В чем суть постановления о запрете на иностранное ПО? - Komsindrom.ru

В чем суть постановления о запрете на иностранное ПО?

Содержание

Все запреты в госзакупках на 2020 год

Ближайшие изменения в запретах по 44-ФЗ

Правительством принят ряд мер, которые способствуют развитию национальной экономики, защите внутреннего рынка и поддержке отечественных товаров. Одна из таких мер — запрет на допуск товаров иностранного происхождения (устанавливает ст. 14 44-ФЗ).

С 25.12.2019 вступают в силу постановления правительства № 1674 и № 1675 от 14.12.2019. Они изменяют правила применения запретов в закупках ряда импортных автомобилей. Заказчики смогут купить импортные авто, если они:

  1. Соответствуют требованиям к товарам автомобилестроения из приложения к постановлению правительства № 719 от 17.07.2015. Они тоже изменены отдельным документом.
  2. Производятся любыми юрлицами, которые ввозят или ввозили по состоянию на 01.01.2015 автокомпоненты для промышленной сборки транспортных средств по позициям 8701–8705 ТН ВЭД ЕАЭС (их узлов, агрегатов). Важно, чтобы соглашения о ввозе авто заключили с Минэкономразвития и выполнялись надлежащим образом.
  3. Производятся хозяйствующими субъектами, которые осуществляли до 01.04.2016 производство в режиме, который предусмотрен соглашением от 18.06.2010, и выполняли на территории России ряд операций.

Правительство подготовило масштабную реформу национального режима. Планируется, что изменения вступят в силу с 01.01.2020. Подробнее об этой реформе писали в статье «Импортозамещение в действии, или Как не нарушить правила национального режима».

Сферы действия запретов

Ст. 14 закона о контрактной системе предусматривает, что правительство РФ выпускает нормативные правовые акты, которые запрещают допуск иностранной продукции, работ и услуг, которые исполняют иностранные лица. Вот какие иностранные товары запрещено закупать заказчикам по 44-ФЗ:

  1. Машиностроение — постановление № 656 от 14.07.2014.
  2. Легкая промышленность — постановление № 791 от 11.08.2014.
  3. Программное обеспечение — постановление № 1236 от 16.11.2015.
  4. Продукция, имеющая оборонное значение, — постановление 9 от 14.01.2017.
  5. Продукция станкоинструментальной промышленности, имеющая оборонное значение, — постановление № 239 от 07.03.2019.

Если заказчик проводит заказы, на которые распространяется действие перечисленных актов, то он отклоняет заявки, которые предлагают к поставке зарубежные товары. Исключение сделано только для стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия, Казахстан).

Запреты товаров машиностроения

В постановлении правительства № 656 от 14.07.2014 указано, на какие виды транспортных средств распространяется запрет на поставку товаров машиностроения иностранного происхождения:

  1. Строительная техника: бульдозеры, тракторы, грейдеры, катки, погрузчики, экскаваторы.
  2. Средства для перевозки людей: автомобили, автобусы, троллейбусы.
  3. Специальные автомобили: пожарные, скорой медицинской помощи, для аварийно-спасательных служб, полиции.
  4. Прочие автотранспортные средства.

Имеются и исключения, когда закупают перечисленные товары зарубежного происхождения. Перечислим некоторые из них:

  1. Производство по специальному инвестиционному контракту (абзац 2, подпункт «а», постановление № 656). Подтверждающим документом в таком случае является копия этого контракта.
  2. Если нет аналогов российского производства и они соответствуют требованиям РФ к такой продукции, которые перечислены в постановлении № 719 от 17.07.2015 (монтаж двигателей, системы электрооборудования, органов управления, наличие сервисных центров на территории стран ЕАЭС и др.). Подтверждающим документом является акт экспертизы, который выдается Торгово-промышленной палатой РФ.
  3. Страной происхождения является государство — член ЕАЭС. Подтверждающим документом является сертификат о происхождении, который выдается уполномоченным органом государства — члена ЕАЭС.

Запрет не распространяется на деятельность дипломатических и консульских учреждений при заказах не на территории РФ.

Не запрещено, но не рекомендуется.

При совмещении будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь товаров.

Запреты в легкой промышленности

Постановление правительства № 791 от 11.08.2014 устанавливает запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (44-ФЗ), при покупке легкой промышленности и услуг по их прокату, к которым относятся:

  • ткани текстильные;
  • одеяла;
  • белье постельное, столовое, туалетное;
  • ковры и прочее.

Предусмотрены два перечня: отдельно для федеральных нужд и отдельно для нужд субъекта и муниципальных нужд. Федеральный перечень охватывает большее количество групп.

Дополнительным требованием к поставщикам является не только поставка товара, который произведен в ЕАЭС, но и использование при их производстве или оказании услуг материалов или полуфабрикатов из стран ЕАЭС. К примеру, при покупке одеял нитки, из которых они сделаны, не должны быть иностранного происхождения.

Подтверждающим документом является декларация поставщиков о стране происхождения.

Есть исключение: если такая продукция легкой промышленности не производится на территории ЕАЭС. Заключение об этом выдает Министерство промышленности и торговли РФ.

Нормативный актПП РФ № 656 от 14.07.2014.
Когда применятьЗапрет на закупку товаров машиностроения распространяется при проведении конкурентных процедур и закупок у единственного поставщика.
Как применятьЗапрещено приобретать иностранные товары.
Что прикладывают к заявке на участиеЛюбой из документов:

  1. Копия СПИК.
  2. Акт экспертизы (выдает ТПП, приказ ТПП № 64 от 25.08.2014).
  3. Разовый сертификат СТ-1 (приказ ТПП № 64 от 25.08.2014).
Можно ли включить в закупку позиции как не из НПА, так и из НПА

Запрет на закупку иностранных товаров по перечню при проведении любых конкурентных процедур и в закупках у единственного поставщика.

Дополнительное требование: использовать отечественные материалы (ЕАЭС) при проведении конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (ч. 2 ст. 31 закона № 44-ФЗ).

ПП № 791 не применяется, если заказчик получил заключение Минпромторга, что на территории РФ не производятся товары из перечня (приказ Минпромторга от 10.09.2014 № 1776).

Запрет на закупку иностранной продукции. Дополнительное требование: использовать при производстве отечественные материалы и полуфабрикаты (ЕАЭС).

Нет запрета, но не рекомендуется.

При совмещении будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь..

Программное обеспечение под запретом

Правительством установлен запрет на закупку иностранного программного обеспечения. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ ведет единый реестр российских программ и евразийского программного обеспечения для электронных вычислительных машин и баз данных. Если заказчик планирует закупить программное обеспечение и в этом реестре содержится информация о российских и евразийских программах, которые по функциональным характеристикам полностью соответствуют требованиям заказчика, запрещено закупать аналоги иностранного производства.

Подтверждающим документом является декларация поставщика. Актуальный единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных размещен на официальном сайте Минсвязи.

Нормативный актПП № 791 от 11.08.2014.
Когда применять
Как применять
Что прикладывают к заявке на участиеДекларация страны происхождения товара, материалов и полуфабрикатов, из которых он изготовлен (в свободной форме).
Можно ли включить в закупку позиции как не из НПА, так и из НПА

В любых конкурентных процедурах и в закупках у единственного поставщика.

Исключение: заказчик подготовил и включил в документацию обоснование невозможности соблюсти запрет.

Подтверждается происхождение ПО сведениями из реестра российского программного обеспечения или реестра ПО ЕАЭС.

Не запрещено, но не рекомендуется.

При совмещении будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь.

Запреты продукции оборонного значения

Сейчас работает запрет на товары иностранного производства по 44-ФЗ, которые предназначены для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда аналоги не производятся на территории ЕАЭС. Постановление правительства 9 от 14.01.2017 к такой продукции относит:

  • запрет на закупки авиационных изделий и техники (вертолеты);
  • автомобили, автотранспортные средства;
  • строительную технику: бульдозеры, катки, отвалы, грейдеры;
  • пластмассовые изделия;
  • текстильные изделия;
  • прокат, трубы, камень, известняк, песок и др.

Перечень состоит из наименования товара и кода по ОКПД-2 (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)). К примеру, постановление правительства РФ 9, п. 42 — это круги отрезные (23.91.11.150).

Нормативный актПП РФ № 1236 от 16.11.2015.
Когда применять
Как применятьЗапрещено приобретать иностранную продукцию.
Что прикладывают к заявке на участие
Можно ли включить в закупку товары как не из НПА, так и из НПА

В любых конкурентных процедурах и закупках у единственного поставщика в целях выполнения:

  • госпрограмм;
  • долгосрочных (федеральных) целевых программ в области обороны и безопасности;
  • госпрограмм вооружения;
  • других мероприятий в рамках ГОЗ;
  • закупки ТРУ для заказчиков, которые непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности государства.

Исключения из ПП № 9 перечислены в пункте 4. Например, правила не применяются в случае необходимости обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, которые использует заказчик, закупки запчастей и т. д.

Запрещено приобретать любую иностранную продукцию. Исключение: на территории ЕАЭС такие ТРУ не производятся.

До 16.01.2019 действует запрет на допуск иностранных товаров (включая ЕАЭС), если они указаны в приложении к ПП № 9. В перечне станки, инструменты, продукция легкой промышленности, стройматериалы, автотранспорт, спецтехника, электрооборудование.

Заключение о подтверждении производства промышленной продукции в России. Оно выдается Минпромторгом по правилам ПП № 719 от 17.07.2015.

Если продукция не включена в приложение к ПП № 719 от 17.07.2015, то ПП № 9 не устанавливает требований, каким конкретно документом подтверждать страну происхождения.

Учтите п. 6 обзора судебной практики Верховного Суда от 28.06.2017. Суд решил, что если установлен запрет по ПП № 9, то участник аукциона должен предоставить документ, подтверждающий страну происхождения товара. Такой документ — как правило, сертификат СТ-1.

Нормативный актПП РФ № 9 от 14.01.2017.
Когда применять
Как применять
Что прикладывают к заявке на участие
Можно ли включить в закупку товары как не из НПА, так и из НПАНельзя.

Запреты продукции станкоинструментальной промышленности для обороны и безопасности

с 11.03.2019 заработало постановление правительства № 239 от 07.03.2019 о запрете закупок продукции станкоинструментальной промышленности. К такой продукции относятся:

  • инструменты;
  • станки;
  • жернова;
  • точильные камни;
  • шлифовальные круги;
  • части и принадлежности.

Вот таблица запретов и ограничений по 44-ФЗ.

Когда проводите любые конкурентные процедуры и закупаете у единственного поставщика или исполнителя ТРУ для выполнения мероприятий госпрограмм в области обороны страны и безопасности государства, госпрограммы вооружения, других мероприятий в рамках гособоронзаказа и закупки ТРУ для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

ПП 239 не применяется, если есть разрешение Минпромторга на закупку зарубежной продукции.

Устанавливают запрет на закупку иностранных товаров станкоинструментальной промышленности (кроме ЕАЭС) и работ (услуги), которые предусматривают закупку таких товаров. Отклоняют заявки, которые предлагают поставить зарубежные товары.

Документы не требуются. Подтверждает происхождение запись из реестра российской станкоинструментальной продукции или реестра евразийской станкоинструментальной продукции.

Запреты в закупках у турецких компаний

Отдельно стоит поговорить о запретах, которые связаны с закупкой товаров и работ, которые выполняют организации, находящиеся под юрисдикцией или контролируемые гражданами Турецкой Республики.

Необходимо отметить, что утратило силу постановление от 29.12.2015 № 1457. Ранее с 2016 года работы и услуги для госнужд нельзя было заказывать у турецких компаний. 31.05.2017 президент отменил эти специальные экономические меры указом от 31.05.2017 № 244.

Ограничение и запрет на допуск товаров происходящих из иностранных государств 44-ФЗ

Нормами статьи 14 44-ФЗ вводится ряд запретов и ограничений на допуск товаров происходящих из иностранных государств. Такая политика направлена на стимулирование российской экономики и поддержание отечественного производителя. Введение национального режима доставляет немало неудобств, как заказчикам, так и поставщикам. Госучреждениям важно правильно составить документацию перед проведением процедуры, а участникам подтвердить соответствие предлагаемой ими продукции установленным требованиям.

Запреты

В соответствии с нормами статьи 14 44-ФЗ Правительство получает право накладывать запрет на закупку госучреждениями отдельных товаров иностранного происхождения. Для этого оно выпускает соответствующие постановления, которые становятся обязательными к исполнению всеми заказчиками. На сегодняшний день подобные запреты действуют в отношении следующих видов продукции:

  1. Программное обеспечение.
  2. Товары для нужд обороны страны и безопасности государства.
  3. Продукция машиностроения.
  4. Мебель и изделия деревообрабатывающей промышленности.
  5. Изделия легкой промышленности.

Эти запреты распространяются на товары, произведенные в любых странах, за исключением России, Армении, Беларуси, Киргизии и Казахстана ( ЕА ЭС ). Информацию о наличии такого запрета заказчик обязан отобразить в закупочной документации. В противном случае он привлекается к административной ответственности.

Программное обеспечение

С 01 января 2016 года постановлением Правительства России №1236 вводятся ограничения на закупку программного обеспечения, разработанного на территории иностранных государств. Эта норма распространяется на исключительные права и права эксплуатации.

На Министерство связи наложена обязанность по ведению единого реестра программного обеспечения российского производства. С ним заказчик должен сверяться перед проведением закупки. Правила его создания и ведения также прописаны в постановлении Правительства за номером 1236.

Когда требуемая программа отсутствует в реестре или ее технические характеристики не совпадают с параметрами, указанными в документе, разрешено назначать тендер на иностранную продукцию. Запрет, установленный Постановлением №1236, не распространяется на закупки, проводимые консульствами, дипломатическими представительствами, а также торговыми представительствами РФ при ведении ими деятельности за рубежом. Запрет не применяется также при закупках, составляющих государственную тайну.

Товары для нужд обороны

Постановлением Правительства №9 от 14.01.2017 (до него — ПП №1224 от 24.12.2013) вводится запрет на закупку товаров иностранного производства, необходимых для нужд безопасности и обороны страны. Исключение составляет лишь та продукция, которая не производится на территории России или государств, входящих в Евразийский экономический союз.

К поставке в рамках госконтракта допускаются не только товары, фактически произведенные в России, но и продукция, отвечающая одному из следующих требований:

  1. Ее создание или модернизация проводилось в рамках специального инвестиционного контракта.
  2. Изделие соответствует требованиям, установленным постановлением Правительства №719 от 17.07.2015г.
  3. Товары произведены в странах ЕАЭС.

Запрет не распространяется на закупки, проводимые МВД, ФСБ, ФСО, СВР, ФСТЭК, а также Управлением делами Президента России. Полный перечень продукции, которая подпадает под действие постановление, приведен в приложении к нему. В этот перечень входят: обрабатывающие центры, токарные, металлорежущие, шлифовальные заточные и другие виды станков, измерительные и контрольные приспособления.

Продукция машиностроения

Запрет на поставку в рамках государственных контрактов объектов машиностроения вводится постановлением Правительства №656 от 14.07.2014 г. Запрещено осуществлять закупки следующих иностранных товаров:

  1. Трамвайных вагонов.
  2. Прицепов.
  3. Снегоочистителей.
  4. Различных транспортных средств.
  5. Автокранов.
  6. Тракторов.

Полный перечень приведен в приложении к постановлению. Такие запреты не распространяются на закупки, реализуемые дипломатическими и торговыми представительствами, а также консульствами.

Мебель и изделия деревообрабатывающей промышленности

Запрет на поставку мебели и отдельных изделий деревообрабатывающей промышленности устанавливается постановлением Правительства №1072 от 05 сентября 2017 года. Закупать продукцию, о которой идет речь в постановлении, можно только, если:

  1. Она произведена на территории России или стран ЕАЭС.
  2. Товары изготавливаются в рамках специального инвестиционного контракта.
  3. Продукция соответствует требованиям постановления Правительства №719 от 17.07.2015г.

Запрет распространяется на различные виды мебели, в том числе металлическую и пластмассовую, матрасные основы, матрасы, диваны, древесно-волокнистые плиты. Такое постановление действует до 1 декабря 2019 года.

Изделия легкой промышленности

Постановлением Правительства №108 от 17 февраля 2016 года устанавливается запрет на приобретение государственными учреждениями отдельных изделий легкой промышленности, изготовленных в иностранных государствах. Исключение составляют лишь товары, произведенные в странах ЕАЭС. Дополнительным требованием является использование при выпуске изделий российских полуфабрикатов и материалов.

В перечень товаров, попадающих под запрет входят:

  1. Ткани.
  2. Кожаная одежда.
  3. Спецодежда.
  4. Обувь.
  5. Пластмассовые изделия.
  6. Ковры.
  7. Верхняя одежда.
  8. Нижнее белье.

Указанные товары должны быть исключительно российского производства. В постановлении приводится отдельный список продукции, которая может быть произведена на территории стран ЕАЭС. В него включены ткани, текстильные изделия, огнестойкая одежда и некоторые другие изделия.

Ограничения

На отдельные виды товаров законодатель установил ограничения. Это значит, что заявки, содержащие изделия иностранного производства, допускаются к участию в процедуре только в том случае, если отсутствуют предложения с продукцией российского производства, соответствующей установленным характеристикам. Это справедливо для следующих видов товаров:

  1. Радиоэлектроника.
  2. Медицинские изделия.
  3. Лекарственные препараты.
  4. Продукты питания.

При проведении таких закупок участники, предложившие продукцию отечественного производства, получают ценовые преференции. Если победу в тендере одерживает компания, в заявке которого имеются иностранные товары, то итоговая цена контракта будет уменьшена на 15%.

Радиоэлектронная продукция

Ограничения на закупку товаров радиоэлектроники установлены постановлением Правительства №968 от 29 сентября 2016 года. В список изделий, попавших под действие нормативного акта, включены:

  1. Фоторезисторы.
  2. Светодиодные изделия.
  3. Интегральные электронные схемы.
  4. Вычислительны машины.
  5. Электронные книги.
  6. Запоминающие устройства.
  7. Радиоэлектронные средства связи.
  8. Антенны.
  9. Видеокамеры.

Полный список приведен в приложении к постановлению. Установленные ограничения не применяются в случае проведения закупки на территории иностранного государства для обеспечения собственной деятельности.

Медицинские изделия

При закупке медицинских изделий, включенных в перечень, указанный в постановлении Правительства №102 от 05 февраля 2015 года, устанавливаются ограничения. В этот список попали:

  1. Медицинская одежда.
  2. Санитарно-гигиеническое белье.
  3. Реагенты.
  4. Салфетки.
  5. Тампоны.
  6. Повязки.
  7. Диагностическое и реанимационное оборудование.

Список товаров огромен, поэтому поставщикам и заказчикам необходимо внимательно с ним ознакомиться перед участием в процедуре. Запрет не распространяется на закупки, проводимые на территории иностранных государств.

Лекарственные препараты

Введение ограничений при закупке лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов устанавливается постановлением Правительства №1289 от 13.11.2015 года. Актуальный перечень конкретных медикаментов, попадающих под действие нормативного акта, приведен в распоряжении Правительства №2323-р от 23.10.2017 года.

Если в результате проведения закупки товаров, на которые распространяются ограничения, был заключен контракт с поставщиком, предложившим российскую продукцию, то замена препаратов, предложенных в заявке, иностранными аналогами в процессе исполнения обязательств не допускается. Это установлено пунктом 3 постановления Правительства №1289.

Продукты питания

Ограничения на поставку иностранных продуктов питания установлены постановлением Правительства №832 от 22.08.2016 года. В перечень таких продуктов входят:

  1. Мороженая и свежая рыба.
  2. Морепродукты.
  3. Различные сорта мяса.
  4. Соль.
  5. Сливочное масло, сыры, творог, молоко.
  6. Рис.
  7. Сахар.

Исключением из данного постановления становятся закупки, осуществляющиеся на территории иностранных государств.

Действия заказчика

Действия заказчика при проведении закупок товаров, попадающих под действие ограничений, будут зависеть от типа приобретаемой продукции:

  1. Если заказчику необходима какая-либо программа, то перед составлением закупочной документации он должен свериться с реестром ПО. Если такое обеспечение найдено в реестре, то закупать иностранные аналоги запрещено. Информация об этом должна быть обязательно отражена в документации. В случае, если требуемая программа отсутствует в реестре заказчику нужно подготовить обоснование необходимости приобретения именно такого ПО.
  2. Перед закупкой товаров, предназначенных для обеспечения нужд обороны страны заказчик должен проверить, существует ли производство требуемой продукции на территории России. Получить такую информацию можно в Министерстве промышленности и торговли.
  3. При проведении закупок отдельных видов товаров машиностроения или мебельной продукции заказчик обязан прописать в документации необходимость приложить во второй части заявок сертификат о происхождении товара. Заявки, в которых этот документ не приложен, должны быть отклонены.
  4. Если проводится закупка товаров, на которые правительством наложены ограничения, то заказчик обязан отклонять заявки, содержащие изделия иностранного производства, при условии, что поданы не менее двух предложений с российской продукцией. При этом товары, предлагаемые в этих двух заявках не должны быть одного и того же вида.

За невыполнение возложенных обязательств заказчик привлекается к административной ответственности. Если организатор закупки допускает к участию в процедуре заявку, не соответствующую требованиям национального режима, то он будет вынужден выплатить штраф в размере 1% от НМЦК (от 5000 до 30000 рублей) при проведении аукционов и 5% от НМЦК (не более 30000 рублей) при осуществлении запроса котировок.

Действия поставщика

Для участия в закупках товаров, на которые действуют запреты или ограничения, участник должен подтвердить соответствие предлагаемой им продукции требованиям законодательства. Сделать это можно при помощи следующих документов:

  1. Копия инвестиционного контракта, в рамках которого осуществляется производство изделий.
  2. Сертификат по форме СТ-1.
  3. Акт экспертизы, проведенной Торгово-промышленной палатой России.
  4. При закупке продуктов питания, на которые установлены ограничения. Участнику достаточно задекларировать в заявке страну происхождения. Наименование государства должно соответствовать ОКСМ.
  5. Если проводится закупка радиоэлектроники, то в отдельных случаях допускается прикладывать к заявке уведомление о стране происхождения товара, полученное от Минпромторга.

Отсутствие указанных документов в заявке является основание для ее отклонения. В случае возникновения спорных ситуаций участник имеет обращаться с жалобой в ФАС.

Минпромторг предлагает изменить национальный режим: запрет на закупки импортных товаров оставят только в сфере обороны и безопасности страны

Запрет на закупку некоторой иностранной продукции предполагается оставить только в целях защиты обороны и безопасности страны. В остальных случаях будет применяться принцип «третий лишний» и ценовые преференции. Также запреты и ограничения больше не будут распространяться на страны ЕАЭС. То есть появится возможность закупать любые товары из Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии. Проект с такими нововведениями подготовил Минпромторг России. Сейчас он опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Минпромторг России подготовил проект постановления по поводу применения национального режима в госзакупках (проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2019 г. № 239 и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2017 г. № 9 „Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства“», далее — проект постановления). Проект постановления размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов 08.10.2019 под ID 01/01/10-19/00095645.

Этот проект связан с другими проектами, которые касаются национального режима:

проектом постановления Правительства РФ «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 января 2017 г. № 9 „Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства“» (размещен 18.05.2018 под ID 02/07/05-18/00080854). В нем установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, а именно приборов и аппаратуры для телекоммуникаций, для нужд обороны страны и безопасности государства;

Сейчас в проекте постановления об изменении национального режима указано, что новые правила вступят в силу с 2020 г. Изменения не будут применяться к отношениям, связанным с закупками, извещения об осуществлении которых будут размещены в единой информационной системе в сфере закупок, приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу постановления, в том числе к контрактам, информация о которых включена в реестр контрактов, заключенных заказчиками, до дня вступления в силу постановления.

Запреты и ограничения на импортную продукцию

Сейчас в отношении ряда товаров, закупаемых на торгах, действует национальный режим, то есть некоторые иностранные товары нельзя закупать для государственных и муниципальных нужд. Речь идет о товарах легкой промышленности, программном обеспечении, мебели, продукции станкостроения и машиностроения. Национальный режим включает запреты, ограничения и преференции. В проекте постановления предлагается изменить некоторые его правила.

В частности, предлагается оставить существующий запрет только на закупки тех товаров станкоинструментальной промышленности, которые будут использоваться в целях защиты обороны и безопасности страны. Сейчас запрет на поставки импортных промышленных товаров предусмотрен в постановлении Правительства РФ от 07.03.2019 № 239 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров станкоинструментальной промышленности, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства».

Под закупками в целях защиты обороны и безопасности страны понимаются закупки товаров, работ (услуг) в целях выполнения мероприятий государственных программ РФ, государственной программы вооружения, иных мероприятий в рамках государственного оборонного заказа, а также определенных заказчиков на основании перечней товаров, работ (услуг), утвержденных соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в целях выполнения функций и полномочий заказчиков для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, если заказчик закупает товары для собственных нужд, то на его закупки запреты не будут распространяться. Запрет будет действовать только на закупки в целях защиты обороны и безопасности страны.

В остальных случаях будет применяться принцип «третий лишний» и ценовые преференции. Принцип «третий лишний» означает, что если в торгах участвуют хотя бы две компании, предлагающие российскую продукцию, то заказчик отклонит заявки, в которых предлагается поставка импортных товаров. При этом необходимо, чтобы участвовали не менее двух заявок, которые удовлетворяют требованиям извещения или документации о закупке, в которых одновременно:

предлагают поставить отдельные виды товаров, страной происхождения которых являются только государства — члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС);

не предлагают поставить один и тот же вид промышленного товара одного производителя или производителей, которые входят в одну группу лиц, соответствующую признакам по ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при сопоставлении этих заявок.

Также в проекте постановления предусмотрен запрет на смешение в одном лоте товара, подпадающего под действие запрета, и товара, в отношении которого не установлено запретительных мер, а также распространение запрета на иностранные товары, приобретаемые в рамках закупки работ или услуг.

К участникам закупок (промышленных товаров, которые указаны в позициях 3, 4, 8—15, 17 раздела I приложения к проекту постановления) будут предъявляться дополнительные требования в виде использования при производстве таких товаров определенных материалов или полуфабрикатов, страна происхождения которых — Россия или государство — член ЕАЭС.

Если законопроект примут, то национальный режим не будет применяться в отношении закупок продукции из стран ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия). Продукция из этих государств не будет считаться иностранной.

Перечни товаров

В проекте постановления содержится перечень продукции, в отношении которой будет применяться запрет на закупку, если она необходима для защиты обороны и безопасности страны (приложение к проекту).

Также Минпромторг разработал проект постановления Правительства РФ «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». В нем содержится единый перечень товаров, на которые установлены ограничения (размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов 08.10.2019 под ID 01/01/10-19/00095648).

Сейчас действует несколько перечней товаров с запретами и ограничениями. За основу возьмут постановление Правительства РФ от 07.03.2019 № 239 о запретах на допуск отдельных видов иностранной продукции станкоинструментальной промышленности. Если проект примут, то постановления с другими перечнями утратят свою силу. В частности, постановления Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 о запретах в отношении импортных товаров машиностроения, от 11.08.2014 № 791 о запретах в отношении импортных товаров легкой промышленности, от 05.09.2017 № 1072 о запретах в отношении продукции мебельной и деревообрабатывающей промышленности, от 20.09.2018 № 1119 об ограничениях в отношении оружия.

Подтверждение производства

В проекте постановления предусмотрено, что подтверждением производства продукции на территории России будут являться сведения из реестра российской промышленной продукции, а подтверждением производства промышленной продукции на территории ЕАЭС — сведения из реестра промышленной продукции, произведенной на территории государства — члена ЕАЭС. Для целей осуществления закупок в составе заявки (окончательном предложении) в качестве подтверждения страны происхождения участник закупки должен будет предоставить выписку из реестра российской промышленной продукции, формируемую посредством государственной информационной системы промышленности.

Заказчиков обяжут публиковать информацию о результатах закупки товара в течение 10 рабочих дней после заключения контракта или информацию о несостоявшейся закупке в Государственной информационной системе промышленности.

Также в проекте постановления (как и ранее) предусмотрена возможность закупки товаров, происходящих из иностранных государств, в случае, когда производство таких товаров на территории РФ отсутствует. При этом подтверждением исключения из установленного запрета будет считаться разрешение Минпромторга России о закупке происходящего из иностранного государства товара.

Подтверждением закупки товаров в рамках реализации программ приграничного сотрудничества будет заключение Минпромторга России, выдаваемое по согласованию с Минэкономразвития России.

Когда запрет на закупку импортных товаров не применяется

При наличии разрешения на закупку происходящего из иностранного государства товара, выдаваемого посредством государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Минпромторгом России

При необходимости обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки

Для закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование

Для закупок одной единицы товаров, стоимость которых не превышает 50 000 руб., а также закупок совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн руб. (за исключением закупок товаров, указанных в позициях 1—24 раздела I в приложении к проекту постановления)

Для закупок одной единицы товаров из указанных в приложении 1 к проекту постановления, стоимость которых не превышает 10 000 руб., и закупок совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн руб. (за исключением закупок товаров, указанных в позициях 1—24 раздела I в приложении к проекту постановления)

Для закупок одной единицы товаров, стоимость которых не превышает 5000 руб., и закупок совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 50 000 руб.

Для осуществления закупок ФСБ России, ФСО России, Службой внешней разведки РФ, МВД России, Нацгвардией России, Управлением делами Президента РФ и Главным управлением специальных программ Президента РФ (за исключением закупок товаров, указанных в позициях 1—24 раздела I, 129—131 раздела IX и в разделе V в приложении к проекту постановления при условии закупки одной единицы товаров, стоимость которых равна или менее 2 млн руб.)

При поставках вооружения, военной и специальной техники, принятых на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, и (или) при поставках образцов вооружения, военной и специальной техники, разработанных в соответствии с конструкторской документацией с литерой не ниже «О»

Для закупок товаров в рамках реализации программ приграничного сотрудничества «Карелия», «Коларктик», «Россия — Юго-Восточная Финляндия», «Россия — Латвия», «Россия — Литва», «Россия — Польша», «Россия — Эстония», программы трансграничного сотрудничества «Интеррег. Регион Балтийского моря»

Все запреты в госзакупках на 2020 год

Ближайшие изменения в запретах по 44-ФЗ

Правительством принят ряд мер, которые способствуют развитию национальной экономики, защите внутреннего рынка и поддержке отечественных товаров. Одна из таких мер — запрет на допуск товаров иностранного происхождения (устанавливает ст. 14 44-ФЗ).

С 25.12.2019 вступают в силу постановления правительства № 1674 и № 1675 от 14.12.2019. Они изменяют правила применения запретов в закупках ряда импортных автомобилей. Заказчики смогут купить импортные авто, если они:

  1. Соответствуют требованиям к товарам автомобилестроения из приложения к постановлению правительства № 719 от 17.07.2015. Они тоже изменены отдельным документом.
  2. Производятся любыми юрлицами, которые ввозят или ввозили по состоянию на 01.01.2015 автокомпоненты для промышленной сборки транспортных средств по позициям 8701–8705 ТН ВЭД ЕАЭС (их узлов, агрегатов). Важно, чтобы соглашения о ввозе авто заключили с Минэкономразвития и выполнялись надлежащим образом.
  3. Производятся хозяйствующими субъектами, которые осуществляли до 01.04.2016 производство в режиме, который предусмотрен соглашением от 18.06.2010, и выполняли на территории России ряд операций.

Правительство подготовило масштабную реформу национального режима. Планируется, что изменения вступят в силу с 01.01.2020. Подробнее об этой реформе писали в статье «Импортозамещение в действии, или Как не нарушить правила национального режима».

Сферы действия запретов

Ст. 14 закона о контрактной системе предусматривает, что правительство РФ выпускает нормативные правовые акты, которые запрещают допуск иностранной продукции, работ и услуг, которые исполняют иностранные лица. Вот какие иностранные товары запрещено закупать заказчикам по 44-ФЗ:

  1. Машиностроение — постановление № 656 от 14.07.2014.
  2. Легкая промышленность — постановление № 791 от 11.08.2014.
  3. Программное обеспечение — постановление № 1236 от 16.11.2015.
  4. Продукция, имеющая оборонное значение, — постановление 9 от 14.01.2017.
  5. Продукция станкоинструментальной промышленности, имеющая оборонное значение, — постановление № 239 от 07.03.2019.

Если заказчик проводит заказы, на которые распространяется действие перечисленных актов, то он отклоняет заявки, которые предлагают к поставке зарубежные товары. Исключение сделано только для стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия, Казахстан).

Запреты товаров машиностроения

В постановлении правительства № 656 от 14.07.2014 указано, на какие виды транспортных средств распространяется запрет на поставку товаров машиностроения иностранного происхождения:

  1. Строительная техника: бульдозеры, тракторы, грейдеры, катки, погрузчики, экскаваторы.
  2. Средства для перевозки людей: автомобили, автобусы, троллейбусы.
  3. Специальные автомобили: пожарные, скорой медицинской помощи, для аварийно-спасательных служб, полиции.
  4. Прочие автотранспортные средства.

Имеются и исключения, когда закупают перечисленные товары зарубежного происхождения. Перечислим некоторые из них:

  1. Производство по специальному инвестиционному контракту (абзац 2, подпункт «а», постановление № 656). Подтверждающим документом в таком случае является копия этого контракта.
  2. Если нет аналогов российского производства и они соответствуют требованиям РФ к такой продукции, которые перечислены в постановлении № 719 от 17.07.2015 (монтаж двигателей, системы электрооборудования, органов управления, наличие сервисных центров на территории стран ЕАЭС и др.). Подтверждающим документом является акт экспертизы, который выдается Торгово-промышленной палатой РФ.
  3. Страной происхождения является государство — член ЕАЭС. Подтверждающим документом является сертификат о происхождении, который выдается уполномоченным органом государства — члена ЕАЭС.

Запрет не распространяется на деятельность дипломатических и консульских учреждений при заказах не на территории РФ.

Нормативный актПП № 239 от 07.03.2019.
Когда применять
Как применять
Что прикладывают к заявке на участие

Не запрещено, но не рекомендуется.

При совмещении будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь товаров.

Запреты в легкой промышленности

Постановление правительства № 791 от 11.08.2014 устанавливает запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (44-ФЗ), при покупке легкой промышленности и услуг по их прокату, к которым относятся:

  • ткани текстильные;
  • одеяла;
  • белье постельное, столовое, туалетное;
  • ковры и прочее.

Предусмотрены два перечня: отдельно для федеральных нужд и отдельно для нужд субъекта и муниципальных нужд. Федеральный перечень охватывает большее количество групп.

Дополнительным требованием к поставщикам является не только поставка товара, который произведен в ЕАЭС, но и использование при их производстве или оказании услуг материалов или полуфабрикатов из стран ЕАЭС. К примеру, при покупке одеял нитки, из которых они сделаны, не должны быть иностранного происхождения.

Подтверждающим документом является декларация поставщиков о стране происхождения.

Есть исключение: если такая продукция легкой промышленности не производится на территории ЕАЭС. Заключение об этом выдает Министерство промышленности и торговли РФ.

Нормативный актПП РФ № 656 от 14.07.2014.
Когда применятьЗапрет на закупку товаров машиностроения распространяется при проведении конкурентных процедур и закупок у единственного поставщика.
Как применятьЗапрещено приобретать иностранные товары.
Что прикладывают к заявке на участиеЛюбой из документов:

  1. Копия СПИК.
  2. Акт экспертизы (выдает ТПП, приказ ТПП № 64 от 25.08.2014).
  3. Разовый сертификат СТ-1 (приказ ТПП № 64 от 25.08.2014).
Можно ли включить в закупку позиции как не из НПА, так и из НПА

Запрет на закупку иностранных товаров по перечню при проведении любых конкурентных процедур и в закупках у единственного поставщика.

Дополнительное требование: использовать отечественные материалы (ЕАЭС) при проведении конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (ч. 2 ст. 31 закона № 44-ФЗ).

ПП № 791 не применяется, если заказчик получил заключение Минпромторга, что на территории РФ не производятся товары из перечня (приказ Минпромторга от 10.09.2014 № 1776).

Запрет на закупку иностранной продукции. Дополнительное требование: использовать при производстве отечественные материалы и полуфабрикаты (ЕАЭС).

Нет запрета, но не рекомендуется.

При совмещении будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь..

Программное обеспечение под запретом

Правительством установлен запрет на закупку иностранного программного обеспечения. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ ведет единый реестр российских программ и евразийского программного обеспечения для электронных вычислительных машин и баз данных. Если заказчик планирует закупить программное обеспечение и в этом реестре содержится информация о российских и евразийских программах, которые по функциональным характеристикам полностью соответствуют требованиям заказчика, запрещено закупать аналоги иностранного производства.

Подтверждающим документом является декларация поставщика. Актуальный единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных размещен на официальном сайте Минсвязи.

Нормативный актПП № 791 от 11.08.2014.
Когда применять
Как применять
Что прикладывают к заявке на участиеДекларация страны происхождения товара, материалов и полуфабрикатов, из которых он изготовлен (в свободной форме).
Можно ли включить в закупку позиции как не из НПА, так и из НПА

В любых конкурентных процедурах и в закупках у единственного поставщика.

Исключение: заказчик подготовил и включил в документацию обоснование невозможности соблюсти запрет.

Подтверждается происхождение ПО сведениями из реестра российского программного обеспечения или реестра ПО ЕАЭС.

Не запрещено, но не рекомендуется.

При совмещении будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь.

Запреты продукции оборонного значения

Сейчас работает запрет на товары иностранного производства по 44-ФЗ, которые предназначены для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда аналоги не производятся на территории ЕАЭС. Постановление правительства 9 от 14.01.2017 к такой продукции относит:

  • запрет на закупки авиационных изделий и техники (вертолеты);
  • автомобили, автотранспортные средства;
  • строительную технику: бульдозеры, катки, отвалы, грейдеры;
  • пластмассовые изделия;
  • текстильные изделия;
  • прокат, трубы, камень, известняк, песок и др.

Перечень состоит из наименования товара и кода по ОКПД-2 (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)). К примеру, постановление правительства РФ 9, п. 42 — это круги отрезные (23.91.11.150).

Нормативный актПП РФ № 1236 от 16.11.2015.
Когда применять
Как применятьЗапрещено приобретать иностранную продукцию.
Что прикладывают к заявке на участие
Можно ли включить в закупку товары как не из НПА, так и из НПА

В любых конкурентных процедурах и закупках у единственного поставщика в целях выполнения:

  • госпрограмм;
  • долгосрочных (федеральных) целевых программ в области обороны и безопасности;
  • госпрограмм вооружения;
  • других мероприятий в рамках ГОЗ;
  • закупки ТРУ для заказчиков, которые непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности государства.

Исключения из ПП № 9 перечислены в пункте 4. Например, правила не применяются в случае необходимости обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, которые использует заказчик, закупки запчастей и т. д.

Запрещено приобретать любую иностранную продукцию. Исключение: на территории ЕАЭС такие ТРУ не производятся.

До 16.01.2019 действует запрет на допуск иностранных товаров (включая ЕАЭС), если они указаны в приложении к ПП № 9. В перечне станки, инструменты, продукция легкой промышленности, стройматериалы, автотранспорт, спецтехника, электрооборудование.

Заключение о подтверждении производства промышленной продукции в России. Оно выдается Минпромторгом по правилам ПП № 719 от 17.07.2015.

Если продукция не включена в приложение к ПП № 719 от 17.07.2015, то ПП № 9 не устанавливает требований, каким конкретно документом подтверждать страну происхождения.

Учтите п. 6 обзора судебной практики Верховного Суда от 28.06.2017. Суд решил, что если установлен запрет по ПП № 9, то участник аукциона должен предоставить документ, подтверждающий страну происхождения товара. Такой документ — как правило, сертификат СТ-1.

Нормативный актПП РФ № 9 от 14.01.2017.
Когда применять
Как применять
Что прикладывают к заявке на участие
Можно ли включить в закупку товары как не из НПА, так и из НПАНельзя.

Запреты продукции станкоинструментальной промышленности для обороны и безопасности

с 11.03.2019 заработало постановление правительства № 239 от 07.03.2019 о запрете закупок продукции станкоинструментальной промышленности. К такой продукции относятся:

  • инструменты;
  • станки;
  • жернова;
  • точильные камни;
  • шлифовальные круги;
  • части и принадлежности.

Вот таблица запретов и ограничений по 44-ФЗ.

Когда проводите любые конкурентные процедуры и закупаете у единственного поставщика или исполнителя ТРУ для выполнения мероприятий госпрограмм в области обороны страны и безопасности государства, госпрограммы вооружения, других мероприятий в рамках гособоронзаказа и закупки ТРУ для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

ПП 239 не применяется, если есть разрешение Минпромторга на закупку зарубежной продукции.

Устанавливают запрет на закупку иностранных товаров станкоинструментальной промышленности (кроме ЕАЭС) и работ (услуги), которые предусматривают закупку таких товаров. Отклоняют заявки, которые предлагают поставить зарубежные товары.

Документы не требуются. Подтверждает происхождение запись из реестра российской станкоинструментальной продукции или реестра евразийской станкоинструментальной продукции.

Запреты в закупках у турецких компаний

Отдельно стоит поговорить о запретах, которые связаны с закупкой товаров и работ, которые выполняют организации, находящиеся под юрисдикцией или контролируемые гражданами Турецкой Республики.

Необходимо отметить, что утратило силу постановление от 29.12.2015 № 1457. Ранее с 2016 года работы и услуги для госнужд нельзя было заказывать у турецких компаний. 31.05.2017 президент отменил эти специальные экономические меры указом от 31.05.2017 № 244.

В чем суть постановления о запрете на иностранное ПО?

На какие программы действует запрет

Установите запрет для иностранных программ, кроме ПО из стран Евразийского экономического союза. В ЕАЭС входят Россия, Армения, Белоруссия, Киргизия, Казахстан. Запрет установите, когда закупаете:

  • иностранные программы для ЭВМ;
  • иностранные базы данных;
  • исключительные права на иностранное ПО;
  • права на использование иностранного ПО.

Импортную программу нельзя купить ни на материальном носителе, ни в электронном виде, так как запрет действует для следующих объектов закупки:

  • поставка программ на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи, а также аренда или покупка права использовать ПО посредством каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры (услуги облачных вычислений);
  • поставка, техобслуживание персональных компьютеров, терминалов, серверов и других средств вычислительной техники, на которые необходимо установить программное обеспечение по контракту;
  • работы, услуги по разработке, модификации, модернизации ПО, если заказчик получает права использовать ПО или расширяется ранее предоставленный объем прав;
  • сопровождение, техническая поддержка, обновление ПО, если заказчик получает права использовать ПО или расширяется ранее предоставленный объем прав.

Такие правила установлены Правительством в постановлении от 16.11.2015 № 1236 (далее – постановление № 1236).

Внимание: определяйте страну происхождения товара по Единому реестру российских программ или по реестру евразийского ПО. Программу, которой нет в реестрах, считайте иностранной. Вывод следует из пункта 2.2 постановления № 1236.

Ситуация: установить ли запрет на допуск иностранной продукции при закупке услуг по консультационному сопровождению и обновлению автоматизированной системы

Установите запрет, если исполнитель вместе с услугами по сопровождению и обновлению автоматизированной системы обязан предоставить права на использование программы или расширить ранее предоставленные права. Вывод следует из части 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ, подпункта «г» пункта 2.1 постановления Правительства № 1236.

Ситуация: распространяется ли запрет на допуск иностранного ПО на закупки по 223-ФЗ
Нет, не распространяется. Запрет на допуск иностранного софта действует только для закупок по Закону 44-ФЗ (абз. 1 постановления № 1236).

Ситуация: установить ли запрет на допуск иностранного ПО при закупке исключительных и неисключительных прав
Нужно, если закупка не попадает под исключительный случай. Кроме того, заказчик должен установить такой запрет, когда продлевает неисключительные права на ПО. Аналогичный вывод следует из решения Вологодского УФАС от 03.03.2016 по делу № 5-2/25-16.

Ситуация: установить ли запрет на допуск иностранного ПО при покупке компьютеров с установленными программами
Да. Запрет на допуск иностранного ПО устанавливают независимо от вида контракта. Это может быть как контракт на покупку ПО отдельно, так и вместе с поставкой компьютеров. Такой вывод следует из подпункта «б» пункта 2.1 постановления № 1236.

Ситуация: каким документом участник закупки подтверждает страну происхождения программного обеспечения согласно постановлению № 1236
Правительство не установило таких документов. Поэтому заказчик не вправе требовать от участников какие-либо документы в соответствии с постановлением № 1236. Отвечает заявка или нет, проверьте по реестрам российского ПО и программ из стран ЕАЭС на основании сведений, которые предоставил претендент.

Ситуация: действует ли запрет на иностранное программное обеспечение при закупке у единственного поставщика
Да, действует.

Запрет на допуск иностранного программного обеспечения действует независимо от вида контракта, на основании которого покупаете ПО. Такое правило установлено в пункте 2 постановления № 1236.
Если закупаете программное обеспечение у едпоставщика, укажите в контракте условие, что продукция должна происходить из стран ЕАЭС. Если закупка программного обеспечения подпадает под исключения из постановления № 1236, подготовьте обоснование невозможности соблюдать запрет в виде приложения к контракту.
Ситуация: нужно ли устанавливать запрет при закупке услуг по сопровождению базы данных
Не нужно, если при закупке не получаете права использования базы данных. Если нужна установка обновлений, новых версий, их настройка и передача права использовать обновления, то установите запрет или подготовьте обоснование невозможности его соблюдать (п. 2 постановления № 1236).

Когда можно купить иностранное ПО

Заказчик вправе приобрести иностранную программу, если:

  1. в Едином реестре российских программ и в реестре евразийского программного обеспечения нет аналога, который отвечает тому же классу ПО, что закупает заказчик;
  2. сведения о программе такого же класса в реестре есть, но по характеристикам она не отвечает требованиям заказчика.

Подготовьте обоснование невозможности соблюдать запрет на допуск ПО иностранного происхождения. Руководствуйтесь Порядком из постановления № 1236. Обоснование подготовьте в произвольной форме и разместите в ЕИС вместе с извещением о закупке.

Пример: закупка иностранного ПО конкретной марки

Запрет на покупку иностранного ПО действует не на всех заказчиков. Под исключение попадают закупки:

  • дипломатических представительств;
  • консульских учреждений;
  • торговых представительств при международных организациях, которые функционируют на территории иностранного государства.

Также не применяйте запрет, если закупаете ПО, сведения о котором составляют гостайну.
Ситуация: как определить класс программного продукта, чтобы установить запрет на допуск
Класс программы определяйте по данным, которые опубликованы:

  • в приказах Минкомсвязи от 31.12.2015 № 621 и № 622;
  • в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (п. 2 Правил из постановления № 1236).

Ситуация: публиковать ли в ЕИС обоснование невозможности купить ПО из ЕАЭС, если заключили контракт на закупку иностранной программы по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
Нет, обоснование в ЕИС не публикуйте, так как информацию о такой закупке заказчик не размещает в ЕИС. Вывод следует из части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Подготовьте обоснование и храните его вместе с контрактом и документами о закупке.

Ситуация: нужно ли устанавливать запрет при закупке российского программного обеспечения
Да, когда закупаете российское программное обеспечение, также устанавливайте запрет на допуск ПО из иностранных государств. Исключение – случаи, когда запрет на допуск не устанавливают.

Ситуация: можно ли закупить иностранный принтер с предустановленным иностранным программным обеспечением
Можно, если:

  1. в Едином реестре российских программ или в реестре евразийского ПО нет аналога, который отвечает тому же классу ПО, что закупаете;
  2. сведения о ПО такого же класса в реестрах есть, но по характеристикам не отвечают требованиям заказчика.

Об этом сказано в пункте 2 постановления Правительства № 1236.
В документации о закупке установите ограничения для закупки радиоэлектронных товаров иностранного происхождения, так как принтеры включены в перечень радиоэлектронных товаров (п. 2 постановления от 26.09.2016 № 968).
Если предустановленное ПО не подпадает под исключения пункта 2 постановления № 1236, установите запрет на допуск программного обеспечения иностранного происхождения согласно постановлению № 1236.

Ситуация: можно ли без применения постановления № 1236 закупить услугу: права на использование ПО, его установку и настройку
Нет, нельзя. При закупке прав использовать ПО заказчик либо устанавливает запрет на допуск ПО иностранного происхождения, либо обосновывает невозможность соблюдать запрет. Устанавливать запрет не нужно, если закупаете только установку и настройку ПО без закупки прав на использование. Такой вывод следует из пунктов 2 и 3 постановления № 1236.

Ситуация: вправе ли заказчик при закупке ПО установить требование: страна-производитель – государство ЕАЭС
Да, заказчик вправе установить такое требование. Однако учтите, что при закупке программ из стран ЕАЭС необходимо установить запрет на допуск ПО из иностранных государств. Исключение – случаи, когда запрет на допуск не устанавливают.

Читайте также:  Как оформляется неисполнение должностных обязанностей?
Ссылка на основную публикацию
Нормативный актПП № 239 от 07.03.2019.
Когда применять
Как применять
Что прикладывают к заявке на участие