Можно ли вносить изменения в типовую форму трудового договора с руководителем учреждения? - Komsindrom.ru

Можно ли вносить изменения в типовую форму трудового договора с руководителем учреждения?

Содержание

Можно ли вносить изменения в типовую форму трудового договора с руководителем учреждения?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в типовую форму трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения» (подготовлен Минтрудом России 17.01.2018)

Досье на проект

Правительство Российской Федерации постановляет:

Внести в типовую форму трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 16, ст. 1958), следующие изменения:

1) Пункт 9 дополнить подпунктом «д.1» следующего содержания:

«д.1) обеспечивать достижение показателей эффективности работы, включая результаты независимой оценки качества условий оказания услуг и принимать меры по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий оказания услуг государственными и муниципальными учреждениями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (для руководителей государственных и муниципальных учреждений в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, в отношении которых в соответствии с законодательством проводится независимая оценка качества условий оказания услуг);»;

2) Подпункт «п» пункта 9 после слов «деятельности учреждения» дополнить словами «, а также по устранению недостатков, выявленных в ходе проведения независимой оценки качества условий оказания услуг (для руководителей учреждений, указанных в подпункте «д.1″ пункта 9 настоящей типовой формы трудового договора)»;

3) Пункт 11 дополнить подпунктом «в.1» следующего содержания:

«в.1) утверждать план по устранению недостатков, выявленных в ходе проведения независимой оценки качества условий оказания услуг, и контролировать его выполнение, а также учитывать результаты независимой оценки качества условий оказания услуг и выполнения указанного плана в показателях эффективности работы руководителя в целях его стимулирования (для руководителей государственных и муниципальных учреждений, указанных в подпункте «д.1″ пункта 9 настоящей типовой формы трудового договора);»;

4) Пункт 20 изложить в следующей редакции:

«20. Выплаты стимулирующего характера осуществляются с учетом:

а) результатов достижения показателей эффективности работы;

б) значений показателей, предусмотренных подпунктом «ч» пункта 9 настоящего трудового договора;

в) результатов независимой оценки качества условий оказания услуг и выполнения плана по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий оказания услуг государственными и муниципальными учреждениями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (для руководителей государственных и муниципальных учреждений, указанных в подпункте «д.1″ пункта 9 настоящей типовой формы трудового договора).».

Председатель Правительства Российской ФедерацииД. Медведев

Обзор документа

Планируется уточнить типовую форму трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения. Изменения затронут учреждения в сфере культуры, охраны здоровья, образования, соцобслуживания и медико-социальной экспертизы.

Так, руководителей обяжут обеспечивать достижение показателей эффективности работы, включая результаты независимой оценки качества условий оказания услуг, и принимать меры по устранению выявленных недостатков.

Работодатели будут утверждать планы по устранению недостатков и контролировать их выполнение. Результаты независимой оценки и выполнения плана будут учитываться в целях стимулирования руководителей.

Изменение типовой формы договора с руководителем учреждения

Автор: Чагин К.Г., консультант по социальной политике Института экономики города (Москва)

В соответствии с трудовым законодательством трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе типовой формы (ТФД), утвержденной Правительством РФ еще в 2013 году[1]. Отметим, что положения фактически заключенного договора, не соответствующие типовой форме, могут стать основаниями для претензий контрольных органов[2].

В июле 2018 года в эту форму были внесены изменения, связанные с результатами независимой оценки качества условий оказания услуг и показателями эффективности работы руководителя[3] и вступающие в силу с 29.10.2018. В данной статье рассматриваются некоторые особенности этой типовой формы и ее практическое применение.

Единоличное выполнение прав и обязанностей по руководству учреждением.

В соответствии с ТФД руководитель является единоличным исполнительным органом учреждения, осуществляющим текущее руководство его деятельностью, он самостоятельно руководит деятельностью учреждения согласно законодательству Российской Федерации, субъекта РФ, нормативным правовым актам органов местного самоуправления, уставу учреждения, коллективному договору, соглашениям, локальными нормативным актам, своему трудовому договору (за исключением вопросов, принятие решений по которым отнесено законодательством РФ к ведению иных органов и должностных лиц).

Однако, как говорится, незаменимых людей у нас нет. Согласно ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительных функций по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную плату (ст. 151 ТК РФ). При этом дополнительная работа по другой профессии может осуществляться путем совмещения профессий (должностей), а по такой же профессии (должности) – путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ.

Таким образом, в период отсутствия руководителя исполняющий его обязанности сотрудник может реализовать только те права и обязанности руководителя, которые вменены в его полномочия (например, по приему и увольнению работников, изменению учетной политики, выдаче доверенностей). Это право должно быть оформлено следующим образом:

1) оформляется приказ руководителя о назначении работника на должность в период отсутствия руководителя (подпись работника об ознакомлении с таким приказом свидетельствует о получении его письменного согласия на выполнение дополнительной работы в определенный период);

2) к трудовому договору заключается допсоглашение, в котором указывают возможность реализации тех или иных прав и обязанностей руководителя (дополнительное соглашение не требуется, когда в должностной инструкции работника, замещающего временно отсутствующего руководителя, уже прописаны эти права и обязанности).

Выдача доверенностей.

В соответствии с ТФД руководитель имеет право на выдачу доверенности в том числе главам филиалов и представительств учреждения. Таким образом, например, передаются полномочия на представление сотрудником интересов учреждения в определенных организациях, подписание документов, получение товарно-материальных ценностей. При этом общие правила выдачи и применения доверенностей регулируются гражданским законодательством (гл. 10 ГК РФ).

Конкретный перечень сотрудников, которым передаются полномочия руководителя по выполнению отдельных функций, непосредственно связанных с их должностными обязанностями, должен быть утвержден приказом руководителя. Если требуется выдать доверенность лицу, не названному в приказе, пишут заявление на имя руководителя с обоснованием возникшей необходимости. Обратите внимание на то, что в гражданском законодательстве отсутствуют положения, запрещающие выдавать доверенности лицам, не являющимся штатными сотрудниками учреждения, поэтому доверенности могут выдаваться не только сотрудникам учреждения.

Форму доверенности учреждение вправе разработать самостоятельно, утвердив ее в учетной политике, или воспользоваться какими-нибудь унифицированными формами доверенностей (при наличии). Однако в соответствии с требованиями гражданского законодательства этот документ должен содержать следующие сведения:

срок действия (любой, но если он не будет указан, то доверенность будет действовать в течение года с момента ее выдачи[4]);

сведения о праве передоверия полномочий (в случае их наличия);

реквизиты учреждения, от имени которого (прямая доверенность) или за которое (в случае передоверия прав и обязанностей) уполномоченное лицо представляет интересы, – полное наименование учреждения, его ИНН/КПП, место нахождения, а также полные Ф. И. О. руководителя;

реквизиты лица, выдавшего и подписавшего доверенность, если это не руководитель учреждения;

реквизиты лица, которому передаются полномочия, – полные Ф. И. О.; паспортные данные (номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ);

сведения о доверяемых полномочиях.

Подчеркнем, что печать на доверенности ставить не обязательно. Однако в отдельных случаях в законодательстве прописано дополнительное требование о скреплении доверенности печатью (при ее наличии) – в частности, она требуется на доверенностях для участия в гражданском и арбитражном процессах, а также в исполнительном производстве[5].

Выполнение плановых показателей деятельности учреждения.

Согласно ТФД руководитель обязан обеспечивать достижение всех плановых показателей деятельности учреждения. В первую очередь к таковым относятся показатели установленного для учреждения государственного (муниципального) задания и плана ФХД. Обратите внимание на то, что работодатель (учредитель) может учитывать факт ненадлежащего выполнения этих плановых задач при аттестации, устанавливать зависимость стимулирующих выплат руководителю от исполнения плана и даже применить к нему дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения (ст. 81 и 192 ТК РФ) в связи с невыполнением учреждением плана.

Передача дел вновь назначенному руководителю учреждения.

В соответствии с ТФД руководитель при расторжении заключенного с ним трудового договора обязан передать дела учреждения своему преемнику в установленном порядке.

Для этого нужно составить передаточный акт, который бывший руководитель подписывает. Требований к форме и содержанию акта закон не устанавливает, поэтому можно оформить его произвольно. Как правило, в акте перечисляют документы и ценности, за хранение которых отвечает непосредственно руководитель. Акт может содержать такие сведения, в частности: Ф. И. О. лиц, сдающих и принимающих дела; период времени, когда уходящий руководитель отвечал за хранение документов; дату и номер распоряжения учредителя, на основании которого проведены прием и передача дел; название и количество переданных документов (дела, папки и др.), за хранение которых отвечал непосредственно руководитель; список документов, которые отсутствуют (утеряны) на момент передачи дел. Акт составляется в двух экземплярах, один должен храниться в учреждении, а второй остается у прежнего руководителя.

Читайте также:  Приказ об изменении режима рабочего времени (образец)

Предоставление сведений о доходах и имуществе.

Согласно ТФД руководитель обязан предоставлять работодателю (учредителю) в установленном порядке сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные данные в отношении своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей[6]. Сведения подаются ежегодно, а правила их предоставления для руководителей и поступающих на должность утверждаются Правительством РФ в отношении федеральных госучреждений, органом государственной власти субъекта РФ – в отношении госучреждений субъекта РФ, органом местного самоуправления – в отношении муниципальных учреждений (абз. 4 ст. 275 ТК РФ).

Отметим, что в разных регионах и муниципальных образованиях эти правила различаются. Например, по требованиям, действующим в г. Муроме (Владимирская область), руководитель муниципального учреждения, обнаруживший, что в предоставленных им сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, вправе представить уточненные данные в течение месяца после окончания срока предоставления подачи информации (30 апреля)[7]. А вот в г. Усолье-Сибирское (Иркутская область) сведения должны быть предоставлены к тому же сроку (30 апреля), но «подчищать» их руководитель муниципального учреждения имеет право до 30 июня[8].

Также отметим, что нередко на практике руководителей учреждений заставляют предоставлять сведения не только о доходах, но и о расходах (например, в г. Усолье-Сибирское), хотя и в трудовом законодательстве, и в типовой форме трудового договора речь идет только о доходах, а контроль расходов установлен исключительно в отношении государственных и муниципальных чиновников, руководителей федеральных учреждений[9].

Продолжение статьи – в следующем номере журнала.

[1] Абзац 3 ст. 275 ТК РФ, типовая форма трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329.

[2] Например, Представление Счетной палаты РФ от 04.03.2015 № ПР 04-20/04-01 «О результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, внебюджетных средств и федерального имущества, выделенных федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Дипломатическая академия МИД России» на оказание образовательных услуг в сфере международных отношений».

[3] Постановление Правительства РФ от 26.07.2018 № 873 «О внесении изменений в типовую форму трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».

[4] Часть 1 ст. 186 ГК РФ.

[5] Пункт 3 ст. 53 ГПК РФ, п. 5 ст. 61 АПК РФ, п. 2 ст. 54 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

[6] Также это требование обусловлено нормами федерального антикоррупционного законодательства – п. 3.1 и 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

[7] Правила представления лицами, претендующими на должность руководителя муниципального учреждения округа Муром, и лицами, замещающими данные должности, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, Правила проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, претендующими на должность руководителя муниципального учреждения округа Муром и лицами, замещающими данные должности, и Порядок размещения данных сведений на официальном сайте и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования, утв. Постановлением администрации округа Муром от 19.04.2016 № 378.

[8] Порядок предоставления лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения муниципального образования «город Усолье-Сибирское», руководителем муниципального учреждения муниципального образования «город Усолье-Сибирское» сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утв. Постановлением администрации г. Усолье-Сибирское от 07.03.2018 № 524.

[9] Подпункты «л» и «м» п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Изменение типовой формы договора с руководителем учреждения

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

В соответствии с трудовым законодательством трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе типовой формы (ТФД), утвержденной Правительством РФ еще в 2013 году [1] . Отметим, что положения фактически заключенного договора, не соответствующие типовой форме, могут стать основаниями для претензий контрольных органов [2] .

В июле 2018 года в эту форму были внесены изменения, связанные с результатами независимой оценки качества условий оказания услуг и показателями эффективности работы руководителя [3] и вступающие в силу с 29.10.2018. В данной статье рассматриваются некоторые особенности этой типовой формы и ее практическое применение.

Единоличное выполнение прав и обязанностей по руководству учреждением.

В соответствии с ТФД руководитель является единоличным исполнительным органом учреждения, осуществляющим текущее руководство его деятельностью, он самостоятельно руководит деятельностью учреждения согласно законодательству Российской Федерации, субъекта РФ, нормативным правовым актам органов местного самоуправления, уставу учреждения, коллективному договору, соглашениям, локальными нормативным актам, своему трудовому договору (за исключением вопросов, принятие решений по которым отнесено законодательством РФ к ведению иных органов и должностных лиц).

Однако, как говорится, незаменимых людей у нас нет. Согласно ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительных функций по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную плату (ст. 151 ТК РФ). При этом дополнительная работа по другой профессии может осуществляться путем совмещения профессий (должностей), а по такой же профессии (должности) – путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ.

Таким образом, в период отсутствия руководителя исполняющий его обязанности сотрудник может реализовать только те права и обязанности руководителя, которые вменены в его полномочия (например, по приему и увольнению работников, изменению учетной политики, выдаче доверенностей). Это право должно быть оформлено следующим образом:

1) оформляется приказ руководителя о назначении работника на должность в период отсутствия руководителя (подпись работника об ознакомлении с таким приказом свидетельствует о получении его письменного согласия на выполнение дополнительной работы в определенный период);

2) к трудовому договору заключается допсоглашение, в котором указывают возможность реализации тех или иных прав и обязанностей руководителя (дополнительное соглашение не требуется, когда в должностной инструкции работника, замещающего временно отсутствующего руководителя, уже прописаны эти права и обязанности).

Выдача доверенностей.

В соответствии с ТФД руководитель имеет право на выдачу доверенности в том числе главам филиалов и представительств учреждения. Таким образом, например, передаются полномочия на представление сотрудником интересов учреждения в определенных организациях, подписание документов, получение товарно-материальных ценностей. При этом общие правила выдачи и применения доверенностей регулируются гражданским законодательством (гл. 10 ГК РФ).

Конкретный перечень сотрудников, которым передаются полномочия руководителя по выполнению отдельных функций, непосредственно связанных с их должностными обязанностями, должен быть утвержден приказом руководителя. Если требуется выдать доверенность лицу, не названному в приказе, пишут заявление на имя руководителя с обоснованием возникшей необходимости. Обратите внимание на то, что в гражданском законодательстве отсутствуют положения, запрещающие выдавать доверенности лицам, не являющимся штатными сотрудниками учреждения, поэтому доверенности могут выдаваться не только сотрудникам учреждения.

Форму доверенности учреждение вправе разработать самостоятельно, утвердив ее в учетной политике, или воспользоваться какими-нибудь унифицированными формами доверенностей (при наличии). Однако в соответствии с требованиями гражданского законодательства этот документ должен содержать следующие сведения:

срок действия (любой, но если он не будет указан, то доверенность будет действовать в течение года с момента ее выдачи [4] );

сведения о праве передоверия полномочий (в случае их наличия);

реквизиты учреждения, от имени которого (прямая доверенность) или за которое (в случае передоверия прав и обязанностей) уполномоченное лицо представляет интересы, – полное наименование учреждения, его ИНН/КПП, место нахождения, а также полные Ф. И. О. руководителя;

реквизиты лица, выдавшего и подписавшего доверенность, если это не руководитель учреждения;

реквизиты лица, которому передаются полномочия, – полные Ф. И. О.; паспортные данные (номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ);

сведения о доверяемых полномочиях.

Подчеркнем, что печать на доверенности ставить не обязательно. Однако в отдельных случаях в законодательстве прописано дополнительное требование о скреплении доверенности печатью (при ее наличии) – в частности, она требуется на доверенностях для участия в гражданском и арбитражном процессах, а также в исполнительном производстве [5] .

Выполнение плановых показателей деятельности учреждения.

Согласно ТФД руководитель обязан обеспечивать достижение всех плановых показателей деятельности учреждения. В первую очередь к таковым относятся показатели установленного для учреждения государственного (муниципального) задания и плана ФХД. Обратите внимание на то, что работодатель (учредитель) может учитывать факт ненадлежащего выполнения этих плановых задач при аттестации, устанавливать зависимость стимулирующих выплат руководителю от исполнения плана и даже применить к нему дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения (ст. 81 и 192 ТК РФ) в связи с невыполнением учреждением плана.

Передача дел вновь назначенному руководителю учреждения.

В соответствии с ТФД руководитель при расторжении заключенного с ним трудового договора обязан передать дела учреждения своему преемнику в установленном порядке.

Для этого нужно составить передаточный акт, который бывший руководитель подписывает. Требований к форме и содержанию акта закон не устанавливает, поэтому можно оформить его произвольно. Как правило, в акте перечисляют документы и ценности, за хранение которых отвечает непосредственно руководитель. Акт может содержать такие сведения, в частности: Ф. И. О. лиц, сдающих и принимающих дела; период времени, когда уходящий руководитель отвечал за хранение документов; дату и номер распоряжения учредителя, на основании которого проведены прием и передача дел; название и количество переданных документов (дела, папки и др.), за хранение которых отвечал непосредственно руководитель; список документов, которые отсутствуют (утеряны) на момент передачи дел. Акт составляется в двух экземплярах, один должен храниться в учреждении, а второй остается у прежнего руководителя.

Читайте также:  Гид по трудовому договору ИП с работником: образец 2019 (скачать бесплатно)

Предоставление сведений о доходах и имуществе.

Согласно ТФД руководитель обязан предоставлять работодателю (учредителю) в установленном порядке сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные данные в отношении своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей [6] . Сведения подаются ежегодно, а правила их предоставления для руководителей и поступающих на должность утверждаются Правительством РФ в отношении федеральных госучреждений, органом государственной власти субъекта РФ – в отношении госучреждений субъекта РФ, органом местного самоуправления – в отношении муниципальных учреждений (абз. 4 ст. 275 ТК РФ).

Отметим, что в разных регионах и муниципальных образованиях эти правила различаются. Например, по требованиям, действующим в г. Муроме (Владимирская область), руководитель муниципального учреждения, обнаруживший, что в предоставленных им сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, вправе представить уточненные данные в течение месяца после окончания срока предоставления подачи информации (30 апреля) [7] . А вот в г. Усолье-Сибирское (Иркутская область) сведения должны быть предоставлены к тому же сроку (30 апреля), но «подчищать» их руководитель муниципального учреждения имеет право до 30 июня [8] .

Также отметим, что нередко на практике руководителей учреждений заставляют предоставлять сведения не только о доходах, но и о расходах (например, в г. Усолье-Сибирское), хотя и в трудовом законодательстве, и в типовой форме трудового договора речь идет только о доходах, а контроль расходов установлен исключительно в отношении государственных и муниципальных чиновников, руководителей федеральных учреждений [9] .

Продолжение статьи – в следующем номере журнала.

[1] Абзац 3 ст. 275 ТК РФ, типовая форма трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329.

[2] Например, Представление Счетной палаты РФ от 04.03.2015 № ПР 04-20/04-01 «О результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, внебюджетных средств и федерального имущества, выделенных федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Дипломатическая академия МИД России» на оказание образовательных услуг в сфере международных отношений».

[3] Постановление Правительства РФ от 26.07.2018 № 873 «О внесении изменений в типовую форму трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».

[4] Часть 1 ст. 186 ГК РФ.

[5] Пункт 3 ст. 53 ГПК РФ, п. 5 ст. 61 АПК РФ, п. 2 ст. 54 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

[6] Также это требование обусловлено нормами федерального антикоррупционного законодательства – п. 3.1 и 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

[7] Правила представления лицами, претендующими на должность руководителя муниципального учреждения округа Муром, и лицами, замещающими данные должности, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, Правила проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, претендующими на должность руководителя муниципального учреждения округа Муром и лицами, замещающими данные должности, и Порядок размещения данных сведений на официальном сайте и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования, утв. Постановлением администрации округа Муром от 19.04.2016 № 378.

[8] Порядок предоставления лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения муниципального образования «город Усолье-Сибирское», руководителем муниципального учреждения муниципального образования «город Усолье-Сибирское» сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утв. Постановлением администрации г. Усолье-Сибирское от 07.03.2018 № 524.

[9] Подпункты «л» и «м» п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Изменение типовой формы договора с руководителем учреждения

Автор: Чагин К.Г., консультант по социальной политике Института экономики города (Москва)

В соответствии с трудовым законодательством трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе типовой формы (ТФД), утвержденной Правительством РФ еще в 2013 году[1]. Отметим, что положения фактически заключенного договора, не соответствующие типовой форме, могут стать основаниями для претензий контрольных органов[2].

В июле 2018 года в эту форму были внесены изменения, связанные с результатами независимой оценки качества условий оказания услуг и показателями эффективности работы руководителя[3] и вступающие в силу с 29.10.2018. В данной статье рассматриваются некоторые особенности этой типовой формы и ее практическое применение.

Единоличное выполнение прав и обязанностей по руководству учреждением.

В соответствии с ТФД руководитель является единоличным исполнительным органом учреждения, осуществляющим текущее руководство его деятельностью, он самостоятельно руководит деятельностью учреждения согласно законодательству Российской Федерации, субъекта РФ, нормативным правовым актам органов местного самоуправления, уставу учреждения, коллективному договору, соглашениям, локальными нормативным актам, своему трудовому договору (за исключением вопросов, принятие решений по которым отнесено законодательством РФ к ведению иных органов и должностных лиц).

Однако, как говорится, незаменимых людей у нас нет. Согласно ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительных функций по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную плату (ст. 151 ТК РФ). При этом дополнительная работа по другой профессии может осуществляться путем совмещения профессий (должностей), а по такой же профессии (должности) – путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ.

Таким образом, в период отсутствия руководителя исполняющий его обязанности сотрудник может реализовать только те права и обязанности руководителя, которые вменены в его полномочия (например, по приему и увольнению работников, изменению учетной политики, выдаче доверенностей). Это право должно быть оформлено следующим образом:

1) оформляется приказ руководителя о назначении работника на должность в период отсутствия руководителя (подпись работника об ознакомлении с таким приказом свидетельствует о получении его письменного согласия на выполнение дополнительной работы в определенный период);

2) к трудовому договору заключается допсоглашение, в котором указывают возможность реализации тех или иных прав и обязанностей руководителя (дополнительное соглашение не требуется, когда в должностной инструкции работника, замещающего временно отсутствующего руководителя, уже прописаны эти права и обязанности).

Выдача доверенностей.

В соответствии с ТФД руководитель имеет право на выдачу доверенности в том числе главам филиалов и представительств учреждения. Таким образом, например, передаются полномочия на представление сотрудником интересов учреждения в определенных организациях, подписание документов, получение товарно-материальных ценностей. При этом общие правила выдачи и применения доверенностей регулируются гражданским законодательством (гл. 10 ГК РФ).

Конкретный перечень сотрудников, которым передаются полномочия руководителя по выполнению отдельных функций, непосредственно связанных с их должностными обязанностями, должен быть утвержден приказом руководителя. Если требуется выдать доверенность лицу, не названному в приказе, пишут заявление на имя руководителя с обоснованием возникшей необходимости. Обратите внимание на то, что в гражданском законодательстве отсутствуют положения, запрещающие выдавать доверенности лицам, не являющимся штатными сотрудниками учреждения, поэтому доверенности могут выдаваться не только сотрудникам учреждения.

Форму доверенности учреждение вправе разработать самостоятельно, утвердив ее в учетной политике, или воспользоваться какими-нибудь унифицированными формами доверенностей (при наличии). Однако в соответствии с требованиями гражданского законодательства этот документ должен содержать следующие сведения:

срок действия (любой, но если он не будет указан, то доверенность будет действовать в течение года с момента ее выдачи[4]);

сведения о праве передоверия полномочий (в случае их наличия);

реквизиты учреждения, от имени которого (прямая доверенность) или за которое (в случае передоверия прав и обязанностей) уполномоченное лицо представляет интересы, – полное наименование учреждения, его ИНН/КПП, место нахождения, а также полные Ф. И. О. руководителя;

реквизиты лица, выдавшего и подписавшего доверенность, если это не руководитель учреждения;

реквизиты лица, которому передаются полномочия, – полные Ф. И. О.; паспортные данные (номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ);

сведения о доверяемых полномочиях.

Подчеркнем, что печать на доверенности ставить не обязательно. Однако в отдельных случаях в законодательстве прописано дополнительное требование о скреплении доверенности печатью (при ее наличии) – в частности, она требуется на доверенностях для участия в гражданском и арбитражном процессах, а также в исполнительном производстве[5].

Выполнение плановых показателей деятельности учреждения.

Согласно ТФД руководитель обязан обеспечивать достижение всех плановых показателей деятельности учреждения. В первую очередь к таковым относятся показатели установленного для учреждения государственного (муниципального) задания и плана ФХД. Обратите внимание на то, что работодатель (учредитель) может учитывать факт ненадлежащего выполнения этих плановых задач при аттестации, устанавливать зависимость стимулирующих выплат руководителю от исполнения плана и даже применить к нему дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения (ст. 81 и 192 ТК РФ) в связи с невыполнением учреждением плана.

Передача дел вновь назначенному руководителю учреждения.

В соответствии с ТФД руководитель при расторжении заключенного с ним трудового договора обязан передать дела учреждения своему преемнику в установленном порядке.

Для этого нужно составить передаточный акт, который бывший руководитель подписывает. Требований к форме и содержанию акта закон не устанавливает, поэтому можно оформить его произвольно. Как правило, в акте перечисляют документы и ценности, за хранение которых отвечает непосредственно руководитель. Акт может содержать такие сведения, в частности: Ф. И. О. лиц, сдающих и принимающих дела; период времени, когда уходящий руководитель отвечал за хранение документов; дату и номер распоряжения учредителя, на основании которого проведены прием и передача дел; название и количество переданных документов (дела, папки и др.), за хранение которых отвечал непосредственно руководитель; список документов, которые отсутствуют (утеряны) на момент передачи дел. Акт составляется в двух экземплярах, один должен храниться в учреждении, а второй остается у прежнего руководителя.

Предоставление сведений о доходах и имуществе.

Согласно ТФД руководитель обязан предоставлять работодателю (учредителю) в установленном порядке сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные данные в отношении своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей[6]. Сведения подаются ежегодно, а правила их предоставления для руководителей и поступающих на должность утверждаются Правительством РФ в отношении федеральных госучреждений, органом государственной власти субъекта РФ – в отношении госучреждений субъекта РФ, органом местного самоуправления – в отношении муниципальных учреждений (абз. 4 ст. 275 ТК РФ).

Читайте также:  Кто вносит запись в трудовую при увольнении генерального директора?

Отметим, что в разных регионах и муниципальных образованиях эти правила различаются. Например, по требованиям, действующим в г. Муроме (Владимирская область), руководитель муниципального учреждения, обнаруживший, что в предоставленных им сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, вправе представить уточненные данные в течение месяца после окончания срока предоставления подачи информации (30 апреля)[7]. А вот в г. Усолье-Сибирское (Иркутская область) сведения должны быть предоставлены к тому же сроку (30 апреля), но «подчищать» их руководитель муниципального учреждения имеет право до 30 июня[8].

Также отметим, что нередко на практике руководителей учреждений заставляют предоставлять сведения не только о доходах, но и о расходах (например, в г. Усолье-Сибирское), хотя и в трудовом законодательстве, и в типовой форме трудового договора речь идет только о доходах, а контроль расходов установлен исключительно в отношении государственных и муниципальных чиновников, руководителей федеральных учреждений[9].

Продолжение статьи – в следующем номере журнала.

[1] Абзац 3 ст. 275 ТК РФ, типовая форма трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329.

[2] Например, Представление Счетной палаты РФ от 04.03.2015 № ПР 04-20/04-01 «О результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, внебюджетных средств и федерального имущества, выделенных федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Дипломатическая академия МИД России» на оказание образовательных услуг в сфере международных отношений».

[3] Постановление Правительства РФ от 26.07.2018 № 873 «О внесении изменений в типовую форму трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».

[4] Часть 1 ст. 186 ГК РФ.

[5] Пункт 3 ст. 53 ГПК РФ, п. 5 ст. 61 АПК РФ, п. 2 ст. 54 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

[6] Также это требование обусловлено нормами федерального антикоррупционного законодательства – п. 3.1 и 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

[7] Правила представления лицами, претендующими на должность руководителя муниципального учреждения округа Муром, и лицами, замещающими данные должности, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, Правила проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, претендующими на должность руководителя муниципального учреждения округа Муром и лицами, замещающими данные должности, и Порядок размещения данных сведений на официальном сайте и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования, утв. Постановлением администрации округа Муром от 19.04.2016 № 378.

[8] Порядок предоставления лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения муниципального образования «город Усолье-Сибирское», руководителем муниципального учреждения муниципального образования «город Усолье-Сибирское» сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утв. Постановлением администрации г. Усолье-Сибирское от 07.03.2018 № 524.

[9] Подпункты «л» и «м» п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

ЛНА или типовой трудовой договор?

Плюсы и минусы типового договора

Плюсы того, что микропредприятия могут полностью или частично отказаться от принятия ЛНА и вместо кучи локальных нормативных актов оформлять с работниками один документ — трудовой договор, очевидны. Это существенно снизит нагрузку на кадровый документооборот.

Микропредприятие — это субъект малого предпринимательства с численностью до 15 работников (в том числе предприниматель), включенный в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательств а подп. «б» п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ .

Однако учтите, раньше при изменении ЛНА вы могли просто собрать подписи работников в подтверждение того, что с этими изменениями они ознакомлены. Но после того как ЛНА станет частью трудового договора, при изменении каких-либо условий работы придется составлять дополнительные соглашения с каждым работником.

Что касается порядка отказа от ЛНА и перехода к типовому трудовому договору, в Трудовом кодексе никаких разъяснений на этот счет нет. Поэтому мы обратились за разъяснениями в Роструд.

Порядок изменения трудовых договоров с действующими работниками при отказе от ЛНА

ШКЛОВЕЦ Иван Иванович
Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

— Отказ от принятия ЛНА является правом микропредприятия. Если микропредприятие воспользуется своим правом, оно должно будет заключать трудовые договоры с вновь принимаемыми работниками по типовой форме. Если же трудовой договор был заключен с работником до отказа микропредприятия от ЛНА, то заключать с ним типовой договор не нужно. Достаточно внести изменения в действующие трудовые договоры. Например, в какой-то момент предприятие отказывается от утверждения ежегодного графика отпусков. В этом случае в действующие трудовые договоры нужно ежегодно вносить изменения о порядке предоставления отпуска в конкретном календарном году.

Чтобы понять, есть ли смысл отказываться от ЛНА и переходить на применение типового трудового договора (ТТД), изучите схему.

Переходим на типовой трудовой договор

Если ваша организация (ИП) решится перейти на типовые договоры и отказаться от действующих ЛНА, то руководителю нужно издать соответствующий приказ в произвольной форме. Его можно составить так.

Общество с ограниченной ответственностью «Светлячок»

Приказ № 7

01 марта 2017 г.

В связи с отказом Общества от локальных нормативных актов, регулирующих трудовые отношения,

В соответствии со ст. 309.2 ТК РФ не применять с 15 марта 2017 г.:
— правила внутреннего трудового распорядка ООО «Светлячок» от 12.01.2015;
— положение об оплате труда ООО «Светлячок» от 12.01.2015;
— положение о премировании ООО «Светлячок» от 02.02.2015.

Бухгалтеру Зайцевой Н.А.:
— оформить с работниками, принимаемыми на работу 1 марта 2017 г. и позднее, трудовые договоры по типовой форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 № 858;
— оформить дополнительные соглашения к трудовым договорам с действующими работниками до 15.03.2017.

С приказом ознакомлена

Директор ООО «Светлячок»

Итак, нужно дополнить трудовые договоры с действующими работниками условиями, которые были прописаны в ЛНА, заключив дополнительные соглашения. Проще всего это сделать, взяв соответствующие разделы из нового договора. Это обычное изменение трудового договора, о котором не нужно за 2 месяца предупреждать работников.

А с новыми работниками нужно заключать типовые трудовые договор ы ст. 309.2 ТК РФ . Вы просто берете типовую форму и прописываете в ней все условия применительно к вашей компании. Можно ли исключать из ТТД какие-либо условия, нам рассказали в Роструде.

Исключение условий из типового трудового договора

Н.А. Зайцева
ШКЛОВЕЦ Иван Иванович
Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

— Типовая форма трудового договора используется как основа для заключения трудовых договоров. При этом при подготовке трудового договора отдельные пункты могут просто не заполняться. А вот исключать какие-либо условия из типового договора нежелательно. Если все же отдельные пункты из типового договора будут исключены, трудинспекторы за это наказывать не будут.

Пока не появятся официальные разъяснения по этому вопросу, безопаснее все же не убирать из ТТД ненужные пункты. Ведь формально несоблюдение типовой формы трудинспектор может расценить как ненадлежащее оформление трудового договор а ст. 309.2 ТК РФ .

Также обратите внимание на то, что любой трудовой договор должен содержать обязательные услови я ст. 57 ТК РФ .

Если обязательные условия не будут отражены в типовом договоре, а также если будет нарушена типовая форма, трудинспекция при проверке может оштрафовать:

• компанию — на 50 000— 100 000 руб.;

• руководителя — на 10 000— 20 000 руб.;

• предпринимателя — на 5000— 10 000 руб.

Для удобства обязательные для заполнения пункты ТТД с большинством работников мы собрали в таблицу.

Пункт типового договораЧем обусловлено требование о включении пункта в типовой договор
Обязательные условия по ТК РФ
Пункт 1 — наименование должности, профессии или специальности с указанием квалификацииСтатья 57 ТК РФ
Пункт 2 — место работы
Пункт 5 — дата начала работы
Пункт 6 — срок трудового договора, нужно заполнять, только если заключается срочный трудовой договор
Пункт 9 — характер работы (разъездная, в пути, подвижная, дистанционная, надомная), нужно заполнять, только если работа имеет особый характер
Пункт 14, подп. «а», — размер оклада, тарифной ставки, сдельных расценок
Пункт 23 — условия труда по результатам спецоценки
Пункт 8 — о совместительстве, нужно заполнять только в договоре с совместителемСтатья 282 ТК РФ
Условия труда, которые вы должны перенести из ЛНА
Пункт 14, подп. «б», — компенсационные выплаты в составе зарплатыЕсли нет ЛНА, где прописаны эти услови я статьи 57, 135, 136, 309.2 ТК РФ
Пункт 14, подп. «в», — стимулирующие выплаты (премии)
Пункт 15, подп. «а», — индексация зарплаты
Пункт 16 — место выплаты зарплаты
Пункт 17 — сроки выплаты зарплаты
Пункт 18 — режим работы
Пункт 20 — продолжительность ежегодного основного отпуска
Пункт 21 — продолжительность ежегодного дополнительного отпуска
Пункт 22 — чем определяется срок предоставления отпусков

А вот дополнить типовой договор недостающими условиями можно. Так, например, в типовой договор можно включить раздел о порядке хранения и использования персональных данных работнико в ст. 87 ТК РФ .

Если микропредприятие утратило свой статус, то не позднее 4 месяцев с даты внесения изменений в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства оно обязано принять все требуемые по ТК РФ ЛНА и ознакомить с ними работников под роспис ь ст. 309.1 ТК РФ . В такой ситуации в трудовые договоры с работниками вносить изменения вы не обязаны. Ведь эти условия в ЛНА и договорах будут просто дублироваться. Однако если в принимаемых ЛНА вы что-то поменяете, то внести изменения нужно будет и в трудовой договор.

Ссылка на основную публикацию