Утверждение локальных нормативных актов - Komsindrom.ru

Утверждение локальных нормативных актов

Содержание

Энциклопедия решений. Порядок принятия локальных нормативных актов и ознакомления с ними работников

Порядок принятия локальных нормативных актов

Правила разработки и утверждения локальных нормативных актов законом не регламентированы. Работодатель самостоятельно определяет лиц, ответственных за подготовку проектов локальных нормативных актов по тем или иным вопросам, а также сроки выполнения ими подобной работы. При необходимости с целью разработки локального акта может создаваться рабочая группа. Также может быть предусмотрена процедура согласования текста с конкретными специалистами или подразделениями (например, с юридической службой, бухгалтерией). Утверждается локальный нормативный акт удобным работодателю способом: посредством издания отдельного приказа в свободной форме или путем проставления на самом документе утверждающей визы лица, наделенного такими полномочиями.

Согласно части второй ст. 8 ТК РФ наличие представительного органа работников обязывает работодателя при принятии локальных нормативных актов учитывать его мнение в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями.

Нормы трудового законодательства, устанавливающие такие случаи, неодинаковы как в части указания на конкретный орган, чье мнение необходимо учитывать, так и в части отсылки к конкретному порядку такого учета. Одни статьи ТК РФ требуют учитывать мнение любого представительного органа работников, вторые — лишь мнение выборного органа первичной профсоюзной организации, третьи — мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Единственная статья закона, в которой установлен порядок учета мнения представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов, — это статья 372 ТК РФ. И речь в ней идет об учете мнения только выборного органа первичной профсоюзной организации. Тем не менее, в ТК РФ неоднократно встречается указание на необходимость принятия локального нормативного акта с учетом мнения любого представительного органа работников в порядке, установленном именно ст. 372 ТК РФ. Некоторые статьи ТК РФ предписывают учитывать мнение профсоюза или любого представительного органа работников, вообще не конкретизируя порядок такого учета.

В то же время сама статья 8 называет соблюдение ст. 372 ТК РФ условием применимости всех локальных нормативных актов, принимаемых с учетом мнения представительного органа работников, и при этом не уточняет вид представителя. Это позволяет утверждать, что обозначенная разница в формулировках не должна влиять на порядок принятия локальных нормативных актов.

Общие положения закона о социальном партнерстве в сфере труда подтверждают верность такого вывода. В соответствии со ст. 53 ТК РФ учет мнения представительного органа работников относится к формам участия работников в управлении организацией. В свою очередь, участие работников и их представителей в управлении организацией является формой социального партнерства (ст. 27 ТК РФ). Согласно ст. 31 ТК РФ в случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

Таким образом, даже если закон требует принимать локальный нормативный акт по конкретному вопросу с учетом мнения именно первичной профсоюзной организации, а профсоюзный орган, отвечающий указанным в ст. 372 ТК РФ критериям, отсутствует, однако имеется иной представительный орган, выбранный трудовым коллективом, работодатель обязан учесть его мнение.

Мнение выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии с частью первой ст. 372 ТК РФ надлежит учитывать, только когда он представляет интересы всех или большинства работников. Если имеющаяся первичная профсоюзная организация не объединяет более половины трудящихся и не уполномочена представлять интересы всех работников, работодатель при принятии локального нормативного акта вправе обойтись без учета мнения такой профсоюзной организации (определение Приморского краевого суда от 04.10.2016 N 33-10453/2016, определение Ленинградского областного суда от 22.06.2016 N 33-3685/2016, определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 09.12.2014 N 33-5489/2014, определение Пензенского областного суда от 21.08.2012 N 33-1928, определение Московского областного суда от 04.08.2011 N 33-17593).

Мнение представительного органа о локальном нормативном акте во всех случаях запрашивается в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ, даже если устанавливающая такую необходимость норма не содержит ссылки на эту статью. Например, проверяя соблюдение работодателем процедуры принятия локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, суды, как правило, руководствуются положениями ст. 372 ТК РФ, хотя статьи 135 и 144 ТК РФ не уточняют порядок учета мнения представительного органа работников (определение Краснодарского краевого суда от 03.11.2016 N 33-28888/2016, определение Приморского краевого суда от 04.10.2016 N 33-10453/2016, определение Иркутского областного суда от 21.04.2016 N 33-4942/2016, определение Воронежского областного суда от 16.02.2016 N 33-906/2016).

Локальные нормативные акты, принятие которых в соответствии с ТК РФ требует учета мнения профсоюза или иного представительного органа работников:

график работы на вахте (ст. 301);

правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190);

правила и инструкции по охране труда (ст. 212);

акты, которыми устанавливаются:

— порядок проведения аттестации работников (ст. 81);

— перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101);

— разделение рабочего дня на части (ст. 105);

— размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни, в которые работники не привлекались к работе (ст. 112);

— порядок и условия предоставления самостоятельно устанавливаемых работодателем дополнительных отпусков (ст. 116);

— форма расчетного листка (ст. 136);

— конкретные размеры повышения оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 147);

— конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день (ст. 153);

— конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время (ст. 154);

— системы нормирования труда (ст. 159, ст. 162);

— формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации (ст. 196);

— нормы бесплатной выдачи СИЗ, улучшающие защиту работников по сравнению с типовыми нормами (ст. 221);

— порядок применения вахтового метода (ст. 297);

— размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы (ст. 302);

— размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в РКС и приравненных к ним местностях (ст. 325);

— размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом для работы в РКС и приравненные к ним местности (ст. 326).

Случаи обязательного учета мнения представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов согласно ст. 8 ТК РФ могут быть предусмотрены не только Трудовым кодексом РФ, но и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В качестве примеров приведем:

— п. 5 ст. 36.29 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», согласно которому пенсионная программа работодателя по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению при отсутствии коллективного договора утверждается локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого представительного органа);

— п. 20 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15, в соответствии с которым состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время, и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации;

— п. 7 Стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н, предписывающий нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, улучшающие защиту работников по сравнению с типовыми нормами, устанавливать с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Коллективные договоры и соглашения, как следует из ст. 8 ТК РФ, могут дополнять нормативно установленный перечень случаев обязательного учета мнения представительного органа работников конкретными вопросами, а могут предусматривать необходимость соблюдения такой процедуры при принятии работодателем всех локальных нормативных актов. Кроме того, коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников (часть третья ст. 8 ТК РФ).

Учета мнения представительного органа работников либо согласования с ним, если это предусмотрено коллективным договором, соглашением, требуют все локальные нормативные акты по обозначенным вопросам: как изначально устанавливающие правовое регулирование, так и вносящие изменения в прежние нормы или отменяющие их действие (определение Верховного Суда Республики Коми от 07.04.2016 N 33-1748/2016, определение Архангельского областного суда от 04.02.2016 N 33-817/2016).

Поскольку учет мнения необходим именно при принятии локального нормативного акта, уже утвержденные документы после появления представительного органа работников работодатель согласовывать с ним не обязан (определение Московского городского суда от 16.03.2012 N 33-8164).

Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов

Работодатель направляет профсоюзу проект ЛНА и обоснование по нему

Профсоюз не позднее 5 рабочих дней со дня получения проекта направляет работодателю письменное мотивированное мнение

Профсоюз согласен с проектом

Профсоюз предлагает усовершенствовать проект

Профсоюз не согласен с проектом

Работодатель принимает ЛНА

Работодатель вносит преложенные изменения и принимает ЛНА

Работодателя не устраивает мнение профсоюза

Работодатель отказывается от принятия ЛНА

Работодатель в течение 3 дней после получения мотивированного мнения проводит дополнительные консультации с профсоюзом

Согласие не достигнуто

Работодатель действует в соответствии с достигнутой договоренностью: принимает ЛНА в согласованной редакции или отказывается от его принятия

Оформляется протокол разногласий

Работодатель действует по своему усмотрению и вправе принять ЛНА в своей редакции

обжаловать ЛНА в ГИТ или в суд

начать процедуру коллективного трудового спора

Если работодатель по истечении пятидневного срока не получил от представительного органа мотивированное мнение по проекту, он вправе принять локальный нормативный акт. Проводить дополнительные консультации и составлять протокол разногласий в таком случае не требуется (определение Воронежского областного суда от 29.03.2016 N 33-1493/2016, определение Верховного Суда Республики Коми от 23.12.2013 N 33-6503/2013, определение Красноярского краевого суда от 21.11.2011 N 33-10621).

Работодатель обязан знакомить работников под роспись с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. Устраивающихся на работу согласно ст. 68 ТК РФ необходимо знакомить с принятыми локальными актами еще до подписания трудового договора. С локальными актами, принимаемыми работодателем в процессе трудовой деятельности работников, обязывает знакомить статья 22 ТК РФ. Однако какого-либо конкретного общего срока ознакомления законом не установлено. Лишь в отношении графика сменности и графика работы на вахте предусмотрена необходимость довести их до сведения работников не позднее чем за 1 и за 2 месяца до введения в действие соответственно (ст. 103 и ст. 301 ТК РФ).

Дистанционный работник может быть ознакомлен с локальными нормативными актами путем обмена электронными документами между работодателем и дистанционным работником (часть пятая ст. 312.1 ТК РФ).

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок » Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры » — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Материал приводится по состоянию на декабрь 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры

При подготовке информационного блока «Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры» использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, П. Сутулиным, В. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.

Утверждаем локальный нормативный акт

«Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2015, N 2

В процессе деятельности любой работодатель сталкивается с необходимостью принятия локальных нормативных актов (ЛНА). При этом некоторые из них (например, правила внутреннего трудового распорядка) должны быть утверждены и доведены до сведения работников еще до заключения трудовых договоров с ними. В данной статье разберемся с нюансами утверждения локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Что такое ЛНА?

ТК РФ не содержит четкого определения локальных нормативных актов. В ст. 8 ТК РФ указано, что работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Читайте также:  Заявление директора на отпуск

Из изложенного следует, что локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права, — это акт, принимаемый работодателем с целью управления организацией и трудом в ней, рассчитанный на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц, состоящих в трудовых отношениях с данным работодателем.

Таким образом, ЛНА характеризуются следующими признаками:

  1. являются нормативными подзаконными актами;
  2. принимаются единолично работодателем или с учетом мнения представительного органа работников, а также в случаях, предусмотренных законодательством;
  3. действуют в пределах организации (у индивидуального предпринимателя) в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы;
  4. не должны противоречить коллективному договору и принципу запрета ухудшения положения работника по сравнению с трудовым законодательством.

Поскольку ТК РФ не установлены требования к форме ЛНА, работодатель определяет ее самостоятельно. Наиболее распространенные формы — это:

По мнению Роструда, к локальным нормативным актам организации относится и штатное расписание, в котором фиксируются в сводном виде сложившееся разделение труда между работниками и условия оплаты их труда (Письмо Роструда от 23.01.2013 N ПГ/409-6-1).

Содержание ЛНА

Структура и содержание ЛНА обусловлены двумя вещами: вопросами, в отношении которых необходимо их принятие, и спецификой деятельности организации.

При составлении ЛНА можно обратиться к двум актам, которые носят рекомендательный характер:

  • Государственной системе документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения (одобрена коллегией Главархива СССР от 27.04.1988, Приказ Главархива СССР от 23.05.1988 N 33);
  • ГОСТ Р 6.30-2003 «Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (утв. Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст).

К сведению. Обратите внимание: при разработке автоматизированных систем документационного обеспечения управления (автоматизированных систем документирования) использование положений ГОСТ Р 6.30-2003 для проектирования форм документов является обязательным.

Текст локального нормативного акта составляется на государственном языке РФ или на государственных языках ее субъектов в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ (п. 3.20 указанного ГОСТа).

Содержание локального нормативного акта должно соответствовать как действующему трудовому законодательству, так и документам, изданным работодателем по этому вопросу ранее.

Текст ЛНА лучше всего разделить на отдельные части (разделы, подразделы, пункты и т.д.). Каждую часть следует обозначить заголовком, который должен передавать ее краткое содержание.

Локальные нормативные акты могут содержать приложения. Например, в положении о конфиденциальной информации приложением может быть перечень сведений, относящихся к таким данным.

Примечание. Более подробно об установлении режима коммерческой тайны читайте статью «Устанавливаем режим коммерческой тайны» на с. 11 журнала N 11, 2014.

Разработка ЛНА

Трудовое законодательство не содержит требований к порядку разработки локальных нормативных актов, поэтому работодатели определяют его самостоятельно. По сути, этапы разработки ЛНА должны отвечать на следующие вопросы.

Что? Здесь определяются вопросы, требующие разработки и утверждения ЛНА.

Кто? На этом этапе либо назначается исполнитель, либо создается рабочая группа, что целесообразно закрепить соответствующим приказом.

Как? Здесь устанавливаются этапы и сроки разработки ЛНА.

Для начала нужно создать рабочую группу, которая будет разрабатывать ЛНА (пример 1).

Пример 1. Приказ о создании рабочей группы по разработке положения о конфиденциальной информации.

Визирование ЛНА

Если в разработке участвуют несколько сотрудников, то необходимо согласовать текст ЛНА между ними. При этом документ передается на визирование от лиц, занимающих нижестоящие должности, лицам, занимающим вышестоящие должности, с проставлением соответствующего реквизита «Виза согласования документа». Этот реквизит включает подпись и должность визирующего документ, расшифровку подписи (инициалы, фамилию) и дату подписания (пример 2).

Пример 2. Образец визирования ЛНА.

Утверждение ЛНА и учет мнения представительного органа работников

После согласования проект передается на утверждение работодателю. Если для принятия ЛНА необходимо учитывать мнение представительного органа работников (в том числе профсоюза), то до утверждения руководителем организации проект документа и обоснование по нему должны быть направлены туда (ст. 372 ТК РФ).

Кстати, перечень вопросов, при принятии решений по которым нужно учитывать мнение представительного органа работников или согласовывать их с ним, довольно широк (см. таблицу ниже).

Таблица. Вопросы, по которым требуется учет мнения

Требуется учет мнения

представительного органа (в том числе профсоюза) работников

выборного органа первичной профсоюзной организации

Определение перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ)

Привлечение к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 99 ТК РФ (ч. 3 ст. 99)

Установление системы оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение платы за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу (ст. 135 ТК РФ)

Разделение рабочего дня на части с тем чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы (ст. 105 ТК РФ)

Установление систем нормирования труда, их введение, замена, а также пересмотр норм труда (ст. ст. 159, 163 ТК РФ)

Установление порядка применения вахтового метода работы (ч. 4 ст. 297 ТК РФ)

Утверждение правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ)

Привлечение к работам в нерабочие праздничные дни в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 113 ТК РФ (ст. 113)

Определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей (ст. 196 ТК РФ)

Установление дополнительных отпусков, не предусмотренных законодательством (ст. 116 ТК РФ)

Установление норм бесплатной выдачи специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту от имеющихся на рабочих местах вредных или опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (ст. 221 ТК РФ)

Утверждение графика отпусков (ст. 123 ТК РФ)

Утверждение формы расчетного листка (ч. 2 ст. 136 ТК РФ)

Определение порядка и условий выплаты работникам (за исключением получающих оклад или должностной оклад) дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе (ст. 112 ТК РФ)

Установление конкретных размеров повышенной оплаты труда (ст. ст. 147, 153, 154 ТК РФ)

Определение размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ч. 8 ст. 325 ТК РФ)

Первичная профсоюзная организация объединяет членов профсоюза, чаще всего работающих в одной организации, и действует на основании положения, принятого им в соответствии с уставом выбранного им профсоюза или общим положением о первичной профсоюзной организации данного профсоюза. А профсоюз создается на региональном, межрегиональном или всероссийском уровнях и действует на основании устава.

Имейте в виду, что сам текст ЛНА становится документом только после его легализации (придания ему юридической силы). При этом процедура утверждения прямо связана с оформлением определенных составных частей (реквизитов), располагаемых до или после текста.

Из содержания ГОСТ Р 6.30-2003 следует, что на локальном нормативном акте нужно указать:

  1. наименование организации (должно строго соответствовать наименованию, закрепленному в учредительных документах, включая сокращенное наименование);
  2. наименование вида документа (пишется после наименования организации прописными буквами, например «ПРАВИЛА», «ПОЛОЖЕНИЕ», «ИНСТРУКЦИЯ» и т.д.);
  3. дату утверждения.

Кроме того, на локальном акте отводится место для подписи составителя документа и, как указывалось выше, виз согласования.

Подробнее рассмотрим реквизит «Гриф утверждения документа». Как правило, ЛНА утверждается приказом или распоряжением (пример 3), на который и делается ссылка в данном реквизите (пример 4).

Пример 3. Приказ об утверждении положения о конфиденциальной информации.

Пример 4. Образец оформления реквизита «Гриф утверждения документа».

В самом же приказе об утверждении локального нормативного акта необходимо отразить:

  • дату введения его в действие;
  • указание об ознакомлении работников с локальным нормативным актом и сроки для этого;
  • фамилии и должности лиц, ответственных за соблюдение локального нормативного акта, и пр.

Иногда ЛНА может утверждаться посредством проставления на документе грифа утверждения с личной подписью руководителя организации или уполномоченного им лица. Допускается центрирование элементов относительно самой длинной строки (пример 5).

Пример 5. Образец оформления реквизита «Гриф утверждения документа».

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан ознакомить работников под личную подпись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

Примечание. Подробнее о процедуре ознакомления с ЛНА читайте статью «Тонкости ознакомления с кадровыми документами» на с. 36 журнала N 11, 2014.

Ознакомить с локальными актами организации можно несколькими способами:

  • путем проставления подписи работника в журнале (пример 6);
  • предложить расписаться в листах ознакомления, которые необходимо прошнуровать и скрепить печатью работодателя и подшить к локальному акту (пример 7).

Пример 6. Фрагмент журнала ознакомления работников с ЛНА.

Журнал ознакомления работников с локальными нормативными актами ООО «Нитон»

Фамилия, имя, отчество работника

Структурное подразделение, должность

Дата и время ознакомления

Личная подпись работника

  1. Правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные приказом генерального директора ООО «Нитон» от 31.12.2014 N 79

Отдел продаж, менеджер

  1. Положение о конфиденциальной информации ООО «Нитон», утвержденное приказом ООО «Нитон» от 27.03.2015 N 24

Отдел продаж, менеджер

Пример 7. Фрагмент листа ознакомления работников с ЛНА.

Лист ознакомления работников ООО «Нитон» с правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными приказом ООО «Нитон» от 30.12.2014 N 79

Фамилия, имя, отчество

Структурное подразделение, должность

Дата и время ознакомления

Личная подпись работника

При этом, на наш взгляд, второй способ ознакомления более приемлемый, если помнить, что факт ознакомления с конкретным текстом ЛНА в ряде случаев приходится доказывать административным или судебным органам.

Судебная практика. В деле, рассмотренном арбитражным судом Свердловской области, имелось два экземпляра положения об оплате труда и премирования работников общества, утвержденного генеральным директором одной датой, но отличающихся друг от друга по содержанию.

Согласно содержанию положения, которое имеет заполненный лист ознакомления работников с его текстом, административно-управленческий персонал премируется за положительные финансовые результаты, достигнутые за отчетный период. Выплата премий производится с учетом личного вклада и финансового состояния компании по приказу генерального директора.

В другом экземпляре положения, в котором отсутствует лист ознакомления работников, указанная норма дополнена словами «по каждому источнику дохода отдельно», а также отсутствует уточнение «. финансового состояния компании».

Суды всех инстанций посчитали необоснованными выплаты, произведенные в соответствии со вторым экземпляром положения, и взыскали их с бывшего генерального директора общества в качестве убытков, причиненных виновными действиями единоличного исполнительного органа (Постановление ФАС Уральского округа от 07.02.2014 N Ф09-14654/13 по делу N А60-18728/2013).

В законодательстве не определено, какое количество листов можно подшить к локальному акту. Решение о количестве подшиваемых листов ознакомления работодатель принимает самостоятельно в зависимости от количества трудящихся в организации работников.

Если вшитые в локальный нормативный акт свободные листы ознакомления работников закончились, а работодателю нужно ознакомить с данным документом новых сотрудников, то можно подшить к действующему акту дополнительные листы ознакомления и скрепить их печатью организации.

Можно также для новых работников снова распечатать указанный ЛНА со вшитыми чистыми листами ознакомления. Ему можно присвоить условное обозначение, например «Экземпляр N 2». Прежний локальный акт с заполненными листами ознакомления в таком случае может иметь условное обозначение «Экземпляр N 1». Присваиваемые условные обозначения следует разъяснить либо в приказе об утверждении ЛНА, либо в инструкции по делопроизводству (при ее наличии).

Расшивать прежний документ не рекомендуется, так как на нем останутся следы от ниток и проколы, и при возникновении спорных ситуаций с работником соответствующие органы могут посчитать, что в документе организации листы были удалены или заменены.

Примечание. См. статью «Опломбирование кадровых документов» на с. 42 журнала N 1, 2015.

Локальные нормативные акты работодателя — разберемся в нюансах

Появление внутренних кадровых документов в той или иной мере обусловлено требованиями законодательства. Но Трудовой кодекс РФ не дает сколь-либо определенного их перечня или четкого набора требований. Попробуем разобраться, что такое локальный нормативный акт и чем он отличается от остальных кадровых документов.

Напомним об основных признаках ЛНА

В определении понятия «локальные нормативные акты» (далее — ЛНА) большую роль играет ст. 8 ТК РФ. В ней оговорено, что это документы, которые создает организация в рамках своих компетенций с опорой на нормы трудового законодательства. Еще один важный момент — локальные нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение для всех или нескольких работников. Это значит, что приказ об отпуске на конкретного работника, трудовой договор или график сменности нельзя рассматривать как ЛНА.

ЛНА имеют подзаконный характер, конкретизируют нормы федерального законодательства, уточняют особенности работы у определенного работодателя или на определенной должности. Эти документы позволяют автоматизировать и унифицировать многие процессы в организации.

Очень важно помнить, что ЛНА не могут ухудшать положение работника в сравнении с нормами централизованного законодательства. Например, в Правилах внутреннего трудового распорядка может быть предусмотрен увеличенный дополнительный отпуск определенным категориям работников, но ни в коем случае отпуск не может быть меньше установленного законом.

При этом локальные нормативные акты работодателя должны быть доведены до сведения работника под роспись. Если он не исполняет положений кадрового документа, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности. Организации в случае нарушений грозит административная ответственность.

Издавать и утверждать ЛНА могут и обязаны работодатели — юридические лица и индивидуальные предприниматели, если они не относятся к микропредприятиям.

Важно! С 2017 года микропредприятия могут отказаться от утверждения всех или нескольких ЛНА. Такое право им предоставляет новая глава ТК РФ — гл. 48.1 (Федеральный закон от 03.07.2016 № 348-ФЗ). Напомним, что критерии для микропредприятий не так давно тоже претерпели изменения (п. 10 ст. 10 Федерального закона от 29.12. 2015 № 408-ФЗ).

А конкретнее?

Как мы уже сказали, точного перечня локальных нормативных актов не существует, как нет и указаний на то, какие из них являются обязательными. В этом основная сложность работы с кадровыми документами.

Читайте также:  Нужно ли ставить печать на приказах?

Можно выделить условно обязательные. Это те, наличие которых прописано в Трудовом кодексе, их чаще всего и запрашивают надзорные органы при проверке. К таким ЛНА можно отнести Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ), Положение об обработке персональных данных работников (ст. 86 ТК РФ), Положение об охране труда (раздел X ТК РФ).

Однако способов оформить требования трудового законодательства может быть несколько, отсюда и вариативность в списке документов. Например, в ТК РФ прописано требование обозначить основные трудовые функции при приеме человека на работу. Работодатель может сделать это двумя способами: вписать их в трудовой договор или ознакомить нового сотрудника с должностной инструкцией.

Кроме того, большое значение имеет и специфика деятельности предприятия или отдельных категорий его сотрудников: работа, требующая обязательного медосмотра, деятельность, связанная с коммерческой тайной, и пр. В такой ситуации определить, какие из документов являются обязательными для работодателя, а какие факультативными, очень сложно.

Ниже представлен список локальных нормативных актов, которыми должны/могут пользоваться работодатели, чтобы регулировать трудовые отношения с работником. Это общие документы, действие которых распространяется на весь коллектив или на некоторые категории работников:

  1. Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ).
  2. Положение о коммерческой тайне (Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»).
  3. Должностные инструкции (письмо Роструда от 09.08.2007 № 3042-6-0) — документ нужен, если трудовые функции не прописаны в трудовых договорах.
  4. Положение об оплате труда работников, Положение о премировании и материальном стимулировании работников (раздел VI ТК РФ).
  5. Положение об обработке персональных данных работников (ст. 86 ТК РФ).
  6. Положение об охране труда (раздел X ТК РФ).
  7. Инструкции по электробезопасности, пожарной безопасности и охране труда (раздел X ТК РФ).
  8. Штатное расписание (Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).
  9. График отпусков (ст. 123 ТК РФ, Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1) — точки зрения на этот документ расходятся, чуть ниже мы поясним ситуацию.

Обратите внимание, должностные инструкции долгое время составлялись на основе ЕТКС. Сейчас идет процесс утверждения профессиональных стандартов. Для определенных профессий они уже являются обязательными. В остальных случаях профстандарты могут стать хорошей основой для разработки должностных инструкций.

Перечень локальных нормативных актов может быть дополнен положениями об отпусках, командировках, об аттестации персонала и пр. в соответствии с потребностями работодателя.

Широкое поле для трактовок Трудовой кодекс РФ оставляет и в отношении штатного расписания. Работодатель не обязан знакомить с ним работника, однако в письме Роструда от 15.05.2014 № ПГ/4653-6-1 говорится, что штатное расписание все же входит в группу локальных нормативных актов. Та же ситуация складывается с графиком отпусков. В любом случае руководитель должен помнить, что это обязательные кадровые документы, их наличие обусловлено требованиями федерального законодательства.

Стройте штатное расписание и график отпусков в программе Контур-Персонал.

Очень часто к локальным нормативным актам работодателя относят коллективный договор и отраслевые соглашения, меж тем гл. 7 ТК РФ прямо указывает на то, что они являются правовыми актами и регулируют социально-трудовые отношения.

Разработать, утвердить, согласовать

Локальные нормативные акты имеют определенный порядок оформления, который устанавливается внутренним приказом руководителя. В разработке ЛНА могут принимать участие разные специалисты, включая руководителей профильных подразделений: вопросы оплаты труда курирует бухгалтер или экономист, правила внутреннего распорядка составляются при участии кадровика и пр.

После того как подробно прописаны все детали, документ должен быть согласован с другими структурными подразделениями. Свои замечания специалисты передают в письменной форме.

Трудовой кодекс утверждает правило согласовывать локальные акты еще и с профсоюзной организацией или с представительным органом работников (ст. 372 ТК РФ). В течение пяти дней их представители могут выдвинуть свои предложения в письменной форме. Но надо помнить, что эти формирования являются добровольными, на предприятии их может не быть. В таком случае документы руководитель утверждает самостоятельно.

Как правильно составить ЛНА

Трудовое законодательство не утверждает четких требований и к тому, как следует оформлять локальные нормативные акты. В большей степени это зависит от содержания конкретного документа. Однако руководителю предприятия и специалисту кадровой службы стоит ориентироваться на ГОСТ Р6.30-2003, в котором изложены требования к организационно-распорядительным документам, которые актуальны и для ЛНА.

Бланк локального нормативного акта содержит:

  • название организации согласно учредительным документам;
  • наименование документа (положение, правила и пр.);
  • номер документа, дата и место его утверждения либо документ, которым он был утвержден;
  • виза согласования, если документ согласовывался с вышестоящими организациями;
  • специальная отметка, если есть приложения к документу;
  • виза утверждения руководителем;
  • дата, когда документ вступает в силу, если она отличается от даты подписания и если это не прописано в документе, который утверждает ЛНА.

И не забудьте о главном

Статья 22 ТК РФ обязывает работодателя под роспись знакомить работников с локальными нормативными актами, связанными с их трудовой деятельностью. Большинство кадровых документов сотрудник изучает в момент принятия на работу (ст. 68 ТК РФ).

В ходе трудовой деятельности работник тоже знакомится с документами в тех случаях, когда:

  • на предприятии утвержден новый локальный нормативный акт, касающийся непосредственно этого человека;
  • изменившиеся условия труда работника требуют дополнительно урегулировать трудовые отношения.

Утвержденного порядка, как знакомить персонал с ЛНА, нет. Работодатель может выбрать любой из вариантов:

  • оформить отдельный журнал ознакомления работников с локальными документами;
  • к каждому ЛНА в качестве приложения составить лист ознакомления;
  • в качестве приложения к трудовому договору подготовить перечень ЛНА, с которыми знакомится сотрудник.

В части локальных нормативных актов работодателя в трудовом законодательстве множество неурегулированных моментов, тем сложнее задача специалиста кадровой службы. От того, насколько полно и правильно составлены документы, соблюдены все процедуры оформления, зависит решение многих спорных вопросов. Разработка локальной нормативной документации — это не только обязанность работодателя, но и его «страховка» от конфликтов с недобросовестными работниками.

Энциклопедия решений. Порядок принятия локальных нормативных актов и ознакомления с ними работников

Порядок принятия локальных нормативных актов

Правила разработки и утверждения локальных нормативных актов законом не регламентированы. Работодатель самостоятельно определяет лиц, ответственных за подготовку проектов локальных нормативных актов по тем или иным вопросам, а также сроки выполнения ими подобной работы. При необходимости с целью разработки локального акта может создаваться рабочая группа. Также может быть предусмотрена процедура согласования текста с конкретными специалистами или подразделениями (например, с юридической службой, бухгалтерией). Утверждается локальный нормативный акт удобным работодателю способом: посредством издания отдельного приказа в свободной форме или путем проставления на самом документе утверждающей визы лица, наделенного такими полномочиями.

Согласно части второй ст. 8 ТК РФ наличие представительного органа работников обязывает работодателя при принятии локальных нормативных актов учитывать его мнение в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями.

Нормы трудового законодательства, устанавливающие такие случаи, неодинаковы как в части указания на конкретный орган, чье мнение необходимо учитывать, так и в части отсылки к конкретному порядку такого учета. Одни статьи ТК РФ требуют учитывать мнение любого представительного органа работников, вторые — лишь мнение выборного органа первичной профсоюзной организации, третьи — мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Единственная статья закона, в которой установлен порядок учета мнения представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов, — это статья 372 ТК РФ. И речь в ней идет об учете мнения только выборного органа первичной профсоюзной организации. Тем не менее, в ТК РФ неоднократно встречается указание на необходимость принятия локального нормативного акта с учетом мнения любого представительного органа работников в порядке, установленном именно ст. 372 ТК РФ. Некоторые статьи ТК РФ предписывают учитывать мнение профсоюза или любого представительного органа работников, вообще не конкретизируя порядок такого учета.

В то же время сама статья 8 называет соблюдение ст. 372 ТК РФ условием применимости всех локальных нормативных актов, принимаемых с учетом мнения представительного органа работников, и при этом не уточняет вид представителя. Это позволяет утверждать, что обозначенная разница в формулировках не должна влиять на порядок принятия локальных нормативных актов.

Общие положения закона о социальном партнерстве в сфере труда подтверждают верность такого вывода. В соответствии со ст. 53 ТК РФ учет мнения представительного органа работников относится к формам участия работников в управлении организацией. В свою очередь, участие работников и их представителей в управлении организацией является формой социального партнерства (ст. 27 ТК РФ). Согласно ст. 31 ТК РФ в случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

Таким образом, даже если закон требует принимать локальный нормативный акт по конкретному вопросу с учетом мнения именно первичной профсоюзной организации, а профсоюзный орган, отвечающий указанным в ст. 372 ТК РФ критериям, отсутствует, однако имеется иной представительный орган, выбранный трудовым коллективом, работодатель обязан учесть его мнение.

Мнение выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии с частью первой ст. 372 ТК РФ надлежит учитывать, только когда он представляет интересы всех или большинства работников. Если имеющаяся первичная профсоюзная организация не объединяет более половины трудящихся и не уполномочена представлять интересы всех работников, работодатель при принятии локального нормативного акта вправе обойтись без учета мнения такой профсоюзной организации (определение Приморского краевого суда от 04.10.2016 N 33-10453/2016, определение Ленинградского областного суда от 22.06.2016 N 33-3685/2016, определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 09.12.2014 N 33-5489/2014, определение Пензенского областного суда от 21.08.2012 N 33-1928, определение Московского областного суда от 04.08.2011 N 33-17593).

Мнение представительного органа о локальном нормативном акте во всех случаях запрашивается в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ, даже если устанавливающая такую необходимость норма не содержит ссылки на эту статью. Например, проверяя соблюдение работодателем процедуры принятия локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, суды, как правило, руководствуются положениями ст. 372 ТК РФ, хотя статьи 135 и 144 ТК РФ не уточняют порядок учета мнения представительного органа работников (определение Краснодарского краевого суда от 03.11.2016 N 33-28888/2016, определение Приморского краевого суда от 04.10.2016 N 33-10453/2016, определение Иркутского областного суда от 21.04.2016 N 33-4942/2016, определение Воронежского областного суда от 16.02.2016 N 33-906/2016).

Локальные нормативные акты, принятие которых в соответствии с ТК РФ требует учета мнения профсоюза или иного представительного органа работников:

график работы на вахте (ст. 301);

правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190);

правила и инструкции по охране труда (ст. 212);

акты, которыми устанавливаются:

— порядок проведения аттестации работников (ст. 81);

— перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101);

— разделение рабочего дня на части (ст. 105);

— размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни, в которые работники не привлекались к работе (ст. 112);

— порядок и условия предоставления самостоятельно устанавливаемых работодателем дополнительных отпусков (ст. 116);

— форма расчетного листка (ст. 136);

— конкретные размеры повышения оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 147);

— конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день (ст. 153);

— конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время (ст. 154);

— системы нормирования труда (ст. 159, ст. 162);

— формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации (ст. 196);

— нормы бесплатной выдачи СИЗ, улучшающие защиту работников по сравнению с типовыми нормами (ст. 221);

— порядок применения вахтового метода (ст. 297);

— размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы (ст. 302);

— размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в РКС и приравненных к ним местностях (ст. 325);

— размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом для работы в РКС и приравненные к ним местности (ст. 326).

Случаи обязательного учета мнения представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов согласно ст. 8 ТК РФ могут быть предусмотрены не только Трудовым кодексом РФ, но и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В качестве примеров приведем:

— п. 5 ст. 36.29 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», согласно которому пенсионная программа работодателя по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению при отсутствии коллективного договора утверждается локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого представительного органа);

— п. 20 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15, в соответствии с которым состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время, и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации;

— п. 7 Стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н, предписывающий нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, улучшающие защиту работников по сравнению с типовыми нормами, устанавливать с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Читайте также:  Приказ о делегировании полномочий

Коллективные договоры и соглашения, как следует из ст. 8 ТК РФ, могут дополнять нормативно установленный перечень случаев обязательного учета мнения представительного органа работников конкретными вопросами, а могут предусматривать необходимость соблюдения такой процедуры при принятии работодателем всех локальных нормативных актов. Кроме того, коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников (часть третья ст. 8 ТК РФ).

Учета мнения представительного органа работников либо согласования с ним, если это предусмотрено коллективным договором, соглашением, требуют все локальные нормативные акты по обозначенным вопросам: как изначально устанавливающие правовое регулирование, так и вносящие изменения в прежние нормы или отменяющие их действие (определение Верховного Суда Республики Коми от 07.04.2016 N 33-1748/2016, определение Архангельского областного суда от 04.02.2016 N 33-817/2016).

Поскольку учет мнения необходим именно при принятии локального нормативного акта, уже утвержденные документы после появления представительного органа работников работодатель согласовывать с ним не обязан (определение Московского городского суда от 16.03.2012 N 33-8164).

Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов

Работодатель направляет профсоюзу проект ЛНА и обоснование по нему

Профсоюз не позднее 5 рабочих дней со дня получения проекта направляет работодателю письменное мотивированное мнение

Профсоюз согласен с проектом

Профсоюз предлагает усовершенствовать проект

Профсоюз не согласен с проектом

Работодатель принимает ЛНА

Работодатель вносит преложенные изменения и принимает ЛНА

Работодателя не устраивает мнение профсоюза

Работодатель отказывается от принятия ЛНА

Работодатель в течение 3 дней после получения мотивированного мнения проводит дополнительные консультации с профсоюзом

Согласие не достигнуто

Работодатель действует в соответствии с достигнутой договоренностью: принимает ЛНА в согласованной редакции или отказывается от его принятия

Оформляется протокол разногласий

Работодатель действует по своему усмотрению и вправе принять ЛНА в своей редакции

обжаловать ЛНА в ГИТ или в суд

начать процедуру коллективного трудового спора

Если работодатель по истечении пятидневного срока не получил от представительного органа мотивированное мнение по проекту, он вправе принять локальный нормативный акт. Проводить дополнительные консультации и составлять протокол разногласий в таком случае не требуется (определение Воронежского областного суда от 29.03.2016 N 33-1493/2016, определение Верховного Суда Республики Коми от 23.12.2013 N 33-6503/2013, определение Красноярского краевого суда от 21.11.2011 N 33-10621).

Работодатель обязан знакомить работников под роспись с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. Устраивающихся на работу согласно ст. 68 ТК РФ необходимо знакомить с принятыми локальными актами еще до подписания трудового договора. С локальными актами, принимаемыми работодателем в процессе трудовой деятельности работников, обязывает знакомить статья 22 ТК РФ. Однако какого-либо конкретного общего срока ознакомления законом не установлено. Лишь в отношении графика сменности и графика работы на вахте предусмотрена необходимость довести их до сведения работников не позднее чем за 1 и за 2 месяца до введения в действие соответственно (ст. 103 и ст. 301 ТК РФ).

Дистанционный работник может быть ознакомлен с локальными нормативными актами путем обмена электронными документами между работодателем и дистанционным работником (часть пятая ст. 312.1 ТК РФ).

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок » Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры » — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Материал приводится по состоянию на декабрь 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры

При подготовке информационного блока «Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры» использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, П. Сутулиным, В. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.

Локально-нормативные акты образовательной организации: понятие, виды, перечень

Что такое локально-нормативные акты?

Локально-нормативные акты – это документы, которые устанавливают определённые регламенты для многократного применения, обязательные для всех сотрудников организации, то есть обладающие нормативностью.

Признаки нормативных актов:

  • письменное оформление (не бывает устных нормативных актов);
  • принятие в установленном порядке;
  • действие на неопределённый круг лиц;
  • многократное применение;
  • создание с целью нормативного регулирования.

Стоит отметить, что ЛНА нельзя путать с нормативно-правовыми актами, так как понятие «правовой» применяется только к тем документам, которые принимаются органами власти. Нормативно-правовые акты располагаются в определённой иерархии, где главный документ – Конституция РФ, за ней следуют федеральные НПА (законы и кодексы), а далее – региональные. Документы низшей ступени не могут противоречить нормативно-правовым актам высшей ступени, и все акты должны соответствовать Конституции РФ.

В образовательной организации локальные нормативные акты тоже составляют собой иерархию. Локальным актом высшей юридической силы в организации следует признать ее устав, за ним идут приказы, положения и распоряжения. Документы образовательной организации не могут противоречить её уставу, региональному и федеральному законодательству.

На какие виды делятся ЛНА?

Локально-нормативные акты по степени значимости делятся на обязательные и необязательные. Состав обязательных ЛНА определяется законодательством, необязательные же ЛНА не предусмотрены законодательством. Их учреждение принимает по своему усмотрению. Например, должностные инструкции, положение об организации детского отдыха, положение об обучении сотрудников и так далее.

Для образовательных организаций обязательные ЛНА устанавливает статья 30 Федерального закона N 273-ФЗ. В ней говорится, что образовательные организации разрабатывают ЛНА по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе:

  • правила приёма;
  • режим занятий;
  • текущий контроль и промежуточную аттестацию (процедура, формы и периодичность);
  • перевод, отчисление или восстановление обучающихся (процедура и основания);
  • порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между ОО и обучающимися или их родителями (законными представителями).

Обратите внимание, что в этой статье нет указания на конкретный тип ЛНА – приказ, распоряжение или положение. Даются только темы этих документов.

К обязательным также относятся документы, регулирующие трудовые отношения: правила внутреннего распорядка, положение об аттестации, инструкции и правила, регламентирующие безопасность и охрану труда в учреждении, положение об оплате труда и другие.

Эти документы должны быть в любой организации и разрабатываются в соответствии с Трудовым кодексом РФ:

  • нормы ЛНА не должны ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями;
  • документы доводятся до сведения работников под подпись;
  • локально-нормативные акты носят обязательный характер. За неисполнение их положений работника могут привлечь к дисциплинарной ответственности, а работодателя – к административной.

По способу принятия ЛНА делятся на:

  • принимаемые руководителем единолично (штатное расписание, должностные инструкции, приказы, распоряжения);
  • принимаемые с учётом мнения представительного органа работников (положение о профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников). В таких случаях соблюдается порядок, предусмотренный статьёй 372 ТК РФ.

Мнение представительного органа работников учитывается при принятии:

  • документов, устанавливающих нормы труда (статья 162 ТК РФ);
  • графиков сменности (статья 103 ТК РФ);
  • положения об оплате труда (статья 135 ТК РФ);
  • правила внутреннего распорядка (статья 190 ТК РФ);
  • локальных актов, устанавливающих формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников (статья 196 ТК РФ).

По характеру действия выделяют ЛНА:

  • общие – распространяются на всех сотрудников организации (правила внутреннего распорядка, положение об оплате труда);
  • специальные – распространяются на определённую категорию работников (положение о том или ином подразделении, положение о направлении в командировки).

Чем руководствоваться образовательному учреждению при разработке ЛНА?

Почти все требования к ЛНА сформулированы в законе «Об образовании в РФ». Как этим пользоваться? Принцип довольно прост – если в учреждении возникает ситуация, описанная в норме закона об образовании, то также возникает и необходимость создания соответствующего локально-нормативного акта.

К примеру, статья 16 закона «Об образовании в РФ» предусматривает возможность получения образования дистанционно. Если образовательное учреждение собирается использовать эту возможность, то принимается соответствующий внутренний документ, если не собирается, то и необходимости в локально-нормативном регулировании нет.

Необходимость принятия локальных актов также обуславливается теми нормативно-правовыми актами, которые не регулируют ни образовательные, ни трудовые отношения. К примеру, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязывает все организации принимать меры по предупреждению коррупции.

В письме от 1 апреля 2013 года Минобрнауки рекомендует к принятию те ЛНА, которые регламентируют:

  • правила приёма;
  • режим занятий;
  • обучение по индивидуальному учебному плану;
  • формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
  • порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;
  • размер стипендии и платы за пользование жилым помещением в общежитии для обучающихся;
  • порядок и формы проведения итоговой аттестации и другие.

Всего в письме приводится перечень из 28 локальных нормативных актов, принятие которых входит в компетенции образовательных организаций и их учредителей (пункт 19.34).

Минобрнауки предлагает руководителям образовательных организаций при работе с документами использовать Методические рекомендации, изложенные в письме министерства от 20 декабря 2000 года N 03-51/64. В этом письме содержатся требования к составлению конкретных видов организационных и распорядительных документов, правила систематизации и хранения документов, порядок работы с ними.

Как принимаются ЛНА в образовательной организации?

Процедуру разработки, принятия и утверждения локальных нормативных актов определяет сама образовательная организация. Эта процедура, как правило, закрепляется в уставе учреждения.

Важно, чтобы язык документов был понятен людям с различным уровнем образования, так как локальные нормативные акты образовательной организации интересны не только работникам этого учреждения, но и родителям или самим обучающимся. В идеале текст документов нужно писать так, будто вы пишите для шестнадцатилетнего подростка: просто и с минимумом специальных терминов.

Порядок разработки локальных нормативных актов:

  1. Определение вопросов, по которым необходимо принятие ЛНА. Проекты документов разрабатываются по решению администрации, педагогического совета, общего собрания сотрудников учреждения и родительского комитета.

Внести на рассмотрение вопрос о разработки и принятии локально-нормативного акта вправе любой сотрудник учреждения.

  1. Определение этапов и сроков разработки документа. Как правило, они устанавливаются ещё на этапе обсуждения.
  2. Создание рабочей группы по разработке ЛНА. Администрация поручает эту работу какому-то подразделению, третьему лицу или разрабатывает проект самостоятельно.

Важно грамотно распределить задачи между сотрудниками: кто составит документ, кто его проверит на соответствие законодательству, а кто его правильно оформит. Рабочая группа по разработке ЛНА может включать в себя не только представителей администрации и педагогических работников, но и членов общественного совета, родителей обучающихся и самих обучающихся (например, представителей ученического совета).

  1. Подготовка локально-нормативного акта: рабочая группа готовит проект документа, обосновывает необходимость в этом акте и предусматривает последствия его принятия.
  2. Проект выносится на обсуждение. Разработанный документ обсуждается на заседании органа, где он утверждается или же отправляется на доработку. Утверждение ЛНА оформляется протоколом. Могут быть и другие формы представления на обсуждение: размещение проекта на информационном стенде, сайте образовательного учреждения и так далее.
  3. Дальнейший шаг – введение ЛНА в действие. Для этого руководитель издаёт соответствующий приказ. Со дня его издания локально-нормативный вступает в силу.

Обратите внимание, что в некоторых случаях локальные акты должны приниматься с учётом мнения представительного органа работников (статья 8 ТК РФ). Таким органом может быть профсоюзный комитет.

Порядок учёта мнения описывается в статье 372 ТК РФ. Профком выражает своё мнение по проекту ЛНА в письменной форме и передаёт руководителю организации до пяти рабочих дней со дня получения документа.

Если профком не согласен с принятием ЛНА, то руководитель в течение трёх дней проводит дополнительные консультации с комитетом. Если же к общему решению прийти так и не удалось, то возникшие разногласия оформляются протоколом. После этого руководитель вправе принять локальный нормативный акт, который профком может обжаловать в суде или в госинспекции труда.

Елена Зачёсова на июньском вебинаре «Три стратегии деятельности образовательных организаций в условиях постоянного реформирования системы образования» рекомендовала унифицировать все документы, чтобы упростить процесс разработки, то есть создать шаблоны. Сделайте так, чтобы все положения начинались единым образом – например, «Настоящее положение описывает то-то и то-то» или «Настоящее положение создано с целью регламентации такой-то и такой-то деятельности». Создание шаблонов сильно упростит вам жизнь, со временем это станет для вас спасением.

Ещё будет хорошо, если вы выберете отдельного человека, который будет вычитывать все эти ЛНА, сверять их с уставом, федеральным и региональным законодательством, проверять на предмет ошибок и опечаток. Например, вы в каком-то положении ссылаетесь на закон «Об образовании в Российской Федерации», но неверно указали номер закона – вместо N 273-ФЗ написали N 263-ФЗ. Казалось бы, незначительная опечатка в ЛНА делает документ недействительным.

Принятие локально-нормативных актов не является, чем-то выходящим за пределы понимания, но если недооценивать серьёзность работы с документами, то это приведёт к просчётам в деятельности организации, осложнит её. Локальные нормативные акты разрабатываются и принимаются в образовательной организации коллективно, командой. Это задача руководителя – сформировать команду единомышленников и организовать её работу.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector