Можно ли принять тренера-преподавателя без педагогического образования? - Komsindrom.ru

Можно ли принять тренера-преподавателя без педагогического образования?

Можно ли принять тренера-преподавателя без педагогического образования?

Главная страницаФорум Гарант

  • 1 из 2
  • 1
  • 2
  • >

например тренером
не-а.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (с изменениями и дополнениями)
Тренер-преподаватель (включая старшего)
Должностные обязанности. Осуществляет набор в спортивную школу, секцию, группу спортивной и оздоровительной направленности детей и подростков, желающих заниматься физической культурой и спортом и не имеющих медицинских противопоказаний. Отбирает наиболее перспективных обучающихся, воспитанников для их дальнейшего спортивного совершенствования. Проводит учебно-тренировочную и воспитательную работу, используя разнообразные приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий с использованием наиболее эффективных методов спортивной подготовки обучающихся и их оздоровления. Организует разнообразные виды деятельности обучающихся, воспитанников, в т.ч. самостоятельную, исследовательскую, проблемное обучение, ориентируясь на их личность, развитие мотивации их познавательных интересов, способностей; осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися, воспитанниками уровней спортивной (физической) подготовки, оценивает эффективность их обучения с использованием современных информационных и компьютерных технологий, в т.ч. текстовых редакторов и электронных таблиц в своей деятельности. Обеспечивает повышение уровня физической, теоретической, морально-волевой, технической и спортивной подготовки обучающихся, воспитанников, укрепление и охрану их здоровья в процессе занятий, безопасность учебно-тренировочного процесса. Ведет профилактическую работу по противодействию применению обучающимися, воспитанниками различных видов допингов. Ведет систематический учет, анализ, обобщение результатов работы, в том числе и с использование электронных форм. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям, лицам, их заменяющим. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего тренера-преподавателя наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности тренера-преподавателя, осуществляет координацию деятельности тренеров-преподавателей, других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь тренерам-преподавателям, способствует обобщению их передового педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную, оздоровительную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; методику преподавания; особенности физического развития обучающихся, воспитанников разного возраста; методы спортивной подготовки обучающихся, воспитанников и их оздоровления; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой и браузерами; мультимедийным оборудованием; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, из заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики и коррекции, снятия стрессов и т.п.; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы.
Для старшего тренера-преподавателя — высшее профессиональное образование в области физкультуры и спорта и стаж работы по специальности не менее 2 лет.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 августа 2011 г. N 916н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта»
Тренер
Должностные обязанности. Осуществляет подготовку спортсменов к спортивным соревнованиям, а также руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов. Осуществляет подбор перспективных спортсменов в спортивную команду. Обеспечивает физическую, техническую, тактическую и морально-волевую подготовку спортсменов. Разрабатывает индивидуальные планы подготовки спортсменов (команды) согласно утвержденным планам проведения спортивных мероприятий. Участвует в разработке комплексной программы подготовки спортсменов спортивной команды к спортивным соревнованиям по соответствующему направлению в работе. Ведет учет спортивных результатов спортсменов. Контролирует выполнение программы подготовки спортивной команды, своевременное прохождение спортсменом допинг-контроля (в соответствии с утвержденными правилами). Анализирует результаты выступления спортсменов, спортивной команды на спортивных соревнованиях, вносит коррективы в их дальнейшую подготовку. Принимает участие в организации и проведении мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним. Обеспечивает внедрение новейших методик подготовки спортсменов (по виду спорта) в практику тренировочного процесса. Обеспечивает соблюдение правил по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в области физической культуры и спорта; Олимпийскую хартию Международного олимпийского комитета; положения, правила и регламенты проведения международных спортивных соревнований, принятые международными федерациями по видам спорта; Устав Олимпийского комитета России; современные методики спортивной тренировки и соревновательной деятельности; основы спортивной медицины, медицинского контроля и способы оказания первой помощи; порядок допинг-контроля и антидопинговые правила; основы психологии, педагогики, биомеханики, физиологии и гигиены спорта; методы планирования тренировочного процесса; современные методы тренировочной работы со спортсменами; методы корректировки индивидуальных планов спортсменов, составления и ведения первичной учетно-отчетной документации; нормативные документы, регламентирующие работу со служебной документацией; основы трудового законодательства; основы работы на персональном компьютере; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта без предъявления требований к стажу работы.

Только образование требуется не педагогическое, а «в области физкультуры».

и еще один вопрос меня хотят уволить по основанию п. 3 ч. 1 ст. 84 ТК РФ вследствии нарушения установленных федеральным законодательством правил заключения трудового договора — в связи с отсутствием у работника документа об образовании, это законно?
конечно, если на момент заключения ТД установленные квал.справочниками требования к образованию уже действовали.

Я вот подумал ( :creepy: ) — и не нашел ограничений.

Статья 3. Запрещение дискриминации в сфере труда

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Смотрю требования, установленные федеральными законами — ограничений не вижу.

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • о себе (336)
  • детки (299)
  • жизнь (266)
  • цитаты (177)
  • йога (98)
  • Фото (56)
  • человеческие отношения (44)
  • кошки (26)
  • путешествия (24)
  • погода (24)
  • природа (21)
  • москва (17)
  • книги (17)
  • ли.ру (15)
  • юмор (13)
  • кулинария (10)
  • аюрведа (9)
  • интерьер (6)
  • музыка (6)
  • Детские перлы (5)
  • сайты (5)
  • красота (5)
  • Оч.умелые руки (4)
  • рифмоплётство (2)
  • гороскопы (1)
  • животные (1)
  • медитация (1)

Цитатник

Полнота жизни и счастья приходит к нам через мать 3 Полнота жизни и счастья приходи.

9 КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, КОТОРЫЕ ЗАСТАВЯТ МОЗГ РАБОТАТЬ НА ПОЛНУЮ МОЩНОСТЬ. Кинезиологиче.

Немного мудрости от 10-ти летней девочки. Разговори мамы и Маши Немного мудрости от 10-ти лет.

Ади-Шакти медитация для женщин. АДИ-ШАКТИ МЕДИТАЦИЯ ДЛЯ ЖЕНЩИН. «Ади Шакти.

О женственности Духовный Путь – это не восхождение в гору. Это воздушная акробатика.

Читайте также:  Средства индивидуальной защиты

Видео

Музыка

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

ЧИТАЕМ ЗАКОН РФ: КТО ИМЕЕТ ПРАВО НА ТРЕНЕРСКО–ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РФ?

Четверг, 10 Января 2013 г. 23:05 + в цитатник

ВНИМАНИЮ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ ТРЕНИРОВАТЬ И ТРЕНИРОВАТЬСЯ В ОБЛАСТИ ЙОГИ ЧИТАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО! ВЫВОДЫ ДЕЛАЕМ САМИ.

Те люди, которые не покинули, и не собираются в ближайшее время покидать социум (исторически конкретный тип социальной системы) вынуждены (или имеют счастливую возможность) руководствоваться в своей деятельности правилами и законами, созданными и принятыми социумом. В нашем случае, под социумом понимается Российская Федерация (Россия), под деятельностью — любые виды публичной йога-практики.

Первое, с чем придется столкнуться любому человеку, желающему практиковать (изучать) йогу способом отличным от лежания на диване, это необходимость найти место и людей, готовых преподать ему начала и тренировать его. Кто может стать таким человеком, с точки зрения социума?
Сразу оговоримся, что все нижесказанное не придумано специально для йоги и является просто извлечением из действующего законодательства РФ, т.е., независимо от того, развивает организация, в которую Вы обратились, спортивную ходьбу, фитнес, конный спорт или иогу, в любом случае ее деятельность ( в нашем случае, преподавание йоги) регулируется законодательными актами Российской Федерации, среди которых: Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» и Федеральный Закон «Об общественных объединениях».
Читаем Федеральный Закон № 80 от 29 апреля 1999 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 13 января 1999 года; одобрен Советом Федерации 27 января 1999 года):
Статья 8.
Физкультурно-спортивные объединения и физкультурно-спортивные организации;
В Российской Федерации создаются и действуют физкультурно -спортивные объединения, в том числе с участием государства. К ним относятся физкультурно — спортивные общества профессиональных союзов, физкультурно — спортивные общества органов государственной власти, федерации (союзы и ассоциации) по различным видам спорта (в том числе их структурные подразделения профессионального спорта). п 2. . все федерации регистрируются в соответствии с ФЗ «Об общественных объединениях», но с учётом особенностей, предусмотренных ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ»
ВЫВОД: Удостоверьтесь в легитимности организации, с которой Вы собрались иметь дело. Это Ваше здоровье: оно одно, другого не будет….
Удостоверились? Все законно? Очень хорошо. Вступайте.
Но вот если Вы захотите потренироваться или, сами стать инструктором по данному виду и сделать это в рамках вновь обретенной организации, то для Вас есть в этом же законе много интересного.
Согласно ФЗ-80/29 апреля 1999 г, право на тренерско — преподавательскую деятельность на территории РФ даёт только профессиональное образование полученное на территории Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
ВНИМАНИЕ:
Международные федерации по виду спорта или стилю, не являются выданными государственными образовательными учреждениями, следовательно, документы выданные ими, в части разрешения на преподавание, являются юридически ничтожными на территории РФ.
Многие ошибочно считают, что такое право (на преподавание) даёт спортивная квалификация, например, мастер спорта или обладание мастерской степенью, например, чёрный пояс или сертификат международного инструктора, который выдала международная федерация по тому или другому виду…

НЕТ, Закон иного мнения:

Статья 28.
Профессиональная педагогическая деятельность в области физической культуры и спорта и профессиональная деятельность в области лечебной физической культуры.
…К профессиональной педагогической деятельности в области физической культуры и спорта и профессиональной деятельности в области лечебной физической культуры допускаются лица, имеющие документы установленного образца о профессиональном образовании по специальности: «физическая культура и спорт», выданные образовательными учреждениями, или разрешения, выданные в установленном порядке соответственно федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Кстати, ваше право на ведение тренерской деятельности (просто проведение тренировок) подтверждает и берет на себя часть вашей ответственности соответствующая федерация (разумеется будучи полностью легальной в соответствии с действующим законодательством–спрашивайте свидетельства о регистрации ), присваивая Вам ту или иную квалификацию ( в соответствии со своими положениями) и, разумеется, только в случае выполнения Вами процедуры по получению специального образования в соответствии со ст. 28 ФЗ-80/29.04.1999).

ВЫВОД 1:
Никакая спортивная кваллификация (МС, МСМК и или обладатель ДАН), наличие ЙОГА сертификатов частных школ, клубов (не имеющих лицензии на преподавательскую деятельность), обладание удостоверением международного инструктора любой иной страны (иными словами: иностранного государства) не дает права на преподавание на территории РФ.

ВЫВОД 2:
Все документы на право занятия тренерской или преподавательской деятельностью, полученные от лиц и организаций, не соответствующих статье 28 ФЗ80/29 апреля 1999 г., являются юридически ничтожными на территории РФ, а деятельность на их основе — незаконной, т.е. запрещенной законодательством РФ.

Практика несколько иная: преподают, конечно… Это временно, как всякая незаконная деятельность. Работодатели, у кого работают такие «черные тренеры» (студия, клуб) являются сооучастниками ( покрывателями) противозаконной деятельности. Если за период «подпольной» деятельности не наступит иных последствий (травмы, утрата здоровья, что самое худшее, ибо пострадают безвинные люди и когда «сидеть» придется всем), то, как минимум, такого «тренера» ждет административная ответственность, а юридическое лицо (его представителей) — уголовная.

Никакие местные, региональные федерации или клубы, не имеют права выдавать разрешения на преподавательскую деятельность, сертификаты, поскольку не являются государственными образовательными учреждениями, и не являются федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

Общероссийские Федерации (на основании уставной деятельности) имеют право выдавать свои инструкторские квалификации, книжки, дипломы, удостоверения и т.д., но только на основании государственных свидетельств (дипломов). Все иное является НЕЗАКОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ со всеми вытекающими последствиями.

Самое простое: тренер-самоучка ( а таковыми, де-юре, являются все вышеперечисленные обладатели незаконных документов) не сможет работать в государственной структуре (с полным социальным пакетом). Его туда просто не возьмут из-за отсутствия того самого специального образования или не соответствующей квалификации. Это сегодня. Завтра двери закроются и в любой частной организации, ибо любая частная организация, ведущая свою деятельность на территории РФ, находится в правовом поле Российской Федерации.

ДОПОЛНЕНИЕ: И САМОЕ ГЛАВНОЕ – ЭТО НАШИ ДЕТИ!
Вы решили отдать ребенка в секцию.
Тренер в данном случае может принадлежать любой традиции, стилю, но. ЕСЛИ У НЕГО НЕТ СПЕЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ( Внимание ! для многих видов — еще и спортивного), ОН НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ВЕСТИ ТРЕНЕРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ.
Родители сейчас становятся умнее, начинают выбирать легальность и профессионализм тренера, для того, чтобы их дети были защищены от всякого рода нюансов, и занимались под присмотром профессионального педагога, а не самоучки — любителя.
Если преподаватель работает в государственном образовательном учреждении, например, в школе, то такой проверкой должен заниматься департамент образования.

Например, в Москве, когда люди приходят или приводят своих детей, то первые 2 вопроса, которые они должны задавать,- следующие:

— Насколько легальна ваша организация? покажите документы!
— Обладают ли тренеры проф. образованием, сертификатом РФ?

Если что-то не так, ищите другую школу.

С уважением,
Николай Андреевич Кондратьев,
юрист, консультант ФЙР;

Требования к образованию тренера

какое образование должно быть у тренера который работает по программам спортивной подготовки по новым федеральным стандартам по виду спорта и у него группы спортивной специализации (тренировочный этап)?

Вопрос относится к городу: Надым

Трудовая функция «Осуществление тренировочного процесса, руководство состязательной деятельностью спортсменов на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)» включена в квалификационные характеристики группы «С» должностей по Профстандарту «Тренер», утв. Приказом Минтруда России от 07.04.2014 N 193н.

Требования к образованию и обучению:

Среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта.

Допускается среднее профессиональное образование и подготовка по дополнительным профессиональным программам — программам профессиональной переподготовки в области физкультуры и спорта.

Требования к опыту практической работы:

Не менее одного года в должности: тренер, тренер-преподаватель.

Лица, не имеющие стажа работы для проведения занятий на этапе спортивной подготовки, но имеющие спортивный разряд не ниже кандидата в мастера спорта по соответствующему виду спорта, могут назначаться на должность по рекомендации руководства физкультурно-спортивной организации.

Особые условия допуска к работе:

Отсутствие запрета на занятие педагогической деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Трудовая функция «Осуществление тренировочного процесса, руководство состязательной деятельностью спортсменов на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)» включена в квалификационные характеристики группы «С» должностей по Профстандарту «Тренер», утв. Приказом Минтруда России от 07.04.2014 N 193н.

Требования к образованию и обучению:

Среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта.

Читайте также:  Чем отличается неполное рабочее время от неполного рабочего дня?

Допускается среднее профессиональное образование и подготовка по дополнительным профессиональным программам — программам профессиональной переподготовки в области физкультуры и спорта.

Требования к опыту практической работы:

Не менее одного года в должности: тренер, тренер-преподаватель.

Лица, не имеющие стажа работы для проведения занятий на этапе спортивной подготовки, но имеющие спортивный разряд не ниже кандидата в мастера спорта по соответствующему виду спорта, могут назначаться на должность по рекомендации руководства физкультурно-спортивной организации.

Особые условия допуска к работе:

Отсутствие запрета на занятие педагогической деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Согласно профстандарту тренера, утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 апреля 2014 г. N 193н «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер» тренер при о существлении тренировочного процесса на этапе начальной подготовки должен иметь среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта

Допускается среднее профессиональное образование и подготовка по дополнительным профессиональным программам — программам профессиональной переподготовки в области физкультуры и спорта

При осуществлении тренировочного процесса, руководство состязательной деятельностью спортсменов на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)

Требования к образованию и обучению:

Среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта

Допускается среднее профессиональное образование и подготовка по дополнительным профессиональным программам — программам профессиональной переподготовки в области физкультуры и спорта

Требования к опыту практической работы:

Не менее одного года в должности: тренер, тренер-преподаватель

При проведении тренировочных мероприятий и осуществления руководства состязательной деятельностью спортсменов на этапе совершенствования спортивного мастерства

Требования к образованию и обучению:

Не менее трех лет в должности: тренер, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель

Лица, не имеющие стажа работы для проведения занятий на этапе спортивной подготовки, но имеющие спортивный разряд не ниже кандидата в мастера спорта по соответствующему виду спорта, могут назначаться на должность по рекомендации руководства физкультурно-спортивной организации

Допускается среднее профессиональное образование и подготовка по дополнительным профессиональным программам — программам профессиональной переподготовки в области физкультуры и спорта

При осуществлении тренировочного процесса, руководство состязательной деятельностью спортсменов на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)

Требования к образованию и обучению:

Среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта

Допускается среднее профессиональное образование и подготовка по дополнительным профессиональным программам — программам профессиональной переподготовки в области физкультуры и спорта

Требования к опыту практической работы:

Не менее одного года в должности: тренер, тренер-преподаватель

При проведении тренировочных мероприятий и осуществления руководства состязательной деятельностью спортсменов на этапе совершенствования спортивного мастерства

Требования к образованию и обучению:

Не менее трех лет в должности: тренер, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель

Лица, не имеющие стажа работы для проведения занятий на этапе спортивной подготовки, но имеющие спортивный разряд не ниже кандидата в мастера спорта по соответствующему виду спорта, могут назначаться на должность по рекомендации руководства физкультурно-спортивной организации

Требования к образованию тренера

какое образование должно быть у тренера который работает по программам спортивной подготовки по новым федеральным стандартам по виду спорта и у него группы спортивной специализации (тренировочный этап)?

Вопрос относится к городу: Надым

Трудовая функция «Осуществление тренировочного процесса, руководство состязательной деятельностью спортсменов на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)» включена в квалификационные характеристики группы «С» должностей по Профстандарту «Тренер», утв. Приказом Минтруда России от 07.04.2014 N 193н.

Требования к образованию и обучению:

Среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта.

Допускается среднее профессиональное образование и подготовка по дополнительным профессиональным программам — программам профессиональной переподготовки в области физкультуры и спорта.

Требования к опыту практической работы:

Не менее одного года в должности: тренер, тренер-преподаватель.

Лица, не имеющие стажа работы для проведения занятий на этапе спортивной подготовки, но имеющие спортивный разряд не ниже кандидата в мастера спорта по соответствующему виду спорта, могут назначаться на должность по рекомендации руководства физкультурно-спортивной организации.

Особые условия допуска к работе:

Отсутствие запрета на занятие педагогической деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Трудовая функция «Осуществление тренировочного процесса, руководство состязательной деятельностью спортсменов на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)» включена в квалификационные характеристики группы «С» должностей по Профстандарту «Тренер», утв. Приказом Минтруда России от 07.04.2014 N 193н.

Требования к образованию и обучению:

Среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта.

Допускается среднее профессиональное образование и подготовка по дополнительным профессиональным программам — программам профессиональной переподготовки в области физкультуры и спорта.

Требования к опыту практической работы:

Не менее одного года в должности: тренер, тренер-преподаватель.

Лица, не имеющие стажа работы для проведения занятий на этапе спортивной подготовки, но имеющие спортивный разряд не ниже кандидата в мастера спорта по соответствующему виду спорта, могут назначаться на должность по рекомендации руководства физкультурно-спортивной организации.

Особые условия допуска к работе:

Отсутствие запрета на занятие педагогической деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Согласно профстандарту тренера, утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 апреля 2014 г. N 193н «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер» тренер при о существлении тренировочного процесса на этапе начальной подготовки должен иметь среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта

Допускается среднее профессиональное образование и подготовка по дополнительным профессиональным программам — программам профессиональной переподготовки в области физкультуры и спорта

При осуществлении тренировочного процесса, руководство состязательной деятельностью спортсменов на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)

Требования к образованию и обучению:

Среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта

Допускается среднее профессиональное образование и подготовка по дополнительным профессиональным программам — программам профессиональной переподготовки в области физкультуры и спорта

Требования к опыту практической работы:

Не менее одного года в должности: тренер, тренер-преподаватель

При проведении тренировочных мероприятий и осуществления руководства состязательной деятельностью спортсменов на этапе совершенствования спортивного мастерства

Требования к образованию и обучению:

Не менее трех лет в должности: тренер, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель

Лица, не имеющие стажа работы для проведения занятий на этапе спортивной подготовки, но имеющие спортивный разряд не ниже кандидата в мастера спорта по соответствующему виду спорта, могут назначаться на должность по рекомендации руководства физкультурно-спортивной организации

Допускается среднее профессиональное образование и подготовка по дополнительным профессиональным программам — программам профессиональной переподготовки в области физкультуры и спорта

При осуществлении тренировочного процесса, руководство состязательной деятельностью спортсменов на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)

Требования к образованию и обучению:

Среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта

Допускается среднее профессиональное образование и подготовка по дополнительным профессиональным программам — программам профессиональной переподготовки в области физкультуры и спорта

Требования к опыту практической работы:

Не менее одного года в должности: тренер, тренер-преподаватель

При проведении тренировочных мероприятий и осуществления руководства состязательной деятельностью спортсменов на этапе совершенствования спортивного мастерства

Требования к образованию и обучению:

Не менее трех лет в должности: тренер, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель

Лица, не имеющие стажа работы для проведения занятий на этапе спортивной подготовки, но имеющие спортивный разряд не ниже кандидата в мастера спорта по соответствующему виду спорта, могут назначаться на должность по рекомендации руководства физкультурно-спортивной организации

Учитель без педагогического образования. Ситуация в России

При получении услуги нам хочется гарантий, что они были исполнены профессионалами. Образовательные услуги, особенно для детей, не составляют исключения. Нынче можно услышать различные мнения по поводу «правильности» или «неправильности» работы учителей, не прошедших специального обучения.

В школах крупных городов строго и очень формально относятся к наличию педагогического образования. В то же время в сельских и районных школах порой сложно найти дипломированного специалиста по некоторым предметам. И все же педагогическое образование для учителей обязательно. По закону педагог – «лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету».

Сколько учителей имеют диплом?

По статистическим данным 2002 года, в городских школах Российской Федерации 60,3 % учителей 1–4-х классов имели высшее образование, а в 5–12-х (11-х) классах — 94,1 %. В сельских школах процент педагогов с дипломами соответственно составлял 41,9 % и 87,8 %.

За полтора прошедших десятилетия в российских школах стала ощущаться нехватка педагогов: большинство выпускников педагогических вузов работают не по специальности. По данным опроса ОНФ (Общероссийского народного фронта), проведенного в 2018 году в 82 регионах страны, выяснилось, что перед некоторыми руководителями образовательных учреждений стоит задача латания кадровых «дыр». Например, в 37 % школ страны не хватает учителей по 1–3 предметам, в 8 % – по 4–5 предметам, в 3 % – по 5–10 предметам, а в 0,3 % школах – по более чем 10 предметам. Как следствие, в таких учреждениях учителя ведут уроки по нескольким предметам, заменяя отсутствующих коллег. При этом педагоги сами говорят, что на таких занятиях читают учебник вслух, и на качестве восприятия знаний акцент не ставится.

Читайте также:  Правомерно ли принятие на работу без наличия диплома?

По данным статистики, больше всего российские школы нуждаются в учителях математики (44 % школ), на втором месте по дефицитным специальностям находятся преподаватели иностранного языка (38 % школ), а также русского языка и литературы (30 % школ). Кроме того, в 26 % образовательных учреждений РФ отсутствуют педагоги начального образования, в 21 % – преподаватели физики, в 15 % – учителя химии. Наконец, 14 % школ нуждаются в историках. При этом учителями по физкультуре и по ОБЖ российские школы укомплектованы полностью.

Может ли человек без педагогического образования устроиться на работу в образовательную организацию?

По мнению преподавателя математики из Рязани Марии Васильевны Никоновой, такое случается. Разумеется, с ведома директора школы. Например, одна ее бывшая коллега окончила еще в советскую эпоху радиотехнический институт. Позднее ее взяли преподавателем информатики без педагогического диплома, т. к. в то время учителя в этой сфере были редкостью. За многолетнюю успешную карьеру никто у нее не требовал документальных подтверждений. Сейчас она по-прежнему работает преподавателем информатики, уже в московской школе. Отмечу, что на вопрос, может ли в школе работать учителем человек без высшего педагогического образования (у работника высшее техническое), юрист однозначно ответит «нет».

По словам Марии Васильевны, если посмотреть в школах районных центров Рязанской области, там работает достаточно много учителей без дипломов по причине нехватки специалистов. Учитель математики утверждает, что этот факт особо не скрывается и никем не осуждается.

Плюсы таких допущений в том, что дети получают знания, — это лучше, чем прочерк в аттестате по данному предмету. При этом среди таких учителей зачастую можно встретить энтузиастов своего дела, по-настоящему любящих свой предмет и работу с детьми.

Минусы заключаются в нехватке у некоторых учителей знания особых профессиональных тонкостей. Общие положения по психологии и педагогике, которые преподают в вузе, вполне можно добрать самостоятельно. А с методикой преподавания предмета дело обстоит иначе. Например, в педагогическом институте будущим математикам объясняется, как правильно ученикам рассказать правила равенства треугольника, какие задачи надо решать перед разбором темы, в какой последовательности и даже в каком количестве.

Учителя из регионов России не очень критически относятся к отсутствию документа об окончании педагогического вуза. Причин на то несколько. Во-первых, все формальности решаются руководством еще до поступления на работу, и при необходимости учитывается опыт предыдущей работы. Во-вторых, все учителя каждые пять лет проходят аттестацию, подтверждая (или нет) уровень своей квалификации. Кроме того, все работающие педагоги раз в два-три года проходят в обязательном порядке курсы повышения квалификации. Наконец, при желании и сильной мотивации талантливый человек может самостоятельно получить недостающие знания – в Сети можно найти огромное количество методической литературы.

По мнению педагога и родителя Ларисы Аликовой, практически все методические приемы, умения, навыки по педагогике и психологии для работы в школе осваиваются по экспресс-программе за 3–4 месяца по направлению школ или в индивидуальном порядке. Бывает и так, что детям более интересно слушать историка-исследователя и журналиста со специализацией по истории, чем кадрового учителя истории. Или хороший инженер может рассказать просто и очень интересно, как работают бытовые приборы. У него имеется больше практического опыта работы, чем у школьного физика. Наконец, учителя без педагогического образования, но с мотивацией и практическим опытом могут вести уроки более интересно, чем обладатели дипломов, все время заглядывающие в свои конспекты. И дети всегда отличают стремление обучить предмету от желания лишь зарабатывать деньги.

При этом очень важен тот факт, что если учитель без диплома осознанно совершил выбор профессии педагога, то со временем ему необходимо получить образование. Сейчас возможностей для этого предостаточно: очная, заочная, дистанционная форма обучения (как за свой счет, так и в рамках бюджета). И как минимум стоит пройти курсы переподготовки учителей – 72, а лучше 144 часа. Инициатива в таком деле будет руководством только приветствоваться.

Что думают родители?

Родители (особенно вдали от Москвы и других крупных городов) с пониманием относятся к трудоустройству учителей без педагогического образования. Существует и другая категория родителей, требующих наличия специального образования и диплома. Например, в одной школе в Чите работает математик без педагогического образования. Часть родителей хотят сменить учителя, они обратились к юристу с вопросом, законны ли их требования, и получили ответ: «Да, родители вправе обратиться с соответствующим заявлением к директору школы либо в управление образования, чтобы разобрались. Из любой ситуации всегда можно найти выход». По закону, как отвечает юрисконсульт, «этот гражданин вообще не имеет права работать в школе, он не соответствует требованиям, предъявляемым к должности учителя математики». Можно поступить и таким образом, однако в реальности у детей (особенно в глубинке) будут отсутствовать уроки по математике.

Иногда от родителей поступают жалобы такого рода: «Какие меры должен предпринять прокурор, если в школе работают учителя, не имеющие педагогического образования и совершившие поступки, несовместимые с педагогической деятельностью?». Примечательно то, что из органов прокуратуры приходят ответы: «Максимум, что может сделать, это внести представление в отдел образования администрации района либо области об устранении препятствий в нарушении закона», «Если выявлены нарушения при проведении проверки, то прокурор может принять меры прокурорского реагирования в виде представления об устранении нарушений». При этом акцент на факте «учителя без педагогического образования» особенно не ставится. Впрочем, если поступки, несовместимые с педагогической деятельностью, совершит учитель, имеющий педагогическое образование, он также не останется безнаказанным. Понятно, что в таких случаях обсуждается вовсе не наличие педагогического образования у школьных учителей.

Профстандарт педагога

В связи с вступлением в силу 1 января 2017 года профессионального стандарта педагога для некоторых сотрудников образовательных учреждений формальности стали иметь решающее значение. К примеру, Павлу Трофимовичу Кузнецову, учителю технологии в ярославской школе, проработавшему более 20 лет без педагогического образования, отказали в праве доработать 2016–2017 учебный год. Дело в том, что Павел Трофимович отказался получить педагогическое образование, и с 01.01.2017 стало считаться, что он не соответствует занимаемой должности.

Что говорят юристы?

Учительница из Пензы рассказала историю своей коллеги: «У нас в школе работает преподавателем физической культуры Алевтина Павловна Киреева, без педагогического образования. По первому диплому она юрист, получила образование дистанционно. При этом Алевтина прошла переподготовку более 500 часов, дистанционно онлайн за три месяца. Она проработала у нас три года, теперь возник вопрос: может ли такой сотрудник работать педагогом в школе? От юристов было получено три ответа:

  1. Нет, не может. Для этого нужно иметь профильное педагогическое образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету. Это противоречит требованиям профессиональных стандартов в части образования (ст. 195.1, 195.3 ТК РФ). Дистанционная подготовка здесь не поможет.
  2. В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 46) право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Если его диплом соответствует этим квалификациям, то он может работать педагогом.
  3. Имеет право работать. Согласно ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Как нетрудно заметить, иметь педагогическое образование совсем не обязательно. Достаточно иметь среднее профессиональное образование (любое, заметьте) и пройти соответствующие курсы повышения квалификации, которые в настоящее время можно просто купить. И вот вы уже педагог. В России без педагогического образования работают тысячи, если не десятки тысяч людей. В нашем городе, например, их по меньшей мере 300 человек».

В то же время, по свидетельству учителя Ильи Максимова, его знакомому, мастеру спорта без педагогического образования отказали в праве работать в спортивной школе в Барнауле.

Как бы ни сложились обстоятельства с кадрами в школе или в профессиональной карьере, всеобщим правилом и нормой в России должны быть учителя с педагогическим образованием. Отсутствие такового должно быть действительно редким исключением.

Ссылка на основную публикацию