Всем Вопрос по ГО и ЧС. Наша организация не является объектом отнесенным к категории по ГО (делали запрос в управление ГО и ЗН нашего города), нужно ли нам проводить какую-нибудь работу в этой области? заранее благодарны. - Komsindrom.ru

Всем Вопрос по ГО и ЧС. Наша организация не является объектом отнесенным к категории по ГО (делали запрос в управление ГО и ЗН нашего города), нужно ли нам проводить какую-нибудь работу в этой области? заранее благодарны.

Содержание

—>ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА И ЗАЩИТА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ —>

Какие изменения ждут руководителей малых предприятий в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее – ГО и ЧС) в следующем году?

Мы уже информировали наших читателей, что в связи с истечением с 1 января 2019 г . срока на ограничение проведения плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, установленного статьей 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» приказом МЧС России от 07.06.2018 N 245 отменен приказ МЧС России от 12.09.2016 N 492 «О запрещении проверок малого и среднего предпринимательства». Таким образом, ответ на вопрос «Можно ли в ближайшем будущем ожидать увеличение количество проверок малого бизнеса в области гражданской обороны, защиты от ЧС и пожарной безопасности?» становится очевидным.

Мы также обозначили позицию редакции нашего журнала в отношении проверок объектов малого предпринимательства. Несмотря на дополнительную нагрузку, редакция журнала считает принятое решение об устранении ограничений на проверки малого бизнеса органами МЧС России обоснованными. Вспомним многочисленные пожары, в том числе с человеческими жертвами, в торговых центрах нашей страны в результате грубых нарушений требований пожарной безопасности. Многие собственники торговых помещений и арендодатели принадлежали именно к малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям, оказавшихся фактически вне контроля надзирающих органов в результате моратория на проверки. Однако насколько эффективными будут проверки малых предприятий именно в области ГО и не превратятся ли они в формальную процедуру, покажет время.

Какие изменения произошли в нормативно-правовой базе в области организации проверок малых предприятий по ГО и ЧС?

Специальных нормативно-правовых актов по проверкам малых предприятий нет – на них действуют те же требования, что и для других организаций. Важно знать, что за последнее время значительно обновилась нормативно-правовая и методическая база, направленная на упорядочение проверок органами МЧС России на основе риск-ориентированного подхода. Приняты и актуализированы следующие документы:

— Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 N 305 (ред. от 22.07.2017) «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018);

— методические рекомендации по организации проведения проверок в области гражданской обороны в отношении субъектов надзора (утв. МЧС России 10.01.2016 N 2-4-71-2-28);

— методические рекомендации по организации проведения проверок в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в отношении субъектов надзора (утв. МЧС России 10.01.2016 N 2-4-71-3-28);

— методические рекомендации (примерные) по организации и проведению проверок органами регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утв. МЧС России 21.06.2016 N 2-4-71-36-19);

— приказ МЧС России от 27.02.2018 N 78 «Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением установленных требований в области гражданской обороны»;

— приказ МЧС России от 27.02.2018 N 77 «Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

— обзор правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России. Ответы на наиболее актуальные вопросы организации и осуществления надзорной деятельности МЧС России» (утв. МЧС России).

С полными текстами указанных нормативных актов Вы можете ознакомиться на сайте редакции http://гражданская-оборона-и-защита-от-чс.рф. Основные положения вышеуказанных документов нашли отражение в публикациях нашего журнала. Повторим, что основным вектором развития надзорной деятельности на современном этапе стало снижение административного давления и финансовых издержек при неуклонном исполнении требований нормативно-правовых актов в области ГО и ЧС, т.е. повышение эффективности контроля как важнейшей функции управления гражданской обороной. Выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности. Другими словами, проверять в первую очередь нужно именно те организации, которые сами по себе представляют потенциальную опасность или от которых зависит состояние системы ГО и защиты от ЧС на территории. Направлять все силы на максимальный контроль всех без исключения объектов нецелесообразно и неэффективно, т.е. речь идет об установлении приоритетов в надзорной деятельности.

Чем принципиально отличается организация ГО и ЧС на малых предприятиях и в других организациях?

Принципиально ничем. Законодательство в области гражданской обороны и защиты от ЧС не разделяет предприятия и иные организации по размеру и количеству работающих. Просто малые предприятия (уже исходя из своего названия) меньше по размеру и количеству работающих, имеют меньшее социально-экономическое значение и возможностей по участию в мероприятиях ГО и ЧС, гораздо реже имеют категорию по гражданской обороне по сравнению с более крупными организациями. У малых предприятий редко имеются потенциально опасные для территорий и населения производства. Имеет значение не просто количество работающих и размер организации, а присужденная категория по ГО и участие в РСЧС (наличие задания по предупреждению и ликвидации ЧС). Понятно, что у крупных предприятий больше материально-технических возможностей решать задачи ГО и ЧС, и все они, как правило, имеют конкретные задания по ГО и ЧС, формируют и обеспечивают деятельность НАСФ, НФГО, решают иные поставленные перед ними вышестоящими органами управления ГО задачи.

Какая документация по ГО должна быть на малом предприятии?

Все зависит от категории по гражданской обороне и полученного задания по выполнению задач ГО от вышестоящего органа управления ГО. Если малое предприятие не имеет категории по ГО, нигде не участвует и не имеет никаких заданий, то перечень документации минимален:

— приказ о назначении уполномоченного по ГО (им может быть руководитель организации) и его обязанностях и функциях;

— инструкция по действиям работников малого предприятия при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций и выполнении мероприятий гражданской обороны[1];

— журнал вводного инструктажа по ГО.

Отсутствие документации по ГО на малом предприятии является поводом для административного наказания.

Нужно ли разрабатывать план по ГО на малом предприятии?

Опять же все зависит от категории по гражданской обороне этого предприятия. Если малое предприятие не отнесено к категории по гражданской обороне и (или) прекращает работу в военное время, расположено вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения), то оно собственный план гражданской обороны не разрабатывает. Мероприятия по защите работников указанных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований. Основание: п. 116 Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны (утв. приказом МЧС России от 16.02.2012 N 70 ДСП).

Если малое предприятие отнесено к категории по гражданской обороне, то план ГО разрабатывается и согласовывается с вышестоящим органом управления ГО и ЧС.

При наличии мобилизационного и иного задания по решению задач гражданской обороны наличия плана ГО обязательно. Например, при наличии у малого предприятия, оказывающего ритуальные услуги, задания по гражданской обороне на срочное захоронение трупов в военное время.

Нужно ли назначать на малых предприятиях уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны?

Нужно. Опять же, приказ МЧС России от 23.05.2017 N 230 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций» не делает различий между малыми предприятиями и иными более большими организациями – требования одни и те же. Разница только в категории по ГО, направлениях деятельности и объемах работы. Даже если малое предприятие не относится к категории по ГО, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны организации выполняет следующие функции:

Читайте также:  Обязательна ли подача заявления в ФСС через портал госуслуг?

— организует взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросу получения сведений о прогнозируемых опасностях, которые могут возникнуть при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

— участвует в планировании мероприятий по гражданской обороне муниципального образования в части касающейся;

— организует подготовку работников способам защиты и мероприятия по защите работников от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Не надо забывать, что и сами малые организации различаются по количеству работающих. Одно дело – 50 работников, другое – 2-3 человека. В небольших организациях функции уполномоченного по ГО обычно выполняет руководитель организации.

Нужно ли проводить вводный инструктаж на малых предприятиях и разрабатывать соответствующую программу инструктажа по ГО?

Обязательно, иначе это будет нарушением законодательства в области ГО. Соответственно нужно вести журнал по проведению вводного инструктажа по ГО и утвердить программу вводного инструктажа по ГО. Примерную программу можно взять из «Рекомендаций по организации и проведению вводного инструктажа по гражданской обороне», утв. МЧС России 05.06.2018 N 2-4-71-13-8 (см. табл. 1).

Примерная программа вводного инструктажа по ГО

Примерный перечень учебных вопросов

Время [2] на отработку (минут)

Возможные действия работника на рабочем месте, которые могут привести к аварии, катастрофе или ЧС техногенного характера в организации

Наиболее характерные ЧС природного и техногенного характера, которые могут возникнуть в районе расположения организации и опасности, присущие этим ЧС

Принятые в организации способы защиты работников от опасностей, возникающих при ЧС, характерных для производственной деятельности и района расположения организации, а также при военных конфликтах

Установленные в организации способы доведения сигналов гражданской обороны и информации об угрозе и возникновении ЧС и опасностей, присущих военным конфликтам

Порядок действий работника при получении сигналов гражданской обороны

Порядок действий работника при ЧС, связанных с утечкой (выбросом) аварийно химически опасных веществ и радиоактивным загрязнением, в т.ч. по изготовлению и использованию подручных средств защиты органов дыхания

Порядок действий работника при получении и использовании индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожи (при их наличии в организации)

Порядок действий работника при укрытии в средствах коллективной защиты (при применении в организации данного способа защиты)

Порядок действий работника при подготовке и проведении эвакуационных мероприятий:

по эвакуации работников;

по эвакуации материальных и культурных ценностей

Права и обязанности граждан Российской Федерации в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера

Публикация актуальна на 07.06.2019 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

Код публикации: 18.12.

[1] С макетом инструкции по действиям персонала организации, учреждения, предприятия численностью до 50 чел. (малого объекта) при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и выполнении мероприятий гражданской обороны можно ознакомиться в разделе «Образцы документов».

[2] Рекомендуемая продолжительность программы вводного инструктажа по ГО.

К каким категориям по го относят организации. Всем Вопрос по ГО и ЧС. Наша организация не является объектом отнесенным к категории по ГО (делали запрос в управление ГО и ЗН нашего города), нужно ли нам проводить какую-нибудь работу в этой области. Как опр

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О порядке отнесения территорий

Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 (Собрание законодательства Российской Федерации N 7, 14.02.2005);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.10.2015, N 0001201510260009);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.08.2017, N 0001201708150018).
____________________________________________________________________

Во исполнение Федерального закона «О гражданской обороне» Правительство Российской Федерации

1. Утвердить прилагаемый Порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации представить в 1999 году в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство экономики Российской Федерации предложения по отнесению соответствующих территорий к группам по гражданской обороне.

3. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономики Российской Федерации представить в I квартале 2000 года в Правительство Российской Федерации проект перечня территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Е.Примаков

Порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 октября 1998 года N 1149

1. Настоящий Порядок, разработанный в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» , определяет основные критерии и правила отнесения территорий к группам по гражданской обороне.

2. Отнесение территорий к группам по гражданской обороне осуществляется с целью заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне в объеме, необходимом и достаточном для предотвращения чрезвычайных ситуаций и защиты населения от поражающих факторов и последствий чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, с учетом мероприятий по защите населения и территорий в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

3. Отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй или представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью химического заражения, радиоактивногозагрязнения или катастрофического затопления.
постановлением Правительства Российской Федерации .

4. Для территорий городов и иных населенных пунктов устанавливаются особая, первая и вторая группы по гражданской обороне.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .

5. К особой группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов Москвы и Санкт-Петербурга.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 ; в редакции, введенной в действие с 23 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2017 года N 962 .

6. К первой группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

численность населения превышает 1000 тыс. человек;

численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек и на ней расположены не менее трех организаций особой важности по гражданской обороне или более 50 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;

более 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления.
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .

7. Ко второй группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек;

численность населения составляет от 150 тыс. человек до 500 тыс. человек и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по гражданской обороне либо более 20 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .

более 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .

Ко второй группе территорий по гражданской обороне относятся также территории закрытых административно-территориальных образований.
(Абзац дополнительно включен с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131)

8. Пункт утратил силу с 3 ноября 2015 года — постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 ..

9. Предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне подготавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

10. Органы местного самоуправления по запросу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготавливают согласованные с соответствующими главными управлениями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне и вносят их в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по форме согласно приложению N 1.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .

11. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают на основе материалов, представляемых органами местного самоуправления, предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне и направляют их в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство экономического развития Российской Федерации по форме согласно приложению N 2.
(Пункт в редакции постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .

12. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации обобщают предложения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представляют в Правительство Российской Федерации проект перечня территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 ; в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .

Читайте также:  Дополнительное соглашение к трудовому договору. Временный перевод сотрудника на другую должность

13. Перечень территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, уточняется Правительством Российской Федерации по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет, по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства экономического развития Российской Федерации.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 ; в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .

Приложение N 1 к Порядку. Предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне

к группам по гражданской обороне
(В редакции,
введенной в действие
с 3 ноября 2015 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 октября 2015 года N 1131 . —
См. предыдущую редакцию)

Предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне

Наимено-
вание террито-
рии города или иного населен-

Числен-
ность населе-
ния, тыс. человек

ГО- дело творческое! Консультации по вопросам ГО и ЧС

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Из содержания форума «Ну почему ГО и ЧС на сайте ОТ . » понял, что мнения уважаемых инженеров по ОТ по данной теме разделились. С одной стороны, вопросами ГО и ЧС должен заниматься специально уполномоченный работник (он же начальник штаба по делам ГО и ЧС). С другой- иногда жизнь заставляет вникать в эту тему и инженеров по ОТ. Так что, ориентироваться в вопросах ГОЧС, думаю, последним нужно. Я со своей стороны- скажем так, официальной ( ибо в составе Управления МЧС на муниципальном уровне участвую в проведении проверок организаций в области ГОЧС,разработке методических материалов), постараюсь ответить на имеющиеся вопросы. В ответах буду опираться как на свой скромный опыт, так и на требования НПА.

С уважением, Lewsha.

Цитата
Lewsha пишет:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Из содержания форума «Ну почему ГО и ЧС на сайте ОТ . » понял, что мнения уважаемых инженеров по ОТ по данной теме разделились. С одной стороны, вопросами ГО и ЧС должен заниматься специально уполномоченный работник (он же начальник штаба по делам ГО и ЧС). С другой- иногда жизнь заставляет вникать в эту тему и инженеров по ОТ. Так что, ориентироваться в вопросах ГОЧС, думаю, последним нужно. Я со своей стороны- скажем так, официальной ( ибо в составе Управления МЧС на муниципальном уровне участвую в проведении проверок организаций в области ГОЧС,разработке методических материалов), постараюсь ответить на имеющиеся вопросы. В ответах буду опираться как на свой скромный опыт, так и на требования НПА.

С уважением, Lewsha.

Здравствуйте, уважаемый Павел !

Количество освобожденных работников организаций (категорированных и некатегорированных), специально уполномоченных на решение задач в области ГО определяется постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны». Что касается Вашего случая (если я правильно понял, категории по ГО Ваша организация не имеет), то п.4 данного документа определяет:

б) в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 200 человек — 1 освобожденный работник;

Далее для краткости буду называть специально уполномоченных работников начальниками штабов ГОЧС (в нашем городе эта должность чаще всего называется именно так).
Задачи начальников штабов ГОЧС достаточно подробно изложены в «Примерном положении об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций», утвержденном приказом МЧС РФ от 31.07.2006 № 440. Кстати оба документа определяют, что на должности работников по гражданской обороне назначаются лица, имеющие соответствующую подготовку.

Имея в руках рассмотренные НПА можно пробовать работать с работодателем по поводу перераспределения обязанностей, изменения условий трудового договора (если обязанности по ГО уже зафиксированы в нем). Соответственно, просить назначения освобожденного работника в области ГО. Здесь уже все зависит от взаимоотношений с руководителем и его настроя по отношению к количеству персонала организации. Если договориться никак не получается,есть вариант заблаговременно до начала плановой проверки поработать с Управлением МЧС по городу (или другим территориальным органом МЧС РФ, который проверяет Вашу организацию в области ГО и ЧС). Часто, видя нормативно обоснованное требование о назначении освобожденного начальника штаба ГОЧС в акте проверки и предписании, руководители пересматривают свою позицию.

С уважением, Lewsha.

Здравствуйте, уважаемые коллеги

Прокомментирую пост Марии Величко о том, что ей помимо выполнении основных обязанностей по ОТ, приходится курировать работу инженера по ГОЧС.
Вопрос места специально уполномоченных работников в кадровой структуре организации неоднозначен. На практике, инженера по ГОЧС (или начальника штаба ГОЧС)зачастую включают в состав отдела ОТ. При этом непосредственным руководителем данного инженера является начальник отдела ОТ. Очень часто такая ситуация не приносит радости ни первому ни второму. Ведь ГО, предупреждение и ликвидация ЧС на предприятии- работа специфическая, требующая постоянного контроля, взаимодействия практически со всеми структурными подразделениями предприятия. Плюс закупки и поверки средств индивидуальной защиты, проведение занятий, учений и тренировок и т.д.
Что касается нормативных правовых актов, то п.9. приказа МЧС от 31.07.2006 № 440 определяет, что руководители структурных подразделений (работники) по гражданской обороне подчиняются непосредственно соответствующим руководителям. Более того, «в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 5000 человек или имеющих дочерние и зависимые хозяйственные общества, с общим количеством работников свыше 10000 человек, как правило, руководитель структурного подразделения по гражданской обороне является по должности заместителем руководителя организации и назначается на должность по согласованию с МЧС России (территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации».

Что касается организаций, эксплуатирующих и проектирующих потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения, то место штаба ГОЧС в организационной структуре такой организации определяет приказ МЧС РФ от 28.02.2003 № 105.

49. Орган по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям объекта координирует деятельность подразделений, объектовых служб производственного контроля, промышленной безопасности, природоохранных и других в соответствии с их функциями и задачами в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Цитата
Lewsha пишет:
(если я правильно понял, категории по ГО Ваша организация не имеет),

Информацию о наличии или отсутствии у организации категории по ГО можно получить следующими способами:

1. Запросить в городском Управлении МЧС.
2. Запросить в Управлении (отделе) по делам ГО и ЧС Администрации вашего муниципального образования (если такого подразделения в структуре администрации нет, то вопросы ГО могут быть также возложены на Управление по взаимодействию с административными органами Администрации, отдел по мобилизационной работе и другие подобные структуры).
3. При отсутствии в вашем МО вышеперечисленных организаций остается написать в Главное управление МЧС России по вашему субъекту.

Вообще, процедура присвоения организации категории по ГО выглядит следующим образом: руководитель организации направляет в Администрацию МО сведения о показателях для отнесения организации к категории и предложения по присвоению категории. Администрация МО, в свою очередь, направляет предложения по присвоению категории организациям за подписью главы МО в Правительство субъекта РФ. Правительство обобщает предложения, полученные из МО, готовит свой перечень и согласует его с МЧС России. Далее полученные из субъекта РФ выписки из перечня доводятся Администрацией МО до соответствующих организаций.

Подробнее см. постановление Правительства РФ от 19.09.1998 № 1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне».

К каким категориям по го относят организации. Всем Вопрос по ГО и ЧС. Наша организация не является объектом отнесенным к категории по ГО (делали запрос в управление ГО и ЗН нашего города), нужно ли нам проводить какую-нибудь работу в этой области. Как опр

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О порядке отнесения территорий

Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 (Собрание законодательства Российской Федерации N 7, 14.02.2005);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.10.2015, N 0001201510260009);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.08.2017, N 0001201708150018).
____________________________________________________________________

Во исполнение Федерального закона «О гражданской обороне» Правительство Российской Федерации

1. Утвердить прилагаемый Порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации представить в 1999 году в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство экономики Российской Федерации предложения по отнесению соответствующих территорий к группам по гражданской обороне.

3. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономики Российской Федерации представить в I квартале 2000 года в Правительство Российской Федерации проект перечня территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Е.Примаков

Порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 октября 1998 года N 1149

1. Настоящий Порядок, разработанный в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» , определяет основные критерии и правила отнесения территорий к группам по гражданской обороне.

2. Отнесение территорий к группам по гражданской обороне осуществляется с целью заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне в объеме, необходимом и достаточном для предотвращения чрезвычайных ситуаций и защиты населения от поражающих факторов и последствий чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, с учетом мероприятий по защите населения и территорий в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

3. Отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй или представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью химического заражения, радиоактивногозагрязнения или катастрофического затопления.
постановлением Правительства Российской Федерации .

4. Для территорий городов и иных населенных пунктов устанавливаются особая, первая и вторая группы по гражданской обороне.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .

5. К особой группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов Москвы и Санкт-Петербурга.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 ; в редакции, введенной в действие с 23 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2017 года N 962 .

6. К первой группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

численность населения превышает 1000 тыс. человек;

численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек и на ней расположены не менее трех организаций особой важности по гражданской обороне или более 50 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;

более 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления.
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .

7. Ко второй группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек;

численность населения составляет от 150 тыс. человек до 500 тыс. человек и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по гражданской обороне либо более 20 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .

более 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .

Ко второй группе территорий по гражданской обороне относятся также территории закрытых административно-территориальных образований.
(Абзац дополнительно включен с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131)

8. Пункт утратил силу с 3 ноября 2015 года — постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 ..

9. Предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне подготавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

10. Органы местного самоуправления по запросу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготавливают согласованные с соответствующими главными управлениями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне и вносят их в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по форме согласно приложению N 1.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .

11. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают на основе материалов, представляемых органами местного самоуправления, предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне и направляют их в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство экономического развития Российской Федерации по форме согласно приложению N 2.
(Пункт в редакции постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .

12. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации обобщают предложения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представляют в Правительство Российской Федерации проект перечня территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 ; в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .

13. Перечень территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, уточняется Правительством Российской Федерации по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет, по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства экономического развития Российской Федерации.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 ; в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .

Приложение N 1 к Порядку. Предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне

к группам по гражданской обороне
(В редакции,
введенной в действие
с 3 ноября 2015 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 октября 2015 года N 1131 . —
См. предыдущую редакцию)

Предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне

Наимено-
вание террито-
рии города или иного населен-

Числен-
ность населе-
ния, тыс. человек

Категории организаций по ГО и ЧС

Основные положения

Все юридические лица, государственные и коммерческие, обязаны:

  • организовывать и вести работу по гражданской обороне;
  • быть готовыми к чрезвычайным ситуациям.

Это требование ст. 9 ФЗ № 28 от 12.02.1998. Цель такой готовности:

  • сохранение жизни работников и населения в случае аварий, техногенных катастроф и военных действий;
  • умение проводить неотложные мероприятия в очаге катастрофы;
  • обеспечение работы объекта в чрезвычайной ситуации;
  • ограничение масштабов бедствия или катастрофы.

Все субъекты экономической деятельности, независимо от принадлежности к категории по ГО организаций, обязаны:

  • планировать и проводить мероприятия по гражданской обороне;
  • готовиться к работе в военное время;
  • обучать работников.

Классификация по гражданской обороне

В соответствии с правилами правительства РФ (постановление № 804 от 16.08.2016), законодатель определил категории организаций по ГО и ЧС, которые подразделяются на 3 группы:

  • особой важности;
  • первая категория;
  • вторая категория.

Для определения категории объектов по ГО используют следующие критерии:

  • показатели роли в экономике и обороне государства и региона;
  • наличие мобилизационного заказа (задания);
  • степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
  • местоположение предприятия;
  • наличие уникальных историко-культурных объектов.

Ранжирование предприятий по гражданской обороне производится:

  • федеральными органами исполнительной власти;
  • государственными корпорациями;
  • государственными компаниями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Показатели категорирования устанавливает и согласовывает с заинтересованными госорганами, корпорациями и компаниями МЧС РФ (п. 4 постановления № 804). Статус присваивается по наивысшему показателю организации и ее обособленных подразделений независимо от месторасположения. Перечень организаций уточняется по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет (п. 10 постановления № 804).

Как уточнить статус ГО

Перечислим перечень ограничений, с которыми вы столкнетесь, решив самостоятельно ответить на вопрос, как узнать категорию по ГО и ЧС для своего предприятия:

  • перечень таких предприятий закрыт, он содержит военную тайну;
  • список не опубликован на сайте МЧС или субъекта РФ;
  • МЧС координирует и проводит категоризацию на основе постановления № 804, методических рекомендаций № 2-4-71-69-11 от 11.11.2016 (письмо ГУ МЧС России по г. Москве № 817-1-1-8 от 22.06.2017);
  • министерства и ведомства после обновления списков категорированных предприятий в течение месяца доводят их до органов исполнительной власти субъектов.

Вот несколько шагов, как определить категории по гражданской обороне организаций:

Шаг 1. Подготовьте письменный запрос в произвольной форме.

Шаг 2. Направьте его в отдел мобилизационной подготовки администрации вашего города или района.

Шаг 3. В течение месяца вам придет ответ, несет ли ваше предприятие дополнительные обязанности по гражданской обороне.

Обязанности категорированных МЧС юрлиц

От статуса предприятия зависит работа многих служб и систем. Организации с категорией по ГО создают и поддерживают в готовности:

  • нештатные формирования для выполнения мероприятий по ГО (приказ МЧС № 701 от 18.12.2014);
  • внештатные аварийно-спасательные формирования — организации с ОПО I, II и III классов, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (приказ МЧС России № 999 от 23.12.2005);
  • локальные системы оповещения — организации с ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (постановление правительства РФ № 178 от 01.03.1993 и методические рекомендации МЧС № б/н от 24.12.2002);
  • запасы продовольственных, материально-технических, медицинских и иных средств (постановление правительства № 379 от 27.04.2000).

Такие организации имеют специальный штат работников:

Читайте также:  Категории или разряды присваиваются рабочим?
Ссылка на основную публикацию