Обязан ли работодатель предоставлять в ЦЗН информацию об имеющихся вакансиях? - Komsindrom.ru

Обязан ли работодатель предоставлять в ЦЗН информацию об имеющихся вакансиях?

Содержание

Штраф за вакансию

Каждый работодатель, размещающий в Интернете информацию о вакансиях, может «попасть на деньги».

Штраф грозит всем без исключения работодателям, которые открыли вакансию, но не сообщили об этом в Службу занятости населения (далее по тексту – Служба). Правда, знают об этом далеко не все, а потому требование выплатить штраф зачастую становится сюрпризом. Неприятным.

Обычно предприниматели, попавшие в такую ситуацию, молчат, некоторые высказываются, но голос их почти не слышен. Но 16 июля 2019 года в Фейсбуке буквально поднялась волна возмущения: ульяновский бизнесмен опубликовал пост о «странной истории», приключившейся с его другом-предпринимателем. «Предприниматель хотел дать кому-то работу, а получил штраф (административное правонарушение). Оказывается, есть государственный орган, в который вы обязательно должны сообщить, перед тем как кого-то ищете на работу (а то вдруг без них найдете, и их придется сократить)», – пишет автор поста.

В комментариях посту люди не только негодуют, но и рассказывают о своем опыте столкновения с органами занятости населения. Все случаи схожи в одном: требование Службы сообщать о вакансиях или выплатить штрафы явилось для каждого предпринимателя полной неожиданностью.

Анна Устюшенко, партнер юридической фирмы INTELLECT, руководитель практики «Трудовое право», в настоящей статье подробно разъясняет, какой закон регулирует взаимодействие работодателей и Службы и какие требования бизнес обязан исполнять, чтобы не нарваться на штраф.

Что делает Служба занятости: просматривает ресурсы, размещающие объявления о вакансиях, видит объявления, в которых работодатели пишут о наличии вакансий, проверяют, уведомлял ли работодатель Службу о том, что у него имеется потребность в работниках, если нет – привлекает к административной ответственности. Штраф составляет от 3000 до 5000 рублей для юридического лица и до 500 рублей – для должностного.

Казалось бы, совершенно немыслимое требование, вызывающее возмущение: почему я, работодатель, не могу свободно искать себе сотрудников и размещать объявления о вакансиях, не ставя кого-либо в известность?! Но, как говорится, dura lex sed lex: «ноги» у этого требования растут из п. 3 ст. 25 Закона «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которому работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей (далее по тексту – Закон).

Игнорирование этой обязанности влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 19.7. Кодекса об административных правонарушениях РФ. И на практике органы занятости все чаще и чаще пользуются этим инструментом пополнения бюджета. Представляем вашему вниманию «катехизис» предпринимателя, не желающего платить штраф за объявления о вакансиях.

Обязательно ли уведомлять о вакансиях Службу?

Да, обязательно. Никаких исключений Закон не содержит. Эту обязанность надлежит выполнять и малым предприятиям, и даже микро. Под действие Закона подпадают работодатели всех форм собственности.

Каков порядок подачи информации о вакансиях?

Из Закона следует, что такая информация подается ежемесячно. Но конкретные дедлайны, до которых работодатель обязан отчитаться, устанавливаются каждым субъектом РФ по-своему.

Например, в Свердловской области действует Приказ Департамента по труду и занятости населения от 05.03.2015 г. №59 «Об утверждении Положения о представлении работодателями, осуществляющими деятельность на территории Свердловской области, информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах». Согласно документу, информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей (а также о локальных нормативных актах, содержащих сведения об этих рабочих местах) представляется ежемесячно, не позднее 1 числа месяца, следующего за отчётным.

Нужно ли отчитываться перед Службой, если вакантных должностей в текущем месяце нет?

Закон этого не требует. Однако Верховный Суд РФ, рассмотрев этот вопрос, пришел к выводу о необходимости изучать нормативные акты субъектов РФ: если в них прописана обязанность подавать «пустую» отчетность установлена, то отчеты обязательны.

К слову сказать, в приведенном выше Положении, действующем в Свердловской области, таковой обязанности не предусмотрено.

В какой форме Служба осуществляет прием информации?

По этому вопросу тоже следует обратиться к местным нормативным актам. Как правило, к ним прилагается форма отчета. Кстати, во многих регионах налажена система электронного информирования, позволяющая подавать отчетность онлайн, через личный кабинет.

Резюмируя вышесказанное, отмечу, что работодателям нежелательно игнорировать обязанность по информированию и ждать штрафов. Оспорить их будет крайне затруднительно. Добавьте себе в план еще один отчет, каким бы нелепым он ни казался.

Лайфхак вместо заключения

Коль скоро в ст. 25 Закона речь идет о свободных рабочих местах и вакантных должностях, это означает, что наказывать Служба может только за неинформирование о той вакансии, которая отражена в штатном расписании. А вот искать работников на будущее, до момента расширения «штатки», Закон не запрещает.

Отсюда рекомендация: при размещении объявления сделайте оговорку о том, что планируете расширять штат и вводить новые должности, а потому осуществляете поиск сотрудников. При таком изложении работодатель всегда сможет сослаться на то, что открытых вакансий на момент размещения объявления в штате еще не было. Доказать обратное при привлечении к ответственности – задача органа занятости населения.

Статьи и консультации 2019 по кадровому делопроизводству на сайте www.kadrovik-praktik.ru

К Вашим услугами наши консультации и статьи по кадровому делопроизводству. Для их чтения зарегистрируйтесь на сайте.

Штраф за непредставление в центр занятости сведений о вакансиях

Прочитала, что работодатель обязан ежемесячно предоставлять в центр занятости сведения о вакансиях, даже если не планирует их заполнять. Мы не знали этого и, соответственно, сведения не предоставляли. Нас могут за это оштрафовать?

Такая обязанность действительно есть. Согласно п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» «работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости … информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов». Согласно п. 3.1 данного закона «работодатели обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации о потребности в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, размещаемой в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России» в порядке, установленном Правительством Российской Федерации…».

Обязанность предоставлять в службу занятости информацию о вакансиях не поставлена законодателем в зависимость от намерений работодателя заполнять вакантные места. Предоставление службе занятости такой информации работодателем не означает, что ему начнут подбирать и присылать кандидатов на имеющиеся вакансии (без его просьбы об этом) или он обязан будет на эти вакансии принимать на работу пришедших с центра занятости граждан. Однако не лишним будет при предоставлении информации о вакансиях сообщить, что вы не планируете эти вакансии заполнять.

Зачем службе занятости информация о вакансиях, если подбор персонала работодатель не «заказывает»? Для выполнения другой своей задачи – на основании предоставленной работодателями информации о незаполненных рабочих местах органы службы занятости осуществляют оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда, а также разрабатывают меры, направленные на достижение оптимальной занятости населения: разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, организацию мероприятий активной политики занятости населения.

Читайте также:  Вредные, тяжелые условия труда

Согласно ст. 19.7 КоАП РФ «непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей…»

  • Полезные, практичные, грамотные советы и подсказки по самым разным темам всегда будут у Вас под рукой.
  • Анализ сложных вопросов Вы получите в доступной форме.
  • Что делать в связи с последними изменениями в законе Вам расскажут.
  • Подписчикам доступны: журналы периода подписки, архив материалов за прошлые годы, удивительно большая справочная база по кадровому делопроизводству (пошаговые инструкции, образцы и бланки документов, консультации и др.), «Книжная полка», курс основ кадрового делопроизводства, все тесты и другие полезные ресурсы. Цена подписки народная —

Наш телефон: 8(8442)989899, 8-917-338-98-99

Вы в рубрике: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ. ПРОВЕРКИ ГОСТРУДИНСПЕКЦИИ И ДРУГИХ ОРГАНОВ

Центр занятости пытается привлечь наше ООО к ответственности за непредоставление информации о размещенных вакансиях на хедхантере

Добрый день. Мы ООО. Размещаем вакансии при помощи сайта hh и авито. У нас около 20 вакансий. Не давно на телефон позвонили сотрудники ЦЗН и объяснили, что о каждой открытой вакансии их необходимо уведомлять. В противном случае пригрозили прокуратурой и штрафом.

При этом на сайте мы размещаем вакансии которых у нас нет в штатке и соответственно уведомлять об этом мы не можем (и не хотим).

В связи с этим мы решили закрыть действующий аккаунт на сайте и создать новый на индивидуального предпринимателя который находится у нас в другом регионе.

Не давно на юр. адрес пришло уведомление (прилагается). Исходя из текста и смысла письма можно понять, что если мы закроем все вакансии на сайте (перенесем в архив) и отпишемся о том, что на данный момент не имеем свободных вакансий, то мы можем избежать ответственности. Я правильно понимаю? или есть какие то подводные камни?

Уважаемые юристы (желательно практики, кто сталкивался с этой ситуацией) прошу вас подсказать как нам выйти из этой ситуации? что нужно сделать? и какая реальная ответственность нам может грозить?

Ответы юристов ( 3 )

  • 10,0 рейтинг
  • 1437 отзывов эксперт

В связи с этим мы решили закрыть действующий аккаунт на сайте и создать новый на индивидуального предпринимателя который находится у нас в другом регионе.

да, это возможно, только с учетом того, что согласно ст. 16 ФЗ «О занятости населения»:

Органы службы занятости обмениваются на безвозмездной основе с органами государственной статистики, налоговыми органами, органами миграционной службы и другими заинтересованными государственными органами отчетной документацией и сведениями, необходимыми каждой из сторон для выполнения своих функций.

Поэтому весьма желательно, чтобы Ваш предприниматель также имел штатное расписание и подавал соответствующие заявки в центр занятости. Иначе привлекут к ответственности уже его.

На остальные вопросы отвечу ниже.

С уважением, Виктория Суворова.

Уважаемые юристы (желательно практики, кто сталкивался с этой ситуацией) прошу вас подсказать как нам выйти из этой ситуации? что нужно сделать? и какая реальная ответственность нам может грозить?

Вам нужно до конца февраля подать в ЦЗН сведения о наличии вакантных должностей у Вас в организации.

При этом на сайте мы размещаем вакансии которых у нас нет в штатке и соответственно уведомлять об этом мы не можем (и не хотим).

здесь не вопрос в том, хотите или нет. Это Ваша обязанность. Согласно ст. 25 того же ФЗ: Вы как Работодатель обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: сведения о применении о процедурах о несостоятельности (банкротства); информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.

3.1. Работодатели обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации о потребности в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, размещаемой в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России» в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

да, сталкивалась. Пишу из практического опыта.

Уважаемые юристы (желательно практики, кто сталкивался с этой ситуацией) прошу вас подсказать как нам выйти из этой ситуации? что нужно сделать? и какая реальная ответственность нам может грозить?

ответственность согласно ст. 19.7 КоАП, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

То есть Вас оштрафуют, если до конца февраля сведений не подадите о том, что имеются свободные вакансии. Считаю, что «перекинуть» вакансии на другое ИП не вариант.

  • 10,0 рейтинг
  • 6496 отзывов эксперт

По Ставропольскому краю, данная информация предоставляется согласно постановлению

от 1 ноября 2010 года N 360-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, ИНФОРМАЦИИ О НАЛИЧИИ СВОБОДНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ И ВАКАНТНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ :

Приложение. ИНФОРМАЦИЯ о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей

Т… е в организации должно быть во-первых свободное рабочее место и соответственно на данное рабочее место организация ищет подходящего для себя работника, при наличии этих двух условий уведомлять службу занятости необходимо.

если рабочих мест как таковых не имеется, ни о какой ответственности не может идти речь.

Понятие рабочего места раскрыто в трудовом законодательстве.

Статья 209 Трудового кодекса Рф:

Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

что если мы закроем все вакансии на сайте (перенесем в архив) и отпишемся о том, что на данный момент не имеем свободных вакансий, то мы можем избежать ответственности.

На мой взгляд это уже выходит за рамки полномочий предоставленных службе занятости законом, это Ваше право размещать такого рода объявления и пользоваться услугами ресурсов и никто Вам запрещать этого не делать не вправе, это ведь еще не значит, что данная вакансия имеется в организации и рабочее место соответственно. возможно они планируются отрыться в организации и такое довольно часто бывает. т.е. идет предварительный набор штата которого еще нет и он не утвержден. т.е. нужно еще доказать чтобы привлечь к административной ответственности.

Да возможно стоит объявления размещать более конкретно и корректно чтобы это не выглядело как действительно уже имеющиеся у Вас вакантные должности, т.е. не указывать. что имеются вакансии и пр… а указывать, что планируется набор работников в последствии будут открыты вакансии, т.е. не указывать что рабочие места и вакансии уже имеются.

В итоге, если вакантные должности и рабочие места у Вас по факту имеются в наличии, служба занятости права и нужно информацию убрать и предварительно их уведомить, с другим ИП вопрос не решится в таком случае, будет такая же реакция, рано или поздно, если таковых по факту в наличии нет, то нет и административного правонарушения, объявления же в таком случае нужно размещать более точно.

Вы в вопросе пишите

мы размещаем вакансии которых у нас нет в штатке

Ну так это значит никаких рабочих мест в наличии и нет, Вы только планируете их открыть, а уведомление подается о фактически имеющихся в наличии рабочих местах и вакансиях на них, значит вы ничего подавать не обязаны.

В ином же случае и прокуратура может подключиться если в наличии рабочие места и вакансии на них открыты и имеются, пример решения суда по ссылке:http://sud-praktika.ru/precede.

  • 10,0 рейтинг
  • 992 отзыва

Согласно ст. 25 закона «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны представлять сведения об имеющихся вакансиях.

3. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:
сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

За неисполнение этой обязанности, как указала коллега, могут привлечь к ответственности по 19.7 КоАП РФ.

Вместе с тем, административный орган должен установить и доказать, что вакантные должности действительно были. К таким выводам приходили судьи, например, в постановление Самарского областного суда от 18 июля 2016 г. N 4а-780/2016.

Из административного материала усматривается, что основанием для привлечения к административной ответственности ООО «Региональные электрические сети» послужила информация, размещенная на сайте «Работа63.ru» о наличии по состоянию на 27.01.2016 года вакансии инженера — программиста.
При вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.02.2016 года прокуратурой г. Самары из ООО «Региональные электрические сети» не запрашивались и не проверялись сведения о наличии вакантных должностей по состоянию на 29.01.2016 года.
Данных (сведений) о том, что предоставлялась ли информация ООО «Региональные электрические сети» в государственный орган занятости по состоянию за январь 2016 года в материалах дела не имеется.
Согласно штатному расписанию ООО «Региональные электрические сети» на период с 01 января 2016 года вакантная должность инженера — программиста в ООО «Региональные электрические сети» отсутствовала. Вакансия инженер — программист в ООО «Региональные электрические сети» стала вакантной лишь 04.02.2016 года.
Таким образом, административным органом не представлено доказательств о наличии вакантной должности и нарушения ООО «Региональные электрические сети» требований абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в РФ».

Вместе с тем, в каждом деле решение принимается исходя из конкретных обстоятельств. В Вашем случае, если дело дойдет до привлечение к административной ответственности и обжалования, нужно будет пояснять для каких целей размещались объявления и были ли эти вакансии.

Какие отчеты работодатель обязан отправлять в центр занятости

Какие отчеты работодатель обязан отправлять в центр занятости

Далеко не все работодатели знакомы со своими обязанностями перед службой занятости. А между тем необходимо предоставлять сведения о вакансиях, сокращениях и выполнении квоты по трудоустройству инвалидов.

Какие сведения нужно сообщать в службы занятости

Закон №1032-1 «О занятости населения» устанавливает, что все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны содействовать государственной политике по снижению уровня безработицы и помогать социально незащищенным слоям населения в трудоустройстве. Так, статья 25 Закона устанавливает, что работодатели должны информировать центры занятости населения (ЦЗН):

— о вакантных должностях (ежемесячно);

— о предстоящих сокращениях (организации — за 2 месяца, ИП — за 2 недели);

— о количестве работающих инвалидов (ежемесячно);

— о введении неполного рабочего дня/недели (в течение 3 дней);

— о банкротстве/ликвидации организации (за 2 месяца);

— о приостановке производства (в течение 3 дней).

Отметим, что согласно Письму Роструда от 17.05.2011 № 1329-6-1, при установлении режима неполного рабочего времени по соглашению между работником и работодателем на основании ст. 93 ТК РФ уведомлять органы службы занятости населения не требуется.

Отчет о кадровом составе в центр занятости подается в той форме, которая утверждена в вашем субъекте. Направляется она по почте или с помощью электронной/факсимильной связи. При этом конкретная дата отправления отчетов нигде не регламентирована, и ее следует уточнить в региональном отделении службы занятости.

За невыполнение этой обязанности статья 19.7 КоАП РФ предусматривает реальную ответственность — каждый непредоставленный доклад может обернуться штрафом:

— для граждан — от 100 до 300 рублей;

— для юридического лица — от 3000 до 5000 рублей;

— для директора — от 300 до 500 рублей.

Отчет о вакантных рабочих местах

Согласно п. 3 ст. 25 Закона о занятости, сообщать о вакансиях в центр занятости необходимо ежемесячно. При этом понятие «вакансия» в трудовом законодательстве отсутствует. Здесь следует ориентироваться на судебную практику, которая определяет ее как должность, по которой с соискателем заключается бессрочный трудовой договор. Таким образом, случай, когда компания ищет человека на место сотрудника, который находится в отпуске или временно переведен на другую работу, вакансией не считается.

Информацию о вакансиях следует подавать по форме «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)», которую можно найти в Приложении № 11 к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 февраля 2015 г. № 125н. Помимо сведений о работодателе, в бланке нужно указать следующее:

— условия и характер работы;

— размер заработной платы;

— льготы и гарантии.

После получения отчета ЦЗН может предложить кандидата, и в случае успешного прохождения им собеседования необходимо отправить в Центр направление соискателя с указанием даты приема на работу. Если же ему было отказано в трудоустройстве, то в направлении ЦЗН нужно указать причину, которая должна быть связана с его профессиональными навыками (ст. 64 ТК РФ).

Сведения о сокращении персонала

В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона № 1032-1, организация должна уведомить ЦЗН о сокращении штата не позднее чем за два месяца, а в случае массового увольнения — за три месяца до события. Форма документа установлена в приложениях к Постановлению Правительства РФ от 05.02.1993 № 99, согласно которому в бланке необходимо указать следующую информацию о каждом сотруднике:

— профессия или специальность;

— размер и условия оплаты труда.

Критерии массового увольнения также установлены в указанном Постановлении. К ним относятся:

1. Ликвидация предприятия с численностью работающих 15 и более человек.

2. Сокращение штата работников в количестве:

— 50 и более человек в течение 30 календарных дней;

— 200 и более человек в течение 60 календарных дней;

— 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

При этом в каждом регионе могут устанавливаться дополнительные критерии, направленные на защиту трудящихся, и такие условия могут быть предусмотрены в отраслевых, территориальных или региональных соглашениях.

Отчет по инвалидам в центр занятости

Обязанность предоставлять доклад о работающих инвалидах возложена законодательством только на крупные компании, численность которых превышает 100 человек. Каждым субъектом устанавливается квота для приема на работу людей с ограниченными возможностями — от 2 до 4 % от средней численности сотрудников. Для работодателей, штат которых варьируется от 35 до 100 человек, квота не может превышать 3 % (ст. 21 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Информацию о том, сколько таких социально защищенных работников есть в штате компании, нужно подавать в отделы квотирования по форме, установленной в вашем регионе. Обычно в бланке должны содержаться следующие сведения:

— общее число сотрудников;

— количество рабочих мест, подлежащих квотированию;

— количество фактически созданных мест для инвалидов;

— информация о вакантных должностях для людей с ограниченными возможностями.

В случае, если работодатель игнорирует свои обязанности по трудоустройству этой категории населения, то ему грозит штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. (ст. 5.42 КоАП РФ).

Отчет по охране труда в центр занятости

В соответствии с требованиями статей 212 и 216 ТК РФ, работодатели обязаны предоставлять органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда информацию, необходимую для осуществления ими своих полномочий. В большинстве муниципальных образований эти полномочия возложены на Центр занятости. Поскольку каждый регион разрабатывает свою форму отчетности, то ее структура может разниться, однако содержание носит однотипный характер и включает в себя следующие сведения:

— о состоянии производственного травматизма за отчетный период;

— о состоянии условий труда и организации работ по охране труда;

— о наличии службы по охране труда и об обучении работников;

— о проведении специальной оценки условий труда;

— об обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты;

— о наличии санитарно-бытовых помещений и устройств;

— об общественном контроле охраны труда;

— об обучении и инструктажах.

Также в бланке может содержаться информация о мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, деятельности профсоюзной организации, медицинских осмотрах и другие пункты, которые предусмотрит областная власть. Периодичность отчетности также разнится от региона к региону и может быть либо ежегодной, либо ежеквартальной. Требования по оформлению документа стандартные: отчет составляется на фирменном бланке организации, заверяется печатью, подписями руководителя и исполнителя и направляется уполномоченному должностному лицу.

Не забывайте про отчеты в центр занятости

Среди множества видов отчетности работодатели частенько забывают об обязанности информировать центр занятости населения (ЦЗН) о вакансиях, массовом сокращении штата, занятости инвалидов и пр. Давайте разберемся, какие сведения организация должна представлять в ЦЗН, в какие сроки и чем грозит игнорирование этого требования.

Основной документ, который регулирует отношения работодателей с ЦЗН, — это Федеральный закон от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения РФ» (в ред. от 03.07.2018). В соответствии с п. 2 и 3 ст. 25 работодатели обязаны сообщать в центр занятости населения следующее:

— данные о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей;

— информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов;

— сведения о применении процедур о несостоятельности (банкротстве);

— сведения о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также о приостановке производства;

— сведения о принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации.

Зачем это нужно? Ведь во времена интернет-технологий предприятия могут сами искать себе сотрудников, объявлять о банкротстве у себя на сайте и пр., не прибегая к услугам ЦЗН. Требования ФЗ № 1032-1 призваны поддержать государственную политику в области занятости населения, которая способствует трудоустройству граждан, предупреждению массовой и сокращению длительной безработицы, поддерживает предпринимательскую инициативу и мн. др.

Отчет о вакантных местах. Точного определения, что такое вакансия, в трудовом законодательстве нет. Традиционно под этим термином подразумевается наличие незанятого рабочего места или должности, на которую может быть принят новый работник. Не важно, новая ли это штатная единица или вы ищете замену уволенному человеку. При этом должности, которые освободились из-за того, что сотрудник ушел в декрет или временно переведен на другую работу, вакантными не считаются. Сообщать о них в центр занятости не нужно.

Формируйте отчет о вакансиях в программе Контур.Персонал

А если речь идет о постоянном наборе сотрудников? Когда в организации «текучка» или работодатель хочет усилить состав отдела высококлассным специалистом? По таким вакансиям тоже нужно представлять сведения и следить за их своевременным обновлением.

Иногда бывает так, что в штатном расписании есть свободная единица, а потребности в таком сотруднике в настоящее время нет. Рекомендуем либо декларировать эти должности как вакантные, либо приводить внутренние документы в соответствие с актуальным состоянием штата.

На профильных форумах частенько возникает вопрос: а надо ли подавать нулевой отчет о вакансиях? Исходя из формулировки закона, сведения об отсутствии свободных рабочих мест подавать не нужно. Но работодатель должен уведомить ЦЗН о закрытии вакансии, если нашел сотрудника.

Важно! Сведения о свободных рабочих местах не должны ограничивать права или устанавливать преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников.

Единой даты для сдачи статистической отчетности нет. Единственное требование — не реже одного раза в месяц. Каждый регион вправе самостоятельно утвердить крайний срок подачи сведений. Его можно узнать в региональном отделении центра занятости населения.

Шаблон отчета «Сведения о потребности в работниках, наличии вакантных мест» опубликован в приложении № 11 к Приказу Минтруда России от 26.02.2015 № 125н. При этом регионы могут дорабатывать его по своему усмотрению. Актуальную форму можно запросить в своем отделении ЦЗН.

По указанным работодателем в отчете критериям ЦЗН подбирает соискателей и направляет их в организацию. Принимая в штат соискателя, работодатель в пятидневный срок возвращает его направление в ЦЗН с указанием дня оформления на работу. В случае отказа в трудоустройстве работодатель делает в направлении ЦЗН отметку о дне явки, причине отказа и возвращает направление соискателю.

Сведения о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Такие сведения работодатель должен сообщать в ЦЗН, если на предприятие распространяется требование ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 «О социальной защите инвалидов». Если в штате больше 100 человек, устанавливается квота для трудоустройства инвалидов — от 2 до 4 % от среднесписочной численности. Дополнительно к этому регионы могут нормативным актом определить квоту не более 3 % для организаций со штатом от 35 до 100 человек.

Игнорировать квоты и отказывать инвалидам в трудоустройстве обходится дорого — штраф от 5 000 до 10 000 рублей для должностных лиц. Статья 5.42 КоАП РФ расценивает это как нарушение прав людей с ограниченными физическими возможностями.

Сведения о работающих инвалидах представляются ежемесячно. Единой утвержденной формы нет, региональные центры занятости устанавливают ее самостоятельно. Обычно в ней содержится информация о самой организации, общем количестве сотрудников, установленной квоте и фактически созданных рабочих местах. При необходимости в ней же можно указать вакансии, доступные инвалидам.

Сведения о применении процедур о несостоятельности. О применении процедуры банкротства работодатель обязан информировать службу занятости ежемесячно. И если сначала к работодателю применяется процедура наблюдения, о ней следует сообщить сразу. Если ее действие распространяется и на следующий месяц, об этом тоже требуется сообщить в ЦЗН. Сведения представляются в произвольной форме, если иное не утверждено региональным нормативным актом.

Сведения о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства. Когда работодатель меняет организационные или технологические условия труда (производственные изменения, реорганизация компании и др.), зачастую это ведет к корректировке условий трудового договора по инициативе работодателя. ТК РФ допускает такой вариант, главное, чтобы не менялась трудовая функция сотрудника.

Однако серьезные изменения могут повлечь за собой массовое увольнение работников. В целях сохранения рабочих мест работодатель имеет право вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.

После того как решение принято, работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в ЦЗН в течение трех рабочих дней. Унифицированная форма для такого сообщения не установлена, но может быть определена, например, региональными нормативными актами. В противном случае информация подается в произвольной форме. Отчет должен содержать данные о количестве простаивающих работников или тех, кому установлено неполное рабочее время, а также время, на которое работодатель установил такой режим.

Сведения о принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации. Организация обязана уведомить службу занятости о сокращении штата за два месяца, а о предстоящем массовом увольнении — за три месяца (п. 2 ст. 25 Закона № 1032-1). Форма этого отчета установлена Постановлением Правительства РФ от 05.02.1993 № 99. Она содержит сведения о каждом из сотрудников, подлежащих увольнению:

  • полные ФИО;
  • образование;
  • профессия или специальность;
  • квалификация;
  • средняя заработная плата.

При этом у регионов есть право дорабатывать отчетную форму по своему усмотрению.

Информация о штрафах. Непредставление, неполное или несвоевременное представление сведений в ЦЗН по любому из отчетов влечет административную ответственность. Должностные лица должны будут выплатить штраф от 300 до 500 рублей; юридические лица — от 3 000 до 5 000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).

Вместо заключения. Не стоит забывать, что в отношении службы занятости у работодателей есть не только обязанности. Сотрудничество с региональным ЦЗН может быть полезно. Самое очевидное — это, конечно, подбор персонала согласно обозначенным требованиям. А кроме того, любая организация вправе запрашивать у органов службы занятости информацию о положении на рынке труда. Сделать это можно в любой удобной форме: по электронной почте или через МФЦ государственных и муниципальных услуг совершенно бесплатно.

Читайте также:  Нужно ли перезаключать договора материальной ответственности при смене генерального директора?
Ссылка на основную публикацию