Является ли обязательным создание на предприятии добровольной пожарной дружины? - Komsindrom.ru

Является ли обязательным создание на предприятии добровольной пожарной дружины?

Содержание

О необходимости создания подразделений добровольной пожарной охраны на промышленных предприятиях

Нормальные герои всегда идут в обход

«Айболит-66», слова из песни

Подаренные нам В.В. Путиным майские каникулы подходят к концу. Некоторые, видимо, уже устали отдыхать.

Вот и сегодня мне задали вопрос: «Нужно ли при наличии на предприятии подразделения пожарной охраны обязательно предусматривать добровольную пожарную дружину? Есть такой документ ППБО-85 „Правила пожарной безопасности в нефтяной промышленности“. База „Norma CS“ определяет его, как действующий. Цитата из ППБО-85 „1.8. Руководители объединений, предприятий и организаций обязаны . организовывать на объекте добровольную пожарную дружину (ДПД) и пожарно-техническую комиссию“.»

Речь шла о нефтеперерабатывающем предприятии. Применительно к таким предприятиям, в первую очередь, я и хочу высказать свое мнение по поводу. Однако, большинство из сказанного ниже можно отнести и на счет других промышленных объектов.

В этой статье речь пойдет не о том «как создать?», а о том «нужно ли создавать?».

Формально ППБО-85 «Правила пожарной безопасности в нефтяной промышленности» действующий, т.к. не отменен, но:
— к нефтеперерабатывающим заводам он не имеет никакого отношения и распространяется на предприятия нефтедобывающей отрасли;
— правовой статус его то ли «сомнительный», то ли «ниже плинтуса».

По моему скромному мнению правовые нормы, содержащиеся в нем, следует попросту игнорировать. Технические требования целесообразно исполнять на стадии проектирования на добровольной основе (в части, не противоречащей Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности).

Требования пожарной безопасности к нефтеперерабатывающим предприятия установлены «Правилами пожарной безопасности при эксплуатации нефтеперерабатывающих предприятий» (ППБ-79) и «Ведомственными указаниями по противопожарному проектированию предприятий, зданий и сооружений нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности» (ВУПП-88). Их статус такой же, как и ППБО-85.

Что касается добровольной пожарной охраны и ее подразделений (дружин, команд), то ее создание регламентируется Федеральным законом от 6 мая 2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране». Его реализация — это право, а не обязанность руководителей предприятий.

Я лично довольно скептически отношусь к необходимости создания добровольных пожарных дружин и команд на производственных объектах. Дело, собственно говоря, в следующем.

1. Ни один из действующих законодательных и других нормативных правовых актов не обязывает предприятия создавать добровольную пожарную охрану, тем более «независимо от наличия профессиональных подразделений пожарной охраны».

Обязанности и права руководителей организаций по созданию подразделений пожарной охраны определены статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности»: — руководители организаций, включенных в «Перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана», обязаны создавать подразделения пожарной охраны; — в других случаях (на объектах, не вошедших в соответствующие Перечни) руководители организаций создавать подразделения пожарной охраны имеют право. Вид пожарной охраны руководитель (или собственник) организации определяет самостоятельно.

Для примера возьмем предприятие, вошедшее в «Перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана». На этом предприятии создано подразделение пожарной охраны (профессиональное: ведомственной, частной или Федеральной противопожарной службы). Следовательно, руководитель (собственник) организации обязанность, возложенную на него абзацем четырнадцатым части второй статьи 37 Федерального закона 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, выполнил. Другой пример – промышленное предприятие, не являющееся критически важным объектом. На нем руководитель (собственник) также создал подразделение пожарной охраны (профессиональное), которое он содержит за счет собственных средств (и такое бывает) – реализовал свое право, данное ему абзацем вторым части первой статьи 37 Федерального закона 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ.

Казалось бы: вопросов не должно быть ни к одной из этих организаций. Но не тут-то было: чиновники от пожарной безопасности требуют создания на этих предприятиях еще и добровольной пожарной охраны; этого же требуют работники профильных управлений и департаментов обеих организаций.

Зачем на предприятии два вида пожарной охраны? Руководители обоих этих предприятий могли ограничиться созданием лишь добровольной пожарной охраны (право определять вид создаваемой пожарной охраны предоставлено собственнику или руководителю организации), а руководитель второго предприятия – вообще не обязан создавать пожарную охрану и, с точки зрения закона, к ним опять нет претензий.

2. Создание добровольных противопожарных формирований во всех случаях, независимо от наличия профессиональных подразделений пожарной охраны объективно не обосновано и не разумно.

Это особенно показательно на примере нефтеперерабатывающих и нефтедобывающих предприятий, в которых созданы профессиональные подразделения пожарной охраны: — во-первых, пожарная охрана в соответствии с требованием закона на этих предприятии создана; — во-вторых: большая часть таких предприятий являются опасными производственными объектами. В них разработаны Планы локализации и ликвидации аварийных ситуаций (а также планы тушения пожаров), оперативной частью которых предусмотрены действия работников при возникновении аварий и пожаров, в т.ч. действия по тушению пожара первичными средствами пожаротушения и введению в действие стационарных систем противопожарной защиты. Обязанность всех работников «участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте» закреплена частью второй статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также должностными инструкциями работников. Обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, «обучать работников действиям в случае аварии или инцидента» закреплена статьей 10 того же Федерального закона. Принимать «меры по обучению персонала действиям при пожаре» руководители опасных (взрывопожароопасных) производственных объектов вынуждены также в силу положений пункта 3 статьи 93 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Это даже больше, чем добровольная пожарная охрана. Это значит, что все работники (а не только члены ДПО) участвуют в ликвидации аварий, в т.ч. связанных с пожаром, на таких объектах.

В связи со сказанным выше, нужно сделать вывод, что какое-либо непрофессиональное пожарное формирование нужно в одном случае — когда профессиональное (специальное, воинское, договорное, ведомственное, частное) подразделение пожарной охраны на предприятии отсутствует, либо численность его и, одновременно, дислокация (количество, численность боевых расчетов и техническое оснащение) подразделений пожарной охраны населенного пункта не позволяют обеспечить локализацию и (или) ликвидацию пожара.

Задача таких пожарных формирований также одна — тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ с помощью передвижной пожарной техники.

3. Добровольная пожарная охрана, по сути своей, не эффективна ввиду добровольного принципа ее комплектования.

Зачисление в ряды членов ДПД осуществляется на основании добровольных личных заявлений кандидатов. А это значит, что если не будет желающих, то и не будет пожарных формирований. А желающих не будет, если меры стимулирования членов ДПД окажутся недостаточными. Единственный объективно и безоговорочно эффективный способ стимулирования – материальный.

4. Федеральный закон от 6 мая 2011 года №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» содержит в себе столько правовых коллизий, что лучше держаться от него подальше, чем пытаться реализовать его положения.

Перечисление и обсуждение их не является предметом настоящей статьи, поэтому не буду на этом останавливаться.

В свете обозначенных выше проблем предлагаю следующий способ их решения:

При создании на предприятии подразделений пожарной охраны на непрофессиональной основе, нужно создавать не добровольную, а нештатную пожарную охрану. Это большая разница и из нее вытекает масса последствий. И пусть в законе «О пожарной безопасности» нет такого вида пожарной охраны, зато разом снимаются все вышеозначенные проблемы. А собственник вправе создать хоть подводно-космическую триждыпожарную охрану.

Принципиальные отличия нештатного формирования от добровольного:

— ее существование и деятельность не зависит от чьего-то желания или нежелания; раз определив, что работник состоящей на конкретной штатной должности будет нештатным пожарным, он им будет всегда, даже если сам работник сменится и на эту должность будет принят другой человек;

— все дополнительные обязанности, обусловленные членством в нештатном формировании могут быть включены в должностную инструкцию или оформлены дополнительным соглашением к трудовому договору; — отсутствует необходимость имитировать нематериальное стимулирование работников; можно хоть установить надбавку к должностному окладу;

— ни у кого не останется иллюзий что такое подразделение пожарной охраны бесплатное, а следовательно они не будут насаждаться повсеместно; а будут в каждом случае обосновываться и просчитываться.

Что такое добровольная пожарная дружина: из кого организуется

Первые упоминания о пожарных службах на территории России встречаются в документах, датированных 1451 годом. Уже тогда был утвержден первый кодекс пожарной безопасности. В 1921 году на первом съезде пожарных было утверждено создание пожарных бригад на добровольных началах. В современной России, помимо официальной пожарной службы, предусматривается создание ДПД на основании закона от 2011 года «О добровольной пожарной охране». Что такое добровольная пожарная дружина, кто может ее организовывать, заниматься обеспечением и контролем — далее в статье.

Что такое добровольная пожарная дружина

ДПД — это добровольцы, которые помогают профессиональной команде пожарных соблюдать пожарную безопасность и принимают активное участие в ликвидации источников огня. Их деятельность закреплена юридически, они, как и специальные пожарные бригады, проходят инструктаж, слушают лекции и могут участвовать в учениях. При этом они не состоят на балансе бюджета, то есть не получают за свою работу зарплату, но регистрируется в специальном общероссийском реестре.

Читайте также:  Ознакомление с приказом под роспись

Дружинникам также полагается пожарное обмундирование

Цели и задачи

Главная цель дружины — обеспечение пожарной безопасности на закрепленном объекте, учреждении, территории, деревне и пр. Задача ДПД неусыпно контролировать соблюдение правил пожарной безопасности, повышение уровня безопасности работников, учащихся, жильцов, отдыхающих и своевременное тушение объектов возгорания.

Обязанности

Для выполнения поставленных задач в обязанности ДПД входит целый перечень мероприятий таких как:

  • Информирование населения о правилах, сезонных особенностях и культуре ПБ;
  • Организация профильных мероприятий для повышения интереса к теме пожарной охраны;
  • Проведение лекций для собственного состава и гражданских по обращению с инструментами пожаротушения;
  • Проведение практических занятий по ПБ и пожаротушению;
  • Оказание помощи и поддержки ветеранам-пожарникам.

Ну и конечно самая прямая обязанность — это контроль исполнения правил ПБ и непосредственная помощь в ликвидации огня профессиональной бригаде. До прибытия подразделения государственной службы дружинники вправе самостоятельно организовать борьбу с огнем.

На предприятиях в обязанности членов ДПД входит проверка объекта на соответствие ПБ и ликвидация имеющихся недочетов. Дружинники должны следить за исправностью первичных средств тушения, водоводов и пожарной автоматики. В случае несоответствия стандартам работы или качества, доброволец должен донести это до начальства и проследить за ремонтом или заменой неисправного оборудования.

В каких случаях создается добровольная пожарная дружина

Согласно вышеупомянутому нормативному акту, дружина может организовываться на любом предприятии, независимо от рода деятельности или типа собственности. Но по факту содержание дружины необходимо на производствах, связанных с пожароопасными процессами, то есть когда велик риск возгорания в любой момент.

Или в отдаленной местности, когда в случае возгорания ближайшая государственная бригада МЧС будет добираться слишком долго. Так, если директор предприятия понимает, что с учетом дорожных условий, сложности подъезда и прочего бригада сможет развернуть ликвидацию огня только через 40 минут, то без добровольцев тут точно не обойтись.

Таким образом можно заключить, что создание ДПД необходимо там, где за время до прибытия профессиональных пожарников организация понесет серьезный материальный ущерб.

Дополнительная информация! Ежегодно в РФ происходит около 8 000 пожаров. Средний годовой ущерб при этом составляет около 5 миллиардов рублей.

Кто входит в ее состав

Важный момент — из кого организовывается добровольная пожарная дружина и кто должен быть ответственным за ее работу.

Организацией дружины формально должны заниматься сами работники, но в наших реалиях это не частое явление, поэтому обычно работодатель «прогибает» членов низшего руководящего звена, которые и будут числиться учредителями дружины. Данные люди, например, мастера цехов, должны сагитировать других рабочих со своего цеха на вхождение в бригаду.

Особых требований, к тому, кто будет входить в состав нет. Единственное условие — здоровье человека должно соответствовать возможным нагрузкам. Этот вопрос рассматривает медкомиссия, которая обязательна для всех, кто собирается вступать в ряды дружинников. Так же сначала работник должен пройти учебный курс, на который он получает направление от работодателя.

Таким образом в состав дружины входит три ответственных, обычно занимающих руководящие должности и работники, чью численность последняя редакция федерального закона не озвучивает.

Как создать на предприятии

Последнее изменение в законе «О добровольной пожарной охране» подразумевает создание дружины инициативными работниками, но, как сказано выше, обычно этим приходится заниматься директору/работодателю, в чьих интересах защитить материальное имущество предприятия.

Создание происходит следующим образом. «Инициативные» работники пишут на имя начальника предприятия в произвольной форме с просьбой о создании ДПД на основании федерального закона, упомянутого выше.

Важно! После одобрения работодателем, организуется первое собрание добровольцев, где должны выбрать руководителя, председателя и секретаря, а также утвердить положение о ДПД.

Положение о добровольной пожарной дружине

С целью правильной организации и внесения некоторого регламента в работу дружин, государственное бюро разработало положение о ДПД, которое формулирует общие положения, регламентирует задачи и обязанности дружинников, порядок организации рабочего процесса, чем должны заниматься начальник и ответственные члены, как происходит зачисление и наоборот, увольнение работника из членов ДПД и содержит примеры оформления документации.

Приказ о создании добровольной пожарной дружины

Приказ о создании дружины условно оформляется в произвольной форме. После слова приказ, необходимо указать на нормативный документ, согласно которому он издается. После чего в теле документа указывается о том, что дружина создается, перечисляются ответственные люди, состав, при желании расписываются некоторые обязанности.

Приказ о создании дружины

Нормы обеспечения добровольной пожарной дружины

Обеспечивать дружину инвентарем, оплачивать обучение, спецодежду и даже канцелярию предстоит исключительно работодателю. В конце концов это в его интересах. Нормы обеспечения участника дружины практически на том же уровне, что и государственного пожарного.

Согласно нормам, дружиннику полагается боевой костюм пожарника, защита рук, защитная и резиновая обувь, СИЗ для органов дыхания, каска, ремень, топор с кобурой, летняя и зимняя форма, высокие берцы, х/б перчатки, летний и зимний головной убор и 2 футболки. Все вещи, кроме топора, выдаются на срок до двух лет. Топор выдается бессрочно.

Пример снаряжения членов ДПД

Как проводятся занятия добровольной пожарной дружины

Как говорилось выше, все добровольцы должны пройти первичное обучение по программам, разработанным МЧС РФ. Позже также должны проводиться регулярные занятия, но не чаще 4 часов в месяц. Занятия проводят назначенный ответственный сотрудник.

Во время обучения изучается регламентирующая документация, лекции по пожарной охране и практические занятия по тушению и использованию пожарного инвентаря.

Важно! Проводить занятия для ДПД МЧС России не вправе. Этим могут заниматься только лицензированные организации. По окончанию курса, работник получает сертификат соответствия статусу дружинника.

Осуществление контроля за деятельностью

Согласно положению о добровольной дружине, непосредственный контроль за созданием, работой и занятиями дружины осуществляет работодатель. Кроме этого контролировать и проверять их работу может пожарная инспекция. Контролировать рядовых дружинников обязан курирующий ее работник руководящего звена, которого назначают ответственным при создании дружины.

ДПД — это регламентированное законом общественное движение, призванное следить за соблюдением ППБ и оперативно бороться с огнем до приезда пожарных и далее содействовать им. Для создания дружины назначаются несколько ответственных людей с руководящего звена учреждения, после чего пишется заявление, а работодатель издает приказ. Все дальнейшие действия добровольцев координируются положением о ДПД. Работодатель обязан обеспечивать движение амуницией, соответствующей пожарному обмундированию. Для вступления в дружину каждый работник должен пройти курсы, которые оплачивает начальник фирмы. Дальнейший контроль за дружиной осуществляет ответственный, работодатель и пожарная инспекция.

Является ли обязательным создание на предприятии добровольной пожарной дружины?

7. Порядок создания подразделения добровольной пожарной охраны.

К подразделениям добровольной пожарной охраны относятся добровольные пожарные дружины (ДПД) и команды (ДПК). В отличии от ДПД — ДПК используют в своей деятельности мобильные средства пожаротушения. ДПД и ДПК создаются на предприятиях, организациях, учреждениях – объектовые; в городских и сельских поселениях – территориальные. Организационно – правовая форма ДПД и ДПК – общественное учреждение, при этом территориальные ДПД и ДПК подлежат обязательной государственной регистрации в учреждении юстиции в качестве юридического лица. Допускается организация территориальных ДПК (ДПД) в виде обособленных структурных подразделений общественных организаций «Добровольная пожарная охрана —- района Новосибирской области». В данном случае юр. лицо — общественная организация создает ДПК или ДПД Решением Совета общественной организации.

7.1. Алгоритм создания объектовой ДПД и ДПК

1). Инициативная группа работников предприятия получает разрешение у собственника имущества (директора) предприятия на создание ДПД или ДПК объекта.

2). Проводится общее собрание (не менее 3-х работников предприятия) на котором принимаются следующие Решения:

— Об избрании Председателя собрания и Секретаря общего собрания.

— Об утверждении повестки дня собрания.

— О создании общественного учреждения «Добровольная пожарная дружина (команда) предприятия»;

— О принятии Положения о добровольной пожарной дружине (команде).

— Об избрании командира (начальника) добровольной пожарной дружины (команды).

3). Далее приказом директора предприятия:

— Подтверждается его согласие на организацию ДПД или ДПК.

— Утверждается Положение о ДПД или ДПК, в котором могут предусматриваться меры стимулирования деятельности добровольных пожарных (дополнительные дни к отпуску, денежное премирование и т.п.).

— Утверждается состав ДПД(ДПК) из числа работников предприятия, изъявивших добровольное желание участвовать в деятельности ДПД (ДПК).

— Выделяется и закрепляется пожарно-техническое вооружение, имущество, помещения имеющееся на объекте для организации деятельности ДПК (ДПД).

— Утверждается табель обязанностей боевого расчета ДПД (ДПК).

— Для ДПК определяется порядок сбора и выезда добровольных пожарных на пожары, в том числе за пределы предприятия.

4). Всем добровольным пожарным объектовых ДПД (ДПК) необходимо вступить в общественную организацию «Добровольная пожарная охрана — района Новосибирской области», по территориальному принципу. А так же встать на учет в Главном управлении МЧС России по Новосибирской области подав соответствующие заявления. Одновременно командир ДПК (ДПД) или руководитель объекта где она создана информирует общественную организацию о ее создании для включении ДПК (ДПД) в соответствующие реестры для учета подразделений добровольной пожарной охраны.

5).После выполнения п.1-4 добровольные пожарные объектовых подразделений ДПО получают право на прохождение первоначальной подготовки по соответствующим программам подготовки на безвозмездной основе, организуемой Учебным центром ФПС Новосибирской области. Далее установленным порядком проходят первоначальную подготовку. Добровольные пожарные не имеющие первоначальной подготовки к исполнению обязанностей в составе ДПК (ДПД) не допускаются. Последующая подготовка пожарных добровольцев осуществляется в подразделениях добровольной пожарной охраны.

6). Объектовые добровольные пожарные команды, по согласованию с руководителем объекта, необходимо включать в расписание выездов сил и средств подразделений пожарной охраны, соответствующего гарнизона пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

7.2. Алгоритм создания территориальных ДПД и ДПК

Территориальные добровольные пожарные команды (ДПК) создаются в городских и сельских поселениях, территориальные добровольные пожарные дружины (ДПД) непосредственно в сельских населенных пунктах.

Вариант №1

организации территориальной ДПК (ДПД)

в виде самостоятельного юридического лица

Данный вариант наиболее сложен в своей реализации т.к. требует юридической регистрации для каждой создаваемой территориальной ДПК или ДПД и предусматривает штатные должности начальника ДПК (ДПД), бухгалтера, водителей (мотористов), что при условии отсутствия постоянных источников финансирования штатных должностей делает его реализацию затруднительной.

Читайте также:  Какими документами достаточно согласовать возможность работы из дома (хоум-офис)?

Инициативной группой граждан населенного пункта, сельского или городского поселения (не менее 3-х человек) проводится общее собрание, на котором принимают следующие Решения:

1) Об избрании Председателя собрания и Секретаря общего собрания.

2) Об утверждении повестки дня собрания.

3) О создании социально-ориентированного общественного учреждения «Добровольная пожарная команда (дружина) … населенного пункта или муниципального образования».

4) Об утверждении Устава учреждения.

5) Об избрании начальника учреждения.

6) Об избрании контрольно-ревизионного органа учреждения (Ревизора).

8) Об адресе исполнительного органа общественного учреждения.

Решения, принятые на собрании оформляются Протоколом общего собрания, который подписывается Председателем собрания и Секретарем собрания. Далее проводится регистрация общественного учреждения «Добровольная пожарная команда (дружина) …» в органах юстиции как юр. лицо по аналогии с регистрацией общественной организации «Добровольная пожарная охрана муниципального района Новосибирской области».

Вариант №2

организации территориальной ДПК (ДПД)

в виде обособленного структурного подразделения

общественной организации ДПО муниципального района

1) Начальником местного гарнизона пожарной охраны, Председателем Совета общественной организации ДПО муниципального района, представителями органов местного самоуправления, представителем подразделения ГПС Новосибирской области проводится сход граждан (жителей) муниципального образования или населенного пункта на которым проводится разъяснительная работа по вопросам организации деятельности добровольной пожарной охраны и имеющейся потребности их привлечения к этой деятельности, доводятся социальные и правовые гарантии добровольных пожарных. На сходе граждан принимается решение о создании добровольной пожарной команды (дружины) населенного пункта или муниципального образования в виде обособленного структурного подразделения общественной организации «Добровольная пожарная охрана муниципального района Новосибирской области».

2) Все граждане, изъявившие желание участвовать в деятельности добровольной пожарной команды (дружины) подают соответствующее заявление и вступают в общественную организацию ДПО своего муниципального района.

3) Решением Совета общественной организации ДПО муниципального района организуется добровольная пожарная команда (дружина) муниципального образования или населенного пункта в виде ее обособленного структурного подразделения, утверждается Положение о ДПК (ДПД), численный состав.

4) Между общественной организацией и администрацией муниципального образования заключается Соглашение о сотрудничестве, согласно которого муниципальное образование берет на себя обязательства по размещению и содержанию пожарной техники, оказывает меры поддержки добровольных пожарных, а общественная организация организует деятельность по предупреждению и участию в тушении пожаров силами ДПД (ДПК) на территории муниципального образования, организует обучение добровольных пожарных, представляет их законные интересы в рамках действующего законодательства.

Добровольная пожарная охрана: задачи и организация работы

Основные понятия

Основные понятия, установленные законодательством Российской Федерации:

  • добровольная пожарная охрана – социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц – общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
  • добровольный пожарный – физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
  • добровольная пожарная дружина – территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее участие в профилактике пожаров и (или) участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, оснащенное первичными средствами пожаротушения, пожарными мотопомпами и не имеющее на вооружении пожарных автомобилей и приспособленных для тушения пожаров технических средств;
  • добровольная пожарная команда – территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее участие в профилактике пожаров и (или) участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ и оснащенное пожарным автомобилем и (или) приспособленными для тушения пожаров техническими средствами.

Задачи

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 6 мая 2011 года №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» основными задачами добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:

  1. Осуществление профилактики пожаров.
  2. Спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим.
  3. Участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Порядок создания

Общественные объединения пожарной охраны создаются в три этапа:

  1. Организационные мероприятия по созданию добровольной пожарной охраны.
  2. Разработка проекта устава (положения).
  3. Государственная регистрация (не обязательна).

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 6 мая 2011 года №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» общественные объединения пожарной охраны могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

  • общественная организация;
  • общественное учреждение.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 6 мая 2011 года №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» общественной организацией пожарной охраны является основанное на членстве общественное объединение пожарной охраны, созданное физическими лицами и (или) юридическими лицами – общественными объединениями для осуществления совместной деятельности, защиты общих интересов и достижения уставных целей. Таким образом, учредителями общественной организации пожарной охраны могут выступать как непосредственно сами граждане (не менее трех человек) или общественные объединения по их инициативе, так и граждане совместно с общественными объединениями.

Членами общественной организации пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения, чья заинтересованность в совместном достижении целей и решении задач добровольной пожарной охраны в соответствии с нормами устава общественной организации пожарной охраны оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов объединения. Членам общественной организации пожарной охраны могут выдаваться удостоверения (членские билеты) установленного образца.

Общественные организации пожарной охраны для достижения уставных целей организуют и обеспечивают создание подразделений добровольной пожарной охраны, подготовку добровольных пожарных и материальное стимулирование участия добровольных пожарных в обеспечении пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 6 мая 2011 года №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» общественным учреждением пожарной охраны является не имеющее членства общественное объединение пожарной охраны, созданное в целях участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях и в организациях. Таким образом, общественные учреждения пожарной охраны должны состоять из добровольных пожарных – участников (а не членов) соответствующих общественных учреждений пожарной охраны.

В форме общественных учреждений пожарной охраны создаются добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины, ставящие своей целью участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ соответственно на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях (территориальные добровольные пожарные команды или территориальные добровольные пожарные дружины) или в организациях (объектовые добровольные пожарные команды или объектовые добровольные пожарные дружины).

Порядок принятия граждан в добровольные пожарные

Установка пожарного автомобиля на гидрант добровольными пожарными

Гражданин, изъявивший желание осуществлять деятельность в качестве добровольного пожарного, подает в соответствующее общественное учреждение пожарной охраны следующие документы:

а) заявление с просьбой о приеме в добровольные пожарные соответствующего общественного учреждения;

б) медицинскую справку установленной формы (образца), подтверждающую его способность по состоянию здоровья исполнять обязанности добровольного пожарного.

Рассмотрение документов гражданина и принятие решения о его приеме в добровольные пожарные соответствующего общественного учреждения пожарной охраны осуществляется в соответствии с порядком, определенным Уставом (Положением) общественного учреждения пожарной охраны.

Организация подготовки и несение службы добровольными пожарными

Боевое развертывание добровольных пожарных от АРС-14

К самостоятельной работе по участию в тушении пожаров допускаются только те добровольные пожарные, которые имеют соответствующую профессиональную подготовку.

Не имеющие специального профессионального образования в области пожарной безопасности добровольные пожарные и работники добровольной пожарной охраны в обязательном порядке проходят обучение по программам первоначальной и последующей профессиональной подготовки добровольных пожарных, разработанным и утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Первоначальная и последующая профессиональная подготовка добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны осуществляется непосредственно в подразделениях добровольной пожарной охраны.

В порядке, установленном руководителем соответствующего подразделения, с учетом особенностей охраняемых объектов и территорий городских и сельских поселений и межселенных территорий или на базе учебных центров (пунктов) Государственной противопожарной службы, пожарно-технических образовательных учреждений, а также других организаций, имеющих лицензию на обучение.

Программы первоначальной и последующей профессиональной подготовки добровольных пожарных должны разрабатываться применительно к программам, по которым обучаются в рамках первоначальной и последующей подготовки профессиональные пожарные. Первоначальная подготовка должна осуществляться в объеме, необходимом для выполнения добровольным пожарным возлагаемых на него обязанностей с учетом выполняемых им работ и технической оснащенности подразделения.

Программа подготовки добровольных пожарных разрабатывается для каждой категории должностей (руководителя подразделения, диспетчера, водителя, моториста, пожарного и др.) отдельно.

Нештатные должности, на которых добровольные пожарные будут осуществлять свою деятельность, выбираются ими самостоятельно, с учетом своих профессиональных навыков и умений.

Режим дежурства добровольных пожарных аналогичен режиму несения службы профессиональных пожарных. Отличие в режиме службы добровольных пожарных состоит только в том, что они могут осуществлять дежурство либо находясь 24 часа в расположении подразделения добровольной пожарной охраны, либо осуществлять дежурство на дому в режиме ожидания.

При получении сообщение о пожаре, и его адресе, добровольные пожарные прибывают либо непосредственно к месту пожара, либо, если им территориально ближе расположение подразделения добровольной пожарной команды, прибывают в подразделение и уже оттуда следуют к месту вызова.

История создания (видео)

О ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ДРУЖИНЕ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

I. Общие положения

1. На заводах, фабриках, складах и других предприятиях для охраны их от пожаров могут быть организованы добровольные пожарные дружины (ДПД) из рабочих, инженерно-технических работников и служащих данного предприятия.

2. При расположении нескольких предприятий на совместной территории, может создаваться объединенная добровольная пожарная дружина с распределением расходов по содержанию пропорционально между предприятиями, согласно заключаемого ими договора.

3. Для руководства работой добровольной пожарной дружины на предприятии устанавливаются штатные должности начальника дружины и его помощников (всего не более 4 чел.).

Установление количества штатных работников для каждого предприятия и назначение их производится руководителем предприятия по согласованию с органами пожарной охраны НКВД. Совмещение должности начальника дружины и его помощников с другими должностями не допускается.

4. Ответственность за противопожарное состояние предприятия, за организацию дружины и за своевременное выполнение указаний органов Государственного пожарного надзора несет руководитель предприятия. Ответственность за подготовку пожарной дружины и исправное состояние пожарного оборудования на предприятии несет начальник добровольной пожарной дружины.

Читайте также:  Имеет ли работодатель право сделать официальный запрос в районную больницу главному врачу по поводу больничного работника?

5. Начальник дружины подчиняется во всех отношениях руководителю предприятия.

II. Задачи добровольной пожарной дружины

6. В задачи дружины входит:

а) наблюдение за своевременным выполнением всех противопожарных правил и требований Государственного пожарного надзора, а также ликвидация пожаров и загораний на производстве и на территории охраняемого предприятия;

б) наблюдение за обеспеченностью предприятия средствами пожаротушения (водоснабжение, пожарное оборудование) и за исправностью и готовностью их к действию;

в) организация и проведение противопожарной пропаганды на предприятиях;

г) организация и проведение противопожарных мероприятий в условиях противовоздушной и химической обороны предприятия (ПВХО);

д) несение дежурств на пожарных постах предприятий.

III. Порядок организации дружины

7. Численный состав добровольной пожарной дружины определяется руководителем предприятия.

8. Членами добровольной пожарной дружины могут быть рабочие, инженерно-технические работники и служащие данного предприятия, достигшие 18-летнего возраста.

9. Все желающие быть членами добровольной пожарной дружины должны подать на имя начальника дружины письменное заявление с приложением подписки об обязательстве проработать в дружине не менее одного года.

10. До утверждения в члены дружины все подавшие заявления зачисляются начальником дружины практикантами дружины с испытательным сроком на два месяца. В течение этого срока практиканты обязаны пройти программу пожарного техминимума, установленного на предприятии, аккуратно выполнять все возложенные на них обязанности по дружине и сдать испытание.

По истечении практикантского стажа все сдавшие техминимум и хорошо выполнявшие свои обязанности принимаются в члены дружины общим собранием дружины и утверждаются руководителями предприятий по представлению начальника дружины.

Примечание. Лицам, не выдержавшим после двух месяцев стажировки испытания, срок стажировки может быть продлен еще на один месяц, после чего не выдержавшие испытания практиканты исключаются из списков дружины распоряжением начальника дружины.

11. Состав дружины и последующее изменения в ее личном составе объявляются приказом по предприятию.

12. Организованную на предприятии добровольную пожарную дружину руководитель предприятия обязан в 3-дневный срок зарегистрировать в местном органе пожарной охраны НКВД СССР, указав при этом:

а) численный состав дружины;

б) фамилию, имя и отчество начальника дружины и помощников;

в) наличие пожарного оборудования, состоящего на вооружении дружины.

13. Выход из дружины производится по собственному желанию члена дружины путем подачи об этом заявления начальнику дружины за шесть месяцев до указанного подателем срока увольнения.

IV. Организация службы дружины

14. Все члены дружины разбиваются по рабочим сменам предприятия с тем, чтобы в каждой смене было необходимое количество дружинников для несения службы по предупредительной противопожарной работе и организации пожаротушения имеющимися на предприятии средствами.

15. В нерабочее время на предприятиях устанавливается дежурство членов дружины в количестве, обеспечивающем пожарный надзор на предприятии и своевременный вызов пожарной помощи.

16. Руководство тушением пожара до прибытия городской пожарной команды осуществляет начальник дружины. По прибытии городской пожарной команды руководство переходит к прибывшему старшему начальнику городской пожарной охраны.

17. На наиболее ответственные и огнеопасные объекты предприятия начальником дружины составляются оперативные планы пожаротушения, которые согласовываются с местными органами пожарной охраны НКВД СССР и утверждаются руководителем предприятия.

18. Учебные занятия с дружинниками производятся согласно расписания, объявленного приказом руководителя предприятия, в свободное от работы время.

V. Обязанности начальника добровольной пожарной дружины

19. Начальник дружины обязан:

а) подготовить членов дружины предупреждать загорания на охраняемом предприятии, а при возникновении его — быстро ликвидировать;

б) систематически проверять и требовать от предприятия исправного содержания пожарного водоснабжения;

в) содержать в исправном состоянии противопожарное оборудование как в цехах, так и находящееся на вооружении дружины и следить за постоянной готовностью его к действию;

г) вести систематическую работу по предупреждению пожаров на охраняемом объекте и наблюдение за выполнением правил и мер пожарной безопасности;

д) разработать и знать оперативный план противопожарной обороны предприятия и планы пожаротушения отдельных цехов;

е) вести среди рабочих, инженерно-технических работников и служащих пропаганду противопожарных мероприятий путем проведения бесед, лекций, организации пожарных уголков в клубах и т.д.;

ж) обучить рабочих предприятия пожарно-техническому минимуму.

VI. Обязанности членов добровольной пожарной дружины

20. Члены дружины обязаны:

а) твердо знать правила и обязанности дружины, положение и инструкцию о ней;

б) выполнять возлагаемые на них обязанности и распоряжения начальника дружины;

в) являться по сигналу о тревоге к назначенному месту сбора и на занятия по установленному расписанию;

г) наблюдать за целостью и исправностью противопожарного оборудования как на предприятии, так и состоящего на вооружении дружины, и о всех замеченных недостатках немедленно сообщать начальнику цеха и начальнику дружины;

д) нести дежурство на предприятии по установленному расписанию дежурств в рабочее и нерабочее время;

е) наблюдать за соблюдением противопожарного режима на производстве во время работы и принимать меры к устранению замеченных недочетов, сообщая обо всем начальнику цеха и начальнику дружины или лицам, их замещающим;

ж) знать пожарный техминимум и пожарную опасность технологического процесса своего производства и меры пожарной безопасности во время работы в цеху;

з) вести противопожарную пропаганду среди рабочих, инженерно-технических работников и служащих предприятия, способствуя организации в цеху (в своей смене) ячеек противопожарной профилактики.

21. Никто из членов дружины не имеет права уйти с дежурства, учений или покинуть свою позицию на пожаре без разрешения своего непосредственного начальника.

VII. Порядок поощрений и взысканий

22. За активную работу члены добровольной пожарной дружины поощряются по представлению начальника дружины и руководителя предприятия: а) грамотами, б) деньгами, в) ценными подарками. За выдающиеся заслуги по предупреждению или ликвидации пожара члены дружины представляются к награждению:

а) специально установленными знаками и

б) общегосударственными наградами.

23. За несение службы в добровольной пожарной дружине членам дружины выплачивается ежемесячно дополнительное вознаграждение к основной зарплате в размере от 30 до 50 руб. в химической, машиностроительной, металлургической, нефтяной, угольной и энергетической промышленности и в размере от 20 до 40 руб. в пищевой, легкой, лесной, торфяной и цветной промышленности.

Примечание. Практиканты получают вознаграждение в половинном размере.

24. За невыполнение возложенных обязанностей, распоряжений начальника дружины, за нарушение правил внутреннего распорядка в дружине и другие проступки на виновных членов добровольной пожарной дружины налагаются следующие взыскания:

б) предупреждение об исключении из дружины;

в) исключение из дружины.

а) исключение из дружины с одновременным увольнением с предприятия.

За невыполнение распоряжений начальника дружины в боевой обстановке при тушении пожара виновные привлекаются к уголовной ответственности.

VIII. Содержание дружины

25. Все расходы по содержанию дружины несет предприятие, на котором она организована.

26. Дружине за счет предприятия должно быть предоставлено:

а) специальное помещение для дежурств и для содержания пожарного оборудования с отоплением и освещением;

б) пожарное оборудование, инвентарь и другие материалы и принадлежности, необходимые для осуществления нормальной работы дружины;

в) боевое обмундирование для работы на пожарах: брезентовая куртка, брезентовые брюки, спасательный пояс с карабином, каска и брезентовые рукавицы.

27. За время, потраченное дружинниками при тушении пожара, происшедшего в рабочее время, за дружинниками сохраняется их заработная плата по основной работе.

28. Члены добровольных пожарных дружин страхуются от несчастных случаев при выполнении своих обязанностей за счет предприятия.

29. Начальнику дружины и его помощникам предоставляется администрацией предприятия квартира в непосредственной близости к предприятию. Члены дружины пользуются правами на первоочередное получение квартир в домах предприятий, расположенных и непосредственной близости к нему.

30. Ответственность за делопроизводство по дружине несет начальник дружины. Предприятия обеспечивают дружины средствами для ведения делопроизводства.

Внутренних Дел Союза ССР

к Постановлению СНК Союза ССР

от 6 мая 1938 г. N 601

ОСНОВНЫХ ОКЛАДОВ ПО АППАРАТУ И ЧАСТЯМ

ГОРОДСКОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ НКВД СССР

N п/пДолжностиОклады содержания для городов
Москва, Ленинград, КиевРостов, Свердловск, Горький, Харьков, ОдессаДля остальных городов, являющихся республиканскими, краевыми и областными центрами, согласно прилагаемого списка
1-я группа2-я группа3-я группа
I. Для аппаратов ГПО городов
Начальник пожарной охраны города
Зам. начальника пожарной охраны города
Пом. начальника пожарной охраны города
Оперативный дежурный по городу
Начальник отдела
» отделения
Старший инспектор
Инспектор
» для поручений
Автотехник
Автомеханик
Начальник материального обеспечения
Начальник финансовой части
Бухгалтер

Примечание. НКВД СССР предоставляется право при увеличении численности пожарной охраны городов относить последнюю из одной группы в другую.

Продолжение приложения N 1

Начислен. личного состава
От 50 чел. и болееОт 25 до 50 чел.До 25 чел.
II. Для команд (частей) ГПО
Начальник ГПК
Пом. начальника ГПК, к нему приравненный начальник пожарного поста
Инспектор (инструктор), к нему приравнен. техник-радист, начальник центральн. телефонной станции
Начальник дежурной смены, к нему приравнен. начальник катера
Начальник материального обеспечения
Начальник автохода, к нему приравнен. старший диспетчер, моторист, радист, старший связист
Пом. начальника автохода, к нему приравнен. монтер пожарной сигнализации, связист 1-го разряда, прожекторист 1-го разряда, диспетчер
Рядовой пожарный 1-й категории, к нему приравнен. телеграфист, прожекторист, связист, рулевой катера
Рядовой пожарный 2-й категории, к нему приравненный телефонист
Рядовой пожарный 3-й категории

Примечание 1. При введении должности политрука вместо пом. начальника по политической части оклад содержания устанавливается наравне с начальником.

Примечание 2. Лица, занимающие должности помощников, не поименованные в настоящем перечне, получают заработную плату на 10% меньше начальников.

Примечание 3. Остальные должности (врачи, лекпомы, секретари, делопроизводители-машинистки, зав. складом, обслуживающие) оплачиваются по госнормированию.

Продолжение приложения N 1

ГруппыДля городовДля Ростова, Свердловска, Горького, Харькова, Одессы и других городов, являющихся республиканскими, краевыми и областными центрами
Москва, Ленинград, Киев
Категории шоферов
1-я категория2-я категория1-я категория2-я категория
III. Для шоферов
1-я группа
На машинах с механич. лестницами и специальных машинах
2-я группа
На машинах с автонасосами и легковых оперативных машинах
3-я группа
На всех остальных машинах

к Постановлению СНК Союза ССР

от 6 мая 1938 г. N 601

СПИСОК

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector