Размер должностного оклада - Komsindrom.ru

Размер должностного оклада

Как устанавливается должностной оклад

При оформлении сотрудника на новом месте работы между работодателем и работником устанавливается определенная схема оплаты труда, обязательной частью которой в львиной доле случаев является должностной оклад.

О том, для чего нужен должностной оклад, по какому принципу он рассчитывается и можно ли его изменить, мы сегодня и поговорим.

Коэффициенты для исчисления должностных окладов

Согласно трудовому законодательству должностным окладом является фиксированная сумма оплаты трудовой деятельности за исполнение собственных должностных обязанностей. Должностной оклад не может включать в себя социальные, стимулирующие или компенсационные выплаты.

Трудовой Кодекс РФ определяет базовый должностной оклад как ставку заработной платы работника государственной или муниципальной организации, осуществляющего профессиональную деятельность рабочего или служащего без учета дополнительных выплат.

Таким образом, минимальный размер заработной платы, установленный на уровне государства, положен в основу установления размеров должностных окладов сотрудников.

Оклад любого работника напрямую зависит от множества факторов, среди которых:

  • рабочая нагрузка;
  • профильное образование;
  • квалификация;
  • стаж работы.

Внимание! Должностной оклад – это фиксированная сумма оплаты труда, устанавливаемая в зависимости от занимаемой сотрудником должности, квалификации, профильного образования и стажа работы на данном предприятии.

Размер оплаты трудовой деятельности служащих устанавливается с опорой на схемы должностных окладов, которые разрабатываются на уровне организации или целой отрасли:

  1. Отраслевые схемы используются для определения окладов сотрудников организаций, финансируемых из бюджетных источников.
  2. Схемы окладов, утвержденные на уровне фирм, финансируемых за счет собственных средств, принимают форму штатного расписания с указанием номенклатуры должностей специалистов и соответствующими размерами окладов.

В схемах должностных окладов обеих групп может указываться диапазон размера заработной платы, именуемый «вилкой» окладов.

Установление минимальной и максимальной планки оплаты труда позволяет определять размеры окладов сотрудников в индивидуальном порядке, опираясь на их квалификацию, опыт работы, объем выполняемых работ и деловые качества.

Уровень профессионализма и специалистов, и рабочих определяется с помощью градации на категории, благодаря чему осуществляется дифференциация окладов сотрудников. Большинству организаций характерна трехступенчатая градация.

Согласно трудовому законодательству, положение об оплате труда может предусматривать установление персонального повышающего коэффициента:

В случае установления повышающего коэффициента, размер предстоящих выплат определяется путем математического умножения размера оклада на коэффициент.

Персональный повышающий коэффициент может быть назначен с учетом:

  • профессиональной подготовки;
  • сложности выполняемых работ;
  • степени ответственности сотрудника.

Решение о надбавке принимается руководителем предприятия в отношении каждого работника индивидуально.
Коэффициент за выслугу лет может быть установлен сотрудникам в зависимости от общего профессионального стажа на данном предприятии.

Как происходит надбавка к должностному окладу

Надбавка к окладу представляет собой дополнительную оплату профессиональной деятельности, рассчитанную на основании:

  • установленных тарифных ставок;
  • должностных окладов;
  • сдельных расценок.

Внимание! Сведения о надбавке сотрудника должны быть отражены в трудовом контракте в качестве условий оплаты трудовой деятельности.

Надбавки к окладу бывают двух видов:

Обязательными надбавками являются доплаты, установленные за выполнение определенных должностных обязанностей. Например, доплата за вахтовый график работы или работу в местности с особым климатом.

Если работодатель желает установить надбавку сотруднику при отсутствии условий для установления обязательной доплаты, то такая надбавка будет считаться персональной и устанавливается она в индивидуальном порядке.

Персональная надбавка может быть установлена работодателям за:

  • стаж работы сотрудника;
  • профессиональное мастерство;
  • работу с коммерческой тайной;
  • владение иностранным языком;
  • ученую степень;
  • результаты работы.

Надбавка может быть установлена в виде фиксированной суммы (например, 1000 рублей к окладу) или процентов (например, 15% от оклада).

В любом случае размер любой доплаты должен быть отражен в трудовом договоре. В некоторых случаях допустима отсылка к документу, определяющему порядок начисления персональной надбавки к окладу сотрудника.

Уникальный приказ об изменении (повышении) должностного оклада

Изменение оклада сотрудника может быть инициировано служебной запиской с указанием причин изменения оклада. Если окладная часть впоследствии будет уменьшена, то пожелания линейного руководителя учитываться не будут.

Причинами увеличения окладной части может стать:

  • систематическое перевыполнение плана;
  • повышение квалификации;
  • успешно пройденная аттестация;
  • большой опыт работы.

Кроме того, повышение должностного оклада может быть инициировано в результате изменения служебных обязанностей.

Для того чтобы поднять вопрос о повышении оклада:

  1. Руководитель работника должен предоставить вышестоящему начальству служебную записку с информацией о причинах увеличения оклада своему подчиненному.
  2. Впоследствии документ должен быть согласован с уполномоченным лицом или директором организации.
  3. После того, как увеличение оклада будет одобрено, сотрудник отдела кадров должен подготовить уникальный приказ о корректировке окладной части заработной платы сотрудника, а также о внесении корректировок в штатное расписание.
  4. Кроме того, все изменения должны быть отображены и в трудовом договоре. Для этого необходимо подготовить дополнительное соглашение, которое в дальнейшем будет подписано обеими сторонами.
  5. В случае достижения договоренности любого рода, составляется уникальный приказ об изменении должностного оклада и допсоглашение к трудовому контракту.

Так как данный приказ не имеет утвержденной на законодательном уровне формы, любое учреждение вправе составить его в произвольном формате на фирменном бланке предприятия. При этом крайне важно, чтобы приказ отражал следующие данные:

  • сведения о предприятии;
  • реквизиты приказа;
  • город или населенный пункт, где был составлен приказ;
  • дату составления документа;
  • изменения в условиях трудовой деятельности;
  • аргументацию необходимости изменения должностного оклада;
  • подписи сторон.

Таким образом, окончательный вариант приказа об изменении оклада должностному лицу будет выглядеть примерно следующим образом:

Организационно-правовая форма компании
«наименование»

ПРИКАЗ № (номер приказа)

о повышении оклада (имя сотрудника в дательном падеже)

В связи с (причина повышения оклада, например: улучшение качественных показателей/ изменение штатного расписания/ расширение функционала) ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Установить (должность и ФИО сотрудника) должностной оклад в размере (новая сумма оклада цифрами и прописью) рублей с (дата изменения оклада).
  2. Главному бухгалтеру (ФИО бухгалтера) обеспечить своевременные выплаты указанного в пункте 1 настоящего приказа оклада и других сумм, рассчитываемых исходя из него, а также проконтролировать корректность оформления всех кадровых документов.
  3. Инспектору отдела кадров (ФИО сотрудника отдела кадров) внести изменения в штатное расписание (дата и номер штатного расписания), установив оклад по должности (наименование должности) в размере (сумма нового оклада).
  4. Инспектору отдела кадров (ФИО сотрудника отдела кадров) подготовить дополнительное соглашение к трудовому договору (дата и номер трудового договора сотрудника) с (ФИО сотрудника) об установлении оклада в размере (сумма нового оклада) с (дата изменения оклада).
  5. Инспектору отдела кадров (ФИО сотрудника отдела кадров) ознакомить с настоящим приказом (ФИО сотрудника)под роспись.

Основание: (наименование, дата и номер документа, инициировавшего повышение оклада, например: докладная записка руководителя отдела/ приказ о внесении изменений в штатное расписание)

Генеральный директор (наименование компании) (ФИО)_______________(подпись) __

С приказом ознакомлен(а) (ФИО главного бухгалтера)_________________ (подпись) __
С приказом ознакомлен(а) (ФИО сотрудника отдела кадров)___________ (подпись) __
С приказом ознакомлен(а) (ФИО сотрудника)____________________________(подпись) __

Изменения в условиях оплаты профессиональной деятельности вступят в силу сразу же после подписания документов обеими сторонами.

Главное помнить, что как бы ни менялись условия оплаты трудовой деятельности, в случае достижения какой-либо договоренности, между сторонами должен быть составлен приказ и допсоглашение к трудовому договору об изменении условий труда. Без этой документации изменение окладной части будет считаться недействительным.

Установление должностного оклада руководителю

Каков порядок установления должностных окладов руководителя федерального бюджетного учреждения, его заместителей и главного бухгалтера?

В соответствии с п. 6Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного Постановлением №583[1] (далее — Положение № 583), заработная плата руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Должностной оклад руководителя устанавливается трудовым договором и составляет до пяти размеров средней заработной платы работников основного персонала возглавляемого им учреждения (далее — работники основного персонала). В соответствии с п. 7 Положения № 583 к основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение. Такие перечни по видам экономической деятельности устанавливаются федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Минздравсоцразвития. Например, для своих подведомственных учреждений утвердили перечни работников основного персонала:

– Рособразование (Приказ от 10.07.2008 №812);

– Минкультура (Приказ от 15.08.2008 №41);

– Минздравсоцразвития (Приказ от 13.08.2008 № 421н).

При этом Порядок исчисления средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения разработан Приказом Минздравсоцразвития РФ от 08.04.2008 №167н (далее — Порядок № 167н). Согласно п. 3 данного порядка средняя заработная плата работников основного персонала определяется путем деления суммы окладов (должностных окладов), ставок заработной платы и выплат стимулирующего характера работников основного персонала за отработанное в предшествующем календарном году время на сумму среднемесячной численности работников основного персонала за все месяцы календарного года, предшествующего установлению оклада руководителю.

Читайте также:  Какие кадровые документы нужны для ИП?

При расчете средней заработной платы работников основного персонала учитываются все выплаты стимулирующего характера независимо от источников, за счет которых они осуществляются, а выплаты компенсационного характера не учитываются (п. 2 Порядка № 167н).

При определении среднемесячной численности работников основного персонала учреждения учитывается среднемесячная численность работников основного персонала, работающих на условиях полного и неполного рабочего времени, а также являющихся внешними совместителями (п. 4 Порядка №167н).

Рассмотрим на примерах порядок расчета среднемесячной численности работников основного персонала и размера должностного оклада руководителя (в примерах использованы условные данные).

Штатным расписанием федерального учреждения предусмотрено 59 ставок. Из них в соответствии с перечнем к основному персоналу относятся 42 ставки.

В бухгалтерию учреждения подан табель учета рабочего времени, в соответствии с которым работниками основного персонала в феврале 2008 г. фактически отработано:

– 21 раб. дн. (29 кал. дн.) – 40 чел. (из них 3 чел. работают на условиях неполного рабочего времени);

– 15 раб. дн. (19 кал. дн.) – 1 чел. (принят на работу 11.02.2008);

– 14 раб. дн. (20 кал. дн.) – 1 чел. (уволен 20.02.2008).

Из общего количества основного персонала при пятидневной рабочей неделе работают:

– на условиях полного рабочего времени по 8 ч в день (40 ч в неделю) – 39 чел.;

– на условиях неполного рабочего времени: по 4,8 ч в день (24 ч в неделю) – 2 чел. и по 7,2 ч в день (36 ч в неделю) – 1чел.

Определяем среднемесячную численность работников основного персонала в феврале 2008 г.

В соответствии с п. 5 Порядка 167н среднемесячная численность работников основного персонала федерального учреждения, работающих на условиях полного рабочего времени, в феврале 2008 года составила 38,3 чел. (((40 — 3) чел. х 29 кал. дн. + 19 кал. дн. + 20 кал. дн.) / 29 кал. дн.).

При этом работники основного персонала учреждения, работающие на условиях неполного рабочего времени, при определении среднемесячной численности работников основного персонала учитываются пропорционально отработанному времени (п. 6 Порядка 167н).

Сначала определяем общее количество человеко-часов, отработанных данной категорией сотрудников:
4,8 ч х 21 раб. дн. х 2 чел. + 7,2 ч х 21 раб. дн. = 352,8 чел. ч.

Далее рассчитываем общее количество человеко-дней:
352,8 чел. ч. / 8 ч = 44,1 чел. дн.

Среднемесячная численность этой категории работников в феврале 2008 года составила 2,1 чел. (44,1 чел. дн. / 21 раб. дн. в феврале).

Общая среднемесячная численность работников основного персонала в феврале 2008 года равна 40,4 чел. (38,3 + 2,1).

Заработная плата работников основного персонала учреждения за 2007 г. составила:

– сумма должностных окладов – 550 000 руб.;

– выплаты стимулирующего характера – 85 000 руб. (в том числе 25 000 руб. за счет средств от приносящей доход деятельности);

– выплаты компенсационного характера – 30 000 руб. (в том числе 10 000 руб. за счет средств от приносящей доход деятельности).

Необходимо рассчитать размер должностного оклада руководителя (кратный четырем размерам средней заработной платы работников основного персонала), который устанавливается ему с 01.12.2008 в связи с переходом на новую систему оплаты труда, при среднемесячной численности работников основного персонала 252,4 чел.

Размер должностного оклада руководителя учреждения с 01.12.2008 составит 10 063 руб. ((550 000 + 85 000) руб. / 252,4 чел. х 4).

Сотрудник, работающий в учреждении на одной и более ставке (оформленный в учреждении как внутренний совместитель), учитывается в списочной численности работников основного персонала учреждения как один человек (целая единица) (п. 6 Порядка № 167н). Среднемесячная численность внешних совместителей, являющихся работниками основного персонала учреждения, исчисляется в порядке, предусмотренном для работников основного персонала, работающих на условиях неполного рабочего времени (п. 7 Порядка № 167н).

Должностные оклады заместителей и главных бухгалтеров устанавливаются на 10 – 30% ниже должностного оклада руководителя (п. 6 Положения № 583).

Выплаты компенсационного характера для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров бюджетных учреждений устанавливаются в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 №822 (п. 8 Положения №583).

Выплаты стимулирующего характера для данной категории работников определяются федеральными органами исполнительной власти (п. 9 Положения №583). Например,руководителю учреждения, являющегося главным распорядителем, выплаты стимулирующего характера устанавливаются Правительством РФ, а их размер определяется с учетом результатов деятельности возглавляемого им учреждения. В связи с этим Минздравсоцразвития издан Приказ № 823[2], согласно которому федеральные органы исполнительной власти (иные государственные органы и организации, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета), в ведении которых находятся федеральные бюджетные учреждения, перешедшие на новые системы оплаты труда, вправе централизовать до 5% ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на оплату труда работников учреждений и гражданского персонала воинских частей подведомственных им учреждений, на выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений. Данные выплаты распространяются между подведомственными им учреждениями и используются до конца финансового года. Процент централизованных бюджетных ассигнований определяется в зависимости от размера фонда оплаты труда, планируемой суммы на выплаты стимулирующего характера с учетом деятельности учреждений, объемов работ, их сложности и социальной значимости. При этом показатели и условия стимулирования труда руководителя учреждения, позволяющие оценить результативность и качество работы учреждения, определяются главным распорядителем самостоятельно. Разработанные порядок и условия осуществления стимулирующих выплат, их размеры оговариваются в дополнительном соглашении к трудовому договору, заключенному с руководителем на срок до 1 года.

В заключение отметим, что при определении размера должностного оклада руководителя вновь созданного федерального учреждения необходимо руководствоваться Приказом Минздравсоцразвития РФ от 02.04.2008 №158н «Об утверждении Разъяснения по отдельным вопросам установления должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения», в котором говорится, что определение должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения за календарный год, предшествующий году установления его должностного оклада, размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения при создании новых федеральных бюджетных учреждений и в других случаях, когда невозможно произвести расчет средней заработной платы работников основного персонала, осуществляется главным распорядителем, в ведении которого находится данное учреждение.

[1] Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

[2] Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 823 «Об утверждении Разъяснения о реализации Постановления Правительства РФ от 22.09.2007 № 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинский частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» в части использования централизованных бюджетных ассигнований в размере до 5 процентов на выплаты стимулирующего характера руководителям федеральных бюджетных учреждений».

Что такое должностной оклад и его отличие от тарифной ставки

Должностной оклад – это минимальный фиксированный размер платы за труд, и нужно понимать, что такая выплата не может быть нормирована. Как правило, ниже должностного оклада за фактически отработанное время работодатель платить своему работнику просто не имеет права.

При этом не следует путать должностной оклад с общим размером заработной платы. Последняя всегда будет выше из-за наличия различного рода дополнительных и компенсационных выплат.

Сферы применения

В процесс расчета минимального размера платы за труд сегодня применяются два базовых понятия:

  1. Должностной оклад.
  2. Тарифная ставка.

Как правило, применение должностных окладов как минимального уровня оплаты целесообразно в тех случаях, когда невозможно установить объективные критерии оценки выполненной сотрудником работы. Такая система оплаты применяется относительно инженерных, экономических, юридических, большинства технических специальностей.

При этом, чтобы правильно устанавливать разрывы между различными профессиональными группами высококвалифицированных специалистов, для установления «вилок» и разрывов между должностными окладами учитывают:

  • сложность выполняемых действий;
  • объем возложенных на конкретного сотрудника обязательств;
  • требования к качеству конечного результата;
  • необходимый (обычно минимальный) уровень квалификации потенциального сотрудника.

Чтобы оценить сложность работы, работодателю придется учитывать наличие высокотехнологического оборудования, инструментов, сложность имеющихся технологических процессов, множественность выполняемых действий, уровнем самостоятельности специалиста во время принятия решений, а также степень ответственности за конечный результат.

В процессе оценки объема работы, которую необходимо выполнить, учитывается не только физические затраты энергии, но также объем необходимых умственных сил. Весь расчет выполняется исходя из нормальной продолжительности рабочего времени, на протяжении которого работник будет обязан выполнять возложенные на него функции.

Касательно требований к конечному результату – чем они выше, тем больше степень затрат физической и умственной энергии, необходимость быть предельно внимательным, осторожным, выполнять дополнительные проверочные действия перед тем, как конечная работа будет сдана на проверку. Не удивительно, чем выше уровень таких затрат, тем больше компенсации захочет сотрудник.

Практически все работодатели стараются взять на работу «готового» квалифицированного специалиста с образованием, опытом работы, отточенными навыками. За это сразу готовы хорошо платить. Главное, чтобы потенциальный соискатель удовлетворял требования своих нанимателей.

Помните, должностной оклад, как минимальный размер платы за труд применяется в случаях, когда оценить и объективно сравнить количество, качество, сложность работы не представляется возможным.

Соотношение с заработной платой

Как оклад соотносится с зарплатой

Оклад – это не вся зарплата, а только ее составная часть. Нужно понимать, что на законодательном уровне классическая структура заработной платы состоит из трех основных элементов:

  1. Базовая оплата. По сути, это и есть полагающийся работнику должностной оклад либо рассчитанная за период работы тарифная ставка. Ниже базового уровня оплаты труда (за вычетом налогов), работодатель выплачивать своим работникам не имеет права.
  2. Компенсационный уровень оплаты. В эту категорию относятся все полагающиеся сотруднику выплаты за дополнительный труд, нетипичные условия работы, отличающиеся от нормальных, оплату за выполнение своих обязанностей в сложных климатических и погодных условиях, а также иные, предусмотренные законодательными и локальными документами выплаты.
  3. Стимулирующие выплаты. Сюда относят все «плюшки», которыми работодатель задабривает своих работников, подстегивая их добросовестно выполнять и перевыполнять различные плановые показатели. Обычно это месячные, квартальные, разовые премии, разнообразные надбавки, доплаты, иные вознаграждения.
Читайте также:  Как правильно именовать должности в автосервисе?

Как правило, чтобы стимулировать сотрудника эффективно выполнять возложенные на него функциональные обязанности, работодатели стараются увеличивать разрыв между базовым окладом и полагающимися сотруднику стимулирующими и компенсационными выплатами.

Обычно такой подход ориентирован на конечный результат (например, в юридической сфере, когда премия выплачивается за выигранное дело). В таких компаниях должностной оклад может составлять 20 – 25% от конечного уровня заработной платы.

В то же время отдельные категории работников изначально являются высоко востребованными и высокооплачиваемыми. Им не нужно что-то доказывать, куда-то гнаться, кого-то побеждать. Главное, чтобы все выполнялось планомерно.

К таким сотрудникам можно отнести, к примеру, программистов, работников ИТ-сферы. В их случае должностной оклад составляет порядка 90% от всей заработной платы.

Помните, конкретные оклады, ставки, системы оплаты труда, разнообразие стимулирующих выплат обычно устанавливаются работодателем через коллективный договор.

Порядок расчета

Как устанавливаются должностные оклады

Даже с учетом перечисленных выше факторов установление конкретных вилок должностных окладов – дело довольно трудоемкое и сложное. Особенно в организациях, имеющих многоступенчатую систему управления. Обычно, чтобы распределить должностные оклады по рангам, требуется выполнить некоторые подготовительные действия.

Для начала нужно определить общий уровень фонда оплаты труда, который компания выделяет на своих работников. Из этого фонда далее нужно (обычно это делается расчетным путем) выделить сумму денежных средств из расчета в среднем на месяц, которую необходимо будет выплачивать сотрудникам в качестве должностных окладов.

Для этого по имеющейся системе оплаты труда обсчитывается наличие компенсационных и стимулирующих выплат. Тут же потребуется рассчитать средний уровень должностного оклада.

Далее, следует определить количество рангов, на которых будут применяться разные должностные оклады (обычно это от 3 до 10, в зависимости от компании).

На следующем этапе необходимо «разложить» имеющееся количество сотрудников различных уровней по своим рангам начиная с первого руководителя в виде пирамиды, которая будет разрастаться книзу.

Путем несложных вычислений вы сможете рассчитать объем денежных средств на каждый из рангов, а дальше просто разделить их на количество требуемых сотрудников на каждом ранге и, таким образом, установить средний уровень окладов.

После этого целесообразно внедрить «вилки», представляющие собой небольшие отступления в верхнюю и нижнюю сторону от среднего значения рассчитанного оклада. Тем самым в будущем вы получите возможность даже на одной должности стимулировать или наказывать сотрудников с одинаковым уровнем квалификации.

Помните, любой расчет должностных окладов должен опираться на экономически обоснованный размер фонда оплаты труда, сбалансированную структуру организации, а также предусматривать определенный резерв в случае необходимости что-то корректировать.

Не нужно забывать, что зарплатный фонд компании обычно составляет от 20 до 90% от всего денежного оборота. Поэтому к расчету должностных окладов стоит подходить со всей серьёзностью, чтобы не стать банкротом уже по итогам первого трудового месяца.

При этом расчёт оклада осуществляется без учета необходимости уплаты налогов. Их придется выплачивать либо с тела оклада (если больше ничего не запланировано насчитывать), либо с общего уровня получаемой работником заработной платы.

Как рассчитываются надбавки к окладу

Расчет надбавок к должностному окладу

Учитывая, что общая заработная плата включает в себя оклад, являющейся ее неизменной частью, расчет других составляющих, обычно выполняется в процентном соотношении к базовому окладу. Это означает, что компенсационные или стимулирующие выплаты будут напрямую зависеть от уровня должностного оклада.

К примеру, если общий размер премии работникам устанавливается на уровне 10% от должностного оклада, то инженер с окладом в 10000 рублей получит 1000 рублей премии, в то время как инженеру с окладом 15000 рублей будет полагаться 1500 рублей.

В некоторых случаях компенсационные, а также стимулирующие выплаты могут носить фиксированный размер. К примеру, плата за разъездной характер работы, командировочные выплаты в большинстве случаев одинаковы для всех сотрудников, невзирая на должности.

В то же время, если коллективным договором предусмотрены денежные премии к наградам (например, к грамотам, медалям, знакам и другим) они также будут одинаковыми для всех сотрудников компании.

К наиболее часто применяемым выплатам, рассчитываемым в процентном соотношении к должностному окладу, следует отнести:

  • месячная, квартальная премия;
  • надбавка за интенсивность труда;
  • регулярные ежемесячные стимулирующие выплаты за выслугу лет (преданность компании);
  • доплаты за временное выполнение работы отсутствующего коллеги;
  • различные региональные коэффициенты.

Фиксированные выплаты применяются в таких случаях:

  • оплачивается разъездной характер работы (один тип работы, невзирая на ранги и должности);
  • фиксированный размер премии за выполненную работу;
  • выплаты к праздникам;
  • поощрение награжденных сотрудников одинаковыми наградами.

Помните, фиксированный или процентный размер дополнительных зарплатных выплат за определенную работу устанавливается условиями коллективного договора в пределах имеющегося фонда оплаты труда.

Различия между тарифной ставкой и окладом

Хоть тарифная ставка и оклад считаются минимальными денежными гарантированными выплатами за труд, они имеют определенные различия. Тарифная ставка устанавливается для рабочих специальностей, где есть возможность четко нормировать количество и качество труда и конечного результата.

Должностной оклад устанавливается исходя из месячного периода работы, в то время как ставка рассчитывается за час работы. При выполнении различной по уровню квалификации работы уровень ставки может меняться (в большую сторону).

В случае применения тарифной ставки все компенсационные и стимулирующие выплаты могут рассчитываться исходя из фактического уровня минимальной оплаты (суммированное количество ставок за норму часов в месяц) либо расчетной тарифной ставки (ставка умножается на месячную норму часов работы).

Тарифная ставка может «привязываться» к объемам и качеству выполняемой работы, в то время, как оклад – это минимально гарантированная выплата, которую получит штатный сотрудник за отчетный период.

Помните, применение тарифных ставок осуществляется к обычным рабочим категориям, где есть возможность четко подсчитать количество и качество выполненной работы.

Оклад, зарплата, компенсация, премия, надбавки: в чем разница, узнайте в этом видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы

Первая составляющая часть — оклад (должностной оклад) — в соответствии с положениями статьи 129 ТК РФ представляет собой фиксированный размер оплаты труда работников, в который не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Данная часть заработной платы устанавливается за исполнение должностных обязанностей (по должностям руководителей и служащих) или трудовых обязанностей (по профессиям рабочих) в расчете за календарный месяц или за иную единицу времени.

На основе должностных окладов осуществляется оплата труда работников из числа служащих, за исключением служащих из числа отдельных педагогических работников, оплата труда которых осуществляется на основе ставок заработной платы.

В свою очередь, на основе окладов осуществляется оплата труда работников, относящихся к профессиям рабочих. При этом необходимо учитывать, что в учреждениях отдельных главных распорядителей средств федерального бюджета рабочим принято устанавливать тарифную ставку (а не оклад).

В соответствии со статьей 129 ТК РФ под базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы понимаются минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Тарифная ставка — это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени также без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

На основе ставок заработной платы осуществляется оплата труда отдельных педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, являющуюся расчетной величиной, применяемой при исчислении их заработной платы с учетом конкретного объема учебной нагрузки (педагогической работы);

В соответствии с пунктом 3 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Под профессиональными квалификационными группами (ПКГ) понимаются группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированных с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (статья 144 ТК РФ).

Критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам определены приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 525.

Профессии рабочих и должности служащих формируются в ПКГ с учетом вида экономической деятельности по следующим критериям:

  • отдельные должности служащих из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников, к которым предъявляются требования о наличии ученой степени и (или) ученого звания, и должности руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия высшего профессионального образования;
  • должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования;
  • профессии рабочих и должности служащих, в т. ч. руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия начального или среднего профессионального образования;
  • профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования.
Читайте также:  Как уведомить персонал о реорганизации в форме присоединения?

Отнесение профессий рабочих и должностей служащих к ПКГ осуществляется по минимальному уровню требований к квалификации, необходимому для работы по соответствующим профессиям рабочих или для занятия соответствующих должностей служащих.

В порядке исключения отдельные должности служащих, имеющие важное социальное значение, могут быть отнесены к ПКГ исходя из более высокого уровня требований к квалификации, необходимого для занятия соответствующих должностей служащих.

При этом профессии рабочих и (или) должности служащих, входящие в одну ПКГ, могут быть структурированы по квалификационным уровням этой ПКГ в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификационной подготовки, необходимой для работы по профессии рабочего или занятия должности служащего.

Одна и та же профессия рабочего или должность служащего может быть отнесена к разным квалификационным уровням в зависимости от сложности выполняемой работы, а также с учетом дополнительных показателей квалификации, подтвержденных сертификатом, квалификационной категорией, стажем работы и другими документами и сведениями.

ПКГ утверждаются Минздравсоцразвития России (перечень документов приведен в приложении № I.3.4).

Внутри ПКГ должности служащих и профессии рабочих группируются по квалификационным уровням. На основе принятой классификации по профессиональным квалификационным группам и (или) квалификационным уровням работникам устанавливаются оклады (должностные оклады), ставки заработной платы. Таким образом обеспечивается дифференциация уровней оплаты труда всего круга работников бюджетной сферы. Чем выше уровень профессиональной квалификационной группы и квалификационный уровень внутри ПКГ, тем выше должен быть размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы конкретного работника.

Распределение должностей служащих и (или) профессий рабочих по профессиональным квалификационным группам и (или) квалификационным уровням осуществляется именно с целью дифференциации уровней оплаты труда сотрудников.

Назначение на должность, определение соответствия работника занимаемой должности, присвоение тарификационных разрядов рабочим, квалификационных категорий служащим и прочие вопросы должны решаться на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС).

Также соответственно ПКГ в ряде случаев устанавливаются дополнительные выплаты по оплате труда.

Распределение должностей служащих и профессий рабочих по соответствующим профессиональным квалификационным группам и профессиональным квалификационным уровням приведено в приложении № I.3.5.

Учреждения при установлении окладов работникам в первую очередь исходят из базовых (минимально гарантированных) окладов (ставок), определенных соответствующими министерствами (ведомствами) в принятых ими примерных положениях (см. приложение № I.3.1).

При этом необходимо учитывать, что определенные соответствующими главными распорядителями средств федерального бюджета базовые оклады (ставки) являются рекомендательными. В случае наличия достаточных ассигнований учреждения вправе предусмотреть установление окладов своим сотрудникам на более высоком уровне.

В соответствии с пунктом 7.1 Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений (утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 № 425н) минимальные размеры окладов (ставок) работников по соответствующим ПКГ рекомендовано устанавливать с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности и не ниже действующих на период введения новых систем оплаты труда тарифных ставок (окладов), установленных на основе ЕТС.

Затем на основе расчетов по объемам имеющегося бюджетного финансирования может производиться корректировка размеров окладов (ставок) в сторону повышения.

В учреждениях силовых министерств и ведомств, на которые не распространяется действие утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, размеры должностных окладов (окладов) определяются в соответствии с положениями ведомственных нормативных правовых актов (см. приложение № I.3.3), предусматривающих конкретные или вилочные (в пределах «от» и «до») значения.

Оклады работникам (из числа тех, оплата труда которых до 1 декабря 2008 г. строилась на основе ЕТС), занятым в центральных аппаратах и (или) территориальных органах федеральных государственных органов власти, устанавливаются на основании соответствующих ведомственных нормативных актов (см. приложение № I.3.2), а также положений приказа Минздравсоцразвития России от 27.08.2008 № 450н.

Данным приказом определены минимальные размеры окладов работников, занимающих должности служащих. Они определены на основе отнесения занимаемых служащими должностей к соответствующим ПКГ, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 № 247н:

Перечень должностей

Рекомендуемый размер оклада (должностного оклада), рублей

Наименования должностей, отнесенных к ПКГ «Общеотраслевые должности служащих первого уровня»

Наименования должностей, отнесенных к ПКГ «Общеотраслевые должности служащих второго уровня»

Тарифная ставка

Тарифная ставка – это закрепленная документально величина вознаграждения за достижение трудовой нормы той или иной степени трудности работником определенной квалификации за принятую единицу времени.

Главный принцип применения тарифных ставок – одинаковое вознаграждение за равную меру труда. Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации тарифная ставка фиксируется в трудовом договоре работника вместе с другими обязательными условиями трудового договора.

Суть понятия «тарифная ставка»

Тарифная ставка – это минимум оплаты труда за конкретный объем работы, выполненный работником определенной квалификации.

Тарифная ставка является денежной выплатой работнику за выполнение заданий определённой сложности в установленные сроки. Эта сумма фиксируется в трудовом договоре и является минимальной гарантированной оплатой труда, ниже которой сотрудник не может получать при условии выполнения всех обязанностей.

На основе тарифной ставки работодатель рассчитывает сумму заработка своего сотрудника. При этом учитывается профессия/должность, категория/разряд, а вот различные стимулирующие, компенсационные и социальные выплаты в расчет не берутся.

Расчетное время тарифной ставки

Временным периодом, за который рассчитывается тарифная ставка, может быть любой удобный работодателю промежуток:

Часовые тарифные ставки удобно устанавливать, если на предприятии действует сменный график, приводящий к необходимости ведения режима суммированного учета рабочего времени, а также когда работают сотрудники-почасовики.

Часовая тарифная ставка работника обязательно используется при расчете оплаты:

в опасных, тяжелых и вредных условиях;

за сверхнормативную выработку;

Определяется почасовая тарифная ставка на вашем предприятии двумя способами.

При первом способе почасовая тарифная ставка определяется путем отношения оклада (месячной ставки) к количеству рабочих часов в данном месяце согласно календарю. При втором способе почасовая тарифная ставка рассчитывается путем отношения оклада работника к среднемесячному количеству рабочих часов в течение календарного года.

Таким образом, часовая тарифная ставка рассчитывается делением оклада на количество отработанных часов в месяце или среднемесячное число рабочих часов за год. При этом точный алгоритм расчетов необходимо прописать в Коллективном договоре. Часовая тарифная ставка рассчитывается для оплаты за работу в ночное время, по сменному графику, за переработку и работу в праздничные или выходные дни.

За работу в ночные часы с 22 до 6 оплачивается не менее чем на 20% выше от обычной тарифной ставки. За работу в выходные и праздничные дни выплачивается двойной размер тарифной ставки или дается дополнительный выходной.

Дневные тарифные ставки применяются, когда работа выполняется в течение дня, при этом количество рабочих часов в каждом таком дне одинаковое, но отличается от обычной нормы, установленной ТК РФ. То есть, в расчетах дневные тарифные ставки используются, если количество дней фактической явки на работу в течение недели отличается от 5.

Месячные тарифные ставки действуют при постоянном соблюдении процесса нормирования рабочего времени: стабильном графике, твердых выходных. В таких условиях табель учета рабочего времени работника закрывается независимо от того, сколько часов было отработано сотрудником по факту: отработав месячную норму, он зарабатывает свою ставку.

В расчетах месячные тарифные ставки используются, только если фактическая выплата совпадает с нормами.

Функции тарифной ставки

Тарифная ставка как единица расчета заработной платы выполняет ряд важных функций:

делает соразмерными оплату труда и его содержание;

выделяет минимальную часть оплаты в зависимости от количественных и качественных признаков труда;

упорядочивает стимулирование труда в предусмотренных условиях (например, на вредном производстве, при солидном стаже, переработке и т.п.);

помогает адекватно рассчитать оплату при разных системах организации труда и рабочих графиках.

Чем оклад отличается от тарифной ставки

Должностные оклады, как и тарифные ставки – представляют собой размер оплаты труда, которые работнику устанавливают за конкретную единицу времени – день, месяц или час. Понятия эти во многом сходны.

Так, оба эти понятия отражают минимум определенного размера труда, и начисления заработной платы не могут опускаться ниже этого уровня. Но очень важно понимать, чем они различны. Потому что различия их принципиальны.

Существенные отличия должностных окладов и тарифных ставок заключаются в следующем:

Должностным окладом называют конкретный размер оплаты труда, который устанавливается при выполнении работником должностных обязанностей за календарный месяц. А тарифной ставкой называют ту же фиксированную сумму, только за выполненные трудовые нормы заданной сложности за определенное время.

Оклад находится в непосредственной зависимости от квалификации наемного работника, а тарифная ставка зависит от того разряда, который присвоен работнику.

На назначение оклада влияет должность сотрудника, его квалификация, которая определяется, основываясь на образовании, стаже работы. Когда устанавливают тарифную ставку, ориентируются на сложность труда, его интенсивность, условия и значимость.

Порядок расчета тарифной ставки

Первым делом нужно ознакомиться с тарифно-квалификационным справочником конкретной отрасли, чтобы узнать размер тарифной ставки, количество предусмотренных разрядов, наличие дополнительных выплат.

Формула для расчета следующая:

Тарифная ставка = Ставка 1-го разряда х Повышающий тарифный коэффициент.

При этом тарифный коэффициент первого разряда всегда равен 1.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».

Ссылка на основную публикацию