В чем различие между повышением квалификации и профессиональной переподготовкой? - Komsindrom.ru

В чем различие между повышением квалификации и профессиональной переподготовкой?

Содержание

Какие есть различия между повышением квалификации и переподготовкой

1. Сведения о каких видах дополнительного образования нужно вносить в трудовую книжку и личную карточку.

Дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и/или профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Такое определение дано в п. 14 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее «Закон 273-ФЗ»).

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (п. 5 ст. 76 Закона 273-ФЗ).

Согласно пп. «б» п. 9 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» (далее «Правила») в трудовую книжку при ее оформлении на основании документов об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки) вносятся, в частности:

Все записи о квалификации вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя не позднее недельного срока (п. 10 Правил).

Также в трудовую книжку по месту работы вносятся сведения о дополнительном образовании с указанием соответствующих документов: о времени обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров (пп. «б» п. 21 Правил).

В п. 3.1. Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69 (далее «Инструкция») приводится порядок внесения этих записей.

Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, предусмотренным соответствующими квалификационными справочниками.

Изменения и дополнения, внесенные в установленном порядке в квалификационные справочники, штатное расписание организации, доводятся до сведения работников, после чего в их трудовые книжки на основании приказа (распоряжения) или иного решения работодателя вносятся соответствующие изменения и дополнения.

Если работнику в период работы присваивается новый разряд (класс, категория и т.п.), то об этом в установленном порядке производится соответствующая запись.

Установление работнику второй и последующей профессии, специальности или иной квалификации отмечается в трудовой книжке с указанием разрядов, классов или иных категорий этих профессий, специальностей или уровней квалификации.

Например, слесарю-ремонтнику была установлена вторая профессия «Электрогазосварщик» с присвоением 3 разряда. В этом случае в трудовой книжке в графе 1 раздела «Сведения о работе» ставится порядковый номер записи, в графе 2 указывается дата установления второй профессии, в графе 3 делается запись: «Установлена вторая профессия «Электрогазосварщик» с присвоением 3 разряда», в графе 4 указывается соответствующее удостоверение, его номер и дата.

Личная карточка работника (унифицированная форма Т-2, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты») При поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, заполняются работником кадровой службы на основании документа об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний.

Раздел X личной карточки работника «Дополнительные сведения» заполняется для полноты учета сведений о сотрудниках, обучающихся в учебных заведениях и др.

Если во время работы в организации сотрудник повышал квалификацию (от 16 ак.ч. – п. 12 Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», далее «Приказ №499»), то заполняется раздел V личной карточки работника.

Если во время работы в организации сотрудник прошел обучение по профессиональной переподготовке (свыше 250 ак. ч. – п. 12 Приказа №499), то заполняется раздел VI личной карточки работника.

2. Какие документы подтверждают повышение квалификации и переподготовку.

При освоении дополнительных профессиональных программ профессиональной подготовки возможен зачет учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), освоенных в процессе предшествующего обучения по основным профессиональным образовательным программам и/или дополнительным профессиональным программам, порядок которого определяется организацией самостоятельно.

Обучение завершается итоговой аттестацией в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (п. 14 ст. 76 Закона 273-ФЗ).

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным из организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией.

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации.

Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью и (или) выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования.

Документ о квалификации выдается на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается организацией.

При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и/или высшего образования удостоверение о повышении квалификации и/или диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации (п.16 ст. 76 Закона 273-ФЗ).

3. Что такое стажировка.

Согласно п. 12 ст. 76 Закона 273-ФЗ дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим законом, а также полностью или частично в форме стажировки.

Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использовании при исполнении своих должностных обязанностей (п. 13 Приказа №499).

Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержание дополнительных профессиональных программ.

Сроки стажировки определяются организацией самостоятельно исходя из целей обучения.

Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности, как:

  • самостоятельная работа с учебными изданиями,
  • приобретение профессиональных и организаторских навыков,
  • изучение организации и технологии производства, работ,
  • непосредственное участие в планировании работы организации,
  • работа с технической, нормативной и другой документацией,
  • выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера),
  • участие в совещаниях, деловых встречах.

По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

4. Какие есть формы и способы повышения квалификации сотрудников.

Формы и сроки повышения квалификации определяются образовательной программой и/или договором об образовании (п. 13 ст. 76 Закона 273-ФЗ).

Содержание программы повышения квалификации должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ о государственной службе (п. 8 Приказа №499).

Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ (п. 17 Приказа №499):

  • лекции,
  • практические и семинарские занятия,
  • лабораторные работы,
  • круглые столы,
  • мастер-классы,
  • мастерские,
  • деловые игры,
  • ролевые игры,
  • тренинги,
  • семинары по обмену опытом,
  • выездные занятия,
  • консультации,
  • выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы
  • и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.
Читайте также:  На какой срок можно заключить срочный служебный контракт с государственным гражданским служащим?

Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

Если работник направляется на обучение с отрывом от производства, то в табеле учета рабочего времени проставляется код «ПК» или «ПМ» (повышение квалификации с отрывом от работы в другой местности).

5. Как часто нужно проводить повышение квалификации работников, в каких формах и как организовать обучение сотрудников

Согласно ст. 197 ТК РФ работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование. Это право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.

Необходимость подготовки работников и дополнительного профессионального образования определяет работодатель (ст. 196 ТК РФ).

Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

В некоторых случаях работодатель обязан проводить дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности, например:

  • сотрудники органов внутренних дел (Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)
  • медицинские и фармацевтические работники (Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»)
  • государственные гражданские служащие (Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»)
  • педагогические работники (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
  • работники железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов (Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»)
  • водители и другие работники автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающие безопасность дорожного движения (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Процедура направления работника на обучение представлена в схеме 5:

Если обучение происходит за счет работодателя, то в договор об обучении можно включить условие о возмещении затрат в случае увольнения работника без уважительных причин до истечения срока, установленного в договоре (ст. 249 ТК РФ). Работник обязуется возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени (см. пример 5, п. 2.2.6 договора об обучении).

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка: в чём разница

Клиенты TeachMePlease регулярно спрашивают, в чём различие между курсами профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Мы подготовили развёрнутый ответ, который поможет разобраться в назначении обоих форматов обучения и выбрать для себя подходящий.

Сходства форматов обучения

И переподготовка, и повышение квалификации относятся к дополнительному профессиональному образованию (далее ДПО), которое «направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды» в соответствии со ст.1 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации».

Учиться на программах профессиональной переподготовки и повышения квалификации могут люди с оконченным средним профессиональным или высшим образованием, а также те, кто находятся в процессе его получения. Правда, тем, кто только учится, документы об окончании курсов выдадут только после окончания основного образования и предъявления диплома. При поступлении на программы дополнительного профессионального образования, как правило, понадобятся следующие документы:

  • копия паспорта;
  • диплом о высшем образовании или о среднем профессиональном образовании.

Учебные программы ДПО должны быть составлены с учётом профессиональных стандартов, требований квалификационных справочников, федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации.

На этом сходства переподготовки и повышения квалификации заканчиваются, так как данные программы преследуют разные цели, а соответственно имеют разные содержания и количество учебных часов. О различиях мы и поговорим далее.

Отличия программ повышения квалификации

В соответствии со статьёй 4 ФЗ-273 : «Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации».

Повышение квалификации — это обучение именно в рамках вашей специальности. Это неотъемлемая часть непрерывного профессионального образования. Курсы по данному направлению необходимы для того, чтобы специалист успешно выполнял свои обязанности в соответствии с меняющимися требованиями, современными технологиями и подходами.

Специалисты в некоторых сферах, например, медицине, образовании, аудите — обязаны повышать квалификацию регулярно, что закреплено на законодательном уровне.

Любой специалист может попросить работодателя о прохождении курсов повышения квалификации за счёт организации, обосновав необходимость такого обучения.

Курс повышения квалификации не может быть менее 16 академических часов, максимальный срок длительности программ неограничен.

По окончании обучения выдаётся удостоверение о повышении квалификации.

Отличия программ профессиональной переподготовки

«Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации» — ст.5 ФЗ-273.

Другими словами, окончив курс повышения квалификации, вы можете сменить профессию. Но в отличие от второго высшего образования профессию можно сменить либо в той области, где вы работаете сейчас, либо в той, что не требует базового профильного образования. Также профессиональная переподготовка необходима в случае длительного перерыва в работе по определённой специальности.

Например, специалист по медицинскому массажу обязательно должен иметь среднее профессиональное образование по специальности «Медицинский массаж». Если же специалист учился по одной из перечисленных программ среднего профессионального образования: «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» или высшего образования: специалитет по «Лечебному делу» или «Педиатрии» — он может пройти курс профессиональной переподготовки по специальности «Медицинский массаж» и работать на должностях «Медицинская сестра по массажу», «Медицинский брат по массажу», «Массажист». Работники с любым другим базовым образованием не могут пройти курс переподготовки и претендовать на данные специальности.

Используйте единый квалификационный справочник и профессиональные стандарты, чтобы узнать, какое образование необходимо для работы по желаемой специальности. К слову, образовательные организации не должны принимать на обучение людей с основным образованием, которое не подходит для выбранной специальности. Для этого перед поступлением на курс должны проверить документы об образовании.

Обратите внимание, для профессиональной переподготовки установлен минимальный срок обучения — она не может длиться менее 250 академических часов. Максимальная длительность учёбы неограничена.

По окончании обучения и успешного прохождения аттестации выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного организацией образца.

Так могут существовать следующие варианты записей в документах:

  • с наименованием квалификации;
  • с наименованием квалификации и указанием нового вида профессиональной деятельности;
  • с указанием нового вида профессиональной деятельности (в рамках имеющейся ранее квалификации).

Как видите, программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки — это совершенно разные направления обучения, которые служат разным целям, и выбирать курс стоит именно в соответствии с вашими потребностями.

Сравните цены, программы и условия обучения на курсах профессиональной переподготовки и повышения квалификации на TeachMePlease.

Чем отличается профессиональная подготовка, переподготовка от повышения квалификации работника?

Тема 13

4. Составьте список категорий работников, которых работодатель обязан направлять на профессиональное обучение или получение дополнительного профессионального образования. Результаты оформите в виде таблицы с указанием федерального закона.

федеральных государственных гражданских служащих — не реже чем один раз в три годач. 5 ст. 62 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
прокурорских работников — не реже чем один раз в три годап. 1 ст. 43.4 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»
педагогических работников — не реже чем один раз в три годап. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
аудиторов — ежегодно начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестатач. 9 ст. 11 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
медицинские и фармацевтические работникиФедеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.; Приказ Минздрава России № 66н от 03.08.2012 г. «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях».
сотрудники органов внутренних делФедеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
педагогические работники· Статья 47 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации». · Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 № 499 – Действ. ред. от 15.11.2013 «Обутверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам». · Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации и Центрального Комитета Профсоюза работниковнародного образования и науки РФ от 23.03.2015 № 08-415/124 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование». · Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утверждён приказом Министерстваздравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761н.
Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения Заместитель руководителя (директора, заведующего,начальника) образовательного учрежденияЕдиный квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утверждён приказом Министерстваздравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761н.
Читайте также:  Заявление на внутреннее совместительство: образец-2019

Муниципальное медицинское учреждение «Физиотерапевтическая поликлиника» (далее ― ММУ «Физиотерапевтическая поликлиника») обратилось в суд с иском к Анохиной И.В. о взыскании денежных средств, затраченных на ее обучение по ученическому договору.

Из материалов дела следует, что в соответствии с ученическим договором от 1 сентября 2010 г., заключенным между ММУ «Физиотерапевтическая поликлиника» и Анохиной И.В., работодатель принял на себя обязательства по обеспечению профессиональной подготовки по специальности «Физиотерапия» на базе Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования Росздрава. Работник обязался освоить образовательную программу в соответствии с требованиями учебного процесса в срок с 6 сентября 2010 г. по 18 ноября 2010 г., а после окон-чания обучения, сдачи экзамена и получения документа установ-ленного образца отработать в ММУ «Физиотерапевтическая по-ликлиника» 3 года.

30 сентября 2011 г. Анохина И.В. уволена на основании личного заявления по собственному желанию (приказ от 28 сен-тября 2011 г. № 232-л).

Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 8 февраля 2012 г. исковые требования удовлетворены. С Анохиной И.В. в пользу ММУ «Физиотерапевтическая поликлиника» взысканы денежные средства, затраченные на обучение в полном размере. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 19 апреля 2012 г. решение суда первой инстанции отменено; по делу приня-то новое решение, которым в удовлетворении иска отказано, так как в данном случае имело место не профессиональное обучение Анохиной И.В. или ее переобучение без отрыва или с отрывом от работы, а повышение квалификации работника.

Чем отличается профессиональная подготовка, переподготовка от повышения квалификации работника?

Профессиональная подготовка предполагает обучение поступающего на работу или работника профессии — получение им знаний и навыков, необходимых для выполнения определенной работы.

Профессиональная подготовка рабочих может осуществляться на основе ученического договора с отрывом или без отрыва от работы в образовательных подразделениях организации, в учреждениях начального профессионального образования.

Задачей начального профессионального образования является подготовка квалифицированных рабочих по всем профессиям на базе основного общего образования, а по отдельным профессиям — на базе среднего (полного) общего образования.

Знания и профессиональные навыки рабочих при присвоении им квалификации должны соответствовать требованиям, установленным в тарифно-квалификационных справочниках. На основании справочников производится тарификация работ, присвоение квалификационных разрядов рабочим, составление программ подготовки и повышения квалификации во всех отраслях народного хозяйства, за исключением тех, где применяются уставы и специальные положения.

Обучение может проводиться по очной, очно-заочной (вечерней) формам, быть курсовым (групповым) или индивидуальным, включать в себя теоретический курс, производственную практику и стажировку. Обучение заканчивается аттестацией, форма которой определяется учебной программой.

Переподготовка (переобучение) работников — получение новой специальности. Она организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности производства[1] .

Профессиональная переподготовка специалистов является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования. Она проводится с учетом профиля полученного образования по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, другой — для получения дополнительной квалификации.

В отличие от подготовки новых рабочих, т.е. обучения людей, не имеющих профессии, и от повышения квалификации (обучение рабочих той же профессии без перемены этими рабочими своей трудовой деятельности.

С позиции организации процесса обучения принципиальной разницы между первичным обучением и переподготовкой нет. Переподготовка рабочих осуществляется прямо на предприятии (конечно, если есть возможность сохранить рабочих, заняв их на других участках производства), а также силами территориальной службы занятости (если произошло фактическое высвобождение —увольнение с предприятия).

Переподготовка на предприятии широко практикуется на предприятиях, ориентированных в своей кадровой политике на собственную рабочую силу. Необходимость в переподготовке вызывают такие процессы, как высвобождение работников и их плановое продвижение, внутризаводская текучесть работников (в поисках лучшей работы, условий труда и т.п.).

Следует иметь в виду, что переподготовка касается не только высвобождаемых рабочих, но и рабочей силы при формировании ряда профессий широкого профиля. В этом случае переподготовка должна тесно увязываться с профессиональным продвижением рабочих, а основная ее форма — обучение смежным и вторым профессиям.

Виды повышения квалификации

В зависимости от потребностей работодателя, объема новых знаний и сроков обучения повышение квалификации может быть организовано по-разному:
— краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства. Осуществляется по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
— тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
— длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.
Это предусмотрено абз. 4 — 7 п. 7 Типового положения.
При этом все дополнительные профессиональные образовательные программы образовательные учреждения повышения квалификации разрабатывают самостоятельно с учетом потребностей и особых пожеланий заказчика, а также требований государственных образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующему направлению (специальности) (абз. 2 п. 42 Типового положения).

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 615 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Что выбрать — профессиональную переподготовку или второе высшее?

Условно профессиональное образование в России можно разделить на три категории: среднее профессиональное образование, основное высшее образование и дополнительное профессиональное образование. И второе высшее, и базовое (первое) образование – это формы (основного) высшего образования.

Второе высшее – несколько сокращенная форма основного высшего образования, именно поэтому в обиходе её ошибочно приравнивают к допобразованию.

Высшее образование выполняет задачу подготовки кадров высокой квалификации, в то время, как переподготовка предоставляет слушателям новые навыки, квалификацию и компетенцию, которые требуются для того, чтобы полноценно выполнять профессиональную деятельность новой направленности.

Второе высшее возможно получить лишь в случае наличия у вас диплома о среднем профессиональном или высшем профессиональном образовании.

Переподготовка может быть пройдена при наличии высшего или среднего профессионального образования, а также в процессе получения этих видов образования.

Программы дополнительного профессионального образования (ДПО) и высшего образования (ВО) предназначены различным целевым аудиториям. Основной потребитель ДПО – взрослые слушатели с определенным багажом знаний и опытом. Они осознают свои образовательные потребности и целенаправленно выбирают программы ДПО. Второе высшее образование в большинстве случаев – участь молодых. Часто вчерашние абитуриенты получают второе высшее образование параллельно с основным.

Основное образование (в том числе второе высшее) предполагает приобретение фундаментальных знаний. Оно в большей степени ориентировано на государственный образовательный стандарт, чем программы ДПО. Студенты изучают общепрофессиональные дисциплины, дисциплины специальности и специализации в соответствии с ГОСТами на выбранную специальность. При этом до 40 % часов, задаваемых в рамках стандарта ВО, не имеют отношения к будущей профессиональной деятельности студента. А программы ДПО изначально подстраиваются под будущую профессию слушателя.

Читайте также:  Отгул за сверхурочную работу

Программы основного образования должны разрабатываться согласно потребностям экономики страны. Однако приведение квалификации студента в соответствие с условиями и задачами рынка труда не их главная цель. Это задача ДПО. Программы дополнительного профессионального образования корректируют знания выпускников высших учебных заведений под требования работодателей.

Второе высшее образование. Обычно этот вид образования выбирает молодежь, относящаяся к категории граждан, готовой к тому, чтобы уделить обучению длительный отрезок времени. Нередко, его получают параллельно с основным высшим. По прохождении всех курсов студент обладает всеми необходимыми знаниями в полной мере. В зависимости от уже изначально имеющегося у вас образования, вы можете получить второе высшее по специальным программам, длительностью от 2-х до 5-ти лет.

Профессиональная переподготовка. Обучение проходит в сжатые сроки. В зависимости от направления и содержания программы, переподготовка может занимать, в среднем, не менее 500 учебных часов и не более 1,5 лет. Отлично подходит взрослым людям, которые уже работают и занимают или собираются занимать руководящую должность. Таким образом, освоив новую специальность по программе переподготовки, молодой руководитель более квалифицированно сможет контролировать работу своих подчиненных в сфере полученной им специальности. Например, изучив основы бухгалтерского учета, менеджер сможет более эффективно управлять бухгалтерией.

Второе высшее образование. Студент, успешно прошедший все курсы и аттестационные мероприятия, получает государственный диплом о высшем образовании, соответствующий всем ГОСТам. В зависимости от уровня пройденной программы, выпускнику может быть присвоена квалификационная степень «магистр», «бакалавр» или «специалист».

Студент получает основное высшее или среднее образование, а параллельно проходит программу переподготовки? Диплом установленного образца о переподготовке, в этом случае, будет выдан ему после окончания прохождения им программы основного образования, в тот же день, когда будет выдаваться и соответствующий основной программе образовательный документ.

Срок обучения для получения диплома — вот главное отличие диплома о профессиональной переподготовке и диплома о втором высшем образовании. Пройдя переподготовку или получив второе высшее образование, Вы можете работать на одинаковых должностях.

Здесь имеет значение уровень образования. Базовое образование должно быть либо среднее профессиональное по профилю, либо высшее. При поступлении с высшим образованием, профиль этого образования не имеет значения.

Во-первых, оно занимает значительно менее продолжительный период времени. Сроки обучения сокращаются до 18 месяцев вместо 2-3 лет.

Во-вторых, это, безусловно, ориентация на получение слушателями практических навыков и конкретных знаний по выбранной сфере деятельности. Наличие у специалистов базового образования позволяет сократить до минимума количество абстрактных теорий и общеобразовательных предметов. Программы ориентируются исключительно на потребности специалистов. Для человека, получившего качественное дополнительное образование период адаптации на новом рабочем месте минимален.

В-третьих, как правило, стоимость обучения в рамках программ профессиональной переподготовки, в несколько раз ниже стоимости высшего образования.

Самым важным фактором при приеме на работу являются знания и умения специалиста, а уже потом — дипломы и документы об образовании. В крупных городах России профессиональная переподготовка быстро развивается. Количество желающих получить дополнительное образование увеличивается с каждым годом. Это объясняется, в первую очередь, быстрыми темпами изменений и роста экономики, промышленности и информационных технологий.

Отличия профессиональной переподготовки и повышения квалификации

В своей профессиональной деятельности каждый профессионал сталкивается с проблемой смены рода деятельности несколько раз. Это может выражаться в повышении квалификации или переподготовке, освоении смежных профессий, получении новых навыков.

Этому есть несколько причин:

  • Динамика рынка труда требует от профессионалов большой гибкости и универсальности.
  • Большая конкуренция на рынке труда.
  • Для выполнения своих служебных обязанностей работник должен досконально владеть всеми навыками и знаниями в своей профессии.
  • Появление новых сфер деятельности и специальностей.
  • Некоторые должности находятся на стыке двух или трех профессий и требуют от соискателя профессионализма.
  • Соискатели руководящих высоких должностей должны быть профессионалами в нескольких различных областях.

Услуги повышения квалификации и переподготовки кадров

Постоянное развитие в профессиональной сфере позволяет получить конкурентное преимущество, получить более высокую должность и оплату.

Повысить свой профессиональный уровень можно, получив второе образование, окончив курсы переподготовки или повышения квалификации. Второе высшее образование подходит далеко не всем – не у каждого работающего человека есть время не только на посещение занятий, даже на сессию может не хватить времени. А длительность обучения — не менее 4 лет. Поэтому второе университетское образование как вариант улучшения профессионализма не рассматривается как приемлемый для большинства.

Переподготовка кадров – что это?

Сотрудникам с дипломом университета можно окончить курсы переподготовки. Это — обучающая программа на уровне вуза или учебного центра переподготовки рабочих и специалистов, которая дает необходимые профессиональные навыки и знания. Поступить на курсы могут не только люди с высшим образованием.

Длительность переподготовки зависит от специализации и может занять от 2 недель до 24 месяцев. Учебный план содержит все необходимые для профессии предметы, но в программе отсутствуют общеобразовательные дисциплины – подразумевается, что учащийся их уже изучил, получая первую «вышку» или профессию. Занятия проходят с учетом того, что большинство учащихся работают – вечером, на выходных, дистанционно или заочно. Курсы проходят на базе ВУЗов или в специализированных учебных центрах.

Кому нужно обучение:

  1. Специалистам, работающим на руководящих должностях — например, работник отдела кадров в банке должен обладать знаниями в банковской сфере и быть хорошим психологом.
  2. Работникам, занятым в новых областях, которым сложно обучиться в университете. Примером могут стать разработчики сайтов – необходимо не только знать веб-дизайн, но и владеть основами программирования.
  3. Профессионалам, работающим на высоких должностях. Например, руководители многих предприятий должны не только иметь углубленные познания по профилю, по которому работает предприятие, но и быть еще хорошими экономистами. Например, руководитель компании, производящей продукты питания, должен быть не только пищевым технологом, но и менеджером.
  4. Специалистам, работающим не по своему профилю – многие люди, получив образование, находят работу в другой сфере. По мере работы, они получают необходимые навыки, но не имеют теоретической базы. Причин этому может быть много – более высокая оплата, перспективы или выгодные условия.

В каждом из этих случаев именно проф. обучение станет оптимальным решением.

  • Профессионализм сотрудника по окончанию.
  • Универсальность и гибкость работника.
  • Возможность работать в разных областях.
  • Возможность найти высокооплачиваемую работу.
  • Конкурентное преимущество на рынке труда.
  • Возможность совместить несколько специальностей.
  • Большая база знаний.
  • Реальные умения решения рабочих задач.

Повышение квалификации рабочих

Повышение квалификации – это обучающая программа для работников, которая позволяет получить новые знания и навыки в их сфере деятельности. В отличие от перепрофилирования, такое обучение проходит в рамках одной, полученной ранее, специальности.

Обучение может длиться от 72 часов до нескольких месяцев. Краткосрочные курсы посвящены решению конкретной проблемы или задачи. Длительные курсы включают полный спектр предметов, необходимых для того, чтобы освежить полученные ранее знания и навыки, а также освоить изменения и инновации.

В соответствии с законом, проходить дополнительное проф. обучение должны все работники каждые 3-5 лет. В основном, этот вопрос решают руководители отдела кадров предприятия. Но есть ряд должностей, которые связаны с работой с повышенным риском для жизни и здоровья. Занимать их имеют право только сотрудники с лицензией. Получить ее можно только, прослушав учебный курс и сдав экзамены. Лицензия действительна в течение 3-5 лет, после чего проходить обучение необходимо заново.

  • Обширная база знаний.
  • Обновление всех рабочих навыков, используемых на конкретном предприятии.
  • Профессионализм.
  • Ценность для работодателей такого специалиста.
  • Регулярное изучение инноваций, нововведений и новых технологий в сфере.
  • Высокая заработная плата.

Переподготовка или повышение квалификации?

Однозначно ответить на этот вопрос трудно. У каждого специалиста — индивидуальные обстоятельства. Перепрофилирование делает специалиста универсальным и более гибким, а повышение квалификации делает его более компетентным в узкой сфере деятельности.

Однозначно можно сказать только то, что необходимо постоянно развиваться. Если предприятие не вкладывает средства в образование своих работников, а также не имеется такая возможность или необходимость, необходимо делать это самостоятельно. Для специалистов, которые являются временно безработными, дополнительное образование могут обеспечить региональные службы занятости. К тому же, они заключают договоренности с предприятиями и специально для них готовят тех работников, которые необходимы конкретному производству и обеспечивают требуемый уровень подготовки.

Ссылка на основную публикацию