Профстандарт специалиста по обучению и развитию персонала - Komsindrom.ru

Профстандарт специалиста по обучению и развитию персонала

Содержание

Профстандарт специалиста по управлению персоналом

Профстандарт «Специалист по обучению и развитию персонала»: описание трудовых функций

Профстандарт менеджера по персоналу: квалификационные уровни

Профстандарт «Специалист по управлению персоналом» охватывает три квалификационных уровня — пятый, шестой и седьмой. Пятому квалификационному уровню соответствуют трудовые функции, связанные с ведением распорядительной и организационной документации по личному составу, учету и движению кадров. Требований к реальному опыту работы нет, достаточно среднего профессионального образования.

Такие сотрудники занимаются администрированием внутреннего документооборота компании, а также передачей документов по персоналу в государственные органы и сторонние организации. Поэтому без знания ГОСТов и законодательных требований к оформлению кадровой документации не обойтись. Кроме того, профстандарт «Специалист отдела кадров» обязывает:

  • соблюдать порядок разработки и оформления кадровых документов, установленный работодателем;
  • знать нормы трудового и архивного законодательства;
  • иметь навыки работы с базами данных и электронной отчетностью.

Сотрудникам, обладающим более высокой квалификацией, профстандарт «Менеджер по персоналу-2017» отводит более ответственные и сложные функции:

  • поиск, привлечение и подбор новых работников;
  • сбор и обработку информации о потребностях компании в новых сотрудниках;
  • администрирование процессов, связанных с обеспечением персоналом, а также их документальное сопровождение;
  • организацию и проведение оценочные и аттестационных мероприятий, их документальное оформление;
  • организацию обучения, развития, адаптации и стажировки специалистов;
  • планирование и построение профессиональной карьеры работников компании;
  • формирование и реализацию корпоративной социальной политики;
  • организацию труда и его оплаты в условиях конкретного предприятия.

Вышеперечисленные обязанности соответствуют шестому квалификационному уровню. Речь идет о специалистах, которые имеют высшее образование и хорошо разбираются в основах психологии, экономики и социологии труда.

Для них жизненно важно владеть навыками делового общения. Нужно уметь правильно строить диалоги с соискателями и руководителями отделов, собирать и анализировать данные о кадровом потенциале компании и текущей ситуации на рынке труда, формировать вакансии и пользоваться поисковыми ресурсами всех типов.

Стандарты специалиста по управлению персоналом, уполномоченного заниматься стратегическим планированием и управленческой деятельностью, наиболее высоки. Речь идет о трудовых функциях, соответствующих седьмому уровню квалификации.

Для успешного их выполнения понадобится высшее образование (специалитет либо магистратура) и солидный, не менее пяти лет, опыт практической работы на профильной руководящей должности. В обязанности такому сотруднику вменяется менеджмент всех кадровых процессов, утверждение бюджета, выделяемого на персонал, определение стратегических целей и приоритетов компании в области управления человеческими ресурсами.

Профстандарт «Менеджер по персоналу»: наименования должностей

Утвержденный Министерством труда России профстандарт по специалисту по управлению персоналом используется не только для пересмотра требований к сотрудникам кадровой службы. Работодатели ориентируются на его нормы и требования при составлении штатного расписания и разработке должностных инструкций.

Профстандарт «Специалист по кадровому делопроизводству» содержит немалый перечень рекомендуемых наименований должностей. Каждому уровню квалификации, каждой трудовой функции соответствуют определенные должности. Например, документационным обеспечением кадрового менеджмента занимается специалист по кадровому делопроизводству или специалист по персоналу.

Подбором кадров — специалист по подбору персонала, аттестационными мероприятиями — специалист по оценке и аттестации персонала.

Названия многих из предусмотренных документом должностей говорят сами за себя. В штатном расписании могут присутствовать специалисты по нормированию и оплате труда, по компенсациям и льготам, по работе с представительными органами работников, по социальным программам.

Должность «Менеджер по персоналу» универсальна, поскольку охватывает все вышеперечисленные функции. Полномочия и функции работника, занимающего ее, конкретизируются должностной инструкцией, локальными нормативными актами и трудовым договором.

Предлагаются и наименования для руководящих должностей седьмого квалификационного уровня: заведующий или начальник отдела кадров, руководитель службы управления кадрами и трудовыми отношениями, начальник отдела подготовки кадров. При вводе должности в штатное расписание учитывается направление деятельности структурного подразделения, возглавляемого специалистом.

Как будет применяться профессиональный стандарт специалиста по кадрам?

Применяя на практике профстандарт «Управление персоналом-2017», работодатель получает возможность выстроить эффективно функционирующую систему кадрового менеджмента, в полной мере соответствующую духу времени и реальной ситуации, сложившейся на рынке труда. Но далеко не все радует перспектива внедрения новшеств.

Вправе ли работодатели отказаться от них? На сегодняшний день переход на профстандарты обязателен только для государственных и муниципальных предприятий, а также для организаций, уставной капитал которых на 50% и более принадлежит государству, региону или муниципалитету. Остальным предоставлено право выбора.

Нет ничего плохого в том, что работодателем разрабатывается и применяется должностная инструкция специалиста по персоналу по профстандарту. Разумеется, переход на профессиональные стандарты займет какое-то время, поскольку связан с определенной долей бумажной работы. Придется составить план, учредить комиссию, издать приказ.

Но зато в конечном итоге деятельность отдела, занимающегося кадровой деятельностью, будет четко регламентирована, а вероятность приема в штат «случайных» сотрудников — сведена к минимуму. Любая организация мечтает о компетентных, хорошо подготовленных и готовых к решению нетривиальных задач специалистах. Система профстандартов поможет вывести работу с кадрами на качественно новый уровень.

Услуги Правовой защиты

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.

Аутсорсинг
охраны труда
от 16500 рублей

Охрана труда
на предприятии

Скачать буклет по охране труда

Полезная информация раз в месяц

Партнер в г. Москва

Наш канал в Youtube

Пиминова Наталья Юрьевна
Начальник отдела
по работе с клиентами

Профстандарт: что должен делать, уметь и знать специалист по обучению и развитию персонала

Профессиональный стандарт для специалистов по обучению и развитию персонала используется в компаниях с участием государства более 50%. В остальных случаях он лишь рекомендован — но это не значит, что если вы не планируете работать в Газпроме, Аэрофлоте, ВТБ или Сбербанке, вам не стоит обращать на него внимание. На основе профстандарта может быть построена не только должностная инструкция для специалиста по развитию персонала, но также вакансия для кандидатов. Если у вас нет нужных навыков, знаний и образования, есть риск, что вы не сможете устроиться на такую должность.

Функции специалиста по обучению и развитию персонала

Оговоримся сразу: в одних компаниях стажировками, адаптацией, выявлением талантов, организацией тренингов и обучением занимается один человек, а в других — два разных работника. Мы рассмотрим функции специалистов по обучению персонала и по развитию сотрудников отдельно. Если эти обязанности в компании выполняет один человек, их можно просто объединить.

Функции специалиста по развитию персонала:

  • Анализ планов, структур и вакансий организации, а также особенностей работы в разных подразделениях, на отдельных местах.
  • Подготовка документов по развитию персонала и продвижению по карьерной лестнице. Оценка затрат и проведение мероприятий, которые помогают сотрудникам развивать свою карьеру, а также анализ их результатов.
  • Формирование кадрового резерва.
  • Разработка планов стажировок и адаптации новичков. Подбор и совершенствование методов, которые должны помочь новому сотруднику быстрее влиться в коллектив и начать самостоятельно работать.

Специалист по обучению персонала:

  • Анализирует рынок образовательных услуг.
  • Определяет, кто из работников нуждается в обучении.
  • Разрабатывает планы и учебные материалы. Подбирает самые подходящие методики для работы с персоналом.
  • При необходимости ищет компании, которые проведут мероприятия по обучению персонала, либо организует их сам. Оценивает расходы.
  • Анализирует эффективность обучения.
Читайте также:  Как принять на работу иностранца из Китая?

Все это может быть включено в должностную инструкцию специалиста по обучению персонала.

Чтобы стать ценнее как специалист и лучше выполнять свои обязанности, вы можете пройти обучение по узким направлениям и применять новые навыки в работе. Например, можно научиться вести тренинги и организовывать их самостоятельно, не привлекая сторонних специалистов и сокращая таким образом расходы на обучение персонала.

Компетенции специалиста по профстандарту

В список умений, знаний и навыков специалиста по развитию персонала входят, в том числе:

  • Знание методов, способов и инструментов построения карьеры.
  • Способность оценивать личные и профессиональные качества сотрудника.
  • Понимание, как можно мотивировать персонал работать лучше.
  • Знание основ документооборота, профориентации, психологии и социологии.
  • Умение определять потребность компании в кадрах, необходимость развития карьеры отдельных сотрудников.

В перечне компетенций специалиста по обучению персонала:

  • Знание разных методов и технологий обучения. Способность проанализировать разные техники и выбрать ту, которая лучше всего подойдет в конкретной ситуации.
  • Умение разрабатывать и внедрять учебные программы и планы. Понимание, как мотивировать сотрудников учиться — в том числе нематериальными способами.
  • Знание основ документооборота, социологии, психологии, налогового законодательства и законов об образовании и о персональных данных, принятых в РФ.
  • Понимание того, как проводятся тендеры при выборе обучающей организации, как определяются и фиксируются расходы на обучение, заключаются договора с поставщиками услуг.

Если вам не хватает навыков и умений, вы можете пройти обучение — профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации. Просто выберите программу, которая «закрывает» пробелы в ваших знаниях.

Отходя от профстандарта, заметим: специалисту по обучению и развитию персонала важно отточить организаторские способности, умение аналитически мыслить и корректно давать обратную связь. Во многом от профессионализма такого сотрудника и его умения находить общий язык с другими людьми зависит текучка кадров в компании и лояльность персонала.

Хотите узнать больше?

Специалист приемной комиссии ответит на все Ваши вопросы. Просто оставьте контактные данные в форме

Должностная инструкция специалиста по развитию и обучению персонала (ПС «Специалист по управлению персоналом»)

Должностная инструкция специалиста по развитию и обучению персонала (специалиста по развитию карьеры персонала, специалиста по персоналу, менеджера по персоналу)

(профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом»)

1. Общие положения

1.1. На должность специалиста по развитию и обучению персонала принимается лицо:
1) имеющее высшее образование;
2) имеющее дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации;
3) освоившее программы профессиональной переподготовки в области организационного и профессионального развития персонала.
1.2. Специалист по развитию и обучению персонала должен знать:
1) основы законодательства об образовании Российской Федерации;
2) законодательство Российской Федерации о персональных данных;
3) систему, способы, методы, инструменты построения профессиональной карьеры;
4) методы и оценки личностных и профессиональных компетенций;
5) системы, методы и формы материального и нематериального стимулирования труда персонала;
6) технологии, методы формирования и контроля бюджетов;
7) технологии, методы и методики проведения анализа и систематизации документов и информации;
8) основы профессиональной ориентации;
9) основы документооборота и документационного обеспечения;
10) основы производственной деятельности организации;
11) основы общей и социальной психологии, социологии и психологии труда;
12) структуру организации и вакантные должности (профессии, специальности);
13) трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права;
14) локальные нормативные акты организации, регулирующие порядок развития и построения профессиональной карьеры персонала;
15) локальные нормативные акты организации, регулирующие адаптацию, стажировку и обучение персонала;
16) порядок заключения договоров (контрактов);
17) нормы этики делового общения;
18) базовые основы информатики, структурное построение информационных систем и особенности работы с ними;
19) методы, инструменты исследования потребности в обучении персонала;
20) методологию обучения;
21) порядок разработки планов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, учебных планов и программ;
22) порядок разработки планов адаптации персонала на новых рабочих местах, подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала и организации стажировок;
23) порядок ведения учета и отчетности по подготовке и повышению квалификации персонала;
24) основы технологии производства и деятельности организации;
25) порядок проведения закупочных процедур и оформления сопутствующей документации;
26) основы архивного законодательства и нормативные правовые акты Российской Федерации, в части ведения документации по персоналу;
27) основы налогового законодательства Российской Федерации;
28) методы адаптации и стажировок;
29) порядок составления смет затрат на адаптацию и стажировку персонала;
30) порядок оформления, ведения и хранения документации, связанной с системой обучения, адаптации и стажировки, развития и построения профессиональной карьеры персонала;
31) порядок формирования, ведения банка данных о персонале организации и предоставления отчетности;
32) нормативные правовые акты, регулирующие права и обязанности государственных органов и организации по предоставлению учетной документации;
33) порядок оформления документов, представляемых в государственные органы и иные организации;
34) трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права;
35) Правила внутреннего трудового распорядка;
36) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;
37) . (другие требования к необходимым знаниям)
1.3. Специалист по развитию и обучению персонала должен уметь:
1) анализировать уровень общего развития и профессиональной квалификации персонала;
2) определять краткосрочные и долгосрочные потребности развития персонала и построения его профессиональной карьеры;
3) определять критерии формирования кадрового резерва организации;
4) составлять индивидуальные планы карьерного развития персонала;
5) применять технологии и методы развития персонала и построения профессиональной карьеры;
6) составлять предложения и контролировать статьи расходов на программы и мероприятия по развитию персонала и построению профессиональной карьеры для планирования бюджетов;
7) определять эффективность мероприятий по развитию персонала и построению профессиональной карьеры;
8) работать с информационными системами и базами данных по персоналу;
9) соблюдать нормы этики делового общения;
10) анализировать и определять потребности в обучении групп персонала в соответствии с целями организации;
11) разрабатывать планы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, учебные планы и программы;
12) анализировать рынок образовательных услуг и готовить предложения по поставщикам услуг;
13) организовывать обучающие мероприятия;
14) составлять и контролировать статьи расходов на обучение персонала для планирования бюджетов;
15) разрабатывать и комплектовать учебно-методические документы;
16) производить оценку эффективности обучения персонала;
17) производить предварительные закупочные процедуры и оформление сопутствующей документации по заключению договоров;
18) разрабатывать и оформлять документы по процессам организации обучения персонала и их результатам;
19) определять группы персонала для стажировки и адаптации;
20) определять рабочие места для проведения стажировки и адаптации персонала;
21) согласовывать мероприятия адаптации и стажировки с возможностями производства;
22) производить анализ и оценку результатов адаптации и стажировок персонала;
23) производить оценку эффективности мероприятий по адаптации и стажировке персонала;
24) внедрять системы вовлечения работников в корпоративную культуру;
25) использовать информационные системы и базы данных по персоналу;
26) оформлять документы по вопросам проведения обучения, адаптации и стажировки, развития и построения профессиональной карьеры персонала, предоставляемые в государственные органы, профессиональные союзы и другие представительные органы работников;
27) обеспечивать документационное сопровождение обучения, адаптации и стажировок, развития и построения профессиональной карьеры персонала;
28) анализировать правила, процедуры и порядки проведения обучения, адаптации и стажировки, развития и построения профессиональной карьеры персонала;
29) организовывать хранение документов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и локальными актами организации;
30) анализировать документы и переносить информацию в информационные системы и базы данных;
31) вести учет и регистрацию документов в информационных системах и на материальных носителях;
32) работать с информационными системами и базами данных по вопросам обучения, адаптации и стажировки, развития и построения профессиональной карьеры персонала, ведения учета кандидатов на вакантные должности (профессии, специальности);
33) соблюдать нормы этики делового общения;
34) вести деловую переписку;
35) . (другие навыки и умения)
1.4. Специалист по развитию и обучению персонала в своей деятельности руководствуется:
1) . (наименование учредительного документа)
2) Положением о . (наименование структурного подразделения)
3) настоящей должностной инструкцией;
4) . (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые функции по должности)
1.5. Специалист по развитию и обучению персонала подчиняется непосредственно . (наименование должности руководителя)
1.6. . (другие общие положения)

2. Трудовые функции

2.1. Деятельность по развитию персонала:
1) организация и проведение мероприятий по развитию и построению профессиональной карьеры персонала;
2) организация обучения персонала;
3) организация адаптации и стажировки персонала;
4) администрирование процессов и документооборота по развитию и профессиональной карьере, обучению, адаптации и стажировке персонала.
2.2. . (другие функции)

Читайте также:  Исправление в больничном листе работодателем-2019: образец

3. Должностные обязанности

3.1. Специалист по развитию и обучению персонала исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 1 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет анализ структуры, планов и вакансий организации;
2) осуществляет анализ особенностей работы на различных участках производства и конкретных рабочих местах;
3) осуществляет подготовку проектов документов, определяющих порядок развития персонала и построения профессиональной карьеры с оценкой затрат;
4) разрабатывает планы профессиональной карьеры работников;
5) формирует кадровый резерв;
6) осуществляет организацию мероприятий по развитию и построению профессиональной карьеры персонала;
7) осуществляет подготовку предложений по формированию бюджета на организацию и проведение мероприятий по развитию и построению профессиональной карьеры персонала;
8) осуществляет анализ эффективности мероприятий по развитию персонала, подготовку предложений по развитию.
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет анализ рынка образовательных услуг и потребностей организации в обучении персонала;
2) осуществляет разработку планов, методических материалов, учебных планов и программ, проектов локальных актов по обучению и развитию персонала, включая оценку затрат;
3) организовывает мероприятия по обучению персонала;
4) осуществляет подготовку предложений по формированию бюджета на организацию обучения персонала;
5) проводит анализ эффективности мероприятий по обучению персонала.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 3 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет анализ успешных корпоративных практик по организации адаптации и стажировке персонала;
2) разрабатывает планы адаптации, стажировки персонала с оценкой затрат;
3) осуществляет организацию мероприятий по адаптации, стажировке персонала;
4) осуществляет подготовку предложений по совершенствованию системы адаптации, стажировки персонала;
5) осуществляет подготовку предложений по формированию бюджета на организацию адаптации и стажировки персонала;
6) проводит анализ эффективности мероприятий по адаптации и стажировке персонала.
3.1.4. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 4 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет анализ процессов, правил и порядков организации при проведении мероприятий по развитию и профессиональной карьере, обучению, адаптации и стажировке персонала;
2) проводит документационное оформление результатов мероприятий по развитию и профессиональной карьере, обучению, адаптации и стажировке персонала;
3) осуществляет подготовку индивидуальных предложений на основе результатов проведения мероприятий по развитию и профессиональной карьере, обучению, адаптации и стажировке персонала;
4) осуществляет подготовку предложений по совершенствованию систем обучения, адаптации и стажировки, развития и построения профессиональной карьеры персонала;
5) сопровождает договоры по оказанию консультационных, информационных услуг, необходимых для проведения обучения, адаптации и стажировок, развития и построения профессиональной карьеры персонала, включая предварительные процедуры по их заключению;
6) выполняет требования по хранению информации о результатах обучения, адаптации и стажировки, развития и построения профессиональной карьеры персонала.
3.1.5. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.6. . (другие обязанности)
3.2. . (другие положения о должностных обязанностях)

4. Права

4.1. Специалист по развитию и обучению персонала имеет право:
4.1.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.1.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.1.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.1.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.1.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.1.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.1.7. . (другие права)

5. Ответственность

5.1. Специалист по развитию и обучению персонала привлекается к ответственности:
— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;
— правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
— причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. . (другие положения об ответственности)

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.10.2015 N 691н, с учетом . (реквизиты локальных нормативных актов организации)
6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией
подтверждается . (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
6.3. . (другие заключительные положения)

———————————
Информация для сведения:
В соответствии с Профессиональным стандартом «Специалист по управлению персоналом», утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.10.2015 N 691н, иное возможное наименование должности — «специалист по развитию карьеры персонала», «специалист по персоналу», «менеджер по персоналу».

Профстандарт специалиста по управлению персоналом

Общие сведения

Министерство труда утвердило профстандарт управления персоналом Приказом от 06.10.2015 № 691н. Зарегистрирован документ в Минюсте России 19.10.2015 № 39362.

Основная цель экспертов по кадрам, как гласит профстандарт, заключается в обеспечении эффективного функционирования системы управления персоналом для достижения целей организации.

На практике это означает создание и функционирование такой системы работы с персоналом, которая бы обеспечивала руководству организации возможность принятия обоснованного и правомерного решения в отношении любого работника при осуществлении различных кадровых процедур (от приема на работу до увольнения).

Действующий профстандарт специалиста по управлению персоналом 2019 предусматривает ряд функций:

  1. Документационное обеспечение (уровень квалификации 5).
  2. Деятельность по обеспечению персоналом (уровень квалификации 6).
  3. Деятельность по оценке и аттестации персонала (уровень квалификации 6).
  4. Деятельность по развитию персонала (уровень квалификации 6).
  5. Деятельность по организации труда и оплаты персонала (уровень квалификации 6).
  6. Деятельность по организации корпоративной социальной политики (уровень квалификации 6).
  7. Операционное управление персоналом и подразделением организации (уровень квалификации 7).
  8. Стратегическое управление персоналом организации (уровень квалификации 7).

Каждая из функций содержит конкретный перечень требований к образованию, профессиональной подготовке, опыту работы и функциональным обязанностям.

Группа А. Специалист по кадровому делопроизводству

Аналог в ЕКС — «Специалист по кадрам».

Требования к уровню образования и обучения в профстандарте стали более либеральными. Теперь специалисту по кадровому делопроизводству достаточно иметь любое среднее профессиональное образование (раньше справочником предусматривалось наличие высшего). Но если диплом не профильный, дополнительно понадобится пройти профпереподготовку или курсы повышения квалификации, чего раньше не требовалось.

Опыт работы не требуется, как и раньше.

По сравнению со справочником, количество должностных обязанностей и необходимых знаний для их выполнения уменьшилось, зато теперь они более конкретные.

Группа В. Специалист по подбору персонала

Аналог в ЕКС — «Специалист по кадрам».

Рекрутеры должны иметь высшее образование по программе бакалавриата (раньше было требование к высшему образованию без учета образовательных программ).

Если диплом не профильный, нужна переподготовка в области поиска и подбора персонала.

Опыт работы не требуется.

Формулировки положений о знаниях, умениях и навыках, по сравнению со справочником, стали более конкретными и содержательными, основное внимание сосредоточив на поиске и подборе кандидатов.

Группа С. Специалист по оценке и аттестации персонала

Аналог в ЕКС — «Менеджер по персоналу».

Работники по оценке и аттестации кадров должны иметь высшее образование по программе бакалавриата (раньше было необходимо иметь высшее образование без указания программы подготовки).

Профстандарт содержит положение о необходимости наличия дополнительного обучения по программе повышения квалификации или профессиональной переподготовки в области проведения оценки работников.

Опыт работы не требуется.

Формулировки к необходимым знаниям, умениям и навыкам четкие и понятные, основное направление — подготовка и проведение соответствующих мероприятий по оценке специалистов и рабочих предприятий.

Группа D. Специалисты по обучению и развитию персонала

Аналог в ЕКС — «Менеджер по персоналу».

По уровню профобразования и практическому стажу работы положения профстандарта отличаются от требований справочника.

Раньше сотрудник обязан был иметь высшее профессиональное (по специальности «Менеджмент») или высшее профессиональное образование и дополнительную подготовку в области менеджмента, стаж работы по специальности не менее 2 лет.

Сейчас, по положениям профстандарта, работнику необходимо иметь высшее образование (без указания специальности). Стаж работы не установлен, но введены условия прохождения дополнительного обучения по программам повышения квалификации либо переподготовки в области организационного и профессионального развития кадров.

Читайте также:  Обязательно ли в ООО вести журнал учета личных дел?

Положения о необходимых умениях, знаниях и навыках, по сравнению с ЕКС, детализированы в области развития и обучения кадров.

Группа Е. Специалисты по нормированию и оплате труда (по компенсациям и льготам)

Аналог в ЕКС — «Инженер по нормированию труда».

В отличие от справочника, который содержит описание квалификационных положений к образованию и стажу работы инженеров по нормированию труда трех категорий (к каждой категории свои требования), профстандарт теперь имеет единое положение об образовании: оно высшее без указания программы подготовки.

Кроме того, больше не регламентируется опыт работы (в справочнике требования к стажу составляют три и пять лет в зависимости от категории).

По стандарту, специалисты в этой области должны иметь дополнительное профобразование по программе переподготовки в области экономики, нормирования и оплаты труда, повышения квалификации.

Содержание раздела в части знаний, умений и навыков выгодно отличает стандарт от справочника по причине конкретности, емкости и последовательности выполняемых задач.

Группа F. Специалисты по социальным программам

Аналог в ЕКС — «Специалист по кадрам».

В части требований к опыту и образованию справочник и профстандарт идентичны: образование высшее, без указания программы подготовки, стаж в обязательном порядке не требуется. Но стандарт содержит положение о необходимости наличия дополнительного профобразования по программе переподготовки или повышения квалификации в области социальных программ.

Должностные обязанности в стандарте хорошо детализированы, по сравнению со справочником. В стандарт вошел функционал, который относится к этому направлению, все общие и не относящиеся к этому разделу параметры удалены или перенесены в соответствующие группы.

Группа G. Руководители структурных подразделений

Аналог в ЕКС — «Начальник отдела кадров».

По наличию необходимого образования и опыта работы профстандарт формально повторяет требования справочника: высшее образование (специалитет или магистратура) и стаж в области управления не менее пяти лет. Р аньше, по требованиям ЕКС к стажу работы, предусматривалось, что работник имеет опыт на руководящих должностях. Профстандарт сейчас немного смягчил эту позицию, положение о руководящих должностях убрали.

Помимо этого, профстандарт теперь содержит положение об обязательности прохождения дополнительного обучения по программам профессиональной переподготовки в области управления людьми, операционного и тактического управления или по программе повышения квалификации в области управления кадрами, операционного и тактического управления.

Списки практических навыков и теоретических знаний в положениях ЕКС и в профстандарте практически не отличаются.

Группа Н. Директор или заместитель генерального директора по управлению персоналом

Аналог в ЕКС — «Заместитель директора по управлению персоналом».

Требования к образованию и опыту работы положения профстандарта сопоставимы с условиями справочника, по которым наличие высшего образования (специалитет или магистратура) обязательно, равно как и стаж не менее пяти лет практической работы в области управления персоналом на руководящих должностях.

Кроме того, профстандарт содержит требования к обязательному наличию у соответствующих работников дополнительного образования по программам переподготовки в области управления человеческими ресурсами, стратегического и операционного управления, экономики организации; программам повышения квалификации в области управления кадрами, стратегического и операционного управления.

Что касается практической работы и необходимых знаний для ее выполнения, все осталось по-прежнему.

Достоинства и недостатки профстандарта

С одной стороны, описание трудовых функций стандарта позволяет четко разграничивать труд специалистов в кадровых подразделениях, с другой стороны, такое подробное описание и разделение трудовых функций больше подходит для больших и государственных предприятий со значительной штатной численностью, чем для малого и среднего бизнеса (в принципе, так оно и есть, если посмотреть раздел стандарта, где указаны его разработчики).

Но пока законодательно требования к квалификации указанных выше специалистов не определены, работодатели (за исключением государственных, муниципальных, бюджетных и т. д. предприятий) могут скачать бесплатно профстандарт кадровика и относиться к его положениям как к некоему ориентиру, желательному, рекомендательному и описательному, но пока необязательному.

Когда законодатель введет соответствующие нормы, конкретным специалистам, если они совмещают по своему функционалу несколько групп, придется соответствовать положениям тех групп, которые устанавливают более высокие требования к соответствующей квалификации.

15.02.2018 Готов профстандарт для специалистов по управлению персоналом

Министерство труда готовится вскоре утвердить профессиональный стандарт для специалистов, занятых в области управления персоналом и кадрового учета. Единое требование для всех – высшее профильное образование или высшее образование +профессиональная переподготовка в соответствии с трудовой функцией. А вот опыт работы становится обязательным условием только для тех, кто претендует на руководящую должность.

13 февраля 2018 года Минтруд России разместил на федеральном портале проектов нормативных правовых актов проект приказа «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом».

В приложении к нормативному документу указывается основная цель профессиональной деятельности HR-ов и кадровиков – «Обеспечение эффективного функционирования системы управления персоналом для достижения целей организации» и вид экономической деятельности «Деятельность по подбору персонала прочая».

Согласно профстандарту, к обобщенным трудовым функциям специалистов всех уровней, занятых в сфере управления человеческими ресурсами, относятся:

  • Документационное оформление трудовых отношений
  • Деятельность по обеспечению персоналом
  • Деятельность по оценке и аттестации персонала
  • Деятельность по развитию персонала
  • Деятельность по организации труда и оплаты персонала
  • Деятельность по организации корпоративной социальной политики
  • Операционное управление персоналом и подразделением организации
  • Стратегическое управление персоналом организации

У каждой функции есть развернутое описание. Например, Деятельность по обеспечению персоналом предусматривает:

a) сбор информации о потребностях организации в персонале

b) поиск, привлечение, подбор и отбор персонала,

c) администрирование процессов и документооборота обеспечения персоналом

Дальше в профстандарте подробно расшифровываются трудовые действия, необходимые знания и умения – прочтите, есть интересные моменты 🙂

Чтобы обеспечить «эффективное функционирование системы управления персоналом», необходимо владеть соответствующим уровнем квалификации (6 и 7).

  • 6-й уровень предусматривает организацию своей работы и работы подчиненных, налаживание сотрудничества между работниками или подразделениями, ответственность за подразделение или всё предприятия.
  • 7-й уровень— это квалификация высшего руководства, ответственного за за результат работы крупных предприятий или подразделений, в полномочия которого входит разработка стратегий и принятие управленческих решений в том числе по инновационной деятельности.

Какие наименования должностей предлагаются согласно трудовым функциям (список солидный!)

Рядовой состав и младшие начальники (уровень 6)

  • Специалист по оформлению трудовых отношений.
  • Специалист по документационному обеспечению персонала
  • Специалист по персоналу
  • Специалист по подбору персонала
  • Служащие по ведению кадровой документации
  • Специалист по кадрам
  • Менеджер по персоналу
  • Инспектор по кадрам
  • Специалисты в области подбора и использования персонала
  • Экономист по труду
  • Специалист по оценке и аттестации персонала
  • Управляющие трудовыми ресурсами
  • Специалист по развитию и обучению персонала
  • Специалист по развитию карьеры персонала
  • Специалист по нормированию и оплате труда
  • Специалист по организации и оплате труда
  • Специалист по компенсациям и льготам
  • Управляющие трудовыми ресурсами
  • Служащие по учету рабочего времени и расчету заработной платы
  • Служащие по ведению кадровой документации
  • Инженер по нормированию труда
  • Техник по труду
  • Специалист по социальным программам
  • Специалист по работе с представительными органами работников
  • Специалист по корпоративной социальной политике

Требования по образованию и обучению для этой группы позиций:

Высшее образование по направлению подготовки «Управление персоналом» или «Менеджмент» либо

высшее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области: управления персоналом/ документирования трудовых отношений/оценки персонала/подбора персонала/развития или обучения персонала/ экономики/ организации и оплаты труда/корпоративной социальной политики – опять таки, согласно трудовой функции.

Для руководящих должностей (руководитель или начальник структурного подразделения, уровень 7):

  • Управляющие трудовыми ресурсами
  • Начальник отдела кадров
  • Начальник отдела организации и оплаты труда
  • Начальник отдела подготовки кадров
  • Начальник отдела социального развития
  • Заведующий (начальник) отделом кадров
  • Менеджер по персоналу

Для высшего руководства

  • Директор по персоналу
  • Директор по управлению персоналом
  • Заместитель генерального директора по управлению персоналом

Требования по образованию и обучению для этой группы позиций

Высшее образование (специалитет, магистратура) по направлению подготовки «Экономика», «Управление персоналом» или «Менеджмент» либо

высшее образование (специалитет, магистратура) и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области экономики, управления персонала или менеджмента.

И ВНИМАНИЕ, здесь предумотрены

Требования к опыту практической работы

Не менее пяти лет в области управления персоналом

А для директоров по персоналу и заместителей генеральных директоров – не менее пяти лет в области управления персоналом на руководящих должностях.

Заметьте, в официальном профессиональном стандарте не предусмотрены HR директора, специалисты по рекрутингу, менеджеры по подбору талантов, HR-бренд менеджеры, HR маркетологи, и прочие T&D, L&D, C&B 😉

Общественное обсуждение проекта отраслевого профстандарта заканчивается 27 февраля. Присоединяйтесь!

Ссылка на основную публикацию