МРОТ в Воронежской области - Komsindrom.ru

МРОТ в Воронежской области

Содержание

Прожиточный минимум и МРОТ с 1 января 2020 года в Воронежской области

Федеральный минимальный размер оплаты труда (МРОТ) по стране в 2020 году увеличится до 12 130 рублей. Рассмотрим, как изменится в связи с этим МРОТ для Воронежской области с 1 января 2020 года.

В статье также расскажем, какой установлен прожиточный минимум в Воронежской области на 2020 год — с 1 января продолжит действовать величина за 3 квартал 2019 года.

Что такое прожиточный минимум и что такое МРОТ?

Прожиточный минимум (ПМ) — это стоимостная оценка потребительской корзины, а также налоговые платежи (Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ). Потребительская корзина представляет собой минимум продуктов питания, иных товаров и жизненно важных услуг. ПМ определяется в каждом квартале.

Прожиточный минимум в Воронеже и области на человека утверждается областным правительством.

МРОТ — это минимально допустимый уровень зарплаты, ниже которого работодатель не вправе платить работнику. Как разъяснил Конституционный суд, в него не включаются районные коэффициенты, компенсационные надбавки за сверхурочную работу, работу в ночные часы, выходные и нерабочие праздничные дни (Постановление от 11.04.2019 № 17-П).

Для чего устанавливаются и на что влияют МРОТ и ПМ

ПМ определяет МРОТ. Приказом Минтруда от 09.08.2019 № 561н установлен ПМ трудоспособного населения за второй квартал 2019 года — 12 130 рублей. Таким же будет МРОТ в 2020 году по России.

Кроме того, граждане, получающие доход на каждого члена семьи ниже ПМ, признаются малоимущими. Такой статус, в соответствии с законом Воронежской области от 14.11.2008 № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в ВО», является основанием для:

  • предоставления льготных путевок для детей;
  • денежной компенсации на приобретение продуктов питания для беременных, кормящих матерей и детей до трех лет;
  • компенсации проезда и питания учащихся;
  • назначения пособия малоимущим;
  • постановки малоимущих граждан на учет для получения жилья;
  • выплат регионального материнского капитала при рождении третьего и последующих детей;
  • оказания социальной помощи.
  • гарантированный минимум заработной платы;
  • размер пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам при отсутствии в расчетном периоде заработка.

Величина ПМ в Воронежской области на 2020 год

В начале 2020-го года в Воронеже и области будет действовать ПМ за 3 квартал 2019 года, величину за 4 квартал 2019 г. определят ориентировочно в феврале 2020, а за 1 квартал 2020 г. — уже во 2-м квартале.

Размер ПМ в Воронежской области за 3 квартал 2019 года (Постановление Правительства Воронежской области от 08.11.2019 № 1082) составляет:

  1. Для всех (на душу населения) — 9 390 рублей.
  2. Для работающих — 10 221 рубль.
  3. Для пенсионеров — 7 897 рублей.
  4. Для детей — 9 267 рублей.

С 1 января 2020 г. женщины, родившие (усыновившие) 1-го или 2-го ребенка, получают право на ежемесячную выплату до исполнения ребенку трех лет. Для получения пособия на ребенка до 3 лет доход на каждого человека в семье не должен превышать 2-х кратной величины ПМ для трудоспособных граждан за 2 квартал 2019 г. В Воронежской области он определен в размере 10 140 руб. (Постановление местного Правительства от 06.08.2019 № 753).

Пособие формируется в размере ПМ на детей в соответствующем регионе за 2 квартал 2019 года (Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ). В Воронежской области — это 8 976 рублей.

ПМ пенсионера в целях доплаты к пенсии

Пенсионеру назначается федеральная социальная доплата к пенсии, когда его ежемесячный доход меньше ПМ для пенсионеров в регионе проживания, при условии, что региональный ПМ не превышает федеральный.

Размер ПМ пенсионера для этих целей устанавливается законом РФ о федеральном бюджете каждый год, а в регионах — законом этого субъекта (ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ).

Прожиточный минимум для пенсионеров в Воронежской области в 2020 году установлен местным законом от 13 сентября 2019 года № 105-ОЗ «Об установлении величины ПМ пенсионера в ВО на 2020 финансовый год» в размере 8750 рублей. При этом показатель по России составляет 9 311,00 рубля (Федеральный закон от 02.12.2019 № 380-ФЗ).

Величина МРОТ в регионе на 2020 год

В 2019 году в этом субъекте действовал МРОТ, который был утвержден Трехсторонним соглашением на 2017-2019 от 01.02.2017 года. Для работников внебюджетной сферы он не должен быть ниже ПМ трудоспособного человека и не менее МРОТ в РФ (размер «минималки» составлял 11 280 рублей).

Региональное трехстороннее соглашение о МРОТ на 2020 год в Воронежской области еще не заключено. Предположительно, это произойдет в начале 2020-го года. Но, в любом случае, региональный МРОТ будет не ниже федерального (12 130 рублей).

Так как ПМ в регионе для работающих ниже МРОТ (в 3 квартале 2019 года — 10 221 рубль), то МРОТ в Воронеже и области в 2020 году, скорее всего, будет приравнен к федеральной «минималке».

Последние новости по минимальному размеру оплаты труда в Воронеже в 2020 году

Минимальный размер оплаты труда — это допустимый минимум, который обязан выплачивать наниматель сотруднику за полностью отработанный месяц.

МРОТ устанавливается на федеральном уровне и ежегодно индексируется путем внесения изменений в Федеральный закон № 82 от 19.06.2000. Пересмотр данного показателя осуществляется для того, чтобы защитить россиян от произвола на рынке труда, поддержать их уровень жизни.

Новости для работников и их нанимателей в 2020 г.

В 2019 году Президент РФ подписал федеральный закон об очередном повышении МРОТ. С января 2020 года этот показатель составляет 12 130 руб., увеличение произошло на 1% по сравнению с предыдущим годом. Сумма минимальной выплаты установлена в размере среднего прожиточного минимума трудоспособного населения страны и в дальнейшем будет ежегодно индексироваться.

Прожиточный минимум — это стоимость потребительской корзины, куда входят продукты питания, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека, непродовольственные товары, услуги и обязательные платежи (коммунальные услуги).

Особенности определения МРОТ в Воронеже и Воронежской области

Статьей 133.1 ТК РФ установлено право органам местного самоуправления повышать установленный на федеральном уровне МРОТ.

Воронеж входит в состав Центрального федерального округа РФ и является административным центром Воронежской области.

Минимальный размер оплаты труда в Воронеже с 1 января 2020 года не отличается от установленного федеральными властями и составляет 12 130 руб., что значительно превышает величину прожиточного минимума для трудящихся Воронежской области — 10 221 руб.

Правовые акты, регулирующие МРОТ

  1. Федеральный закон №82 от 19.06.2000 « О минимальном размере оплаты труда». Это основной нормативный документ, который устанавливает величину минимального месячного вознаграждения за труд в РФ.
  2. Ст. 130 ТК РФ. Этой статьей государство наделяется правом установления федерального МРОТ, единого для всей страны.
  3. Ст. 133 ТК РФ. Статьей закреплена единовременная установка минимальной заработной платы на всей территории страны и установлена нижняя граница — прожиточный минимум для всего трудоспособного населения.
  4. Ст. 133.1 ТК РФ. Данная статья определяет основные моменты, которые связаны с возможностью повышения минимума допустимой заработной платы в каждом субъекте РФ.

Где используется МРОТ

Согласно №82-ФЗ величина МРОТ используется исключительно для регулирования заработной платы и определения размера социальных пособий.

  1. Для корректировки размера заработной платы. Если сумма начисления выплат, входящих в расчет, ниже законного минимума, работодатель обязан доплатить разницу.
  2. Для начисления пособий по нетрудоспособности и пособия по беременности и родам. Применяется в случаях, когда у сотрудника: отсутствует доход за два предшествующих года, средний заработок за расчетный период меньше законодательно установленного минимума, стаж работы менее 6 месяцев, выявлено нарушение режима, он самовольно покинул стационар, прервав лечение.
  3. Пособие родителям по уходу за ребенком до 1,5 лет. Выплата не должна быть ниже МРОТ.
  4. Для назначения пособия по безработице. Если у безработного на иждивении находятся недееспособные члены семьи, размер пособия по безработице увеличивается на 50% от МРОТ за каждого иждивенца. Также установлен предельный размер пособия, который не должен превышать 1,5 размера минимальной заработной платы.
Читайте также:  В каких организациях должна быть учреждена должность ученого секретаря?

Что надо знать трудящимся о МРОТ

Недобросовестные руководители организаций и предприятий в погоне за прибылью используют незаконные методы снижения расходов. Первыми «под удар» попадают сотрудники. Им устанавливается очень маленькая заработная плата, которая оказывается значительно ниже предельно допустимой.

Зачастую оплата производится неофициально, в так называемых «конвертах». Это позволяет работодателю уменьшить еще один вид расходов — отчисления с заработной платы в бюджет и внебюджетные фонды.

Чтобы избежать такой ситуации, каждый работающий гражданин должен знать, что его вознаграждение за труд должно быть не ниже установленной на текущий год «минималки».

Если начисление за полный отработанный месяц окажется все же меньше, необходимо воспользоваться своим правом и привлечь нанимателя к ответственности.

Для этого, во-первых, нужно обратиться в отдел, который занимается начислением зарплаты, чтобы исключить ошибку в расчетах. Во-вторых, попытаться решить вопрос с руководством мирным путем. Если не получилось, можно подать жалобу в один из надзорных органов: прокуратуру, Государственную инспекцию по труду в регионе или суд.

Российское законодательство, в частности, ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за выплату заработной платы сотрудникам ниже установленного уровня.

Размер штрафа зависит от организационной формы предприятия. Так, для индивидуальных предпринимателей штраф составляет до 5000 руб., для юридических лиц — до 50 000 руб., для руководителей — до 10 000 руб. При повторном нарушении закона размер штрафа увеличивается, а руководители могут быть дисквалифицированы на срок до 3-х лет.

Расчеты штрафов и налогов исходя из МРОТ в 2020 г.

В настоящее время зависимость расчетов налогов, сборов и штрафов от “минималки” потеряла актуальность. Согласно изменениям, внесенным в КоАП РФ, Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, штрафы исчисляются в твердых суммах или как процент от суммы.

Право работодателя на снижение выплат

Наниматели обязаны выплачивать заработную плату в размере не ниже установленного законом минимума. На практике встречаются несколько случаев, когда заработная плата выплачивается ниже МРОТ на вполне законных основаниях:

  1. Законом предусмотрено только начисление заработной платы не ниже МРОТ, но так как работодатель по закону является налоговым агентом и обязан исчислить из заработной платы НДФЛ и перечислить его в бюджет, то нарушения со стороны работодателя в этом случае нет.
  2. Если сотрудник отработал месяц не полностью. Такое происходит в связи с болезнью, отпуском без сохранения заработной платы, прогулом, простоем на производстве не по вине работодателя. В этих случаях зарплата начисляется пропорционально отработанному времени, а в случае простоя — не менее 2/3 от заработка, что может повлечь снижение размера выплат ниже «минималки».
  3. В случае работы по совместительству. Время работы по совместительству законодательно ограничивается 50% от времени на основной работе, что также может привести к получению заработка ниже минимума.
  4. Работа по гражданско-правовому договору. В этом случае выплачивается сумма, прописанная в договоре, и сравнение ее с МРОТ не требуется.
  5. Если работодатель отказался от присоединения к трехстороннему соглашению о повышении регионального размера оплаты труда и оформил свой отказ должным образом — в течение 30 дней со дня публикации закона, обосновав причины отказа. Таковыми могут стать неустойчивое финансовое положение, которое может усугубиться и привести к кризису на производстве.

На что повлияет повышение МРОТ

Повышение допустимого минимального порога заработной платы имеет как положительные, так и отрицательные последствия. К положительным моментам можно отнести:

  • Увеличение размера оплаты труда. Глобальных изменений не последует, так как это коснется только тех сотрудников, чей заработок был ниже МРОТ.
  • Увеличение размеров отчислений в бюджет и внебюджетные фонды. Это позволит увеличить наполняемость бюджета, а отчисления в ПФР в большем размере повлияют на размер будущих пенсий сотрудников.
  • Увеличение размеров социальных выплат, которые рассчитывались исходя из размера «минималки». Это, в первую очередь, пособие родителям по уходу за ребенком до достижения 1,5 лет, которое не может быть меньше МРОТ. На расчет пособий по нетрудоспособности, пособий по беременности и родам повлияет только в тех случаях, когда они будут рассчитываться исходя из минимума.

Динамика изменения МРОТ в Воронеже и Воронежской области (2015 – 2019 гг.)

Показатели МРОТ по Воронежской области и городу Воронеж за 2015 – 2019 гг. представлены ниже в таблице.

Дата начала действияМРОТ (руб.)% изменения по сравнению с предыдущим периодом
01.01.201911 2801
01.05.201811 16317,6
01.01.2018948921,7
01.07.201778004
01.07.2016750020,89
01.01.201662044
01.01.201555546,6

Проводя анализ изменения МРОТ за 5 лет в Воронеже и Воронежской области можно сделать вывод, что он неуклонно растет. По сравнению с 2015 годом, увеличение произошло более чем в два раза.

Темпы роста в разные годы сильно отличались — от 1 до 20,89%. Это зависело от разных причин — размера инфляции, индекса роста цен на продукты, товары и услуги, экономическое положение в стране, финансовой возможности индексации.

МРОТ в Воронежской области

Действующее значение МРОТ (минимальный размер оплаты труда) в Воронежской области, установленное с 01.05.2018 года, согласно принятым нормативно-правовым актам (Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. ), на текущий день составляет сумму: 11163 руб.

Изменения МРОТ в Воронежской области с 2014 — 2020

ДатаЗначениеНормативно правовой акт
01.05.2018
  • в размере прожиточного минимума, но не менее 11163 (базовое значение)
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ.
01.01.2018
  • 9489 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)
  • в размере прожиточного минимума (базовое значение)
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. Соглашение объединений работодателей Воронежской области на 2017-2019 годы от 01.02.2017.
01.07.2017
  • 7800 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)
  • в размере прожиточного минимума (базовое значение)
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. Соглашение объединений работодателей Воронежской области от 01.02.2017.
01.07.2016
  • 7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)
  • в размере прожиточного минимума (базовое значение)
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ.
01.01.2016
  • 6204 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)
  • в размере прожиточного минимума (базовое значение)
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ.
01.01.2015
  • 5965 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)
  • в размере прожиточного минимума (базовое значение)
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ.
01.01.2014
  • 5554 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)
  • в размере прожиточного минимума (базовое значение)
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. Трехстороннее соглашение между правительством Воронежской области, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей на 2014 – 2016 годы.

МРОТ в Воронежской области в 2018 году с 1 мая

  • в размере прожиточного минимума, но не менее 11163 (базовое значение)

Нормативно правовой акт: Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ.

МРОТ в Воронежской области в 2018 году с 1 января

  • 9489 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)
  • в размере прожиточного минимума (базовое значение)

Нормативно правовой акт: Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. Соглашение объединений работодателей Воронежской области на 2017-2019 годы от 01.02.2017.

МРОТ в Воронежской области в 2017 году с 1 июля

  • 7800 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)
  • в размере прожиточного минимума (базовое значение)

Нормативно правовой акт: Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. Соглашение объединений работодателей Воронежской области от 01.02.2017.

МРОТ в Воронежской области в 2016 году с 1 июля

  • 7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)
  • в размере прожиточного минимума (базовое значение)

Нормативно правовой акт: Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ.

МРОТ в Воронежской области в 2016 году с 1 января

  • 6204 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)
  • в размере прожиточного минимума (базовое значение)

Нормативно правовой акт: Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ.

МРОТ в Воронежской области в 2015 году с 1 января

  • 5965 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)
  • в размере прожиточного минимума (базовое значение)

Нормативно правовой акт: Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ.

МРОТ в Воронежской области в 2014 году с 1 января

  • 5554 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)
  • в размере прожиточного минимума (базовое значение)

Нормативно правовой акт: Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. Трехстороннее соглашение между правительством Воронежской области, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей на 2014 – 2016 годы.

Величина МРОТ в 2013 – 2020 годах в России (таблица)

Федеральный МРОТ в 2019-2020 годах

Величина минимального размера оплаты труда (МРОТ) на государственном уровне утверждается соответствующим федеральным законом. МРОТ действует на территории всей России и не может быть меньше прожиточного минимума трудоспособных граждан за 2-й квартал предыдущего года в целях исчисления зарплаты (ст. 1 закона «О МРОТ» от 19.06.2000 №82-ФЗ). Иными словами, сотрудник, фактически отработавший установленную трудовыми соглашением норму времени, не может получить зарплату меньше установленного МРОТ. Если работодатель выплатит зарплату менее МРОТ, ему грозит штраф по п. 6 ст. 5.27 КоАП:

  • от 10 000 до 20 000 руб. на должностных лиц;
  • от 30 000 до 50 000 руб. на юрлиц;
  • от 1 000 до 5 000 руб. на физлиц-предпринимателей, ведущих деятельность без образования юрлица.

Если ранее установление соответствия МРОТ прожиточному минимуму ни социальным, ни финансовым ведомствам РФ, ни парламентариям было не под силу, то в марте 2018 года президентом РФ был подписан закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ, нормы которого определили, что с 01.05.2018 величина МРОТ сравняется с прожиточным минимумом трудоспособного населения за 2-й квартал прошлого года.

Таким образом величина МРОТ на 01.05.2018 года составила 11 163 руб. Минтруд утвердил размер прожиточного минимума за 2-й квартал 2018 года в размере 11 280 руб. А поскольку прожиточный минимум за 2-й квартал 2018 года равен МРОТ на 2019 год, то с 01.01.2019 значение федерального МРОТ составляет 11 280 руб.

Аналогично с МРОТ на 2020 год. Он равен прожиточному минимуму за 2-й квартал 2019 года, а это 12 130 руб. (см. приказ Минтруда от 09.08.2019 № 561н)

МРОТ регулирует не только оплату труда, но и величину пособий (включая декретные), а до конца 2017 года и размер взносов для индивидуальных предпринимателей. Рассмотрим, как изменялся МРОТ за период с 2013 по 2018 год.

МРОТ на 2015–2018 годы в России

Минимальный размер оплаты труда в 2015 году составил 5 965 руб. (ст. 1 закона РФ от 01.12.2014 № 408-ФЗ).

МРОТ 2016, введенный с 01.01.2016, составил 6 204 руб. (ст. 1 закона РФ от 14.12.2015 № 376-ФЗ). С 01.07.2016 он повышен до 7 500 руб. (ст. 1 закона РФ от 02.06.2016 № 164-ФЗ).

С началом 2017 года значение МРОТ не поменялось, оставшись равным величине 7 500 руб., действующей с 01.07.2016. Однако с 01.07.2017 МРОТ увеличился до 7 800 руб. (ст. 1 закона РФ от 19.12.2016 № 460-ФЗ).

С января 2018 года значение МРОТ увеличилось до 9 489 руб. С 01.05.2018 года, как уже было сказано выше, 11 163 руб.

О том, какую роль играет МРОТ в установлении величины заработной платы, читайте в материале «Ст. 135 ТК РФ: вопросы и ответы».

Какие изменения претерпел МРОТ в 2015–2016 годах в сравнении с прожиточным минимумом

МРОТ по годам 2015 и 2016 вырос не так значительно, как увеличился размер прожиточного минимума. Поэтому уменьшилась и величина соотношения между ними, составив:

  • 57% от суммы прожиточного минимума в 2015 году;
  • 63% от суммы прожиточного минимума на начало 2016 года;
  • 76% от суммы прожиточного минимума в 3-м квартале 2016 года.

Каков минимальный размер оплаты труда в 2014 году

Как уже отмечено выше в соответствии со ст. 133 Трудового кодекса минимальный размер оплаты труда в 2014 году (как и во все прочие годы) не должен был быть меньше прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц в России. Однако в 2014 году величина прожиточного минимума, установленного для трудоспособного лица, увеличилась с 8 283 до 8 885 руб. В то же время величина МРОТ в 2014 году составила всего 5 554 руб.

Какие изменения в МРОТ произошли в 2013 году

МРОТ в 2013 году составил 5 205 руб., что в 39,4 раза больше, чем на начало 2000 года. МРОТ в 2013 году в России был равен 68,2% от прожиточного минимума для трудоспособных лиц на тот же период. В то же время в 2000 году МРОТ был меньше прожиточного минимума для трудоспособных лиц в 9,33 раза.

Такие перегибы объясняются тем, что до 2010 года МРОТ применялся не только для регулирования уровня оплаты труда, но и для определения размера различных социально-значимых пособий. В 2013–2014 годах соотношение между размерами МРОТ и прожиточного минимума колеблется на отметке 67–68%, не демонстрируя при этом значительной положительной динамики.

Предельная база для расчета взносов в ПФР в 2014–2018 годах и МРОТ

Размер МРОТ в 2014 году начал использоваться при расчете размера страховых взносов для ИП, и применялся такой порядок до конца 2017 года, несмотря на то, что страховые взносы с 2017 года перешли под контроль налоговых органов и стали подчиняться положениям соответствующей главы НК РФ.

Порядок расчета взносов, уплачиваемых ИП в фонды, подразумевал, что установленный в начале налогового периода МРОТ умножался на 12 месяцев и на страховую ставку государственного фонда (ПФР, ФОМС). При превышении дохода, полученного предпринимателем за год, суммы 300 000 руб. с величины этого превышения он должен был уплатить еще 1% (подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ).

Подробнее о страховых взносах и иных платежах, уплачиваемых ИП, читайте в этой статье.

Чтобы рассчитать величину страхвзносов для ИП за предыдущие годы, вам потребуется знать значения МРОТ, действовавшие в тот налоговый период. Наши специалисты собрали эти величины в удобную таблицу.

Таблица МРОТ по годам

Таблица МРОТ удобна еще и тем, что можно посмотреть не только величину показателя, но и проследить его динамику.

МРОТ 2013 года — 5 205 руб. (утвержден в декабре 2012 года)

МРОТ в 2014 году — 5 554 руб. (утвержден в декабре 2013 года)

МРОТ в 2015 году — 5 965 руб. (утвержден в декабре 2014 года)

  • с 01.01.2016 — 6 204 руб. (утвержден в декабре 2015 года);
  • с 01.07.2016— 7 500 руб. (утвержден в июне 2016 года)
  • на начало года остался на уровне 7 500 руб.;
  • с 01.07.2017 — 7 800 руб. (утвержден в декабре 2016 года)
  • с 01.01.2018 – 9 489 руб. (утвержден в декабре 2017 года);
  • с 01.05.2018 – 11 163 руб. (утвержден в марте 2018 года)

С 01.01.2019 — 11 280 руб.

С 01.01.2020 — 12 130 руб.

Сколько составляет МРОТ в 2019 году в крупнейших регионах

В соответствии со ст. 133.1 Трудового кодекса правительства субъектов Федерации могут подписывать региональные соглашения с объединениями профсоюзов и работодателей, в которых устанавливается местный уровень МРОТ.

ВАЖНО! Региональный МРОТ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законодательством.

Если в субъекте установлен свой МРОТ, то зарплата сотрудника, отработавшего норму времени, не может быть ниже регионального показателя МРОТ.

Рассмотрим значения МРОТ в 2019 году в регионах РФ (по состоянию на 01.09.2019):

  1. Значение МРОТ для Москвы равно 19 351 руб.
  2. В Санкт-Петербурге МРОТ равен 18 000 руб.
  3. Максимальное значение МРОТ Центрального округа зафиксировано в Московской области на уровне 14 200 руб.
  4. Максимальное значение МРОТ в Южном федеральном округе было зафиксировано на уровне 12 030 руб. в Краснодарском крае.
  5. Практически во всех остальных субъектах РФ значение МРОТ 2019 года равно общефедеральному 11 280 руб. В ряде субъектов нужно учитывать районные коэффициенты.

Итоги

МРОТ 2020 года увеличен до 12 130 руб. В 2019 году он составляет 11 280 руб. С мая 2018 года МРОТ сравнялся с прожиточным минимумом трудоспособного населения за 2-й квартал 2017 года и составлял 11 163 руб. Регионы также вправе устанавливать значение МРОТ, но оно не может быть ниже федерального показателя.

МРОТ — минимальный размер оплаты труда с 1 января 2019 и 2020 года

Что такое МРОТ

МРОТ (минимальный размер оплаты труда) — установленный минимум оплаты труда в час, день или месяц, который работодатель может (должен) платить своему работнику.

Величина МРОТ установлена Законом № 82-ФЗ от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда».

С 1 января 2020 года МРОТ составит 12 130 рублей

С 01 января 2019 МРОТ составляет 11 280 рублей (Федеральный закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения»).

С 01 мая 2018 МРОТ составляет 11 163 рубля (Федеральный закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения»).

С 01.01.2018 МРОТ составляет 9 489 рублей (Федеральный закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения»).

С 01.01.2015 МРОТ составляет 5 965 рублей (Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 408-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»).

C 01.01.2014 МРОТ составляет 5 554 рублей (Федеральный закон от 02.12.2013 N 336-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»).

С 01.01.2013 МРОТ по России составляет 5 205 рублей.

Минимальный размер оплаты труда применяется для:

регулирования оплаты труда;

определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам;

Примечание: с 02.08.2019 МРОТ больше нельзя использовать в целях, не связанных с регулированием трудовых отношений (Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 301-ФЗ)

Согласно правилам, изложенным в статье 133 Трудового кодекса РФ:

минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом;

устанавливается за счет средств работодателя (а в бюджетных организациях — за счет средств соответствующего бюджета);

не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Законодатель разрешил себе пока не применять это положение, введя в Трудовой кодекс РФ статью 421, в соответствии с которой порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера, предусмотренного ст. 133 ТК, а также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в указанном размере, устанавливаются федеральным законом. Такого закона пока нет. Следовательно, постепенное повышение МРОТ будет продолжаться до тех пор, пока он не достигнет прожиточного минимума;

месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, т.е. — 5 205 рублей. Надо иметь в виду, что с МРОТ нужно сопоставлять не тарифную ставку или оклад, а всю сумму месячной зарплаты с учетом компенсационных и стимулирующих выплат.

Субъектам РФ статьей 133.1 ТК предоставлено право устанавливать на своей территории размер МРОТ, превышающий указанный выше (так называемую «минимальную заработную плату»). При этом установление более высокого размера МРОТ допускается путем принятия субъектом РФ регионального соглашения о минимальной заработной плате. Смысл такого соглашения заключается в том, что если такой нормативный акт субъектом РФ принят, работодатели, осуществляющие свою деятельность на его территории, должны выплачивать работникам заработную плату не ниже МРОТ, установленного законом субъекта РФ.

Может ли зарплата работника быть меньше МРОТ

Достаточно часто мне задают этот вопрос. Ответов на этот вопрос три и зависит от того, о чем именно спрашивают:

2) о выплачиваемой заработной плате;

3) присоединился ли работодатель к региональному соглашению о минимальной заработной плате

1. Может ли начисляемая зарплата работника быть меньше МРОТ

Согласно ст. 129 ТК заработная плата (оплата труда работника) включает в себя:

оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц (без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат);

компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);

стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Как мы видим, заработная плата работника может состоять из нескольких частей (оклада, различных доплат, премий), поэтому работодатель может установить в локальном нормативном акте (штатном расписании) минимальный размер оклада меньше МРОТ, но при условии, что с учетом компенсационных и стимулирующих выплат зарплата работника будет не ниже установленного минимального размера оплаты труда. Если работнику начисляют только оклад, значит, его размер не может быть меньше МРОТ — федерального или регионального.

2. Может ли выплачиваемая зарплата работника быть меньше МРОТ?

Статьей 133 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что заработная плата работника не должна быть ниже минимального размера оплаты труда при одновременном выполнении следующих условий:

2) работник выполнил все свои трудовые обязанности (норму труда).

Заработная плата работника — это его доход, с которого работодатель (как налоговый агент) удерживает НДФЛ. Поскольку доходом считается начисленная (т.е. сумма до уплаты налогов), а не выплаченная сумма (сумма, которую работник получает на руки), то фактически выплачиваемая работнику сумма может быть ниже МРОТ.

Труд совместителей оплачивается также пропорционально отработанному времени в зависимости от условий трудового договора (ст. 285 ТК). Работодатель не обязан производить доплаты до МРОТ лицам, работающим по совместительству, если размер оплаты их труда, указанный в трудовом договоре о работе по совместительству, не превышает минимальный размер оплаты труда.

3. Может ли выплачиваемая зарплата быть меньше установленной в регионе минимальной заработной платы?

Если работодатель в порядке, установленном статьей 133.1 Трудового кодекса РФ отказался присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате, то выплачиваемая зарплата может быть меньше МЗП, установленной в регионе, но не может быть меньше федерального МРОТ.

Федеральный МРОТ

На территории России установлены два значения минимального размера оплаты труда:

1. Для расчета размера зарплаты и пособий

Минимальный размер оплаты труда применялся с 29.11.2002 до 01.01.2010 для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности.

До 29.11.2002 применялся для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей.

с 01.01.2020

12 130

Проект Приказа Минтруда РФ

с 01.01.2019

11 280
(в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ за II квартал предыдущего года)

Федеральный закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения»

с 01.05.2018

11 163

Федеральный закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения»

с 01.01.2018

9 489

Федеральный закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения»

с 01.07.2017

7 800

Федеральный закон 19.12.2016 № 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»

с 01.07.2016

7 500

Федеральный закон от 02.06.2016 № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»

с 01.01.2016

6 204

Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 376-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»

с 1 января 2015 года

5 965

Срок, с которого установлен
минимальный размер
оплаты труда
Сумма минимального
размера оплаты труда
(руб., в месяц)
Нормативный акт, установивший минимальный
размер оплаты труда
Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 408-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»

с 1 января 2014 г.

5 554

Федеральный закон от 02.12.2013 N 336-ФЗ
«О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»

с 1 января 2013 г.5 205ст. 1 Закона от 03.12.2012 № 232-ФЗ
с 1 июня 2011 г.4 611ст. 1 Закона от 01.06.2011 № 106-ФЗ
с 1 января 2009 г.4 330ст. 1 Закона от 24.06.2008 № 91-ФЗ
с 1 сентября 2007 г.2 300ст. 1 Закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ
с 1 мая 2006 г.1 100ст. 1 Закона от 29.12.2004 № 198-ФЗ
с 1 сентября 2005 г.800ст. 1 Закона от 29.12.2004 № 198-ФЗ
с 1 января 2005 г.720cт. 1 Закона от 29.12.2004 № 198-ФЗ
с 1 октября 2003 г.600ст. 1 Закона от 01.10.2003 № 127-ФЗ
с 1 мая 2002 г.450ст. 1 Закона от 29.04.2002 № 42-ФЗ
с 1 июля 2001 г.300ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
с 1 января 2001 г.200ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
с 1 июля 2000 г.132ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ

2. МРОТ для штрафов, налогов и пеней

Базовая сумма, применяемая для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, а также платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, с 1 января 2001 года составаляет 100 рублей (ст. 5 Закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ).

Минимальный размер зарплаты в регионах

Во многих субъектах РФ есть еще и региональный МРОТ.

Законодатели субъекта Российской Федерации вправе установить свой размер минимальной заработной платы (назовем его для отличия — МЗП).

Согласно правилам части 3 статьи 133.1 ТК размер минимальной заработной платы для конкретного субъекта определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения на его территории. Частью 4 статьи 133.1. ТК установлено, что размер МЗП не может быть ниже федерального МРОТ.

На данный момент из 83 субъектов РФ минимальную заработную плату ввели 38 регионов.

Кто определяет МЗП региона

Минимальную заработную плату устанавливают региональным соглашением трех сторон (ч. 6 ст. 133.1 ТК РФ):

правительства субъекта (города, края, области, республики);

объединения работодателей (союза промышленников и предпринимателей).

После того как соглашение заключено, всем работодателям, осуществляющим деятельность на территории конкретного субъекта РФ, предлагается к нему присоединиться. Это происходит путем официального опубликования текста соглашения в СМИ.

Если работодатель, осуществляющий деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению о региональном МРОТ не представил в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, считается, что работодатель присоединился к соглашению, а значит, обязан его применять (статья 133.1 ТК). Соглашение действует со дня его официального опубликования.

Исходя из статьи 133.1 ТК региональный МРОТ обязателен для применения в рамках оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, а также муниципальных учреждений. Федеральные казенные, бюджетные и автономные учреждения не обязаны применять региональный МРОТ.

Районный коэффициент и «северная» надбавка

Согласно статье 315 Трудового кодекса оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Это означает, что на МРОТ необходимо начислять «северные» надбавки. Данный вывод подтверждает и Верховный суд РФ (определения от 24.06.2011 № 3-В11-16 и от 01.07.2011 № 72-В11-5). По мнению судей, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях районный коэффициент и «северная» надбавка должны учитываться не в составе МРОТ и МЗП. На них следует увеличивать МРОТ и МЗП.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П установлено, что в состав МРОТ не включены районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями.

Размеры минимальной заработной платы по регионам (таблица)

Чаще всего на этой странице ищут информацию о:

Читайте также:  Тарификационные списки педагогических работников
Ссылка на основную публикацию