Обучают ли где-то врачей по медицинской реабилитации? - Komsindrom.ru

Обучают ли где-то врачей по медицинской реабилитации?

Содержание

Обучают ли где-то врачей по медицинской реабилитации?

Настоящую форму можно распечатать из редактора MS Word (в режиме разметки страниц), где настройка параметров просмотра и печати устанавливается автоматически. Для перехода в MS Word нажмите кнопку .

Для более удобного заполнения бланк в MS Word представлен в переработанном формате.

___________________________
(наименование работодателя)
______________________________________________
(наименование, адрес, ОГРН, ИНН/КПП работодателя)

(наименование должности руководителя работодателя)

Должностная инструкция врача по медицинской реабилитации

Должностная инструкция
врача по медицинской реабилитации

___________________________
(наименование работодателя)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Врач по медицинской реабилитации (далее — «Работник») относится к специалистам.

1.2. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права, обязанности, ответственность, условия работы, взаимоотношения (связи по должности) Работника, критерии оценки его деловых качеств и результатов работы при выполнении работ по специальности и непосредственно на рабочем месте в «________» (далее — «Работодатель»).

1.3. Работник назначается на должность и освобождается от должности приказом Работодателя в установленном действующим трудовым законодательством порядке.

1.4. Работник подчиняется непосредственно ____.

1.5. Работник должен знать:

Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; теоретические основы по избранной специальности; современные методы лечения, диагностики и лекарственного обеспечения больных; основы медико-социальной экспертизы; правила действий при обнаружении больного с признаками особо опасных инфекций, ВИЧ-инфекции; порядок взаимодействия с другими врачами-специалистами, службами, организациями, в том числе страховыми компаниями, ассоциациями врачей и т.п.; основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования, обеспечения санитарно-профилактической и лекарственной помощи населению; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности;
________.

1.6. Работник должен соответствовать квалификационным требованиям к специальности «Рефлексотерапия», установленным приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»:

— Высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия»;

— Подготовка в ординатуре по специальности «Рефлексотерапия» или профессиональная переподготовка по специальности «Рефлексотерапия» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: «Анестезиология-реаниматология», «Акушерство и гинекология», «Детская кардиология», «Детская онкология», «Детская урология-андрология», «Детская хирургия», «Детская эндокринология», «Гастроэнтерология», «Гематология», «Гериатрия», «Кардиология», «Колопроктология», «Лечебная физкультура и спортивная медицина», «Мануальная терапия», «Неврология», «Нефрология», «Нейрохирургия», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Онкология», «Оториноларингология», «Офтальмология», «Педиатрия», «Пластическая хирургия», «Профпатология», «Пульмонология», «Ревматология», «Сердечно-сосудистая хирургия», «Скорая медицинская помощь», «Торакальная хирургия», «Терапия», «Травматология и ортопедия», «Урология», «Физиотерапия», «Фтизиатрия», «Хирургия», «Челюстно-лицевая хирургия», «Эндокринология»;

— Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Работник:

2.1. Осуществляет оценку (диагностику) клинического состояния пациента; факторов риска проведения реабилитационных мероприятий; факторов, ограничивающих проведение реабилитационных мероприятий; морфологических параметров; функциональных резервов организма; состояния высших психических функций и эмоциональной сферы; нарушений бытовых и профессиональных навыков; ограничения активности и участия в значимых для пациента событиях частной и общественной жизни; факторов окружающей среды, влияющих на исход реабилитационного процесса;

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

С 1 октября действует профстандарт «Специалист по медицинской реабилитации»

Собери 8 правильных авокадо и получи запись вебинара!
«Секреты здоровой кухни» от Олега Ирышкина!

Для работников санаторно-курортных учреждений в сфере медицинской реабилитации разработан и утвержден профессиональный стандарт.

Министерство труда РФ опубликовало Приказ от 3 сентября 2018 года № 572н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по медицинской реабилитации»

Информация актуальная для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям:

Физическая и реабилитационная медицина

Данный профессиональный стандарт ориентирован на специалистов санаторно-курортных учреждений:

Врач физической и реабилитационной медицины

Врач по медицинской реабилитации

Врач по лечебной физкультуре

Трудовые функции специалиста по медицинской реабилитации

Профстандарт специалиста по медицинской реабилитации предполагает 4 основные трудовые функции:

  • Врач физической и реабилитационной медицины
  • Врач по медицинской реабилитации
  • Проведение медицинской реабилитации пациентов, имеющих нарушения функций и структур организма человека и последовавшие за ними ограничения жизнедеятельности
  • Применение физиотерапии при заболеваниях и (или) состояниях
  • Применение рефлексотерапии при заболеваниях и (или) состояниях
  • Врач по лечебной физкультуре
  • Применение лечебной физкультуры при заболеваниях и (или) состояниях

Квалификационные требования к врачам по медицинской реабилитации

Требования к уровню и профилю образования специалистов по медицинской реабилитации представлены в нижеприведённой таблице

1 вариант — ординатура

2 вариант курсы переподготовки

Подготовка в ординатуре по специальности «Физическая и реабилитационная медицина» при наличии высшего медицинского образования по «Лечебное дело» или «Педиатрия».

Курсы профессиональной переподготовки по специальности «Физическая и реабилитационная медицина» могут пройти специалисты, у которых имеется подготовка в ординатуре по специальностям:

Лечебная физкультура и спортивная медицина,

Общая врачебная практика (семейная медицина),

Травматология и ортопедия,

Эти специалисты должны иметь сертификат или свидетельство об аккредитации по специальности «Физическая и реабилитационная медицина».

Квалификационные требования к врачам-физиотерапевтам санаторно-курортных учреждений

Для соответствия должности врача-физиотерапевта в рамках курортно-оздоровительного учреждения необходимо иметь сертификат или свидетельство об аккредитации по специальности: «Физиотерапия».

Требования к уровню и профилю профессионального образования представлена в таблице

2 вариант – курсы переподготовки

Наличие подготовки в ординатуре по специальностям:

  • «Физиотерапия» или
  • «Физическая и реабилитационная медицина»,

при наличии высшего медицинского образования по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия»Пройти курсы профессиональной переподготовки по направлению «Физиотерапия» могут те специалисты, у которых имеется подготовка в интернатуре или ординатуре по специальностям:

  • Авиационная и космическая медицина,
  • Акушерство и гинекология,
  • Анестезиология-реаниматология,
  • Водолазная медицина,
  • Гематология,
  • Гериатрия,
  • Дерматовенерология,
  • Детская кардиология,
  • Детская онкология,
  • Детская урология-андрология,
  • Детская хирургия,
  • Детская эндокринология,
  • Гастроэнтерология,
  • Инфекционные болезни,
  • Кардиология,
  • Колопроктология,
  • Лечебная физкультура и спортивная медицина,
  • Мануальная терапия,
  • Нефрология,
  • Неврология,
  • Неонатология,
  • Нейрохирургия,
  • Общая врачебная практика (семейная медицина),
  • Онкология,
  • Ортодонтия,
  • Оториноларингология,
  • Офтальмология,
  • Педиатрия,
  • Пластическая хирургия,
  • Профпатология,
  • Психиатрия,
  • Пульмонология,
  • Ревматология,
  • Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение,
  • Рефлексотерапия,
  • Сердечно-сосудистая хирургия,
  • Скорая медицинская помощь,
  • Стоматология общей практики,
  • Стоматология хирургическая,
  • Стоматология терапевтическая,
  • Стоматология детская,
  • Стоматология ортопедическая,
  • Торакальная хирургия,
  • Терапия,
  • Травматология и ортопедия,
  • Урология,
  • Фтизиатрия,
  • Хирургия,
  • Челюстно-лицевая хирургия,
  • Эндокринология
Читайте также:  Проверка медицинской книжки

Квалификационные требования к врачам-рефлексотерапевтам санаторно-курортных учреждений

Врачи-рефлексотерапевты должны иметь на руках действующие сертификаты специалиста или свидетельства об аккредитации по специальности «Рефлексотерапия».

Требования к уровню образования врача-рефлексотерапевта представлены в нижерасположенной таблице

1 вариант — ординатура

2 вариант – курсы переподготовки

Наличие подготовки в ординатуре по специальностям:

  • «Рефлексотерапия» или
  • «Физическая и реабилитационная медицина»,

при наличии высшего медицинского образования по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия»

Пройти курсы профессиональной переподготовки по направлению «Рефлексотерапия» могут те специалисты, у которых имеется подготовка в интернатуре или ординатуре по специальностям:

Обучают ли где-то врачей по медицинской реабилитации?

Реабилитация детей-инвалидов

Оценка клинического состояния ребенка, выполнение индивидуальной программы реабилитации, профилактика осложнений.

ЛФК и физиотерапия для детей

Организация ЛФК, физиотерапии, кинезотерапии, мануальной терапии для детей.

Детский логопед и психолог

На базе центра доступны консультации детей с психологом, а также проходят занятия с логопедом для устранения дефектов речи.

Творческие развивающие занятия

На базе центра с детьми занимается педагог по арт-терапии, лепке и развитию мелкой моторики.

Реабилитация станет отдельной медицинской специальностью

Минздрав готовит поправки в Порядок организации медреабилитации, утвержденный приказом от 29.12.2012 № 1075н. В нем пропишут порядок маршрутизации пациентов в процессе медреабилитации. О перспективах развития этой сферы мы побеседовали с Галиной Ивановой, главным специалистом по медицинской реабилитации Минздрава.

Галина ИВАНОВА, главный специалист по медицинской реабилитации Минздрава,
председатель президиума Общероссийской общественной организации
содействия развитию медицинской реабилитологии «Союз реабилитологов России»,
д. м. н., профессор

— Галина Евгеньевна, что изменилось в сфере реабилитации к 2018 году?

— За период с 2015 года по настоящее время значительно выросло финансирование медицинской реабилитации за счет средств ОМС. ФФОМС и Минздрав постоянно совершенствуют Методические рекомендации по способам оплаты медпомощи за счет средств ОМС. Конкретизируют задачи, стоящие перед медицинской реабилитацией из года в год.

С 2018 года в программу государственных гарантий (ПГГ) оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, кроме круглосуточной реабилитационной помощи в условиях стационара, в зависимости от степени нарушения функций и ограничения жизнедеятельности пациента, вошла и помощь по медицинской реабилитации в дневном стационаре.

Субъектам рекомендовали развивать все внестационарные формы медицинской реабилитации. Необходимо за счет средств субъекта организовать отделения медицинской реабилитации в амбулаторно-поликлинических, санаторно-курортных медицинских организациях, выездные мультидисциплинарные бригады. Также работать дистанционно — с использованием телемедицинских технологий.

Отмечу, что в 2015–2017 годах в ПГГ входила медицинская реабилитация только в стационарных условиях. Условия проведения мероприятий по медицинской реабилитации не зависели от состояния пациента.

— Расскажите о поправках, которые вносят в Порядок организации медреабилитации, утвержденный .

— В новом документе конкретизируют требования к организационным формам проведения медицинской реабилитации. Вводится понятие реабилитационного диагноза, мультидисциплинарной команды медицинской реабилитации, требования к оборудованию, штатам, уровню подготовки кадров, технологиям.

Прописаны правила маршрутизации пациентов в реабилитационные отделения разных этапов, уровней и профилей в зависимости от степени нарушения структур, функций и ограничения жизнедеятельности. Появится положение об использовании в практике медицинской реабилитации международной классификации функционирования.

Предложена специальная шкала для унификации организационных процессов по медицинской реабилитации — Шкала реабилитационной маршрутизации (ШРМ). Оценивать жизнедеятельность пациента будут коллегиально и уже начиная с отделения реанимации и интенсивной терапии. Это повысит качество оказания медицинской помощи и качество жизни пациента.

— Почему государство озаботилось реформой медицинской реабилитации?

— Государство не реформирует медицинскую реабилитацию, а создает ее с нуля. Раньше такой сферы просто не существовало. Были лечебная физкультура, физиотерапия, рефлексотерапия, санаторно-курортное лечение. Затем начали развивать восстановительную медицину. На основе полученного опыта разделили медпомощь на медицинскую профилактику, лечение, диагностику и медицинскую реабилитацию, паллиативную медпомощь.

Медицинская реабилитация — это часть специализированной, высокотехнологичной и первичной медико-санитарной медицинской помощи для пациентов с перспективой восстановления функций. Тем, у кого перспективы нет, а это обсуждает мультидисциплинарная команда специалистов, государство гарантирует паллиативную медпомощь или медицинский уход из других источников, не из фонда ОМС.

— Почему нужно разделять медицинскую помощь и реабилитацию?

— Потому что задачи и условия оказания этих видов помощи разные и по требованиям, и по затратам как для пациента и его законных представителей, так и для медработников. И экономически, и с точки зрения управления, целей и результатов выгодно делить медпомощь на фазы или периоды и уровни, проводить их в разных медорганизациях.

Медпомощь на основании диагноза оказывают в специализированных отделениях. Она непродолжительна, ее цель — уточнить основной диагноз и подобрать терапию, чтобы купировать острую ситуацию и медикаментозную профилактику повторных острых событий. Отделение задачу выполнило, если спасло от гибели или приложило усилия, чтобы минимизировать последствия заболевания или травмы. Следующую задачу — восстановления функций и структур, минимизации ограничений жизнедеятельности или формирования заново новых навыков существования — нужно решать в другом отделении.

Например, если ребенку после пневмонии предлагать только антибиотики, противовоспалительные, отхаркивающие средства и массаж, мы не восстановим полноценную функцию дыхания и толерантность к нагрузкам. Нужны дополнительная медикаментозная терапия, полноценное сбалансированное питание, режим дня. Также специальные немедикаментозные методы лечения: ингаляции, постуральный дренаж, дыхательные техники — аппаратные и мануальные, пассивные и активные, аэробные циклические тренировки и многое другое.

Государство не реформирует медицинскую реабилитацию, а создает ее с нуля

— Минздрав планирует сделать реабилитацию отдельной медицинской специальностью?

— Конечно. Во всем мире это отдельная медицинская специальность. Например, нейрореабилитолог — лечащий врач, а не консультант.

Физиотерапевт — консультант, он делает назначение комплекса физиопроцедур с профилактической, симптоматической, реже патогенетической целью. Однако за итог реабилитационных мероприятий в целом он не отвечает.

Лечащий врач, по сути, не отвечает за правильный выбор физиотерапевтических процедур. Так же и по ЛФК, рефлексотерапии, мануальной терапии, логопедии, психологической помощи и др.

Врач-реабилитолог должен назначить то, что даст результат, и собрать команду исполнителей, которые достигнут конкретного результата, а не просто окажут данный вид помощи. Или смогут обосновать, почему достичь результата невозможно. Если нет результата, у больного нет потенциала, а это стойкая утрата работоспособности, инвалидность со всеми последствиями.

— Будут ли профстандарты мультидисциплинарной реабилитационной команды?

— Да, Союз реабилитологов России совместно с профильными профессиональными сообществами разрабатывает профстандарты для врача физической и реабилитационной медицины — логопеда, эрготерапевта, специалиста по физической реабилитации.

Сегодня профстандарты в Минздраве и Минспорте. Минобразования начало работать над документами психологов и логопедов — специалистов, которые получают образование как педагоги. Надеюсь, появится новая специальность — эрготерапевт. Сейчас заканчиваем согласование этих вопросов с Минтрудом.

Профстандарт врача физической реабилитационной медицины — это модель реабилитолога. А профстандарты логопеда, психолога, эрготерапевта и физического терапевта — для специалистов с высшим, но не медицинским образованием. Это члены мультидисциплинарной команды, они работают на территории медорганизации и оказывают медпомощь, а не услуги по образованию.

— Расскажите о пилотном проекте развития системы медицинской реабилитации.

— Пилотный проект заработал в сентябре 2015 года по инициативе 13 субъектов РФ. Это Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Республика Чувашия, Республика Татарстан, Тверская область, Ленинградская область, Екатеринбург, Пермский край, Красноярский край, Владивосток, Ивановская область, Московская область, Самара. Задача пилотного проекта — создать систему реабилитации пациентов с инсультом, острым коронарным синдромом, после эндопротезирования тазобедренного сустава.

Читайте также:  Можно ли иметь две трудовые книжки одновременно

Регионы сами приняли решение построить систему преемственной помощи по медицинской реабилитации с участием профессиональных сообществ России и Европы и выбрали профиль реабилитационной помощи.

Задача региона — сформировать сеть учреждений, которые поэтапно доводят пациента до максимально хорошего функционального состояния с учетом действующей нормативной базы и финансирования.

Регионы приняли решение построить систему преемственной помощи по реабилитации с участием профессиональных сообществ России и Европы

В регионах постепенно выстраивается преемственная сеть медучреждений для более широкого спектра пациентов. Пациентов переводят из одной клиники в другую по мере расширения функциональных возможностей. Меняется сам принцип организации помощи — был биомедицинский, сейчас становится холистический, биопсихосоциальный.

— Какие результаты дал пилотный проект?

— Мы подготовили полторы тысячи врачей и специалистов мультидисциплинарных бригад. Удалось снизить внутригоспитальную летальность, хотя на такой эффект мы даже не рассчитывали.

Серьезно уменьшили количество пациентов, которые после инсульта и инфаркта миокарда выходят на первичную инвалидность. В разы снизили количество повторных событий у пациентов, которые прошли все три этапа медицинской реабилитации.

Пациенты больше доверяют врачам. Они меняют образ жизни, не отказываются от врачебных назначений, продолжают самостоятельно восстановительные мероприятия. Участники проекта отметили, что родственники понимают свою ответственность за пострадавших и готовы помогать.

Беседовала Наталья ЧЕРНИЧЕНКО

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Врач-реабилитолог

Что это за профессия, какое образование требуется и где нужно учиться, а также уровень заработной платы и перспективы.

Задача реабилитолога – оказание помощи в восстановлении функций организма, полностью или частично утраченных в результате неблагоприятного процесса разрушительной силы, в частности, заболевания или травмы. Это медицинская профессия, требующая обязательного многопланового обучения. Выполнять обязанности в сфере реабилитологии могут специалисты со средним и высшим профильным образованием.

История

Понятие «реабилитация» используется в медицине в случаях, когда речь идет о восстановлении здоровья, нарушенного в результате врожденного дефекта, приобретенной болезни или травмы. Оно известно еще с древних времен. Греческие и римские врачи широко применяли физические упражнения и трудовую терапию в комплексе лечебных мероприятий.

Реабилитация может проводиться для восстановления разных функций:

  • физических (бытовые навыки, трудоспособность);
  • психологических (эмоциональное равновесие);
  • социальных (возможность занять определенное место в обществе).

В Средневековье изучению процессов реабилитации уделялось мало внимания. Если человек, например солдат, получал увечья, он отправлялся на пенсию в статусе инвалида и нередко вынужден был выполнять простую и низкооплачиваемую работу, поскольку к прежней должности вернуться не мог.

В России становление реабилитологии как науки началось с XIX века. В это время вошло в обиход понятие «частичная трудоспособность»; рабочие, получившие травму по вине нанимателя, например из-за плохих производственных условий, могли требовать компенсации через суд, а врачи активно изучали новые методы улучшения физического здоровья у получивших увечья больных.

С 1933 года реабилитология в России стала самостоятельным направлением медицины. Появились ВТЭК (врачебно-трудовые экспертные комиссии), в течение нескольких десятков лет сформировалась сеть профильных центров с базой, состоящей из стационаров, поликлиник и санаториев.

В это же время появилась и новая профессия – врач лечебной физкультуры (ЛФК). Сегодня эти специалисты могут работать в сфере физической и реабилитационной медицины, занимаясь, в том числе, ведением пациентов со спортивными травмами.

Описание и характеристика профессии

Реабилитолог – это специалист с высшим медицинским образованием, врач, занимающийся курацией (ведением) больных с нарушениями трудоспособности, физической активности. Он разрабатывает план лечебных мероприятий и сотрудничает:

  1. С лечащими врачами, направившими больного.
  2. С диагностами, помогающими провести комплексное обследование (лабораторные, инструментальные методы).
  3. Со средним медицинским персоналом.
  4. Со специалистами по массажу.
  5. Со спортивными тренерами, имеющими подготовку в качестве инструкторов по лечебной физкультуре.

Таким образом, только врач может быть реабилитологом. Иногда так называют себя немедицинские специалисты, к примеру массажисты, но законное право работать в больницах и поликлиниках, санаториях и восстановительных центрах в этой должности имеют лишь врачи, причем прошедшие профильное обучение.

Есть также профессия медицинской сестры отделения реабилитации. Она принимает непосредственное участие в процессе осуществления мероприятий комплексного плана терапии, наблюдает за больными и контролирует адекватность и переносимость ими нагрузки при использовании различных восстановительных методов. Работает под руководством врача, может сотрудничать с массажистами, спортивными инструкторами.

Специальности, вузы и предметы ЕГЭ

Чтобы стать реабилитологом, необходимо:

  1. Поступить в медицинский ВУЗ.
  2. Пройти обучение на факультете «Лечебное дело» или «Педиатрия».
  3. Освоить учебную программу ординатуры «Физическая и реабилитационная медицина».

Все медицинские вузы России проводят набор на факультеты лечебного дела и педиатрии, но программы для специалистов восстановительной медицины разработаны не везде. Профессию реабилитолога можно получить, например в таких столичных и региональных вузах:

  • МГМУ им. И. М. Сеченова (Москва);
  • Национальный медико-хирургический центр имени Н. И. Пирогова (Москва);
  • Южно-Уральский медицинский университет (Челябинск);
  • ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова (Санкт-Петербург);
  • ОрГМУ (Оренбург).

Для поступления в мединститут на ЕГЭ сдавать химию, биологию, русский язык.

Практикующие врачи могут пройти профессиональную переподготовку в течение нескольких месяцев. Курсы реабилитологов проводят профильные кафедры медицинских вузов на факультетах последипломного образования.

Обязанности

Врач, который занимается реабилитацией, должен:

  1. Оценить состояние больного и его перспективы на полное или частичное восстановление утраченных функций организма.
  2. Взаимодействуя с лечащим врачом, провести полное обоснованное обследование.
  3. Разработать индивидуальный план реабилитации (лечебная физкультура, рефлексо-, физио- и трудотерапия).
  4. Уметь использовать оборудование для восстановительных процедур (ванны, гимнастические комплекты, различные аппараты).
  5. Направить пациента со стойкими нарушениями на медико-социальную экспертизу.
  6. Вести профильную документацию.

Также в задачи реабилитолога входят контроль эффективности применяющихся методов и при необходимости коррекция схемы назначений. Если больному нужна помощь специалиста в области психотерапии, врач обеспечивает его консультации.

В сферу компетенции реабилитолога входит также:

  • выбор двигательного режима;
  • использование изделий медицинского назначения (например, тренажеров) по показаниям;
  • консультирование родственников или опекунов больного по вопросам ухода за ним и содействия в реабилитации.

При необходимости врач оказывает неотложную медицинскую помощь.

Кому подходит профессия

Становиться реабилитологом стоит тем, кто:

  1. Легко налаживает контакт с людьми.
  2. Обладает стрессоустойчивостью и эмоционально стабилен.
  3. Готов работать с пожилыми пациентами.
  4. Умеет убеждать и вселять доверие, надежду.
  5. Готов постоянно совершенствоваться в профессии.

Нужно быть готовым к тому, что реабилитологи часто сталкиваются с больными, прогноз которых нельзя назвать утешительным. Их пациентами могут быть люди, не имеющие шансов на полное восстановление важных функций организма, психологически напряженные и тревожные. Они не всегда готовы к длительной, порой болезненной терапии, им требуется мотивация и поддержка – поэтому специалист должен быть терпеливым, сдержанным и спокойным.

Реабилитолог должен в совершенстве знать анатомию и физиологию, ориентироваться во всех направлениях медицины и классификации заболеваний.

Без этого он не сможет качественно оказывать медицинскую помощь и профессионально развиваться. Также необходимо помнить об индивидуальном подходе к каждому пациенту, тщательному анализу его случая. Задача реабилитолога – достичь наиболее удовлетворительных результатов, максимально повысить качество жизни больного. Это требует профессионализма, интереса к поставленным целям, вдумчивости и поддержания контакта с врачом, направляющим человека на восстановительный курс.

Читайте также:  Какой срок ознакомления с графиком работы?

Заработная плата

Средняя цифра для врача-реабилитолога колеблется в пределах от 15 до 70 тысяч рублей. Уровень заработка зависит от нескольких факторов:

  • места трудоустройства;
  • графика и нагрузки;
  • спектра обязанностей;
  • владения техниками массажа;
  • наличия сертификата по специальности «физиотерапия», «неврология».

Средняя заработная плата реабилитолога составляет 37 700 рублей в месяц.

В частных центрах оплата труда обычно выше, неплохие вакансии можно найти и в государственных учреждениях, но, как правило, только в крупных городах. Разумеется, более высоким заработок будет у тех врачей, которые совмещают деятельность реабилитолога с консультациями по смежной специальности, прежде всего, по неврологии.

Как строить карьеру

Реабилитолог может стать:

  1. Заведующим отделением.
  2. Преподавателем кафедры.
  3. Научным сотрудником (при поступлении в аспирантуру).

Есть также врачи, выбравшие путь индивидуальных предпринимателей. Они оказывают медицинские услуги в качестве частного лица, могут открывать кабинеты в клиниках или практиковать как массажисты.

Обязательное условие для реабилитолога – непрерывное повышение квалификации в виде:

  • посещения курсов;
  • прослушивания лекций;
  • использования информационных пособий – учебников, профильных медицинских журналов.

Врачи могут при желании менять специализацию или сужать спектр деятельности для более глубокого изучения профиля работы – например, заниматься только вопросами спортивной медицины или кардиологии.

Перспективы профессии

Получив специальность реабилитолога, врач может работать в таких учреждениях как:

  1. Больница.
  2. Поликлиника.
  3. Санаторий.
  4. Реабилитационный центр.
  5. Спортивный клуб.
  6. Пансионат для престарелых.
  7. Военный госпиталь (в том числе для ветеранов).

Реабилитолог осуществляет консультативно-лечебную деятельность, работает с пациентами разных возрастных категорий, в том числе с детьми и пожилыми людьми, а также больными, имеющими врожденные патологии. Он может самостоятельно заниматься массажем, физиотерапией, вести занятия по лечебной физкультуре.

Врачи-реабилитологи востребованы и в России, и за рубежом, поэтому специальность считается достаточно перспективной. Кроме того, она интересная, многоплановая, предполагающая постоянное профессиональное развитие.

Реквием по восстановительной медицине

В документе указывалось, что на базе основных специальностей «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Педиатрия», «Скорая медицинская помощь», «Терапия», «Травматология и ортопедия» «Неврология» может быть врачами получена специальность, требующая дополнительной подготовки в вузе, в том числе — «Восстановительная медицина».

Например, на базе основной специальности «Неврология» можно было получить дополнительные:

  • Восстановительная медицина
  • Лечебная физкультура и спортивная медицина
  • Мануальная терапия
  • Медико-социальная экспертиза
  • Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение
  • Рефлексотерапия
  • Физиотерапия
  • Функциональная диагностика

Что входило в сферу компетенций врача восстановительной медицины мы теперь так никогда и не узнаем, поскольку Порядок оказания медицинской помощи по профилю «Восстановительная медицина» так и не был подготовлен (ассоциативно всплывают в памяти истории с долгим рассмотрением Порядков по «Косметологии» и «Пластической хирургии», они также не утверждены до сих пор).

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам c высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» расширил представление о том, как необходимо было получать специальность «Восстановительная медицина»:

Специальность «Восстановительная медицина»

Уровень профессионального образования

Высшее профессиональное образование по одной из специальностей: «060101 Лечебное дело», «0601003 Педиатрия»

Послевузовское профессиональное образование
или дополнительное образование

Ординатура по специальности «Восстановительная медицина» или профессиональная переподготовка по специальности «Восстановительная медицина» при наличии послевузовского профессионального образования по одной из специальностей: «Неврология», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Педиатрия», «Скорая медицинская помощь», «Терапия», «Травматология и ортопедия»

Дополнительное профессиональное образование

Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности

Врач по восстановительной медицине; руководитель структурного подразделения — врач по восстановительной медицине; врач приемного отделения (в специализированном учреждении здравоохранения или при наличии в учреждении здравоохранения соответствующего специализированного структурного подразделения)

Отметим еще одно сходство с «Пластической хирургией» и «Косметологией» — до сих пор вопрос об ординатуре для этих специальностей не решен.

Подспудная борьба за то, чтобы специальности не «размывались», идет в медицинском сообществе давно, и вот этим летом мы увидели, что процесс создания новой отрасли может дать обратный ход.

Был издан Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. № 94н. «О внесении изменений в номенклатуру специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации». Он внес изменения в номенклатуру, утвержденную приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. N 210н , в частности, исключил специальность «Восстановительная медицина».

Приказ вступил в силу 3 апреля 2011 года. Врачи, которые уже получили образование по новой специальности, были не то что в недоумении — в полной растерянности. Время потрачено, деньги потрачены! Что дальше?

Пять месяцев неизвестности и, наконец, опубликовано Письмо Минздравсоцразвития России от 13 июля 2011 г. руководителям образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, подведомственных Министерству , в котором сообщается, что приказом от 9 февраля 2011 г. N 94н г. внесены изменения в номенклатуру специальностей.

Как следует из июльского письма, Координационный совет по медицинскому и фармацевтическому образованию Минздравсоцразвития России еще 20 мая этого года рекомендовал образовательным учреждениям высшего и дополнительного профессионального образования, подведомственным Минздравсоцразвития России, новые учебные планы профессиональной переподготовки по специальностям «Физиотерапия», «Рефлексотерапия», «Лечебная физкультура и спортивная медицина», «Мануальная терапия», разработанные Российской медицинской академией последипломного образования при участии главного внештатного специалиста по медицинской реабилитации Минздравсоцразвития России Г.Е.Ивановой, для подготовки врачей, имеющих сертификат специалиста по специальности «Восстановительная медицина».

В связи с этим Минздравсоцразвития России предлагает в срок до 1 января 2012 года организовать обучение врачей-специалистов, имеющих специальность «Восстановительная медицина», для обеспечения их последующей деятельности в должностях врача-физиотерапевта, врача-рефлексотерапевта, врача по лечебной физкультуре, врача по спортивной медицине, врача мануальной терапии, по соответствующим образовательным программам.

Следует заметить, что это опять обучение в размере более 500 часов и, что самое интересное, ни в одном документе не сказано, за чей счет будут переучивать специалистов, имеющих сертификаты по специальности «Восстановительная медицина». Министерство предлагает обеспечить лицам, обучающимся по специальности «Восстановительная медицина» как на бюджетной, так и на внебюджетной основе, возможность выбора и получения иной специальности до окончания срока обучения с соответствующей корректировкой индивидуальных планов обучения.

Сообщается также, что для специалистов, принятых на должность «Врач по восстановительной медицине» до вступления в силу приказов Минздравсоцразвития России об исключении специальности «Восстановительная медицина» и должности «Врач по восстановительной медицине», сохраняется наименование указанной должности. Однако, приказ вступил в силу 3 апреля этого года, а обучение (четыре месяца) можно начать только с осени. То есть новый сертификат врач, даже если успеет вовремя вписаться в быстроменяющуюся действительность, получит только к Новому году.

И теперь об учебных планах. Министерство здравоохранения и социального развития направило учебные планы профессиональной переподготовки по специальностям «Физиотерапия», «Рефлексотерапия», «Лечебная физкультура и спортивная медицина», «Мануальная терапия» для подготовки врачей-специалистов, имеющих сертификат по специальности «Восстановительная медицина». Эти учебные планы рекомендованы для использования Координационным советом по медицинскому и фармацевтическому образованию Минздравсоцразвития России.

Учебный план профессиональной переподготовки кадров (ПП) по направлению «Рефлексотерапия» дает такую возможность.

Ссылка на основную публикацию