует обширных специальных знаний, если только речь не идет об очень узком сегменте. И зачастую работодатель ждет от кандидата в первую очередь умения эффективно продавать, общаться и заинтересовывать клиента.

Для того чтобы работать таможенным декларантом, также достаточно средне-специального образования, а порой всего лишь курсов по этой специальности. Ключевую роль при решении о приеме на такую работу играют опыт и личностные качества. Был случай, когда в крупную иностранную компанию на должность декларанта был принят специалист со средне-специальным образованием, но обладающий всеми необходимыми навыками и внушительным опытом, чем и «переиграл» нескольких кандидатов с высшим образованием.

Отправлять ли резюме?

В одних случаях, не имея высшего образования, отправлять резюме на вакансию, где высшее образование указано в качестве обязательного условия (особенно узкопрофильное), просто бессмысленно. А в других — абсолютно приемлемо.

Последнее особенно относится к людям творческих профессий, например к дизайнерам. Главным критерием оценки этих кандидатов является не образование, а их работы. Если специалист талантлив, имеет хороший опыт и множество творческих идей, то он может принести гораздо большую пользу работодателю, чем человек, не обладающий подобными качествами, но имеющий высшее образование.

Можно смело отправлять свое резюме работодателю, если ваш практический опыт соответствует ожиданиям работодателя. У нас была кандидатка, которая не имела высшего образования, но длительное время работала в западной компании. При рассмотрении ее кандидатуры на должность бухгалтера основополагающим критерием был ее огромный практический опыт и отличная рекомендация предыдущего работодателя.

Далеко не у всех соискателей имеется высшее образование. Тем не менее они являются мастерами своего дела, эффективно работают и получают хорошую заработную плату. Если человек находится «на своем месте», любит свою профессию и желает развиваться в ней, то какое бы образование он ни имел, у него всегда есть шансы реализоваться в любимом деле.

В июле 2008 Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) выяснил, насколько значимо наличие диплома о высшем образовании для россиян.

Подавляющее большинство наших соотечественников считает, что высшее образование обеспечивает человеку успешную карьеру и облегчает достижение жизненных целей (76%). Причем наиболее активно этот тезис поддерживают люди с низким уровнем образования (80%), а также высокообразованные респонденты (79%).

45% россиян полагают, что в наше время можно сделать удачную карьеру и без высшего образования. 44% склонны полагать, что для удачной карьеры диплом о высшем образовании все же необходим. Последняя позиция наиболее характерна для высокообразованных граждан (48%).

Половина россиян не согласна с тем, что без высшего образования человек обречен на неквалифицированную и низкооплачиваемую работу (50%). К такой оценке наиболее склонны люди со средним уровнем образования (50-53%).

Кем работают и сколько зарабатывают люди без высшего образования

Истории читателей Т—Ж

Не так давно мы спросили читателей Т—Ж , что они думают о высшем образовании.

По итогам дискуссии мы выбрали несколько историй: как решиться бросить бессмысленную учебу в университете, как диплом в ИТ -сфере влияет на доход и правда ли программисты могут научиться всему за домашним компьютером.

«Если сравнивать с вакансиями переводчиков с китайского, то я получаю в полтора-два раза больше»

На кого учился: переводчик с китайского

Кем работает: звукорежиссер и саундпродюсер

Доход: 150 тысяч рублей в месяц

Меня с детства программировали на то, что высшее образование крайне необходимо для успеха. Но сделать осмысленный выбор после выпускного сложно: в жизни я видел еще совсем немного, как и мои родители, поэтому просто плыл по течению. Многие друзья поехали поступать в Томский государственный университет, мама тогда тоже жила в Томске — вообще, я из маленького города Юрги Кемеровской области, — вот я и решил, что это хорошая идея.

Поскольку в школе мне очень нравились иностранные языки, решил поступать на специальность «Перевод и переводоведение». Хотел изучать английский, но плохо подготовился к вступительному и не набрал достаточного количества баллов. Зато прошел на китайский — и в очередной раз дал себя убедить, что это перспективно, хорошие деньги в будущем и так далее.

Проучился там до второго курса. Я не мог понять, зачем будущему переводчику с китайского постоянно пересдавать зачет по античной культуре и мифологии Древней Греции или как успеваемость по физкультуре может повлиять на дальнейшую карьеру.

Это довольно быстро убило во мне желание учиться, несмотря на то что язык оказался интересным.

Меня все сильнее затягивало мое хобби — музыка. Образовательный кредит рос, и я решил, что хватит тратить время и деньги на то, что не приносит удовольствия. Так и отчислился.

Сейчас я занимаюсь звукорежиссурой, аранжировкой, саундпродюсированием и всем, что связано с музыкой. Здесь ты сам выбираешь, какие знания и когда получать, а вместо экзаменов и оценок — реальные заказы и деньги.

Само собой, мое увлечение не сразу стало работой со стабильным доходом. Поэтому, пока жил в Томске, я работал и на лесопилке, и на стройке, и промоутером в МТС , но адекватных денег там не было. Помогала мама, пока музыка не начала приносить какой-то заработок.

Я переехал в Москву, обзавелся семьей и ощутил совсем другие масштабы трат. Мой нестабильный месячный доход от музыки — 15–30 тысяч рублей — совсем не позволял тут жить. Пришлось на первое время устроиться через аутсорсинговую фирму кассиром в «Ашане», это была самая высокооплачиваемая вакансия из тех, что позволяли работать в любом удобном мне графике.

Мое дело тем временем не стояло на месте, я стал получать стабильные 30–40 тысяч в месяц не выходя из дома, что в 2012 году было неплохо.

«Если бы у меня был диплом, я бы, наверное, поехала работать куда-то в глубинку, в сложную школу к сложным детям»

На кого училась: химик, экономист и педагог

Кем работает: менеджер ИТ -проектов

Доход: 120–150 тысяч рублей в месяц

В школе я была отличницей, книжным ребенком, но что такое профессия и как ее выбирать в 16 лет — понятия не имела. Из всех уроков химия казалась мне самой интересной, поэтому поступила на химический факультет в ННГУ имени Лобачевского в Нижнем Новгороде. Училась на вечернем и работала. Работа была интересной, а учеба — нет, так что я все чаще вечером оставалась на работе, пока вообще не перестала ходить в университет. Отучилась меньше трех лет.

Второй раз поступила на заочное отделение чего-то экономического уже в Муроме. Хватило, кажется, на год. Я окончательно поняла, что высиживать часами разную скукоту в течение пяти лет ради корочки — не мое.

В третий раз я решила попробовать по-настоящему: нереализованный педагог во мне рвался наружу. Я переехала в Москву и поступила в педагогический вуз. Но, увы, интересная работа, от которой я получала деньги, пусть маленькие, и отдачу прямо сейчас, снова постепенно свела на нет скучную учебу. Об этом я, пожалуй, жалею: условия на работе позволяли высидеть пять лет учебы без особых проблем. Но, видимо, не хватало мотивации: педагогическое образование у нас скорее мертво, а диплом для меня мотивация все-таки недостаточная.

Работать я начинала совершенно с нуля в одной широко известной дизайн-студии, куда меня без опыта взяли за красивые глаза, светлую голову и правильное понимание того, что такое дизайн. Потом я сменила еще несколько студий, занимающихся заказной веб- и мобильной разработкой, старалась постепенно наращивать сложность проектов — иначе было скучно — и в какой-то момент неожиданно уперлась в потолок: обнаружила, что более сложные проекты я делать не могу, просто не понимаю, о чем разговаривают люди вокруг, не хватает программистского или инженерного опыта или образования.

Оказывается, выезжать на отличных коммуникационных скилах и общей эрудиции можно только до определенного момента.

Это повергло меня в ужасную тоску, потому что становиться технарем я категорически не хотела, мне всегда казалось, что лучший мой талант — умение балансировать между технарями и бизнесом. В этом состоянии экзистенциального кризиса меня нашел мой нынешний работодатель. Теперь у меня идеальная работа: с одной стороны, знакомый и родной мне мир ИТ , с другой стороны — мне не надо прикидываться тем, кем я пока не могу быть.

Работать в крупную ИТ -компанию меня позвал давний друг, директор одного из подразделений, которое занимается заказной разработкой и внедрениями. Любой директор на подобной работе рано или поздно обнаруживает, что в основном занимается зарабатыванием денег, немного успевает присматривать за текущими клиентскими проектами и вообще не успевает выстраивать и налаживать какие-то процессы внутри. Внутренняя инфраструктура дряхлеет, регламенты морально устаревают, никто уже толком не помнит, почему в 2008 году решили считать вот этот показатель так, а не иначе, все ноют, всем все неудобно. Нужна отдельная голова, которую не будут отвлекать клиентские — априори более важные — задачи, но очень мало где такая есть. У нас этим занимаюсь я. Формально моя должность называется «заместитель директора», но, по сути, я менеджер внутренних проектов.

Мой доход сейчас где-то в районе 120–150 тысяч и дальше должен расти. Если бы у меня было техническое образование — не просто диплом! — и я была бы технически подкованным менеджером проектов, то и зарплата была бы больше.

Я могла бы уже сейчас зарабатывать от 200 тысяч и больше: рынок в этой сфере щедр.

Все самое сложное, перспективное и высокооплачиваемое программирование сейчас связано с математикой: анализ данных, нейросети, роботы, искусственный интеллект и так далее. При этом программирование, в смысле кодинг, — штука прикладная, ей можно научиться за домашним компьютером. А вот освоить дома математику на уровне, на котором ее преподают где-нибудь вроде ВМК МГУ , — это сложно, да и с какого-то момента чисто технически перестанет хватать мощностей. И получается, если вам нужен программист, чтобы писать код, вы берете опытного, адекватного и не смотрите, где он учился и учился ли. А если нужна звезда, чтобы двигать вас куда-то в сторону переднего края современных технологий, — то вы отсеиваете кандидатов по весьма короткому списку вузов и факультетов.

Я несколько раз думала уйти куда-нибудь в образование, но для этого мне не хватает диплома: в сфере образования все очень строго с формальностями, особенно в школе. Если бы у меня был диплом, я бы, наверное, поехала работать куда-то в глубинку, в сложную школу к сложным детям, в какой-нибудь интернат: все это подвижничество в духе народников конца 19 века очень мне близко. Но нет, уже понятно, что не сложилось, пытаться в четвертый раз точно не буду.

была бы зарплата при наличии технического образования

Читайте также:  Обязательные приказы в организации на начало года
Ссылка на основную публикацию
Диплом для удачной карьеры