Профстандарт педагога дополнительного образования в 2019 году - Komsindrom.ru

Профстандарт педагога дополнительного образования в 2019 году

Содержание

Профстандарт педагога 2019, утвержденный Правительством РФ

Для чего нужен профстандарт учителя?

Содержащиеся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих требования были признаны морально устаревшими еще несколько лет назад. Это и стало основной причиной необходимости введения профессиональных стандартов — в 2012 году в Трудовом кодексе РФ появилось новое понятие «профстандарт».

Одним из первых был разработан и внедрен профтандарт педагога (см. приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н). Данный профстандарт — документ, в котором указано, какими умениями, знаниями и навыками должен обладать современный педагог.

Обратите внимание! Профстандарт педагога, утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н, распространяется не только на школьных учителей. Его требования применяется также в отношении воспитателей в детских садах и иных дошкольных образовательных учреждениях.

Какие общие требования к педагогам устанавливает профстандарт в 2019 г.?

Прежде всего, профстандарт педагога устанавливает требования к образованию педагога или лица, желающего работать учителем или воспитателем. Так, учитель, например, обязательно должен иметь высшее или среднее профессиональное образование:

  • в сфере педагогики или по направлению предмета, который учитель преподает;
  • иное высшее или среднее профобразование и дополнительное по направлению деятельности в школе.

Обратите внимание! Получение дополнительного профобразования по направлению деятельности в образовательной организации необходимо лишь тем лицам, которые желают работать учителями, но не имеют при этом высшего или среднего профобразования — педагогического или в области предмета, который такие лица собираются преподавать. При наличии соответствующего высшего или среднего образования (т. е. педагогического и/ или по профилю преподаваемого предмета) требование профстандарта о допобразовании является избыточным (см. письмо Минпросвещения России от 28.03.2019 №ТС-817/08).

При этом на работу может быть принят учитель, не имеющий практического опыта по специальности.

Не могут трудиться в роли педагогов лица:

  • лишенные права заниматься такой деятельностью по решению суда;
  • имеющие судимость (в т.ч. погашенную);
  • признанные недееспособными;
  • имеющие определенные заболевания.

Обязательно ли применять в РФ профстандарт педагога?

Применение профессиональных стандартов для педагогов обязательно (ч.1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ).

Обратите внимание! Обязательность применения профстандартов для работников сферы образования определена законом и не зависит от формы собственности и статуса работодателя (см. ответ на вопрос №7 письма Минтруда России от 04.04.2016 №14-0/10/В-2253). Таким образом, профстандарт педагога должен применяться в отношении учителей и воспитателей не только в государственных, но и в частных образовательных учреждениях.

Риски! За нарушение требований закона о применении профстандартов работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Можно ли уволить за несоответствие утвержденному профстандарту педагога в 2019 г.?

Нет, уволить за несоответствие сотрудника требованиям профстандарта нельзя. Но работодатель, определив, что работник не в полной мере отвечает установленным профстандартом характеристикам, может отправить его за свой счет (т. е. за счет средств работодателя) на обучение (ст. 196 ТК РФ).

Важно! Действие профстандартов распространяется на работников, принимаемых на работу уже после вступления в силу таких профстандартов. Ранее трудоустроенные учителя и воспитатели не могут быть уволены за то, что их уровень образования и опыта работы ниже, чем описанный в профстандарте (ответ на вопрос №10 письма Минтруда России от 04.04.2016 №14-0/10/В-2253).

Правоприменитель неоднократно указывал, что формальный подход при использовании профстандартов в отношении работников, уже трудящихся в организации на момент вступления в силу соответствующего профстандарта, недопустим. Тем более, это не может выступить основанием к расторжению действующего трудового договора (например, письмо Минобрнауки РФ от 13.10.2016 №НТ-1295/12, постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2018 №41-П и т.д.). Как обозначил КС РФ в упомянутом постановлении, требования ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ», по общему правилу, должны применяться на этапе принятия решения о приеме на работу.

Обратите внимание! «Несоответствие профессиональному стандарту» и «несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации» — это не тождественные понятия. При этом второе уже может выступать основанием к расторжению трудового договора (п. 3 ч.1 ст. 81 ТК РФ). Тем не менее, увольнять работника и по этому основанию работодатель не обязан.

Является ли профстандарт педагога универсальным для всех работников образования?

Нет, данный профстандарт применяется только в отношении учителей (педагогическая деятельность в сфере начального, основного, среднего общего образования) и воспитателей (дошкольное образование).

Для работников сферы образования, выполняющих иные трудовые функции, имеются свои профстандарты, среди которых:

  • педагог-психолог (психолог в сфере образования);
  • педагог дополнительного образования детей и взрослых;
  • педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
  • специалист в области воспитания;
  • мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий;
  • специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) и др.

Должностная инструкция учителя и профстандарт: как привести в соответствие?

При разработке/ корректировке должностной инструкции педагога работодатель обязан прежде всего привести в соответствие с профстандартом:

  • наименование должности сотрудника;
  • перечень критериев, которым должен отвечать занимающий должность сотрудник (или на нее претендующий);
  • содержание трудовой функции работника, закрепленной в должностной инструкции.

Типовой должностной инструкции педагога в настоящий момент на законодательном уровне не разработано. Для составления такого документа предлагаем воспользоваться рекомендациями из нашей статьи «Образец заполнения должностной инструкции по профстандарту».

Где можно скачать профстандарт педагога?

Профстандарту педагога психолога мы посвятили отдельный материал.

Итак, профстандарт педагога обязателен к применению в отношении школьных учителей и воспитателей. Одно из важнейший требований такого профстандарта — наличие у работника педагогического образования или образования по преподаваемому предмету (для учителей). Сотрудника, не соответствующего профстандарту, нельзя уволить по этому основанию. Такой сотрудник по усмотрению работодателя и за счет последнего может быть отправлен на обучение/ повышении квалификации.

Новый профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» вступает в силу

28 августа 2018 года прошел регистрацию в Минюсте РФ» приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 года N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ вступает в силу 9 сентября 2018 года, а приказ этого же ведомства от 8 сентября 2015 г. N 613н » утрачивает силу.

Читайте также:  Прием на работу нового сотрудника 2015: алгоритм действий кадровика

Обращаем внимание, что в приказе от 5 мая 2018 года N 298н отсутствует положение о том, что «профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда» (ранее это требовалось).
Кроме того, к образованию и обучению лиц, претендующих на занятие должности педагога дополнительного образования, теперь установлены следующие требования:
— высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки»;

— или высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки».
Ранее были установлены требования о наличии среднего профессионального образования или высшего образования — бакалавриата, а также обязательном прохождении профессиональной переподготовки.. При этом наличие среднего профессионального образования или высшего образования — бакалавриата, направленность которого соответствовала преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), не освобождало от необходимости профессиональной переподготовки.

Источник:
Приказ Минтруда России от 5 мая 2018 года N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрировано 38 августа 2018 г., регистрационный № от 5 мая 2018 года N 298н) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»»
Письмо Минтруда России от 6 июня 2017 года № 14-2/10/В-4361 (О внедрении профессиональных стандартов и приведении наименования должностей в соответствие с требованиями российского законодательства)

Новый профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» вступает в силу : 20 комментариев

Вопрос: являются ли курсы повышения квалификации по направлению «Образование и педагогические науки» дополнительным профессиональным образованием? Достаточно ли курсов повышения квалификации раз в 3 года,если есть образование по направлению деятельности (например, образование высшее художественное и педагог преподает ИЗО)? Прошу помочь разобраться ,так как одни педагоги говорят,что достаточно курсов повышения квалификации,а другие говорят,что обязательна профессиональная переподготовка.

Добрый день, Анна! 1.Ответ на первый вопрос находим в ст.76 закона об образовании: дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Программы повышение квалификации -это краткосрочные программы, объемом не менее 16 часов, и программы профессиональной переподготовки продолжительностью не менее 250 часов. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам определен приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499.
2.В соответствии со статьей 196 ТК РФ необходимость дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяется работодателем. Формы дополнительного профессионального образования работников определяются также работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
В соответствии со статьей 197 ТК РФ право на подготовку и дополнительное профессиональное образование реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем, в котором также определяются гарантии и компенсации, установленные статьей 187 ТК РФ. Указанной статьей установлено, что при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
3.Т.о., что достаточно для педагога, решает работодатель. Советуем руководствоваться нормативными документами, а не слухами.

Здравствуйте!
Прочитала про новый профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». У вас на сайте написано: «При этом наличие среднего профессионального образования или высшего образования — бакалавриата, направленность которого соответствовала преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), не освобождало от необходимости профессиональной переподготовки.»
Вопрос: разве по новому профстандарту наличие высшего образования, направленность которого соответствует преподаваемому предмету освобождает от необходимости профессиональной переподготовки?

Добрый день, Светлана! Согласно ст. 47 Федерального закона об образовании педработнику предоставлено
право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. В прежнем профстандаре были следующие формулировки:
«Дополнительное профессиональное образование — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)…
При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года».
В новом профстандарте теперь это записано так:
«Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки».

Добрый день, поясните пожалуйста фразу «Обращаем внимание, что в приказе от 5 мая 2018 года N 298н отсутствует положение о том, что «профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда» (ранее это требовалось)».
И еще вопрос если я закончила вуз по направлению «химия и биология», а работаю педагогом-организатором в художественно-эстетическом отделе, в связи с вступлением нового профстандарта я имею право работать не по своей специальности «химия и биология»?

Добрый день, Алена! Вообще-то блог не комментирует документы. Отсутствие этого положения означает, что положения этого стандарта не обязательны при приеме специалиста на работу. при решении вопроса о направлении работника на повышение квалификации и т.д. Отсюда следует, что вас могут принять на работу в учреждение допобразования в порядке, определенном п. 23 Порядка аттестации.

Добрый день! Объясните формулировку в новом проф. стандарте в разделе «требования к образованию и обучению» по отношению к должности «педагог-организатор» — высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки». Это может означать, что для должности педагога-организатора достаточно просто любого среднего профессионального образования?

Добрый день, Елена! Блог не комментирует нормативные документы. Советуем обратиться в официальную организацию, например, на сайт Общероссийского Профсоюза образования, Учительской газеты и др.

Добрый день! столкнулась со следующей проблемой. Согласно Порядку проведения аттестации педработников СЗД устанавливается по истечении не ранее, чем через два года. и в этот период работник рассматривается как учитель без категории. Как производится оплата труда в таком случае? если можно , подскажите ссылку на документ, регламентирующий этот момент.

Читайте также:  Как отражать совмещение в табеле учета рабочего времени?

Добрый день, Елена! 1. Аттестация на СЗД на уровень зарплаты не влияет. 2.Нормативными документами об оплате труда на уровне школы являются соответствующие локальные акты школы, на уровне региона — нормативный документ органа власти субъекта РФ.

Я педагог дополнительного образования с25 летним стажем, образование средне специальное техническое. Работаю по программе декоративно прикладного искусства. Могут ли меня аттестовать на соответствие занимаемой должности по новым простагландинов.

Добрый день, Татьяна! Согласно Порядку аттестации ттестация педагогических работников в целях подтверждения
соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет аттестационными комиссиями образовательных организаций. Для проведения аттестации на каждого педагогического работника
работодатель вносит в аттестационную комиссию организации представление, в котором содержится мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором. Так что все вопросы к вашему руководителю.

Хотелось бы конкретно понимать, я педагог дополнительного образования , прошла курсы переподготовки 522 часа ,педагогика и психология детей дошкольного возраста, могу ли я по новым профстандартам работать педагогом дом.образ. с детьми от 14 лет и старше. Или только с дошкольниками?

Добрый день, Юлия! Для официального ответа советуем обратиться в Минпрос России либо на сайт Общероссийского Профсоюза образования.

Добрый день, я имею диплом среднего профессионального образования по специальности: хоровое дирижирование, квалификация: руководитель творческого коллектива, учитель музыки. Нет записи «преподаватель». Имею ли я право по новым профсандартам преподавать в школе искусств предмет хор или мне нужно пройти переквалификацию.

Добрый день, Вероника! Для официального ответа советуем обратиться на сайт Минпросвещения РФ либо Общероссийского Профсоюза образования.

Добрый день.
Есть кандидат на должность педагога-организатора в организацию доп образования, имеет средне-профессиональное оьращование по направлению экономика, неполное высшее по направлению экономика, готов пройти курсы переподготовки. Можем ли мы принять такого кандидата на работу, опираясь на новый проф стандарт.

Спасибо за ответ.

Добрый день, Анна! Для официального ответа советуем обратиться на сайт Минпроса РФ либо на сайт Общероссийского Профсоюза образования.

Добрый день.
Если человек работает педагогом дополнительного образования, но при этом является студентом (получает первое образование средне-профессиональное, 4 курс), обязательно ли его должны уволить с 1 января 2020 года?

Добрый день, Наталья! Нет. Новый профстандарт этого не предусматривает, и кроме того, он не предусматривает увольнение уже принятых на работу.

С 9 сентября действует новый профстандарт педагога допобразования и педагога-организатора

Собери 8 правильных авокадо и получи запись вебинара!
«Секреты здоровой кухни» от Олега Ирышкина!

Приказом Минтруда от 5 мая 2018 года №298 утверждён новый профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ зарегистрирован в Минюсте 28 августа за номером 52016. Профстандарт, утверждённый приказом Минтруда от 8 сентября 2015 года №613н, утратил свою силу.

Информация актуальна для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям:

Еще год назад мы информировали о подготовке нового профстандарта для педагогов дополнительного образования. Как и предполагалось, чтобы занимать должность педагога допобразования необходимо соответствовать 2 главным требованиям: иметь не только специализацию по самому преподаваемому предмету, но и получить педагогическую специальность по направлению «Образование и педагогические науки».

Трудовые функции педагогов дополнительного образования

Функции педагогов дополнительного образования разделены на 3 подуровня в рамках одного уровня квалификации. Специалисты данного профиля соответствуют шестому уровню квалификации.

1 подуровень: преподавание по дополнительным общеобразовательным программам

Сюда относятся педработники:

  • педагог доп. образования,
  • тренер-преподаватель спортивной секции,
  • старший тренер по спорту.

Педагоги данной квалификации должны заниматься организацией образовательной деятельности обучающихся, досуговой деятельности в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Обеспечивать взаимодействие с родителями, осуществлять педагогический контроль освоения программы допобразования.

Разрабатывать программно-методическое обеспечение.

2 подуровень: организация методического сопровождения при реализации программ дополнительных общеобразовательных программ.

Сюда относится методист и старшиий методист

Иными словами, речь идет о методистах. Педагоги данного уровня квалификации должны осуществлять организационно-методическое сопровождение, проводить мониторинг и оценку качества реализации программ педагогами допобразования.

3 подуровень: педагог-организатор, организация педагогического обеспечения программ дополнительного образования детей и взрослых

Сюда относится педагог-организатор

Это специалисты, которые должны организовывать и проводить массовые досуговые мероприятия, развивать социальное партнерство и продвигать услуги допоборазования детей и взрослых.

Специалисты данного подуровня должны заниматься организацией допобразования по одному или нескольким направлениям деятельности.

Требования к педагогам дополнительного образования и тренерам – преподавателям спортивных секций

Для того, чтобы занимать должность педагога доп. образования или тренера – преподавателя спортивной секции необходимо иметь определённой уровень образования:

  • Первый вариант: получить высшее педагогическое (от 4 лет) или среднее проф. образование по педспециальности. Здесь важно иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» (укрупненная группа специальностей).
  • Второй вариант:пройти курс переподготовки по педагогике (3-6 месяцев). Если нет высшего или среднего педагогического образования, но есть другое высшее или среднее профессиональное образование (непедагогическое), то можно пройти курсы профессиональной переподготовки по направлению «Образование и педагогические науки». При этом переподготовку можно пройти уже после после трудоустройства, уже после заключения трудового договора. Главное, чтобы данный специалист по своему диплому так или иначе соответствовал тому предмету, который преподаёт. Например, если специалист имеет техническое образование в сфере IT-технологий, то этот специалист может вести кружок, факультатив или внеклассные мероприятия именно по этому направлению.

Руководители туристических походов и экспедиций (при работе с несовершеннолетними) должны обязательно пройти повышение квалификации.

Необходимо отметить, что профстандарт ориентирован в большей степени на педагогов общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования: ДЮСШ, дворцы спорта, дворцы творчества. То есть речь идет о специалистах, которые работают с несовершеннолетними, хотя в названии профстандарта указываются и взрослые. В любом случае, новые требования четко указывают на наличие педагогической подготовки для тех специалистов, которые работают с детьми.

В предыдущих публикациях мы поднимали тему профстандарта фитнес-инструктора и фитнес-тренера.Часть профессионального сообщества указывает, что фитнес — тренер нуждается в отдельном профстандарте, так как в нынешних требованиях указываются не совсем релевантные цели и задачи профессиональной деятельности фитнес-инструкторов и тренеров, например, подготовка к соревнованиям. Об этом читайте в нашей публикации.

Требования к методистам дополнительного образования детей и взрослых

Методист доп. образования детей и взрослых должен иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки», либо имея не педагогическое образование, но соответствующее программам доп. образования, которые реализуются в учреждении, пройти курс переподготовки по педагогической специальности (от 3 месяцев).

Педагог-организатор: требования к должности

Чтобы занимать должность педагога-организатора не обязательно иметь высшее педагогическое или среднее профессиональное образование по педагогической специальности. В случае, если у педагога-организатора нет пед. образования, то его можно получить на курсах профессиональной переподготовки (от 3-6 месяцев).

Профстандарт: 01.003

Педагог дополнительного образования детей и взрослых

01.003

Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

I. Общие сведения

________________
Общероссийский классификатор занятий.

Отнесение к видам экономической деятельности:

________________
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

________________
К дополнительным общеобразовательным программам относятся программы различной направленности: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической.

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Педагог дополнительного образования

Старший педагог дополнительного образования

Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки»

Читайте также:  Имеет ли право работодатель составить график отпусков по своему усмотрению и делить отпуска на части?

Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки»

Для старшего педагога дополнительного образования — не менее двух лет в должности педагога дополнительного образования, иной должности педагогического работника

Для старшего тренера-преподавателя — не менее двух лет в должности тренера-преподавателя или педагога дополнительного образования соответствующей направленности

________________
Старший педагог дополнительного образования с целью обеспечения координации деятельности педагогов дополнительного образования и оказания им методической помощи дополнительно выполняет функции, описанные в обобщенных трудовых функциях В «Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ» и С «Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ» настоящего профессионального стандарта.

Наименование должности используется при реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области физической культуры и спорта.

Старший тренер-преподаватель с целью обеспечения координации деятельности тренеров-преподавателей и оказания методической помощи дополнительно выполняет функции, описанные в обобщенных трудовых функциях В «Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ» и С «Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ» настоящего профессионального стандарта.

Наименование должности используется в организациях дополнительного образования при реализации дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих образовательных программ в области искусств (детские школы искусств по видам искусств).

Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.308, 2010, N 52, ст.7002, 2013, N 27, ст.3477, 2014, N 52, ст.7554,2015, N 1, ст.42).

Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848), приказом Минтруда России, Минздрава России от 6 февраля 2018 г. N 62н/49н (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2018 г., регистрационный N 50237); статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598); статьи 69, 213 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 27, ст.2878; 2008, N 30, ст.3616; 2011, N 49, ст.7031; 2013, N 48, ст.6165, N 52, ст.6986).

Вступил в силу профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

4854

0

Пресс-служба Профсоюза. 10.09.2018Печать

9 сентября вступил в силу разработанный при участии Общероссийского Профсоюза образования приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»».

Этим документом признан утратившим силу одноимённый приказ, согласно которому профстандарт должен был применяться работодателями при аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и т.д.

Одновременно вводятся приемлемые требования к квалификации педагогических работников системы дополнительного образования взамен установленных ранее завышенных и необоснованных требований.

Разработке приказа предшествовало широкое общественно-профессиональное обсуждение на различных площадках при участии Профсоюза в 2016-2018 годах вопросов актуализации профстандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утверждённого приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 года № 613н. В частности, активную солидарность с позицией Профсоюза выразили ректор Института развития образования Ярославской области, ставшего ответственной организацией-разработчиком нового профстандарта, Ангелина Золотарёва и директор Центра социально-экономического развития школы Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Сергей Косарецкий. В мае 2018 года оба они были награждены нагрудным знаком Профсоюза «За социальное партнёрство» на выездном заседании Совета по вопросам дополнительного образования детей при Центральном Совете Профсоюза, состоявшемся в Международном детском центре «Артек».

С ходатайством об обеспечении признания утратившими силу положений профстандартов, противоречащих трудовому законодательству, и внесения в них изменений в части требований к образованию и обучению Профсоюз обратился в минувшем году к министру образования и науки Российской Федерации Ольге Васильевой (письмо ЦС Профсоюза от 10 марта 2017 года № 123 «О профессиональных стандартах в сфере образования»).

Во-первых, если изначально профстандарты должны были применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учётом особенностей организации производства, труда и управления (подпункт «а» пункта 25 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утверждённых постановлением правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года № 23), то с 1 июля 2016 года указанное положение признано утратившим силу (подпункт «в» пункта 5 изменений, которые вносятся в постановление правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года № 23, утверждённых постановлением правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 года № 406).

Во-вторых, к образованию и обучению лиц, претендовавших на занятие должности педагога дополнительного образования, были установлены требования о наличии среднего профессионального образования или высшего образования — бакалавриата, а также обязательном прохождении при этом профессиональной переподготовки. Получалось, что, к примеру, лицо, имеющее высшее образование — специалитет, формально не соответствовало требованиям профстандарта. При этом наличие среднего профессионального образования или высшего образования — бакалавриата, направленность которого соответствовала преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), всё равно не освобождало от необходимости профессиональной переподготовки.

12 июля 2017 года Минобрнауки России рассмотрело замечания и предложения Профсоюза на заседании рабочей группы приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» и сформировало с его участием рабочую группу по внесению изменений в профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», деятельность которой долгое время не приводила к практическому результату из-за процедурных и иных разногласий между федеральными органами исполнительной власти.

Внимание широкой общественности к абсурдным квалификационным требованиям, установленным действующей редакцией профстандарта, было также привлечено Профсоюзом на дискуссионной площадке «Новые профессионалы в дополнительном образовании: мотивация, компетенции, профессиональное развитие», организованной 19 апреля 2018 года в рамках Московского международного салона образования.

В итоге 5 мая 2018 года Минтрудом России издан приказ № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»», а 28 августа он зарегистрирован Минюстом России (регистрационный № 52016).

Таким образом, в новом приказе отсутствует положение о том, что «профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда». При этом необходимо иметь в виду, что профстандарт описывает профессиональную деятельность, но не стандартизирует должностные обязанности (письмо Минтруда России от 6 июня 2017 года № 14-2/10/В-4361 [по вопросам внедрения профстандартов]).

В свою очередь к образованию и обучению лиц, претендующих на занятие должности педагога дополнительного образования, в новом приказе установлены следующие адекватные требования:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector