В каких случаях работодатель – принимающая стороной для иностранного работника? - Komsindrom.ru

В каких случаях работодатель – принимающая стороной для иностранного работника?

Иностранные сотрудники: шпаргалка для вашей организации

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, по сравнению с гражданами РФ, действуют специальные нормы, регулируемые различными законодательными актами. Но и сами по себе иностранцы друг от друга отличаются: порядком въезда в РФ (визовый/безвизовый), правовым статусом, наличием международных соглашений между Россией и страной въезда.

Наглядно представить картину поможет схема 1.

Для каждой категории иностранцев, представленной в схеме 1, при трудоустройстве есть свои особенности, которые сведены в таблицу 1.

Категория

Что нужно для трудоустройства

Срок пребывания в РФ

Миграционный учет

Постоянно проживающие (обычные)

На срок действия вида на жительство с последующим продлением

Самостоятельно регистрируются по месту проживания в РФ. Срок 7 рабочих дней с момента получения ВНЖ

Временно проживающие (обычные)

Разрешительные документы не нужны, но работать можно только в том регионе, где разрешено проживание

На срок действия разрешения на временное проживание, не продлевается

Самостоятельно регистрируются по месту проживания в РФ. Срок 7 рабочих дней с момента получения РВП

Высококвалифицированные

Разрешение на работу (по ходатайству работодателя). Визовым – приглашение на въезд и рабочая виза.

Работник:

Пройти мед.освидетельствование, подтвердить знание русского языка, основ права и истории РФ, приобрести полис ДМС

Зарплата не менее 167 тыс. в месяц, кроме некоторых категорий у которых меньше

На срок действия разрешения на работу (3года) с последующим продлением

Принимающая сторона ставит на учет по месту проживания или работы в течение 90 дней с даты пересечения границы или в течение 30 дней после прибытия в другой субъект РФ

Временно пребывающие:

Визовые

пройти квотирование, получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а также приглашение на въезд, рабочую визу и разрешение на работу.

Работник:

Пройти мед.освидетельствование, подтвердить знание русского языка, основ права и истории РФ, приобрести полис ДМС

Принимающая сторона ставит на учет по месту проживания или работы в течение 7 рабочих дней с даты прибытия

Безвизовые

Получить патент, пройти мед.освидетельствование, подтвердить знание русского языка, основ права и истории РФ, приобрести полис ДМС

До получения патента: не более 90 суток суммарно в течение 180 дней с даты въезда в РФ

После получения патента: на период действия патента

Принимающая сторона ставит на учет по месту проживания или работы в течение 7 рабочих дней с даты прибытия

гр-не Таджикистана – 15 дней с даты въезда в РФ

гр-не Украины – 90 дней с даты въезда в РФ

Граждане из ЕАЭС

На срок действия трудового или гражданско-правового договора

Принимающая сторона ставит на учет по месту проживания или работы в течение 30 дней с даты прибытия

Беженцы

На период действия статуса с последующим продлением

Регистрируются сами по месту проживания или принимающей стороной в течение 7 рабочих дней

Временное убежище

На период действия статуса с последующим продлением

Регистрируются сами по месту проживания или принимающей стороной в течение 7 рабочих дней

Что ждать от проверок ГИТ?

По проведенным проверкам было выдано 43 предписания и наложено 226 административных наказаний. Общая сумма штрафов по административным правонарушениям составила 15 358 000 рублей, поэтому работодателям следует уделить особое внимание трудовым договорам с иностранцами, охране труда и оплате труда иностранных граждан и лиц без гражданства.

При заключении трудовых договоров с такими лицами следует помнить, что на них распространяются не только нормы российского законодательства, но и нормы международных соглашений. В первую очередь, нужно обратить внимание на статьи:

  • ст. 57 ТК РФ: регламентирует содержание трудового договора;
  • ст. 327.2 ТК РФ: раскрывает особенности заключения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства
  • ст. 327.3 ТК РФ: содержит перечень документов, которые обязаны предоставить иностранцы при приеме на работу.

При заключении или расторжении договора (трудового или гражданско-правового) с иностранным гражданином, не зависимо от его статуса и категории, работодатель (заказчик) обязан уведомить ФМС (а после завершения организационно-штатных мероприятий по упразднению ФМС и передаче полномочий – МВД России). Сделать это нужно не позднее 3-х рабочих дней с даты заключения или прекращения соответствующего договора.

Сотрудник на патенте

Следующий шаг: одновременно с уведомлением о заключении договора желательно направить в территориальный орган ФМС копию трудового (гражданско-правового) договора. Следует отметить, что законодательно данная обязанность возложена на иностранца, но для того, чтобы исключить вероятность аннулирования патента – лучше выполнить эту обязанность вместо него.

Обязательно отслеживайте оплату авансовых платежей по НДФЛ, т.к. в случае пропуска срока оплаты патент становится недействительным, в случае проверки – работодателя могут привлечь к ответственности по ст. 18.15 КоАП РФ (максимальный размер штрафа должностному лицу – 70 000 руб., организации – до 1 000 000 руб. или приостановление деятельности до 90 суток (если они находятся в СПб или ЛО)).

Ситуация: Как определить крайний срок оплаты авансового платежа? Следует посмотреть на дату выдачи патента (допустим, это 06.02.2016). Значит, крайний срок для оплаты за следующий месяц – 05.03.2016. Если иностранец не приносит квитанции об оплате авансового платежа по НДФЛ, то 06.03.2016 следует отстранить его от работы на срок до 1 месяца. Если документ об оплате так и не появится – трудовые отношения с ним придется прекратить по статье 327.6 ТК РФ.

Не нужно забывать об ограничениях по профессии и территории для патентных иностранцев. Они могут работать только по той профессии и только на той территории, которые указаны в патенте. Действующим законодательством, кроме того, не предусмотрено направление патентников в командировки.

Итог проверок ФМС – административное правонарушение

Приводим диаграмму, которая показывает количество случаев привлечения к административной ответственности по результатам проверок ФМС России по состоянию на 16.05.2016 г.

Следует отметить, что всего было проведено 238 811 проверок, по результатам которых вынесены решения о привлечении к ответственности за 527 449 административных правонарушений.

Размер административной ответственности за наиболее часто встречающиеся нарушения, приведен в таблице 2. Причем работодателю (заказчику) следует помнить о том, что ответственность возникает за каждого иностранца и по каждому основанию отдельно.

Административная ответственность за нарушение законодательства при привлечении к труду иностранцев

Норма

КоАП РФ

Правонарушение

Ответственность

должностных лиц

ИП

организаций

ч. 3 ст. 5.27

Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора

ч. 1 ст. 5.27

Иные нарушения законодательства и нормативных актов о труде

ч. 3 ст. 5.27.1

· обучение требованиям охраны труда и проверку знаний по ним;

· обязательный предварительный либо периодический медосмотр;

· обязательный медосмотр в начале рабочего дня (смены);

· обязательное психиатрическое освидетельствование

15 000 – 25 000 руб.

Допуск к труду работника при наличии у него медицинских противопоказаний

ч. 4 ст. 5.27.1

Не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

20 000 – 30 000 руб.

130 000 – 150 000 руб.

ч.4 ст. 18.15

Привлечение к трудовой деятельности без разрешения на работу или патента, не в том субъекте РФ, где выдано разрешение или патент, либо разрешено временное проживание. За не уведомление или несвоевременное уведомление ФМС о заключении/расторжении договора, а также привлечение иностранцев без получения разрешения на привлечение иностранцев в городе Санкт-Петербург или ЛО

35 000 — 70 000 руб.

400 000 – 1 000 000 руб. либо приостановка деятельности до 90 суток

ч.5 ст. 18.15

Не уведомление о выплате заработной платы ВКС

35 000 — 70 000 руб.

ч.3 ст. 18.16

Нарушение правил привлечения иностранных граждан на торговых объектах в Спб и ЛО

45 000 – 70 000 руб.

450 000 – 1 000 000 руб. либо приостановка деятельности до 90 суток

ч.1 ст. 18.17

Не соблюдение требований по ограничению кол-ва иностранных работников в определенных отраслях

45 000 – 50 000 руб.

800 000 – 1 000 000 руб. либо приостановка деятельности до 90 суток

Каковы обязанности гражданина, являющегося принимающей стороной для иностранного гражданина?

КАКОВЫ ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА, ЯВЛЯЮЩЕГОСЯ

ПРИНИМАЮЩЕЙ СТОРОНОЙ ДЛЯ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА?

Гражданин, являющийся принимающей стороной, обязан передать в МВД России уведомление о прибытии иностранного гражданина и передать иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления. Принимающая сторона также сообщает в МВД России об изменении сведений об иностранном гражданине и в установленных случаях направляет уведомление об убытии иностранного гражданина из места пребывания.

Принимающей стороной является лицо, предоставившее для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение. В частности, принимающей стороной может быть гражданин России, а также постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства (пункт 7 части 1 статьи 2 Закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ).

Обязанности принимающей стороны

Гражданин, являющийся принимающей стороной, должен совершить следующие действия:

1. Заполнить и представить в территориальный орган МВД России (далее — ТО МВД России) уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.

Читайте также:  Что выгоднее работодателю: повременная или сдельная оплата труда

Принимающая сторона представляет уведомление в ТО МВД России непосредственно или через МФЦ либо направляет его почтовым отправлением не позднее семи рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания (за исключением установленных законом случаев) (часть 3 статьи 20 Закона № 109-ФЗ; подпункт 20, 20(1), 22, 27 Правил, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года № 9).

По общему правилу к уведомлению необходимо приложить копии всех страниц документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, с информацией о данном гражданине и (или) отметками о пересечении границы, а также копии миграционной карты и документа, подтверждающего право пользования предоставляемым иностранному гражданину для фактического проживания помещением (п. 28(1) Правил).

При этом копию миграционной карты можно не предоставлять (не направлять): содержащиеся в ней данные об иностранном гражданине ТО МВД России проверит на основании имеющихся сведений.

Собственник помещения также вправе не предоставлять копию документа, подтверждающего право пользования жилым помещением, если такие сведения находятся в распоряжении государственных органов либо органов местного самоуправления, а только указать эти данные в уведомлении (пункт 28.4 Правил).

Принимающая сторона не представляет в ТО МВД России уведомление о прибытии иностранного гражданина в следующих случаях (часть 3, 4 статьи 22 Закона № 109-ФЗ; пункт 22 Правил):

— если имеются документально подтвержденные уважительные причины, препятствующие принимающей стороне самостоятельно направить в ТО МВД России уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. В этом случае уведомление в ТО МВД России представляет иностранный гражданин;

— если имеется письменное согласие принимающей стороны на то, чтобы постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин самостоятельно уведомил соответствующий ТО МВД России о своем прибытии.

Кроме того, иностранный гражданин сам представляет уведомление о своем прибытии непосредственно в ТО МВД России либо через МФЦ при наличии у него права собственности на жилое помещение, находящееся на территории РФ, которое он заявляет в качестве своего места пребывания (часть 3.1 статьи 22 Закона № 109-ФЗ).

2. Передать иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии с отметкой о его приеме (подпункт «б» пункта 2 части 2 статьи 22 Закона № 109-ФЗ; пункт 42 Правил; подпункт 102, 103 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 23 ноября 2017 года № 881).

3. Сообщить в ТО МВД России об изменении сведений об иностранном гражданине (например, о виде и реквизитах документа, удостоверяющего личность, заявленных сроках пребывания) в течение трех рабочих дней.

Для этого принимающая сторона представляет письменное заявление в произвольной форме с приложением к нему заполненного бланка уведомления о прибытии и копий необходимых документов. Обратиться с указанным заявлением можно непосредственно в ТО МВД России или через МФЦ (п. 42 Правил).

4. Представить уведомление об убытии иностранного гражданина из места пребывания, за исключением, в частности, случаев постановки иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания или выезда его из России.

Уведомление об убытии иностранного гражданина принимающая сторона может представить в ТО МВД России непосредственно или через МФЦ либо направить почтовым отправлением (часть 1, пункт 5 часть 2, часть 2.2 статьи 23 Закона № 109-ФЗ; подпункт «д» пункт 37, пункт 37(1) Правил).

Ответственность принимающей стороны

За неисполнение гражданином, являющимся принимающей стороной, обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от 2 000 до 4 000 руб. в отношении каждого иностранного гражданина (часть 4 статьи 18.9, Примечание к ст. 18.9 КоАП России).

Кроме того, за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина по месту пребывания в России предусмотрена уголовная ответственность. Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан понимается, в частности, постановка их на учет по месту пребывания в России (статья 322.3 УК России):

— на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов;

— в помещении без намерения иностранных граждан фактически проживать (пребывать) в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить это помещение для фактического проживания (пребывания).

Миграционный учет иностранных работников. Часть — 1

Публикуем ответы на вопросы участников интернет-брифинга, касающиеся миграционного учета иностранных специалистов.

Эксперт данной темы:
Володин Евгений Владимирович – юрист-консультант по миграционным вопросам, руководитель Отдела правовой поддержки юридических лиц Группы Компаний «ОСТ», член научно-экспертного Совета НП «Международный альянс «Трудовая миграция».

ВОПРОС: Здравствуйте у меня такой вопрос. Если корешок регистрации сдан свыше пяти дней, чем это грозит организации? Асонова Анна Валерьевна, Начальник отдела кадров, г. Москва

ВОПРОС: Слышали, что с февраля вступает в силу поправка к закону, где сказано, что регистрировать иностранных работников можно будет только на квартиру или общежитие, а на адрес организации — нет. Правда ли это? Просьба сослаться на статью закона. Ирина Владимировна, Начальник отдела кадров, г. Москва

ВОПРОС: В течении какого срока после пересечения границы иностранным гражданином (не требующем получения визы и не являющимся приглашенным специалистом) работодатель обязан поставить его на учет; кто и какие штрафные санкции понесет в случае просрочки этого срока? Александр, г. Москва

ОТВЕТ: Уважаемые Анна Валерьевна, Ирина Владимировна, Александр и представители компаний, являющихся принимающей стороной для своих иностранных работников, а также использующих свои юридические адреса для постановки иностранных граждан на миграционный учет по месту пребывания.

Процедура и правила осуществления миграционного учета иностранных граждан в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

В соответствии с п./п. 2 п. 2 ст. 20 Закона временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат постановке на учет по месту пребывания по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания. Обращаю Ваше внимание — прибытия в место пребывание, а не въезда в Российскую Федерацию.

Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания принимающая сторона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением.

С 15.02.2011 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 23.12.2010г. № 385-ФЗ, вносящим изменения в том числе в установленные правила миграционного учета процедура будет выглядеть следующим образом:

1. В действующей редакции Закона принимающая сторона – «гражданин РФ, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится), либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает» (п./п. 7 п. 1 ст. 2 Закона). Эта формулировка позволяет выступать в качестве принимающей стороны в работодателю иностранного гражданина.

В новой редакции Закона фраза «либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает» изъята из текста.

Таким образом, фактический работодатель может быть принимающей стороной только в случае, если иностранный гражданин проживает в помещении, имеющем юридическую привязку к организации – работодателю (свидетельство на право собственности или договор аренды).

2. В действующей редакции Закона место пребывания иностранного гражданина – «жилое помещение, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится» (п./п. 4 п. 1 ст. 2 Закона), что позволяет указывать местом пребывания юридический адрес организации — работодателя даже в случае, если иностранец проживает по другому адресу.

В новой редакции Закона место пребывания – «жилое помещение или иное помещение (здание, строение), используемые с согласия принимающей стороны таким иностранным гражданином для проживания», то есть место жительства.

Таким образом, в уведомлении о прибытии иностранного гражданина необходимо будет указывать адрес фактического места жительства иностранного гражданина. Уведомления же о прибытии иностранного гражданина в место пребывания подаются в орган ФМС по месту пребывания иностранного гражданина, так что возможно вам придется уведомлять другое подразделение ФМС России нежели то, которое уведомляете сейчас.

Срок постановки на миграционный учет не изменится, и по-прежнему будет составлять 3 рабочих дня со дня прибытия в место пребывания.

Юридические лица, указывающие свой юридический адрес при постановке на миграционный учет иностранных граждан, фактически проживающих по другим адресам будут привлекаться к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.27 КоАП РФ (Представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной), что влечет наложение административного штрафа:
— на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
— на юридических лиц — от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей.

3. В настоящее время в соответствии с п. 2 ст. 23 Закона принимающая сторона в случае убытия иностранного гражданина из места пребывания обязана в течение 2-х дней направить отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в соответствующий орган миграционного учета. После чего орган миграционного учета снимает иностранного гражданина с миграционного учета. В случае неисполнения указанной обязанности возможно наступление административной ответственности в виде штрафа в размере от 400 до 500 000 рублей для юридического лица, от 40 000 до 50 000 рублей для должностного лица (ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ).

В новой редакции Закона указанная обязанность отсутствует. Снятие иностранного гражданина с миграционного учета будет производиться после получения информации органами миграционного учета:
— о постановке иностранца на учет по новому месту пребывания (в случае, если он переехал по другому месту фактического жительства. Предполагается сообщение указанной информации органом миграционного учета по новому месту пребывания в орган миграционного учета по старому месту пребывания);
— о выезде иностранного гражданина из РФ (предполагается сообщение информации органами пограничного контроля в органы миграционного учета по месту пребывания.

Читайте также:  Как правильно определить истечение испытательного срока?

В Проекте Приказа ФМС России «О внесении изменений в Административный регламент по оказанию государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» процедуру регламентируют следующие пункты:
п. 63. При выезде иностранного гражданина из Российской Федерации либо при убытии из одного места пребывания в другое место пребывания на территории Российской Федерации отрывная часть уведомления о прибытии остается у иностранного гражданина.
п. 63.1. По прибытии в новое место пребывания отрывная часть бланка уведомления о прибытии передается иностранным гражданином принимающей стороне по новому месту пребывания на территории Российской Федерации для последующей передачи (направления) в территориальный орган ФМС России по новому месту пребывания одновременно с уведомлением о прибытии и документами, предусмотренными пунктом 55 Административного регламента.

ВОПРОС: Несет ли работодатель ответственность за ИРС и какую, если у него просрочена регистрация по месту пребывания у физического лица, либо просрочена миграционная карта.Торопчина Елена, Начальник отдела кадров, г. Москва.

ОТВЕТ:Уважаемая Елена! Насколько я понимаю, речь идет об иностранном гражданине из государства с безвизовым режимом въезда. Если иностранный гражданин находится на территории Российской Федерации, ответственность за это несет принимающая сторона. В Вашем случае физическое лицо. По какой статье КоАП не скажу точно, но это ст. 18.9 часть либо 2, либо 3, либо 4 в зависимости от ситуации. Сумма административного штрафа от 2 000 до 4 000 рублей.

В законодательстве не предусмотрены санкции за привлечение к трудовой деятельности незаконно находящегося в Российской Федерации иностранного гражданина. Вот если у него нет разрешения на работу – тогда см. 18.15 ч.1 КоАП РФ.

Иностранный работник: что важно знать работодателю

Для работников- иностранцев предусмотрены ограничения и особенности осуществления трудовой деятельности в России, которые также непосредственно затрагивают и работодателя. Работодателю важно знать, какие документы для этого ему потребуются. Ведь за нарушение миграционного законодательства установлены не только штрафы.

Важен правовой статус иностранца

Иностранный работник – это иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность (п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан»).

Оформление такого работника – сложный процесс и зависит от правового статуса иностранного работника.

Иностранец может иметь статус:

  • постоянно проживающего в РФ – это иностранец, получивший вид на жительство в РФ;
  • временно проживающего в РФ – это иностранец, находящийся в России на основании разрешения на временное проживание (в пределах ежегодной квоты) до получения вида на жительство;
  • временно пребывающего в РФ – это иностранец, получивший миграционную карту, но не имеющий ни вида на жительство, ни разрешения на временное проживание.

Для прибытия в Россию граждан большинства стран дальнего зарубежья требуется виза. Она выдается на основании приглашения на въезд в Российскую Федерацию. Это приглашение нужно также для получения разрешения на работу.

Для отдельных категорий иностранных граждан не нужна виза для въезда в Россию. Временно пребывающим безвизовым иностранным граждан для осуществления трудовой деятельности необходимо получить соответствующий разрешительный документ — патент.

Обратите внимание: в некоторых видах деятельности организация может использовать ограниченное число иностранных сотрудников (ст. 18.1 Закона № 115-ФЗ). Ограничения устанавливает на каждый календарный год Правительство РФ. Так, на 2019 год такие ограничения установлены Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2018 г. № 1365.

Для постоянно проживающих иностранных граждан действует такой же порядок приема на работу, как и для российских граждан.

Иностранный работник должен быть застрахован на весь период трудоустройства. Полис ДМС предоставляет сам иностранец, либо работодатель может заключить договор со страховой компанией.

Так, трудовой договор с иностранным гражданином в соответствии со ст. 327.2 ТК РФ должен содержать, в частности, сведения о разрешении на работу (патенте), условие о предоставлении медицинской помощи в течение срока действия трудового договора. Работодатель может запросить иные документы, установленные Трудовым кодексом и другими нормативно-правовыми актами с учетом специфики работы.

Работодатель – принимающая сторона

Работодатель выступает для иностранца принимающей стороной, если человек у него трудится и живет по адресу компании или в ее помещении без адреса. О таких иностранных работниках компания должна сообщать в МВД. Место пребывания иностранца в данном случае — это юридический адрес работодателя. Принимающая сторона должна представить в МВД уведомление о прибытии иностранца (постановление Правительства РФ от 15 января 2007 № 9).

С 16 января 2019 года работодатели, которые являются принимающей стороной, обязаны обеспечить:

  • соблюдение иностранцем порядка пребывания в России, то есть меры, направленные на то, чтобы фактически осуществляемая деятельность или род занятий иностранца соответствовали цели въезда;
  • своевременный выезд иностранца за пределы страны.

Уведомить МВД

Организация должна уведомить МВД России о приеме по трудовому или гражданско-правовому договору иностранных граждан и лиц без гражданства и об их расторжении (включая высококвалифицированных специалистов). Сделать это нужно в течение трех рабочих дней после приема или увольнения иностранца.

Формы и порядок оформления таких уведомлений также утверждены приказом МВД России от 10 января 2018 года № 11. Сообщать можно непосредственно в МВД, через МФЦ или по почте.

Уведомления заполняйте заполнять внимательно. Если в нем будут допущены ошибки, инспектор не примет документы, а компанию могут оштрафовать.

Трудовые отношения с иностранцами подвержены жесткому административному контролю. Если работодатель не подал уведомление, нарушил сроки его направления, неверно заполнил бланк извещения, ему может грозить штраф по статье 18.15 КоАП РФ:

  • от 5000 до 7000 рублей – для физлиц;
  • от 35 000 до 70 000 рублей – для должностных лиц;
  • от 400 000 до 1 000 000 рублей – для организаций.

Кроме того, предусмотрено приостановление деятельности на срок от 14 до 90 дней.

Таким образом, на работодателе лежат обязанности и ответственность, связанные с получением разрешения на привлечение иностранных работников, разрешений на работу, приглашений, постановке на учет по месту пребывания, обеспечением жильем, медицинской помощью, уведомлением государственных органов о заключении и изменении трудовых или гражданско-правовых договоров с такими лицами.

Миграционный учет: что нужно знать, принимая на работу иностранца

Автор: Ольга АБАШНИКОВА, методолог BDO Unicon Outsourcing

Горячие вопросы:

Когда работодатель обязан ставить на учет временно пребывающего иностранца?

Как поставить на миграционный учет иностранца?

Нужно ли уведомлять о прибытии иностранца в место командировки?

Миграционный учет нужен, чтобы зафиксировать и обобщить сведения об иностранцах и лиц без гражданства. В частности, к таким сведениям относятся гражданство, цель въезда и заявленные сроки пребывания, дата постановки на учет по последнему месту пребывания и т. д. Ведет такой учет ФМС России и ее территориальные отделения. В большинстве случаев направить уведомление о прибытии мигранта в место пребывания – это обязанность работодателя. И, как правило, возникают вопросы, в отношении каких иностранцев необходимо отправлять уведомление, куда и в какие сроки.

Когда работодатель обязан ставить на учет временно пребывающего иностранца?

Принимаем на работу временно пребывающих иностранцев. Обязаны ли мы ставить их на миграционный учет?

Работодатель обязан поставить на миграционный учет временно пребывающего иностранца, то есть направить соответствующее уведомление в ФМС России, если является для него принимающей стороной. Иностранные граждане подлежат учету независимо от того, какой они имеют статус. Временно и постоянно проживающие иностранцы должны быть зарегистрированы по месту жительства и поставлены на учет по месту пребывания, временно пребывающие – только поставлены на учет по месту пребывания (ч. 2, 3 ст. 7, ст. 14, ч. 1, 2 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109- ФЗ, далее – Закон № 109-ФЗ). Это связано с тем, что по месту жительства иностранец может быть зарегистрирован, только если у него есть право владения или пользования жилым помещением (п. 1 ст. 15, подп. «в» п. 1, подп. «б» п. 2 ст. 17 Закона № 109-ФЗ).

Под местом жительства иностранного гражданина понимается жилое помещение, по адресу которого он зарегистрирован в установленном порядке (п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ). Под местом пребывания – жилое помещение, которое не является местом жительства, а также иное помещение, в котором иностранец находится и по адресу которого ставится на учет в установленном порядке (п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ). По месту жительства мигрант регистрируется самостоятельно. Для этого он подает соответствующее заявление и ему проставляют в виде на жительство или в разрешении на временное проживание конкретный адрес жилого помещения (ч. 1 ст. 18 Закона № 109-ФЗ).

Иностранца на учет по месту пребывания ставит принимающая сторона, самостоятельно он это сделать не вправе. Исключение составляют случаи, когда принимающая сторона не может направить уведомление в орган ФМС России по уважительным причинам, а также если иностранец имеет в собственности жилое помещение, которое он заявит в качестве своего места пребывания (ч. 3, 3.1 ст. 22 Закона № 109-ФЗ). Принимающей стороной по отношению к иностранцу могут выступать юридические лица, их филиалы или представительства, граждане РФ, а также постоянно проживающие в России иностранцы и т. д. (п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ).

При постановке иностранца на учет по месту пребывания государственная пошлина не взимается (п. 52 административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 29 августа 2013 г. № 364).

Читайте также:  Обязан ли работодатель заключать с пенсионным фондом соглашение об обмене электронными документами?

Как поставить на миграционный учет иностранца?

К нам трудоустраивается временно пребывающий безвизовый иностранец. Он заявил, что уже поставлен на миграционный учет по адресу жилого помещения. Должны ли мы ставить его на учет по месту нахождения юридического лица? В каком порядке ставится на учет временно пребывающий иностранец?

Нет, вам не нужно ставить иностранца на миграционный учет по месту нахождения юрлица. Иностранный гражданин, временно пребывающий в России, должен быть поставлен на учет по месту пребывания (ч. 3 ст. 7 Закона № 109-ФЗ). При этом он может подлежать учету как по адресу жилого помещения, так и по юридическому адресу работодателя (подп. 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ). В рассматриваемой ситуации иностранец уже встал на учет по месту пребывания (жилое помещение) до того, как трудоустроился.

ПРАВО И ПРАКТИКА

Однако работодателю нужно убедиться в правдивости слов соискателя. Для этого попросите его представить отрывную часть уведомления о прибытии иностранца в место пребывания. При трудоустройстве безвизовый иностранец предъявляет патент, в котором определена территория, где работнику разрешено трудиться. Место пребывания, указанное в отрывной части уведомления, должно совпадать с территорией, которая определена в патенте. Иначе работодатель становится принимающей стороной и обязан поставить работника на учет по адресу своего местонахождения.

Постановка на миграционный учет временно пребывающего иностранца представляет собой следующую процедуру. Работодатель – принимающая сторона должен уведомить территориальное отделение ФМС России о том, что иностранец прибыл в место пребывания. Сделать он это может лично, через многофункциональный центр или направить уведомление по почте (подп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона № 109-ФЗ, п. 22, 27 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9, далее – Правила). Форма уведомления утверждена приказом ФМС России от 23 сентября 2010 г. № 287. Для того чтобы работодатель смог заполнить уведомление, иностранец обязан предъявить ему миграционную карту и документ, удостоверяющий личность (подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона № 109-ФЗ).

После того как работодатель уведомит ФМС России, ему должны выдать отрывную часть бланка уведомления с отметкой о прибытии. Этот документ необходимо вручить иностранцу. Наличие у работника отрывной части будет подтверждением того, что он поставлен на миграционный учет (подп. «б» п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона № 109-ФЗ).

Важным моментом, на который стоит обратить внимание работодателю, являются сроки, в которые необходимо поставить на учет иностранца. Так, мигрант должен быть поставлен на учет в течение семи рабочих дней с момента прибытия в место пребывания (п. 3 ч. 2 ст. 20 Закона № 109-ФЗ). Если работодатель направляет уведомление по почте либо через многофункциональный центр, то бланк надо заполнить в двух экземплярах. Один из них будет храниться на почте либо в многофункциональном центре в течение года (п. 27 Правил).

Нужно ли ставить на миграционный учет граждан Белоруссии, Казахстана, Армении?

Наша организация периодически принимает на работу граждан Белоруссии, Казахстана и Армении. Нужно ли их ставить на миграционный учет?

Да, работодатель обязан ставить на миграционный учет граждан Белоруссии, Казахстана и Армении, если является принимающей стороной. Граждане из перечисленных стран пользуются льготами, так как между этими государствами и Россией заключен Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее – Договор о ЕАЭС). Однако они, как и остальные иностранцы, подлежат миграционному учету (ст. 7 Закона № 109-ФЗ).

При этом есть одно отличие – иностранные граждане, приехавшие из Белоруссии, Казахстана или Армении с целью трудиться, вправе не вставать на учет в течение 30 дней со дня въезда в Россию (п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

Только после истечения этого срока работодатель должен поставить их на учет по месту пребывания (п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС, ч. 2, 3 ст. 7, ч. 1, 2 ст. 20 Закона № 109-ФЗ). В общем случае мигранты должны быть поставлены на учет в течение семи дней со дня прибытия в место пребывания (таблица на стр. 49).

Когда иностранцу продлевается срок пребывания в России?

Мы заключили с безвизовым временно пребывающим иностранцем трудовой договор на неопределенный срок. Патент у него действителен, а вот срок пребывания истекает. Обязаны ли мы продлить указанный срок? Как продлить срок временного пребывания иностранца?

Срок временного пребывания иностранца в России продлевается автоматически, если он получил патент (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, далее – Закон № 115-ФЗ). Однако об изменении срока пребывания иностранца надо уведомить ФМС России в течение трех рабочих дней, так как данные сведения относятся к фиксируемым. Для этого нужно отправить соответствующее заявление, к которому приложить заполненный бланк уведомления о прибытии и копии необходимых документов (п. 9 ч. 1 ст. 9 Закона № 109-ФЗ, п. 42 Правил). Сделать это должен работодатель, если является принимающей стороной, а если нет, то сам иностранец.

Срок пребывания иностранца на территории России зависит от его статуса. Так, в частности, если иностранец:

– временно пребывает в стране и въехал в визовом порядке, то срок пребывания ограничен сроком действия визы;

– временно пребывает в стране и въехал в безвизовом порядке, то пребывание ограничено сроком 90 суток суммарно в течение каждого 180-дневного периода (п. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ);

– постоянно проживает в стране, то срок пребывания ограничен сроком действия вида на жительство (выдается на срок до пяти лет) (п. 3 ст. 8 Закона № 115-ФЗ);

– временно проживает в стране, то срок пребывания ограничен сроком действия разрешения на временное проживание (выдается на три года) (ст. 6 Закона № 115-ФЗ) и т. д.

Срок временного пребывания иностранца в России продлевается при выдаче ему разрешения на работу или патента, продлении срока действия визы и т. д. (п. 2, 5 ст. 5 Закона № 115-ФЗ). Соответствующее заявление нужно подать в территориальный орган ФМС России по месту постановки иностранца на учет. Сделать это нужно не позднее семи рабочих дней до окончания срока временного пребывания (п. 3 Порядка, утвержденного приказом ФМС России от 15 декабря 2014 г. № 655). Если иностранцу продляют срок пребывания, то в его миграционной карте ставится отметка. При отказе – вручается уведомление. Решение принимается в течение семи рабочих дней (п. 10, 12, 13 Порядка, утвержденного приказом ФМС России от 15 декабря 2014 г. № 655).

Нужно ли уведомлять о прибытии иностранца в место командировки?

У нас работает временно пребывающий визовый иностранец. Мы его отправляем в служебную командировку в другой город продолжительностью 10 дней.

Нужно ли его ставить на учет по месту командирования?

Да, нужно, поскольку временно пребывающий иностранец должен быть поставлен на учет не позднее семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона № 109-ФЗ). При этом если иностранец остановится в гостинице, то направить уведомление должна администрация гостиницы. После того как работник вернется из служебной поездки, ему нужно будет вновь встать на миграционный учет.

В случае если в командировку едет высококвалифицированный специалист, то его можно не ставить на учет в месте командирования в течение 30 дней (ч. 4.1 ст. 20 Закона № 109-ФЗ). Учтите, что направить временно пребывающего иностранца за пределы субъекта, где было выдано разрешение на работу, можно, но только если он работает по профессии, которая указана в Приложении к приказу Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н. Например, переводчик, корреспондент, экспедитор и т. д.

Нормативная база

Актуальные тексты документов доступны на эл.Кдело.рф

Документ

Поможем вам

Часть 3 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ

Уточнить, в какой срок нужно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания

Пункт 6 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Узнать, что граждане Белоруссии, Казахстана и Армении, прибывшие в Россию для трудоустройства, могут не вставать на учет по месту пребывания в течение 30 суток с даты въезда

В какой срок необходимо ставить иностранца на учет по месту пребывания

Категория иностранца

Срок постановки на учет

Постоянно проживающий, постоянно или временно пребывающий иностранец

Не позднее семи рабочих дней со дня прибытия иностранца в место пребывания

Постоянно, временно проживающий или пребывающий иностранец, если он находится в гостинице, учреждении, исполняющем административное наказание, учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства и т. д.

В течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранца в место пребывания

Постоянно проживающий иностранец, если он не имеет места жительства или работает вахтовым методом

Не позднее 90 дней с момента въезда в Россию иностранца

Высококвалифицированный специалист, при передвижении по территории России

Не позднее 30 дней с момента прибытия в новое место пребывания

Граждане республик Беларусь, Казахстан или Армения

Не позднее 30 дней с момента въезда в страну

Важные выводы

1. Работодатель должен поставить иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания, только если является принимающей стороной.

2. Отрывную часть бланка уведомления о постановке иностранца на учет по месту пребывания с отметкой о прибытии работодатель должен отдать иностранцу. Этот документ будет доказательством того, что тот встал на миграционный учет.

3. Граждане Белоруссии, Казахстана и Армении подлежат миграционному учету по месту пребывания. Но в отличие от остальных иностранцев они вправе не вставать на учет в течение 30 дней со дня въезда на территорию РФ, если прибыли с целью трудиться.

Ссылка на основную публикацию