Оплата труда руководителя муниципального унитарного предприятия - Komsindrom.ru

Оплата труда руководителя муниципального унитарного предприятия

Оплата труда руководителей муниципальных унитарных предприятий в 2018 году

Статью подготовил директор по развитию предпринимательства и конкуренции ОАО «Акса» Корчагин Юлиан Андриянович. Связаться с автором

Вернуться назад на Унитарное предприятие 2018

Для начала определимся с источниками финансирования фонда оплаты труда руководителей предприятий. В соответствии с регламентом ст. 145 ТК РФ «Оплата руководителей организаций, финансируемых из федерального бюджета производится в размерах и в порядке, определяемых Правительством РФ, финансируемых из бюджетов субъектов РФ — органами государственной власти соответствующих субъектов, организаций, финансируемых из местных бюджетов — органами местного самоуправления. Размер оплаты труда руководителей прочих организаций определяется посредством соглашения сторон и фиксируются в трудовом договоре «.

Условия оплаты труда руководителей госпредприятий регулирует Положение об условиях оплаты труда руководителей госпредприятий, с которыми заключается трудовой договор (контракт). В соответствующем Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ N 210, сказано, что оплата труда руководителя госпредприятия складывается из двух базовых составляющих: собственно должностного оклада и вознаграждения, выплачиваемого по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Как порядок предоставления, так и размеры такого вознаграждения регламентируются вышеуказанным Положением.

Здесь следует отметить, что должностной оклад руководителя муниципального унитарного предприятия устанавливается кратно размера тарифной ставки 1-го-разряда рабочих основной профессии, которая зафиксирована в коллективном договоре предприятия, в зависимости от списочной численности работников предприятия. При этом размер оклада руководителя растет пропорционально увеличению тарифных ставок сотрудников предприятия, что отражается в изменениях (дополнениях) к трудовому договору (контракту).

В Положении отмечается, что условия оплаты труда руководителя госпредприятия могут определяться:

• органами исполнительной власти, координирующими и регулирующими деятельность в соответствующей отрасли и имеющие полномочия собственника имущества предприятия;

• структурными подразделениями, уполномоченными органами исполнительной власти и имеющими право на заключение трудовых договоров (контрактов) с руководством предприятий.

Наряду с вышеуказанным Положением, вопросы, связанные с оплатой труда руководителей госпредприятий регламентирует несколько ведомственных нормативных актов.

Определяющим при расчете должностного оклада руководителя предприятия (включая муниципальное унитарное предприятие, МУП), согласно регламенту ст. 145 ТК РФ признается соглашение сторон трудового договора, где в качестве одной из сторон выступает муниципальное образование (оно же собственник имущества, которое передается МУП в хозяйственное пользование), другой — руководитель муниципального унитарного предприятия.

При этом органы местного самоуправления, которые уполномочены действовать от имени муниципального образования, заключая трудовой договор с руководителем МУП, руководствуются действующим законодательством и муниципальными правовыми актами, изданными на территории данного муниципалитета и принимаемыми в форме Положений. Соответствующие муниципальные акты издаются представительными органами муниципального образования.

Следуя регламенту Положения N 210, устанавливая размер должностного оклада руководителя следует учитывать сложность управления предприятием, его техническую оснащенность, объемы производимой продукции, а также показатели, предусмотренные нормативными документами вышестоящего отраслевого ведомства.

В том случае, если коллективный договор предприятия не предусматривает тарифную ставку 1-го разряда или же коллективный договор отсутствует, при расчете оклада руководителя используют тарифную ставку 1-го разряда, зафиксированную в положении об оплате труда сотрудников предприятия.

Согласно Письму Минтруда РФ для предприятий, где тарифные разряды отсутствуют и при расчете оплаты труда используются месячные оклады или ставки (КБ, НИИ и т. п.), должностной оклад руководителя рассчитывается исходя из минимального оклада (ставки) сотрудников, занятых в основной деятельности предприятия.

Для предприятий, где квалификационные разряды отсутствуют, а тарифицируются работы (предприятия водного, лесного, сельского хозяйства и пр.), должностной оклад руководителя предприятия может быть рассчитан на основе тарифной ставки минимального разряда основных видов работ.

Если оплата труда на предприятии производится по бестарифной системе, то должностной оклад руководителя определяется с учетом фактической квартальной платы работникам первой (низшей) квалификационной группы (чаще всего состоящей из работников 1-го квалификационного разряда).

Квалификационный коэффициент для этой группы равен 1. Отработанное время определяется по табелю после чего сумма з/п делится на фактически отработанное время. По полученному значению часовой (дневной) з/п определяется месячная ставка по которой и осуществляется дальнейший расчет должностного оклада руководителя.

В том случае, если по бестарифной системе формируется весь заработок, то в этом случае определяют примерный удельный вес премиальных в средствах на оплату труда и, в зависимости от полученного значения, рассчитывают тарифную ставку.

Так, к примеру, если доля премиальных составляет 30%, то для того, чтобы рассчитать ставку первого разряда фактическую заработную плату по первой квалификационной группе умножают на коэффициент 0,7, если доля премий составляет 40% — на коэффициент 0,6 и т. д.

Следуя п.4 Положения N 210 вознаграждение по результатам финансово-хозяйственной деятельности выплачивается руководителю за счет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после вычета средств, направленных на потребление.

Размер вознаграждения определяется органом исполнительной власти при заключении трудового договора (контракта) в котором такое вознаграждение предусмотрено.

Таким образом, оплата труда руководителей МУП производится из средств муниципальных предприятий, в то время как размер должностного оклада, размер вознаграждения по результатам финансово-хозяйственной деятельности и условия выплаты премиальных определяет уполномоченный орган местного самоуправления.

Здесь следует заметить, что доплаты, надбавки, схемы премирования и вознаграждения, действующие на муниципальном унитарном предприятии на уровне коллективного договора на руководителей МУП не распространяются (за исключением случаев, особо оговоренных трудовым договором).

Трудовые пенсии 2018
Убытки 2018
Увольнение 2018
Удержание НДФЛ 2018
УДО 2018

Оплата труда руководителя вновь создаваемого муп

Создается новое МУП, учредитель администрация района, за счет каких средств выплачивается зарплата руководителю муп, пока на счетах нет средств.

За счет средств, которые учредитель должен передать МУП, чтобы первое время как раз нести такие расходы.

В силу ст. 113 ГК РФ это его обязанность.

Если речь о МУП, то средства должны выплачиваться за счет бюджета по заключенным трудовым договором (ст.57 Трудового кодекса РФ). Если финансирование еще не налажено то нужно решать этот вопрос с администрацией района (ст.113-114 ГК РФ).

Статья 113. Основные положения об унитарном предприятии

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).

2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

3. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.

4. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

5. Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен.

6. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

7. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

8. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.

Статья 114. Создание унитарного предприятия и его уставный фонд

1. Унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования (статья 125) решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

2. Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия определяется законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

3. Порядок формирования уставного фонда унитарного предприятия устанавливается законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

4. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов унитарного предприятия окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

5. В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда унитарное предприятие обязано уведомить об этом в письменной форме своих кредиторов.

Кредитор унитарного предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

Положение об оплате труда руководителей муниципальных унитарных предприятий (МУП)

к постановлению главы

Настоящее положение разработано на основании Трудового кодекса РФ, Положения «Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 г. № 000, Письма Минтруда РФ от 01.01.2001 г. № 000 –РБ «О порядке применения Постановления Правительства РФ от21.03.1994 г. № 000 «Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)», Постановления Совета Министров СССР, ЦК КПСС, ВЦСПС от 01.01.2001 г. № 000 «О совершенствовании организации заработной платы и введения новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства», «Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на годы», решения городского Собрания депутатов от 01.01.2001 г. № 000 «Об утверждения положения «О порядке назначения на должность и освобождения от нее руководителей муниципальных унитарных предприятий», постановления главы города от 01.01.2001 г. № 000 «Об утверждении положения «О проведении аттестации руководителей муниципальных унитарных предприятий».

Положение регулирует оплату труда руководителей муниципальных унитарных предприятий, повышения ответственности руководителей за финансовое состояние предприятий, увязки размеров оплаты труда руководителей с результатами хозяйственной деятельности предприятия и квалификации.

Настоящее Положение не является основанием для обязательного пересмотра действующих на момент утверждения положения окладов руководителей муниципальных унитарных предприятий.

2.Структура заработной платы и выплат социального характера руководителей муниципальных унитарных предприятий.

Оплата труда руководителей производится на контрактной основе. Размер оплаты труда состоит из двух частей:

2.1.Должностные оклады руководителей муниципальных унитарных предприятий

Должностные оклады руководителей муниципальных унитарных предприятий ЖКХ устанавливаются в денежном выражении в фиксированной сумме (в рублях) в зависимости от списочной численности работников предприятия на 1-е число месяца, в котором устанавливается должностной оклад, и величины минимальной месячной тарифной ставки 1 разряда рабочего основной профессии.

Должностной оклад отражает сложность управления предприятием, техническую оснащенность и объем производства. Должностные оклады руководителей муниципальных унитарных предприятий ЖКХ не должны превышать кратность к величине тарифной ставки 1 разряда рабочего основной профессии, определенной коллективным договором на данном предприятии.

Изменение должностного оклада руководителей муниципальных унитарных предприятий ЖКХ производится одновременно с увеличением тарифных ставок на предприятии применительно к тарифу повышения (индексации) заработной платы, определенному отраслевым (тарифным) соглашением.

Должностной оклад руководителя МУП «Муниципальная аптека» устанавливается от величины средней заработной платы фармацевтов по предприятию за предыдущий год. Должностной оклад руководителя МУП КШС «Юность» от величины средней заработной платы работников по предприятию за предыдущий год. Пересмотр окладов руководителей возможен в случае повышения заработной платы на предприятии, связанной с её индексацией, и с коэффициентом кратности должностного оклада руководителя к величине средней месячной заработной платы фармацевтов по МУП «Муниципальная аптека и к величине средней месячной заработной платы работников по МУП КШС «Юность» (Приложение , таблица № 3).

Условия оплаты труда являются существенной и неотъемлемой частью трудового договора, повышение должностного оклада руководителя производится путем внесения соответствующего изменения (дополнения) в трудовой договор в соответствии с ТК РФ и оформляются дополнительным соглашением.

Порядок установления должностного оклада руководителя муниципального унитарного предприятия.

Должностной оклад руководителя муниципального унитарного предприятия устанавливается в размере, равном произведению минимальной месячной тарифной ставки 1 разряда рабочего основной профессии и коэффициента кратности (в зависимости от численности работников предприятия, Приложение , таблица № 2).

Минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда устанавливается в размере, равном произведению базовой месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда на коэффициент особенностей работ организации. Коэффициенты особенностей работ приведены в Приложении № 1 таблице № 1.

Для многоотраслевых предприятий ЖКХ при расчете минимальной месячной тарифной ставки рабочих 1 разряда производственного подразделения применяется коэффициент особенностей работ, соответствующий основной деятельности данного подразделения. При расчете оплаты труда руководителей многоотраслевых предприятий применяется средний дифференцирующий коэффициент, определяемый частным от приведенной численности работников (сумма произведений штатного списочного состава работников подразделений на соответствующий коэффициент особенностей работ) и штатной численности работников этих предприятий.

Для установления или изменения размера оклада руководитель предприятия представляет в УМС: штатное расписание предприятия и приказ о его введении, справку о списочной численности работников на последнюю отчетную дату, приказ об установлении тарифной ставки работников основной профессии, обоснование минимальной величины тарифной ставки, величину средней заработной платы, расчет оклада, согласование заместителя главы города, курирующего направление, соответствующее основной деятельности предприятия. УМС рассматривает представленные документы, устанавливает руководителю предприятия размер оклада.

2.2. Премия руководителей муниципальных унитарных предприятий за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий

Премия за результаты финансово-хозяйственной деятельности выплачивается руководителю предприятия поквартально при выполнении плана основных показателей работы предприятия.

Особенности регулирования оплаты труда руководителей организаций

«Трудовое право», 2008, N 8

Особенности регулирования оплаты труда руководителей организаций

Трудовой кодекс РФ, принятый в 2001 г., впервые предусмотрел специальную норму, регулирующую вопросы оплаты труда руководителей организаций. При этом следует учитывать, что в отношении отдельных категорий лиц нормативными правовыми актами могут устанавливаться специальные правила регулирования оплаты труда.

Согласно ст. 145 ТК РФ оплата труда руководителей организаций в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, — органами государственной власти соответствующего субъекта РФ, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, — органами местного самоуправления.

Если руководитель является федеральным государственным служащим, то его труд оплачивается соответственно как государственному служащему. При этом необходимо учитывать все нормативные правовые акты, касающиеся оплаты труда государственного органа, который возглавляет руководитель. Кроме того, Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. N 798 «О порядке премирования, установления надбавок к должностным окладам и оказания материальной помощи руководителям федеральных органов исполнительной власти» устанавливает руководителям федеральных служб и федеральных агентств, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, премии, надбавки и материальную помощь в связи с предоставлением ежегодного отпуска.

Если оплата труда руководителя бюджетной организации строится на основе ЕТС, то соответствующие органы государственной власти при установлении руководителю оплаты труда не могут ухудшать условия оплаты его труда, установленные ЕТС. Соответствующие разряды ЕТС обеспечивают минимальные гарантии оплаты труда руководителей бюджетных организаций.

Некоторые нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти устанавливают специальные условия оплаты руководителей некоторых государственных учреждений. К таким актам относятся Приказ Минздравсоцразвития России от 30 декабря 2004 г. N 336 «Об оплате труда руководителей федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы — главных бюро медико-социальной экспертизы — главных экспертов по медико-социальной экспертизе» (ред. от 21 ноября 2006 г.) и Приказ МЧС России от 14 марта 2005 г. N 140 «Об условиях оплаты труда работников государственной противопожарной службы МЧС России».

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 210 было утверждено Положение об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов). Пункты данного Положения обязательны для акционерных обществ, в которых пакет акций, находящийся в государственной собственности, обеспечивает более 50% голосов на собрании акционеров. В акционерных обществах, где в государственной собственности находится пакет акций, обеспечивающий менее 50% голосов на собрании акционеров, условия оплаты труда, предусмотренные Положением, могут быть установлены для генерального (исполнительного) директора решением совета директоров или собранием акционеров по предложению представителя органа исполнительной власти в акционерном обществе .

Письмо Минтруда России от 28 апреля 1994 г. N 727-РБ «О порядке применения Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. N 210 «Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)».

Согласно указанному Положению оплата труда руководителей таких акционерных обществ состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Должностные оклады руководителей государственных предприятий устанавливаются в зависимости от величины тарифной ставки 1-го разряда рабочего основной профессии, определенной коллективным договором на данном предприятии исходя из следующих показателей:

Списочная численность предприятия
(человек)

Кратность к величине тарифной ставки
1-го разряда рабочего основной
профессии на предприятии

от 1500 до 10 000

Размер должностного оклада в указанных пределах устанавливается с учетом сложности управления предприятием, его технической оснащенности и объемов производства продукции.

Должностной оклад руководителя государственного предприятия повышается одновременно с увеличением тарифных ставок работников данного предприятия путем внесения изменений (дополнений) в трудовой договор.

Вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия выплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия за вычетом средств, направленных на потребление. Размер вознаграждения устанавливается по нормативу, определяемому как отношение 12 месячных должностных окладов к сумме указанной прибыли за предшествующий календарный год. Расчет норматива для определения вознаграждения руководителя за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия определяется в соответствии с Письмом Минтруда России от 28 апреля 1994 г. N 727-РБ.

Оплата труда руководителя государственного предприятия (размер должностного оклада, размер отчислений от прибыли на вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности) определяется органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях и осуществление полномочий собственника имущества, или уполномоченным им органом, имеющим право заключать трудовой договор с руководителем государственного предприятия. Периодичность выплаты вознаграждения определяется предприятием самостоятельно.

Указанное Положение не распространяется на руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций, финансируемых из бюджета и оплата труда работников которых производится по ETC.

Особенности регулирования труда руководителей государственных и муниципальных унитарных предприятий установлены Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон об унитарных предприятиях).

В соответствии со ст. 20 Закона об унитарных предприятиях собственник имущества унитарного предприятия (Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование) назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами. Оплата труда руководителя унитарного предприятия регулируется трудовым договором, заключенным в соответствии с гл. 43 ТК РФ.

Приказом Минэкономразвития России от 2 марта 2005 г. N 49 утвержден Примерный трудовой договор с руководителем федерального государственного унитарного предприятия. Оплата труда руководителя состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1200 размер гарантированного ежемесячного вознаграждения (должностного оклада) руководителя федерального государственного унитарного предприятия не может быть менее 10-кратного МРОТ. Эта норма также нашла отражение в Примерном трудовом договоре с руководителем федерального государственного унитарного предприятия. Размер вознаграждения руководителя предприятия определяется в установленном порядке по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности не выплачивается в случае приостановки производственной деятельности предприятия или его структурного подразделения уполномоченным государственным органом в связи с нарушением нормативных требований по охране труда, экологических, санитарно-эпидемиологических норм.

Как обязательное условие в трудовых договорах с руководителями таких предприятий должна быть предусмотрена доля руководителя от прибыли предприятия, которая определяется после расчетов предприятия с бюджетами всех уровней (п. 2 Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1200).

Оплата труда руководителей государственных унитарных предприятий субъектов РФ и муниципальных унитарных предприятий регламентируется законодательными актами органов субъектов РФ и органов местного самоуправления соответственно.

Согласно ст. 145 ТК размеры оплаты труда руководителей организаций, не финансируемых из бюджета, определяются по соглашению сторон трудового договора. Условия оплаты труда являются обязательными для включения в трудовой договор (ст. 57 ТК).

Как правило, условия оплаты труда руководителя определяет собственник организации, устанавливая руководителю должностной оклад и всевозможные доплаты и надбавки, в том числе и стимулирующего характера, как и всем прочим работникам. Однако трудовой договор может содержать условия о дополнительном материальном стимулировании руководителя организации. Например, договор может содержать условие об участии руководителя в распределении части прибыли, установлении вознаграждения по итогам работы организации за год в процентном отношении от чистой прибыли. В случае достижения высоких экономических показателей договор может предусматривать право руководителя на получение части акций общества (опционные программы). Реализация опционных программ призвана дать руководителям организаций возможность через определенный период времени приобрести акции компании, в которой они работают по фиксированной цене. Создание и реализация опционных программ эмитентами позволяет мотивировать труд топ-менеджеров, повысить их заинтересованность в результатах работы и увеличить их приверженность компании. При реализации опционных программ руководители становятся заинтересованными в увеличении капитализации компании, увеличении объемов ее производства, расширении сектора предоставляемых компанией услуг и т.д., что непременно влияет на рыночную стоимость акций компании, которые через определенный период времени могут быть реализованы руководителю. Срок реализации опционных программ в среднем составляет от 3 до 5 лет. Собственники компании в период реализации опционной программы получают уверенность в том, что руководитель останется в компании как минимум до конца реализации опционной программы, и тем самым компания может рассчитывать на его трудовое участие в долгосрочных проектах. В настоящее время в трудовых договорах с руководителями этим вопросам уделяется все большее внимание.

Одним из элементов вознаграждения руководителей являются натуральные выплаты. Это различного рода услуги, оплачиваемые работодателем, например предоставление транспорта и бесплатных парковочных мест, оплата занятий спортом, путевки в санатории и пансионаты и т.д.

В заключение можно сказать, что оплата труда руководителей организаций бюджетной сферы финансирования законодательно регулируется более детально по сравнению с руководителями внебюджетных коммерческих организаций. Возможно, это связано с такой тенденцией развития трудового законодательства, как изменение вектора правового регулирования, а именно с возрастанием роли индивидуально-договорного, коллективно-договорного и локального, то есть децентрализованного, регулирования.

Нормативное регулирование оплаты труда в муниципальных организациях

экономические науки

  • Данилко Татьяна Юрьевна , бакалавр, студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • ТРУДОВОЙ КОДЕКС
  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
  • ОПЛАТА ТРУДА

Похожие материалы

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» муниципальным предприятием признается, коммерческая организация, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними имущество.

Муниципальные унитарные предприятия являются коммерческими организациями и регулируют вопросы оплаты труда, строящиеся в них, на общих основаниях.

Выделяют 2 уровня нормативно — правового регулирования оплаты труда, которые:

  • устанавливаются вне предприятия (внешние);
  • устанавливаются внутри предприятия (внутренние).

К внешним нормам относятся:

  • акты международного регулирования труда;
  • Конституция РФ;
  • Трудовой кодекс РФ;
  • Федеральные законы;
  • нормативно – правовые акты федеральных органов;
  • законы субъектов РФ и иные нормативно – правовые акты органов исполнительной власти;
  • акты органов местного самоуправления.

Кроме того, особенность организации оплаты труд в муниципальных унитарных предприятиях заключается в отдельном регулировании оплаты труда руководителей указанных хозяйствующих субъектов.

В ст. 145 Трудового кодекса РФ говорится, что условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий, определяется трудовыми договорами, заключенными в соответствие с кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

При этом устанавливается предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий определяется в размере, не превышающем размера, который установлен нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Так, в Республике Башкортостан оплата труда руководителей МУП строится в соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 25 декабря 2015 года № УГ-350 «Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий Республики Башкортостан».

В качестве примера акта органов местного самоуправления можно привести «Положение об условиях оплаты труда руководителей муниципальных унитарных предприятий городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан» утвержденное решением Совета муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан от 20 августа 2013 года № 74.

Внутренние (локальные) акты по труду делятся на 3 группы:

  1. обязательные документы (трудовой договор, правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание, положение о защите персональных данных, график отпусков, положение об оплате труда и премировании, график сменности);
  2. рекомендуемые документы (коллективные договор, должностные инструкции, положение о подразделениях, положение комиссии по трудовым спорам);
  3. зависящие от специфики организации (инструкция о порядке прохождения предварительного медицинского осмотра, инструкция о порядке прохождения периодических медицинских осмотров, прохождение инструктажа при работе в опасных объектах).

Практику разработки внутренних документов мы рассмотрели на примере Давлекановского МУП «Тепловые сети» РБ.

В нашей организации разработаны и действуют такие нормативные документы, как:

  • коллективный договор (разработан на 2015 – 2017 годы, и включает следующие пункты: формы, системы и размеры оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсация, доплаты; механизм регулирования оплаты труда; занятость, переобучение, условия высвобождения работников; продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков; улучшение условий и охраны труда);
  • штатное расписание (содержит перечень всех структурных подразделений, специальностей, должностей, профессий, также указываются квалификации, число штатных единиц, размер оплаты труд);
  • положение об оплате труда (устанавливает порядок формирования и использования заработной платы);
  • правила внутреннего трудового распорядка (регламентируют режимы рабочего времени и времени отдыха всех категорий занятых в организации сотрудников).

В соответствии с этими документами в МУП устанавливается:

  • тарифная система оплаты труда;
  • доплаты и надбавки (за работу в ночное время — в размере 40% за каждый час работы, за работу во вредных условиях — в размере 15% за фактическое проработанное время, за работы в выходные и нерабочие праздничные дни – не менее чем в двойном размере, за совмещение профессий (должностей) – не ниже 20% по основной работе);
  • надбавки за классность (водители 1 класса – 25%, водители 2 класса – 10%);
  • районный коэффициент (в размере 15% на фактическую месячную заработную платы работников);
  • персональные надбавки (в размере 20% к тарифной ставке);
  • текущие премии (в пределах 50% тарифной составляющей расходов);
  • премии по итогам года (в пределах 33% тарифной составляющей расходов);
  • надбавка за выслугу лет (в пределах 15% тарифной составляющей расходов).

Оплата труда руководителей, специалистов и служащих производится на основе должностных окладов, установленных в соответствии с должностью и квалификацией работника. Оплата труда руководителя предприятия производится в соответствии с действующим трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.

Таким образом, организация оплаты труда в МУП строится на общих основаниях в соответствии с законодательством РФ и РБ, за исключением оплаты труда руководителя организации. Локальные акты по труду рассматриваются на примере МУП «Тепловые сети» РБ соответствующие установленным требованиям.

Список литературы

  1. Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Сайт Консультант Плюс.
  2. Федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [Электронный ресурс] // Сайт Консультант Плюс.
  3. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) Статья 145 «Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов организаций» [Электронный ресурс] // Сайт Консультант Плюс.
  4. Организация премирования в системе материального стимулирования сельскохозяйственного труда / Р.Н. Сайранов, Т.В. Вострецова. – Уфа: Башкирский государственный аграрный университет, 2012. – 163 с.
  5. Сайранов, Р.Н. Функции заработной платы в сельскохозяйственной отрасли: проблемы и пути решения [Текст] / Р.Н. Сайранов, Т.В. Вострецова // Вестник Башкирского государственного аграрного университета, 2012. – №3. – С. 95-97.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Читайте также:  Существуют ли нормативы средств для уборки помещений?
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector