Судебная практика: с водителем нельзя заключать договор о полной материальной ответственности - Komsindrom.ru

Судебная практика: с водителем нельзя заключать договор о полной материальной ответственности

Содержание

Можно ли заключить с водителем договор о полной материальной ответственности?

На одной машине посменно работают два водителя. С ними заключены индивидуальные договоры о материальной ответственности за груз, полученный для перевозки.

Несут ли водители полную материальную ответственность в случае повреждения транспортного средства, и можно ли заключать с ними договоры о полной материальной ответственности в отношении транспортного средства?

Полная материальная ответственность работника состоит в обязанности возмещать причиненный ущерб в полном размере (ст. 242 ТК РФ).

Случаи полной материальной ответственности работника перед работодателем перечислены в ст. 243 ТК РФ. Одним из оснований привлечения к данному виду ответственности является недостача ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора (п. 2 части первой ст. 243 ТК РФ), под которым понимается именно договор о полной материальной ответственности.

В соответствии с частью первой ст. 244 ТК РФ письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.

На основании части второй ст. 244 ТК РФ постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85 утвержден Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества (далее — Перечень). Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Письменные договоры о полной материальной ответственности могут заключаться только с теми работниками и на выполнение тех видов работ, которые предусмотрены в Перечне (письмо Федеральной службы по труду и занятости от 19.10.2006 N 1746-6-1).

Согласно абзацу четвертому раздела I Перечня письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности могут заключаться, в частности, с работниками таких должностей, как заведующие, другие руководители складов, кладовых (пунктов, отделений), ломбардов, камер хранения, других организаций и подразделений по заготовке, транспортировке, хранению, учету и выдаче материальных ценностей, их заместители; заведующие хозяйством, коменданты зданий и иных сооружений, кладовщики, кастелянши; старшие медицинские сестры организаций здравоохранения; агенты по заготовке и (или) снабжению, экспедиторы по перевозке и другие работники, осуществляющие получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей.

Такая формулировка четвертого абзаца означает, что договоры о полной индивидуальной материальной ответственности могут заключаться с сотрудниками, чьи должности не поименованы в Перечне, при условии, что такие сотрудники осуществляют получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей. Исходя из самого названия и структуры Перечня следует, что основанием для заключения с работником договора о полной индивидуальной материальной ответственности в равной степени могут являться либо занятие должности, либо выполнение работы, поименованных в Перечне. Подобное мнение высказывается и другими специалистами (смотрите, например, статью Переваловой Ж.А. «Все, что вы хотели узнать об индивидуальной материальной ответственности работника» в журнале «Кадровая служба и управление персоналом предприятия», N 3, март 2008 г.).

Итак, если в должностные обязанности водителей входят виды работ, указанные в Перечне, то работодатель вправе заключить с ними договоры о полной материальной ответственности, несмотря на отсутствие занимаемой ими должности в Перечне.

Отметим, что заключение договора о полной материальной ответственности не означает, что работник несет ответственность в полном размере за все имеющееся у работодателя или используемое работником при выполнении его обязанностей имущество. Эта ответственность наступает только в случае недостачи того имущества, которое было вверено работнику. Так, например, если работа водителя связана с получением, выдачей, транспортировкой материальных ценностей, то с ним может быть заключен договор о полной материальной ответственности.

Следует также отметить, что заключение с водителем договора о полной материальной ответственности в отношении транспортного средства в рассматриваемом случае не соответствует законодательству. В данной ситуации автомобиль не является транспортируемым объектом, а является лишь средством, с помощью которого водителем осуществляется транспортировка материальных ценностей. На наш взгляд, обязанность работника возместить ущерб, причиненный работодателю в результате угона или повреждения закрепленного за водителем транспортного средства, из такого договора возникнуть не может.

В то же время согласно ст. 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может быть возложена на работника в случаях:

— когда в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей (например, статья 277 ТК РФ устанавливает, что полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации, несет руководитель организации);

— умышленного причинения ущерба;

— причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

— причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

— причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

— причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Таким образом, организация может привлечь водителя к полной материальной ответственности за повреждение автомобиля лишь в том случае, если будет доказан какой-либо из фактов, указанных в п.п. 3-6 части первой ст. 243 ТК РФ. Например, если работник организации в установленном законом порядке признан виновным в совершении административного правонарушения, в результате которого был поврежден принадлежащий организации автомобиль, то он обязан возместить организации прямой действительный ущерб в полном размере.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

20 января 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Может ли работодатель заключать договор о полной материальной ответственности с водителем скорой помощи?

Если обслуживает денежные или материальные ценности.

ТК РФ, Статья 244. Письменные договоры о полной материальной ответственности работников

Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 244 ТК РФ

Письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (пункт 2 части первой статьи 243 настоящего Кодекса), то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Спасибо, теперь все ясно.

Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2017)

Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 238 ТК РФ

Читайте также:  Создаем график работы водителя – 1 человек, При суммированном учете рабочего времени в соответствии с Положением об особ-тях…

Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Благодарю за потраченное время!

Добрый день, уважаемый Евгений

Нет такой договор будет недействительным и не иметь правовых последствий

Удачи Вам и вашим близким!

Хороший ответ. Спасибо!

Может ли работодатель заключать договор о полной материальной ответственности с водителем скорой помощи?

Спасибо за помощь!

Согласно Постановления Правительства РФ от 14.11.2002 N 823

«О порядке утверждения перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности» , в этот перечень данная должность не входит.

Спасибо за объяснение!

Строго говоря, не может.

Случаи полной материальной ответственности работника перед работодателем перечислены в ст. 243 ТК РФ. Одним из оснований привлечения к данному виду ответственности является недостача ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора (п. 2 части первой ст. 243 ТК РФ), под которым понимается именно договор о полной материальной ответственности.

В соответствии с частью первой ст. 244 ТК РФ письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.

На основании части второй ст. 244 ТК РФ постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85 утвержден Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества (далее — Перечень). Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Письменные договоры о полной материальной ответственности могут заключаться только с теми работниками и на выполнение тех видов работ, которые предусмотрены в Перечне. Водители в этот перечень не входят.

Но есть один вариант при котором, можно заключить договор о мат. ответственности. Могут заключаться с водителями, чьи должности не поименованы в Перечне, при условии, что такие сотрудники осуществляют получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей.

Договор о материальной ответственности с водителем .

уважаемые коллеги! Подскажите пожалуйста можно ли с водителем заключить договор о полной мат. ответственности при условии отсутствия водителей в перечне лиц, которые могут нести такую ответсвенность в соответствие с Постановлением Минтруда № 85. Можно ли прописать такую ответственность в должностной инструкции, трудовом договоре? Или же водители будут нести ответственность по нормам ГК РФ?

Елена! При рассмотрении вопроса о полной инд. матответственности надо, в частности, обращаться к ст. 243 ТК РФ — например, если сам водитель угонит машину, ответственность в полном размере наступит независимо от наличия договора. Должность «водитель» действительно не подпадает под постановление Минтруда и под описанные там работы подогнать обязанности водителя представляется затруднительным. Ухудшать положение работника, возлагая на него ответственность, не предусмотренную законодательством о труде путем внесения соответствующих норм в локальный нормативный акт, дополнений в ДС или ТД, Вы не можете.
А как Вы предлагаете возложить на водителя ответственность по ГК РФ, исходя из того, что работник — субъект трудовых, а не гражданско-правовых отношений? если у Вас водители работают по гражданско-правовым договорам — тогда да, но тогда Ваш вопрос про ТД и ДС и мой ответ выше не будут иметь отношения к таким отношениям.

В соответствии со ст.242 ТК РФ Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Ст. 243 ТК РФ предусмотрены случаи полной материальной ответственности:
Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:
1) когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
3) умышленного причинения ущерба;
4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
5) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
6) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
8) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.
Перечень должностей и работ, при которых заключаются договора о полном материальной ответственности, предусмотрен Постановлением Минтруда № 85.
На мой взгляд, заключение с водителем договора о полном материальной ответственности будет ухудшать его положение.
Более того, это будет противоречить положениям ст. ГК РФ (ответственность владельца источника повышенной опасности и ответственности юридического лица за вред, причиненный его работником).
Также мне кажется, что автомобиль является как бы рабочим местом водителя, котрое должен ему обеспечить работодатель. (все-равно что кассир и кассовый аппарат, материальная ответсвенность кассира только за принятые денежные средства, а не за сохранность кассового аппарата, ответственность за поломку аппарата в этом случае возникает на общих основаниях). Полная материальная ответственность водителя может возникнуть в случае совершения им административного правонарушения (ст. 243 ГК РНФ).
Если же речь идет о перевозимом грузе (товаре) при наличии доступа к товару, передаче его покупателю, то здесь вопрос о заключении договора о полной материальной ответствености по сохранности груза вполне возможен (Работы: по приему и обработке для доставки (сопровождения) груза, багажа, почтовых отправлений и других материальных ценностей, их доставке (сопровождению), выдаче (сдаче).

В случае, если здесь речь идет о гражданско-правовых договорах, то есть ответ:
Вопрос: Периодически ОАО заключает договоры гражданско-правового характера с физическими лицами для выполнения отдельных работ. Следует ли ОАО заключать с ними договоры о полной материальной ответственности, если во время оказания услуг данные физические лица имеют доступ к принадлежащим организации ценностям?

Ответ: Нормами ст. ст. 243 и 244 Трудового кодекса РФ законодательно четко определено, что материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника, в частности, когда в соответствии с рассматриваемым Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей.
Кроме того, согласно норме ст. 11 ТК РФ Трудовой кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на физических лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера.
Таким образом, несмотря на то что физические лица во время выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера имеют доступ к материальным ценностям организации, нет никаких правовых оснований, чтобы в такой ситуации закл

Всем большое спасибо))))

Цена: 45 000 руб.

Если по трудовому договору работает, то какая мат. ответственность за груз? Он же не экспедитор, а водитель, у него есть конкретные обязанности- доставить груз из точки А в точку Б. В случае гибели товара по вине водителя (авария) ответственность возместить ущерб наступает по общим основниям ГК РФ.

Читайте также:  Приказ о назначении материально ответственного лица

ответственность наступает по общим основаниям ГК. А вопрос о мат отв-ти — это другой вопрос.

Не буду остро вступать в дискуссию, но считаю необходимым указать следующее.
У нас было ОЧЕНЬ много дел, связанных с мат ответственность водителя: когда в связи с пропажей/повреждением и т.д. и т.п. груза подавался иск к экспедитору/перевозчику; иск удовлетворялся (это к теме об ответственности согласно ГК); экспедитор/перевозчик в свою очередь взыскивал со своих водителей — как лиц, виновных в утрате/повреждении и тд. груза.

При этом были обычные ТД.
Согласна, многим нормам закона это противоречит.
НО: праткика обширна, судьи разные, СУДЫ — тоже разные; более того — почти все дела проходили стадии пересмотра.
Но итог один: у нас практика шла именно по изложенному пути.

Не буду судить, хорошо или плохо это, но считаю мнение судов (не одного удьи, или одного суда — а разных судей, суов и разных инстанций) — компетентными.

Материальная ответственность водителя за автомобиль

Судебная практика: с водителем нельзя заключать договор о полной материальной ответственности

Нередко работодатели в нарушение установленных правил заключают договоры о полной материальной ответственности с работниками, которые не поименованы в специальном перечне, утвержденном Минтруда России 1. Судебная практика подтверждает, что в такой ситуации получить с работника полное материальное возмещение не получится.

Приведем довольно показательный пример 2. Сотрудник работал в компании в должности водителя-экспедитора и с ним был заключен договор о полной материальной ответственности.

Материальная ответственность водителя за автомобиль и груз

Работник обязан возместить причиненный вред имуществу работодателя, в том числе за ухудшение состояния имущества, необходимости произвести расходы на приобретение имущества или компенсации вреда, причиненного третьим лицам.

  • нанесения ущерба не при исполнении служебных обязанностей.
  • причинение ущерба в результате совершения административного правонарушения, если оно установлено соответствующим государственным органом (учреждением);
  • нанесение ущерба в состоянии любого из видов опьянения;
  • причинение ущерба умышлено;
  • причинение ущерба в результате совершения преступления, которое установлено приговором суда;

К примеру, если вы попали в ДТП на автомобиле работодателя, однако, виновником является другой участник аварии, то возмещать работодателю вы ничего не обязаны.

Полная материальная ответственность водителя (Пономарева О

Учреждения в ряде случаев заключают с водителями или водителями-экспедиторами договор о материальной ответственности.

Однако, как показывают последние примеры судебной практики, полная материальная ответственность за автомобиль по таким договорам невозможна. Оплату за автотранспортные перевозки от населения вполне может принимать водитель.

Для этого не обязательно даже устанавливать в кабине контрольно-кассовую технику, так как плату за услуги населению можно принимать по бланкам строгой отчетности, причем до 1 июля 2020 года . В таком случае с водителем можно заключить договор о материальной ответственности.

Материальная ответственность водителя

Согласно законодательству, работник — водитель входит в категорию лиц, с которыми работодатель имеет право заключать трудовой договор о материальной ответственности.

При возникновении вопроса о материальной ответственности водителя за автомобиль комиссия по трудовым спорам проверяет трудовой договор.

Несут ли водители полную материальную ответственность

Большей частью на различных предприятиях (причем не только автотранспортных) водитель становится материально ответственным лицом за машину.

А это значит, что статья 242 Трудового кодекса России обязывает работника нести все затраты по возмещению ущерба в полном размере. Случаев, когда может наступить ответственность водителя, очень и очень много. Это и различные ДТП, и кражи из автомобиля ценных вещей (магнитолы и т.д.), и многое другое.

Все случаи, за которые водитель несет полную ответственность, подробно расписаны в Трудовом кодексе РФ.

Так, например, восстанавливать придется различную недостачу ценностей, которые были переданы водителю вместе с машиной по договору с прикрепленной к нему описью. Если работник установил в машине собственные ценные вещи – например, поменял магнитолу, в случае утери за них спрашивать с него не будут.

Договор материальной ответственности водителя за автомобиль

Сущность материальной ответственности водителя перед работодателем состоит в том, что водитель обязуется возместить вред, причиненный вверенному ему имуществу работодателя, если такой вред повлекли неправомерные действия со стороны работника при выполнении трудовых обязанностей.

В данной статье мы рассмотрим договор о материальной ответственности за автомобиль, содержание и условия его составления.

Законодательно данное положение регламентируется ТК РФ (ст.

224) и Постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 г. №85 (указан основной перечень должностей работников, с которыми возможно заключить соглашение, формы договоров — типовые).

Материальная ответственность водителя

Директор не хочет страховать автомобиль организации по каско.

Ответственность за доверенный автомобиль: особенности составления договора

Суть такой ответственности заключается в обязательном возмещении вреда, нанесённого транспортному средству во время трудовой деятельности (в рабочее время). При этом неправомерные действия сотрудника должны быть доказаны (иметь документальное подтверждение, например, в виде акта).

Соответствующие договоры с водителями заключаются на основании 224-й статьи Трудового кодекса и постановления Министерства труда под номером 85, принятого в декабре 2002 года.

В указанном постановлении находится полный перечень должностей, на которые распространяется возможность заключения договоров.

Ответственность для водителя может быть как полной, так и частичной или ограниченной . Ответственность работника, касающаяся транспортного средства, наступает только в случае заключения отдельного договора.

В этом случае человек, управляющий автомобилем, будет возмещать убытки.

Как привлечь водителя к материальной ответственности

Если сотруднику для выполнения его трудовых обязанностей фирма предоставляет автомобиль, правомерно ли будет заключить с ним договор о полной материальной ответственности? Обычно ответы на этот вопрос у работника и представителя компании – диаметрально противоположные.

Если сотруднику для выполнения его трудовых обязанностей фирма предоставляет автомобиль, правомерно ли будет заключить с ним договор о полной материальной ответственности? Обычно ответы на этот вопрос у работника и представителя компании – диаметрально противоположные. Для большинства работодателей водитель – лицо, которое должно быть «ответственно за все»: и за вверенный груз, и за автомобиль.

Как привлечь водителя к материальной ответственности

Если сотруднику для выполнения его трудовых обязанностей фирма предоставляет автомобиль, правомерно ли будет заключить с ним договор о полной материальной ответственности? Обычно ответы на этот вопрос у работника и представителя компании – диаметрально противоположные.

Если сотруднику для выполнения его трудовых обязанностей фирма предоставляет автомобиль, правомерно ли будет заключить с ним договор о полной материальной ответственности? Обычно ответы на этот вопрос у работника и представителя компании – диаметрально противоположные.

Для большинства работодателей водитель – лицо, которое должно быть «ответственно за все»: и за вверенный груз, и за автомобиль. А как же иначе? Ведь машина – это собственность компании, предоставленная принятому на работу сотруднику для исполнения его трудовых функций. Подобные убеждения почти повсеместно приобретают форму договора о полной материальной ответственности. Оформив выше указанный документ, директора компаний считают, что теперь им обеспечено спокойствие, а, при худшем раскладе событий, полное возмещение убытков.

Что ж, на первый взгляд, определенная логика в таких рассуждениях есть. Но стоит чуть более углубиться в юридические тонкости понятия «полная материальная ответственность», и «договор-панацея», подписанный с водителем, начинает «сдавать позиции».

Материальная ответственность – это обязанность сотрудника возместить ущерб, причиненный работодателю в результате виновного противоправного действия или бездействия.

Начнем по порядку. Итак, материальная ответственность – это обязанность сотрудника возместить ущерб, причиненный работодателю в результате виновного противоправного действия или бездействия. Это правило «активно» для любого сотрудника фирмы, и заключения дополнительного договора не требует. При этом ответственность ограничена среднемесячным заработком проштрафившегося специалиста (ст. 241 ТК РФ).

Читайте также:  Как определить код профессии?

Что же касается полной материальной ответственности, то, согласно статье 242 ТК РФ, она состоит в обязанности возместить полный ущерб. Держать «полномасштабный ответ» работник может в двух случаях. Во-первых, если он занимает такую должность, к которой полная матответсвенность «привязана» в силу закона. Назовем это «императивной» категорией». Сюда относятся, например, операторы связи (ст. 68 Закона о связи), или руководитель предприятия (ст. 277 ТК РФ).

Кроме «императивной категории», существуют и такие должности, с которыми работодатель вправе заключить соглашение о полной материальной ответственности (ст. 244 ТК РФ). Обратите внимание, в отличие от «императивной» группы, при отсутствии договора, работнику ничего, кроме обычной матответсвенности в размере месячного заработка, не грозит.

«Закрыто-открытый» перечень

Правило об «ограниченной» материальной ответственности касается тех, чья работа непосредственно связана с обслуживанием или использованием имущества, в частности денежных или товарных ценностей. Существует специальный «закрытый» перечень должностей и работ, при выполнении которых работодатель вправе предложить сотруднику заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу имущества, вверенного последнему. Сюда относятся работники, осуществляющие, в частности, перевозку денег и иных ценностей, и другие сотрудники, чей труд связан с транспортировкой наличности или других ценных вещей, например, получение, заготовка, хранение, учет, выдача материальных ценностей (см. постановление Минтруда РФ от 31.12.2002 г. № 85).

Получается, что, с одной стороны, перечень строгий, «закрытый», а с другой – у работодателей все-таки есть возможность подойти к вопросу установления полной матответственности «творчески», и «повесить» ее на сотрудника, не указанного в Перечне, но которому для выполнения трудовых функций доверено дорогостоящее имущество компании. И, как показывает практика, довольно часто такими «счастливчиками» становятся именно водители. Ведь чересчур предусмотрительные работодатели стараются заставить их держать «полномасштабный ответ» не только за груз, который они перевозят, но и за сам автомобиль.

Неприятный инцидент

Именно в такую ситуацию и попал водитель-экспедитор одной компании в Санкт-Петербурге. После подписания трудового контракта, с новоиспеченным сотрудником был заключен договор о полной материальной ответственности. Согласно этому документу, работник принял на себя полную ответственность за недостачу, утрату, повреждение вверенного ему имущества, в том числе транспортного средства, отданного ему на основании путевого листа.

С водителя нельзя взыскать упущенную выгоду. Подсчитывать стоимость недополученного за время ремонта машины дохода – бесполезно: компенсировать ее не удастся.

По прошествии некоторого времени водитель получил для перевозки к заказчику автомобиль с полуприцепом. И, произведя разгрузку, поставил автомашину на стоянку на дороге, откуда она была похищена, и хоть ТС было в дальнейшем возвращено, но увы, в поврежденном состоянии.

А спустя некоторое время, работодатель решил воспользоваться условиями договора о матответственности, и обратился в суд с иском о взыскании полного ущерба, указывая, что в результате грубого нарушения должностных обязанностей водителем-ответчиком, вверенный ему автомобиль поврежден, а стоимость восстановительного ремонта «встала» фирме в крупную сумму.

Не «вверенное», а «используемое»

Изучив материалы дела, арбитры первой и апелляционной инстанций решили, что требования работодателя вполне законны (решение Московского районного суда Санкт- Петербурга от 13.02.2013 г., а также апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 20.08.2013 г. по делу № 2-126/13). Служители Фемиды указали, что водитель-экспедитор относится к числу должностных лиц, с которыми может быть заключен договор о полной материальной ответственности. Соответственно, подписывая такое соглашение, ответчик принял на себя полную ответственность за вверенное ему транспортное средство. Но в нарушение Инструкции по охране труда для водительского состава отклонился от маршрута и оставил автомобиль с полуприцепом на улице без присмотра, в результате чего тот был похищен, а затем возвращен в поврежденном виде. Поэтому неосторожный водитель обязан выплатить фирме полную стоимость восстановительного ремонта машины (ст. 238 и 242 ТК РФ).

Существует специальный «закрытый» перечень должностей и работ, при выполнении которых работодатель вправе предложить сотруднику заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу имущества, вверенного последнему.

Однако кассационные судьи решили иначе. Они указали, что, в уже упомянутом нами ранее Перечне должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми фирма может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, с экспедитором, доставляющим и сопровождающим груз, можно подписать контракт. Но, только в отношении доставляемого груза! Ведь машина в данном случае – не имущество, которое экспедитор обязан доставить заказчику, она – не вверенная ему ценность, а материально-техническое средство, используемое и необходимое для исполнения трудовой функции. Поэтому ее нельзя включать в «список имущества», за которое экспедитор несет полную матответственность.

Получается, что заключение договора о полной ответственности водителя за эксплуатируемое им транспортное средство – незаконно, а принятое судьями первой и апелляционной инстанций решение о взыскании стоимости восстановительного ремонта автомобиля – неверно. По закону, в сложившейся ситуации компания может рассчитывать лишь на «ограниченную ответственность» в размере месячного заработка ответчика-экспедитора (постановление Президиума Санкт- Петербургского городского суда от 12.03.2014 г. № 44г-38/14).

Другая зона риска

Впрочем, говорить о том, что водителю ни при каких обстоятельствах не грозит материальная ответствен- ность в полном размере причиненного ущерба, тоже нельзя. Например, ответить «по полной программе» водителю придется, если он попадет в ДТП в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, ответственность «в полной мере» наступит и в том случае, если водитель причинил фирме ущерб при совершении преступления (п. 5 ст. 243 ТК РФ) – например, при самовольном использовании транспорта. «Обратите внимание, – поясняет адвокат Александр Павлов, – факт совершения преступления может быть установлен только судом.

Решение о взыскании с работника причиненного им вреда в полном размере может быть вынесено судом одновременно с приговором (такая процедура будет называться — подача гражданского иска в уголовном деле). И даже если служители Фемиды освободят работника от уголовной ответственности (например, при амнистии или помиловании), такое «удачное стечение обстоятельств» не может освободить провинившегося от полного возмещения материального ущерба работодателю. Единственное, что может его спасти -это оправдательный приговор».

Кроме вышеуказанного, водитель будет обязан возместить фирме ущерб в полном объеме, если он будет виноват в ДТП, в результате которого автомобиль получит повреждения. Далее, полная матответственность неминуемо наступит, если машина будет испорчена в результате грубого нарушения работником трудовых обязанностей, а также в ситуации, не связанной с выполнением водителем своей работы, например при перевозке груза, не имеющего отношения к фирме-работодателю. «Имейте ввиду, — напоминает г-н Павлов, — в двух последних случаях предприятию необходимо доказать, что инцидент произошел именно при несанкционированном использовании рабочего транспорта во внерабочее время, без какого-либо специального распоряжения начальства, и не с целью выполнения обязанностей, возложенных на горе-водителя трудовым договором».

Однако даже в вышеперечисленных случаях с водителя нельзя будет взыскать упущенную выгоду. Поэтому подсчитывать стоимость недополученного за время ремонта машины дохода — бесполезно: компенсировать ее не удастся.

Марина Скудутис и Анна Мишина, для журнала «Расчет»

Оценка статьи:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...
Поделиться с друзьями:
Поделиться
Отправить
Класснуть
Ссылка на основную публикацию