Предоставление персонала: как осуществлять после запрета заемного труда - Komsindrom.ru

Предоставление персонала: как осуществлять после запрета заемного труда

Содержание

Запрет заемного труда – последствия для бизнеса

Общая информация

В начале нового года, а именно 1 января 2016 года, вступает в силу так называемый закон «О запрете заемного труда» (далее – Закон), который вводит существенные ограничения на привлечение и использование «заемного персонала».

Что же такое «заемный персонал» или «заемный труд»? Если руководствоваться понятием как его определяет Закон и, соответственно, Трудовой Кодекс, то он представляет собой труд, осуществляемый физическим лицом (работником) по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны (компании или физического лица), которая не является работодателем такого работника. Иными словами, в сфере бизнеса, «заемный труд» это конструкция, при которой одна компания временно использует человеческие ресурсы другой компании на основании соответствующего договора и за определенную плату.

Что закон разрешает, что закон запрещает?

По сути, с 1 января «заемный труд» будет полностью запрещен, за исключением всего лишь нескольких ситуаций, когда персонал предоставляется кадровым агентством, а также между компаниями одной группы лиц.

Эти ограничения влекут за собой большие изменения в привычный уклад бизнеса, ведь использование «заемного персонала» уже стало для компаний привычным явлением. Этот момент сейчас сильно волнует как коммерческие организации, так и кадровые агентства, что заставляет их в приоритетном порядке обдумывать и решать, какие практические последствия могут наступить, что делать после 1 января, какие действия необходимо предпринять, каким образом в дальнейшем привлекать «заемный персонал» и как перестроить существующую систему взаимоотношений.

Стоит отметить, что конструкция «заемного труда» уже долгие годы активно и успешно используется по всему миру и, по всей видимости, не потеряет ни спроса, ни популярности в ближайшем будущем. При такой тенденции запрет на использование «заемного персонала» в России вызывает, в особенности у иностранных компаний, определенную растерянность и некоторое недоумение. Для сравнения, в европейских странах эта система взаимоотношений урегулирована на законодательном уровне, прекрасно себя зарекомендовала на практике и является выгодной как для компаний, так и для работников.

Одним из главных вопросов, который сейчас стоит как перед бизнесом, так и перед юридическим сообществом – в каких конкретных случаях и при каких обстоятельствах использование «заемного персонала» будет, все-таки, допустимо и законно?

Несмотря на то, что до вступления новых правил в силу остаются считанные дни, многие аспекты регулирования деятельности, связанной с предоставлением персонала, до сих пор остаются под вопросом и требуют уточнения либо в законе, либо, как минимум, в официальных разъяснениях со стороны государственных органов.

Так, на данный момент Закон позволяет в полной мере осуществлять деятельность по предоставлению персонала только частным агентствам занятости.

Предоставление персонала частными агентствами занятости допускается исключительно при направлении работников к:

  • физическому лицу в целях личного обслуживания, оказания помощи по ведению домашнего хозяйства;
  • индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу для временного исполнения обязанностей отсутствующих работников, за которыми сохраняется место работы (например, для замещения работницы, находящейся в декрете или работника, находящегося в длительном неоплачиваемом отпуске);
  • индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу для проведения работ, связанных с заведомо временным (до девяти месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг;
  • в целях временного трудоустройства ищущих временную работу отдельных категорий лиц (например, лиц, обучающихся по очной форме обучения, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и т.п.).

Как можно заметить, возможность работодателей использовать «заемный персонал» через частные агентства занятости, по сути, ограничена всего лишь тремя случаями, да и последний пункт представляется весьма спорным для применения в привычном деловом обороте. Иными словами, даже сотрудничая с аккредитованными агентствами, бизнес не сможет в полной мере обеспечить свою потребность в «заемных работниках», как это было раньше и как того, все равно, требует и будет требовать деловая обстановка.

Что же касается требований к самим частным агентствам занятости, то ими не могут стать субъекты, применяющие специальные налоговые режимы, у них не должно быть задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей; уставный капитал должен быть не менее 1 миллиона рублей. Дополнительно Закон требует, чтобы руководитель частного агентства занятости имел высшее образование и опыт работы в области трудоустройства не менее 2 лет за последние 3 года, а также не был судим за преступления против личности и в сфере экономике.

Безусловно радует тот факт, что, согласно Закону, помимо частных агентств занятости, предоставление и использование «заемного персонала» возможно между компаниями в рамках одной группы (между аффилированным лицами и сторонами акционерных соглашений, если быть точными). При этом, Закон не устанавливает каких-либо конкретных правил или ограничений в этой связи ни по возможным случаям использования «заемного персонала», ни по сроку его привлечения. Вместе с тем, Закон говорит лишь о том, что отношения в такой ситуации должны регулироваться отдельным специальным законом.

Нам известно, что соответствующий законопроект (о так называемом «секондменте») уже разработан и его текст доступен в открытых источниках. Тем не менее, данный законопроект еще не внесен на рассмотрение в Государственную Думу, то есть, не достиг даже самого первого этапа всех необходимых согласований. При этом, в текущей редакции законопроект выглядит, безусловно, таким, каким его хочет видеть бизнес – без каких-либо ограничений или специальных условий.

Например, как следует из самого Закона, так и из вышеуказанного законопроекта, направлять работников в рамках группы компаний могут, в том числе, иностранные юридические лица (сравните с предоставлением персонала кадровыми агентствами – получить аккредитацию может только юридические лицо, зарегистрированное в России, исключений нет даже для филиалов или представительств иностранных компаний). Что касается обмена «заемным персоналом» между российскими компаниями в рамках одной группы – тут более или менее все понятно. Но неясным остается вопрос – что делать, если иностранная компания направляет в свое российское дочернее предприятие иностранного специалиста?

Инновационного решения или волшебного ответа, пока, на этот вопрос нет ни на уровне Закона, ни законопроекта, ни официальных разъяснений (что, в принципе, логично, поскольку, формально, ни одна из указанных норм пока не действует). Таким образом, на данный момент все придерживаются позиции, что в этом случае, для целей соблюдения применимого российского миграционного законодательства, все равно придется заключать прямой трудовой договор между иностранным специалистом и принимающей его российской компанией, а последней, дополнительно, организовывать получение разрешительных документов для трудоустройства такого специалиста. И это, к сожалению, несмотря на то, что сама идея «заемного труда» и «секондмента» (что, кстати, непосредственно закреплено в Законе и, соответственно, в Трудовом Кодексе) прямо и недвусмысленно исключает возможность возникновения прямых трудовых отношений между «заемным работником» и принимающей стороной, а также необходимость заключения соответствующего прямого трудового договора.

Возможные пути решения или как бизнес готовится к вступлению закона в силу?

В связи с тем, что новые правила в целом, и Закон в частности, сформулированы и структурированы таким образом, что до сих пор имеется большое количество «неотвеченных вопросов», на данный момент существует значительная неопределенность в дальнейших возможных действиях как со стороны работодателей, так и агентств. Но, вместе с тем, даже в такой ситуации, для того, чтобы продолжить свою эффективную работу после новогодних праздников, особенно в этот непростой период, компании вместе с агентствами пытаются найти альтернативные и возможные пути ее разрешения с тем, чтобы привлечение «заемного персонала» извне было законно и максимально безрисково.

В настоящее время компании вместе с агентствами стараются уходить от договоров, предметом которых является именно предоставление персонала (а, порой, и конкретных работников) и использовать договоры на оказание различных услуг. Агентства называют такую схему «аутсорсингом бизнес-функции» или «аутсорсингом бизнес-процессов», что, с юридической точки зрения, по сути, одно и тоже, независимо от названия. Что касается документации, это оформляется довольно обычным гражданско-правовым договором на оказание услуг, предметом которого может являться, например, оказание бухгалтерских услуг, услуг по кадровому делопроизводству, услуг по поддержке ресепшн, юридических услуг и пр. Стоит отметить, что, как правило, на аутсорсинг компании выносят, в основном, свои непрофильные функции, доверяя эти направления независимым профессионалам, несущим в этой области определенную ответственность перед клиентом. Это позволяет сконцентрироваться на своей основной, «зарабатывающей» деятельности.

Последнее время мы довольно часто сталкиваемся с таким вопросом от разных компаний: «Можем ли мы внести изменения только на бумаге, без перестроения фактических отношений с «арендованным персоналом»? То есть мы, как компания, будем продолжать сами управлять привлеченным персоналом, напрямую давать задания, сами отслеживать их выполнение и качество работы, а также делать замечания если что-то сделано не качественно»?

Дело в том, что, по нашему мнению, просто поменять название договора без перестроения и реорганизации фактических отношений компания-агентство-персонал, является довольно рискованным. Мы понимаем, что в данной ситуации, на одной чаше весов, находится привычное удобство, уже отлаженные бизнес процессы и схемы коммуникации. Но, при этом, мы также осознаем, что на другой чаше весов находится правовое спокойствие фирмы, то есть отсутствие правовых рисков, связанных с наложением штрафов на компанию и ее руководителя за каждого неправильно привлеченного работника, возможной дисквалификацией руководителя в случае, если нарушение будет выявлено повторно, а также, что самое опасное, признанием прямых трудовых отношений между компанией и непосредственно привлеченным персоналом, особенно если его количество представляется внушительным.

Пока мнение бизнеса на этот счет условно разделилось на «два лагеря». Одна группа работодателей в целях обеспечить соответствие требованиям нового Закона готова и полным ходом занимается перестроением как договорных, так и фактических отношений с «заемным персоналом» и кадровым агентством. Другая группа работодателей пока ограничивается лишь перезаключением договора со сменой названия – из аутстаффинга в аутсорсинг. Как ни странно, существует и третья группа работодателей, которая пока выбрала для себя «режим ожидания», то есть сейчас они не предпринимают каких-либо действий и ожидают первого опыта применения нового закона с тем, чтобы окончательно для себя определиться с дальнейшими шагами. К счастью, таких компаний очень мало.

Действительно, стоит отметить, что, формально, договор на оказание услуг (аутсорсинг) не подпадает под те ограничения, которые устанавливает новый Закон. Как на такие изобретения работодателей будут реагировать контролирующие органы и где именно будет окончательно проведена та тонкая грань между законным оказанием услуг и недозволительным использованием «заемного персонала», станет известно лишь с вступлением Закона в силу и появлением первой судебной и административной практики, которую, основываясь на опыте прошлых лет, стоит ожидать не ранее, чем через 6 – 8 месяцев после начала действия Закона. В настоящий момент бизнесу приходится ориентироваться и руководствоваться лишь общим смыслом Закона, собственным здравым смыслом и практикой, сложившейся ранее по схожим ситуациям, а также надеяться на скорое появление разъяснений или инструкций от государственных органов по актуальным вопросам.

Читайте также:  Что надо знать про повышение квалификации педагогических работников

P.S. В качестве отдельного заключительного комментария хотелось бы отметить, что, по информации, полученной из различных источников, ходят слухи о том, что вступление в силу этого закона будут переносить. При этом, по разным версиям это совершенно разный срок. Кто-то утверждает, что вступление будет отложено на 4 месяца, по другим данным это будет 6 месяцев, а по третьим – 3 года. Вместе с тем, на момент написания настоящего материала, пока, не существует каких-либо официальных предпосылок к переносу даты вступления, поэтому, пока, бизнес готовиться именно к 1 января 2016 года.

Надежда Илюшина, руководитель практики трудового права Goltsblat BLP

Что говорит закон о запрете заемного труда

Регулирование заемного труда

Заемный труд ТК РФ регулирует в ст. 56.1 . Согласно этому законодательному акту, заемным признается труд, который сотрудник выполняет по распоряжению (приказу) работодателя в интересах другого лица и под его управлением (контролем).

В соответствии с этим, выделяются два признака заемного труда:

  1. Профессиональная деятельность выполняется по распоряжению работодателя.
  2. Профессиональная деятельность выполняется под управлением (контролем) и в интересах сторонней организации.

Так называемый ФЗ 116 о заемном труде, или закон о заемном труде 2016 года, вступил в силу 01.01.2016 и ввел дополнительно следующие положения:

  • временную передачу своих кадров другим лицам на договорной основе, то есть фактически – изменение работодателя;
  • отсутствие налоговых и иных долгов перед бюджетной системой Российской Федерации, наличие уставного капитала (минимум 1 000 000 руб.) — как критерии аккредитации частных агентств занятости;
  • процедуру предоставления рабочих кадров (ст. 18.1 закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1);
  • порядок аккредитации частных агентств занятости для передачи персонала (утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 № 1165), который содержит режим ее приостановления либо отзыва и правила ведения реестра аккредитованных агентств.

Федеральный закон говорит о том, что человек не может быть объектом аренды. Следовательно, работодатель не имеет права направлять его на какое-то время в другую организацию для выполнения работ.

Споры и риски при нарушении компанией запрета на заемный труд

Организация, которая проигнорировала запрещение заемного труда, сталкивается со следующими спорами и рисками:

  • по штрафам (часть 1 статьи 5.27 КоАП — 30 000–50 000 руб., повторное такое же нарушение — 50 000–70 000 руб.);
  • по привлечению к ответственности при нарушении требований охраны труда. Например, отсутствие специальной оценки рабочих мест, инструктажей по охране труда порождает административную ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ (Решение ВС Республики Карелия от 03.10.2016 по делу № 21-425/2016);
  • по страховым взносам с налоговиками и фондами. Риски затрагивают доначисление страховых взносов и переквалификацию договора в трудовой (Постановление АС Уральского округа от 16.12.2016 по делу № А60-7457/2016);
  • по налоговым доначислениям — при замене договора обязанность по уплате налогов остается прежней (Решение АС Забайкальского края от 11.05.2017 по делу № А78-13781/2016);
  • по взысканию служащими задолженности по зарплате. Трудящемуся, который подал в суд, чтобы взыскать задолженность по зарплате за труд с лица, на которое фактически работал (при отсутствии с ним трудового договора), могут отказать, потому что заемный труд запрещен (Решение Калининского р/с г. Тюмени (Тюменская область) от 07.12.2016 по делу № 2-6148/2016).

Что такое аутстаффинг

Аутстаффинг как альтернатива запрещенной деятельности — это возможность временной (на базе договора о предоставлении работы персонала) эксплуатации сотрудников одного предприятия (с их согласия) другим лицом в своих интересах под контролем и управлением. Особенности данного процесса установлены главой 53.1 ТК.

Аутстаффингом занимаются частные агентства занятости, которые, согласно Закону РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ст. 18.1), вправе оказывать такие услуги, т. е. прошли соответствующую аккредитацию согласно Постановлению Правительства РФ от 29.10.2015 № 1165 при учете мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В ее состав входят представители:

  • общероссийских объединений работодателей;
  • общероссийских объединений профсоюзов;
  • Правительства РФ.

Заказчик аутстаффинга (люди или организации) не вступает в какие-либо правоотношения с работниками, которые формально числятся в штате своего работодателя, но фактически работают на других лиц.

Наемные трудящиеся обязаны выполнить все требования и работы, определенные в договоре.

Таким образом закон о запрете наемного труда не будет нарушен.

Плюсы для работодателя

У аутстаффинга просматриваются следующие положительные стороны:

  • избавление от кадровых рисков (уменьшение собственного штата кадровиков и бухгалтеров), поскольку ведение кадрового учета и оформление трудовых отношений перекладывается на стороннюю компанию (аутстаффера);
  • возможность нарастить число собственных сотрудников с сохранением УСН;
  • замена нанятого сотрудника при необходимости;
  • экономия на оплате штрафов, сокращение зарплатных ведомостей персонала и налоговой нагрузки и перевод их в разряд официальных расходов, которые отражаются в цифровой книге покупок и продаж;
  • снижение производственных затрат в целом благодаря указанным выше факторам.

Минусы для работодателя

Аутстаффинг обладает несколькими отрицательными моментами:

  • потенциальная недобросовестность поставщика соответствующих услуг (их оказание без государственной аккредитации в нужном качестве или предоставление не в полной мере либо с нарушением своих обязанностей);
  • подчинение персонала другой организации, которая в настоящее время будет являться его работодателем;
  • возможное пренебрежение таких работников своими функциями, халатное отношение к труду;
  • вероятное отсутствие лояльности к месту фактической работы.

Особое мнение

Как и во всем мире, российский бизнес стремится к минимизации затрат, что непосредственно влияет на его конкурентоспособность. Однако во всем цивилизованном мире аутстаффинг не рассматривается налоговиками как безусловный уход от налоговой нагрузки и ответственности за персонал.

Закон о заемном труде фактически отменил аутстаффинг персонала в России. Теперь вы не можете без веских на то оснований передать профильной организации огромный процесс, связанный с оформлением сотрудников в свой штат (штат вашего подрядчика) и ведением бухгалтерии. Теперь заемным трудом можно воспользоваться только в случае ярко выраженной сезонности вашего бизнеса и сроком не более чем на девять месяцев. К сожалению, новый регламент создал препятствия как раз законопослушным компаниям и всему среднему бизнесу.

К примеру, частные агентства занятости (ЧАЗ) вынуждены сокращать персонал после окончания каждого договора с заказчиком и эти риски вкладывать в стоимость услуг. Средний и малый бизнес до выхода закона были готовы заключать договоры с заказчиками на объемы, которые требовали от них существенного увеличения штата, а значит, совмещать период количественного и качественного роста. Те компании, которым не приемлемо было передавать часть работ сторонним субподрядчикам, с помощью услуг аутстаффинга могли добиваться золотого баланса, когда объем работ был равен количеству персонала на объекте. А также выполнять работы под контролем своих технологов и мастеров, сохраняя качество выпускаемой продукции.

Получается очень странная ситуация: с одной стороны, наше правительство хочет видеть от российского бизнеса импортозамещения и конкурентной борьбы на мировой арене, а с другой стороны, лишает наш бизнес тех инструментов, которыми десятилетия пользуются наши иностранные коллеги. Многим законотворцам до сих пор не понятно, что главный и ожидаемый эффект у бизнеса от услуг аутстаффинга был не в снижении налогооблагаемой базы, а в повышении конкурентоспособности производимых товаров и услуг.

Российскому бизнесу всего 31 год. И его история — это история отчаянной борьбы и невероятной изобретательности. Но уже сегодня у многих крупных российский компаний есть признаки осознанной зрелости. Крупный бизнес начинает думать «за себя и за того парня», взращивая и воспитывая своих подрядчиков, приобщая их к культуре производства, культуре менеджмента и деловых отношений. И среди таких подрядчиков наиболее успешным материалом оказываются профильные ЧАЗ. Чтобы не подписывать договор заемного труда, крупные предприятия начинают переводить вчерашних поставщиков персонала в полноценных производителей работ, выстраивая с ними более сложные отношения с разделением рисков. К такому вызову готовы только созревшие представители ЧАЗ, и эта тенденция отсеивает компании-однодневки, делая их аутсайдерами рынка.

Получается, что мы с вами фактически наблюдаем процесс, когда лидеры отраслей создают вокруг себя инфраструктуру, без которой невозможно их питание, а значит, и рост. Они создают себе подрядчиков, производя селекцию среди компаний и воспитание их в духе своих корпоративных ценностей. Таким образом заполняется вакуум вокруг лидеров, который долгие годы наблюдался в нашей экономике. И опять, по старой русской традиции, мы загоняем себя в самые тяжелые условия, чтобы начать тот самый рывок в экономике, о котором пока только грезят в высших эшелонах власти.

Судебная практика в отношении запрета заемного труда

Запрет заемного труда ввели не так давно. Несмотря на то, что положения о запрете заемного труда были приняты Федеральным законом от 05.05.2014 N 116-ФЗ, реально запрет начал действовать с 2016 года. Каким образом за это время сложилась судебная практика?

Общие положения о запрете заемного труда

Согласно статье 56.1 ТК РФ заемный труд запрещен.
Заемный труд — труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника.

Осуществлять деятельность по предоставлению труда работников вправе:

  1. Частные агентства занятости — юридические лица, зарегистрированные на территории РФ и прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности, проводимую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
  2. Другие юридические лица, в том числе иностранные юридические лица и их аффилированные лица (за исключением физических лиц), на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законом, в случаях, если работники с их согласия направляются временно к юридическому лицу, являющемуся:
    • аффилированным лицом по отношению к направляющей стороне;
    • акционерным обществом, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого акционерного общества;
    • стороной акционерного соглашения с направляющей стороной.

Такие агентства должны иметь аккредитацию и входить в специальный реестр.

Какие споры могут возникать, если все-таки компания нарушила запрет на заемный труд, и какие могут быть риски?

Риски споров с фондами в отношении страховых взносов

В 2016 году у компаний возникали судебные риски в отношении уплаты страховых взносов, с 2017 года аналогичные риски могут возникнуть с налоговым органом. Так, риски возникают в части переквалификации договора в трудовой и доначисления страховых взносов.

В качестве примера можно привести Постановление АС Уральского округа от 16 декабря 2016 г. по делу № А60-7457/2016. Суд согласился с переквалификацией договора в трудовой договор с работником. Правоотношения сторон в рамках спорных договоров возмездного оказания услуг по своей правовой природе являются трудовыми, в связи с чем вознаграждения, выплаченные по таким договорам подлежат включению в базу для начисления страховых взносов на обязательное страхование, доначисление обществу страховых взносов, пеней и штрафа в связи с переквалификацией заключенных с физическими лицами гражданско- правовых договоров на трудовые является правомерным. Доводы общества, касающиеся нарушения норм трудового законодательства в части запрета на заемный труд, основываются на неверном толковании положений ст. 56.1 Трудового кодекса Российской Федерации, наличие характеризующих признаков заемного труда материалами рассматриваемого дела не подтверждено.
Таким образом, компании были доначислены страховые взносы.

Но есть и противоположная судебная практика. Подобный спор рассматривался в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2016 N 11АП-11403/2016 по делу N А49-14869/2015. С 01.01.2016 вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 N 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон от 05.05.2014 N 116-ФЗ), который запретил заемный труд, а также установил особенности регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам и юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала). Этот же закон установил, что осуществлять деятельность по предоставлению персонала вправе частные агентства занятости, а также другие юридические лица при направлении временных работников к лицу, являющемуся аффилированным для направляющей организации, или если между сторонами заключено акционерное соглашение. Судом верно отмечено в решении, что данный договор действительно имеет отдельные признаки аутстаффинга, однако это не свидетельствует о его мнимом или притворном характере и незаконности в проверяемом периоде. Кроме того, в данном договоре о взаимопомощи стороны договорились о распределении всех расходов, которые возникнут в ходе его исполнения. Доказательств того, что стороны не соблюдали данное соглашение, а также «двойного» возмещения командировочных расходов работникам, ответчиком в суд не представлено. Следовательно, двойное обложение страховыми взносами не правомерно.

Читайте также:  Какой во Владивостоке районный коэффициент и северная надбавка?

Риски компании в отношении доначисления налогов

Замена одного договора на другой не влечет замену обязанности по уплате налогов, в частности, по уплате НДС. Так, договор лизинга персонала не предусматривает освобождения от НДС (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2016 N 04АП-6162/2016 по делу N А78-10704/2016).
Заемный труд влечет не только риски в части трудового права, но и налоговые риски.

В рассматриваемом споре суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, содержание договоров и обстоятельства их фактического исполнения, пришел к правильному выводу, что договоры по предоставлению персонала являются по существу договорами возмездного оказания услуг, поскольку представляют собой услугу по подбору и предоставлению на определенное время персонала для выполнения им обусловленной в соглашении деятельности (выполнение работы или оказание услуги) в пользу заказчика, при которой для оформления отношений между услугодателем и услугополучателем используется гражданско-правовая конструкция договора возмездного оказания услуг. Предметы заключенных договоров также соответствуют понятию заемного труда, запрещенного по общему правилу с 01.01.2016, то есть, труда, осуществляемого работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника (статья 56.1 Трудового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 116-ФЗ). В силу статьи 781 Гражданского кодекса РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Цена договора в этом случае становится определенной только после оказания всего объема услуг. В силу пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Спорные суммы входили в цену (в понятии налогового законодательства — стоимость) оказанных услуг, следовательно, вознаграждение и суммы, перечисленные в счет возмещения затрат, понесенных исполнителем для оказания услуг (то есть затрат, необходимых для осуществления обществом деятельности, направленной на получение дохода от оказания услуг), облагаются налогом на добавленную стоимость.

Аналогичный вывод сделан в решении АС Читинской области от 12.10.2016 по делу А78-10704/2016. Предметы заключенных договоров также соответствуют понятию заемного труда, запрещенного по общему правилу с 01.01.2016, то есть труда, осуществляемого работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника (статья 56.1 Трудового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 116-ФЗ). Согласно ст. 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. В силу пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Таким образом, подобные договоры подразумевают реализацию и предполагают начисление НДС.

Риски привлечения к ответственности за несоблюдение требований охраны труда

Еще одной распространенной ситуацией является случай несоблюдения требований охраны труда в отношении привлекаемых сотрудников других компаний. Такая практика, в частности, существует в отношении строительных компаний, клиринговых компаний. Наиболее частыми нарушениями являются непроведение инструктажей по охране труда и специальной оценки рабочих мест.

В настоящее время при несоблюдении требований в отношении охраны труда, работодатель может быть привлечен к ответственности по статье 5.27 КоАП РФ.
В качестве примера из судебной практики возможно привести решение Верховного суда Республики Карелия от 03.10.2016 по делу № 21-425/2016. Законом установлены необходимые условия, касающиеся получения права на предоставление труда работников лицу, на являющемуся для них работодателем, оформления с ними соответствующих трудовых отношений, обеспечивающих соблюдение трудовых прав, а также оформления договора о предоставлении труда работников. Учитывая установленные обстоятельства настоящего дела, следует признать использование ООО «ТД Интерторг» заемного труда, что при наличии прочих обязательных условий действия юридического лица и его должностных лиц образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Риски работников в части невозможности взыскания задолженности по заработной плате

Частой практикой работы лиц с невысокой квалификацией является проблема работы на одно лицо, например, юридическое лицо, с выплатами заработной платы от имени другого лица, например, индивидуального предпринимателя. Подавая в суд о взыскании задолженности с лица, которое являлось фактически работодателем, но с которым трудовой договор не был оформлен, возможно, но суд может отказать в данных требованиях на том основании, что заемный труд в России находится под запретом. В качестве примера возможно привести решение Калининского р/с г. Тюмени (Тюменская область) от 07.12.2016 по делу № 2-6148/2016. Суд руководствовался буквальным толкованием Трудового кодекса. Согласно ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора. В соответствии со ст. 60 Трудового Кодекса РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Статья 56.1 Трудового Кодекса РФ запрещает заемный труд. Истец, ссылаясь на то, что выполняла работу, не предусмотренную трудовым договором, под управлением и контролем ИП, тем не менее не обращалась с жалобами на нарушение ее трудовых прав в прокуратуру, суд или государственную инспекцию труда. Кроме того, истец не заявила требование об установлении факта трудовых отношений между нею и ИП.
Таким образом, суд не подтвердил трудовые отношения и отказал во взыскании заработной платы.

Использование заемного труда при наличии запрета на такой труд влечет негативные последствия как для компаний, так и для работников. Негативная практика показывает, как высоки риски для тех, кто продолжает по привычке использовать заемный труд.

Предоставление труда работников: аренда персонала в обход запрета

1 января 2016 года вступили в силу положения нашумевшего Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающие запрет заемного труда, который довольно активно использовался работодателями в последние годы. Законодатель не исключил возможность использования «чужих работников» как таковую, заменив ее на «предоставление труда работников (персонала) по договору».

Труд по договору

Основным отличием новой формулы является временный характер и обязательное согласие работника. Однако сущность правоотношений осталась прежней – персонал предоставляется стороннему лицу, под контролем и в интересах которого осуществляется трудовая функция. Такой труд соответствует признакам, установленным статьей 56.1 Трудового кодекса РФ. Поэтому имеет смысл говорить не о запрете заемного труда, а об ограничении его субъектного состава и об установлении жестких рамок его регулирования.

Основным субъектом, имеющим право предоставлять труд работников по договору, теперь выступает частное агентство занятости. В соответствии с пп.1 п.3 статьи 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» к таким агентствам относятся юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и прошедшие аккредитацию в установленном правительством порядке. Лица, которые нуждаются в замене временно отсутствующих работников, новых сотрудниках в связи с расширением производства либо персонале для личного обслуживания, должны обращаться именно в частные агентства занятости.

Законодательством установлены повышенные требования к уставному капиталу такого агентства (1 миллион рублей) и к его руководителю (высшее образование, стаж работы в области трудоустройства или содействия занятости населения не менее 2-х лет за последние три года, отсутствие судимости за совершение преступлений против личности или в сфере экономики). Все эти требования сказываются на стоимости услуг частных агентств занятости, что сделает такую форму предоставления персонала менее привлекательной. К тому же, для получения аккредитации необходимо время: по состоянию на 16 февраля 2016 г. в реестр аккредитованных частных агентств занятости, опубликованный на сайте Роструда, внесено только 36 организаций. Конечно, такое количество на данный момент не способно удовлетворить потребность работодателей во временной рабочей силе.

Труд взаймы

Более приемлемым вариантом аренды персонала на данный момент выглядит введенное Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 предоставление труда работников другими юридическими лицами. П. 3 ст. 18.1 Закона РФ N 1032-1 позволяет направлять персонал только следующим заказчикам:

  • аффилированным лицам;
  • акционерным обществам, если направляющее юридическое лицо является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями таких акционерных обществ;
  • лицам, являющимся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной.
  • В связи с отсутствием в настоящее время соответствующих федеральных законов, предоставление персонала такими юридическими лицами практически не регулируется, оставляя компаниям определенные возможности для маневров. Конечно, в договоре между такими компаниями обязательно должно содержаться условие о соблюдении норм трудового права, обязанности принимающей стороны по обеспечению охраны труда, срок, на который предоставляется труд работников. Кроме того, должны соблюдаться ограничения, установленные п. 12 ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1. Привлекаемые сотрудники не могут:

  • заменять участвующих в забастовке работников, отказавшихся от работы по другим законным основаниям;
  • выполнять работы в случае простоя;
  • осуществлять деятельность при проведении процедуры банкротства принимающей стороны;
  • работать при введении принимающей стороной режима неполного рабочего времени в целях сохранения рабочих мест;
  • быть трудоустроены в случае угрозы массового увольнения работников.
  • Тем не менее, для работодателей экономически выгоднее воспользоваться схемой обмена с другими юридическими лицами, чем обращаться в частные агентства занятости. Кроме того, из буквального толкования п. 13 ст. 18.1 Закона следует, что частные агентства занятости не имеют права отправлять работников на места с вредными либо опасными условиями труда, а также предоставлять рабочую силу для выполнения отдельных видов работ на производственных объектах I и II классов опасности. При этом для других юридических лиц такое ограничение не устанавливается, поэтому предоставляя персонал аффилированным лицам и сторонам акционерного соглашения, организации могут действовать в обход установленного п.13 ст. 18.1 запрета.

    Аутсорсинг

    Также у организаций после 1 января 2016 г. остается возможность использовать аутсорсинг, который широко применяется в России не первый год. В законодательстве определение данного явления отсутствует, однако оно встречается в судебной практике. В Постановлении ФАС Поволжского округа от 04.05.2012 по делу N А55-17704/2011 аутсорсинг определяется как договор оказания услуг, во исполнение которого внешняя организация принимает на себя исполнение отдельных функций организации-заказчика, не связанных с основным производством (организация бухгалтерского учета, техническое обслуживание помещений заказчика и т.п.).

    Под запрет Трудового кодекса эта конструкция не попала, поскольку труд работников не осуществляется под руководством и контролем принимающей стороны. Предполагается, что заказчика в этом случае интересует исключительно результат оказываемой услуги, а не сама аренда персонала.

    Тем не менее, чтобы аутсорсинг не рассматривался как заемный труд, важно грамотно составить договор, делая акцент именно на перечень оказываемых услуг. Все передаваемые бизнес-процессы должны быть описаны максимально полно и конкретно, без формулировок, допускающих двоякое понимание сущности услуг. Требования к работникам в такие договоры лучше не включать: любое условие о графике работы, заработной плате или требовании к персоналу может быть расценено как признак договора аутстаффинга, который в связи с вступившими в силу изменениями оказался под запретом. Также необходимо избегать указаний на то, что персонал аутсорсинговой компании будет оказывать услуги на территории заказчика. При соблюдении перечисленных условий работодатели, которые не видят необходимости в принятии в штат работников для выполнения определенной трудовой функции, могут и дальше использовать аутсорсинг без угрозы нарушения норм трудового права.

    Читайте также:  Запись в трудовую книжку по совместительству

    Командировка, как вид заемного труда

    Несколько слов про другую легальную конструкцию, по своей правовой природе схожую с запрещенным заемным трудом, которая, хоть и не является выгодной альтернативой, всё-таки существует и под запрет не попадает. Речь идет о всем известной командировке. Согласно определению, данному командировке в статье 166 ТК РФ, это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. На первый взгляд, здесь нет и намека на заемный труд, но на практике такая поездка зачастую осуществляется именно в другую организацию. И не обязательно в другую местность: контрагент может находиться в том же городе. Если вдуматься, нередки ситуации, когда в организации работник осуществляет свою трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем лица, не являющегося его прямым работодателем.

    В то же время работник соблюдает режим, установленный на территории этой организации, подчиняется указаниям её руководителя. Невыгодной такая конструкция является потому, что командированному работнику возмещаются траты на проезд, питание, наем жилого помещения, иные расходы, произведенные с разрешения работодателя. Но нельзя игнорировать тот факт, что отношения, возникающие при командировке, похожи на заемный труд, и таким способом тоже можно привлекать чужих сотрудников.

    В п. 14 ст. 18.1 Закона РФ N 1032-1 оговаривается, что федеральные нормативные акты могут установить дополнительные ограничения на направление работников по договору. Однако на данный момент они не предусмотрены, что дает возможность компаниям привлекать персонал на условиях, указанных выше. Несомненно, в связи с изменениями в российском законодательстве аренда персонала стала для работодателей более трудной и дорогостоящей процедурой. Но пока отрицательная практика по этому вопросу не сформировалась, компании могут пользоваться имеющимися в законе пробелами в своих интересах.

    Труд работников нельзя занять, но можно взять временно

    С 1 января установлен запрет на заемный труд. Разрешено ли теперь организациям использовать труд сторонних работников? Как изменилось регулирование деятельности частных агентств занятости? На вопросы читателей ответил представитель Роструда.

    Иван Иванович, заемный труд запрещен, но разрешено предоставление персонала. В чем различия между этими понятиями?

    И.И. Шкловец: Определение заемного труда приведено в новой ст. 56.1 ТК. Это когда работник трудится по распоряжению работодателя, но «в интересах, под управлением и контролем» другого физического или юридического лица, не являющегося его работодателем. И заемный труд запрещен. Но разрешено временное направление работников к другим физическим и юридическим лицам по договору о предоставлении труда в строго определенных случаях и при выполнении определенных условий. К примеру, предоставлять труд работников можно лишь на конкретный срок:

    — при временном расширении производства — не более чем на 9 месяцев;

    — при замещении временно отсутствующего основного работника — на период его отсутствия.

    Направлять работников к другому работодателю можно только с согласия этих работников. С ними обязательно заключается дополнительное соглашение к трудовому договору. Срок трудового договора с работником определяется в соответствии с договором о предоставлении персонала.

    Кто может предоставлять труд работников?

    И.И. Шкловец: Деятельность по предоставлению труда работников вправе вести частные агентства занятости, которые пройдут в установленном порядке процедуру аккредитации.

    Кроме того, предоставлять труд работников друг другу могут аффилированные компании, а также участники акционерных соглашений. Однако этот процесс должен регулироваться отдельным федеральным законом. Проект такого закона был подготовлен еще в 2014 г., но он пока обсуждается и проходит согласование.

    Значит, до принятия этого закона предоставлять персонал могут только частные агентства занятости?

    И.И. Шкловец: Прямого запрета заниматься этой деятельностью для организаций, не являющихся такими агентствами, нет. Однако пока специальный закон не принят и не прописаны отдельные правила предоставления труда работников, например, аффилированными компаниями, им для этого придется выполнять все те требования, которые установлены для частных агентств занятости, а это проблематично.

    Подпадают ли под определение заемного труда договоры аутсорсинга и аутстаффинга? Должны ли компании расторгнуть такие договоры?

    И.И. Шкловец: По договору аутсорсинга одна компания предоставляет другой компании услугу по выполнению какого-либо вида работ. Она не передает компании-заказчику управление своими работниками и контроль над ними. Так что договоры аутсорсинга не запрещены.

    А вот аутстаффинг, выведение работников за штат с последующим использованием их труда и лизинг персонала могут полностью или частично подпадать под определение заемного труда. Если у организации есть такие договоры, их надо привести в соответствие с требованием закона или прекратить.

    Каковы обязательные требования к частным агентствам занятости?

    И.И. Шкловец: Для того чтобы частное агентство занятости смогло пройти аккредитацию на право вести деятельность по предоставлению труда работников, необходимы:

    — уставный капитал не менее 1 млн руб.;

    — отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей;

    — высшее образование и стаж работы в области трудоустройства или содействия занятости населения не менее 2 лет за последние 3 года у руководителя агентства;

    — отсутствие у него судимости за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики.

    Могут ли предприниматели оказывать услуги по предоставлению персонала?

    И.И. Шкловец: Нет, такая возможность предоставлена только юридическим лицам. А вот работники могут направляться для работы у любых работодателей, включая предпринимателей.

    Каковы условия и ограничения, введенные для организаций, занимающихся предоставлением персонала?

    И.И. Шкловец: Их можно разделить на две группы. В первой — те, которые необходимо выполнить для того, чтобы получить аккредитацию. Я их уже назвал. Во второй — те, что касаются самой деятельности по предоставлению персонала. Это необходимость заключения с работниками трудовых договоров и дополнительных соглашений к ним. Кроме этого, частные агентства занятости обязаны соблюдать все требования, предусмотренные Трудовым кодексом для работодателей.

    По каким видам работ невозможно предоставление персонала?

    И.И. Шкловец: Нельзя направлять работников:

    — для замены участвующих в забастовке работников;

    — для выполнения работ в случае простоя (временной приостановки принимающей стороной работ);

    — для замены работников, отказавшихся от выполнения работы из-за нарушения требований Трудового кодекса;

    — для выполнения отдельных видов вредных и опасных работ;

    — для работы на таких штатных должностях в принимающей организации, которые необходимы для получения ею лицензии или специального разрешения на ведение определенной деятельности или для членства в саморегулируемой организации.

    Также есть ограничение по профилю работы — запрещено предоставление персонала в качестве членов экипажей судов морского и смешанного (река — море) плавания.

    Частным агентствам занятости, занимающимся предоставлением труда работников, нельзя применять специальные налоговые режимы. С чем связан этот запрет?

    И.И. Шкловец: Такой запрет установлен для предотвращения использования различных схем по оптимизации расходов и уплаты налогов, которые зачастую ведут к нарушению прав работников.

    А каковы вообще гарантии для работников частных агентств занятости?

    И.И. Шкловец: С работниками частных агентств занятости заключаются трудовые договоры.

    Направить их к другому работодателю можно только с их согласия. Каждый раз при направлении работника к новому работодателю заключается дополнительное соглашение.

    Работникам, направляемым к другим работодателям по договорам о предоставлении персонала, гарантируются все права, предоставленные трудовым законодательством.

    Кто контролирует выполнение трудовых обязанностей персоналом по договору о предоставлении труда работников?

    И.И. Шкловец: Агентство занятости обязано контролировать, соблюдает ли принимающая сторона нормы трудового права и соответствует ли фактическое использование труда направленных работников трудовым функциям, определенным их трудовыми договорами. А принимающая сторона не вправе препятствовать агентству занятости в этом.

    Кто должен выплачивать зарплату, включая компенсации, связанные с условиями труда, направленным временно работникам — частное агентство занятости или принимающая сторона?

    И.И. Шкловец: Работодателем таких работников продолжает оставаться частное агентство занятости. Поэтому оно должно выполнять все обязанности, установленные для работодателей, в частности выплачивать своим работникам заработную плату.

    Значит, НДФЛ с зарплаты работников и страховые взносы в фонды тоже должно уплачивать агентство занятости? Тогда по какому тарифу будут уплачиваться взносы в ПФР и «на травматизм», если работа у принимающей стороны является вредной и (или) опасной?

    И.И. Шкловец: Все налоги и взносы во внебюджетные фонды должны исчислять и уплачивать частные агентства занятости как работодатели. Тариф страховых взносов с заработка направленных временно работников определяется исходя из основного вида деятельности принимающей стороны. А скидки и надбавки к этому тарифу устанавливаются с учетом результатов спецоценки условий труда на рабочих местах, где трудятся направленные временно работники.

    Поэтому принимающая сторона должна представлять агентству занятости сведения о своем основном виде экономической деятельности, о результатах спецоценки, а также всю необходимую для определения страхового тарифа, скидок и надбавок к нему информацию.

    Надо ли принимающей стороне для этого проводить внеплановую спецоценку рабочих мест, на которых заняты временные работники?

    И.И. Шкловец: Внеплановую спецоценку надо проводить при вводе в эксплуатацию новых рабочих мест.

    Труд работников другому работодателю предос тавляется для замещения временно отсутствующего работника либо в связи с временным расширением производства. При этом трудовые отношения с «приемным» работником не возникают и трудовой договор не заключается.

    Если временные работники направляются на новые рабочие места и срок их работы более 6 месяцев, спецоценку этих рабочих мест надо провести. А если работники направляются на уже существующие рабочие места, по которым раньше проводилась спецоценка (и ее результаты действительны), проводить внеплановую спецоценку рабочих мест для таких работников не надо.

    Как расследуются несчастные случаи в отношении предоставленного персонала?

    И.И. Шкловец: Принимающая сторона берет на себя обязательства по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Если работник, временно направленный по договору о предоставлении труда, участвовал в производственной деятельности принимающей стороны и с ним произошел несчастный случай, такой случай расследуется комиссией принимающей стороны. Но в состав комиссии входит и представитель работодателя, направившего этого работника. Если этот представитель вовремя не прибыл для расследования произошедшего несчастного случая, срок расследования не продлевается.

    Какова ответственность за нарушение запрета на использование заемного труда и требований к предоставлению персонала?

    И.И. Шкловец: Нарушение запрета на применение заемного труда расценивается как нарушение законодательства о труде и влечет административную ответственность по ст. 5.27 КоАП. А нарушение требований к предоставлению персонала может подпадать под действие ст. 5.27.1 КоАП как нарушение нормативных требований охраны труда.

    Новая редакция ТК предусматривает субсидиарную ответственность направляющей и принимающей сторон по обязательствам работодателя, вытекающим из трудовых отношений с сотрудниками. Когда возможно наступление такой ответственности?

    И.И. Шкловец: Это могут быть, например, обязательства по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику, по уплате денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока выплаты зарплаты, оплаты отпуска, выплат при увольнении.

    Новостная рассылка для бухгалтера

    Ежедневно мы отбираем важные для работы бухгалтера новости, экономя ваше время.

    Получайте бесплатную рассылку бухгалтерских новостей на электронную почту.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector