Разбираем приказ Минтранса №287 - Komsindrom.ru

Разбираем приказ Минтранса №287

Содержание

Детальные разъяснения по приказу № 287 Минтранса России

Всем юридическим лицам, предоставляющим услуги в сфере перевозок автотранспортными средствами (далее по тексту АТС) и наземным электротранспортом, пригодятся разъяснения специалистов по приказу Минтранса от 28.09.15 г. №287. Попробуем разобраться в хитросплетениях этого документа.

Всем юридическим лицам, предоставляющим услуги в сфере перевозок автотранспортными средствами (далее по тексту АТС) и наземным электротранспортом, пригодятся разъяснения специалистов по приказу Минтранса от 28.09.15 г. №287. Попробуем разобраться в хитросплетениях этого документа.

О необходимости повторного обучения

Многие специалисты прошли обучение, а затем получили аттестацию в органах надзора до вступления в силу нового приказа. Согласно нормативной базе эти направления различны и не связаны между собой. Аттестация действует пять лет, и её никто не отменяет. Однако новый приказ требует дополнительного обучения.
Нарушение повлечёт за собой административный штраф:

  • 20 тыс. руб. для физических лиц;
  • 100 тыс. руб. для юридических лиц.

Об обязательности высшего образования

Согласно приказу к разряду специалистов, на которых лежит ответственность за безопасность дорожного движения (далее по тексту БДД) относятся лица:

  • Имеющие профильное высшее образование, входящее в группу профессий по технике и технологиям наземных разновидностей транспорта № ;
  • Без высшего образования, входящего в группу профессий № , но имеющих дополнительную квалификацию в качестве ответственных за БДД и прошедших аттестацию, дающую право занимать такую должность.

Это означает, что с вступлением в силу этого приказа, специалисты со профильным образованием не имеют право работать в качестве лиц ответственных за БДД.

Последствия отсутствия аттестата

Если до вступления в силу изменений в законодательстве специалист отучился, но по причине не прошёл аттестацию, то ему придётся получить дополнительную квалификацию в качестве ответственного за БДД, даже при наличии профильного образования, входящего в группу № . Это придётся сделать потому, что в соответствии с Приказом № 1311 аттестоваться можно только после того, как он повысил свою квалификацию.

О возможности получить образование дистанционно

Ранее получить образование в качестве специалиста по БДД можно было только очно, теперь ситуация изменилась. В соответствии с ФЗ № 273 разрешена реализация программы обучения с помощью дистанционной технологии.

Это значительно упрощает образовательный процесс, так как специалист может заниматься, находясь в любой точке земного шара. При этом нет разницы меду дипломом специалиста, отучившегося очно и дистанционно.

Где обучаться?

Действующее законодательство не установило ограничений по месту обучения. Не существует разрешённого перечня образовательных учреждений. Отучиться можно в любой организации, которая проводит обучение в соответствии с действующими нормами.

Кому нужно пройти обучение?

Согласно действующим изменениям установлены требования к специалистам следующих профессий и должностей:

  1. Диспетчеры АТС и городского наземного электротранспорта;
  2. Контролёры технического соответствия автотранспорта;
  3. Контролёры технического соответствия наземного электротранспорта;
  4. Специалисты, ответственные за БДД;
  5. Консультанты, обеспечивающие безопасность перевозки грузов, относящихся к разряду опасных.

Чему научат специалиста?

Специалистам БДД необходимо пройти обучение сроком 256 академических часов. Оно включает изучение следующих тематик:

  • Законодательные и акты, предъявляемые к сфере организации автоперевозок на территории России;
  • Основные и технические требования к АТС;
  • Организацию БДД;
  • Эксплуатация АТС;
  • Основы охраны труда и пожарной безопасности на АТС.

Для диспетчеров предусмотрена такая же программа, которая помимо вышеописанных тем включает в себя:

  • Систему организации рабочего процесса диспетчера технического состояния АТС.

Контролёры кроме базовых тематик изучают:

  • Систему организации рабочего процесса контролёра технического состояния АТС.

Кто может занимать эти должности?

Следует обратить внимание, что в перечень специалистов не включены директора, начальники отделов и прочие ответственные лица. Следовательно, указанные профессии стоит рассматривать как специализацию. Любой специалист может выполнять указанные обязанности, но они должны быть отражены в штатном расписании.

Какие организации попадают под Приказ № 287?

Согласно действующему пособию о дополнительном образовании специалистов АТС, организации, занимающиеся деятельностью в сфере автоперевозок, подразделяются на две группы:

  • Перевозящие грузы и/или пассажиров для своих нужд;
  • Предоставляющие услугу по перевозкам грузов и пассажиров для третьих лиц на основе договоров.

При этом организации должны иметь:

  • Должностное лицо, которое несёт ответственность за БДД, аттестованное на выполнение этой специализации;
  • Работников, соответствующих нормам квалификации и профессиональных знаний, которые предъявляются к таким специалистам.

Вы можете пройти курс обучения по БДД в Многопрофильном центре «Феникс» в очной или дистанционной форме.

Более подробные комментарии по телефону: 8(351) 216-15-14

Приказ Минтранса №287 утрачивает силу. Уже?

Цитата
Не успели мы оправиться от нового Приказа Минтранса №287, не успели мы оправиться от новостей по поводу новой редакции статьи 20 ФЗ-196 «О БДД», как уже вышел проект нормативного акта в котором черным по белому написано:

…Признать утратившими силу приказы Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (зарегистрирован Минюстом России 9 декабря 2015 г., регистрационный № 40032)…

И вместо него будет новый нормативный документ (полагаю в виде Приказа Минтранса), который будет называться так (рабочая редакция):

«Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд)»

Понятно одно, что Приказ Минтранса №287 в своей нынешней редакции уже не вписывается в новую редакцию статьи 20 ФЗ-196 «О БДД», которая вступает в силу в декабре 2018 года.

Тем более накопились корректировки и поправки на основе недовольства самих специалистов по БДД, которые были «выброшены на улицу».

Я имею в виду тех, кто проработал 10-20 лет инженером по БДД (со средним техническом образованием) и после выхода Приказа Минтранса №287, не имея высшего образования, был вынужден уволиться.

Это было жестко.

Но теперь в новом проекте изменяются Квалификационные требования. И теперь законодатели хотят реабелитироваться, разрешая быть специалистом по БДД и тем, кто имеет наличие диплома о среднем профессиональном образовании.

Хм, а как теперь людям в глаза смотреть, которые уволились или были уволены?

Итак, буду краток и приведу пару моментов (цитат) на которые стоит обратить внимание:
1. День вступления в силу нового Приказа, цитирую:

…Установить, что настоящий приказ вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона от 20 декабря 2017 г. № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»

2. У контролеров технического состояния требования к образованию изменились. Если в Приказе Минтранса №287 требования к дипломам были по специальностям, то в новом проекте теперь есть требования к дипломам по специальностям и по профессиям, цитирую новую редакцию:

…К контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляется одно из следующих требований:

наличие диплома о среднем профессиональном образовании по профессиям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее трех лет;

наличие диплома о среднем профессиональном образовании по профессиям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств, с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее трех лет;

наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;
наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» без предъявления требований к стажу (опыту) работы;

наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств без предъявления требований к стажу (опыту) работы.

3. У специалистов ответственных за обеспечение по БДД, требования к образованию расширились, цитирую:

…К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:

наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прохождение в установленном порядке аттестации на право занимать соответствующую должность;

наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прохождение в установленном порядке аттестации на право занимать соответствующую должность;

наличие диплома о высшем образовании по направлениям подготовки или специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

наличие диплома о высшем образовании по направлениям подготовки или специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прохождение в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность

Ну что ж, не забываем, что все эти изменения с декабря 2018 года будут касаться не только перевозчиков, но и тех кто просто перемещает своих сотрудников или материалы (без договора).

То есть, если есть ИП Чижиков, который ремонтирует квартиры и у него есть автомобиль, в котором он перемещает краски, обои и кисточки, а также перемещает помошника-напарника, то теперь ИП Чижикову надо принять в штат обученного специалиста по БДД (обученного и аттестованного) и решить вопрос, где взять обученного контролера.

Приказ Минтранса России № 287: кому теперь нужно обучаться безопасности дорожного движения

ЗВОРЫГИН Константин Валентинович
директор ООО «Транспортный консалтинг»

Номер журнала:

Рубрика:

Начнем с типичных ситуаций, в которых оказались многие руководители, специалисты и ИП с выходом Приказа Министерства транспорта РФ от 28.09.2015 г. № 287 (ред. от 02.03.2017 г.) «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Что делать, если вы не обучены, но аттестованы
У руководителя, заместителя руководителя, начальника транспортного отдела, инженера по БДД или ИП есть удостоверение о том, что он прошел обучение в рамках требований приказа Минтранса РФ от 22.06 1998 г. № 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом» (на сегодняшний день приказ утратил силу).
Обучение проходило по программе повышения квалификации объемом 32 часа: «Программа повышения квалификации специалистов по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации». Специалист получил удостоверение от образовательного учреждения о прохождении курса и затем был успешно аттестован в надзорном органе, где ему выдали удостоверение о соответствии занимаемой должности.
Обратите внимание, что обучение по БДД и аттестация по БДД — это два разных мероприятия. Так как они следуют одно за другим, это выглядит как единый процесс. Однако к каждому из них привязана своя нормативная база, и их следует рассматривать отдельно друг от друга.
Поэтому, если вы как специалист, ответственный по БДД, аттестованы в надзорном органе и у вас на руках соответствующее удостоверение, то вопрос об аттестации закрыт. Следующая аттестация у вас будет через пять лет. В приказе Минтранса РФ № 13/11 сказано, что досрочно аттестация производится в случаях, когда в организациях выявлены грубые нарушения норм и правил, регулирующих безопасную эксплуатацию транспортных средств, или совершаются транспортные происшествия с тяжелыми последствиями.
Итак, в связи с тем, что вступили в силу новые квалификационные требования, переаттестация не нужна. Однако вопрос с образованием или обучением открыт, так как специалист аттестован, но не соответствует новым профессиональным и квалификационным требованиям.
Вместе с появлением приказа Минтранса РФ № 287 в КоАП РФ появилась ст. 12.31.1 «Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», которая запрещает осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам. Наказание — административный штраф на должностных лиц в размере 20 тыс. руб., на юридических лиц — 100 тыс. руб.
В Приказе Минтранса РФ № 287 сказано, что к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:
— наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
— наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Рассмотрим варианты:
— Специалист имеет высшее образование по специальности (направлению), не входящей в укрупненную группу 23.00.00, и имеет удостоверение о прохождении курса в 82 часа. Такой специалист не соответствует квалификационным требованиям, потому что у него нет диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Здесь все поправимо: специалисту необходимо пройти обучение по БДД в рамках новых требований, а аттестация у него уже есть.
— Специалист не имеет базового высшего образования (например, только среднетехническое) и имеет удостоверение о прохождении курса в 82 часа. Такой специалист не соответствует квалификационным требованиям, потому что у него нет диплома о высшем образовании, также отсутствует диплом о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Таким специалистам сейчас труднее всего. Есть случаи, когда инженер по БДД, имея среднетехническое образование и проработав в должности более 10 лет, теперь не вписывается в требования законодательства. Ему грозит увольнение.

Что делать, если вы обучены, но не аттестованы
У специалиста по обучению БДД есть удостоверение о том, что некоторое время назад (например, в начале 2016 г.) он прошел курсы подготовки по БДД по программе объемом 82 часа: «Программа квалификационной подготовки по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации». Ему выдали удостоверение, но по каким-то причинам он не прошел аттестацию. Например, заболел, или неожиданно сменил работу, или решил, что на подходе новый Приказ Минтранса № 287 и лучше подождать нововведений. Так или иначе, но удостоверение о подготовке по программе в 82 часа не вписывается в действующие квалификационные требования.
Специалисту, имеющему базовое высшее образование, в таких условиях нужно сделать следующее:
1. Если специалист имеет высшее образование по специальности (направлению), не входящей в укрупненную группу 23.00.00, то ему необходимо получить дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения (с выдачей диплома установленного образца), а после этого аттестоваться в надзорном органе.
2. Если специалист имеет высшее образование по специальности (направлению), входящей в укрупненную группу 23.00.00, ему необходимо повысить квалификацию. Это связано с тем, что согласно Приказу Минтранса РФ № 13/11 аттестация проходит только после повышения квалификации.
Так как приказ Минтранса РФ от 23.07.1998 г. № 91 «Об утверждении типовых программ квалификационной подготовки специалистов юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте» отменен, то программу повышения квалификации образовательное учреждение может разработать и утвердить самостоятельно. Это может быть программа объемом, например, 32, 40 или 48 часов. Количество часов в такой программе теперь законодательно не установлено.
После того как специалист повысил квалификацию, он с удостоверением от образовательного учреждения может обратиться в надзорный орган для аттестации.

Что делать, если вы не обучены и не аттестованы
Вы как руководитель, специалист или ИП решили выполнить требования законодательства в рамках Приказа Минтранса РФ № 287 и выполнить требование по аттестации специалиста, ответственного по БДД. Ваши действия как специалиста, ответственного по БДД, точно такие же, как в предыдущем случае.
Здесь будет уместно дать комментарий в части образования и образовательного процесса. Если раньше обучение было только очным, то теперь получить дополнительное образование можно дистанционно. Это закреплено в ст. 16 Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Дипломы очного и дистанционного обучения абсолютно равноценны.
Отметим, что утвержденного или аккредитованного списка образовательных учреждений нет. Поэтому будет слитно, если в надзорном органе скажут, что диплом, который вы им предъявили, приниматься во внимание не будет. В соответствии с Приказом Минтранса РФ № 287 необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам.
После того, как вы получите диплом о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, или после того, как вы получите удостоверение о повышении квалификации (повысить квалификацию можно также дистанционно), вы можете подать документы в аттестационную комиссию надзорного органа.

Какие специалисты должны обучиться по Приказу Минтранса РФ № 287
В соответствии с приказом Минтранса РФ № 287 квалификационные требования предъявляются к следующим профессиям и должностям работников:
— диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
— контролер технического состояния автотранспортных средств;
— контролер технического состояния городского наземного электрического транспорта;
— специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
— консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.
В списке отсутствуют директор, заместитель директора, начальник отдела, инженер, механик и т. д. Это значит, что диспетчера, контролера, специалиста (ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения) следует рассматривать, в первую очередь, как профессию. Важно понять, что в штатном расписании должен быть либо диспетчер, контролер, специалист (ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения), либо другое должностное лицо (как бы оно не называлось), которое выполняет работу по этим профессиям.
Например, по штатному расписанию есть начальник отдела по развитию. У него могут быть прямые обязанности как начальника отдела по развитию, так и дополнительные обязанности как специалиста, ответственного за обеспечение БДД. Все эти обязанности должны быть отражены в должностной инструкции. Другими словами, он будет работать как начальник и по профессии «Специалист, ответственный за обеспечение БДД».
Или, например, есть по штатному расписанию механик. У него обязанностей может быть много: работа с помещениями, пожарным оборудованием, подъемными механизмами. Но также у него может быть дополнительная работа по профессии «Контролер».
В том и другом примере начальник отдела по развитию и механик должны соответствовать квалификационным требованиям в рамках приказа Минтранса РФ № 287, так как оба выполняют работу по соответствующим профессиям.

На кого распространяется действие Приказа
Минтранса № 287

В рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 годах» было разработано учебно-методическое пособие по обеспечению дополнительного образования специалистов автомобильного транспорта. Данное пособие было размещено на официальном сайте Минтранса РФ. В нем сказано, что в зависимости от характера эксплуатации автотранспортных средств все субъекты транспортной деятельности подразделяются на две категории:
— субъекты, эксплуатирующие транспортные средства для удовлетворения собственных нужд;
— субъекты, выполняющие перевозки, то есть оказывающие третьим лицам возмездные транспортные услуги, перевозя пассажиров или грузы на основе соответствующих договоров перевозки.
Принадлежность организации к той или иной группе определяется, прежде всего, видами деятельности, указанными в ее уставе, в частности наличием или отсутствием в уставе понятия «перевозка» в том или ином сочетании.
Закон устанавливает к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным и наземным городским электрическим транспортом, дополнительные требования по сравнению с прочими субъектами транспортной деятельности. Эти требования сформулированы в п.п. 3 и 4 ст. 20 ФЗ-БДД.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:
— обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
— обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом.
Отсюда можно сделать вывод: если организация занимается деятельностью по перевозке пассажиров и/или грузов (данная деятельность должна быть обозначена в уставе организации), то значит она находится в рамках требований Приказа Минтранса № 287. Если же организация просто перевозит бухгалтера предприятия в налоговую или директора на совещание, то такая деятельность — вне рамок квалификационных требований.

Приказ Минтранса 287 от 28.09.2015 с изменениями (2019)

Главная » Транспортные средства » Приказ Минтранса 287 от 28.09.2015 с изменениями (2019)

Общая информация

С нынешнего года в область безопасности дорожного движения были введены некоторые нормативы. Они были установлены приказом N 287, который издал Минтранс РФ 28.09.2015 г.

Важно! В данном нормативно-правовом акте перечислен ряд специальных требований, предъявляемых к гражданам и организациям, которые используют транспортные средства.

Под словосочетанием «безопасность дорожного движения» понимаются особые действия органов власти. Они имеют направленность на предупреждение обстоятельств, которые служат причиной возникновения аварий. Такая мера позволит улучшить обстановку на дорогах.

На кого распространяется

Требования, предъявляемые вышеназванным приказом, относятся к некоторым профессиям и должностям.

В первую очередь, это водители:

  • с категориями «B», «BE» (в частности легковых такси);
  • с категориями «C», «C1», «CE», «C1E» (грузовых машин);
  • с категориями «D», «D1», «DE», «D1E» (автобусы);
  • с категорией «Tb» (троллейбус);
  • с категорией «Tm» (трамвай);
  • транспортных средств, которые везут опасный груз;
  • крупногабаритных или тяжеловесных автомобилей или тех машин, которые сопровождают такие автомобили;
  • транспортных средств, которые оборудованы устройствами для подачи световых и звуковых сигналов;
  • транспортных средств, которые везут пассажиров и грузы в международных рейсах.

Учтите! Помимо этого, приказ 287 действует и в отношении следующих должностей:

  • диспетчеров автомобилей и электрического транспорта;
  • контролеров оборудования автомобилей;
  • контролеров оборудования трамваев и троллейбусов;
  • сотрудников, отвечающих за гарантию БДД;
  • специалистов в области безопасности транспортировки опасных грузов.

К каким организациям применяется

В соответствии с действующим пособием о дополнительном образовании сотрудников АТС компании, которые работают в сфере автомобильных перевозок, делятся на две разновидности:

  • транспортирующие грузы и/или пассажиров для собственных надобностей;
  • оказывающие услуги по перевозкам грузов и пассажиров для других лиц в рамках заключенного соглашения.

При этом компании обязаны иметь:

  • сотрудника, который отвечает за БДД, аттестованного для этой специализации;
  • сотрудников, которые соответствуют требованиям к квалификации и профессиональным навыкам, предъявляемым к этим специалистам.

Назначение документа

Приказ N 287 включает в себя требования, выдвигаемые для представителей некоторых профессий, имеющих определенные должности в области использования транспортных средств.

Такие сотрудники должны знать те нормативные акты, которые регулируют порядок организации дорожного движения.

Эти нормативные акты содержат следующие сведения:

  • ПДД;
  • требования в отношении безопасности управления транспортными средствами в разных условиях, которые гарантируют БДД;
  • нормативы в отношении транспортировки пассажиров, их багажа;
  • информацию об ОСАГО.

Запомните! Эти акты предназначены для достижения некоторого уровня безопасности участников движения. Если произойдет авария, то они будут знать, что делать в случае получения увечья либо повреждения собственности.

Главные положения Приказа

Все транспортные предприятия обязаны внести в свой штат должность с соответствующим кругом обязанностей.

Занимающий ее гражданин должен создать условия, которые поспособствуют безопасности движения на дорогах.

Этот сотрудник обязан пройти аттестацию в зафиксированном в законодательстве порядке, чтобы иметь право пребывать на этой должности.

Помимо этого, ответственный за обеспечение БДД сотрудник обязан иметь диплом об окончании ВУЗа по специальности «Техника и технологии наземного транспорта».

Он обязан обладать следующими знаниями:

  • знание нормативных актов в сфере обеспечения безопасности движения;
  • основы трудового права;
  • требования противопожарной безопасности;
  • правила использования транспортных средств особых категорий;
  • методы планирования и учета управления движением транспортными средствами;
  • основы организации трудовой деятельности предприятия, производственного процесса его сотрудников.

С июня прошлого года иностранные лица имеют право на трудоустройство по профессии водитель. Но они обязаны иметь национальное водительское удостоверение.

Такая норма не распространяется на лиц, который прибыли из государств, в которых русский язык считается официальным.

Посмотрите видео. Приказ Минстранса № 287:

Изменения на 2019 год

С начала нынешнего года начал действовать в полную силу приказ N 287 Минтранса вместе с внесенными в него изменениями.

Теперь для водителей, эксплуатирующих легковые автомобили в роли такси, выдвигается требование касательно их водительского стажа. Он должен равняться трем годам и больше.

Согласно новым требованиям, водители всех категорий обязаны:

  • соблюдать Правила дорожного движения;
  • находиться в уравновешенном ментальном состоянии;
  • производить проверку состояния автомобиля;
  • исправлять незначительные поломки, которые возникают в процессе использования транспортного средства;
  • обеспечивать безопасную посадку и высадку перевозимых пассажиров, их транспортировку;
  • принять багаж, разместить и доставить его по месту назначения;
  • не превышать безопасную скорость передвижения;
  • соблюдать требуемую ПДД дистанцию при движении автомобиля;
  • использовать при совершении маневров зеркала заднего вида;
  • предугадывать возникновение факторов, потенциально могущих создать аварийную ситуацию, и осуществлять меры для их предотвращения.

Помимо вышеназванных требований, водители категории «С» обязаны знать устройство грузовых транспортных средств, принципы их деятельности.

Такая же ситуация с транспортными средствами, имеющими прицепы. Водитель обязан в ходе их использования соблюдать правила и нормы охраны труда, осуществлять технический осмотр.

Помимо этого, он должен держать на контроле работу грузчиков по перемещению грузов, их креплению, также обязан использовать в работе тахограф.

Учтите! В соответствии с приказом N 287 Минтранса водитель автобуса должен быть знаком с существующими нормативными актами об ответственности за причинение ущерба жизни и здоровью пассажиров, их собственности.

Транспортировку несовершеннолетних лиц на автобусе должен производить гражданин, обладающий стажем работы в один год в качестве водителя транспортных средств категории «D».

Если он лишался водительского удостоверения в последний год трудовой деятельности либо подлежал аресту, то он не может быть допущен к перевозке несовершеннолетних.

Управление троллейбусами, трамваями разрешается для водителей, владеющих навыками:

  • осуществления перевозки пассажиров наземным электрическим транспортом, используемым в границах населенного пункта;
  • эксплуатации троллейбусов, в частности с электрическими установками, напряжение которых равняется одной тысяче вольт и больше

Водитель, который занимается транспортировкой опасного груза, обязан обладать водительским стажем управления транспортными средствами необходимой категории, равным одному году.

Он обязан быть знаком с основными категориями возможных источников вреда, который может быть вызван грузом, а также его последствия.

Определенные требования устанавливаются в отношении его привлечения к административным санкциям за нарушение Правил дорожного движения в виде лишения водительского удостоверения и ареста.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Что еще нужно знать

Организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются перевозкой автомобильным и электрическим транспортом в процессе собственной деятельности должны исполнять некоторые обязанности. Правила устанавливаются статьей 20 вышеназванного приказа.

К таким можно отнести следующие требования:

  • назначение ответственного работника, который обязан следить за безопасностью дорожного движения;
  • гарантия соответствия профессиональным и квалификационным требованиям сотрудников специализированных предприятий

Важно! Чаще всего на местном уровне функции государства по проведению политики и нормативного регулирования в области использования транспортных средств осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти.

Он определяет механизм получения права на осуществление обязанностей ответственного гражданина, который обязан быть аттестован.

Безопасность дорожного движения должна обеспечиваться активными и пассивными действиями, которые способствуют предотвращению аварий, уменьшают их количество и уменьшают тяжесть их итогов.

К первой категории относятся:

  • рациональное строительство объектов, которые составляют дорожную инфраструктуру, их расположение;
  • определение влияния дорожных объектов на возможность возникновения аварий;
  • улучшение организации движения на автомагистралях страны;
  • использование безопасных методов движения;
  • контроль соблюдения участниками дорожного движения требуемых правил;
  • проведение обязательного технического осмотра транспортных средств

Пассивные меры в первую очередь заключаются в усовершенствовании технических ресурсов, технических узлов и деталей транспортных средств и методов персональной защиты пешеходов.

Они имеют направленность на предупреждение обстоятельств, которые служат причиной возникновения аварий. Они предназначены для достижения некоторого уровня безопасности участников движения. Такие действия способствуют существенному улучшению обстановки на дорогах и магистралях.

Где пройти обучение

Действующая нормативно-правовая база не зафиксировала ограничений по месту проведения обучения. Нет разрешенного списка образовательных учреждений.

Получить образование можно в любой компании, которая осуществляет обучение согласно действующим нормативным актам.

Прежде получить специальное образование на специалиста по безопасности дорожного движения разрешалось только в очной форме, теперь ситуация претерпела изменения. В соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ разрешается выполнение программ обучения посредством дистанционных технологий.

Это существенно упрощает образовательную деятельность, так как сотрудник может обучаться, находясь в любом месте. К тому же нет разницы между дипломом отучившегося гражданина на очной форме и дистанционно.

Посмотрите видео. Обучение специалистов по 287 и 59 Приказам Минтранса:

Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

8 (499) 322-73-27

Москва, Московская область

8 (812) 507-82-87

Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 551-71-02

Федеральный номер для других регионов России

Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме. Пишите! Мы поможем решить вашу юридическую проблему.

Приказ Минтранса №287 утрачивает силу. Уже?

Цитата
Не успели мы оправиться от нового Приказа Минтранса №287, не успели мы оправиться от новостей по поводу новой редакции статьи 20 ФЗ-196 «О БДД», как уже вышел проект нормативного акта в котором черным по белому написано:

…Признать утратившими силу приказы Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (зарегистрирован Минюстом России 9 декабря 2015 г., регистрационный № 40032)…

И вместо него будет новый нормативный документ (полагаю в виде Приказа Минтранса), который будет называться так (рабочая редакция):

«Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд)»

Понятно одно, что Приказ Минтранса №287 в своей нынешней редакции уже не вписывается в новую редакцию статьи 20 ФЗ-196 «О БДД», которая вступает в силу в декабре 2018 года.

Тем более накопились корректировки и поправки на основе недовольства самих специалистов по БДД, которые были «выброшены на улицу».

Я имею в виду тех, кто проработал 10-20 лет инженером по БДД (со средним техническом образованием) и после выхода Приказа Минтранса №287, не имея высшего образования, был вынужден уволиться.

Это было жестко.

Но теперь в новом проекте изменяются Квалификационные требования. И теперь законодатели хотят реабелитироваться, разрешая быть специалистом по БДД и тем, кто имеет наличие диплома о среднем профессиональном образовании.

Хм, а как теперь людям в глаза смотреть, которые уволились или были уволены?

Итак, буду краток и приведу пару моментов (цитат) на которые стоит обратить внимание:
1. День вступления в силу нового Приказа, цитирую:

…Установить, что настоящий приказ вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона от 20 декабря 2017 г. № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»

2. У контролеров технического состояния требования к образованию изменились. Если в Приказе Минтранса №287 требования к дипломам были по специальностям, то в новом проекте теперь есть требования к дипломам по специальностям и по профессиям, цитирую новую редакцию:

…К контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляется одно из следующих требований:

наличие диплома о среднем профессиональном образовании по профессиям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее трех лет;

наличие диплома о среднем профессиональном образовании по профессиям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств, с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее трех лет;

наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;
наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» без предъявления требований к стажу (опыту) работы;

наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств без предъявления требований к стажу (опыту) работы.

3. У специалистов ответственных за обеспечение по БДД, требования к образованию расширились, цитирую:

…К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:

наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прохождение в установленном порядке аттестации на право занимать соответствующую должность;

наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прохождение в установленном порядке аттестации на право занимать соответствующую должность;

наличие диплома о высшем образовании по направлениям подготовки или специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

наличие диплома о высшем образовании по направлениям подготовки или специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прохождение в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность

Ну что ж, не забываем, что все эти изменения с декабря 2018 года будут касаться не только перевозчиков, но и тех кто просто перемещает своих сотрудников или материалы (без договора).

То есть, если есть ИП Чижиков, который ремонтирует квартиры и у него есть автомобиль, в котором он перемещает краски, обои и кисточки, а также перемещает помошника-напарника, то теперь ИП Чижикову надо принять в штат обученного специалиста по БДД (обученного и аттестованного) и решить вопрос, где взять обученного контролера.

Читайте также:  Как грамотно составить акт об отказе работника от объяснений с указанием даты и времени?
Ссылка на основную публикацию