Положение о системе управления охраной труда - Komsindrom.ru

Положение о системе управления охраной труда

Содержание

Положение о системе управления охраной труда — образец

Для чего нужно положение о системе управления охраной труда в организации

Необходимость составлять положение обусловлена требованиями ГОСТ Р 12.0.007-2009. Следовать нормам ГОСТ в сфере охраны труда должны все российские работодатели (ст. 22 ТК РФ).

Положение о системе управления охраной труда в организации входит в перечень обязательной документации, регулирующей порядок функционирования системы (п. 7.8.5 ГОСТ Р 12.0.007-2009, п. 4.3.4 ГОСТ Р 12.0.009-2009). При этом сотрудники организации должны иметь беспрепятственный доступ к данному положению.

Какие НПА устанавливают требования к составлению и структуре документа

Несмотря на то, что составление положения — обязанность, установленная на федеральном уровне, в РФ не приняты нормативные акты, регулирующие, каким образом этот документ должен формироваться и как он должен выглядеть.

В ст. 209 ТК РФ сказано, что в компетенции федеральных органов власти — утверждение типового положения о системе управления охраной труда, которое должно формироваться с учетом мнения органов, осуществляющих регулирование социально-трудовых правоотношений.

Однако пока подобное типовое положение в качестве нормативного документа не принято. Правда, оно опубликовано в виде проекта Минтруда РФ, который сегодня активно обсуждается различными ведомствами.

Данный документ разработан с учетом действующих стандартов охраны труда, принятых в РФ и за рубежом, а также практического опыта ведущих фирм-работодателей. В проекте типового положения содержатся, в частности:

  • требования к структуре внутрикорпоративных положений;
  • положения, определяющие политику и цели фирмы-работодателя в сфере охраны труда;
  • положения, устанавливающие, каким образом должно осуществляться функционирование системы охраны труда в компании;
  • положения, определяющие, каким образом должно проводиться обучение персонала в области охраны труда;
  • положения, регламентирующие организацию документооборота в рамках системы охраны труда на предприятии.

На заседании Российской трехсторонней комиссии, которое прошло в начале февраля 2016 года, было решено, что текущий проект типового положения Минтруда необходимо доработать. Эксперты отметили, что данный документ предполагает возникновение у компаний-работодателей ряда неоправданных рисков.

В отсутствие норм закона, которые регламентировали бы составление положения о системе управления охраной труда, российским работодателям придется работать над формированием данного источника самостоятельно. Изучим, каким образом может быть решена данная задача.

Нюансы разработки положения о системе управления охраной труда на предприятии

Положение готовят ответственные специалисты компании-работодателя. В соответствии с пп. 4.5.1 и 4.5.2 ГОСТ 12.0.230-2007 при разработке документации в рамках системы охраны труда необходимо обращать внимание на следующие нюансы:

  • следует брать в расчет размер организации, виды деятельности, которые она осуществляет, специфику технологических процессов, характеризующих ее производство;
  • содержание должно быть изложено в таком виде, который будет понятен работникам;
  • документация должна своевременно анализироваться и корректироваться.

Таким образом, при разработке положения следует учитывать, что оно не принимается раз и навсегда, а может требовать периодических изменений.

Положение о системе охраны труда: структура

Структура положенияможет быть представлена такими элементами, как:

  • титульный лист;
  • раздел с общими положениями;
  • раздел о функциональных обязанностях сотрудников компании в области охраны труда;
  • раздел о специализированных структурах предприятия, ответственных за охрану труда;
  • раздел, регламентирующий прохождение сотрудниками обучения по охране труда;
  • раздел, регламентирующий процедуру проверки знаний сотрудников об охране труда;
  • раздел, регламентирующий проведение мероприятий по мониторингу и улучшению системы охраны труда;
  • раздел, регламентирующий действия сотрудников при несчастных случаях на производстве;
  • раздел, устанавливающий ответственность сотрудников за несоблюдение требований положения о системе охраны труда;
  • приложения к документу, необходимые для регламентации процедуры пользования им сотрудниками (например, журнал регистрации ознакомления работников с положением).

Рассмотрим более подробно, какие формулировки могут содержаться в отмеченных разделах.

Раздел 1: титульный лист

На титульном листе документа должны иметься:

  • отметка о том, что положение о системе охраны труда утверждено гендиректором;
  • Ф. И. О., должность руководителя, наименование предприятия;
  • наименование документа: «Положение о системе управления охраной труда»;
  • отметки о том, в соответствии с какими правовыми нормами принят документ;
  • информация о дате и месте составления документа.

Раздел 2: общие положения

В данный раздел документа могут быть включены формулировки, отражающие:

  • с какой целью организация утверждает положение о системе охраны труда;
  • какого рода нормы устанавливаются документом;
  • то, что положение является локальным нормативным источником, нормы которого обязательны для исполнения всеми работниками организации;
  • то, что положение — основополагающий документ при проведении обучающих мероприятий в рамках совершенствования системы охраны труда;
  • в соответствии с какими НПА разработано положение;
  • с какой периодичностью может пересматриваться документ.

Раздел 3: функциональные обязанности сотрудников

Здесь может быть приведен список сотрудников, отвечающих за:

  • контроль за функционированием системы охраны труда в компании;
  • обеспечение соответствия локальных нормативных актов фирмы, принимаемых в целях функционирования системы охраны труда, положениям НПА федерального, регионального и местного уровня;
  • мониторинг исполнения положений локальных актов в области охраны труда сотрудниками;
  • разработку методов совершенствования текущих механизмов, в рамках которых функционирует система охрана труда;
  • организацию обучения сотрудников, направленного на приобретение ими знаний в области охраны труда;
  • практическую реализацию норм, регулирующих функционирование системы охраны труда на предприятии, в части обеспечения сотрудников средствами защиты, инструкциями по их использованию, доступом к системам безопасности и другим объектам инфраструктуры предприятия, которая задействуется в процессе охраны труда;
  • реагирование на инциденты на производстве, обеспечение их расследования;
  • реализацию мер социальной защиты сотрудников от инцидентов на производстве и профессиональных заболеваний;
  • проведение спецоценки условий труда в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
  • проведение обучения сотрудников по программам охраны труда с привлечением внештатных инструкторов из специализированных организаций или ведомств;
  • контроль за корректным ведением документации, используемой в рамках системы охраны труда на предприятии.

Раздел 4: органы управления охраной труда

Главным из таких органов должна быть служба охраны труда, которую в соответствии с положениями ст. 217 ТК РФ должны учреждать работодатели с численностью штата более 50 человек.

Если в компании работает меньшее количество сотрудников, руководство должно назначить хотя бы 1 ответственного за охрану труда. В этом случае орган управления охраной труда в фирме будет единоличным. Если это сделать невозможно, то функции, связанные с обеспечением функционирования системы охраны труда, должен взять на себя руководитель фирмы или ИП (если бизнес ведется в данной правовой форме). Либо следует привлечь стороннего специалиста по договору подряда и сформировать внешний орган управления охраной труда.

В рассматриваемом разделе можно зафиксировать формулировки, отражающие:

  • какой именно орган управления охраной труда учрежден в фирме: служба, единоличный в виде ответственного специалиста или внешний в виде подрядчика;
  • указание на то, что служба охраны труда (или ответственный за охрану труда специалист, или подрядчик) выполняет свои функции в соответствии со ст. 217 ТК РФ;
  • кто именно в организации учреждает службу охраны труда или назначает ответственного специалиста (чаще всего это руководитель);
  • основные задачи, которые решает служба охраны труда, ответственный специалист или подрядчик.
Читайте также:  Что делать работодателю, если сотрудник при трудоустройстве предоставил медкнижку, которую завели на предыдущем месте работы?

Раздел 5: обучение и инструктаж сотрудников

В данный раздел документа можно включить формулировки, отражающие:

  • то, что все сотрудники фирмы, принимаемые на работу, должны проходить обучение по программам охраны труда, а также необходимые инструктажи;
  • сущность инструктажей, проводимых в организации;
  • каким образом должны проводиться обучающие мероприятия и инструктажи;
  • какими нормами руководствуется предприятие, организуя обучение сотрудников по программам охраны труда, а также при проведении инструктажей;
  • кто именно утверждает программы обучения и инструктажей, а также проводит соответствующие мероприятия;
  • указание на то, что по завершении каждой программы обучения либо инструктажа по охране труда проводится проверка знаний, полученных сотрудниками;
  • указание на то, что программы обучения и инструктажи проводятся в соответствии с локальными нормативными актами компании;
  • периодичность пересмотра принятых компанией программ обучения, инструктажей, а также локальных нормативных актов, которые регулируют их проведение.

Раздел 6: проверка знаний сотрудников

В данный раздел можно включить формулировки, которые отражают:

  • периодичность прохождения сотрудниками компании проверки знаний в области охраны труда;
  • критерии проведения внеочередных проверок;
  • перечень нормативных актов, в соответствии с которыми проводятся внеочередные проверки;
  • кто именно должен проверять знания сотрудников в области охраны труда.

Раздел 7: мониторинг и оптимизация системы охраны труда

В этом разделе могут присутствовать формулировки, отражающие:

  • кто именно на предприятии отвечает за мониторинг функционирования системы охраны труда, а также ее улучшение;
  • какие критерии используются при оценке качества функционирования соответствующей системы;
  • посредством каких методов осуществляется мониторинг функционирования системы охраны труда, а также ее оптимизация;
  • кто именно на предприятии контролирует работу сотрудников, ответственных за мониторинг и улучшение системы охраны труда.

Раздел 8: порядок действий при несчастных случаях на производстве

В данный раздел положения можно включить формулировки, раскрывающие:

  • порядок, методы расследования несчастных случаев;
  • порядок реагирования сотрудников фирмы и ее руководства на возникновение несчастных случаев;
  • порядок принятия локальных нормативных актов, в соответствии с которыми должно осуществляться расследование несчастных случаев;
  • кто именно отвечает за реагирование на инциденты на производстве;
  • в каком порядке осуществляется взаимодействие сотрудников компании и внешних субъектов, в частности специальных служб и государственных ведомств, при инцидентах на производстве;
  • порядок отражения информации о несчастных случаях в специальных документах, перечень соответствующих документов;
  • кто именно отвечает за внесение информации об инцидентах на производстве в специальные документы.

Раздел 9: ответственность сотрудников

Раздел об ответственности — стандартный элемент большинства локальных нормативных актов, поэтому его включение в структуру положения о системе охраны труда также возможно. В данном разделе можно зафиксировать формулировки, отражающие:

  • в соответствии с какими НПА сотрудники фирмы несут ответственность за несоблюдение норм безопасности труда;
  • указание на то, что ответственность за несоблюдение положений документа несут все сотрудники предприятия, а также то, какие дисциплинарные меры могут налагаться на нарушителей.

Еще 1 возможный элемент положения о системе охраны труда — приложения к нему. Рассмотрим подробнее.

Перечень приложений

Положение о системе охраны труда может дополняться различными источниками, регулирующими действие самого документа либо отдельных процедур, которые он регламентирует. Все они будут иметь статус приложений.

Так, к источникам, закрепляющим юридическую силу самого документа, можно отнести журнал, в котором сотрудники организации удостоверяют своей подписью факт ознакомления с положением о системе охраны труда (либо получения его копии).

К источникам, регламентирующим отдельные процедуры в рамках системы управления охраной труда, можно отнести журнал, в котором ведется учет допуска сотрудников к системам безопасности предприятия, а также в помещения, в которых осуществляется обучение или инструктаж по программам охраны труда.

Журнал ознакомления с положением, журнал контроля допуска и иные документы должны получить статус приложений с определенным номером, а их формы желательно привести в самом положении.

Все подобные приложения должны утверждаться приказом директора (это может быть тот же приказ, который вводит в действие само положение о системе охраны труда).

В каждом приложении должна стоять отметка о том, что оно составлено именно для положения о системе охраны труда. Лучше всего отразить данную отметку в виде ссылки на номер локального нормативного акта, посредством которого утверждено положение и который указан на титульном листе. В этом случае приложение можно будет распечатывать отдельно от положения, например для сотрудников определенных подразделений фирмы.

Где скачать образец положения о системе охраны труда

Загрузить образец рассматриваемого документа вы можете на нашем портале.

Итоги

Положение о системе охраны труда на предприятии — документ, который в соответствии с нормами ГОСТ должны иметь все российские работодатели. Поскольку на данный момент его рекомендуемая форма не утверждена, предприятие должно разработать данный документ самостоятельно. Предложенная нашими экспертами структура положения о системе охраны труда основана на практике современного кадрового менеджмента и отражает базовые требования регулирующих ГОСТ.

Ознакомиться с иными аспектами обеспечения безопасности труда на предприятии вы можете в статьях:

Подборка Новых Положений о Системе Управления Охраной Труда 2019!

Приветствую, уважаемые друзья! А вы уже разработали новое положение о СУОТ в соответствии с типовым положением о системе управления охраной труда, утверждённым приказом Минтруда России от 19.08.2016 г. № 438н? Если нет, то в этой заметке вы можете скачать подборку новых положений о системе управления охраной труда, из которых сделать одно положение о СУОТ для своей организации.

Примеры и образцы положений о СУОТ 2019 года

Автор: Ведущий инженер по ГО, ЧС, ПБ и охране труда Юдин Анатолий Константинович

Положение разработано на основе руководства по системам управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001/ILO-OSH 2001, межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230-2007 и законодательства Республики Казахстан.

Автор: Людмила Долгова

На этом всё. Если у вас есть новое положение о СУОТ и вы хотели бы им поделиться с коллегами, то присылайте его нам на vk@siot.pro, мы обязательно опубликуем его в этой заметке.

Если информация пригодилась, чуть ниже ставим рейтинговые звёздочки 😉 Спасибо за поддержку!

Ты хочешь получать информацию,
но ты делаешь это без уважения

Будь моим подписчиком!

Сохраните эту заметку в:

Согласен с Олегом по оценке сего новшества Минтруда в целом.
Для желающих понять почему — рекомендуется имеющаяся в сети лекция Федорца об абсолютно идиотской и заранее обреченной на провал «системе управления охраной труда» и нормальной системе менеджмента безопасности производства.
Цель переработки СУОТ под 438н — предотвратить праздные и жадностно-ориентированные наезды отдельных мародеров из соответствующих структур. Ничего большего. В отношении выложенных образцов для бюджетников — невнятно, сумбурно, неконкретно. Но все равно авторам за труды респект, хозяину блога тоже.

Огромное спасибо специалистам за предоставленный материал и Блогу.РФ — за публикацию.

Какие вы молодцы! Спасибо огромное.

Нет ни одного варианта положения для производственного предприятия любых размеров, отраслей и форм собственности. Как будто, кроме служащих, коммерсантов и чиновников в России никого не осталось.

СУОТ запиливается каждый раз под конкретное предприятие. Заказывайте, мы Вам под любые размеры и любую структуру разработаем ибо уже руку набили. По крайней мере лично я)))

Ну если Вы, как пишете, «вы вправе наклепать какое угодно Положение по СУОТ», то увольте.

Продолжение следует … значит для для производственного предприятия ещё будет. Я могу поделиться, но ссылки на Казахстанское законодательство и руководство по системам управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001/ILO-OSH 2001, межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230-2007. Загрузить как всегда не получается. Отправлю Антону

Добавил в общий список ваше положение. Спасибо.

Возьму Ваше положение за основу, но придется каким-то образом учесть требования Типового положения Минтруда — никуда не денешься. А вместе с ГОСТ 12.0.230-2007 принять во внимание разработку ГОСТ ИСО_ДИС 45001-2016.

Олег, посмотрите мой вариант положения для производственного предприятия любых размеров, отраслей и форм собственности. Замените только ссылки на российское Законодательство

Спасибо!! Наконец выложен приемлемый вариант. Причем довольно качественно разработанный, так что о некоторых ляпах можно и не упоминать. Особенно мне понравились наглядные приложения в виде таблиц и алгоритмов. Молодцы!

Ибо все остальные нормальные работодатели все сделали по OHSAS и ждут только ИСО 45000.

В принципе, уже сейчас можно не ждать публикации утверждения ИСО 45000 в окончательной редакции, так как документ достаточно хорошо проработан и можно, не теряя времени, готовиться к его внедрению. А если и будут в нём какие-то изменения, то несущественные и нерадикальные.

Спасибо за наработки, будем читать!

Разработка Положения о СУОТ на основе Типового положения Минтруда РФ — это мартышкин труд, который будет работодателям скорее во вред, чем на пользу. В нем не учтены практика и достижения международного опыта в управлении охраной труда, основные положения международных стандартов. В частности, оно принципиально не соответствует Руководству МОТ, ГОСТ Р 54934-2012 (OHSAS 18001-2007) СМ БТОЗ. А уже на выходе следующий, обновленный международный стандарт ГОСТ ИСО_ДИС 45001-2016 «Требования и рекомендации по применению». А Минтруд РФ все еще пытается продолжать использовать давно устаревшие и скомпрометировавшие себя шаблоны в управлении из советских времен. Правда, в свое положение добавили несколько новомодных новинок, вроде управления профессиональными рисками, причем эта новинка оказалась настолько плохо проработанной и заумной, что создается впечатление, как будто разработчики сами не понимают, что и зачем сочинили. А теперь навязывают тиражировать проблемы из своего детища, переносимые в положения организаций.

Читайте также:  Прием на работу гражданина Казахстана

Никто никому ничего не навязывает. вы вправе наклепать какое угодно Положение по СУОТ с учетом зарубежного опыта или без него. И надо полагать, что в открытый доступ мы далеко не все наши наработки выкладываем. Указанные Вами документы добровольного применения. Смысла морочиться с ними в каком-нибудь детском саду или библиотеке нет. Раз Вы такой колосс опыта, поделитесь своими наработками)) Мы Вам дружно поставим лайки))) ВОЗМОЖНО)

«Никто никому ничего не навязывает»! Вы так уверены?
Во первых, Типовое Положение утверждено как государственный нормативный правовой акт, а не рекомендации, и уже введено в действие с момента официального опубликования.
Во-вторых, Положение организации должно соответствовать типовому, а любое отступление работодателю придется обосновывать «спецификой» деятельности своей организации.
В-третьих, любое несоответствие в СУОТ с требованиями Типового положения государственная инспекция может, а я предполагаю, что будет обязательно считать нарушением государственных нормативных требований НПА со всеми вытекающими отсюда последствиями, если работодатель не сумеет доказать свою специфику деятельности.
Что касается передового опыта и применения международных стандартов, то они лишь продекларированы в пункте 2 Типового положения и вряд ли положительно отразятся в выводах инспекции при проверках. Скорее всего инициатива может оказаться наказуемой.

Вы видимо не изучали досконально текст Типового положения. Оно сплошь состоит из рекомендаций.

Я бы не советовал Вам подозревать меня в невнимательности, причем безосновательно. Да, в нем попадаются иногда пункты с фразами типа «рекомендуется». А остальные остаются обязательными требованиями. Например, в п.8. требования о процедурах, хотя с упоминанием на специфику. Причем, почему-то не о процессах, а процедурах, да ещё коряво составленных. Так, процедуры работ с подрядчиками объединены со снабжением. И т. д.

Ни одного пункта, оформленного в качестве рекомендации, в Положении нет за исключением сомнительных, но обязательных требований с упоминанием об учете специфики организации.

Эхе хе… Ст212 ТК РФ обязывает работодателя создавать СУОТ. А ГОСТы на основании которых мы должны создавать СУОТ для ДОБРОВОЛЬНОГО применения… Красивый ход конем… Я только начал разрабатывать Положение о СУОТ, дошел до середины и стало тошно… Мало того что надо постоянно пересматривать Типовые нормы и по ним переделывать приложения к колдоговору, инструкции и иную макулатуру, так теперь все изменения включать и в Положение придется. Ну или как вариант не давать никакой конкретики и только делать ссылки на ежегодные приказы по предприятию.

Каким образом разрабатывать Положение о СУОТ и что брать за основу определяет сам работодатель. Но в любом случае, в связи с изданием Типового положения о СУОТ, все его пункты, относящиеся к обязательным требованиям, должны быть в его содержании отражены.

Позеленить не могу — соцсети недоступны.
Внесу и я «свои пять копеек» в поддержку мнения… письмо МТ и СЗ от 31.10.16г. №15-1/10/В-8028 — где четко утверждается «возможная вариативность отдельных его норм при условии соблюдения…» Хоть письмо и не НПА нисколько, а вот обложили нашего брата как того волка:(

Работодатель может очень сильно пострадать, ссылаясь в судах на разъяснения из подобных писем.

Разрабатываем положение о системе управления охраной труда (СУОТ)

Что это такое

Система управления охраной труда на предприятии (СУОТ, не путать с СОУТ — специальной оценкой условий труда) — это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя, а также процедуры по достижению этих целей. СУОТ представляет собой совокупность действий и документов, которые охватывают все вопросы безопасного производства работ на предприятии, в том числе должностные и функциональные обязанности всех сотрудников, руководителей и специалистов.

Зачем это нужно

СУОТ — не просто бюрократическая система, охрана труда — это способ реального сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

СУОТ нужна для снижения или исключения риска несчастных случаев и аварий, приводящих к серьезным последствиям для работников и предприятия в целом. Она позволяет:

  • контролировать опасные производственные факторы;
  • управлять производственными рисками;
  • предотвращать инциденты, аварии, нештатные ситуации;
  • минимизировать ущерб предприятия от неправильной работы;
  • создать эффективную систему менеджмента.

Как построить систему

Каждый работодатель обязан внедрить СУОТ и поддерживать ее функционирование. Минтруд РФ 19.08.2016 утвердил Приказ № 438н, в котором представлен образец положения о системе управления охраной труда.

Скачать положение о системе управления охраной труда

Такое типовое положение о системе управления охраной труда дает работодателям общее представление о структуре и основных положениях о СУОТ. Уже используя действующие нормативные документы, утвержденные стандарты безопасности в сфере ОТ, утвержденный чиновниками образец положения о СУОТ в организации (2019) и существующие реалии конкретного производства, работодатели разрабатывают собственный полноценный документ. Это можно сделать самостоятельно или с привлечением сторонних специалистов.

Положение по СУОТ для бюджетного учреждения или коммерческого предприятия должно получиться объемным, поскольку в него обязательно включают следующие пункты:

  • политика и цели в области ОТ;
  • обеспечение функционирования СУОТ и распределение обязанностей между должностными лицами;
  • описание процедур, направленных на достижение поставленных целей, включая подготовку и информирование работников, обеспечение их СИЗ, проведение медосмотров и спецоценки условий труда, управление профессиональными рисками;
  • контроль за выполнением процедур и функционированием СУОТ в целом;
  • мероприятия по улучшению функционирования СУОТ (соответствующий план регулярно обновляется, поэтому его проще не включать в положение о системе управления охраной труда (2019), а делать в виде приложения);
  • способы реагирования на аварии, несчастные случаи и выявленные профессиональные заболевания;
  • порядок управления документами СУОТ.

Чтобы разработанный документ вступил в силу, руководитель издает приказ об утверждении положения о системе управления охраной, в котором назначает лиц, ответственных за его выполнение.

Что систематизируем

Управление охраной труда, как и любой управленческий процесс, предусматривает постановку целей и задач, определение обязанностей участников — от руководителя до рядового работника, определение инструментов для достижения поставленных целей, установление систем отчетности, ответственности и документооборота, а также корректировку поставленных целей. В положении о СУОТ необходимо определить задачи и обязанности практически всех работников во взаимосвязи с их функциональными обязанностями.

Например, в обязанности главного бухгалтера и финансиста включить планирование и учет расходов на соответствующие мероприятия. Службе по работе с персоналом необходимо направлять работников на предварительные медосмотры, участвовать в разработке поименных списков на прохождение периодических медосмотров, принимать кадровые решения при выявлении противопоказаний по результатам данных медосмотров, организовывать обучение и повышение квалификации сотрудников по охране труда. Юридической службе — участвовать в работе с жалобами по вопросам промышленной безопасности, разработке договоров с учетом требований законодательства. Таким образом и формируется единая система охраны труда. Ключевым элементом системы является служба охраны труда, которая координирует деятельность всей организации в этих вопросах, осуществляет контроль за соблюдением требований безопасности, оказывает методическую помощь сотрудникам.

Есть ли плюсы для работодателя

Наличие положения о системе управления ОТ не только спасет от штрафов, но и позволит выявить слабые места и оптимизировать затраты, как материальные, так и временные. Поэтому, в конечном итоге, грамотно выстроенная и отлаженная СУОТ необходима для создания эффективного менеджмента охраны труда в организации, снижения риска несчастных случаев и аварий на производстве и уменьшения связанных с этим затрат предприятия.

Типовое положение о системе управления охраной труда

Высокий уровень травматизма, аварии, другие факторы привели к необходимости создания системы сохранения жизни, здоровья сотрудников, регулируемой законодательством, с точки зрения гигиены, профилактики заболеваний, безопасности, реабилитационных мероприятий. Эта система называется охрана труда (ОТ).

Что такое Типовое положение о СУОТ

Система управления охраной труда (СУОТ) обязана функционировать у юридического лица любой организационно-правовой формы, на отраслевом предприятии. Координирует работу службы Положение о СУОТ. Структура, правила, распоряжения по ОТ данного локального акта разрабатываются по аналогии с типовым Положением о системе управления охраной труда, утвержденным приказом 438 Н Минтруда РФ.

Нормативно-правовой акт разработан для создания новой или корректировки существующей СОУТ Министерством труда и социальной защиты. Типовое положение (ТП) служит инструкцией, как в школе, для усовершенствования документации по ОТ компаний.

Важно! Действующее Положение о СУОТ достаточно доработать по аналогии с разделами типового положения, новое создавать не требуется.

Официальный документ удовлетворяет всем потребностям работодателя:

  • он подходит каждому юридическому лицу для адаптации в любой сфере деятельности;
  • содержит исчерпывающую информацию по всей системе ОТ;
  • все требования по основным проблемам и вопросам сформулированы достаточно лаконично и понятно.
Читайте также:  Какой срок действия удостоверения о повышении квалификации, свидетельства о повышении квалификации, диплома о повышении…

Где его взять

Типовое положение о системе управления охраной труда доступно в открытых источниках, на интернет-сервисах.

Как воспользоваться поисковым запросом

На официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ размещен полный формат рассматриваемого акта. Для этого достаточно зайти на сайт rosmintrud.ru, выбрать вкладку «Документы», в поисковой строке ввести данные «Приказ Минтруда 438 Н».

В Российской Федерации законотворческие и правоустанавливающие акты опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации. При использовании строки «Поиск» система выдает подходящий по запросу список документов. Приказ 438 Н откроется в отдельном диалоговом окне. В верхней части отображены кнопки, упрощающие работу с текстом. Здесь есть дополнительные сведения о законодательном акте, можно распечатать страницы, перевести в текстовый редактор для удобства дальнейшего использования, найти требуемый фрагмент.

Другие варианты — применение информационно-правовых порталов Гарант.ру или КонсультантПлюс. На них есть возможность скачать приказ 438Н целиком. Для обнаружения данных необходимо воспользоваться меню электронного сервиса или поисковым запросом.

Обратите внимания! Скопировать документ с приказом Минтруда 438Н на сайтах rosmintrud.ru, официальном интернет-портале правовой информации Гарнт.ру и КонсультантПлюс возможно, минуя принудительную регистрацию и оплату.

Структура и содержание Типового положения о СУОТ

ТП, утвержденное приказом Минтруда 438, содержит 10 основных разделов.

Структура ТП, которую должен утверждать руководитель

Более подробно про содержание разделов:

  1. Созданный контролирующий орган должен функционировать, соблюдая ряд требований: совместимость со всеми элементами управления; единство с устройством компании. Необязательно адаптировать положение самим, можно привлечь на помощь сторонних исполнителей.
  2. Направления в области политики ОТ должны быть сформулированы с учетом необходимости безопасности условий труда для всех работников компании.
  3. Целевая политика формируется, исходя из возможностей достижения конкретного результата.
  4. Регламентируется распределение должностных и функциональных обязанностей в системе ОТ.
  5. Определяет комплекс мероприятий в области охраны труда, необходимых для достижения намеченных целей.
  6. С учетом текущего состояния СУОТ, результатов по комплексным мероприятиям, возможных сроков реализации составляется план ОТ. Здесь же указываются исполнители проектов и допустимые источники финансирования.
  7. Функционирование системы ОТ должно контролироваться. Мониторинг разрабатывается на основе внутренних мероприятий и с учетом работы надзорных органов.
  8. Планирование улучшения СУОТ осуществляется с учетом оценки: контроля работы и реализации мероприятий; сторонними организациями системы ОТ; проведенных результатов выяснения причин возникновения нестандартных ситуаций.
  9. В данной части документа устанавливается потенциально возможное проявление ЧП и ЧС, порядок действий при возникновении. Здесь же разрабатывается план расследования подобных происшествий.
  10. В заключении обязательно прописывается перечень всей документации по данной линии и круг лиц, ответственных за разработку и реализацию проектов СОУТ.

Действия при несчастном случае

Как адаптировать его под свое предприятие или организацию

Положение о СУОТ проектируется на основе «Типового положения о системе управления охраной труда», утвержденного Приказом Минтруда 438Н.

Обратите внимание! Разрабатывать положение о СУОТ требуется, исходя из специфики деятельности предприятия.

Основные нюансы, которые в обязательном порядке должны быть отражены в документе (структура должна соответствовать п. 8 ТП):

  • указать документы, послужившие основанием разработки Положения, территорию его действия, область распространения;
  • грамотно прописать перечень взятых на себя обязательств по ОТ, так как их выполнение подлежит контролю соответствующих надзорных органов;
  • сформировать цели по каждой конкретной сфере деятельности с учетом временных рамок и обязательно количественных и качественных показателей измерения;
  • исходя из организационной структуры, определить ступени функционирования СУОТ и исполнителей, ответственных на каждом уровне;
  • разработать комплекс мер, направленных на достижение намеченных целей. Они должны захватывать все виды работ, осуществляемые юридическим лицом;
  • составить план ОТ с назначением разработчиков проекта и исполнителей мероприятий;
  • указать возможные варианты осуществления мониторинга ОТ (контроль состояния рабочих мест, анализ аварий и несчастных случаев). Данную систему формируют с учетом системы управления компании;
  • рассмотреть предполагаемые стратегии усовершенствования системы СУОТ, исходя из оценки результатов контроля;
  • отразить действия сотрудников в непредвиденных ситуациях;
  • перечислить все имеющиеся локальные акты по ОТ, журналы.

Образец документа

ТП о СУОТ является приложением к приказу Министерства труда и социальной защиты «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» от 19.08.2016 г. № 438Н. Образец документа доступен в Интернете.

Как выглядит официальный документ

ТП о системе управления охраной труда является инструкцией для организаций при разработке собственной соответствующей локальной документации. Образец расположен в общем доступе на официальном сайте Минтруда. Адаптировать его необходимо с учетом специфики деятельности компании, прописав цели, политику, ответственных лиц, систему управления и контроля, документацию и способы улучшения СОУТ.

Разрабатываем положение о системе управления охраной труда (СУОТ)

Что это такое

Система управления охраной труда на предприятии (СУОТ, не путать с СОУТ — специальной оценкой условий труда) — это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя, а также процедуры по достижению этих целей. СУОТ представляет собой совокупность действий и документов, которые охватывают все вопросы безопасного производства работ на предприятии, в том числе должностные и функциональные обязанности всех сотрудников, руководителей и специалистов.

Зачем это нужно

СУОТ — не просто бюрократическая система, охрана труда — это способ реального сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

СУОТ нужна для снижения или исключения риска несчастных случаев и аварий, приводящих к серьезным последствиям для работников и предприятия в целом. Она позволяет:

  • контролировать опасные производственные факторы;
  • управлять производственными рисками;
  • предотвращать инциденты, аварии, нештатные ситуации;
  • минимизировать ущерб предприятия от неправильной работы;
  • создать эффективную систему менеджмента.

Как построить систему

Каждый работодатель обязан внедрить СУОТ и поддерживать ее функционирование. Минтруд РФ 19.08.2016 утвердил Приказ № 438н, в котором представлен образец положения о системе управления охраной труда.

Скачать положение о системе управления охраной труда

Такое типовое положение о системе управления охраной труда дает работодателям общее представление о структуре и основных положениях о СУОТ. Уже используя действующие нормативные документы, утвержденные стандарты безопасности в сфере ОТ, утвержденный чиновниками образец положения о СУОТ в организации (2019) и существующие реалии конкретного производства, работодатели разрабатывают собственный полноценный документ. Это можно сделать самостоятельно или с привлечением сторонних специалистов.

Положение по СУОТ для бюджетного учреждения или коммерческого предприятия должно получиться объемным, поскольку в него обязательно включают следующие пункты:

  • политика и цели в области ОТ;
  • обеспечение функционирования СУОТ и распределение обязанностей между должностными лицами;
  • описание процедур, направленных на достижение поставленных целей, включая подготовку и информирование работников, обеспечение их СИЗ, проведение медосмотров и спецоценки условий труда, управление профессиональными рисками;
  • контроль за выполнением процедур и функционированием СУОТ в целом;
  • мероприятия по улучшению функционирования СУОТ (соответствующий план регулярно обновляется, поэтому его проще не включать в положение о системе управления охраной труда (2019), а делать в виде приложения);
  • способы реагирования на аварии, несчастные случаи и выявленные профессиональные заболевания;
  • порядок управления документами СУОТ.

Чтобы разработанный документ вступил в силу, руководитель издает приказ об утверждении положения о системе управления охраной, в котором назначает лиц, ответственных за его выполнение.

Что систематизируем

Управление охраной труда, как и любой управленческий процесс, предусматривает постановку целей и задач, определение обязанностей участников — от руководителя до рядового работника, определение инструментов для достижения поставленных целей, установление систем отчетности, ответственности и документооборота, а также корректировку поставленных целей. В положении о СУОТ необходимо определить задачи и обязанности практически всех работников во взаимосвязи с их функциональными обязанностями.

Например, в обязанности главного бухгалтера и финансиста включить планирование и учет расходов на соответствующие мероприятия. Службе по работе с персоналом необходимо направлять работников на предварительные медосмотры, участвовать в разработке поименных списков на прохождение периодических медосмотров, принимать кадровые решения при выявлении противопоказаний по результатам данных медосмотров, организовывать обучение и повышение квалификации сотрудников по охране труда. Юридической службе — участвовать в работе с жалобами по вопросам промышленной безопасности, разработке договоров с учетом требований законодательства. Таким образом и формируется единая система охраны труда. Ключевым элементом системы является служба охраны труда, которая координирует деятельность всей организации в этих вопросах, осуществляет контроль за соблюдением требований безопасности, оказывает методическую помощь сотрудникам.

Есть ли плюсы для работодателя

Наличие положения о системе управления ОТ не только спасет от штрафов, но и позволит выявить слабые места и оптимизировать затраты, как материальные, так и временные. Поэтому, в конечном итоге, грамотно выстроенная и отлаженная СУОТ необходима для создания эффективного менеджмента охраны труда в организации, снижения риска несчастных случаев и аварий на производстве и уменьшения связанных с этим затрат предприятия.

Ссылка на основную публикацию