На основании чего действует конкурсный управляющий при банкротстве? - Komsindrom.ru

На основании чего действует конкурсный управляющий при банкротстве?

Содержание

Статья 129. Полномочия конкурсного управляющего

Статья 129. Полномочия конкурсного управляющего

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 129 настоящего Федерального закона

1. С даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника — унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ в пункт 2 статьи 129 внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Конкурсный управляющий обязан:

принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства, если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего в связи со значительным объемом имущества должника;

включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания;

привлечь оценщика для оценки имущества должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;

принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства;

предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;

вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов;

исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом обязанности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ в пункт 3 статьи 129 внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Конкурсный управляющий вправе:

распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;

увольнять работников должника, в том числе руководителя должника, в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом;

заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок в порядке, установленном статьей 102 настоящего Федерального закона. Конкурсный управляющий не вправе заявлять отказ от исполнения договоров должника при наличии обстоятельств, препятствующих восстановлению платежеспособности должника;

Информация об изменениях:

подавать в арбитражный суд от имени должника заявления о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником, иски о взыскании убытков, причиненных действиями (бездействием) руководителя должника, лиц, входящих в совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган или иной орган управления должника, собственника имущества должника, лицами, действовавшими от имени должника в соответствии с доверенностью, иными лицами, действовавшими в соответствии с учредительными документами должника, предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершать другие действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на возврат имущества должника;

осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ в пункт 5 статьи 129 внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

5. При наличии оснований, установленных федеральным законом, конкурсный управляющий предъявляет требования к третьим лицам, которые в соответствии с федеральным законом несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ в пункт 6 статьи 129 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

6. Собрание кредиторов вправе принять решение о прекращении хозяйственной деятельности должника при условии, что такое прекращение не повлечет за собой техногенные и (или) экологические катастрофы, прекращение эксплуатации объектов, используемых для обеспечения деятельности дошкольных образовательных организаций, других образовательных организаций, лечебно-профилактических учреждений, объектов, используемых для организации доврачебной помощи, скорой и неотложной амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи, объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий (далее — социально значимые объекты), необходимых для жизнеобеспечения граждан. Конкурсный управляющий обязан прекратить производство должником товаров (выполнение работ, оказание услуг) на основании решения собрания кредиторов о прекращении хозяйственной деятельности должника в течение трех месяцев с даты принятия такого решения.

>
Погашение учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия и (или) третьим лицом.
Содержание
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Права и полномочия конкурсного управляющего

После вынесения судом определения о признании должника несостоятельным и опубликования сведений в официальном источнике, начинается стадия конкурсного производства. Арбитраж назначает уполномоченного представителя, осуществляющего контроль над имущественной оценкой и реализацией активов в рамках торгов. Важно понимать, какие функции исполняет конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц и в каком порядке лицо назначается на данную должность.

Характеристика кандидатуры

Согласно ст.2 ФЗ №127 конкурсное производство – мероприятие по оценке имущественного положения должника с целью последующей реализации определенных объектов собственности для удовлетворения исковых требований контрагентов. Контроль и координирование данных процессов возлагается на специалиста в сфере профессиональной деятельности.

Для того чтобы понять, кто такой конкурсный управляющий при банкротстве, перечислим требования, предъявляемые к претендентам на данную должность:

  • обязательное гражданство РФ;
  • участие в саморегулируемой организации (СРО);
  • высшее профессиональное образование;
  • опыт работы на руководящей должности сроком более года;
  • прохождение практического обучения не менее двух лет;
  • успешное прохождение теоретического испытания;
  • правовой статус предпринимателя не препятствует управлению;
  • отсутствует наказание в виде лишения права занимать руководящие должности, а также административный штраф по соответствующему нарушению;
  • в течение трех лет, предшествующих дате вступления в СРО, не наблюдалось фактов исключения из членства данной или иной организации, решений о дисквалификации.

Деятельность граждан, вступающих в СРО, подлежит обязательному страхованию ответственности.

Утверждение на должность

Назначение и освобождение гражданина от исполнения обязательств происходит по решению суда для юридических лиц и на основании конкурса агентства страхования вкладов – для банков.

Выбор гражданина для назначения на должность управителя осуществляет суд, но собрание кредиторов имеет право выдвигать свою кандидатуру на рассмотрение и утверждение. Датой наделения определенного лица полномочиями станет момент издания арбитражем соответствующего определения.

Если у участников процедуры банкротства возникнут сомнения по компетенции или претензии к уполномоченному управителю, они могут подать обоснованную жалобу с включением веских доводов о несоответствии кандидата занимаемой должности.

Когда в рамках установленного срока для обжалования не поступают ходатайства от сторон, гражданин считается назначенным на место управляющего и уполномочен исполнять свои обязательства до окончания хода производства или непосредственно ликвидации фирмы.

Важно понимать, на основании чего действует конкурсный управляющий. Главным регламентом его деятельности является федеральный закон №127-ФЗ от 26.10.2002 г.

Права и обязанности

Начиная с момента утверждения на должность управителя и до окончания конкурсного производства, гражданин выполняет роль исполнительного органа в компании, признанной банкротом. Чтобы детально разобраться, что значит деятельность утвержденного конкурсного управляющего, определим перечень его полномочий.

  • Осуществить приемку активов должника, а также провести в трехмесячный срок инвентаризацию всего имущества в собственности.
  • В течение трех дней после пересчета объектов, предоставить сведения в единый федеральный реестр.
  • Нанять специалиста для стоимостной оценки имущества.
  • Оповестить персонал компании об увольнении не позднее тридцати дней после начала процедуры конкурса.
  • Заняться взысканием дебиторской задолженности перед банкротом.
  • Оформлять заявления, ходатайства, обращения по оспариванию притязаний кредиторов.
  • Обеспечить ведение и сохранность реестра исковых требований.
  • Подготовить и передать в хранилище учетную документацию должника.
  • Сведение заключительного баланса и отчетность по налогообложению и т.д.
Читайте также:  Как поступить если сотруднику выплатили отпускные, но в отпуск он не ушел?

Управитель имеет право:

  • Расторгать трудовые договоры с работниками компании, в т. ч. с руководителем.
  • Прекращать исполнения условий договоров, если это не препятствует санации финансового положения.
  • Распоряжаться на правах собственника активами ответчика.
  • Привлекать помощников для исполнения обязательств.
  • Использовать материальную и информационную базы для исполнения функций.
  • Делать запросы на предоставление необходимых сведений.
  • Оформлять и подавать исковые требования в суд без доверенности и т.п.

Отчет управителя

Согласно ст.143 закона о банкротстве, управляющий обязан предоставлять отчетность определенного содержания коллегии кредиторов на всех этапах конкурсного производства. По общему порядку периодичность формирования сведений определяется как один раз в квартал, если иное не утверждено комитетом истцов.

Отчет управителя должен содержать следующую информацию:

  • Детализация инвентаризации имущества, перечень активов, входящих в конкурсную массу.
  • О сумме, проводках и источниках полученных денежных средств на расчетном счету ответчика.
  • Сведения о порядке продажи объектов собственности и расчетах с покупателями.
  • Данные об исковых требованиях по невыплате дебиторских долгов перед ответчиком.
  • О комплексе мер по обеспечению сохранности имущества и о возврате объектов (в том числе надельных земель) из временного распоряжения сторонних лиц.
  • Перечень договоров, где сделки прекращены или признаны недействительными.
  • Движение персонала и уменьшение его численности (сокращение, увольнение).
  • Результат работы по закрытию расчетных счетов в кредитных учреждениях.
  • Список лиц, привлекаемых к субсидиарной ответственности и пр.

Оплата труда

Ст.20.6 регламентирует размер вознаграждения управителю за осуществление профессиональной деятельности. Конкурсный управляющий получает фиксированную сумму за исполнение мероприятий судебной процедуры, а также полное возмещение понесенных расходов.

Оплата труда управителя производится из собственных средств должника, если иной прядок не утвержден по отношению к данному делу.

Фиксированный размер платы управляющему – тридцать тысяч рублей. По решению арбитражного суда допускается увеличение выплаты в зависимости от сложности судебной процедуры. Размер процента за исполнение обязательств определяется в соотношении к остаточной стоимости активов, но не более 60 тыс. р. по общей сумме.

Контролирующий орган

Прямая задача по контролю за осуществлением деятельности управляющего возложена на арбитраж и коллегию кредиторов. Дополнительно координировать действия и смотреть отчет управителя могут представители банка России на основании действующих нормативно-правовых актов.

Конкурсное управление – комплекс мероприятий при банкротстве должника по обеспечению исковых требований кредиторов посредством реализации имущества должника. Управитель осуществляет свою деятельность за вознаграждение и в рамках действующего законодательства. За недобросовестное исполнение обязательств, а также бездействие физического лица предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Подробнее об обязанностях конкурсного управляющего смотрите далее:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Конкурсный управляющий (внешний управляющий)

Конкурсный управляющий – это лицо, которое согласно закону РФ от 19 ноября 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий, осуществляет конкурсное производство.

Задача конкурсного управляющего

Конкурсный управляющий обязан провести процедуру, направленную на принудительную или добровольную ликвидацию несостоятельной организации.

Как назначается конкурсный управляющий

Конкурсные управляющие – это специально обученные и выполняющие определенные действия в момент банкротства объекта люди, которые являются членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Конкурсный управляющий назначается арбитражным судом. Конкурсный управляющий является руководителем несостоятельного объекта и органов его управления, а также собственником имущества должника, если таковым является унитарное предприятие.

Для назначения конкурсного управляющего суд выносит соответствующее определение, которое может быть обжаловано. Действие конкурсного управляющего заканчивается в момент прекращения данного конкурсного производства.

Чтобы стать конкурсным управляющим, надо работать юристом, экономистом или иметь практику выполнения хозяйственных работ.

Отметим, что конкурсный управляющий имеет ненормированный график рабочего времени, работает с большим объемом информации, занимается сложной процедурой подготовки имущества банкрота к реализации.

Обязанности конкурсного управляющего

К обязанностям конкурсного управляющего относятся следующие действия:

провести инвентаризацию имущества банкрота;

организовать оценку имущества с привлечением оценщика;

в течение недели после получения полномочий конкурсный управляющий обязан опубликовать информацию о банкроте и его собственности в специальных источниках;

контролировать сохранность имущества банкрота;

осуществлять поиск и взыскание имущества должника, хранимого у третьих лиц;

анализировать материально-денежное положение должника;

в случае увольнения уведомить работников банкрота о грядущем увольнении не позже месяца со дня объявления должника банкротом;

предоставлять информацию в полном объеме о должнике и о его собственности заинтересовавшимся лотом должника претендентам, планирующим принять участие в торгах;

вести список требований кредиторов, если эту задачу не выполняет специализированная организация – реестродержатель.

Полномочия конкурсного управляющего

Кроме ряда обязательств, конкурсный управляющий наделен целым пакетом полномочий.

Полномочия конкурсного управляющего:

владеть имуществом банкрота в законном порядке и условиях;

заниматься увольнением работников банкрота, не являются исключением и работники на руководящих должностях;

отправить на хранение документацию должника;

предъявлять исковые заявления о недействительности сделок, проведенных должником;

требовать имущество банкрота, которое хранится у третьих лиц, и производить иные действия, направленные на возвращение имущества.

Ответственность Конкурсного управляющего

Полномочия конкурсного управляющего напрямую связаны с ответственностью конкурсного управляющего. Учитывая, что конкурсный управляющий наделен рядом полномочий, он привлекаем к ответственности при нарушении или невыполнении своих обязанностей и полномочий.

Привлечение к ответственности может последовать в случае следующих административных нарушений:

неестественное создание неплатежеспособности лиц путем специальных действий или бездействий;

конкурсный управляющий скрывает местонахождение имущества должника;

не предоставляет необходимые сведения об имуществе;

уничтожает или фальсифицирует информацию об имуществе;

не согласовывает процедуру передачи собственности должника;

не соблюдает законные требования при заключении договоров или при внешнем управлении;

совершает сделки с превышением должностных полномочий.

При нарушении первого и последнего пунктов конкурсный управляющий рискует остаться без работы в этой должности на временной период не более трех лет.

Отчет конкурсного управляющего

После того как расчеты со всеми кредиторами будут окончены или конкурсное производство прекращено, конкурсный управляющий должен предоставить доклад о проделанной работе, о результатах проведения данной процедуры в арбитражный суд.

Отчет конкурсного управляющего представляет собой перечень документов, подтверждающих:

продажу собственности должника;

погашение кредитных обязательств;

предоставление в Пенсионный фонд (его территориальное подразделение) информации о дате, месте рождения должника, его гражданстве и паспортных данных, включая полностью ФИО, пол и адрес постоянной регистрации обанкротившегося лица.

К отчету, помимо вышеперечисленных документов, конкурсные управляющие должны прилагать реестр требований кредиторов, в котором будут указаны размеры выплаченных долгов обанкротившегося лица.

После того как конкурсный управляющий составил и подал в компетентный орган свой доклад, он обязан уведомить о данном факте кредиторов.

Контроль деятельности конкурсного управляющего

Контроль деятельности управляющего осуществляется в соответствии со ст. 143 ФЗ «О банкротстве».

Согласно данному закону, кредиторы (собрание или комитет) получают всю необходимую для этого информацию не реже чем раз в три месяца, если иное не установлено на собрании кредиторов.

Сведения, предоставляемые для контроля, могут быть в виде отчетов или любых отдельных документов, показывающих состояние дел в ходе конкурса или при его завершении.

В докладе конкурсного управляющего должна содержаться информация:

об инвентаризации имущества должника, ее оценке, если таковая требовалась;

о количестве денежных средств, которые были зачислены на расчетный счет должника, и источниках такого финансирования;

о процессе реализации собственности обанкротившегося субъекта, указание полученных сумм;

о размерах и количестве требований о взыскании задолженности, которые выдвинуты третьим лицам;

о количестве работающих на должника людей, которые продолжают трудиться после открытия конкурса, и количестве уволенных (уволившихся) сотрудников;

о работе, которая была проделана для того, чтобы сделки были признаны недействительными, в интересах должника;

о составлении и ведении реестра требований кредиторов, со сведениями о том, какова их общая сумма и размер отдельно в каждой очереди;

о тех мерах, которые были приняты для сохранения собственности обанкротившегося объекта и для взыскания того имущества, которое ему принадлежит, но по каким-то причинам находится у третьих лиц;

о размере текущей задолженности, с описанием причины ее образования;

о проведенной работе конкурсного управляющего по закрытию счетов должника;

Читайте также:  Бестарифная система оплаты труда в 2019 году

о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, несущих обязательства в связи с доведением должника до банкротства;

вся другая информация, содержание которой устанавливается конкурсным управляющим, кредиторами или арбитражным судом.

Все данные, которые касаются производства по делу о банкротстве, например, о том, каковы расходы конкурсного управляющего на проведение соответствующего процесса, конкурсный управляющий должен предоставлять в любое время по требованию арбитражного суда.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Полномочия и задачи конкурсного управляющего по банкротству

Само понятие входит в собирательное определение «арбитражный управляющий». Более подробно уяснить, кто такой конкурсный управляющий при банкротстве фирмы, поможет Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ, который содержит основные нормы, регулирующие положения вышеуказанного лица.

Правовой статус и полномочия

При наступлении стадии банкротства, которая связана с реализацией имущества должника, арбитражным судом назначается лицо, осуществляющее руководство организацией-должником. На законодательном уровне установлены следующие полномочия конкурсного управляющего при процедуре банкротства:

  • изучение финансового положения должника;
  • создание условий для сохранения имущества и минимизации рисков его утраты;
  • ведение реестра требований кредиторов;
  • установление местонахождения имущества должника с последующим отслеживанием и контролем;
  • проведение оценки имущества для покрытия долгов перед кредиторами;
  • учет имущества должника;
  • обращение с требованием о взыскании сумм долга.

Наряду с обязанностями также выделяют права конкурсного управляющего при банкротстве юридического лица:

  • управление имуществом должника;
  • работа с кадровым составом;
  • использование и хранение документов;
  • прекращение исполнения соглашений и сделок;
  • обращение в суд с заявлением о признании сделок недействительными.

Эти права и обязанности конкурсного управляющего при банкротстве имеют исчерпывающий перечень, установленный Федеральным законом № 127-ФЗ. Обширный перечень предоставленных полномочий является инструментом для эффективного взыскания долгов. Ввиду приравнивания этого лица к руководителю организации-должника у кредиторов существуют определенные опасения в неверно выбранной стратегии погашения задолженности, несоблюдении функции конкурсного управляющего при банкротстве и злоупотребления правом.

С целью контроля за деятельностью управляющего собрание (комитет) кредиторов имеет право запрашивать отчет о производимой деятельности, сведения о материально-финансовом положении. Такая информация обязательна к предоставлению не реже одного раза в три месяца.

Ответственность и контроль за деятельностью

Процедура банкротства является объемной и сложной, ввиду этого не всегда удается привлечь к участию в нужную стадию компетентного специалиста. В этом случае у кредиторов есть опасность остаться без денег. Для их защиты собранию (комитету) кредиторов предоставлено право отстранения назначенного лица. В соответствии с Федеральным законом № 127-ФЗ, отстранение возможно в следующих случаях:

  • управляющий при банкротстве организации нарушил действующие нормы права, ввиду чего был исключен из саморегулируемой организации;
  • игнорирование обязанностей или если результат их исполнения не соответствует установленным нормам;
  • если существует вступивший в законную силу акт, устанавливающий привлечение к ответственности в виде дисквалификации;
  • возникновение ранее не известных обстоятельств, исключающих возможность привлечения ранее назначенного лица.

При наличии хотя бы одного из обстоятельств представители собрания (комитета) кредиторов вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением. В случае подтверждения указанных в заявлении оснований суд выносит определение об отстранении конкурсного лица.

Статьей 20.4 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ установлена ответственность конкурсного управляющего при банкротстве, которая направлена на защиту финансового положения кредиторов. Если кредиторы понесли убытки в результате неграмотных действий конкурсного лица, последний будет обязан возместить их.

Порядок назначения и размер вознаграждения

При наступлении стадии конкурсного производства утверждается кандидатура управляющего, который должен быть членом саморегулируемой организации. Если кредитор не указал организации, из числа которых производится выбор, эта обязанность возлагается на суд. После получения соответствующего запроса саморегулируемая организация обязана направить сведения о соответствии выбранной кандидатуры требованиям ФЗ № 127-ФЗ. Если установлено соответствие требованиям, суд выносит акт о назначении.

Вознаграждение назначенного лица состоит из двух составляющих: фиксированной и переменной. Используя такую систему, законодатель создает заинтересованность и мотивирует к более эффективной работе по погашению долгов перед кредиторами.

Размер фиксированной суммы установлен ст. 20.6 ФЗ о банкротстве; конкурсный управляющий получает за выполнение своих функций денежное вознаграждение в размере 30 000 рублей. На основании пункта 13 статьи 20.6, также подлежит выплачивать проценты в зависимости от размера суммы долга, которую удалось взыскать. На законодательном уровне обязанность по оплате вознаграждения возложена на должника, но на практике часто ввиду отсутствия денежных средств у последнего оплату производит заявитель.

ПОЛНОМОЧИЯ КОНКУРСНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

М.В. ТЕЛЮКИНА
М.В. Телюкина, кандидат юридических наук.
Конкурсный управляющий — это арбитражный управляющий, действующий на протяжении ликвидационной стадии производства по делу о несостоятельности (банкротстве) — конкурсного производства. Проведение этой стадии регламентируется главой VI Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» N 6-ФЗ от 8 января 1998 г. (далее — Закон).
———————————
СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 222.
Полномочия конкурсного управляющего обширны и направлены на осуществление ликвидации должника с максимальным учетом интересов кредиторов. Кроме того, в тех случаях, когда предприятие — должник продолжает функционировать, полномочия конкурсного управляющего направлены еще и на осуществление хозяйственной деятельности. В целях наиболее адекватного проведения мероприятий конкурсного производства управляющий может составить план конкурсного производства и представить его на утверждение кредиторам (отметим, что Закон о банкротстве таких требований не предъявляет). Арбитражный суд полномочиями по утверждению плана конкурсного производства не обладает, что было подтверждено п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ N 43 от 6 августа 1999 г. . Тем не менее представляется необходимым установить право арбитражного суда проверять законность мероприятий, предложенных управляющим, поскольку на практике нередки ситуации, когда управляющий намеревается осуществлять мероприятия, не соответствующие законодательству.
———————————
Отметим, что Президиум ВАС РФ дважды издавал Обзоры практики применения Закона о банкротстве — они содержатся в информационных письмах N 43 (от 6 авг. 1999 г.) и N 64 (от 14 июня 2001 г.).
Конкурсный управляющий обязан действовать в интересах кредиторов, поэтому Закон предоставляет им возможность контролировать исполнение управляющим своих обязанностей. Право контроля предоставлено и арбитражному суду. По требованию как суда, так и кредиторов (собрания или комитета) управляющий обязан в любое время предоставлять отчет о ходе конкурсного производства. Но даже при отсутствии указанных требований управляющий обязан (в силу п. 1 ст. 115 Закона) как минимум раз в месяц предоставлять собранию либо комитету кредиторов отчет о своей деятельности. На практике далеко не всегда управляющие предоставляют подобные отчеты, в связи с чем возникает вопрос о квалификации такого бездействия. На мой взгляд, непредставление отчета позволяет сделать вывод о недобросовестном осуществлении управляющим своих обязанностей, что может послужить основанием для отстранения управляющего либо для привлечения его к ответственности на основании ст. 21 Закона.
Конкурсный управляющий исполняет следующие функции:
1. Работа с имуществом должника
Управляющий должен осуществить принятие имущества (от временного или внешнего управляющего), его инвентаризацию (даже если она проводилась на стадии наблюдения либо внешнего управления). Кроме того, управляющий должен произвести оценку имущества должника и принять меры для его сохранности. Пункт 1 ст. 102 Закона специально устанавливает, что для осуществления инвентаризации и оценки имущества должника управляющий имеет право привлекать специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иное не установлено собранием или комитетом кредиторов. Отметим, что поскольку из текста Закона не следует, что собрание или комитет кредиторов может вообще запретить привлечение специалистов либо установить иной источник оплаты их услуг, то, на мой взгляд, допустимы оба указанных ограничения. Привлечение независимого оценщика является обязательным, если речь идет об оценке недвижимого имущества; иное может быть установлено собранием или комитетом кредиторов. Также управляющий должен принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, — с этой целью возможно его обращение с исками, в том числе виндикационными, к субъектам, незаконно владеющим имуществом должника.
2. Анализ финансового состояния должника
Этот анализ осуществляется с целью выявить признаки преднамеренного или фиктивного банкротства (установить их наличие или отсутствие); ответить на вопросы о возможности и целесообразности продажи бизнеса должника; о факторах, влияющих на длительность и характеристики ликвидационных процессов, и т.д. В ходе изучения документов должника конкурсный управляющий обязан обнаружить имеющиеся у должника договоры банковского счета и принимать меры к их прекращению, т.е. к закрытию счетов. Таким образом, в данном случае в соответствии с п. 1 ст. 105 Закона управляющий в одностороннем порядке отказывается от заключенных должником договоров банковского счета. Со всех этих счетов остатки средств должны перечисляться на один счет, являющийся основным. На основной счет должника зачисляются все денежные суммы, поступающие от реализации имущества. С этого счета оплачиваются все требования к должнику — как очередные, так и текущие. Пункт 3 ст. 105 Закона некоторые текущие расходы называет (данные требования не подлежат внесению в реестр требований кредиторов и должны удовлетворяться в общем порядке в соответствии со ст. 855 ГК РФ): расходы, связанные с выплатой вознаграждения конкурсному управляющему; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи; расходы, связанные с публикацией сообщения о признании должника банкротом и сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также с уведомлением кредиторов должника; иные расходы, связанные с осуществлением конкурсного производства. Конкурсный управляющий обязан отчитываться перед кредиторами по требованию собрания либо комитета о состоянии основного счета должника (о порядке отчетов было сказано выше).
3. Работа с кредиторами
Конкурсный управляющий должен принимать заявляемые требования кредиторов — как установленные, так и не являющиеся таковыми, вносить их в реестр, определять очередность удовлетворения. Если требование установленным не является, управляющий анализирует его обоснованность и признает или отказывается признать требование, заявив об этом кредитору. Установленные требования (подтвержденные вступившим в законную силу решением суда либо признанием требования должником) управляющий ОБЯЗАН (здесь и далее выделено мной. — М.Т.) внести в реестр (даже если сомневается в обоснованности оснований установления). На практике встречаются ситуации, когда управляющий по собственной инициативе заявляет требование. Следует отметить, что вносить в реестр требования, не заявленные кредиторами, управляющий не имеет права. На этапе конкурсного производства подлежит применению порядок установления требований, определенный для внешнего управления; он регламентируется нормами ч. 2 п. 1 ст. 114, ст. 75, ст. 46 Закона. Отметим, что в настоящее время подлежат обжалованию на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 12 марта 2001 г. N 4-П определения арбитражного суда, выносимые по результатам рассмотрения возражений кредиторов в отношении размера требований, признанных управляющим (КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ положения п. 3 ст. 55 Закона в части невозможности обжалования указанных определений).
4. Уведомление работников должника о предстоящем увольнении
В данном случае управляющий должен действовать в соответствии с трудовым законодательством РФ. Следует отметить, что в процессе конкурсного производства все работники подлежат увольнению даже в случае продажи бизнеса, хотя это положение небесспорно как с теоретической, так и с практической точек зрения. На практике возникают некоторые проблемы в силу того, что п. 5 ст. 112 Закона говорит о применении к случаям продажи предприятия порядка, установленного ст. 86 Закона для продажи бизнеса во время внешнего управления, а п. 2 ст. 86 предполагает сохранение в силе всех трудовых договоров (контрактов), действующих на момент продажи предприятия (при этом права и обязанности работодателя переходят к покупателю предприятия). На основании этого суды нередко поддерживают работников, настаивающих на сохранении трудовых отношений и предъявляющих соответствующие претензии к покупателям бизнеса на стадии конкурсного производства. В такой ситуации следует исходить из положения ч. 5 п. 3 ст. 101 Закона, в соответствии с которым конкурсный управляющий «уведомляет работников должника о предстоящем увольнении» — никаких исключений из этого правила Закон не предусматривает.
5. Работа с имущественными требованиями должника к третьим лицам
Управляющий предъявляет требования к лицам, к которым должник имеет права требования (очевидно, речь идет как о выплате денежных сумм, так и о передаче должнику имущества третьих лиц, на которое должник имеет право). Такие требования предъявляются в соответствии с общими нормами законодательства РФ.
6. Передача документов должника, подлежащих обязательному хранению в соответствии с Федеральными законами и иными правовыми актами РФ (таким образом, законы, указы Президента и постановления Правительства могут устанавливать особенности такого хранения)
7. Решение вопросов, связанных с судьбой сделок должника (отказ от сделок, опровержение сделок)
Управляющий может отказаться от текущих контрактов — сделок, заключенных должником до возбуждения конкурсного процесса либо в течение наблюдения (если на сделку не требовалось согласия временного управляющего), если срок исполнения этой сделки приходится на период конкурсного производства. Заявить отказ от определенных сделок должника управляющий имеет право в течение трех месяцев с момента введения конкурсного производства в соответствии с правилами, установленными ст. 77 Закона. Из этого следует вывод, что кредиторы, от сделок с которыми конкурсный управляющий не отказался, становятся текущими кредиторами; их требования должны быть исполнены управляющим без внесения в реестр, по мере их предъявления. Если таких требований несколько, то исполнение осуществляется по правилам ст. 855 ГК РФ.
Управляющий имеет право заявлять в суд требования о признании недействительными сделок должника. Представляется, что здесь речь может идти о сделках, противоречащих законодательству РФ, в частности Закону о банкротстве, включая сделки, заключенные внешним управляющим. Кроме того, на мой взгляд, конкурсный управляющий имеет право заявлять о признании недействительными сделок при наличии оснований, предусмотренных ст. 78 Закона, поскольку это соответствует цели увеличения объема имущества должника.
8. Предъявление требований к субъектам, несущим субсидиарную ответственность по обязательствам должника
Речь пойдет о действиях конкурсного управляющего в отношении лиц, виновных в доведении должника до банкротства.
Объем субсидиарной ответственности — разница между размером имущества должника (т.е. суммой средств, вырученных от его реализации) и суммой требований кредиторов. Очевидно, оба эти параметра могут стать более или менее точно известны только по окончании реализации имущества и после закрытия реестра требований кредиторов. Однако (и на практике нередки такие случаи) и после этого возможно как обнаружение другого имущества должника (либо, например, ликвидация дебиторской задолженности), так и заявление дополнительных требований кредиторами, что неизбежно приведет к необходимости осуществления перерасчета размера субсидиарной ответственности. Проблема осложняется тем, что в силу ч. 3 п. 5 ст. 101 Закона взысканные с субсидиарно ответственных субъектов суммы включаются в конкурсную массу и могут быть использованы только на удовлетворение требований кредиторов в порядке очередности, установленной Законом. Эта норма исключает возможность предъявления каких-либо требований кредиторами, не получившими полного удовлетворения, к субсидиарно ответственным лицам после окончания конкурсного производства, что представляется не вполне логичным и требующим изменения.
Из сказанного следует, что конкурсный управляющий должен предъявлять требования к субсидиарно ответственным лицам в конце конкурсного производства, после реализации имущества и закрытия реестра. И все равно он рискует, так как может потребоваться пересчет размера ответственности либо возврат части полученных в результате реализации такой ответственности сумм.
Кроме того, не исключено возникновение проблем в связи с процессом осуществления субсидиарной ответственности — обращение с требованием о выплате размера субсидиарной ответственности представляет собой длительный процесс, в ходе которого может появиться необходимость обращения взыскания на имущество, и даже возбуждения конкурсного процесса в отношении субсидиарного должника. Естественно, все это способно значительно затянуть конкурсное производство. Эти и другие проблемы вызваны недостатками норм Закона, регулирующих осуществление субсидиарной ответственности, что делает эти нормы сложноприменимыми на практике.
9. Реализация имущества должника
Управляющий проводит продажу имущества после его инвентаризации и оценки. В соответствии с п. 1 ст. 112 Закона «имущество подлежит продаже на открытых торгах, если собранием или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи имущества». Исходя из этой нормы не вполне понятно, может ли собрание или комитет установить иной режим торгов (закрытие) или иной режим продажи (без торгов). В результате буквального толкования положения п. 1 ст. 112 Закона можно сделать вывод, что любое из указанных решений собрания или комитета будет законным. В любом случае управляющий должен получить согласие собрания или комитета на предложенные им порядок и сроки реализации имущества. Это может быть как согласие на каждую сделку отдельно, так и согласие на все действия управляющего в целом, данное, например, на первом собрании, проведенном после открытия конкурсного производства. К сожалению, Закон не отвечает на очень важный практический вопрос — что делать, если собрание и комитет расходятся во мнениях по данному вопросу. Думается, преимущественным должно являться мнение собрания, но все сделки будут являться действительными, если управляющий, получив согласие комитета, успел реализовать имущество до созыва собрания.
Имущество, являющееся ограниченно оборотоспособным, может быть продано только на закрытых торгах, в которых участвуют субъекты, обладающие правом иметь такое имущество в собственности или ином вещном праве. Исключенное из оборота имущество продаже не подлежит (следует отметить, что имущество, исключенное из оборота, на законных основаниях может оказаться только у должников — унитарных предприятий).
В соответствии со статьями 447 — 449 ГК РФ торги по продаже имущества проводятся с особенностями, установленными Законом о банкротстве. Организатором торгов выступает конкурсный управляющий либо специализированная организация, с которой управляющий заключает соответствующий договор и которая не должна быть заинтересованным лицом в отношении должника либо управляющего (заинтересованность

Читайте также:  Как оформить эффективный контракт со спортсменом?
Ссылка на основную публикацию