Новая пенсионная реформа - Komsindrom.ru

Новая пенсионная реформа

Содержание

Пенсионная реформа: 2020-й станет проклятием для миллионов россиян

«Служил на флоте 3 года. В стаж не включили. Надо было откосить?»

На сайтах юридической поддержке населения и на многочисленных форумах, посвященных пенсионной реформе, фиксируется рост вопросов примерно такого содержания: «В следующем году мне исполнится 60 год (или как вариант 55 лет — для женщин), когда я пойдут на пенсию?».

Несмотря на многочисленные чиновничьи разъяснения, пожилые люди не воспринимают лишенную здравого смысла формулу повышения пенсионного возраста. В голове не укладывается, почему одним предпенсионерам подняли на 6 месяцев, вторым на 18 месяцев, а третьим — на 36 месяцев, если все они, по сути, сверстники. Нет, пожилые люди в курсе «людоедских» нововведений, но такая постановка вопроса означает несогласие и обиду, в том числе и на житейскую несправедливость.

«Моя подруга родилась в декабре 1964 года, а я — в январе 1966 года, причем мы учились в одном классе. Она станет пенсионеркой через полгода, а я — через 5 лет. Где справедливость, „дорогие“ чиновники? Каким местом вы думали, когда устанавливали такие нечестные правила?», — возмущается Галина Ивановна Д., работающая, как и её бывшая одноклассница, кассиром в сетевом магазине.

Предпенсионерка жалуется на тяжелый труд, обострение хронических заболеваний, маленькую зарплату и мечтает нянчить внука, как только пойдет на заслуженный отдых. Точно так, как и её напарница, которая старше всего на 13 месяцев и которой «сказочно повезло». Одно дело продержаться 6 месяцев, другое — долгих и непредсказуемых 5 лет.

Напомним, в августе прошло года Путин в своем телеобращении к россиянам, сделал «послабления» к пенсионной реформе, которые поделили пожилых людей на тех, кому «немного потерпеть», и на тех, кому «пахать — не перепахать». По сути, глава демократической вроде России своей властью одних помиловал, а других — без вины наказал.

«Предлагаю для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, установить особую льготу — право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста, — сказал президент — Для примера: человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года. То есть повторю, на 6 месяцев раньше».

Такое президентское решение, в конечном счете, обернулось чудовищной несправедливостью, в результате которой со второго полугодия 2022 года и до 1 января 2024 года в нашей стране вообще не будут оформляться трудовые пенсии. Надо понимать, за это время вполне могут усложниться правила ПФР.

Значит, далеко не факт, что рожденные в 1960 годах и позже вообще дождутся пенсии в обозначенные сроки. Одни умрут — другим предложат поработать еще. Ведь чиновники одним росчерком пера пересмотрели период дожития. Что мешает правительству усложнить, к слову, определение стажа. Например, учитывать только те годы, когда работник отпахал не менее 250 рабочих дней и сформировал индивидуальный пенсионный капитал эквивалентный двум баллам и больше. Иначе, дескать, не получается начислить даже минималку. Тем более, телодвижения в этом направлении уже были.

«Я родился в марте 1960 г. Соответственно, в марте 2020 г. мне будет 60 лет. На сайте госуслуг стаж (учтенный для целей назначения пенсий) 42 г. 5 месяцев. Я обратился в местный ПФР с вопросом, могу ли я досрочно выйти на пенсию. Мне ответили, что служба в армии не засчитывается в страховой стаж, а я, между прочим, служил в ВМФ 3 года. Получается, „откосить“ правильней было бы?», — спрашивает предпенсионер на форуме «Пенсии 1960».

Чиновники — ему: «мил человек, какой стаж? Какая пенсия? Ты же на своем корабле страховые вносы не платил, значит, жди свой срок». И вообще «службу в армии учитывают как принимаемый в пенсионный страховой стаж нестраховой период, исходя из его фактической календарной продолжительности». В итоге мужчина, отдавший три года флоту, выйдет на пенсию на полтора года позже, думая «ничего себе, как меня отматросили».

Как известно, в советское время службу в армии учитывали в трудовом стаже, а сегодня внесена специальная поправка «Для военнослужащих по призыву нахождение в войсках входит в страховой срок только при условии, если до этого времени или сразу после него он имел официальную работу». Если парня взяли сразу после школы, а, отслужив, он не устроился на следующий день на завод, а, к примеру, решил учиьтся в вузе, ПФР не зачтет ему 3 года. Странная, однако, логика у властей.

То, что в результате таких бюрократических игр люди могут остаться без денег в предпенсионном периоде, вообще мало кого из представителей власти волнует. На этот счет у них всегда есть «оригинальные предложения». На том же форуме можно найти такую грустную историю:

«Муж работал несколько лет кочегаром в котельной клуба при администрации села, он 1960 года рождения. Работал по договору на отопительный сезон, а летом состоял на учёте в центре занятости. Когда в августе 2019 г муж пришёл в администрацию вновь устраиваться на работу, глава администрации сказала, что уже набрала рабочих. Муж поехал в центр занятости, ему сказали, что только в апреле следующего года можно встать на учёт. Он остался без средств к существованию».

Что же ему делать? Как жить? А ему в ответ советуют воспользоваться государственной и иной поддержкой личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Мол, «поскольку ты — деревенский», разводи кроликов, птицу, свиней. И «будет тебе счастье». Правда, сразу предупреждают, что «по этим программам деньги можно тратить только на развитие ЛПХ — на покупку животных и птицы, кормов для них, устройство сараев и клеток». Нецелевое расходование средств повлечет уголовную ответственность.

То есть обогревать кур можно — себя нельзя! Корм для свиней — это правильно, хлеб для себя — тюрьма. Причем, бывшему кочегару придется конкурировать с промышленным птицеводством или гигантскими свиноводческими комплексами. Думается, что предпенсионер точно знает исход этого предпринимательства. И в самом деле, был бы такой малый бизнес рентабелен — на селе и без «умников» из правительства разводили бы птиц в ЛПХ.

В принципе, по такой же схеме организованы и другие программы «поддержки» предпенсионеров — мнимая забота, очковтирательство и ложные ориентиры.

Надо понимать, что в предстоящий 2020-й год выйти на пенсию по старому законодательству должны люди, которые в массе своей прожили тяжелую жизнь. Достаточно сказать, что в их молодость и зрелость смертность намного превышала рождаемость. Развал СССР, шоковая терапия, грабительская приватизация, закрытие заводов и фабрик, ельцинская гиперинфляция, бандитизм 90-х, тотальные «серые» зарплаты «нулевых», — это далеко не полный перечень событий, которые выпали на их долю. Прибавьте к этому денежные реформы, девальвации, всякие МММ, коллекторов, чтобы понять, как важна для женщин и мужчин пенсия в 55 и 60 лет соответственно.

Если бы у нашей власти была бы совесть, она пощадила бы это измученное поколение. А вводить разные сроки выхода на пенсию вообще является верхом цинизма, деля пожилых людей на «счастливчиков» и «неудачников». Тем более, еще до пенсионной реформы ультраправый либерал Алексей Кудрин предлагал повышать пенсионный возраст каждый год на полгода, растянув этот период на 15 лет. Тем самым, бывший министр финансов и нынешний глава Счетной палаты слал сигнал, что более медленное повышение пенсионного возраста тоже вполне устраивает власть.

Вместо этого кабинет Медведева «врезал» по пожилым россиянам, установив «людоедские» темпы — по году в год! В своем желании ухудшить жизнь гражданам нашей стране Дмитрий Анатольевич при полной поддержке Владимира Владимировича «переплюнул» даже Алексея Леонидовича!

«Автор пенсионной реформы» подвел ее первые итоги

Экономист Владимир Назаров объяснил, почему пенсионный возраст повышали в такой спешке

вчера в 09:00, просмотров: 196193

Экономиста Владимира Назарова, директора научно-исследовательского финансового института Минфина, многие именуют «автором пенсионной реформы». Самому Назарову до пенсии далеко — ему 37 лет. В его послужном списке -институт Гайдара, членство в Комитете гражданских инициатив Кудрина, коллегии Минфина и экспертном совете при правительстве. Мы побеседовали с Назаровым о первых итогах пенсионной реформы и о том, почему она стартовала так неожиданно для россиян. Насколько слова г-на Назарова соответствуют реальной жизни, каждый может оценить сам.

— В некоторых СМИ вас называют «автором» и даже «злым гением» пенсионной реформы. А Википедия сообщает: «Принимал участие в качестве эксперта в работе рабочей группы по пенсионной реформе». Продолжаете ли вы сотрудничать с правительством в этом направлении?

— Самым активным мое взаимодействие с правительством по пенсионной тематике было до 2012 года, когда я сформулировал идею необходимости разных пенсионных систем для разных поколений. Эти идеи не секретны и каждый может с ними ознакомиться, например, в журнале «Вопросы экономики» за 2012 год.

Потом это были эпизодические встречи с экспертами на разных площадках. Сейчас в таком же режиме обсуждается развитие добровольных пенсионных накоплений.

Но автором пенсионной реформы я себя не считаю. Я, скорее, один из первых в российском экспертном сообществе, кто обратил внимание на необходимость модернизации самой философии классической распределительной пенсионной системы.

С переходом в постиндустриальное общество ослабевает связь между достижением пенсионного возраста и потребностью в социальной поддержке, которая может возникнуть гораздо раньше или гораздо позже общеустановленного пенсионного возраста. В ряде случаев эта потребность может выражаться не в регулярной выплате денег, а в услугах по уходу и присмотру, в обеспечении лекарствами, в помощи в трудной жизненной ситуации и так далее.

Долгое время именно пенсионная система была в центре общественной повестки, а важнейшие для нашей страны проблемы борьбы с бедностью, обеспечения граждан доступными лекарствами, помощи в уходе за пожилыми людьми оставались за рамками основной дискуссии.

Сейчас фокус внимания начинает понемногу смешаться в сторону решения конкретных проблем граждан в различных жизненных ситуациях. Я верю, что по этим вопросам рано или поздно будет достигнут значительный прогресс, что мы будем жить в обществе, где каждому вне зависимости от его возраста будет гарантирован минимальный доход и оказана необходимая помощь с лекарствами.

— Как вы оцениваете промежуточные итоги реформы?

— Основной итог на данный момент – это индексация пенсии для неработающих пенсионеров в начале 2019 года на 7,05%, то есть, почти вдвое выше прошлогодней инфляции.

Такая же ситуация повторится и в 2020 году: с 1 января пенсии вырастут на 6,6% при инфляции около 3%. Без повышения пенсионного возраста индексация пенсий едва-едва успевала бы за ростом цен. Таким образом, только за два года реформы рост пенсий обгонит инфляцию более, чем на 6%. Говорить о других итогах реформы, например, о стабилизации расходов Пенсионного фонда или влиянии на рынок труда, пока еще слишком рано.

Читайте также:  Работники, имеющие детей до 14 лет, могут получить право на внеочередной отпуск

— За счет повышения пенсионного возраста правительство предполагало урегулировать дефицит государственной пенсионной системы. Как с этим обстоят дела?

— Основной целью было сохранение размеров пенсий в условиях сокращения числа работников, за счет страховых взносов которых и выплачивались пенсии. Например, в 2019 году численность занятых, по данным официальной статистики, снизилась почти на миллион человек. Согласно демографическим прогнозам, такое снижение будет происходить еще как минимум 5-10 лет.

Речь о снижении дефицита бюджета Пенсионного фонда не шла, в текущих непростых демографических условиях практически ни одной развитой стране не удается добиться превышения доходов пенсионного фонда над расходами. Но и увеличивать дефицит пенсионной системы также невозможно – от этого могут пострадать расходы на другие направления социальной политики. Некоторые развитые государства пошли даже на снижение размера пенсий.

В России такой подход был и остается неприемлемым. В итоге повышение пенсионного возраста позволило одновременно увеличить индексацию самым уязвимым категориям пенсионеров – пожилым неработающим людям, и при этом не допустить неконтролируемого роста дефицита.

— Предполагалось, что число занятых на официальном рынке труда граждан будет расти. Какова ситуация сейчас?

— Повышение пенсионного возраста сможет в лучшем случае замедлить темпы снижения численности рабочей силы, но ожидать роста количества занятых не стоит. Именно поэтому реформа создает сейчас меньше рисков для населения старшего возраста, которое дольше остаётся на рынке труда, чем если бы эта мера осуществлялась десять-пятнадцать лет назад, когда численность занятых росла.

— Вопросы вызывает реализация пенсионной реформы. В развитых странах о таких вещах принято предупреждать заранее, например, в Германии уже сейчас известно, что очередное повышение пенсионного возраста состоится в 2030 году. Почему у нас это судьбоносное решение было принято в такой спешке? Люди не получили возможности адаптироваться к новой ситуации. Не лучше бы было пойти по пути референдума, как, например, в Швейцарии?

— В развитых странах сама идея повышения пенсионного возраста также не подвергается сомнению: пенсионный возраст за последние двадцать лет повышали как в Европе, так и практически во всех странах СНГ. Однако и там это не вызывает восторга населения, достаточно вспомнить недавние протесты во Франции. Причем острота общественной реакции далеко не всегда зависит от продолжительности подготовительного периода.

Действительно, в России реформа была проведена значительно быстрее, но это цена того, что решение откладывалось столь долгое время. Времени на раскачку уже не было, ведь повышение пенсионных возрастов — процесс длительный, основные результаты появляются через 5-10 лет после начала реформы.

Что касается референдума, то он в России неприменим, поскольку повышение пенсионного возраста безальтернативно, это единственный способ надежно, в долгую сохранить размеры пенсии в условиях старения населения. А пойти на их сокращение невозможно – пенсии и так относительно невысоки, а у государства есть определенные обязательства: выплаты должны индексироваться не ниже, чем инфляция, размеры пенсий не могут быть ниже прожиточного минимума пенсионера.

Замечу также, что референдум требует четкой постановки вопроса. Если спросить «Хотите ли вы повышения пенсионного возраста?», основная масса граждан во всех странах ответит «нет».

Если же спрашивать «Что вы предпочитаете: повысить пенсионный возраст, повысить налоги, снизить пенсии или урезать другие расходы?», — набор возможных комбинаций окажется столь велик, что вынести его на референдум не представляется возможным.

Поэтому в большинстве стран мира референдум по такому вопросу не проводят. Просто в какой-то момент политики берут на себя ответственность за своё решение и стараются по возможности снизить свои электоральные потери, убеждая людей в том, что альтернативы были хуже. А в большинстве случаев они действительно хуже.

— Сейчас, по прошествии года, можно ли говорить, что какие-то последствия пенсионной реформы были не просчитаны? Или технически все было сделано правильно?

— Сейчас мы не видим каких-то серьезных просчетов в самой пенсионной реформе, но есть ряд проблем в сфере соцзащиты населения.

Это, во-первых, введение уголовной ответственности за увольнение граждан предпенсионного возраста. Очевидно, что такая мера приведет к увеличению дискриминации по возрасту при найме сотрудников: работодатель лишний раз подумает, стоит ли ему нанимать такого работника, увольнение которого может повлечь для него уголовную ответственность.

Во-вторых, новые меры по сохранению населения старшего возраста на рынке труда (например, по переобучению) направлены почему-то только на лиц в предпенсионном возрасте, то есть за пять лет до выхода на пенсию. Но ведь абсолютно ясно, что повышение пенсионного возраста может увеличить риски на рынке труда и у более молодых групп населения – в возрасте 45-50 лет. Как мне кажется, новые программы должны включать большее широкий круг возрастов.

В-третьих, и это главное — по-прежнему остается актуальной проблема отсутствия в России двух важнейших программ, позволяющих значительно снизить социальные риски для наших семей: гарантированный минимальный доход и лекарственное страхование в амбулаторно-поликлиническом звене.

По обоим направлениям в последнее время были сделаны важные шаги: введена выплата на первого и второго ребенка для семей, у которых среднедушевой доход не превышает 2 прожиточных минимума, а с 2020 года стартует пилотный проект по обеспечению лекарствами граждан, имеющих сердечно-сосудистые заболевания. Но, несмотря на эти шаги, мы еще далеки от создания универсальных общенациональных программ по поддержке доходов семей и обеспечению нуждающихся лекарствами.

— Одна из главных проблем российского рынка труда – большой теневой сектор, из-за которого бюджет и внебюджетные фонды (включая ПФР) недополучают значительные деньги. Создает ли правительство условия для нормального роста «белого» сектора?

— Я бы не стал относить большой теневой сектор к числу главных проблем российского рынка труда. Существует довольно четкая связь между уровнем экономического развития и неформальной занятости. И, если сравнивать Россию с близкими по ВВП на душу населения странами СНГ, Восточной и Южной Европы, то выяснится, что уровень неформальной занятости у нас близок или даже ниже, чем в этих странах.

Тем не менее, потенциал для снижения доли теневого сектора существует. Важный фактор, определяющий его размеры на рынке труда — административные барьеры в «белом» секторе экономики: чем больше налоги на труд и жестче трудовое законодательство, тем больше будет неформальная занятость.

Совокупные издержки по налогам на труд достаточно велики (вместе с НДФЛ – это около 40% от фонда оплаты труда), а трудовое законодательство зарегулировано. Поэтому некоторые работодатели предпочитают не заключать с работниками официальный трудовой договор, а нанимать на основании устных договоренностей или платить большую часть зарплаты в конверте.

Если ставить задачу снизить уровень неформальной занятости помимо ужесточения налогового администрирования, неплохо было бы снизить налоги на труд и создать государственную программу гарантированного дохода, чтобы предпринимателям было проще расторгнуть трудовые отношения с работникам, но те при этом оставались под защитой государственной помощи. Только совокупность этих мер позволит вывести заработные платы из тени, не убьет бизнес и сохранит занятность и доходы граждан.

— Сейчас почти 30% граждан (около 14 млн человек) выходят на пенсию раньше срока, в 40 с небольшим лет. Речь идет о военнослужащих, полицейских, гражданских госслужащих. Ничего подобного нет в других странах мира.

Многие из этой категории лиц, как правило, не имеющих хронических проблем со здоровьем и сохраняющих возможность работать, получают пенсии не через Пенсионный фонд, а напрямую из федерального бюджета. Справедливо ли это? Ведь досрочные пенсии дают немалую нагрузку на ПФР, кроме того, за них платят все граждане.

— Действительно, около трети граждан выходят на пенсию досрочно, вот только большую часть из них составляют вовсе не военные и полиция, а работающие во вредных и опасных условиях (например, шахтеры, работники химической промышленности), работающие на Крайнем Севере, учителя, врачи, инвалиды, многодетные матери – суммарно их как раз около трети от всех пенсионеров по старости. А вот пенсии по выслуге лет в России получают не более 5% всех пенсионеров.

По учителям, врачам и жителям крайнего Севера уже приняты решения о повышении возраста выхода на пенсию, но при этом режим их выхода на пенсию останется льготным по сравнению с большинством граждан. Что касается гражданских госслужащих, то они в России всегда выходили в общеустановленном пенсионном возрасте, никаких льготных возрастов у них нет. Напротив, пенсионный возраст для них начали поднимать еще в 2017 году, причем новый пенсионный возраст для женщин данной категории составляет 63 года, для мужчин – 65 лет.

Пенсионная реформа 2019 окончательный вариант

Итоговый вариант изменений в пенсионное законодательство принят. Начались изменения с января 2019 г с перспективой на 10 лет. О необходимости и неизбежности ее проведения заявляли многие эксперты и аналитики, но для многих россиян, будущие изменения стали абсолютной неожиданностью. Граждане выходили на пикеты, митинги.

Начало новой реформы положено с принятым 3 октября 2018г федеральным законом No 350.

Общий обзор реформы, поправки:

  • Поэтапное повышение пенсионного возраста с 2019 по 2023 гг.
  • Досрочное получение выплат от государства для отдельных категорий граждан.
  • Замораживание индексации.
  • Соцподдержка безработных лиц и предпенсионеров.
  • Повышение возраста возникновения права на соцвыплату.
  • Сохранение прав на накопительную часть.

Основными причинами нововведений и необходимости поправок законодательной базы послужил дефицит денежных средств в ПФР (Пенсионном фонде). Эти деньги необходимы на достойное содержание — пенсии, сопоставимые с уровнем заработной платы. После распада Советского Союза произошел провал в экономике, что принесло негативные последствия.

Общепринятый возрастной предел выхода на пенсию был установлен в первой половине 20 века, поэтому отвечал реалиям того периода. Раньше продолжительность жизни составляла более сорока лет, а на каждого человека пенсионного возраста приходилось примерно четверо людей работоспособного возраста. Продолжительность жизни, число пенсионеров увеличилось. На одного пенсионера приходится 2,3 трудоспособных граждан, а за ближайшие периоды эта цифра сократится.

Пенсионная реформа снизит финансовую нагрузку на ПФР из-за роста объема поступлений в госказну, отчисляемых работающими гражданами. Поправки изменили бюджетный, налоговый, трудовой и уголовный кодекс РФ. Это касается ответственности за дискриминацию населения предпенсионного возраста. Для потенциальных пенсионеров сохранились налоговые льготы, введены дополнительно оплачиваемые нерабочие дни медицинского осмотра. Государство выделяет средства на допфинансирование от продажи конфискованного имущества или изъятого у коррупционеров.

Законопроект рассматривался депутатами с разногласиями, некоторые предлагали альтернативные методы изменения ситуации в пенсионной сфере.

  • Установление длительного периода с 2019-2034 гг. За это время можно осуществить плавный переход на новые изменения законодательства.
  • За введенный период адаптации нужно каждый год увеличивать планку пенсионного возраста (в 65 и 63 г у мужчины и женщин).
  • Льготы для граждан, отработавших длительное время.

В адрес Президента страны было направлено множество жалоб россиян. В августе 2018 г состоялось Прямое обращение Главы государства к гражданам России. Он объяснил причины долгих раздумий, молчаний стремлением во всем разобраться и прийти к правильному решению. Были проанализированы и учтены все письма, обращения, видеозаписи россиян. Реформирование пенсионной системы неизбежно и выгодно всем.

Во избежание дискриминации женского пола, увеличить их возрастную дату выхода на заслуженный отдых необходимо на такое же количество лет, как и для мужского населения страны. Время адаптации завершится к 2028 г.

Под особым контролем государства находятся вопросы материнства, а многодетные матери прилагают огромные усилия на воспитание молодого поколения, необходимы поддерживающие меры. Правительство предложило отпускать таких матерей на досрочную пенсию на три-пять лет раньше положенного.

Дополнительные меры поддержки жителей сел, деревень содержатся в новом законе. Люди, проживающие или отработавшие свыше 30 лет в сельской местности, получают надбавку 25 % к стандартным пенсионным выплатам (ПВ).

Для наглядного представления перехода, этапы и период достижения нового пенсионного возраста отражаются в таблице.

Возрастной порог в годах

Согласно планам аппарата Правительства, проводимые преобразования позволят добиться роста выплат, стоимости баллов. Спрогнозирован период индексации ПВ с 2019-2024 гг.

Стоимость 1 балла (в рублях)

По подсчетам, примерно за шесть лет размер выплат возрастет на 1000 р за месяц ежегодно. По планам авторов реформы, средний размер ПВ по стране достигнет 20000 р.

По причине специфического формирования выплат, поправки не распространяются на силовые и ведомственные структуры (МВД, Минобороны, ФСБ, Росгвардии, МЧС, прокуратура).

Читайте также:  С каким разрядом имеет право управлять краном (машинист крана автомобильного), грузоподъемностью 40 тонн?

С целью борьбы с «черными», неофициальными выплатами заработной платы в конвертах несколько лет назад введены новые названия оценочного фактора — пенсионный коэффициент переименован в индивидуальный коэффициент (балл).

  • Принципы начисления выплат пенсии:
    Необходимое число баллов.
  • Достижение установленного возрастного предела.
  • Выработанный стаж.

При несоответствии одного из представленных параметров, выплата не начисляется до достижения всех пунктов. Полагается только социальная денежная помощь государства.

Поправки с 01.04.2019

I группы с детства, дети-инвалиды

I-II гр. с детства

Дети до 18 лет (или 23 лет, если являются студентами очной формы обучения)

потерявшие одного родителя

потерявшие двух родителей, если родители неизвестны

Народы Севера (женщины от 50 лет и мужчины от 55 лет)

Нетрудоспособные ж. от 60 л и м. от 65 лет

Из-под действия реформы выведены лица, находящиеся на особых условиях труда (вредные, опасные), участники-ликвидаторы аварии ЧАЭС, граждане по состоянию здоровья не способные зарабатывать. Также отдельную категорию занимают летно-испытательный состав авиации, жители Севера страны, медицинский персонал, педагоги. Длительность стажа для льготных групп останется прежней, но будет перенесен срок обращения.

Пенсионерам, отработавших в холодных условиях климата выплачивается повышенная фиксированная выплата (ФВ).

  • Стаж 15 лет в северных широтах, не менее 25/20 лет общего стажа. Прибавка составляет половину ФВ. К пенсии по старости добавляют 2667,09 р.
  • Работа не менее 20 лет на Севере, не менее 25/20 л общего стажа. Надбавка — 30 % ФВ. Доплачивают 1778,06 р.

Подсчитывая стаж, ежегодно трудовая деятельность в малочисленных районах Крайнего севера или аналогичных регионах приравнивается к девяти месяцам работы на Севере. По достижении возраста 80 лет или имеющих на попечении нетрудоспособных иждивенцев доплата определяется в повышенной ФВ.

Вид страховой пенсии

Инвалидность (по группам)

Для работников района Севера

Приравненные регионы к условиям Севера

Реформа несет положительный и отрицательный результат и последствия. Среди плюсов выделяют снижение нагрузки на бюджет в части ПФР, восполнение дефицита, предположительный рост ПВ выше инфляционного порога, введение поддержки со стороны государства лицам предпенсионного возраста.

  • Уменьшение реальных доходов населения.
  • Сокращение потребительского спроса.
  • Рост количества граждан, не вышедших на пенсию по старости по причине их смерти.
  • Увеличение расходов со стороны государства на программу переобучения.

Предпенсионерам гарантируют налоговые льготы — освобождение от имущественного, а также снижение суммы земельного налога. При потере работы пособие выплачивается длительный срок, возможно переобучение за счет государства, введение дополнительных дней для прохождения медосмотра. Введена не только административная, но и уголовная ответственность работодателя за дискриминацию лиц предпенсионного или пенсионного возраста.

Особая категория работающих граждан наделена правом досрочного выхода на пенсию, а также получения ПВ за выслугу лет. Это государственные служащие. Необходимыми условиями являются: нарабатывание стажа госслужбы и достижение возраста. После принятых изменений законодательства, требования к стажу будут ужесточаться. К 2026 г планируется увеличение срока службы с 15 до 20 лет. Требования к возрастному признаку — для женщин 63 и мужчин 65 лет.

Уровень ПВ зависит от отработанного стажа и варьируется в пределах 45-75 % от среднего за месяц дохода служащего. Минимальный уровень составляет 45 %, но планируется его увеличение ежегодно на три процента. Общий размер выплат не может быть более 75% от среднемесячного дохода. Военнослужащие, сотрудники силовых структуру, ведомств получают ПВ по выслуге лет (20 или более), при наработанном стаже военной службы 12,5 лет и общего трудового стажа — 25 л. Планируется военный стаж повысить до 25 лет.

Чтобы лучше понять, что такое пенсионные баллы и что означают изменения, связанные с перерасчетом от баллов, достаточно сравнить начисления до изменения условий назначения пенсий и после. В дореформенный период надо было иметь только стаж и зарплату. Расчет производился от количества страховых взносов, которые перечисляли работодатели. Последняя реформа проходит под девизом: «Чем больше баллов, тем выше пенсия».

Ежегодно рассчитываются баллы, официальный доход человека умножается на процент отчислений в ПФР. Серьезные проблемы возникают у потенциальных пенсионеров, работавших в 90-х г. Информации об организации не сохранилось, отчисления не осуществлялись. Этот период работы входит в стаж, если имеется запись в трудовой книжке, иначе, государство не учтет этот заработок. Таким гражданам положен минимальный размер денежных выплат от государства.

Подсчет пенсионных баллов (ПБ) зависит от официальных отчислений работодателем в ПФР, исходя из дохода работника на протяжении всей трудовой деятельности и средней зарплаты по стране. Не весь доход облагается одинаковыми процентами.

Пенсионный балл на 2019 г после индексирования стоит 87,24 р. Пересматриваться сумма будет ежегодно. С начала года повысился размер фиксированной выплаты.

Законодательством установлены категории пенсионеров, получающие повышенную фиксированную выплату. Это надбавки за «северный» стаж или проживание в северных регионах страны, за иждивенцев (несовершеннолетних детей), при достижении 80 лет.

С начала года к получателям повышенной фиксированной выплаты относятся пенсионеры со стажем работы в сельской местности 30 лет.

Пенсионная реформа 2019 года: суть и последние новости

В России с 2019 года вступает в силу обновления в пенсионной реформе, вызвавшие множество споров, обсуждений в СМИ и среди населения. Поэтому следует разобраться с причинами изменений в политике ПФ РФ, и как это повлияет на индексацию отчислений.

Что будет с пенсией в 2019 году

Запланированные действия по осуществлению пенсионной реформы в 2018 году имеют основания в виде указа Президента РФ № 204 от 7 мая 18 года. Цель исполнения предписаний касается национальных и стратегических задач развития вплоть до 2024 года.

Поэтому перед российским Правительством был поставлен ряд указаний, отражающий суть в пенсионной реформе:

  • снижение уровня бедного населения в два раза и предупреждение повышения этого порога за счет лиц, находящихся на заслуженном отдыхе по старости;
  • увеличение роста выплат с опережением инфляционного уровня;
  • создание и внедрение федеральных и региональных программ по поддержке пенсионеров и увеличение качественного уровня жизни граждан страны.

На основании этого, начиная с 1 января 2019 года, Правительство РФ начнет осуществлять меры по стабилизации системы путем повышения отчислений до 40% от оплаты труда. Естественно, что на это должна оказать влияние индексация практически в два раза, превышающая ежегодную инфляцию. Помимо этого, на планируемый объем будет оказывать влияние повышение выхода на заслуженный отдых в рамках пяти лет.

Дополнительно в планах у государственных деятелей разработать и внедрить систему персонального формирования капитала на старости лет. Система ИПК выступит в качестве альтернативы накопительной части и в перспективе должна повысить размер выплат по старости лет на 15%.

Скачать для просмотра и печати:

Причины новой реформы

Причины, приведшие к пенсионной реформе в России, касаются изменений социально-экономической области.

Повышение продолжительности жизни граждан

Среднестатистические сведения советского времени указывают на продолжительность жизни в 40 лет. Поэтому эти данные стали основанием для установления следующих сроков выхода на заслуженный отдых по старости:

  • для женского населения — в 55 лет;
  • для мужского населения — при достижении 60 лет.

В 2018 г. прогноз составил 72,9 года.

К сведению: дополнением в майском указе Президента стала необходимость повысить средний срок жизни населения до 78 лет к 2024 г., и до 80 лет к 2030 г.

Количество пенсионеров неуклонно растет с каждым годом

По сведениям Росстата численность мужчин и женщин трудоспособного возраста сократится на четыре миллиона человек.

Нехватка средств в Федеральном бюджете

Правительством было подсчитано, что для осуществления всех запланированных национальных проектов, нужно изыскать 8 трлн руб. Эти дополнительные средства необходимы в течение 6 лет, т. е. до 2024 года. Примечательно, что эта сумма составляет 50% от годового федерального бюджета.

Отсутствие положительной динамики в системе накопительных пенсий

Начиная с 14 года, на верховном уровне было принято решение о временной «заморозке» накопительной части. Таким образом, работающие люди не получают в накопительный фонд средств, а все отчисления скапливаются на страховой части в ПФ России.

Последствия

В соответствии с необходимостью, проанализированной государственными структурами, в 2019 году грядет обновление в виде реформы:

  • повышение пенсионного возраста в качестве получения страховых выплат;
  • изменение индексации, а также каждый год будет прибавляться к отчислениям по 1000 рублей;
  • возможность получения социальной пенсии за счет увеличения стажа;
  • коррекция действующих правил по выходу на заслуженный отдых льготников по выслуге лет и для работающих людей в условиях Крайнего Севера.

Прогнозы экспертов

По мнению Дмитрия Малых, пенсионную реформу 2019 года следует применять к лицам, находящимся сейчас в возрасте до 45 лет. Однако он также отмечает, что велика вероятность столкнутся с ситуацией, когда человек будет работать больше на несколько лет, чем его сосед, рожденный на год позже.

Кроме этого, ряд экспертов отмечает, что при правильной подготовке и внесении коррекции на всех уровнях, данная реформа позволит вывести страну на новый экономический уровень.

Выход на пенсию в 2019 году

Согласно Федеральному закону № 400-ФЗ от 28 декабря 13 года (статья № 8), необходимо выполнить три обязательных условия для оформления страховых отчислений по старости:

  • достигнуть установленного новыми правилами пенсионного возраста;
  • иметь минимальный уровень стажа;
  • наличие на индивидуальном счете в ПФ России определенного числа баллов.

Скачать для просмотра и печати:

Увеличение периода по выходу на пенсию в РФ с 2019 года

На основании информации про новую пенсионную реформу, в 2019 году вступят обновления, предъявляемые к стажу и количеству баллов, накопленных в ПФ РФ.

Таким образом, граждане выходят на пенсию со следующими показателями:

Примечательно, что здесь указаны минимальные требования для получения трудовых выплат в связи со старостью. Данные нововведения обусловлены предложением В. В. Путиным о смягчении пенсионной реформы.

Категории лиц, идущих на пенсию в 2019 году в РФ

На основании графика, установленного Федеральным законом, на пенсию в 2019 г. выходят:

  1. На общих основаниях в первом и втором квартале никто не сможет пройти оформление страховой части по выслуге лет, пока гражданин не достигнет соответствующего возраста;
  2. Во втором полугодии оформлением могут заниматься мужчины, рожденные в первые 6 мес. 1959 г. и женщины 1964 г.

Помимо этого подать документы могут следующие категории:

  • при достижении старости до 2019 г., но временно откладывающие выход на заслуженный отдых;
  • наличие основания для досрочного получения отчислений по старости.

Принимая во внимание корректировки и новости о пенсионной реформе (Россия) в первом полугодии грядущего года появление новых пенсионеров почти сведено к нулю.

Льготная пенсия

Согласно принятому закону Правительством России, обновление реформы также затронет ряд участников льготных категорий. Начиная с января 2019 г. для следующих граждан будут скорректированы общие правила по оформлению выплат:

  1. Люди, проживающие и трудоустроенные на Крайнем Севере, а также в других регионах, приравненных к таким же суровым условиям. Для женщин это касается при достижении 50/55 лет, для мужского населения — 55/60 лет. Следовательно, учитывая новые правила, северяне оформляют отчисления с 50,5 и 55,5 лет;
  2. Для учителей, служащих медицинской сферы и тружеников творческих профессий решено сохранить специальный стаж. Однако оформление документов будет отсрочено на восемь лет с момента получения нужного стажа работы.

К сведению: на основании переходных правил в следующем году ожидается, что учителя и медицинские служащие отложат оформление пенсии по страховому стажу на один год, т. е. в 2020 г. Однако эта информация сейчас находится на рассмотрении. Члены государственной Думы будут рассматривать этот законопроект во 2 и 3 чтении.

Когда возможен досрочный выход на пенсию при длительном стаже

В соответствии с пенсионной реформой и новостями о ней, предполагается обновить период оформления отчислений на заслуженный отдых для людей льготных категорий.

Необходимый стаж работающего человека, г.Планируемая отсрочка, г.Выход на пенсию по новому ФЗ , г.
20192019 плюс 12020
20202020 плюс 22022
20212021 плюс 32024
20222022 плюс 42026
2023 и далее2023, 2024… плюс 52028 и т. д.

Становится очевидным, что информация от Кабмина о повышении пенсионного возраста затрагивает каждого человека, который не успел подать документы в ПФР . То есть согласно действующему ФЗ № 400 от 28 декабря 13 г. (статья № 8 пункт 1), люди, не достигшие 55 и 60 лет, будут оформлять отчисления по старости по новым правилам.

Читайте также:  Как принять сотрудник временно на 1 месяц?

Информация о выходе на пенсию с 2019 по годам

Переходный период, приуроченный к обновлению сроков выхода на заслуженный отдых, составит для населения России пять лет. При этом он затрагивает всех, кто собирался выйти на пенсию с 19 по 23 гг., т. е. мужское население 1959-63 гг. рождения и женское 1964-68 гг. рождения.

Дата оформления по старому закону, г.Новые правилаДата оформления по новому ФЗ
МужчиныЖенщины
01-06 мес. 201960+1-0,5=60,555+1-0,5=55,53-4 квартал 2019

1-2 квартал 2020

07-12 мес. 2019
01-06 мес. 202060+2-0,5=61,555+2-0,5=56,53-4 квартал 2021

1-2 квартал 2022

07-12 мес. 2020
202160 плюс 355 плюс 32024
202260 плюс 455 плюс 42026
2023 и т. д.60 плюс 555 плюс 52028 и т. д.

Кого не коснется повышение возраста в России

Повышение пенсионного возраста, а также другие изменения в Законодательстве РФ затрагивает большую часть населения. Однако существует ряд категорий, для которых прежние правила останутся действительными, невзирая на нововведения в системе:

Пенсионная реформа — последние новости

Ознакомившись с пенсионной реформой и последними новостями, также следует отметить выдвинутое предложение Президентом от 29.08.2018. Смягчение периода для получения отчислений по старости следует увеличить для женщин не больше, чем на пять лет и ввести льготный период в первые 2 года действия нового закона.

Примечательно, что соответствующую поправку уже подготовили и внесли в Государственную думу для рассмотрения во 2 и 3 чтении. Корректировке также подвергнуеся и ряд других положений, о чем будет известно после заседания Госдумы.

Кроме того, в новом законопроекте разработаны основания для «досрочников». К примеру, у мужского населения трудовой стаж должен быть непрерывным не менее 40 лет, а у женского — 45. Таким образом, при соблюдении этого условия, лица смогут претендовать на получение отчислений на 24 месяца раньше установленного срока. Однако и здесь есть поправка — не раньше 55-летнего и 60-летнего возраста. Тем не менее, Президент указал на необходимость смягчения этих условий на 36 месяцев, что также будет рассмотрено во 2-м чтении законопроекта Государственной думой.

Изменения в пенсионном законодательстве

pensionnoe_zakonodatelstvo.jpg

Похожие публикации

Законопроектный пакет о повышении пенсионного возраста и ряда других поправок в пенсионном законодательстве РФ был принят 03.10.2018 г. И уже с 01.01.2019 г. закон № 350-ФЗ официально начнет действовать. Третьего числа текущего месяца Совет Федерации поддержал реформирование пенсионной системы с учетом предложенных корректировок Президента России и практически сразу был подписан Президентом. Стоит отметить, что в первоначальном виде изменения в ряде важных элементов пенсионного обеспечения предлагались в другом варианте. Однако, после острого резонанса у граждан нашей страны, в обсуждение увеличения порога выхода на пенсию Владимир Путин лично вмешался, предложив свой, смягченный вариант реформы. В результате депутаты поддержали президентский вариант, поправки к пенсионной реформе были утверждены. Итак, что нас ждет с будущего года.

Как будет рассчитываться пенсия в 2019 году

В РФ с 2015 года действует «балльная» система учета пенсионных прав граждан в страховой системе. Чтобы стать обладателем пенсии, нужно иметь определенное количество «пенсионных» баллов и страховой стаж. В 2025 году оба показателя достигнут максимальных показателей – число пенсионных баллов 30 и стаж не менее 15 лет. На текущий момент времени действуют переходные нормы.

Однако, в социальном блоке правительства (и лично вице-премьер О.Голодец) уверены в том, что предложенная система оказалась крайне непростой, методология расчета пенсии в ее рамках не всегда понятна и обоснована. Правильнее было бы сказать, что гражданам она непонятна совершенно.

Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) привязан к стажу и уровню дохода. В результате, работники бюджетной сферы (да и не только бюджетной, но и во многих регионах – любой сферы), которые имеют невысокий доход, и на пенсии не смогут рассчитывать на достойные выплаты.

При этом, стоимость 1 пенсионного балла утверждается ежегодно законом о бюджете на будущий год. Такие нормы будут действовать до 2019 года.

А вот с 01.01.2019 по 2024 год решили остановиться на четко фиксированной стоимости пенсионного балла:

2019 год – 87,24 руб.

2020 год – 93,00 руб.

2021 год – 98,86 руб.

2022 год – 104,69 руб.

2023 год – 110,55 руб.

2024 год – 116,63 руб.

Также решено, что фиксированная выплата (ФВ) в те же годы будет прирастать ежегодно (в 2018 она составляет 4982,90 руб.) в таком порядке:

2019 год – 5334,19 руб.

2020 год – 5686,25 руб.

2021 год – 6044,48 руб.

2022 год – 6401,10 руб.

2023 год – 6759,56 руб.

2024 год – 7131,34 руб.

Вернемся к текущему виду пенсии. Формула расчета пенсионной выплаты, которая существует сейчас, выглядит следующим образом:

Страховая пенсия = ИПК х на стоимость 1 балла + ФВ.

Стоит отметить, что в законе № 350-ФЗ предусмотрена индексация страховой пенсии на весь период с 2019 по 2024 гг.

Установленные в «твердой» форме данные показатели – это первый этап трансформации расчета пенсионных выплат, по словам Ольги Голодец. С 2025 года начнется второй их этап. Однако, по словам чиновника, полный отказ от системы ИПК не рассматривается. При этом, другие эксперты рынка предлагаю вернуться к денежному учету пенсионных прав граждан на их счетах.

В то же время, изменений в расчете и выплате накопительной пенсии в уже принятом законе не предусмотрено.

Свежие новости о пенсионной реформе на сегодня

Пенсионный возраст – это главный элемент, который обновился в данном законе. С 2019 года пенсию по прежним правилам уже не получишь, и это тот факт, с которым россиянам придется смириться: мужчины смогут уходить на заслуженный отдых в 65 лет (сейчас 60 лет), женщины с 60 лет (сейчас 55 лет). Однако, для смягчения новых требований, которые должны больше всего затронуть граждан, которым сейчас придумали новое название «предпенсионеры», было решено ввести т.н. «переходный период». Он будет длится до 2028 года. В течение этого периода повышение пенсионного возраста будет постепенным.

ВАЖНО! Реформа коснется мужчин 1959 г.р. (и моложе) и женщин 1964 г.р. (и моложе).

Переходный период пенсионной реформы 2019 для мужчин, таблица:

Возраст выхода на пенсию

Год выхода на пенсию

2028 и последующие

Пенсионная реформа – таблица для женщин:

Возраст выхода на пенсию

Год выхода на пенсию

2028 и последующие

Другие виды пенсии

Также предусмотрены переходные периоды для тех, кто может рассчитывать на социальную пенсию, досрочную – по выслуге лет, для государственных и муниципальных служащих.

Социальная пенсия платится тем, кто не смог «наработать» требуемый стаж (или количество пенсионных баллов) выше установленной нормы. Поэтому, если вы работали неофициально или не работали вовсе — это ваш вариант. И если сейчас получателями социальной пенсии были люди 60 и 65 лет (женщины и мужчины соответственно), в дальнейшем этот возраст отодвинули на те же пять лет, что и обычным пенсионерам, и для получения такой пенсии придется дожить до 65 и 70 лет:

Год выхода на пенсию

С учетом прав на досрочную пенсию данные могут отличаться.

В досрочный выход на пенсию по выслуге государственных и муниципальных служащих также включены переходные нормы:

Год назначения пенсии

Требуемый стаж для выхода по выслуге лет

Возраст выхода на пенсию для государственных и муниципальных служащих:

Год выхода на пенсию

Во всех расчетах стоит учитывать стаж или особые условия, которые дают право на досрочную пенсию.

Работодатели не смогут увольнять россиян предпенсионного возраста

Первый вопрос, который встает перед человеком предпенсионного возраста, куда пойти работать, когда ты уже немолод? Ведь в преклонном возрасте, как показывает практика, неохотно берут на работу, да и если берут, то в основном на низкооплачиваемую. Чтобы гарантировать гражданам возможность работать, а не существовать до наступления пенсионного возраста, в закон внесли возможность профессиональной переподготовки предпенсионеров и прописали уголовную ответственность работодателей за увольнение или отказ в их приеме на работу.

Направлять предпенсионеров на профпереподготовку будут по-прежнему органы службы занятости населения. В период ее прохождения, такие граждане будут получать стипендию. Буквально на днях глава Минтруда Максим Топилин сообщил, что на следующий год на переподговку желающих переквалифицироваться предпенсионеров выделено 5 млрд рублей. Ну и заодно, работодателям, чтобы они о своих сотрудниках предпенсионного возраста не скрывали информацию, решили ввести новый отчет в Роструд, пересчитав таким образом всех, кому «светит» пенсия в ближайшие 5 лет.

Также, в УК РФ появилась статья № 144.1, предусматривающая штраф в 200 тыс. руб. (или в размере зарплаты за полтора года), либо 360 часов обязательных работ за необоснованное увольнение или отказ принять на работу гражданина-предпенсионера.

Кто может выйти досрочно на пенсию в 2019 году

Те, кто попал под сокращение. Для россиян право досрочно выйти на пенсию сохранено, если их сократили по причине ликвидации предприятия (или сокращения штата сотрудников). Это возможно, если стаж достаточен: 20 (женщины) и 25 лет(мужчины), и человек не имеет возможности найти новую работу по независящим от него обстоятельствам. Но без службы занятости не обойтись – понадобится рекомендация СЗН для его досрочного выхода на пенсию. При этом раньше на пенсию можно попроситься лишь тем, у кого до официального пенсионного возраста осталось только 2 года.

Россияне, которые «заработали» страховой стаж 42 года (для мужчин) и 37 лет (для женщин). Они тоже могут выйти на пенсию на 2 года раньше, но не ранее 60 лет (для мужчин) и 55 лет (для женщин).

Многодетные матери. Женщина, родившая и воспитывающая троих детей, может уйти на пенсию в 57 лет (на 3 года раньше), а мать четверых детей – в 56 лет (на 4 года раньше). Если в семье пять и более детей, женщине дали право выйти на пенсию в 50 лет (раньше срока на 10 лет). Отцы многодетных семейств, увы, подобную льготу не получили.

Остались без новаций условия выхода на пенсию коренных малочисленных народов Крайнего Севера.

Также, сохранилось право на досрочную пенсию по социальным основаниям.

Особо стоит отметить, что в новой редакции пенсионного законодательства появилось условие, которое предусматривает повышение на 25% пенсионной выплаты для неработающих пенсионеров сельской местности, в том случае, если стаж в сельском хозяйстве превышает 30 лет.

Льготы для россиян предпенсионного возраста

С начала будущего года гражданами предпенсионного возраста будут считаться все россияне, которые достигли 55 и 60 лет соответственно для женщин и мужчин. Если человек в этот период своей жизни по определенным обстоятельствам, которые не зависят от него, остается без работы, он сможет рассчитывать на пособие по безработице. Это пособие получают все россияне, которые не имеют возможности трудоустройства. Однако, для тех, кто достиг прежнего пенсионного возраста, предусмотрена повышенная выплата. С 01.01.2019 г. данное пособие для них будет составлять не 4900 руб., а 11280 руб. Только надо учитывать, что пособие вам будут платить не все оставшееся время до пенсии, а год максимум, и для этого надо вставать на учет в СЗН и выслушивать предложения о переквалификации и текущих вакансиях. Просто так, естественно, предпенсионерам пособие по безработице годами платить не будет.

Также, президент дал право лицам, достигающим пенсионного возраста (или приобретающим право на досрочный выход) в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 гг., оформить пенсию раньше на полгода. То есть те, кому в следующем году исполнится 55 и 60 соответственно, смогут выйти на пенсию через полгода от своего пенсионного юбилея, а не через год, как их более младшие «коллеги».

Еще одна новация закона – предпенсионеры получили право на 2 оплачиваемых дня в году для прохождения ежегодной диспансеризации.

Ну и чтобы подсластить эту, безусловно для многих горькую, пилюлю, за данной категорией граждан сохраняется право на налоговые льготы по налогам на имущество и землю. Кроме этого они смогут продолжать пользоваться льготами на приобретение лекарственных средств и бесплатным проездом в общественном транспорте.

Ссылка на основную публикацию